Научная статья на тему 'Светочи русской культуры в историко-культурном диалоге народов России'

Светочи русской культуры в историко-культурном диалоге народов России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
446
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Донская Т. К.

В статье рассматриваются проблемы сопоставления современной и исконно русской культуры, вопросы коммуникативной культуры как следствия исторической памяти народа, идея диалога светской и православной культуры на примерах выдающихся отечественных ученых, литераторов, святых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The celebrities of Russian culture in historical-cultural dialogue of Russian folks

The article is devoted to the problems of confrontation of modern and original Russian culture, to the issue of communicative culture as a result of historical peoples’ memory, to the idea of the dialogue between social and orthodox culture using famous national scientists’, writers’ and saints’ points of view as examples.

Текст научной работы на тему «Светочи русской культуры в историко-культурном диалоге народов России»

УДК 82.094

СВЕТОЧИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ

ДИАЛОГЕ НАРОДОВ РОССИИ

Т.К. Донская

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: tamara2613@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы сопоставления современной и исконно русской культуры, вопросы коммуникативной культуры как следствия исторической памяти народа, идея диалога светской и православной культуры на примерах выдающихся отечественных ученых, литераторов, святых.

Ключевые слова: историко-культурный диалог, коммуникативная культура, духовные ценности.

Наука и образование рассматриваются в цивилизованном обществе как основа просвещения, как источник формирования исторической памяти нового поколения, коллективной самоидентификации, «которая сближает людей на основе восприятия прошлого как «своего» или близкого и понятного, позволяет им осознать свою сопричастность с чувствами, мыслями и делами тех, кто разделяет их отношение к прошедшему... Бережное сохранение в памяти утраченного, вместе с усвоением «уроков истории», должно стать залогом его преобразованного возрождения на родине»1.

Многие социологи и этнопсихологии рассматривают прошлое как культурные скрепы нации, служащие для кристаллизации общественных отношений. Так, Клод Леви-Стросс писал: «Хранить прошлое является долгом каждого народа, долгом не только по отношению к самому себе, но и по отношению ко всему человечеству. Ничто не должно погибнуть прежде, чем мы вполне осознаем его своеобразие и оригинальность, прежде чем мы запечатлеем его в своей памяти. Это сохраняет силу для всех народов, но особенно это так для народов, находящихся в привилегированной ситуации: переживающих своё прошлое в тот момент, когда для них открывается иное будущее».

Более того, содержание исторической памяти позволяет устанавливать контакт с собеседником, активно участвовать в диалоге с представителями разных социальных групп, т. е. повышает коммуникативную культуру человека, информирует о его знании своей, русской, многонациональной российской и зарубежной истории, культуры, искусстве, свидетельствует о его эрудиции и умении высказать свою точку зрения о предмете беседы, особенно - о сохранении исторического наследия нации, созданного трудом многих поколений и сохранённого для будущих поколений, чтобы свеча не погасла...

Эти слова принадлежат Московскому князю Ивану Красному, сыну Ивана Калиты и отца Дмитрия Донского, смысл которых - передавать из поколения в поколение святые заветы предков, чтобы Россия не исчезла... Об этом же и стихи Льва Николаевича Гумилёва:

Нас всех прядёт судьбы веретено В один узор; но разговор столетий Звучит как сердце, в сердце у меня.

1 Культура исторической памяти. Петрозаводск, 2002. С. 73-74.

Так я двусердный, я не встречу смерти, Живя в чужих словах, чужого дня.

1936 г.

В то же время, как сегодня стало очевидно, историческая память является орудием политической борьбы и манипуляцией общественным сознанием. Ярким примером этого явления в эпоху перестройки в России стало агрессивное наступление на священную память нашего народа о Великой Отечественной войне со стороны внутренних и внешних врагов нашего Отечества, его святынь... И в этой целенаправленной идеологической войне позорную антинародную роль играет современное российское ТВ.

