Научная статья на тему 'СВОБОДА ВОЛИ И КАПРИЗЫ ФОРТУНЫ В ПОЭЗИИ КВИНТА ГОРАЦИЯ ФЛАККА'

СВОБОДА ВОЛИ И КАПРИЗЫ ФОРТУНЫ В ПОЭЗИИ КВИНТА ГОРАЦИЯ ФЛАККА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТУНА / СВОБОДА ВОЛИ / ГОРАЦИЙ / ИДЕЯ / ПОЭЗИЯ / ФАТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гасанов Ибрагим Абакарович

В статье анализируются представления о судьбе в духовном мире древних римлян, изображенные в поэзии Квинта Горация Флакка. Идея судьбы занимала важное место в мироощущении не только античного человека, но и Древнего Востока, что отразилось в древнеегипетской литературе, в шумерском эпосе о Гильгамеше. Лирика Горация наглядно демонстрирует нам, что в поведении и сознании древних римлян преобладающими являлись представления о судьбе как безлично-фаталистическом начале, о всесилии Фортуны над жизнью и умами людей, но в то же время поэт считает, что человек - не раб судьбы, обладает волей и должен нести ответственность за свои действия. Это важный момент в понимании поэтом активного жизненного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF WILL AND THE CAPRICES OF FORTUNE, IN THE POETRY OF QUINTUS HORATIUS FLACCUS

This article analyzes the presentation about the fate in the spiritual world of the ancient Romans, depicted in the poetry of Horace Quintus Flaccus. The idea of the fate of occupied an important place in the spirit not only of ancient man, but also the ancient East, which is reflected in Egyptian literature, in the Sumerian epic of Gilgamesh. Lyric poetry of Horace demonstrates to us that in behavior and consciousness of the ancient Romans were the dominant view on the fate of how impersonal fatalisticheskom the beginning of infinite power over the life and Fortune of the minds of people, but at the same time, the poet believes that a person is not slave of destiny, has the will and should be held accountable for their actions.

Текст научной работы на тему «СВОБОДА ВОЛИ И КАПРИЗЫ ФОРТУНЫ В ПОЭЗИИ КВИНТА ГОРАЦИЯ ФЛАККА»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Gasanov I.A.

Candidate of Philology, Teacher Russian Languagu and Literature at the Bolsheareshevskaya SekondarySshool of the Kizlyar Diskritct of the Republic jf Dagestan Гасанов Ибрагим Абакарович, кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы Большеарешевской средней школы Кизлярского района Республики Дагестан.

FREEDOM OF WILL AND THE CAPRICES OF FORTUNE, IN THE POETRY OF QUINTUS

HORATIUS FLACCUS

СВОБОДА ВОЛИ И КАПРИЗЫ ФОРТУНЫ В ПОЭЗИИ КВИНТА ГОРАЦИЯ ФЛАККА

Summary: This article analyzes the presentation about the fate in the spiritual world of the ancient Romans, depicted in the poetry of Horace Quintus Flaccus. The idea of the fate of occupied an important place in the spirit not only of ancient man, but also the ancient East, which is reflected in Egyptian literature, in the Sumerian epic of Gilgamesh. Lyric poetry of Horace demonstrates to us that in behavior and consciousness of the ancient Romans were the dominant view on the fate of how impersonal fatalisticheskom the beginning of infinite power over the life and Fortune of the minds of people, but at the same time, the poet believes that a person is not slave of destiny, has the will and should be held accountable for their actions.

Key words: Fortune, freedom of will, Horace, idea, poetry, fatalism

Аннотация: В статье анализируются представления о судьбе в духовном мире древних римлян, изображенные в поэзии Квинта Горация Флакка. Идея судьбы занимала важное место в мироощущении не только античного человека, но и Древнего Востока, что отразилось в древнеегипетской литературе, в шумерском эпосе о Гильгамеше.

Лирика Горация наглядно демонстрирует нам, что в поведении и сознании древних римлян преобладающими являлись представления о судьбе как безлично-фаталистическом начале, о всесилии Фортуны над жизнью и умами людей, но в то же время поэт считает, что человек - не раб судьбы, обладает волей и должен нести ответственность за свои действия. Это важный момент в понимании поэтом активного жизненного поведения.

