Научная статья на тему 'Свобода как этическое основание существования человека в экзистенциализме Ж. -П. Сартра'

Свобода как этическое основание существования человека в экзистенциализме Ж. -П. Сартра Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4862
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ / ИСТИННОЕ САМОПОЗНАНИЕ / ЛОЖНОЕ САМОПОЗНАНИЕ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СВОБОДА / ETHICAL RATIONALISM / THE TRUE SELF FALSE SELF-KNOWLEDGE / THE FUNDAMENTAL PROJECT / FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мануковский Валентин Владимирович

В статье свобода рассматривается как этическое основание существования человека в экзистенциализме Ж.-П. Сартра, подробно анализируется структура человеческого существования в философии Ж.-П. Сартра. При помощи текстологического анализа, дескриптивного подхода и компаративистского метода устанавливается специфика толкования свободы Ж.-П. Сартром и утверждается, что свобода Ŕ это фундаментальная нравственно антиномичная сила, созидающая всю полноту человеческого существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM AS AN ETHICAL BASE SUSHESTVOVANIJA MAN IN EXISTENTIALISM J.-P. SARTRE

In article freedom is seen as an ethical basis for the existence of man in existentialism J.-P. Sartre, analyzes in detail the structure of human existence in the philosophy of J.-P. Sartre using textual analysis, the descriptive approach and the comparative method sets the specific interpretation of the freedom of J.-P. Sartre and argues that freedom is the fundamental moral antinomia force that creates the fullness of human existence.

Текст научной работы на тему «Свобода как этическое основание существования человека в экзистенциализме Ж. -П. Сартра»

УДК 1.17.171

В.В. Мануковский (Воронежский государственный педагогический университет)

Тел.: (4872) 35-74-37, email: valek dok@mail.ru

СВОБОДА КАК ЭТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ СУЩЕСТОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ Ж.-П. САРТРА

В статье свобода рассматривается как этическое основание существования человека в экзистенциализме Ж.-П. Сартра, подробно анализируется структура человеческого существования в философии Ж.-П. Сартра. При помощи текстологического анализа, дескриптивного подхода и компаративистского метода устанавливается специфика толкования свободы Ж.-П. Сартром и утверждается, что свобода - это фундаментальная нравственно антиномичная сила, созидающая всю полноту человеческого существования.

Ключевые слова: этический рационализм; истинное самопознание; ложное самопознание; фундаментальный проект; свобода.

Человек (бытие-для-себя) у Ж.-П. Сартра - это прежде всего сознание. Ж.-П. Сартр полагал, что сознание - это пустота, ничто [4, с. 25]. В сознании нет никаких структур, способных детерминировать поведение человека, а сам он лишен изначальной «природы». Сознание есть нечто постоянно ускользающее от понятийной фиксации в каких-то ни было терминах. Сущность сознания познается только интуитивно. На этом основании Ж.-П. Сартр считает, что поведение человека определяется не прошлым, как в психоанализе, а настоящим: в каждый следующий момент прошлое переосмысляется в связи с настоящим, и именно поэтому прошлое приобретает смысл. В свою очередь, теоретические конструкции, которые объясняют человеческое поведение, исходя из постулата о существовании некой извечной человеческой природы, человеческого «я» объявляются Ж.-П. Сартром плодом самообмана - ложного самопознания.

Ложному самопознанию Ж.-П. Сартр противопоставляет подлинное самопознание, которое открывает человеку первореальность дорефлективного сознания, освобождает от фантомов мышления и делает очевидной истину об абсолютности свободы сознания. Другими словами, в итоге истинного самопознания человек узнает, что он всегда и при любых обстоятельствах остается абсолютно свободным.

