Научная статья на тему 'Светское и религиозное просвещение и воспитание в эпоху Петра I'

Светское и религиозное просвещение и воспитание в эпоху Петра I Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / школы / преобразования / патриотизм / государство / spirit and moral education / schools / transformations / patriotism / state

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусакова В. О.

Деятельность Петра I охватывала все сферы устраиваемого им государства Российской империи. Образованию он уделял самое пристальное внимание, так как для реализации его великих замыслов требовались люди, полезные Отечеству. Они должны были обладать не только знаниями и практическими навыками, но и высокими нравственными качествами. Несмотря на устоявшиеся мнение, что государь черпал примеры за границей, Петр I не поощрял обучение молодежи за рубежом. Основанные им школы действовали в Москве и Санкт-Петербурге. Благодаря инициативе царя школы основывались и в регионах. Государь лично набирал учащихся и сам давал уроки арифметики, географии, артиллерии, корабельного дела и рисования. Таким образом, он не только закладывал основы учительства, но и воодушевлял учеников на учение. Много внимания уделялось музыке и искусству. Не осталось без внимания Петра I и сфера духовного образования. При Александро-Невском монастыре была организована «Славенская» школа. Сторонником петровских реформ в сфере образования был епископ Феофан (Прокопович), который стал инициатором и создателем школы для сирот и детей бедняков и людей «всякого звания». Выпускники школ петровского времени составили славу Российской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secular and religious education and upbringing in the era of Peter the Great

Peter the Great’s activities covered all spheres of the state he organized the Russian Empire. He paid the closest attention to education, since the realization of his great plans required people useful to the Fatherland. They had to have not only knowledge and practical skills, but also high moral qualities. Despite the well-established opinion that the sovereign drew examples abroad, Peter the Great did not encourage young people to study abroad. The schools founded by him operated in Moscow and St. Petersburg. Thanks to the tsar’s initiative, schools were founded in the regions. The sovereign personally recruited students and gave lessons in arithmetic, geography, artillery, ship building and drawing. Therefore, he not only laid the foundations of teaching, but also inspired students to learn. A lot of attention was paid to music and art. The sphere of spiritual education was not left without attention of Peter the Great. The Slavenskaya school was organized at the Alexander Nevsky Monastery. Bishop Feofan (Prokopovich), who became the initiator and founder of a school for orphans and children of the poor and people of “every rank”, was a supporter of Peter’s reforms in the field of education. Graduates of the schools of Peter the Great’s time made up the glory of Russian history.

Текст научной работы на тему «Светское и религиозное просвещение и воспитание в эпоху Петра I»

УДК 37.017.93; 37.035.6; 37.035.7 1^:/АМ.о^/10.34680/2411-7951.2023.3(48).186-189

В.О.Гусакова

СВЕТСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ЭПОХУ ПЕТРА I

Деятельность Петра I охватывала все сферы устраиваемого им государства — Российской империи. Образованию он уделял самое пристальное внимание, так как для реализации его великих замыслов требовались люди, полезные Отечеству. Они должны были обладать не только знаниями и практическими навыками, но и высокими нравственными качествами. Несмотря на устоявшиеся мнение, что государь черпал примеры за границей, Петр I не поощрял обучение молодежи за рубежом. Основанные им школы действовали в Москве и Санкт-Петербурге. Благодаря инициативе царя школы основывались и в регионах. Государь лично набирал учащихся и сам давал уроки арифметики, географии, артиллерии, корабельного дела и рисования. Таким образом, он не только закладывал основы учительства, но и воодушевлял учеников на учение. Много внимания уделялось музыке и искусству. Не осталось без внимания Петра I и сфера духовного образования. При Александро-Невском монастыре была организована «Славенская» школа. Сторонником петровских реформ в сфере образования был епископ Феофан (Прокопович), который стал инициатором и создателем школы для сирот и детей бедняков и людей «всякого звания». Выпускники школ петровского времени составили славу Российской истории.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, школы, преобразования, патриотизм, государство

Деятельность императора Петра I вызывала и продолжает вызывать множество разных, нередко

диаметрально противоположных оценок, противоречивых высказываний и суждений, что, несомненно, подтверждает величие личности государя.

Можно утверждать, что в эпоху его царствования не было ни одной сферы жизнедеятельности русского человека, куда бы государь не внес свою лепту.

