Научная статья на тему 'СВЕТОПРОПУСКАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ФАСАДОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ'

СВЕТОПРОПУСКАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ФАСАДОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛИЦОВКИ ИЗ КИРПИЧА / МОДЕРНИСТСКИЕ ФОРМЫ / ФАСАДНОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ / СВЕТОПРОПУСКАЮЩАЯ ОБОЛОЧКА / ОГРАЖДАЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ / ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / НОВОЕ ТЕКТОНИЧЕСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мельникова И. Б., Рощин М. К.

В статье описываются и анализируются новые архитектурные тенденции, используемые в фасадных композициях современных общественных зданий. Рассматривается вопрос актуальности применения природных материалов в структуре фасадных решений, изучен принцип формирования облика здания с экологически-чистыми материалами. Описываются приемы создания спецэффектов в интерьерах общественных зданий с помощью новых фасадных технологий. Рассмотрен вопрос влияния освещенности интерьеров на восприятие композиции в творчестве архитектора Жана Нувеля. Данные решения приводятся на основе таких реализованных проектов как, Институт арабского мира в Париже, Лувр Абу-Даби в ОАЭ. Где прочитывается сочетание геометрической простоты с минималистичной формой здания с механизированной структурой оболочки фасадов. Рассматриваются приемы сочетания традиционных материалов, таких, как кирпич, с формами новейшей модернистской архитектуры. Описаны приемы декоративного оформления кирпичных стен в современных общественных зданиях, меняющих привычную тектоническую трактовку стены и, одновременно, придающих дополнительную выразительность внутреннему пространству здания. В качестве примера, иллюстрирующего новации в работе с кирпичными облицовочными материалами в общественных зданиях, приведено концептуальное проектное предложение авторов статьи, разработанное для общественно-культурного центра в г. Калининграде. В рамках концепции рассмотрен вопрос влияния и взаимодействия объемно-пространственной композиции и целостного восприятия городской ткани. Изучен вопрос функциональности декоративной кирпичной кладки в комбинации с большими плоскостями витражного остекления. Рассмотрено сценарное кодирование функциональных зон проектируемого здания на основе игры света и плоскостей. Описаны принципы применения классической кладки в современном прочтении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Мельникова И. Б., Рощин М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIGHT-TRANSMITTING ELEMENTS IN THE STRUCTURE OF FACADES OF PUBLIC BUILDINGS

The article describes and analyzes new architectural trends used in facade compositions of modern public buildings. The question of the relevance of the use of natural materials in the structure of facade solutions is considered, the principle of forming the appearance of a building with environmentally friendly materials is studied. The techniques for creating special effects in the interiors of public buildings using new facade technologies are described. The question of the influence of interior lighting on the perception of the composition in the work of the architect Jean Nouvel is considered. These solutions are based on such implemented projects as the Arab World Institute in Paris, Louvre Abu Dhabi in the UAE. Where you can read the combination of geometric simplicity with a minimalist building form with a mechanized structure of the facade cladding. Methods of combining traditional materials such as brick with the forms of the latest modernist architecture are considered. The techniques of decorative design of brick walls in modern public buildings are described, which change the usual tectonic interpretation of the wall and, at the same time, give additional expressiveness to the interior space of the building. As an example illustrating innovations in working with brick cladding materials in public buildings, a conceptual project proposal of the authors of the article, developed for a social and cultural center in Kaliningrad, is given. Within the framework of the concept, the issue of the influence and interaction of the volumetric-spatial composition and the holistic perception of the urban fabric is considered. The issue of functionality of decorative brickwork in combination with large planes of stained-glass glazing has been studied. Scenario coding of functional zones of the projected building based on the play of light and planes is considered. The principles of using classical masonry in a modern interpretation are described.

Текст научной работы на тему «СВЕТОПРОПУСКАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ФАСАДОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ»

Светопропускающие элементы в структуре фасадов общественных зданий

см о см

<0 О!