Размышления о человеке, его отношении к прошлому, настоящему и будущему, о жизни и бессмертии всеми в России и всегда понимались не столько как интеллектуальное движение, сколько как достижение работы Души. В этом и состоит отличие русской философии от западноевропейской - в её религиозной окрашенности и в ориентации на духовную общность: «.в центре внимания постоянно оказывался не столько человек как природное существо, сколько неисчерпаемый духовный опыт личности, смысл индивидуального и коллективного (народного) бытия» . В русском языке душа, дух, духовность - родственные слова, в других языках, в том числе и в английском, адекватное понятие отсутствует: есть soul, spirit, spiritual, но в переводе слово душа заменяется английским шатё=рассудок. Так, душевный человек переводится как undernstanding person (буквально - понимающий человек). В русском же национальном сознании сложилось это устойчивое словосочетание в значении полный искреннего дружелюбия . В словаре В.И. Даля у слова «душа» выделяется несколько значений: 1) бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волею; 2) человек с духом и телом; 3) человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; 4) жизненное существо (т.е. сущность - Т.Д.) человека. С этим словом в русском языке имеется большое количество фразеологических и устойчивых сочетаний (как указывает профессор Е.П.Петрухина, их более пяти десятков): вкладывать душу во что-то, работать со всей душой, всеми силами души, душа нараспашку, душевное спокойствие, камень с души упал, душевный человек и т.д. В них отразились нравственные ценности русского народа, поэтому «историческая память» нашего народа отразила в языке дружелюбие, открытость, готовность поддержать, прийти на помощь, подать руку помощи и т.п. - как доминирующие свойства русского характера. И священной традицией в русской культуре сложилось понимание искусства как голоса души, как исповеди души.

В ХУШ веке из Европы пришла идея искусства как развлечение, как удовольствие, как комфорт для богатых, «для сытых» (Г.В.Свиридов). «Всё это уводит искусство в сторону от чего-то важного, значительного в жизни, серьёзного, глубоко касающегося всех нас, сокровенного, скрытого от глаз, что лишь подлинному художнику дано обнаружить и явить людям в слове ли, в звуках, красках или мраморе. Это лишь -единственное, думается мне, и является настоящим искусством, которое останется во времени или выразит сокровенную сущность наших дней» (Из записных книжек). Речь идёт о самом важном в отечественном искусстве - о духовности, потеря которой, по мысли Г.В.Свиридова, грозит потерей нашим народом духовной самостоятельности.

Более чем 1000-летие крещения Руси привело к тому, что вся наша жизнь столетиями текла по-православному. «Православие вошло не только в облик храмов, но и в язык, в поговорки, в народные приметы. Вся жизнь наша православна. Даже у

2 Культура исторической памяти. Петрозаводск, 2002. С. 360.

3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2006. С.180

атеистов.. .«Вот Бог, а вот - порог», - так сказать может только православный, потому что в красном углу избы висит икона. То есть этим духом настолько пронизаны наше сознание, даже подсознание, что я не вижу никакой другой конфессии для России, кроме православия», - убедительно отстаивал свою точку зрения академик Б.В.Раушенбах4.

Вот почему сегодня в Российской Федерации так остро стоит вопрос о диалоге светской и православной культур, поскольку православная культура, как нравственность и искусство, входит в сферу собственно духовной культуры народа и духовные ценности воплощаются в них практически безгранично. Русская иконопись, русская православная музыка, русское православное пение, русское православное зодчество с его белокаменными и деревянными бессмертными творениями, фрески Ферапонтова монастыря, золототканое шитьё, церковно-приходские школы и многое другое отражает богатейшие творческие способности русского народа и роль русской церкви в просвещении родного народа и многоязыких народов России в приобщении к православной культуре. Миссионерская деятельность, например, Стефана Пермского, приобщившего северные народы к христианству, создателя зырянской азбуки для чтения Священного Писания, была высоко оценена Русской Православной Церковью, причислившей его к лику Святых. И таких подвижников среди православных священников было немало.