Но, несмотря на это, французскому мыслителю не удается оставить сознание совсем без каких бы то ни было понятийных структур, ведь без них остаются неясными мотивы человеческой деятельности и те основания, на которых она возможна. Такой объясняющей структурой в философии Ж.-П. Сартра и становится «фундаментальный проект». Философ определяет его так: «Это набросок, проект присутствия по отношению к себе, как того, чего

недостает для - себя, чтобы произвести бытие для-себя в качестве основания своего ничто» [4, с. 133]. М.А. Кисель конкретизирует данную формулировку следующим образом: «Фундаментальный проект - это и есть изначальное, коренное, жизненное стремление индивидуума, которое одинаково для каждого» [2, с. 64], но по своему конечному выражению это стремление может быть различным в зависимости от обрамляющих его обстоятельств.

В связи с тем, что сознание представляется Ж.-П. Сартру пустотой, которая нуждается в заполнении у него, равно так же как и раннего М. Хайдеггера, существование предшествует сущности. Человек сам формирует себя, что наглядно демонстрирует абсолютность человеческой свободы. Он реализует свой фундаментальный проект - человек хочет стать Богом, т.е. максимально реализовать весь спектр своих возможностей, невзирая на свою индивидуальную и уникальную бытийную ситуацию.

В философии Ж.-П. Сартра трансценденция - это переход человеческой реальности к тому, в чем она нуждается, «что ей не хватает» [3, с. 121]. Другими словами, трансцендентными чертами у французского мыслителя наделяется желаемая целостность человека, некоторый этический идеал, которого он может достигнуть в результате реализации своего фундаментального проекта. Таким образом, трансценденция как феномен потусторонней реальности у Ж.-П. Сартра отсутствует, ее замещает некая абстрактная идея о целостности человека. Она выполняет в его философии две важные функции: во-первых, она позволяет философу утверждать, что подлинной реальностью обладают только сознание и материальный мир и никакие трансцендентные сущности не имеют власти над человеком и его жизнью, а значит, он абсолютно свободен; во-вторых, сквозь призму этой идеи преломляется и осмысляется человеческая жизнь, обретая единство, целостность и направление, т.е. превращается в индивидуальную судьбу [8, с. 58].

Неожиданно Сартр заявляет, что фундаментальный проект человека обречен на провал. Этому он находит две причины, которые предполагаются самой природой человеческого сознания, где укоренен фундаментальный проект: во-первых, сознание есть абсолютное отрицание, т.е. Ж.-П. Сартр не наделяет сознание никакими позитивными качествами, оно всецело направлено только на разрушение любых структур, которые стремятся его себе подчинить; во-вторых, сознание не может служить основанием для фундаментального проекта потому, что оно по своей природе есть только отношение к чему-то внешнему. У сознания нет самостоятельной внутренней жизни, сознание, напротив, всегда погружено в мир вещей и людей. Если бы выхода сознания вовне не было, то не было бы и материала для конструирования внутреннего мира человека. Но в то же время у Ж.-П. Сартра обнаруживается негативная сторона данной особенности сознания: наличие мира и других людей существенно осложняет реализацию фундаментального проекта.

Мир (бытие-в-себе) совершенно самодостаточен, т.е. он ни в ком не нуждается, включая человека, чтобы существовать. К тому же стремится и человек - быть, подобно миру, самодостаточным. Но внешний мир

воспринимается сознанием как случайность, абсурд. Мир представляется бесформенной массой, бессистемным набором вещей и людей [6, с. 156]. Именно такой мир видится ангажированному феноменологической установкой сознанию, суть которой заключается в фиксации явлений, именно в том виде, в каком они возникли в сознании, не примысливая и не домысливая ничего со стороны [2, с. 34]. И оказалось, что такой мир глубоко чужд человеку. Мир не несет никакого «высшего смысла» - «цветущий плод оказывается гнилым» [1, с. 50]. Экзистенциальное озарение вопреки экзистенциальной философской традиции не наполняет существование человека метафизическим содержанием, а открывает перед ним бездну бессмыслицы. А сам по себе мир свободен от любых морально-нравственных и экзистенциальных определений в силу своей самодостаточности.