Историк Михаил Петрович Погодин писал: «Место в системе Европейских Государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академия — суть памятники его неутомимой деятельности и его Гения. Он видел все, обо всем думал и приложил руку ко всему, всему дал движение, или направление, или самую жизнь. Что теперь ни думается нами, ни говорится, ни делается, все, труднее или легче, далее или ближе, повторяю, может быть доведено до Петра Великого. У него ключ или замок» [1].

Государственные преобразования Петра I требовали новых знаний и новых людей, владеющими этими знаниями, способных и готовых эти знания применять и приумножать.

Следует отметить, что Петр I отдавал предпочтения экспериментальной науке и был чужд западной схоластики. Вектор его преобразований носил практический характер и был направлен на обучение людей наукам — арифметике, фортификации, артиллерии и «докторскому искусству» и др. — востребованным в петровскую и последующую эпохи, и никак не предполагал приобщение народа к духовным и нравственным ценностям Запада.

К тому же Петру I были нужны люди, могущие строить флот, а также хорошо обученные воины. Известно, что с 1697 по 1714 год около двухсот русских людей обучалось в Голландии и Англии. Даже по тем временам эта цифра не велика. Несмотря на то, что Петра нередко обвиняют в увлечениях западной культурой, государь не приветствовал идею образования за рубежом. Она противоречила его патриотическим взглядам и проводимой им экономической политике.

Основав новую столицу и обустраивая ее по специально разработанному проекту, Петр I формировал тем самым новое пространство и среду для «взращивания новых людей» — полезных Отечеству, образованных и воспитанных на лучших образцах мировой культуры.

Государь полагал, что его эпоха, овеянная романтикой созидания нового сильного государства — империи, столицы Санкт-Петербурга, флота, армии и т.д. — воодушевит молодое поколение, которое затем все свои творческие и научные интересы сосредоточит на родной земле. Но для этого в молодом поколении было нужно воспитывать патриотизм и профессионализм.

Еще до основания новой столицы, по велению государя, первые светские школы открывались в Москве. В их числе — «Школа математических и навигацких наук», известная еще своим преподавателем и составителем первого русского учебника по арифметике Леонтием Филипповичем Магницким.

Строительство Адмиралтейства в основанном в 1703 году Санкт-Петербурге повлекло за собой открытие на базе переведенных из Москвы старших классов филиала Московской навигацкой школы — Морской академии, называемой еще «С.-Петербургскою школою».

В 1704 году царь потребовал доставить в столицу дворянских недорослей от десяти лет и старше; в 1705 — всех отроков московских дворян и шляхтичей; а в 1711 и 1712 годах государь лично осматривал в Петербурге дворян, не состоявших на службе, и определял детей на учебу, а взрослых на работу.

Такие дворянские смотры государь проводил регулярно. Последний смотр проходил в 1721—1722 годах.

Здесь следует заметить, ссылаясь на мнение историка Николай Иванович Павленко, что в допетровскую и петровскую эпоху дворянином именовали человека, служившего при царском дворе или царедворца, а всех остальных дворян называли шляхтой [2, с. 74]

Заботясь о патриотическом воспитании дворян, в 1715 году Петр I издал указ. В нем среди прочего говорилось: «Которые есть в России знатных особ дети, тех всех от 10 лет и выше выслать в школу С.-Петербургскую, а в чужие края не посылать» [3, с. 97].

В Морскую академию принимали детей дворян и в исключительных случаях разночинцев. Главными предметами их обучения стали: арифметика, геометрия, география, навигация, фортификация, артиллерийское дело, астрономия, корабельная архитектура, рисование. Помимо обучения наукам и искусствам, много внимания уделялось воспитанию, которое осуществлялось в строгих формах. Известно, что многие ученики совершали побеги, и причины тому были жесткая дисциплина и трудность учения, а также воздействие родителей, считавших Морскую академию «праздной затеей». Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, князь Александр Данилович Меньшиков всячески боролся с такого рода беспорядками, а сам Петр I не раз посещал академию и для воодушевления преподавателей и учеников лично давал уроки арифметики, географии, артиллерии, корабельного дела и рисования. Кроме того, своим примером царь закладывал в подрастающем поколении нравственные основы лидерства, подразумевающего ответственность за всякое начинание и выбранный путь для себя и своих подчиненных.

Среди выдающихся выпускников Морской академии можно назвать: адмиралов Николая Федоровича Головина и Алексея Ивановича Нагаева, исследователя Камчатки, капитана-командора Алексея Ильича Чирикова, мореплавателей и первооткрывателей братьев Дмитрия Яковлевича и Харитона Прокофьевича Лаптевых и др.