Ценностное сознание нашего народа формировалось в условиях нашей истории и культуры и является ядром русской культуры, и ценности выступают в качестве норм и идеалов в системе действующих общественных отношений5. Лев Николаевич Толстой сказал об этом: «Идеал — это путеводная звезда. Без неё нет твёрдого направления, а нет направления — нет и жизни». В течение своего исторического развития русский народ выработал свои жизненные идеалы, которые сопутствовали ему на протяжении всей более чем тысячелетней истории и к которым они обращались и обращаются в различных ситуациях жизни, особенно - в трудные для России времена, становясь символами нравственных ценностей, концептов, под которыми современные лингвисты и лингвокультурологи понимают «энергетические сгустки культуры, ментальные картины того, что не всегда можно выразить словом, представить математической формулой, но можно увидеть, услышать, почувствовать, узнать, прозреть - (вспо)мнитъ)»6. Это может быть имя исторического героя (Илья Муромец), деятеля государства (Владимир Мономах), Русской православной Церкви (митрополит Иларион), русской культуры (Андрей Рублёв) и т.п.; имя города, ставшего символом героизма и стойкости (Китеж, Севастополь, Сталинград и др.), образ воина, защитника Отечества (Александр Невский, Дм.Донской, М.И.Кутузов, Г.К.Жуков и др.), название места воинской славы (Куликовское поле, Бородинское, Прохоровское и др.), имя женщины, ставшее символом женской верности (Ярославна, Ефросинья Рязанская, жёны декабристов и др.) и т. д.

Образно и убедительно об этом же сказал Хосе Ортеги-и-Гассет: «Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем; воспоминание о совершённых великих делах и готовность к дальнейшим - вот существенные условия для создания нации. Позади -наследие славы и раскаяние, впереди - общая программа действий. Жизнь нации - это ежедневный плебисцит»7.

4 Раушенбах Б. Пристрастие. М., 2002. С.41.

5 Выжлецов Г.П. Общечеловеческие ценности и культура России // Возрождение культуры России: истоки и современность. СПб, 1993. С.30-39.

6 Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая плёнка цивилизации. М., 2007.

7 Ортего-и-Гассет Х. Восстание масс. Нью-Йорк, 1954. С.178-179.

«В российском обществе <...> ценностное сознание<...> существенно иное по содержанию, чем на Западе» . «Мы любим то, во что вкладываем душу свою. И чем больше этот вклад, тем дороже объект любви: близкий человек, Храм, Отечество, Господь, ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21)»9. Этим и объясняется характерная черта русской души - любовь и бескорыстная преданность своей земле, своему народу, своим святыням, готовность жизнь положить за други своя...И в то же время ценностное сознание русских «не отчуждают человека от других людей, от природы и от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в общность любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом, включая, как говорил П.А.Флоренский, в это единство человечности весь мир»10. Это то, что Ф.М.Достоевский назвал всечеловечностьюрусского человека.

Так, например, академик Фёдор Иванович Буслаев (1818-1897), отдавая дань Н.М. Карамзину как историку и писателю, высоко оценивая его «Письма русского путешественника» для становления русского литературного языка и для понимания русского национального характера, и в целом для русского просвещения, в своей речи, посвящённой 100-летию со дня рождения нашего выдающегося писателя и историка, убедительно показал, как со страниц этого удивительного произведения русского эпистолярного жанра вырисовывается образ молодого русского путешественника, который достойно представлял своих соотечественников за рубежом11. Объективно характеризуя европейскую науку, быт и нравы народов Германии, Франции и Англии, он в то же время во всех ситуациях ощущает себя русским человеком. Более того, говорит Буслаев, «я коснулся одной крупной черты, которая, как живительный луч, освещает приветливым светом все его путевые впечатления, все его думы, надежды и мечтания. Это - самая горячая любовь его к родине, мысль о которой никогда его не покидает». Изучая в Лондоне английский язык, Карамзин «приходит к убеждению в превосходстве перед ним языка русского: «Да будет же честь и слава нашему языку, - восклицает он, -который в самородном богатстве своём, почти без всякого чужого примеса, течёт, как гордая, величественная река - шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса»12. И заключает наш выдающийся филолог и основоположник отечественной методики русского языка: «Если русский путешественник всегда является перед иностранцами самым усердным, красноречивым и ловким адвокатом за Родину, то потому именно, что искренно убеждён был в её достоинствах. Во многом давал он ей предпочтение даже перед самой Англией, благосостоянием и устройством которой он столько восхищался, и несравненно выше Людовика ХГУ ставил Петра Великого, которого, говорил он, «почитаю, как великого мужа, как героя, как благодетеля человечества, как моего собственного благодетеля». В преобразованиях Петра он видел разумное примирение любви к родине с любовью ко всему цивилизованному человечеству»13.