Ключевые слова: Фортуна, свобода воли, Гораций, идея, поэзия, фатализм.

Античные и восточные представления о судьбе оказали большое влияние и на мироощущение современного человека.

Определенное внимание в работе уделено анализу представлений Горация о счастье, наслажде-ниях,бегущее время, смысл существования, которые непосредственно связываются поэтом с судьбой. Возможно, что некоторые мысли римского поэта о судьбе покажутся нам чистым суеверием, но ключевые понятия Горация о роли судьбы в жизни человека неподвластны времени и актуальны до сих пор.

Еще в древних культурах человека беспокоила непостижимая сила, которая называлась судьбой. Идея судьбы оказала большое влияние на духовный мир людей Древнего Востока, античности. Размышления о судьбе занимают важное место в литературе и философии Древней Греции и Рима, ей посвящены многие стихи, трактаты, трагедии (например, трагедии Софокла). Однако фаталистические идеи не ушли в прошлое и продолжают оказывать влияние на поведение и сознание современного человека, что говорит нам о важности проблемы.

В этом аспекте анализ представлений о судьбе в поэзии древнеримского поэта Горация представляется очень значимым, ибо он является ярким выразителем античных и восточных идей о судьбе. Изучение судьбоносных идей в его лирике является еще одним шагом в познании острой проблемы, как судьба, и поможет человеку в правильной духовной ориентации в трудных обстоятельствах.

Наше обращение к Горацию актуально и с другой точки зрения: он был чрезвычайно популярен в России, и многие русские поэты и писатели (Державин, Пушкин, Жуковский, Блок и др.) испытали влияние его художественно-эстетических идей и в свою очередь повлияли на духовный мир россиян.

Проблема рока, судьбы в античной литературе давно стала предметом исследования. Она анализировалась в статьях и монографиях наших и зарубежных ученых А. Вольфа, А.Ф. Ло-сева,С.И.Радцига,М.Гаспарова, А.А. Тахо-Годи, В.П. Горана и др., но специальных работ, посвященных именно вопросу судьбы в лирике Горация, не появилось.

Цель нашего исследования - осуществить анализ художественно-эстетического осмысления Горацием древнеримских представлений о судьбе.

Задача статьи - определение своеобразия художественного видения Горацием роли Фортуны в жизни человека:

- изучение особенностей изображения поэтом смысла понятий «наслаждение», «умеренность», «счастье»;

- анализ соотношения фатализма и свободной воли человека.

В поэзии Горация мотивы безвозвратности жизни, неумолимом беге времени и наступления смерти являются сквозными. Именно они вместе с хаотическим, случайным сцеплением событий в жизни связываются Горацием с судьбой. Выход из этого вечного круговращения, наводящего на человека трепет, он видит в прославлении радостей жизни, наслаждений, которые помогут человеку выдержать удары судьбы:

Лишь тот живет хозяином сам себе И жизни рад, кто может сказать при всех: «Сей день я прожил! Завтра - тучей Пусть занимает Юпитер небо

Иль ясным солнцем - всё же не властен он, Что раз свершилось повернуть назад; Что время быстрое умчало, То отменить иль не бывшим сделать» [3,с.174].

На поэзию Горация, естественно, оказали влияние древнеримские представления о судьбе. У древних римлян она связывалась с богиней Фортуной, которая ассоциировалась в начале со счастьем и удачей и считалась защитницей женщин, материнства, культ которой ввели матроны Рима (знатные женщины), но потом функция богини изменилась.

«Фортуну в Древнем Риме почитали как судьбу сегодняшнего дня, «данного места», «частных дел», «злой судьбы», доброй судьбы». [4,с.571].

То, что римляне были очень суеверным народом, боялись судьбы и всяких предсказаний, говорят нам многочисленные исторические факты из книг древнеримских и древнегреческих историков Плутарха, Тита Ливия, Аппиата, Арриана и др.