Вслед за Навигацкой школой в Санкт-Петербург из Москвы переехали Артиллерийская и Инженерная школы. В них обучались как дети дворян, так и соответственно пушкарей и шляхетства.

Также действовала школа при петербургском гарнизоне для солдатских детей. Помимо наук в школах преподавали музыку и игру на музыкальных инструментах, которая способствовала гармонизации внутреннего мира учеников и их эстетическому развитию.

Следует отметить, что «в царствовании Петра I, столь важный в женской жизни вопрос, как замужество, неожиданно связался с образованием. Петр специальным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не могут подписать хотя бы свою фамилию, — не венчать» [4, с. 75-76]. Известно, что во время посещения Франции в 1717 году Петра I заинтересовал проект и устройство пансиона Сен-Сира как первой светской женской школы. Государь лично посетил Сен-Сир и удалившуюся туда на покой его основательницу Франсуазу д'Обинье, маркизу Ментенон, морганатическую супругу Людовика XIV. Однако в России устроить женское образовательное учреждение он не успел.

Не осталось без внимания Петра I и сфера духовного образования. Для этого при Александро-Невском монастыре (ныне лавре) была организована «Славенская» школа, основанная в ознаменование победы над Швецией и окончания Северной войны.

В распоряжении архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского), во исполнение императорских указов, от 11 июля 1721 года говорилось: «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу, в которой, как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от пяти до тринадцати лет, — учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, а потом и грамматики... И содержать ту школу из обыкновенных того монастыря доходов» [5].

Занятия в Славенской школе начались осенью 1721 года. Они включали изучение арифметики и грамматики, прослушивания толкования Десятословия, молитв и Евангелия, а также музыку и живопись.

Ревностным приверженцем петровских реформ в сфере образования был епископ Феофан (Прокопович), неординарная и богато одаренная личность, писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, ученый.

В 1721 году владыка открыл в своем петербургском доме на набережной реки Карповки школу для сирот и детей бедняков и людей «всякого звания». В нее принимали отроков 10—12 лет. Владыка содержал школу на собственные средства, а после кончины завещал ей все свое имущество.

И здесь, как и в прочих учебных заведениях, была установлена строгая дисциплина, регламентация жизнедеятельности и надзор. При этом владыка Феофан (Прокопович) считал, что детям в школе должно быть интересно, и прилагал к этому все усилия. Епископ Феофан лично разработал программу для своих учеников, которая основывалась на «триязычии» (изучении русского, и греческого языков, и латыни); много внимания уделял истории, географии, арифметике, геометрии, рисованию и музыке. В школе действовал хор. Ученики играли на музыкальных инструментах и ставили пьесы.

Авторству владыки Феофана (Прокоповича) принадлежит букварь «Первое учение отрокам, в нем же буквы и слоги», выдержавший одиннадцать переизданий. Историк Василий Никитич Татищев называл этот букварь «Лучшим нравоучением для юношей».

Один из учителей школы на Карповке и в том числе академик Петербургской академии наук, Зигфрид Байер, сравнивал ее со школами Древней Греции. В Санкт-Петербурге школу называли «очаг разума и духовности».

Развитие горно-металлургического дела и строительство горных заводов повлекло создание заводских школ. Первые горнозаводские школы были открыты в Вилимом Ивановичем (Георгом Вильгельмом) Генниным, управляющим Олонецкими заводами, в 1715 году, а горнорудные — Василием Никитичем Татищевым, управляющим Уральскими заводами в Алапаевске, Кунгуре, Уктусе. Они просуществовали вплоть до конца XIX столетия.

Важно отметить, что и в образовании, и в других сферах, где государь Петр I проводил реформы, он действовал личным примером. Именно на это нравственную черту государя обратил внимание Александр Сергеевич Пушкин в стихах: «Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник».

Далее поэт обращает внимание на то, что потомкам надлежит брать пример с царя Петра I: «Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен» [6].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что преобразования Петра I затрагивали духовно-нравственное воспитание народа. Для создания империи Петру I требовались хорошо обученные и воспитанные люди, которые не только владели высокими профессиональными навыками, но обладали высоким духовно-нравственным потенциалом, позволяющим им служить Отечеству, а не реализовывать исключительно личные, нередко корыстные цели. Кроме того, эти требования распространялись и на иностранных мастеров и ученых, которые раскрывали свои таланты на русской почве во славу Российской империи.