И в самих «Письмах русского путешественника», и в оценке их Буслаевым имеется много тем для обсуждения современных проблем Россия — Запад. И главная тема - вклад России, её народа и её учёных, писателей, деятелей культуры и искусства, деятелей образования и просвещения, в том числе и представителей Русской

8 Выжлецов Г.П. Общечеловеческие ценности и культура России // Возрождение культуры России: истоки и современность. СПб, 1993. С. 30.

9 Там же, с. 11.

10 Там же, с. 31.

11 Буслаев Ф.И. Мои досуги. М., 2003. С. 453.

12 Там же, с.458.

13 Там же, с.458.

Православной церкви в мировую культуру, разбивающий миф о варварстве русского народа, о котором до сих пор создаются легенды, дискредитирующие нас как нацию, народ, о котором Ф. И.Тютчев сказал пророческие и гордые слова:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать -В Россию можно только верить.

1886

Созвучно с ними прозвучала мысль А.А.Ахматовой в её стихотворении-отповеди тем, кто соблазнял русскую поэтессу западным раем:

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»...

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбый дух.

1917

Именно эта верность родной земле, родному народу в годы революции и Гражданской войны позволила А.А.Ахматовой сказать гордые слова о своей верности России, хотя и отразившие горечь своих и народных страданий:

Я была с моим народом там, Где мой народ, к несчастью, был...

Несомненно, большим упущением современных школьных программ по русской литературе является недооценка таких выдающихся произведений русской литературы, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого, как «История Государства Российского» Н. М. Карамзина, которое ценится не только как историческое исследование отечественной истории, но и как блестящее произведение, созданное на русском литературном языке, знакомство с которым позволит школьникам вступить в диалог с другой точкой зрения на отношение к Европе, чем та, которую навязывают нашим детям современные школьные учебники и передачи СМИ. Не следует забывать, что в России художественная литература всегда была базовым предметом не только для школьных программ, но и для духовного воспитания народа. Недаром И.С.Грачёва, выдающийся петербургский учитель-словесник, завещала: «Если не будет у нас уроков главного учителя России - Русской литературы, то безмерно оскудеет нравственный мир страны»14. Не этого ли добивается наше Министерство образования, ограничивая число часов на изучение родной русской литературы и исключая её из числа обязательных предметов при аттестации выпускников средней школы и предлагая её в качестве экзамена по выбору?! Не менее недальновидно поступает МНиО, сокращая часы на изучение родного русского языка, о значении которого в образовании и воспитании школьников более 150 лет тому назад так убедительно говорил основоположник методики преподавания отечественного языка Ф.И.Буслаев в книге «О преподавании отечественного языка»: «.изучением отечественного языка становимся мы истинными соучастниками своего народа и наследниками его духа, так что всяк образованный в

14 Грачёва И.С. Уроки русской литературы. Книга для учителей и учащихся. СПб, 1993. С. 20.

своём языке может сказать: la nation, c'est moi (нация - это я)»15. Без глубокого проникновения в лексическое и грамматическое богатство и выразительность родного русского языка невозможно не только насладиться его благозвучием и жанрово-стилистическим многообразием устных и письменных высказываний, но и постичь неповторимость языка «Слова о полку Игорева», комедий Д.И.Фонвизина и басен И.А.Крылова, од Г.Р.Державина и М.В.Ломоносова, лирики В.А.Жуковского и Е.Баратынского, лирики и прозы А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова и др. выдающихся знатоков родного языка и его художественно-эстетических возможностей, о котором сложено немало восторженных посвящений...

Русский язык Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нём воркованье голубя весной, Взлёт жаворонка к солнцу - выше, выше. Берёзовая роща. Свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный на крыше.