о ш т

X

<

т о х

X

Мельникова Ирина Борисовна

канд. архитектуры, доцент кафедры архитектуры НИУ МГСУ, [email protected]

Рощин Максим Константинович

студент Института строительства и архитектуры, НИУ МГСУ, [email protected]

В статье описываются и анализируются новые архитектурные тенденции, используемые в фасадных композициях современных общественных зданий. Рассматривается вопрос актуальности применения природных материалов в структуре фасадных решений, изучен принцип формирования облика здания с экологически-чистыми материалами. Описываются приемы создания спецэффектов в интерьерах общественных зданий с помощью новых фасадных технологий. Рассмотрен вопрос влияния освещенности интерьеров на восприятие композиции в творчестве архитектора Жана Нувеля. Данные решения приводятся на основе таких реализованных проектов как, Институт арабского мира в Париже, Лувр Абу-Даби в ОАЭ. Где прочитывается сочетание геометрической простоты с минималистич-ной формой здания с механизированной структурой оболочки фасадов. Рассматриваются приемы сочетания традиционных материалов, таких, как кирпич, с формами новейшей модернистской архитектуры. Описаны приемы декоративного оформления кирпичных стен в современных общественных зданиях, меняющих привычную тектоническую трактовку стены и, одновременно, придающих дополнительную выразительность внутреннему пространству здания. В качестве примера, иллюстрирующего новации в работе с кирпичными облицовочными материалами в общественных зданиях, приведено концептуальное проектное предложение авторов статьи, разработанное для общественно-культурного центра в г. Калининграде. В рамках концепции рассмотрен вопрос влияния и взаимодействия объемно-пространственной композиции и целостного восприятия городской ткани. Изучен вопрос функциональности декоративной кирпичной кладки в комбинации с большими плоскостями витражного остекления. Рассмотрено сценарное кодирование функциональных зон проектируемого здания на основе игры света и плоскостей. Описаны принципы применения классической кладки в современном прочтении. Ключевые слова: облицовки из кирпича, модернистские формы, фасадное остекление, светопропускающая оболочка, ограждающие конструкции, общественно-культурный центр, новое тектоническое прочтение

Одной из тенденций современной архитектуры при проектировании общественных зданий является особое внимание к натуральным материалам, таким, как кирпич, дерево, естественный камень. Причем «подаются» они в сочетании с сугубо модернистскими формами и применением ультрасовременных технологий в самих объектах. Фасады таких общественных зданий обычно имеют простую геометрию самих объемов, значительное количество фасадного остекления, а облицовки из натурального материала придают этим современным формам некоторый природный естественный шарм, своего рода реверанс в сторону истории. При этом эти естественные материалы на фасадах визуально получают несколько иную трактовку своего тектонического звучания и выглядят совсем не так, как в старинных зданиях. Особенно остро это чувствуется в применении облицовок из кирпича. В дополнение к этой тенденции в современных общественных зданиях присутствует еще одна важная черта: общественное здание должно быть не просто выразительным и функционально удобным, -оно должно удивлять зрителя, создавать некую «эстетику чуда», его внутреннее пространство должно быть подвижным для восприятия с бесконечной сменой ракурсов, точек зрения, линий горизонта [1]. Причем совершенно не важно, к какой типологической сфере относится общественное здание: торговый центр или культурный, ресторанный комплекс или музей. Необходимость быть «нестандартно», креативно привлекательным как снаружи, так и внутри - важная черта современной архитектуры в целом, и архитектуры общественных зданий в частности.

Одним из первых, кто задался вопросом применения спецэффектов в современной архитектуре, является французский архитектор Жан Нувель. Свою точку зрения автор описывает следующими словами: "...Однажды, когда поймёте, насколько свет разнообразен и как он расширяет восприятие, ваш архитектурный словарь немедленно увеличится до такой степени, о которой классическая архитектура и не помышляла"[2]. Радикальное переосмысление ретроспективного характера воплотилось в таком творении архитектора, как Институт арабского мира в Париже (рис. 1).

Хорошо прочитывается основная идея проекта - объединение культуры Востока и Запада. Западное влияние присутствует в геометрически простой, минималистской форме здания в сочетании с новейшими фасадными материалами и технологиями. Главный фасад здания состоит из алюминиевых панелей с подвижным титановым каркасом, способным адаптироваться под погодные условия с помощью светочувствительных элементов. Таким образом можно регулировать степень освещенности интерьеров здания. При этом светочувствительные элементы в панелях выполнены по принципу диафрагмы камеры. Сам рисунок «створок диа-

фрагмы» в панелях напоминает машрабию - традици- ярко этот прием выражен в фасадах и интерьерах обще-

онный художественный элемент Восточной культуры. В ственного центра «Шиеса» в Испании архитекторов

интерьерном пространстве при этом создается почти Хайме и Франсиско Хавьера Магена (рис.3). мистическая игра света и тени, переносящая зрителя в загадочный мир арабских сказок.