Несмотря на то, что гармоничное слияние мира и человека принципиально невозможно, человек обречен искать встречи с миром для реализации своего фундаментального проекта. Мир и человек встречаются в ситуации.

В философии Ж.-П. Сартра ситуация - это сплав субъективного и объективного: свободы человека и внешних обстоятельств, которые от него не зависят. Характерной чертой ситуации у Ж.-П. Сартра является то, что свобода реализуется только в ситуации, а в основании ситуации лежит свобода. У свободы человека в ситуации есть как внешние, так и внутренние ограничения. К внешним ограничениям относятся: спектр реальных возможностей, другие люди и социокультурный контекст. В свою очередь, внутренним ограничением человеческой свободы в ситуации является сам фундаментальный проект. Последовательно охарактеризуем данные ограничения.

Выбор человека не произволен. Человек делает выбор в отношении тех возможностей, которые ему предоставляет ситуация. И сделанный выбор уже предполагает ответственность за него и налагает ограничения на абсолютность человеческой свободы.

Следующее внешнее ограничение человека - это другие люди. У Ж.-П. Сартра «Другой» ограничивает мою свободу уже тем, что он существует. Поэтому Ж.-П. Сартр заявляет: «Конфликт есть первоначальный смысл бытия -для - другого» [4, с. 379]. Конфликт неизбежно возникает тогда, когда частью моей ситуации становится «другой». Его присутствие и его взгляд, направленный на меня, превращает меня в объект в его глазах. М.А. Киссель так раскрывает сущность отношений «Я» и «другого»: «Замкнутости моего внутреннего мира приходит конец, и я на опыте собственных переживаний углубляюсь в область межличностных отношений. Обращенный на меня взгляд может означать многое: от безграничного обожания до животной ненависти» [2, с. 74]. Причиной конфликта между людьми является желание сохранить свою свободу в присутствии «другого», нейтрализовать его или поставить на службу своей безграничной страсти к самоутверждению, таким образом спасти себя от превращения в объект [2, с. 74-75]. Такая система отношений между людьми непреодолима и для Ж.-П. Сартра единственно возможна, а так как человек не может существовать без «других», то «ад - это другие»[5, с. 556].

Помимо ограниченности в средствах (возможностях) и наличии «других», свобода человека должна мириться и с тем социокультурным контекстом, в который она включена. Т.М. Тузова раскрывает сущность взаимоотношений человека и общества следующим образом: «Если какая-то общественная структура, нравственная норма, социальное требование [...] не поддерживается личностью [...], то она [структура - В.М.] разрушается» [9, с. 108]. Несмотря на то, что социальные структуры ограничивают свободу человека, Ж.П. Сартр все же делает выбор в пользу их существования, так как они позволяют человеку реализовать свой творческий потенциал и остаться полноценной личностью. Если же человека лишить возможность творить, то он перестанет быть личностью, а общественная структура, не позволяющая человеку проявлять себя, в свою очередь, со временем разрушается и подлежит замене. Таким образом, развитие общества и развитие личности неразрывно связаны. Несмотря на критическое отношение Сартра к социальности как таковой, он признает, что она необходима человеку, дабы не превратиться в животное.

В свою очередь, фундаментальный проект - это главное внутреннее ограничение абсолютной свободы человека. На наш взгляд, можно говорить об инстинктивной природе сартровского фундаментального проекта1, так как вечными двигателями ему служат жажда власти и стремление к превосходству. И если у А. Адлера человек, направляемый теми же страстями, хочет превзойти только окружающих его людей, то человек Ж.-П. Сартра хочет превзойти вообще всех людей - он мечтает стать Богом.

Это во многом объясняет то, что конечная цель фундаментального проекта от человека зачастую скрыта, и он может только догадываться об истинном направлении своей жизни. Человеческое сознание опознает данное стремление, как жажду собственной целостности и законченности, этического совершенства.