Ни одно серьезное политическое или военное решение не принималось без обращения к богам и исполнения ритуальных обрядов. Эти настроения в римском обществе со всей остротой и полнотой выражает лирика Горация.

В оде «К Фортуне» ярко и выразительно описаны всесилие и карающая рука божества судьбы: Богиня! Ты, что царствуешь в Антии! Ты властна смертных с низшей ступени ввысь Вознесть, и гордые триумфы В плач обратить похоронный можешь... [3,с.87].

Даже могучий Рим покорен Фортуне и боится

ее:

Тебя страшится дак и бродячий скиф, Народы, грады, страны, надменный Рим. [3,с.87].

О силе влияния и власти судьбоносных представлений в Древнем Риме говорит и тот факт, что многие римские поэты и философы, кроме Горация, посвятили этой проблеме свои произведения. В их числе знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон и философ Сенека. Цицерону принадлежит целый трактат «О судьбе», Сенека в «Письмах к Луци-лию» постоянно размышляет о судьбе и пытается по своему решить вечную дилемму: что во власти бога, а что в нашей воле. Он пишет: «Неизбежное нельзя изменить, а против неведомого не найти средств. Мои замыслы либо предвосхищены божеством, решившим за меня, что мне делать, либо фортуна не дает им осуществиться». [6,с.35].

Не только Гораций, но и Цицерон склонен видеть в судьбе лишь оправдание человеческому бессилию и замечает:

«Но те, которые вводят [для объяснения] извечный ряд причин, те отнимают у человека свободную волю и превращают его в раба судьбы» [7,с.306].

Римская культура испытала на себе сильное воздействие древнегреческой культуры, соответственно древнегреческие представления о судьбе тоже оказали определенное влияние на духовный мир римлян.

В.П. Горан замечает: «В древнегреческих представлениях о судьбе доминирует безлично-фаталистическая тенденция». [2,с.277].

Эти настроения особенно чувствуются при чтении трагедий древнегреческих поэтов Эсхила, Софокла, Еврипида.

Тема неразборчивости судьбы и ожидание одинакового финала и для праведных и для злых -одна из самых остро переживаемых для Горация, она печально и трагически звучит в оде к «Манлию Торквату»:

Стоит тебе умереть, и Минос совершит над тобою

Непререкаемый суд, -

Ни красноречье тебя, ни твоё благочестье, ни знатность

К жизни, Торкват, не вернут. [3,с.192]. Постичь и познать судьбу невозможно, старания ее узнать окажутся тщетными, а может и опасными, поэтому, обращаясь к виночерпию Талиарху, поэт замечает:

Что будет завтра, бойся разгадывать И каждый день, судьбой нам посланный Считай за благо. Не чуждайся Ласки любовной и пляски, мальчик. [3,с.55]. Непреклонность судьбы в поэзии Горация напрямую связана с тремя ее ипостасями: с бегом времени, конечностью человеческого существования и бессилием человека перед силой судьбы.

В творчестве поэта часто сливаются в один образ деяния верховного бога римлян Юпитера и богини судьбы Фортуны. Дни и часы человека зависят

от божества судьбы. Абсолютный фатализм и духовное бессилие человека слышатся в оде «К самому себе»:

Божеству подвластно Высоким сделать низкое, славного Низринуть сразу, выявить скрытое: Судьба венец с тебя срывает, Чтобы, ликуя, венчать другого. [3,с.86]. Судьба низвергает в бездну добродетельного и в то же время возносит негодяя, она не позволяет человеку долго тешиться счастьем, дает понять ежеминутно, что миг удачи и радости относителен и что нет в мире ничего постоянного и вечного.

