Научная статья на тему 'Свободное пространство физической культуры'

Свободное пространство физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ / СТРАХ НЕУДАЧИ / FEAR OF FAILURES / МЕТОДИКА "СВОБОДНОГО ПРОСТРАНСТВА" / METHODIC OF "FREE SPACE" / ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ ДЕТЕЙ / TEMPORARY COMMUNITY OF CHILDREN / PHYSICAL CULTURE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованов Сергей Ефимович, Кучерявенко Андрей Сергеевич

Школа «Орлёнка» учебное учреждение, объединяющее учащихся из лицеев, гимназий, специализированных классов и школ, национальных школ, детских домов и интернатов, кадетских корпусов, общеобразовательных школ, обеспечивая непрерывность образования школьников по учебному плану 25 уроков в неделю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободное пространство физической культуры»

СВО ВОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО физической культуры

Сергей Ефимович Милованов,

учитель физической культуры школы ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», заслуженный работник физической культуры Краснодарского края

Андрей Сергеевич Кучерявенко,

учитель физической культуры школы ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»

В «Орлёнок» приезжают школьники 5—10-х классов из всех регионов страны. Школа «Орлёнка» — учебное учреждение, которое в ходе каждой смены объединяет учащихся из лицеев, гимназий, специализированных классов и школ, национальных школ, детских домов и интернатов, кадетских корпусов, общеобразовательных школ, обеспечивая непрерывность образования школьников по учебному плану 25 уроков в неделю.

• урок физкультуры • страх неудачи • методика «свободного пространства»

• временный коллектив детей

п

редметом совместной работы учителя и ученика является не учебный материал, а учебная деятельность. Согласно учебному плану в 5 — 7-х классах три раза, в 8—10-х классах два раза в неделю проходят уроки физической культуры. В школе имеется оборудованный современный спортивный зал площадью 700 м2 с трибунами для болельщиков на 400 посадочных мест.

Специфика работы в нашей школе связана с тем, что школьники находятся у нас ограниченное время, смена длится 21 день, а также с тем, что, приезжая из разных регионов России, с разных климатических, временных поясов, дети имеют разные антропометрические данные, разное физическое развитие, разные социальные условия,

возможности, разный уровень воспитания. Прибывая во Всероссийский детский центр «Орлёнок» и проживая здесь, ребёнок как м трижды меняет коллектив:

• делегация — во время пути следования в Центр;

• отряд — проживание в детском лагере;

• класс — обучение в школе.

Процесс акклиматизации, адаптации в каждом коллективе — это большой стресс, очень большая нагрузка на психику ребёнка, поэтому задачи перед нами, педагогами — прежде всего создать комфортные условия для пребывания, обучения, отдыха ребёнка, сохранить здоровье, обезопасить от негативных явлений. Планируя свою деятельность, мы ориентируемся на образовательные и воспитательные стандарты, но учитываем и трудности, с которыми сталкиваются ребята, находясь в новом коллективе.

Народное образование 2'2015

ПЕДАГОГИКА КАНИКУЛ

Взаимоотношения в детском коллективе

В каждом коллективе есть лидеры (положительные, отрицательные), которые влияют на общую атмосферу, и основная масса, которая им подчиняется. Время адаптации проходит у всех по-разному, оно зависит от социальной среды, где живёт ребёнок, от воспитания, национальной принадлежности и от талантливости. Важным качеством современных детей стоит назвать ощущение своего «Я» в мире, которое чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения. Каждый подросток, чтобы заслужить авторитет среди своих сверстников, пытается чем-либо выделиться, показать своё превосходство. При заполнении графы «Достижения дома» зачастую дети завышают свои данные (чемпион по карате, победитель каких-либо соревнований, конкурсов, олимпиад), поскольку учащийся хочет, чтобы это услышали все в классе. Бывает наоборот, есть скромные, скрытные, которые боятся сказать лишнее, ошибиться в своих действиях, так как могут потерять свой авторитет в коллективе и у них появляется чувство страха. Страх, беспокойство, тревога — известные спутники трусости, они подавляют в школьнике зачатки смелости. Боязнь быть отвергнутым, потерпеть неудачу изматывает любого. В результате ребёнок утрачивает чувство собственного достоинства и может навсегда потерять чувство смелости.

Вот почему задача учителя — найти средства и способы, позволяющие школьнику преодолеть боязливость, нерешительность, ориентируясь на его возможности. Важно оказать поддержку, когда ребёнок старается проявить себя. Суть педагогической поддержки можно выразить тремя словами: проблема, защита, самостоятельность.

Проблема — это индивидуальное негативное состояние личности в данный момент. Защита — действие учителя для обеспечения физической, психической, моральной безопасности ребёнка. Самостоятельность — желаемый результат совместных действий учителя и ученика, способность ребёнка справиться со страхом.

