Научная статья на тему 'Свобода быть собой. «Маски скорби» и тема политических репрессий в искусстве Эрнста Неизвестного'

Свобода быть собой. «Маски скорби» и тема политических репрессий в искусстве Эрнста Неизвестного Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
492
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э. НЕИЗВЕСТНЫЙ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ / НАСИЛИЕ / СВОБОДА / ПАМЯТЬ / ГУЛАГ / СКУЛЬПТУРА / ПАМЯТНИК / МАСКА / СКОРБЬ / ERNST NEIZVESTNY / POLITICAL REPRESSIONS / VIOLENCE / FREEDOM / MEMORY / GULAG / SCULPTURE / MONUMENT / MASK / GRIEF

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фадеев Л. А.

В статье рассказывается об основных проектах, символах и образах творчества Эрнста Неизвестного, связанных с темами политических репрессий и борьбы за свободу личности. Материал раскрывает как биографический аспект интереса скульптора к данным сюжетам, так и идейную, философскую сторону восприятия политических реалий художником через призму той действительности, в которой он находился, как до эмиграции из СССР в 1976 году, так и после появления возможности приезжать в Россию с 1989 года. Основной акцент в статье сделан на монументе «Маски скорби: Европа Азия», установленном в Екатеринбурге в 2017 году, поскольку именно в нём сосредоточились многие символические и художественные идеи мастера, связанные с репрессивными актами. Описывается история создания монумента, а также суть концепции «Треугольника скорби»: Неизвестный хотел установить «Маски скорби» в трёх городах, опорных точках ГУЛАГа Магадане, Екатеринбурге и Воркуте. Помимо этого исследуются и другие работы скульптора, посвящённые теме репрессий (ранние произведения, серия «Холокост», бюст Рауля Валленберга), что позволяет проследить эволюцию художественного метода и углубить понимание политического контекста и тем памяти и вечности в искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свобода быть собой. «Маски скорби» и тема политических репрессий в искусстве Эрнста Неизвестного»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

СВОБОДА БЫТЬ СОБОЙ.

«МАСКИ СКОРБИ» И ТЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В ИСКУССТВЕ ЭРНСТА НЕИЗВЕСТНОГО

В статье рассказывается об основных проектах, символах и образах творчества Эрнста Неизвестного, связанных с темами политических репрессий и борьбы за свободу личности. Материал раскрывает как биографический аспект интереса скульптора к данным сюжетам, так и идейную, философскую сторону восприятия политических реалий художником через призму той действительности, в которой он находился, как до эмиграции из СССР в 1976 году, так и после появления возможности приезжать в Россию с 1989 года. Основной акцент в статье сделан на монументе «Маски скорби: Европа - Азия», установленном в Екатеринбурге в 2017 году, поскольку именно в нём сосредоточились многие символические и художественные идеи мастера, связанные с репрессивными актами. Описывается история создания монумента, а также суть концепции «Треугольника скорби»: Неизвестный хотел установить «Маски скорби» в трёх городах, опорных точках ГУЛАГа - Магадане, Екатеринбурге и Воркуте. Помимо этого исследуются и другие работы скульптора, посвящённые теме репрессий (ранние произведения, серия «Холокост», бюст Рауля Валленберга), что позволяет проследить эволюцию художественного метода и углубить понимание политического контекста и тем памяти и вечности в искусстве.

Ключевые слова: Э. Неизвестный; политические репрессии; насилие; свобода; память; ГУЛАГ; скульптура; памятник; маска; скорбь.

Э.И. Неизвестный. Маски скорби: Европа - Азия. 2017. Бронза. 3,5 м.

Екатеринбург

Художественный стиль Эрнста Иосифовича Неизвестного (1925, Свердловск - 2016, Нью-Йорк), человека многогранного таланта (скульптора, графика, философа), формировался и развивался в политическом поле XX века, насыщенном социальными катаклизмами различной природы - войнами, революциями, изменениями режимов, созданием и крушением идеологий.

Первые свои работы мастер создавал в рамках господствовавшего в середине

ХХ века в СССР соцреализма, от которого скульптор достаточно быстро отошёл, обратившись к символизму и интеллектуализму. Но каким бы ни был метод творчества, политические образы, воплощённые в скульптурах, графических и живописных изображениях исторических или мифологических личностей либо же в абстрактных композициях, отражали видение художником тех социально-политических контекстов, в которых он работал.