Образ судьбы, прядущий нити жизни человека, встречается еще в культуре древних хеттов. Ученый В.П. Горан пишет: «Образ богинь судьбы -Прях - символизирует у хеттов прежде всего силы плодородия, жизни. Богини судьбы прядут годы царя, которым нет ни конца, ни счета». [2.С.66]

Этот образ - символ является весьма распространенным и в древнегреческой литературе, очевидно, его влиянием и объясняются следующие строки из оды Горация «К Демию»: Чтобы сюда ты вина подать велел Бальзам и розы, кратко цветущие, Пока судьбы, года и Парок Темная нить еще срок дают нам. [3,с.96]. Парки - в римской мифологии одна из богинь судьбы. Однако, несмотря на мотив предопределения, блистательно изображенный Горацием в различных художественных вариациях, на признание поэтом сил, независимых от людей, он оставляет всё же за человеком право морального выбора, ощущение ответственности за свои действия. Одна из таких духовных позиций у Горация - стойкость перед лицом судьбы:

Хранить старайся духа спокойствие Во дни напасти; в дни же счастливые Не опьяняйся ликованием... [3 ,с.96]. Одно из самых любимых наставлений поэта -призыв к наслаждению, пока судьба дает время для этого.

Многие социально-политические потрясения в истории связываются Горацием со злой волей судьбы, но она неумолимо карает людей и за грехи и преступления. Горацию выпало на долю тяжелое время - непрерывные гражданские войны (между Цезарем и Помпеем, Антонием и Октавионом и т.д.), сам поэт тоже был вовлечен в братоубийственную войну (служил трибуном в войсках Брута), и он старается понять источники кровопролития и приходит к выводу, что причиной страданий римлян является возмездие судьбы. Вечное проклятие висит над Римом за кровь убитого Рому-лом Рема:

Да! Римлян гонит лишь судьба жестокая За тот братоубийства день, Когда лилась кровь Рема неповинного, Кровь правнуков заклявшая. [3,с.228]. Конечно, с высоты современной науки мы могли бы упрекнуть поэта в непонимании истинных социально-исторических причин римских войн, но нельзя забывать, что Гораций - не ученый,

а поэт, у которого свой субъективный, нравственный суд и свое видение действительности.

Поэт с богатым воображением, Гораций видит в отношениях человека с судьбой тонкие, бесконечные нюансы. Он акцентирует внимание читателя на том, что человек своей злобной завистью усугубляет свою участь, ниспосланную ему богами:

Что за причина тому, Меценат, что какую бы долю

Нам ни послала судьба и какую б ни выбрали сами,

Редкий доволен и всякий завидует доле другого? [3,с.245].

Хотя веление судьбы воспринимается Горацием как безлично-фатальная сила, он всегда открывает перед человеком возможность морального выбора, т.е. поэт весьма далек от идеи абсолютного предопределения, которая низводит человека до положения существа, всего лишь исполняющего волю богов.

Судьба в поэзии Горация часто отождествляется со счастьем, роком, необходимостью, т.е. нет однозначного видения судьбы в его лирике. Ему близко мироощущение греков в отношении судьбы, т.е. так называемая трагическая ирония, когда действующее лицо, стремясь избавиться от судьбы, наоборот, приближает ее.

Исследователь древнегреческой литературы С.И. Радциг пишет: «Человек стремится к одному, божество приводит его к совершенно противоположному».

[5,с.234].

Есть и другой вопрос, постоянно тревожащий Горация и который является спутником судьбы, -это неумолимая смерть, о которой он размышляет повсюду в своих одах. И от судьбы, и от смерти нет спасения, но лишь есть утешение - это искусство, поэзия, которая возносит человека до небес и дарует ему бессмертие.

Один из самых тяжких грехов, которого Гораций называет «кратковременным безумием» - это людской гнев. Он, как и зависть и вероломство, может низвергнуть человека в прах, как в случае с героем древнегреческого мифа Фиестом, наказанным за сотворенное зло:

Лишь духи Гнева лютую вызвали

Судьбу Фиеста. Гнев был причиною,

Что города бесследно гибли. [3,с.66].

Многократно варьируя, Горацием в одах утверждается мысль о том, что зачастую веление судьбы зависит от субъективной воли человека, т.е. человек своими страстями и безнравственными деяниями навлекает на себя наказание судьбы.

Гораций умеет в сжатой и яркой образной форме отразить суть вещей. Таково и его художественное определение судьбы:

Тяжко! Но не ропща, легче мы вынесем

То, что изменить нельзя. [3,с.75].

Главная суть судьбы - «то, что изменить нельзя».

