Научная статья на тему 'Свободная конвертируемость рубля путь к конкурентоспособности на мировом рынке'

Свободная конвертируемость рубля путь к конкурентоспособности на мировом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2029
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
валютное регулирование / ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК / валютные ограничения / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / Либерализация / Свободная конвертируемость / currency regulation / Currency market / currency limitations / currency rate / state regulation / liberalization / Free convertibility

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юркова Т. С.

Статья посвящена актуальной проблеме либерализации российского валютного рынка, причинам перехода к данной системе валютного регулирования, вызванными не только необходимостью достижения страной конвертируемости своей национальной валюты, но и ее поддержания качественным изменениям, как во внутренней экономике страны, так и в ее экономических отношениях с внешним миром сущности и тонкостям обеспечения свободной конвертируемости российской валюты, которая способствует созданию успешного и конкурентоспособного производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the liberalization of the Russian currency market and the reasons for transition to the system of currency regulation called forth by the necessity to make the Russian ruble convertible and support it. The author discusses qualitative changes both in the country"s domestic economy and in its economic relations with other countries and specificities of the free convertibility of the Russian ruble, which will create conditions for successful competitive production.

Текст научной работы на тему «Свободная конвертируемость рубля путь к конкурентоспособности на мировом рынке»

Следует особо подчеркнуть, что PayCash представляет собой банковскую систему безналичной оплаты не просто розничных платежей, но платежей на крайне незначительные суммы, исчисляемые десятками, максимум сотнями рублей. Другие аналогичные конкурентоспособные системы в данное время в Российской Федерации нам неизвестны. Хотя в потенциале таковые существуют.

В этой связи хотелось бы упомянуть новый проект Санкт-Петербургского метрополитена. В последнее время все чаще в СМИ появляется информация о том, что в скором будущем оплата проезда в метрополитене будет производиться соответственно тарифным зонам с помощью специальных предоплаченных карт. Данная идея у Санкт-Петербургского метрополитена возникла еще в 2003 году, когда осуществлялась замена бумажных единых и льготных проездных билетов на единые именные проездные билеты на основе Бесконтактной смарт-карты (БСК). Планировалось, что через два года метрополитен будет вводить зонные тарифы и вводить Бесконтактные смарт-карты (БСК) на основе электронных кошельков.

К сожалению, финансовый кризис внёс свои коррективы в инвестиционные программы метрополитена, увеличив сроки проекта, требующего для своей реализации значительных инвестиций: для внедрения системы зонной оплаты требуется установка турникетов с электронными считывающими устройствами как на входе, так и на выходе из каждой станции метро. Также при создании данной системы придется учесть усиленные требования по информационной безопасности, и уделить особое внимание синхронизации данных, получаемых с турникетов, для снятия денежных средств с карты пассажира.

Но, несмотря на все эти сложности, у метрополитена и Комитета по транспорту Санкт-Петербурга имеются далеко идущие планы относительно этого проекта. Планируется организовать

многофункциональное использование БСК с нанесением на нее данных по оплате проезда во всех видах транспорта, а также возможностей оплаты других товаров, работ и услуг. Конечной целью данного проекта является создание самостоятельной платежной системы с высоким уровнем распространения карт среди населения. То есть глобальная суть проекта заключается в том, что создается платежная система с узкой специализацией, но способная привлечь значительную долю населения, а потом в данной системе расширяется спектр предлагаемых услуг. И в итоге получается крупная платежная система с большой долей рынка на крепкой социальной основе, предлагающая широкий спектр услуг. В идеальных условиях такая система даже может претендовать на роль монополиста на рынке «микроплатежей», ведь всегда удобнее иметь одну карту «на все случаи жизни».

В мире уже имеется положительный опыт развития систем такого рода. Например, в Гонконге существует платежная система Octopus Card, которая первоначально создавалась для выпуска проездных билетов на основе смарт-карт для Гонконгского метро. В процессе эволюции данная система превратилась в систему универсальных предоплаченных платежных карт.

Возникнув 10 лет назад, система Octopus смогла вытеснить таких конкурентов, как VisaCash и Mondex, и занять лидирующие позиции на рынке платежных карт в Гонконге (ее доля на рынке составляет более 50%). Владельцами карт системы Octopus являются 95% жителей Гонконга. Ежедневно на территории Гонконга совершается свыше 10 млн. операций с использованием карт данной платежной системы.