Неизвестный более 50 лет прожил в

Советском Союзе, ещё 40 лет (эмигрировал из СССР в 1976 г.) он провёл за рубежом -в Европе и США, где находилось несколько его персональных мастерских. Возможность восприятия разных политических систем изнутри через проживание и обмен идеями (Эрнст Неизвестный не только выставлялся, но и читал лекции по философии искусства в нескольких американских университетах) делает творчество мастера уникальным объектом исследования, особенно в контексте рассмотрения таких понятий, как свобода и несвобода, насилие над личностью, имеющих общемировое, гуманистическое значение. Именно на этом фрагменте политической темы, ставшем во многом системообразующим в искусстве Эрнста Неизвестного, мы и остановимся в данной статье.

Личный опыт

Тема политических репрессий вошла в жизнь будущего скульптора достаточно рано, в конце 1930-х гг. Хотя близкие родственники Неизвестного и не подверглись репрессиям, юный художник мог наблюдать

за судьбами врагов народа из окружения своей семьи и друзей. Эти люди - учителя, врачи, служащие - мгновенно исчезали из системы социальных связей. Уже тогда Неизвестный начинает интересоваться логикой происходящего. Процесс понимания и взросления ускоряется участием художника в Великой Отечественной войне, однако рубежом в смыслении политической конъюнктуры становится выставка в Манеже 1 декабря 1962 г., на которой работы молодого скульптора и его друзей были раскритикованы главой государства Никитой Хрущёвым [8].

Фактически Неизвестный сам оказался в опале. Впрочем, несмотря на опасения, значительных репрессий после закрытия экспозиции не последовало, хотя скульптор и был исключён из Союза художников, сократилось количество заказов, что привело в конечном итоге к эмиграции в Европу и США в 1976 г., где у мастера появилось больше возможностей раскрыть в своём искусстве проблемы репрессий и свободы.

Тема эта, однако, уже была обозначена и в советской культурной повестке: именно

Рис. 1.

Э.И. Неизвестный. Избавление от маски. Из серии «Холокост». 1982. Литография. 38x58

Художественный музей Эрнста Неизвестного (Екатеринбург)

Рис. 2.

Э.И. Неизвестный. Торс гиганта. Из серии «Холокост». 1982. Литография. 38x58,5

Художественный музей Эрнста Неизвестного (Екатеринбург)

Хрущёв развенчал культ личности Сталина и способствовал освобождению многих политических заключённых: за это мастер, несмотря на все свои эстетические разногласия с политиком, относился к нему с уважением и даже по просьбе семьи Никиты Сергеевича согласился создать ему надгробный памятник, установленный в Москве, на Новодевичьем кладбище, в 1974 г.

От «Мышонка» к «Холокосту»

Эрнст Неизвестный называл некоторые действия и процессы, запущенные советской властью, в частности сталинские репрессии, «антропологическим преступлением», а советских граждан считал «жертвами утопического сознания».

Именно в такой многоаспектной трактовке в 1990-е годы он рассматривал свой проект «Треугольника скорби» (три масштабных монумента в Екатеринбурге, Магадане и Воркуте, основанных на символе маски).

Впрочем, Неизвестный и ранее обращался к сюжетам насилия над личностью, носящего массовый характер. Известна серия мастера «Концлагерь» конца 1950-х гг. (на-

пример, работы «Слёзы» - плачущее лицо, «Мышонок» - голова мальчика, в нижней части бюста - рука, прикрывающая фигуру маленького живого существа).

Тема репрессий и несвободы отражена и в других произведениях художника.

Так, Эрнст Неизвестный в 1970 г. оформил обложку книги А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (издание на английском языке), в которой доминирует мотив сжатой руки.

Символична и литографическая серия 1982 года «Холокост», изображающая разрозненные человеческие фигуры, руки, пальцы, маски и лица (рис. 1, 2).

В 1985 г. Неизвестный сделал скульптуру, посвящённую Раулю Валленбергу, шведскому дипломату, спасшему десятки тысяч венгерских евреев и погибшему, по одной из версий, в советской тюрьме в 1947 г. (рис. 3). Бронзовая фигура с поднятой вверх головой установлена в металлической клетке. Сейчас скульптура находится в шведском музее мастера «Древо жизни» в Уттерсберге.

В том же году Неизвестным создаётся и небольшая живописная работа Holocaust

(The Rat) (акрил, холст), изображающая маски.