Рис.1. Институт арабского мира, Париж, 1987г.: а) главный фасад, б) элементы «машрабии»

Не менее мистическим и неординарным по своей выразительности является еще одно общественное здание Жана Нувеля - Лувр Абу-Даби в ОАЭ (рис.2).

Архитектор использовал здесь похожий прием, только игра света и тени достигается применением особой светопропускающей оболочки.

Похожие приемы придания интерьерам особенной выразительности за счет игры света и тени, идущих через элементы ограждающих конструкций, можно встретить во многих работах современных архитекторов. Наиболее часто этот прием встречается в общественных зданиях с кирпичными стенами. Ощущение «вынутых» из стены кирпичиков придает фасадам современных зданий оригинальное тектоническое прочтение; одновременно с этим в интерьерах этот же прием создает нарядную романтическую игру света и тени. Особенно

Рис.2 Лувр Абу-Даби, ОАЭ, Абу-Даби, 2017г.: а) общий вид, б) игра света и тени, создаваемая светопропускающей оболочкой.

Результатом изучения подобных приемов формирования фасадных композиций общественных зданий стали проектные разработки авторов статьи при проектировании общественно-культурного центра для г. Калининграда. Проектное предложение основано на желании сформировать современную по стилистике архитектурную композицию из простых по геометрии квадратичных объемов разной величины, объединенных большим светопрозрачным атриумом. При этом дань уважения к исторической архитектуре Калининграда выражается в выборе красно-кирпичной облицовки объемов здания (рис.4).

Смысл нового, «нетрадиционного» тектонического прочтения кирпичной стены в этом проекте доведен до гротеска: крупные «тяжелые» кирпичные формы почти парят в воздухе. Все четыре объема здания, в которых предполагается организация различных по функции помещений культурного центра, объединены большим светопрозрачным атриумом, который является связующим пространством между внешней средой и помещениями отдельных объемов культурного центра. Это буферное пространство прозрачного атриума несет в себе то самое «игровое начало» пространства в общественном здании, о котором говорилось выше. Красно-кирпичные объемы различной величины фактически крутятся

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

б

es

0 es

<0

01

o

Ш

m

X

<

m O X X

перед зрителем, находящимся в интерьере атриума, создавая ощущение подвижности с постоянно меняющимися ракурсами восприятия этих объемов. Креативности этим картинам добавляет еще тот факт, что часть кирпичных стен находится во внутреннем пространстве атриума, а часть - снаружи, которую можно обозревать из-за стекла. При подъеме по сложной фигурной лестнице картины, открывающиеся зрителю, опять меняются, что является неким продолжением игрового шоу со зрителем (рис.5).

практически не виден, а на его месте лишь россыпь мелких хаотично разбросанных светящихся точек (рис.6).

Рис.4 Общий вид общественно-культурного центра в Калининграде. Арх. Мельникова И.Б., Рощин М.К., 2021г.

Рис. 5 Интерьер атриума общественно-культурного центра в Калининграде.

б

Рис. 3 Общественный центр «¡llueca», Арагон, Испания, 2018-2020гг. а) общий вид здания, б) светотеневой рисунок в интерьере здания.

Авторы проекта предложили интерпретировать описанный выше декоративный прием «вынимания» кирпичиков из стены несколько иначе, сообразуясь с крупным масштабом всего здания. На фасадах небольшие отверстия смотрятся как мотив «вынутых» кирпичиков, что зрительно несколько облегчает брутальную кирпичную стену и, опять же, рассчитано на привлечение внимания зрителя, желания его удивить. В интерьере это рассыпь небольших окошек, которые свободно, практически хаотично выходят во внутренние пространства здания, помогая дополнительно их освещать. В ночном освещении, при включении света в помещениях, эти отверстия-кирпичики смотрятся на фасадах очень необычно: большой темно-красный объем самого здания в ночном небе

Рис.6 Декоративное оформление фасадов общественно-культурного центра в Калининграде. Арх. Мельникова И.Б., Рощин М.К., 2021г.

Таким образом, в настоящее время фасады современных общественных зданий могут получить новое тектоническое прочтение при использовании такого традиционного материала как кирпич. Сочетание кирпичных стен с большими плоскостями остекления, дополнение этих стен мелкими декоративными вкраплениями

выводит архитектурную стилистику таких здании на принципиально новый уровень.