Если же вернуться к проекту Санкт-Петербургского метрополитена, то при его успешной реализации и развитии он претендует на роль инновационного прорыва в области развития платежных систем России.

Литература

1. Кузьмин А.Л. Риски платежных систем: мотивированные суждения или формализованные оценки? Парадигмы надзора и наблюдения // Деньги и кредит. — 2009. — № 11. — С.29-38.

2. Ролдугин И.М., Шмырина Ю.В. Развитие безналичных расчетов с использованием платежных карт // Деньги и кредит. — 2009. — № 7. — С. 65-69.

3. www.paycash.ru

4. http://www.discoverhongkong.com/russia/trip-planner/hongkong-money.html

5. Chakravorti S. Theory of Credit Card Networks // Review of Network Economics. — 2003. — Vol.2. — Issue 2 (June).

СВОБОДНАЯ КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ РУБЛЯ - ПУТЬ К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Т.С. Юркова,

соискатель кафедры международных финансовых и кредитных отношений Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, начальник отдела административного производства и судебной защиты территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Санкт-Петербурге

Tanjau@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме либерализации российского валютного рынка, причинам перехода к данной системе валютного регулирования, вызванными не только необходимостью достижения страной конвертируемости своей национальной валюты, но и ее поддержания; качественным изменениям, как во внутренней экономике страны, так и в ее экономических отношениях с внешним миром; сущности и тонкостям обеспечения свободной конвертируемости российской валюты, которая способствует созданию успешного и конкурентоспособного производства.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный рынок, валютные ограничения, валютный курс, государственное регулирование, либерализация, свободная конвертируемость

УДК 33(338); ББК 65

Достижение и поддержание конвертируемости национальной валюты это сложная экономическая проблема, связанная с глубокими качественными изменениями, как во внутренней экономике страны, так и в ее экономических отношениях с внешним миром. Поэтому введение режима конвертируемости ва-

люты требует серьезной подготовки и создания необходимых экономических условий и предпосылок. Этим и объясняется разновременность перехода зарубежных стран по мере их готовности к режиму конвертируемости своих национальных валют, а также разная степень или форма конвертируемости,

которой обладают эти валюты. В настоящее время из 156 государств-членов Международного валютного фонда национальные денежные единицы только примерно около 70 из них обладают статусом конвертируемых валют. Это те страны, которые согласно уставу МВФ (статья VIII) взяли на себя обязательства воздерживаться от введения торговых и платежных ограничений по текущим коммерческим операциям, не совместимых с режимом конвертируемости валюты, и тем самым поддерживать этот режим своих валют.

Основная группа западноевропейских стран Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Швеция, Ирландия и Люксембург смогла это сделать лишь в феврале 1961 года. Этим странам потребовалось 15 лет для того, чтобы восстановить конвертируемость своих валют после окончания второй мировой войны. Другие государства подошли к этому рубежу позже. Так, например, Япония ввела конвертируемость своей валюты в 1964 г., Дания в 1967 г., Финляндия в 1979 г., Испания 1986 г., Индонезия 1988 г., Турция в 1990 г. Большинство этих стран поддерживают конвертируемость национальных валют только по текущим коммерческим операциям и сохраняют различного рода ограничения на операции, связанные с заграничными инвестициями и другими международными перемещениями капиталов. Примерно 15 стран распространяют режим свободной конвертируемости своих валют на все виды внешнеэкономических операций. Среди них такие страны, как США, Германия, Канада, Великобритания, Япония, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие, Только недавно к ним добавились некоторые западноевропейские страны, в том числе Франция и Италия, которые до самого последнего времени сохраняли некоторые ограничения на операции, связанные с движением капиталов [2].

Говоря о России, в прогнозах сроки введения конвертируемости рубля колеблются от 34 до 15-20 лет. Называется много причин, препятствующих более быстрому решению данного вопроса. Это и отсутствие должного товарного покрытия рубля, и неразвитость оптовой торговли, и необходимость осуществления мер по оздоровлению финансов страны и экономики в целом и т.д.