Фундаментальный проект, подобно базовому инстинкту в психоанализе, полностью господствует над человеком. Все в нем подчинено единственной и самой главной цели любого человеческого бытия - обрести завершенность и содержательность. Фундаментальный проект владеет даже человеческими эмоциями, так как они также управляются скрытой от сознания целью[3, с. 185]. Таким образом, в человеке не остается ничего действительно свободного. Абсолютная свобода, отданная во власть фундаментального проекта, трансформируется в неумолимый рок, а человек становится ее рабом.

Но к счастью для человека, фундаментальный проект - это онтологическая структура человеческого бытия, парадоксальным образом обреченная на крушение. Ее разрушению способствуют совокупность внешних преград для реализации свободы человека в ситуации таких, как имманентная

1 В этом можно легко убедиться, если сравнить понимание бессознательного в психоанализе и понимание базового влечения в философии Ж.-П. Сартра. Сходство данных феноменов обнаруживается в совпадения двух характерных черт: во-первых, обе понятийные структуры выступают универсальным объяснительным принципом человеческого поведения; во-вторых бессознательное, так же как и дорефлективное сознание, не может быть полностью рационализировано.

ограниченность его возможностей; существование других людей; включенность его в определенный социокультурный контекст, а также внутренние противоречие между конечной целью фундаментального проекта -стать самодостаточным и сущностью сознания, которое служит ему основой, и непрестанно эту самодостаточность отвергает. Следовательно, крушение фундаментального проекта не случайность, а закономерность. Именно поэтому Ж.-П. Сартр называет человека «тщетной страстью», которая отнюдь не бесполезна. До тех пор, пока человек верит в возможность достижения абсолютной свободы и воплощает свой проект в жизнь, он изобретает самого себя и преображает окружающий мир: создает социальные структуры, нравственные ценности и т. д.

В результате взаимодействия с психоанализом и философией М. Хайдеггера возникает собственная сартровская модель экзистенциальной онтологии. Мы считаем, что в ней мыслитель описал определенный вариант неподлинного бытия человека.

В свою очередь, подлинное бытие в философии Ж.-П. Сартра выражается в двух формах. Первая форма - полноценное общение с «другим» -предполагает такое отношение к «другому», при котором учитывается его свобода. В результате крушения фундаментального проекта, человек убеждается в тщетности своего стремления стать Богом и добровольно ограничивает свою абсолютную свободу ради свободы «другого», в знак солидарности с ним.

Неожиданным, но и важным итогом размышлений Ж.-П. Сартра оказывается его признание, что фундаментальный проект был также плодом ложного самопознания, фундаментальный проект есть бегство от реальности. В результате умственных усилий человек должен осознать, что подлинной реальностью обладает его абсолютная свобода и ответственность перед самим собой и другими людьми. Он не должен больше поддаваться ложным желаниям и страстям. Но сделать это крайне сложно, так как они подстерегают человека на каждом шагу, поэтому он должен быть начеку «готовый пересмотреть свои взгляды и действия, чтобы сохранить верность самому себе, своему призванию» [2, с.88]. Таким образом, Ж.-П. Сартр стремится сформулировать и обосновать принципы своего этического рационализма.

Мы, в свою очередь, сомневаемся в том, что этический рационализм Ж.-П. Сартра возможен в действительности. На это есть три основные причины:

во-первых, бессодержательность человеческого сознания. Философ утверждает, что сознание по своей природе пусто. Более того, оно стремится к разрушению любой структуры, с помощью которой его можно было бы объективировать («Я», характер, «природа» и т.д.). Затем из небытия сознания возникает фундаментальный проект, он после того, как исполнит свою роль архитектора человеческой сущности, уничтожается. Таким образом, сознание само запрограммировано на ликвидацию единственной структуры, позволяющей ему двигаться по направлению к цели, т.е. развиваться, усложняться и т.д., а не просто «течь». Кроме того, вместе с фундаментальным

проектом разрушается и сам принцип целеполагания. А ведь именно он определяет всю концепцию сознания Ж.-П. Сартра в целом;