Художественные приёмы и символы, сформированные творческими поисками Неизвестного в сюжетах войны, борьбы и стойкости, насыщенных агрессивными и разрушительными мотивами, при их последующей разработке в концепциях, воссоздающих образы жертв политических репрессий, позволяют связать скульптору темы смертности тела и стойкости духа с понятием памяти, говорящем нам о вечности и бессмертии.

«Маски скорби»

В конце 1980-х годов Неизвестный узнаёт о созданной (28 января 1989 г.) в СССР правозащитной организации «Мемориал», занимающейся в том числе темой памяти жертв политических репрессий. Своё мнение о жертвах репрессий Неизвестный в одном из интервью выражал так: «Я рассматриваю то, что происходило в Советском Союзе, как антропологическое преступление, направленное против человека вообще. Это не трагедия определённых социальных групп, это не трагедия определённой нации, это даже не трагедия России, это как катастрофа в Германии, как фашизм, такого же ранга катастрофа, он не может регионально рассматриваться. Сейчас у вас идут споры - кого считать жертвой... Жертвы все - и палачи, и казнимые. Повторяю, по моему убеждению, это была антропологическая катастрофа. Я не могу понять христиан: с точки зрения даже эзотерической, общерелигиозной, а не просто христианской палач - тоже жертва, жертва ситуации. Все жертвы» [7, с. 70-71].

В начале 1990-х годов Эрнст Неизвестный посещает СССР и приезжает в Свердловск (22 апреля 1990 г. [5]) по приглашению общества «Мемориал», которое сделало мастеру предложение создать памятник жертвам политических репрессий.

Концепция включала в себя три монумента: «Маски скорби» должны были установить в Воркуте, Магадане и Свердловске-Екатеринбурге - трёх опорных точках

ГУЛАГа. Неизвестный несколько раз прилетал в свой родной город, где вместе, в частности, со скульптором Анатолием Гробовым работал над гипсовыми моделями монумента (первую полутораметровую модель Эрнст Иосифович привёз из Нью-Йорка).

Добавим, что в 1990 году Эрнст Неизвестный по просьбе Латвийского фонда культуры и Латвийского общества еврейской культуры задумал создать ещё один крупный объект: памятник евреям - жертвам фашизма в Риге, но дело ограничилось лишь эскизом и моделью, изображающими маску с зажатым огромной рукой ртом (проект был сделан на основе скульптуры 1974 г. и её более поздней переработки в 1988 г., известной как «Памятник в честь мёртвых»).

В Магадане проект «Маски скорби» был завершён в 1996 г. (открытие состоялось 12 июня). Эрнст Неизвестный работал над монументом вместе с архитектором Камилем Козаевым, который предложил превратить памятник в импровизированный музей. Поднимаясь по лестнице и как бы заходя в маску, попадаешь в камеру заключённого, обставленную мебелью и предметами быта из заброшенных лагерей. С другой стороны огромной 15-метровой железобетонной маски установлены фигура плачущей девочки и так называемое «Магаданское распятие» (аналогичная работа есть в парке скульптур мастера на Шелтер Айленде, в его нью-йоркском доме) - крест, который как бы пронзает человека насквозь. Руки распятого сжаты с невероятной силой, показанной через излюбленный приём художника - мускульное напряжение.

Символичным стал выбор места для установки монумента. Вспоминает К. Козаев: «Мы нашли такое место на склоне сопки Крутая, которое видно при въезде в город. У подножья этой сопки располагалась в те времена знаменитая ''транзитка'' - пересыльный лагерь, через который прошли все зэки Колымы. Ландшафт склона сопки в этом месте каменистый, со скупой карликовой растительностью, также соответствовал замыслу и был объединяющим элементом всего мемориала» [3, с. 79].

В том же 1996 году Эрнст Неизвестный создал ещё один памятник, связанный с темой репрессий, - в Элисте (Калмыкия) установили его монумент «Исход и возвращение», посвя-щённый депортации калмыцкого народа в Сибирь в 1943-1944 гг. и шире - репрессиям как

таковым. Уточним, что калмыки были реабилитированы в 1956 г. и получили возможность вернуться на историческую родину. Данный монумент позволил Неизвестному соединить важные для него образы - маски и коня, показывающие единство природы (как естественной среды существования) и человека, нарушенное репрессивным политическим актом.

В Екатеринбурге «Маски скорби: Европа

Рис. 3.

Э.И. Неизвестный. Рауль Валленберг. 1985.

Бронза. Клетка 87x41x36; высота фигуры 73 см.