Конвертируемость рубля — это условие для интеграции нашей экономики в мировое хозяйство. Она обеспечит нашим предприятиям, ведущим внешнеторговые операции, финансовую самостоятельность и полный хозрасчет, создаст нормальные условия для работы совместных предприятий, облегчит внешнеэкономические связи в целом. Конвертируемость рубля даст возможность соизмерять нашу экономику с западной, наши издержки с издержками других стран и, наконец, «иметь объективный показатель экономического веса РФ в мировом хозяйстве. Поэтому, видимо, конвертируемость рубля не только нужна, но и крайне необходима [5].

Переход к конвертируемости рубля должен осуществляться поэтапно. В случае неподготовленного должным образом введения конвертируемости рубля его курс на рынке будет стремительно падать, так как накопленные в государственном и частном обороте сотни миллиардов непокрытых товарами рублей выплеснутся на валютный рынок в погоне за иностранными денежными знаками, имеющими более полное товарное обеспечение.

Конвертируемость может быть рассмотрена в разных планах. Необходимо отметить, что обеспечение конвертируемости любой валюты, в том числе и рубля, это длительный процесс перехода от одного этапа к другому этапу. Этот процесс не одноактный. Так, в России в течение уже 10 лет имеет место внутренняя конвертируемость рубля. Это свободный обмен рубля на иностранную валюту в обменных пунктах.

Конвертируемость рубля — задача, которая поставлена и которая объявлена еще с 1 июля 2006 г., сегодня предполагает не только обмен национальной валюты (рубль) на внутреннем рынке, но и свободный обмен национальной валюты в зарубежных странах.

Для этого необходимо выполнить два условия:

Первое условие — это либерализация (снятие всех ограничений), связанных с движением денег (рубль); все ограничения должны быть сняты.

Второе условие связано с тем, чтобы зарубежные банки в структуре своих активов имели рубли, т.е. это заинтересованность зарубежных банков или банков-нерезидентов в накоплении рублёвой массы и банковских, финансовых операциях с этой массой.

В нынешних условиях либерализация валютного курса практически обеспечена полностью. Сняты все ограничения движения российских денег. Здесь можно отметить, что либерализация осуществилась.

Для обеспечения конвертируемости рубля необходима заинтересованность банков-нерезидентов в накоплении в структуре своих активов рублёвой массы. Она связана с тем, чтобы банки-нерезиденты были заинтересованы в осуществлении операций по рублёвому кредитованию импортёров российских углеводородов. Кроме этого, очень важно и крайне необходимо, чтобы банки-нерезиденты испытывали доверие не только к возможности приобретения углеводородного сырья на территории России и за рубежом, но и чтобы, в принципе, испытывали доверие к российскому государству. В настоящее время, в России банковская система делает лишь первые шаги.

Помимо указанных основополагающих условий полной и свободной конвертируемости рубля необходимо снять ограничения с операций движения капитала. Определенные шаги уже сделаны в этом направлении, так в мае 2006 года отменена обязательная продажа валютной выручки, а с 1 июля 2006 г. отменены резервирование и специальные счета. Правительство РФ и Банк России с 1 июля 2006 г утрачивает право устанавливать ограничения на определенные операции движения капитала [1]

Опыт других стран показывает, что условия, которые дали возможность осуществить либерализацию движения капитала и валюты, свидетельствует о том, что только на экспорте углеводородов свободно конвертируемую валюту, а тем более преуспевающую экономику построить невозможно.

Одной из главных задач российской экономики является ее диверсификация и придание ей инновационного характера. Конвертируемость рубля станет реальной при условии, если Россия выйдет на международный рынок с конкурентоспособной продукцией, а не только сырьем.

На основе анализа статистического и фактического материала приходим к выводу, что перспектива полной и свободной конвертируемости рубля в конечном счете определяется модернизацией экономики на путях инновационного процесса, который безальтернативно обеспечит конкурентоспособность экономики.

Формально, с либерализацией валютного законодательства рубль становится конвертируемой валютой, однако для достижения ее реальной конвертируемости необходимо, чтобы существенно укрепилось доверие к рублю в мире, и чтобы спрос на рубли обеспечивался его широким использованием в системе международных расчетов.