К. Бальмонт,

Овладевая знаниями об истории взаимоотношений России с Западом, отражённых в творчестве отечественных философов (С.Н.Булгаков, Н.Я.Данилевский, А.Зиновьев, И.А.Ильин и др.), социологов (Н.А.Бердяев, С.Кара-Мурза), публицистов (К.С.Аксаков, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.В.Киреевский и др.), поэтов и прозаиков (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, Л.М.Леонов, В.Г.Распутин, М.А.Шолохов и др.), современное молодое поколение сможет самостоятельно делать выводы о тенденциях в отношении европейских стран к современной России ...В этом плане известное стихотворение А.С.Пушкина «Клеветникам России» звучит сегодня так, будто написано о нашем времени: О чём шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России?<.. .> Бессмысленно прельщает вас Борьбы отчаянной отвага -И ненавидите вы нас. За что ж? ответствуйте: за то ли, Что на развалинах пылающей Москвы Мы не признали наглой воли Того, под кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?..

1831

Это публицистическое стихотворение великого Поэта России, основоположника гражданской публицистики в русской поэзии Х1Х века, не входит в школьные программы по русской литературе, как и блестящая публицистика Великой Отечественной войны А.Н. Толстого, М.А. Шолохова, И. Эренбурга и других советских

15 Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР. 1941. С.64.

писателей, чьи традиции продолжали и продолжают и в наше время А. Зиновьев, В. В. Кожинов, А.Н. Крутов, В.Н. Крупин, Н.М. Коняев, Н.С. Леонов, С.С. Смирнов, В.Г. Распутин и др., раскрывая историческую правду о героической и трагической судьбе русского народа на разных этапах становления и развития Российской цивилизации. Эта тема - героическая история русского народа - является центральной в русской литературе, живописи, музыке, хореографии, скульптуре и монументальных мемориалах, продолжающих героические традиции русского героического эпоса: былин, воинских сказаний, легенд и народных песен.

Куликовское, Бородинское, Поле Прохоровское - родня: Все по духу, по кровному - близкие, Хоть, конечно, из разного дня. Веет дух Пересвета над вами, Дух Кутузова, Дух Горовца.

Память Родины не убывает, И как прежде, волнует сердца<.. .> Хороши были парни!.. Они-то,

Устояв, победили в бою, Честь России спасли и свою, Полем став на века знаменитым.

Игорь Чернухин. «Третье поле». И самое главное - читая эти строки, опалённые бессмертным жаром героических подвигов Воинов России в годы Великой Отечественной войны, наши дети и внуки начнут понимать, что мирная жизнь на родной земле завоёвана в справедливой, но в смертоносной борьбе за счастье и мирный труд Воинами России, что «бой идёт не ради смерти - ради жизни на земле» (А.Т. Твардовский); что «западный образ жизни, предполагающий чрезмерное поклонение золотому тельцу, материальным благам, опору на сугубый индивидуализм, - это всё-таки тупиковое направление, объективно ведущее к бездуховности, к пустоте, к бессмысленности», - по словам С.П.Миронова16.

На различных этапах развития государственного устройства России, особенно в период ломки устоявшихся социальных структур, народное сознание обращается к своим истокам, чтобы ответить на вопрос Кто мы? и Какие ценности мы защищаем?, черпая нравственные силы в деяниях созидателей России, чьи образы вдохновляют на ратные подвиги (Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Александр Суворов, Георгий Жуков и др.), на нравственное противостояние обрушившимся на Родину бедам (Сергий Радонежский, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин), на стойкость и мужество в борьбе за отстаивание своего человеческого достоинства (святой Рязанский князь Михаил и его жена Ефросинья, протопоп Аввакум), на борьбу за социальную справедливость во имя счастья народа (Степан Разин, Емельян Пугачёв, Александр Радищев, декабристы), на готовность поддержать реформы преобразователей России (Святой Владимир Креститель, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, митрополит Иларион, Андрей Боголюбский, Пётр Великий, Александр 11 Освободитель и др.), самоотверженное служение науке и культуре (Андрей Рублёв, Иван Кулибин, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Александр Герцен, Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Пётр Чайковский, Михаил Нестеров, Максим

16 Миронов С.П. Служить другим и делать добро//«Литературная газета» №29 от 16-22 июля 2008.

С.3.

Горький, Павел Корин, Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Сергей Кораблёв, Георгий Свиридов, Константин Станиславский и т.д.) и многие другие представители русского народа, трудившиеся во имя процветания Отечества, его науки, культуры и искусства, составившие Пантеон русской Славы, для которых гражданское служение России было зовом сердца...