во-вторых, отсутствие у человека первоначальной природы, или любой другой основы существования, кроме сознания, которое есть чистое ничто. Базой этического рационализма служит идея о том, что человек в ходе своего формирования и развития непременно ориентируется на некий идеал человека вообще, поэтому, как считает Ж.-П. Сартр, «мы ни в коем случае не можем выбрать зло. То, что мы выбираем всегда есть благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех» [7, с. 324]. И это было бы правдой, если бы у человека была извечная природа, но она, по мысли французского философа, - фантом и не существует в реальности. Поэтому нет никаких оснований полагать, что человек между добром и злом выберет непременно добро и сам ограничит свою свободу ради свободы других людей. Его выбор в этом случае совершенно произволен, тем более что прошлое не властно над сартровским человеком, и он может пренебречь прошлым опытом, т.е. опытом крушения фундаментального проекта;

в-третьих, и, наконец, последнее: если фундаментальный проект равен инстинкту по своим основным характеристикам, то это значит, что он не может быть осознан самим субъектом, т.е. применить к фундаментальному проекту «очищающую рефлексию» не представляется возможным. В силу всех этих причин следует признать, что этический рационализм Ж.-П. Сартра малоубедителен.

Вторая форма выражения подлинного бытия реализуется в творчестве. Творческий процесс становится самоценным, независимым от трансценденции, как это было у религиозных экзистенциалистов и М. Хайдеггера. Творчество наполняет жизнь человека смыслом.

В итоге сарторовский человек разрывает связь своей экзистенции с трансценденцией, его существование теряет высший смысл, который был у человека в религиозном экзистенциализме и у М. Хайдеггера. Как результат -жизнь человека наполняется абсурдом. Его свобода становится суверенной и абсолютной, она срывается с поводка трансценденции и фактически становится своей противоположностью - негативной силой, которая выхолащивает сущность человека, обращает его в абсолютную тенденцию и превращает в раба.

Таким образом, экзистенциальная онтология «тщетной страсти» Ж.-П. Сартра предполагает определенные этические выводы концепции Ж.-П. Сартра, зафиксированные, с одной стороны, в его понимании подлинного бытия человека, а с другой стороны, в положениях его этического рационализма. Этическим основанием бытия человека в философии Ж.-П. Сартра выступает свобода, которая понимается им как фундаментальная нравственно антиномичная, совершенно стихийная, непредсказуемая и суверенная сила, созидающая, с одной стороны, весь предметный и ценностный мир, а, с другой стороны, наделяющая человека необузданной и имморальной природой.

Литература

1. Андреев Л.Г. Жан Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М.: Гелиос, 2004. 416 с.

2. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л.: Лениздат, 1976. 239 с.

3. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. С. 176 - 197.

4. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004. 639 с.

5. Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями // Пьесы. М.: Гудьял-Пресс, 1999. С. 503 - 558.

6. Сартр Ж.-П. Тошнота // Тошнота : роман ; Стена : новеллы. Харьков: Фолио ; М.: АСТ, 2000. С. 5 - 217.

7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов / под общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. С. 319 - 344.

8. Тузова Т.М. Жан Поль Сартр. Мн.: Книжный Дом, 2009. 256 с.

9. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире: критика концепций французского экзистенциализма. Мн.: Наука и техника, 1987. 158 с.

V. V. Manukovskii.

FREEDOM AS AN ETHICAL BASE SUSHESTVOVANIJA MAN IN EXISTENTIALISM J.-P. SARTRE

In article freedom is seen as an ethical basis for the existence of man in existentialism J.-P. Sartre, analyzes in detail the structure of human existence in the philosophy of J.-P. Sartre using textual analysis, the descriptive approach and the comparative method sets the specific interpretation of the freedom of J.-P. Sartre and argues that freedom is the fundamental moral antinomia force that creates the fullness of human existence.

Keywords: ethical rationalism; the true self false self-knowledge; the fundamental project; freedom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.