Достижение полной конвертируемости рубля предполагает отмену всех юридических ограничений, как по текущим операциям, так и по капитальным, что уже реализовано.

Безусловно, обычная отмена всех оставшихся ограничений ни к чему не приведет, но будет способствовать созданию предпосылок для достижения реальной конвертируемости.

Кроме того, необходим целый комплекс мер, направленных на сближение номинального курса рубля и курса по паритету покупательной способности. Сейчас стоимость рубля по паритету покупательной способности, по разным оценкам, составляет около 15 рублей. К тому моменту, когда все мировые инвесторы и предприниматели признают рубль, как очередную мировую валюту, эта разница должна составлять не более 20%. Это может быть осуществлено как снижением номинального курса рубля, так и ростом паритета покупательной способности. Все эти меры могут быть реализованы в течение пяти лет, но это должна быть очень напряженная работа [3].

Ускорение процесса по отмене ограничений на капитальные операции связанно с конъюнктурно-политическими моментами, а именно июльским Саммитом стран большой восьмерки, и обсуждением проблем вступления России в ВТО. К тому же, существующие ограничения сейчас уже практически не несут смысловой нагрузки для российской экономики. Этот шаг может привести на рынок самых консервативных западных портфельных инвесторов (пенсионные и пр. фонды), которых привлекает текущее устойчивое состояние нашей экономики и укрепление рубля. Объектом же их вложений являются государственные ценные бумаги, бумаги субъектов федерации и муниципальных образований. Вследствие этого, в среднесрочной перспективе сильного эффекта для российского фондового рынка в целом не ожидается.

Существует еще один признак конвертируемости валюты — использование ее в качестве резервной. Настоящее признание валюты начинается тогда, когда ее используют в своих резервах банки других стран. На внешней эмиссии Банк России даже сможет заработать дополнительные средства без инфляционных последствий.

В настоящий момент основными резервными валютами являются доллар и евро. Однако если верить, например, китайцам, то рубль уже просочился в их валютные резервы — об этом Народный банк Китая заявил в ходе недавней ревальвации юаня. Тогда банкиры сообщили, что в корзину валют входит свыше 30 денежных единиц разных стран.

Таким образом, изменение статуса рубля — задача долгосрочного характера, она не решается эволюционным путем и не решается за счет отдельно взятых мер. Для того, чтобы это случилось, должны одновременно произойти несколько качественных изменений. Изменения, эти, на наш взгляд, такие:

Первое. Приобретение рублем статуса резервной валюты в странах СНГ, как результат определенных политических усилий.

Второе. Превращение России в площадку для оборота прав на капитальные активы, находящиеся в странах СНГ. Речь может идти, прежде всего, о формировании рынка российских депозитарных расписок.

Третье. Переход Банка России к монетизации экономики под расширяющийся оборот капитальных активов — как российских, так и обращающихся на рынке прав на зарубежную собственность.

Если мы будем надеяться на то, что рост доверия к рублю, превращение рубля в сильную валюту произойдет автоматически, по мере накопления валютных резервов, у нас скорее всего, ничего не выйдет. Поскольку всем будет очевидно, что стабильность валюты, под которой есть только огромные резервы, но нет привлекательных и емких рынков капитальных активов, стоит немногого.

Автор отдаёт себе отчёт в том, что в настоящее время российская экономика не обладает полной конкурентоспособностью. В российской экономике только её отдельный фактор, который состоит в углеводородном сырье, является конкурентоспособным, но это конкурентоспособность «ценовая», а не «качественная», так как это продукт, природный ресурс, который имеет то качество, которое создала природа, и человеческий труд в его качестве не участвует.

Поэтому стоит реальная задача, которая должна обеспечить полную и свободную конвертируемость. Реальная задача — обеспечение конкурентоспособности экономики, и здесь единственный путь состоит в модернизации структуры экономики, в развитии и обеспечении конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности.

Для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции этих отраслей, единственно возможным путём, является перевод экономики на инновационные рельсы.

Это означает, что в ближайшие годы необходимо обеспечить на основе новых технологий подъём промышленного производства, создание нового продукта, аналога которого нет на мировых рынках. Использование новых наукоёмких технологий должно обеспечить конкурентоспособность по отношению к той продукции, которой не существует на мировом рынке.