Представления римлян о судьбе связаны и с мантикой (искусством предсказаний), которые отразились в одах и посланиях Горация.

Любимая стихия римских поэтов - это любовь, в которой и Гораций находит утешение и защиту от ударов судьбы. С одной стороны, в лирике Горация звучат призывы наслаждаться вином и женщинами, предаваться удовольствиям (эпикурейские мотивы), с другой - не менее весомые советы соблюдать во всем меру, не предаваться крайностям, стоически переносить удары судьбы, держаться золотой середины. Призывы поэта к наслаждению нельзя воспринимать прямолинейно. Это эмоциональная реакция Горация на невозможность остановить бег времени и побороть судьбу и своеобразная дань популярной в античной литературе призыву ловить момент в быстротекущей жизни:

Что мне Фортуны дары, если ими нельзя наслаждаться. [3,с.331].

Однако в погоне за наслаждениями, призванными, по мнению Горация, обмануть судьбу, он предостерегает от того, чтобы не опускался человек на животный уровень.

Ученый М. Гаспаров пишет: «Облик лирического героя Горация дорисован. Это маленький человек среди большого мира, из конца в конец волнуемого непостижимыми ударами судьбы. В этом мире поэт выгораживает для себя кусочек бытия, смягчает власть судьбы над собой отказом от всего, что делает его зависимым от других людей и от завтрашнего дня». [1,с.30].

Итак, в поэзии древнеримского поэта Горация в яркой форме выразились представления древних римлян о судьбе, которые в определенной мере повлияли и на мироощущение современного человека.

Основными характеристиками судьбы в стихах Горация являются ее всесилие и непредсказуемость, которые могут полностью господствовать над человеческими поступками, т.е. абсолютный фатализм.

Признавая всемогущество Фортуны, поэт всё же оставляет за человеком право свободного выбора, т.е. человек должен нести ответственность за свои действия, и в этом заключается своеобразие видения Горацием роли судьбы в жизни человека.

Одной из причин немилости судьбы к человеку поэт склонен видеть в людских страстях, грехах, и поэтому его призывы к избавлению от пороков и нравственному совершенствованию человека представляются очень важными и в наши дни.

Список литературы

1. Гаспаров М. Вступит.ст. к книге Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Пер.с лат. - М.: Худож.лит., 1970. - 479с.

2. Горан В.П. Древнегреческая мифология судьбы. - Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1990. - 335с.

3. Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. -М.: Худож.лит., 1970. - 479с.

4. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. /Гл.ред. С.А. Токарев. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - т.2. - 719с.

5. Радциг С.И. История древнегреческой литературы: Учебник. - 5-изд. -М.: Высшая школа, 1982. - 487с.

6. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луци-лию. Кемеровское книж.изд., 1986. - 464с.

7. Цицерон М.Т. О судьбе. /Философские трактаты. М.: Наука, 1985. - 382с.

Pindosova T.S.

postgraduate student of English Language and Methods of Teaching Kherson State University

Пшдосова Тамара Сергивна,

астрант кафедри англтсько1 мови та методики ii викладання, Херсонський державний yHiверситет

INDIVIDUAL STYLE OF DAN BROWN: FUNCTIONAL APPROACH ЩДИВЩУАЛЬНИЙ СТИЛЬ ДЕНА БРАУНА: ФУНКЦЮНАЛЬНИЙ ЩДХ1Д

Summary: The article deals with the approaches of scientists to the definition of the term "individual style". The individual style is considered as a sum of linguistic and stylistic peculiarities inherent in the language of a certain writer. A functional approach to the study of D. Brown's individual style is considered as the study of the functioning of language units and categories in the context of the writer's literary text. In the individual style of D. Brown, the following dominant components were distinguished: intertextual forms (allusions, citations), as well as terminological vocabulary, realities. Dominant functions of allusions are evaluative-characterizing, occasional and expressive functions. Terminological vocabulary allows us to create an atmosphere of authenticity of the described events, convince readers of the scientific facts and reality of the facts, and the use of realities creates a national color.

Key words: individual style, intertextuality, terms, realities, functional approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.