Литература

1. Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. Книга первая: Лидеры профессии и новые имена, М.: Издательство «Искусство-XXI век», 2010, - 432с.

2. Интернет-журнал BERLOGOS «Всегда в оппозиции. Жан Нувель - о своей архитектуре», 06.07.2016 г. — Режим доступа: http://www.berlogos.ru/artide/vsegda-v-oppozicii-zhan-nuvel-o-svoej-arhitekture/

3. Look At Me «Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию», 22.02.2014 — Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/people/icon/201065-jean-nouvel

4. Рощин М.К. Изменение визуального облика здания на основе применения подвижных фасадных элементов, - Дни студенческой науки [Электронный ресурс]: сборник докладов научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов ИСА НИУ МГСУ, М.: Издательство МИСИ - МГСУ, 2020, с.119-121. — Режим доступа: http://mgsu.ru/resources/ izdatelskayadeyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/

5. Мельникова И.Б., Попов А.В. Модернизм как стиль в архитектуре. Основные этапы развития: учеб. Пособие, М.: Издательство АСВ, 2020, - 90 с.

6. Мельникова И.Б. Кирпич узоры «вяжет» (Композиционные возможности кирпича в оформлении фасадов малоэтажных жилых домов), ж. «Сельская новь», 1998, №4, с.58-59.

Light-transmitting elements in the structure of facades of public buildings

Melnikova I.B., Roschin M.K.

Moscow State University of Civil Engineering (MGSU)

JEL classification: L61, L74, R53_

The article describes and analyzes new architectural trends used in facade compositions of modern public buildings. The question of the relevance of the use of natural materials in the structure of facade solutions is considered, the principle of forming the appearance of a building with environmentally friendly materials is studied. The techniques for creating special effects in the interiors of public buildings using new facade technologies are described. The question of the influence of interior lighting on the perception of the composition in the work of the architect Jean Nouvel is considered. These solutions are based on such implemented projects as the Arab World Institute in Paris, Louvre Abu Dhabi in the UAE. Where you can read the combination of geometric simplicity with a minimalist building form with a mechanized structure of the facade cladding. Methods of combining traditional materials such as brick with the forms of the latest modernist architecture are considered. The techniques of decorative design of brick walls in modern public buildings are described, which change the usual tectonic interpretation of the wall and, at the same time, give additional expressiveness to the interior space of the building. As an example illustrating innovations in working with brick cladding materials in public buildings, a conceptual project proposal of the authors of the article, developed for a social and cultural center in Kaliningrad, is given. Within the framework of the concept, the issue of the influence and interaction of the volumetric-spatial composition and the holistic perception of the urban fabric is considered. The issue of functionality of decorative brickwork in combination with large planes of stained-glass glazing has been studied. Scenario coding of functional zones of the projected building based on the play of light and planes is considered. The principles of using classical masonry in a modern interpretation are described.

Keywords: brick cladding, modernist forms, facade glazing, light-transmitting shell, enclosing structures, social and cultural center, new tectonic reading

References

1. Ryabushin A.V. Turn of the Millennium Architects. Book one: Leaders of

the profession and new names, M .: Publishing house "Art-XXI century", 2010, - 432p.

2. Internet magazine BERLOGOS "Always in opposition. Jean Nouvel - about

his architecture ", 06.07.2016 - Access mode:

http://www.berlogos.ru/article/vsegda-v-oppozicii-zhan-nuvel-o-svoej-

arhitekture/

3. Look At Me "How Jean Nouvel turned hi-tech into poetry", 02.22.2014 -

Access mode: http://www.lookatme.ru/mag/people/icon/201065-jean-nouvel

4. Roshchin M.K. Changing the visual appearance of a building based on the

use of movable facade elements, - Days of student science [Electronic resource]: collection of reports of a scientific and technical conference on the results of research work of students of ISA NRU MGSU, M .: Publishing house MISI - MGSU, 2020, p.119 -121. - Access mode: http://mgsu.ru/resources/ izdatelskayadeyatelnost / izdaniya / izdaniya-otkr-dostupa /

5. Melnikova I.B., Popov A.V. Modernism as a style in architecture. The main

stages of development: textbook. Manual, Moscow: ASV Publishing House, 2020, - 90 p.

6. Melnikova I.B. Brick "knits" patterns (compositional possibilities of bricks in

the design of facades of low-rise residential buildings), f. "Rural nov", 1998, No. 4, p.58-59.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.