Представитель Bank of England назвал «мощным и логичным» шагом по продвижению экономических и структурных реформ решение правительства РФ об отмене ограничений в сфере валютного регулировании. Было отмечено, что это «может

увеличить привлекательность российских финансовых рынков» и «потенциально поднять интерес к рублю» [7].

Высокопоставленный сотрудник одного из британских инвестфондов Джулиан Майо отмечал: «Рубль уже сейчас выглядят исключительно привлекательно на фоне нынешней бури на мировых рынках, когда обваливаются обменные курсы многочисленных валют. С Россией приходится все больше считаться. Не за горами время, когда рубль может стать одной из желанных единиц» [8].

Наконец, не стоит забывать, что конвертируемый рубль уменьшит зависимость России от иностранных валют.

Положение доллара США из-за дисбаланса американской экономики эксперты считают неустойчивым. Мало того, многие убеждены, что он обречен на чувствительную девальвацию. Евро тоже не безупречен — недаром в основе золотовалютных резервов европейского Центрального банка лежит тот же доллар. При этом раскладе полностью полагаться на доллар или завязанное на него евро может быть просто опасно. Следовательно, нужно быстрее добиваться конвертации рубля. Однако не все так просто.

Конечно, глобальная экономика и открытость таят в себе немало рисков, поэтому каждый шаг по либерализации нужно тщательно выверять. Видный экономист М. Мусса, который был одним из экономических советников президента США Рейгана, а затем в течение десяти лет занимал пост директора департамента исследований МВФ, указывал: «Высокая открытость к международным движениям капиталов, особенно краткосрочных, может быть опасна для стран, проводящих непоследовательную макроэкономическую политику, а также для недостаточно капитализированных или неадекватно регулируемых финансовых систем». Это тем более актуально, если учесть, что по уровню монетизации (отношение денежной массы к ВВП) российская экономика занимает одно из последних мест в мире (этот показатель составляет менее 30%). В связи с этим нам нужно четко представлять, какие механизмы будут использоваться в случае кризисного развития ситуации, бегства капиталов и т. д.[1].

Понятно, что решение проблемы экспортных расчетов в рублях будет предполагать изменение многих сложившихся правил. Таких, например, как расчеты в долларах за нефть и некоторые другие товары (что выгодно в первую очередь самим Соединенным Штатам). Хотелось бы, однако, оценить, какие есть реальные доводы кроме того, что «так принято», которые действительно делали бы такую практику не подлежащей никаким изменениям.

Более системная задача — формирование некоторых сегментов рынка российских экспортных товаров, где рубль выступал бы в качестве валюты цены. Эта проблема имеет не только «технологический», но и геоэкономический, а также политический аспект. Ее решение зависит и от того, какое место занимает Россия на тех или иных международных рынках или в интеграционных механизмах (например, СНГ, которое могло бы заложить основы указанных процессов), сколь в принципе востребован рубль третьими странами, какова в конечном итоге макроэкономическая ситуация в самой России и чего ожидать в будущем [4].

В любом случае вопросы, естественно, будут возникать. Но главное — начать профессиональный технический анализ всех положительных и отрицательных последствий, трезво оценить все возможные риски и пути их уменьшения, скоординировать данный шаг с другими мерами экономической политики в их взаимосвязи. Только тогда можно надеяться, что глобальные правила игры дадут нам реальные преимущества и укрепят позиции страны в мире несмотря на текущее состояние кризиса.

Литература

1. Артемов Н.М. Валютные ограничения: Учеб. пособие. — М.: Профобразование, 2006.

2. Гребнев А.Д. Регулирование валютного курса и платежного баланса: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2008.

3. Долотенкова Л.П. Обменный курс и паритет покупательной способности валют: Стат. исслед. — М. : Моск. межбанк. валют. биржа, 2007.

4. Навой А. О проблемах введения полной конвертируемости рубля // Рынок ценных бумаг. — 2006. — N 20.

5. Сатирян С.А. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития // Рос. акад. наук, Центр внешнеэкон. исслед. — М.: Наука, 2007.

6. Сударев А.Н. Политика и экономика конвертируемости рубля // Эксперт. — 2007. — №9.

7. Филимонова Е.М. Передвижение валюты без проблем // Главная книга. — 2007. — №20.