Музей Э. Неизвестного «Древо жизни» в Уттерсберге (Швеция)

- Азия» установили только 20 ноября 2017 г. История их создания в столице Среднего Урала, подробно рассмотренная в отдельной статье [1], оказалась крайне непростой и включила в себя не только экономическую и политическую, но и религиозную проблематику. Вспомним ключевые моменты.

24 апреля 1990 г. между Свердловским обществом «Мемориал», исполнительным комитетом Свердловского городского совета народных депутатов и скульптором Эрнстом Неизвестным был заключен авторский договор. Предметом данного договора было создание художественного произведения «Мемориал жертвам сталинских репрессий» в технике горельефа, размером 15 метров. В качестве материала планировалось использовать гранит.

Неизвестный своими силами и за свой счет изготовил и передал заказчику сначала эскиз, а затем и рабочую модель будущего монумента (она сейчас экспонируется в Художественном музее Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге). Более крупная, пятиметровая, рабочая модель создавалась на производственных площадях Свердловского творческо-производственно-го комбината Союза художников России, где после её утверждения и принятия обществом «Мемориал» находилась до 2006 г.

С 1993 г. усилились финансовые трудности, деньги на реализацию проекта не выделялись, а отношение к нему общественности оказалось неоднозначным. Так, архиепископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек считал, что памятник может оскорбить религиозные чувства православных христиан, составлявших значительную часть репрессированных, и вместо «Масок» необходимо реализовать каноническую в русской православной традиции форму памятника убиенным: построить храм, часовню и крест. В первоначальном варианте монумента на внутренней стороне масок присутствовал неканонический образ креста, и Эрнст Неизвестный к 1993 г. убрал его из своего проекта, вероятно, чтобы избежать конфликта.

Несмотря на поддержку проекта Неизвестного со стороны многих художников города, в том числе Виталия Воловича, «Маски

скорби» в Екатеринбурге в 1990-е годы так и не появились. Рабочую модель в 2006 г. перевезли в Челябинск, где региональные власти обещали установить монумент. Там она хранилась в только что отстроенном здании Челябинского областного краеведческого музея. Но и в Челябинске возникло противостояние установке памятника.

В 2015 году архитектор Борис Демидов разработал проект реконструкции места установки памятника в Екатеринбурге (рассматривались различные варианты, но в конечном итоге был выбран Мемориальный комплекс на 12-м километре Московского тракта). Проект был согласован с Эрнстом Неизвестным, и 9 апреля состоялась церемония закладки памятного камня, в основание которого была помещена земля из Магадана и Воркуты. А гипсовая модель «Масок скорби» - шесть фрагментов по 700 килограммов каждый - из Челябинска была возвращена в Екатеринбург и переведена в литейной мастерской Ивана Дубровина в бронзу.

Итоговый результат оказался спорным. Вместо 15-метрового гранитного монумента, первоначально задуманного мастером, был выполнен 3,5-метровый бронзовый памятник (рис. на развороте). Установили его за городской чертой на территории Мемориального комплекса жертв политических репрессий (12-й километр Московского тракта), где в 1930-е годы производились массовые захоронения расстрелянных политзаключённых. Монумент, вместе с тем, вписался в информационное поле города и является важным и обсуждаемым знаком, гиперссылкой на недавнее историческое прошлое.

Изображения на екатеринбургских «Масках скорби» гендерно обезличены. Основные элементы скульптурной композиции - лица двух антропологических типов, восточного и западного, смотрящие в противоположные стороны (на запад и восток соответственно). С помощью масок Эрнст Неизвестный прибегает к приёму деинди-видуализации - типологизации [2], что в некоторой степени отражает исторический

контекст и показывает соотношение между категориями «общество-личность-власть», которое, исходя из такой трактовки, строилось на принципах подчинения и полной заменяемости отдельных винтиков культурного и социального прогресса, что исключало свободу творчества и самовыражения, фактически нивелировало такую категорию, как личное пространство, сводя её к относительно простым материалистическим проявлениям. Другая смысловая сторона приёма деиндивидуализации - возможность с его помощью выразить не столько типичное, сколько в общечеловеческом плане значимое для каждого вне зависимости от биологического и социального контекста - расовых, половых особенностей, родословной, политических взглядов и т. д.

Третий монумент «Треугольника скорби» Эрнст Неизвестный планировал установить в Воркуте. В доме-мастерской скульптора на Шелтер Айленде в штате Нью-Йорк сохранилась модель памятника, напоминающая крепость со спусками и подъёмами в виде лестниц, составленную из большого количества масок. Над этой моделью мастер работал с 1954 по 1989 годы.