Вот первый урок физической культуры: входят ребята, в глазах тревога, у многих возникает

ощущение, будто над ними нависла угроза: «А вдруг у меня не получится? А вдруг сейчас будем играть в баскетбол? А я не умею! Лучше я скажу, что плохо себя чувствую, и меня не будут беспокоить, зато я не опозорюсь перед классом». В этом случае наша задача — оказать максимальную поддержку ученику. Только в совместном движении к преодолению ребёнком страха и при доброжелательности учителя возможен успех. А положительный результат может быть достигнут при безусловной вере в успех. Только при таких условиях поддержка учителя будет принята ребёнком.

Работая над программой по физической культуре, мы задумались, как сделать уроки доступными, интересными для всех школьников, прибывающих к нам на отдых. Акцент сделали на игры (подвижные, спортивные). Основными принципами работы стали:

• обеспечение безопасности школьной среды;

• организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью;

• использование методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников;

• формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни;

• тесный контакт с педагогами детских лагерей и медицинским персоналом.

Все эти принципы находят отражение в нашей педагогической практике. Для повышения эмоциональности уроков используем игровой или групповой методы. Наиболее эффективен игровой метод, особенно с учащимися младшего и среднего возраста. Широко используем различные варианты подвижных игр, основанных на соревновательных элементах, всевозможные кратковременные эстафеты и конкурсы, позволяем учащимся заниматься индивидуально по заданию. Но модернизация процесса физического воспитания вынуждает нас, учителей с большим опытом работы в школе «Орлёнка», отходить от старых правил, разнообразить методы обучения, решаться на эксперименты.

Народное образование 2'2015

С.Е. Милованов, А.С. Кучерявенко. Свободное пространство физической культуры

«Свободное пространство»

Столкнувшись с нежеланием многих детей учиться и заниматься физической культурой, мы пришли к мысли: «А не дать ли детям больше самостоятельности на уроке?» Учитывая трудности адаптации ребёнка во временном коллективе (классе), решили использовать методику «Свободное пространство». Учащиеся по своему желанию и способностям выбирают деятельность, игру или занятия с определёнными предметами (мячом, обручем, скакалкой, гантелями), придумывают свою программу и организуют с помощью учителя её выполнение. Наша задача — создать условия, чтобы «свободное пространство» работало с большей результативностью. Для этого спортивный зал должен быть оснащён самыми разнообразными спортивными снарядами (включая и нестандартные), необходимо иметь достаточное количество инвентаря. Вот тогда «свободное пространство» позволяет проследить личную траекторию развития ребёнка, понять, что с ним происходит и чем бы он хотел заниматься, что у него получается, а что нет, и в чём нужна помощь учителя.

На первом, организационном уроке мы знакомимся с учениками и предъявляем им гигиенические требования, правила поведения на уроке, при чрезвычайных ситуациях и обязательно в игровой форме договариваемся о правилах совместной работы в течение смены. В чём эти правила? Ученики приходят на урок физической культуры, имея спортивную форму. Те, кто по состоянию здоровья готовы заниматься, выходят на спортивную площадку и под руководством учителя выполняют общеразвиваю-щую разминку.

В основной части урока учитель предоставляет следующий выбор деятельности (исходя из возможности материально-технической базы и возрастной категории учащихся): игра в пионербол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон в парах, занятия индивидуально с баскетбольными, волейбольными мячами, упражнения со скакалкой, обручем, гимнастическими палками и т.д. Возможен вариант смены деятельности, то есть ученик в течение

урока может использовать все предоставленные ему возможности. Наиболее подготовленные ученики по своему желанию осуществляют судейство проводимых игр.

Роль учителя в том, чтобы правильно организовать процесс деятельности, контролировать выполнение правил техники безопасности и оказывать индивидуально методическую помощь в выполнении технических элементов.

Положительным считается тот результат, при котором ученик работал в течение всего урока, учитывая возможность смены деятельности, такая работа оценивается отметкой «отлично». Особое внимание обращаем на то, что каждая отметка ученика должна сопровождаться комментарием учителя в заключительной части урока.

Положительная сторона такого урока проявляется в следующем:

1. Плотность урока составляет 100%.

2. Нет давления со стороны учителя, ученик имеет право выбора.

3. У подростков возникает интерес к индивидуальным занятиям физическими упражнениями, появляется чувство уверенности и потребности совершенствовать приобретённые навыки и использовать их

в коллективных играх, где есть возможность проявить себя как личность.

4. Есть возможность проявить себя в качестве организатора, судьи, капитана команды.

5. Появляется возможность выбрать себе любимый вид спорта и совершенствовать своё мастерство в нём.

Актуальная сегодня проблема — нежелание учащихся заниматься физической культурой — даёт повод для беспокойства о состоянии здоровья подрастающего поколения и нации в целом, в связи с этим задача учителей физической культуры — «разбудить» подростка, заинтересовать его разнообразием и возможностями средств физической культуры для развития организма и сохранения собственного здоровья. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.