Именно при императоре Петре I учение стало рассматриваться как служба или первый подготовительный этап служения Отечеству, успехи в котором являлись показателем духовно-нравственных качеств ученика, его ответственности и разумности. Можно сказать, что при Петре I духовно-нравственное воспитание приобрело более широкое значение и помимо церковного благочестия включало в себя любовь к Отечеству земному и готовность послужить ему.

1. Погодин М.П. Петр Великий [Электр. ресурс] // Погодин М.П. Избранные труды. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. URL: http://az.lib.rU/p/pogodin_m_p/text_1841_petr_veliky.shtml (дата обращения: 03.12.2022).

2. Павленко Н.И. Был ли А.Д.Меншиков грамотным? // Наука и жизнь. 2005. № 3. С. 69-75.

3. Петербург петровского времени. Очерки / Под ред. А.В.Предтеченского. Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во, 1948. 160 с.

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала XIX века). СПб.: Искусство-СПб, 1994. 399 с.

5. Санкт-Петербургская духовная академия. История академии [Электр. ресурс]. URL: https://spbda.ru/about/history (дата обращения: 09.12.2022).

6. Пушкин А.С. Стансы. 1826 год [Электр. ресурс]. URL: https://www.culture.ru/poems/4767/stansy (дата обращения: 09.12.2022).

References

1. Pogodin M.P. Petr Velikiy [Peter the Great]. In: Pogodin M.P. Selected works. Moscow, 2010. Available at: http://az.lib.rU/p/pogodin_m_p/text_1841_petr_veliky.shtml (accessed: 03.12.2022).

2. Pavlenko N.I. Byl li A.D.Menshikov gramotnym? [Was A.D.Menshikov literate?]. Nauka i zhizn', 2005, no. 3, pp. 69-75.

3. Predtechenskiy A.V., ed. Peterburg petrovskogo vremeni. Ocherki [Petersburg of Peter the Great's time]. Leningrad, 1948. 160 p.

4. Lotman Yu.M. Besedy o russkoy kul'ture. Byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII — nachala XIX veka) [Conversations about Russian culture. The life and traditions of the Russian nobility (18th — early 19th century)]. St. Petersburg, 1994. 399 p.

5. Sankt-Peterburgskaya dukhovnaya akademiya. Istoriya akademii [St. Petersburg Theological Academy. History of the Academy]. Available at: https://spbda.ru/about/history (accessed: 09.12.2022).

6. Pushkin A.S. Stansy. 1826 god [Stanzas. 1826]. Available at: https://www.culture.ru/poems/4767/stansy (accessed: 09.12.2022).

Gusakova V.O. Secular and religious education and upbringing in the era of Peter the Great. Peter the Great's activities covered all spheres of the state he organized — the Russian Empire. He paid the closest attention to education, since the realization of his great plans required people useful to the Fatherland. They had to have not only knowledge and practical skills, but also high moral qualities. Despite the well-established opinion that the sovereign drew examples abroad, Peter the Great did not encourage young people to study abroad. The schools founded by him operated in Moscow and St. Petersburg. Thanks to the tsar's initiative, schools were founded in the regions. The sovereign personally recruited students and gave lessons in arithmetic, geography, artillery, ship building and drawing. Therefore, he not only laid the foundations of teaching, but also inspired students to learn. A lot of attention was

paid to music and art. The sphere of spiritual education was not left without attention of Peter the Great. The Slavenskaya school was organized at the Alexander Nevsky Monastery. Bishop Feofan (Prokopovich), who became the initiator and founder of a school for orphans and children of the poor and people of "every rank", was a supporter of Peter's reforms in the field of education. Graduates of the schools of Peter the Great's time made up the glory of Russian history.

Keywords: spirit and moral education, schools, transformations, patriotism, state.

Сведения об авторе. Виктория Олеговна Гусакова — кандидат искусствоведения; заведующая сектором методической работы Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии; ORCID: 0000-0002-2924-6886; victoryspb78@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 01.02.2023. Принята к публикации 05.03.2023.

Ссылка на эту статью: Гусакова В.О. Светское и религиозное просвещение и воспитание в эпоху Петра I // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2023. № 3(48). С. 186-189. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.3(48). 186-189

For citation: Gusakova V.O. Secular and religious education and upbringing in the era of Peter the Great. Memoirs of NovSU, 2023, no. 3(48), pp. 186-189. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.3(48).186-189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.