Не исключено, что проект «Треугольника скорби» будет завершён. Проблема установки памятника в Воркуте была актуализирована в 2018 году. Реализация проекта позволила бы идее приобрести первоначально запланированный географический масштаб.

Тема репрессий и любого вмешательства политики в жизнь человека и творчество художника для Неизвестного была связана не только с болью, скорбью и памятью, но и с борьбой за свободу, самоутверждением и самореализацией. Как отмечал, например, искусствовед Альберт Леонг, мемориалы жертвам сталинизма и холокоста у Эрнста Неизвестного являются «прославлением сопротивления и непоколебимости народов Востока и Запада» [4].

Возможно, поэтому ещё в конце 1960-х годов мастер согласился сделать иллюстрации для книги литовского поэта-гуманиста Эду-ардаса Межелайтиса «Лирические этюды», в

которой есть такие слова: «Возвратите свободу, с которой пришёл на землю, заберите всё лишнее, чем меня наградили, возвратите то, что забрали, - хочу быть самим собой» [6, с. 115].

Литература

1. Грехова, И. Г. Предостережение ныне живущим. Из истории создания «Масок скорби» / И. Г. Грехова, С. А. Погодин, Л. А. Фадеев // Веси : литературно-художественный, историко-краеведче-ский журнал. Спецвыпуск. - Екатеринбург, 2017. - № 10. - С. 7-15.

2. Закс, Л. А. Об одной существенной особенности творчества Эрнста Неизвестного как художника XX века: деиндивидуализация образа // Эрнст Неизвестный и нонконформизм в искусстве СССР : сборник статей. - Екатеринбург : Квадрат, 2015. -С. 6-21.

3. Козаев, К. Т. Первая «Маска скорби» // Веси : литературно-художественный, историко-краевед-ческий журнал. - Екатеринбург, 2019. - № 8. - С. 78-80.

4. Леонг, А. Кентавр: жизнь, искусство и мысль Эрнста Неизвестного // Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии. - Москва : Прогресс, 1992. - С. 7-36.

5. Матафонова, Ю. К. Эрнст Неизвестный. -Екатеринбург : Сократ, 2013. - 272 с.

6. Межелайтис, Э. Б. Лирические этюды. - Москва : Молодая гвардия, 1969. - 256 с.

7. Неизвестный, Э. И. «Я всюду один и тот же» // Дружба народов. - Москва, 1989. - № 12. - С. 6481.

8. Неизвестный, Э. И. Говорит Неизвестный / Поликанов, С. М. Разрыв. Записки атомного физика. - Пермь : Пермские новости, 1991. - 341 с.

Об авторе

Фадеев Лев Андреевич - кандидат исторических наук, Художественный музей Эрнста Неизвестного, ведущий научный сотрудник

E-mail: [email protected]

FREEDOM TO BE YOURSELF.

"THE MASKS OF SORROW" AND THE THEME OF POLITICAL REPRESSIONS IN ERNST NEIZVESTNY'S ART

Fadeev Lev Andreevich

Candidate of historical sciences, Ernst Neizvestny Art Museum, the lead researcher

Abstract: This paper represents the basic projects, symbols and images of Ernst Neizvestnys art, connected with the themes of political repressions and struggle for a personal freedom. The author investigates the biographical aspect of interest of the sculptor to the given plots as well as the ideological and philosophical aspects of the artist's perception of political realities through a prism of the reality he lived in before the emigration from the USSR in 1976 and since 1989 when he was allowed to visit Russia. The main accent is made on a monument "The Masks of Sorrow: Europe-Asia", established in Ekaterinburg in 2017, because it accumulated a lot of master's symbolical and art ideas connected with the repressions. The history of creation of the monument and also the essence of Triangle of Sorrow's concept are described. Ernst Neizvestny wanted to create The Masks of Sorrow in three Russian cities: Magadan, Ekaterinburg and Vorkuta which were the GULAG repressions points (those places where the biggest prisons in the form of labour camps in the Soviet Union were situated and where the mass executions took place). Besides the article provides the information about other art works of the sculptor devoted to the theme of repressions (early works, a Holocaust series, Raul Wallenberg's bust). It allows us to investigate the evolution of the master's art method and to understand the political context and plots of memory and eternity in art more deeply.

Keywords: Ernst Neizvestny; political repressions; violence; freedom; memory; GULAG; sculpture; monument; mask; grief.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.