8. Хавин А. Переход России к полной конвертируемости рубля: прогнозы и оценки // Финанс. — 2007. — №3.

26 1

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА

КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Г.Л. Багиев,

заведующий кафедрой маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ

bagiev@finec.ru

А.О. Шульга,

магистрант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

В рамках концепции маркетинга взаимодействия приводятся концептуальные основы формирования метрики ключевых характеристик результатов маркетинговой деятельности и методики их измерения. Рассматриваются области экономических измерений маркетинговых метрик, которые предлагается использовать при экономической оценке маркетинговых мероприятий.

Ключевые слова: Маркетинг взаимодействия, экономические измерения, метрика маркетинговой деятельности, экономическая эффективность

УДК 339ю138; ББК 65.290-2

Маркетинг как философия и инструментарий предпринимательства активно внедряется и используется в процессе формирования материальных и нематериальных активов рыночных структур. При этом маркетинг рассматривается ключевым фактором в завоевании предпочтения покупателя, так как выступает эффективным средством роста конкурентоспособности и создания капитала коммерческих образований, а также источником потока наличности [1, 2].

Создание ценности, в процессе которой участвует маркетинг, тесно связано с рациональным поиском и использованием материальных ресурсов энергии и информации. Чтобы управлять процессом создания ценности его нужно измерять. Измерение можно рассматривать как процесс взаимодействия измеряемой и измеряющей системы в определенный момент их состояния в потоке времени. Измерению подлежат все процессы, которые включены в поток создания добавочной стоимости. Это не только финансовые, но и логистические, материальные, энергетические, информационные, маркетинговые и другие потоки, которые представляют первую систему коммерческой структуры. В этой структуре маркетинговые потоки выступают ключевыми, интегрирующими, так как открывают возможность изучить причины и определить пути повышения эффективности на рынке.

Требования, предъявляемые к хозяйственной деятельности, условия нестабильности окружающей среды, повышение роли значимости покупателя в процессе рыночных бизнес-коммуникаций повышают роль маркетинга и его ведущей концепции — маркетинга взаимодействия. Взаимодействие субъектов маркетинговой системы, в рамках которой осуществляется формирование долгосрочных отношений, обмен ресурсами и информацией рассматривается как определенная последовательность действий этого процесса. Эффективность процесса взаимодействия зависит от общей цели поведения каждого из субъектов маркетинговой системы, ситуации или состояния управляемой системы, ресурсообеспеченности и уровня

готовности к совместным действиям субъектов системы. Процесс взаимодействия можно рассматривать как совокупный вид деятельности функционирования маркетинговой системы, характеризующий степень, способы и формы взаимодействия субъектов (партнеров) сети в процессе достижения поставленных целей бизнеса [1].

Для того, чтобы процесс взаимодействия осуществлялся эффективно, необходимо измерять характеристики каждого этапа этого процесса. На основе результатов измерений и их анализа требуется обосновывать новые стратегии поведения коммерческой структуры на рынке. При этом объектом купли-продажи, обмена ценностями становятся отношения, как результат сбалансированного, по спросу и предложению, взаимодействия. Отношения становятся продуктом, в котором интегрированы интеллектуальный и информационный ресурсы — главные факторы устойчивости рыночных отношений.

В процессе взаимодействия (рис. 1) коммерческих структур Ф, и Ф2 имеют место интеграция партнеров, наличие взаимных экономических и социальных обязательств по созданию ценности (Ц) с целью достижения желаемой эффективности (Э,; Э2).

Измерение результатов маркетинговой деятельности должно рассматриваться как процесс экономико-статистического отражения характеристик (метрики) маркетинговой системы в ходе регулирования спроса и предложения на рынке.

Предметом экономических измерений маркетинговой деятельности выступают методология и методы экономических измерений, обеспечивающие их единство и точность (в синтактическом — способы, семантическом — содержание, прагматическом — ценность, аспектах). Фактически в качестве предмета выступают проблемы метрологии поведения маркетинговой системы, ее квалиметрии [3, 4].

При этом формирование и развитие теории экономических измерений маркетинговой системы предполагает:

— анализ упорядочения понятий и терминов;

— обоснование гипотез и принципов измерений;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.