Не будет преувеличением сказать, что, несмотря на всю трагичность ХХ века в жизни народов России и народов мира, только сознательно, а порой и бессознательно опираясь на нетленные историко-культурные ценности своего народа, русский народ сумел остаться народом-созидателем, народом-защитником-патриотом своей Отчизны, не позволившим фашизму поработить нашу Родину, проявив невиданный массовый героизм во имя свободы и счастья, любви и добра, мира и труда на свободной земле своих предков, завещанной нам воинами и тружениками-созидателями Светочами Земли Русской. И так было не раз в истории нашего государства.

Два чувства дивно близки нам -В них обретает сердце пищу -Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва.

А.С.Пушкин

В этой титанической борьбе одним из источников патриотизма для нашего народа являются образы истинных сынов Отечества, которых Т.И.Гончарова, учитель истории, Народный Учитель России, назвала Светочами русской истории и культуры: Святые Владимир Креститель, Александр Невский, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Фёдор Ушаков и другие радетели государственной целостности, в том числе и священнослужители, причисленные Православной Церковью к лику Святых за их бескорыстное и праведное служение Отечеству.

Особая роль в утверждении единства Земли Русской принадлежит Святому преподобному Сергию Радонежскому.

Жития Святых - это до сих пор ещё не познанная нашим молодым поколением энциклопедия русской духовной культуры. Так, текст жития Преподобного Сергия усеян сотнями миниатюр, в малейших подробностях передающих житие Радонежского чудотворца, но сверх того «они знакомят нас со всем древним бытом наших предков, предлагая изображение зданий, различных экипажей, телег, колымаг и саней, лодок, мебели и вообще домашней утвари, различных костюмов, мужских, женских, детских, воинских, монашеских, царских, боярских и крестьянских, и т.д.<...>Но особенно замечательно, - считает исследователь истории русской живописи Ф.И. Буслаев, - в этом факте то, что чувство природы и национальности непосредственно развивается из религиозного воодушевления; и только тогда оказалась возможность собственно исторической, национальной живописи в Древней Руси, когда христианство глубоко внедрилось в русской жизни, выразившись в литературе обширным циклом житий святых. Как собственно национальной повествовательной литературы, соответствующей повестям и новеллам, не найдёшь в Древней Руси вне круга житий, так из тех же житий

17

могла развиваться и собственно историческая русская живопись» . Среди многочисленных житий русских святых особое место в истории русской национальной культуры принадлежит житию Святого Сергия Радонежского.

«Аще мужа свята житие списано будет, то от того польза велика есть и утешение вкупе, и списателем, и послушателем», - приступая к описанию жизненного подвига

17 Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001. С. 246.

преподобного Сергия Радонежского, писал его первый биограф Епифаний Премудрый, «присный ученик, блаженный Епифаний», - так высоко оценил его труд Архиепископ Никон.

Жанр жития - это историческое и проповедническое повествование о земной жизни православных Святых и о тех нравственных уроках, какие извлекли из сказания об их жизнях наши предки и донесли до нас их духовные уроки.

Говоря о Святом Сергии Радонежском, архиепископ Никон (Рождественский) писал: «Будучи сам высшим носителем христианского православного духа, он -примером, назиданием, молитвами своими много содействовал и содействует напитанию этим духом православного русского народа, - духом, который составляет руководительное начало, крепость и славу народной русской жизни. Потому-то к Преподобному Сергию, как к неиссякаемому роднику крепкого русского духа, притекают на поклонение, для назидания, для молитвы и до сего дня многие тысячи народа.<...> Да, наши летописцы имели полное основание именовать Преподобного Сергия Игуменом всея Руси, и святая Церковь достойно и праведно величает его избранным воеводою русской земли!»18.

Высокую оценку роли Сергия Радонежского в истории России дал историк В.О.Ключевский: «Если бы возможно было воспроизвести писанием всё, что соединилось с памятью Преподобного Сергия, что в эти пятьсот лет было молчаливо передумано и перечувствовано перед гробом миллионами умов и сердец, это писание было бы полной глубокого содержания истории нашей всенародной политической и нравственной жизни.<...> Да и каждый из нас в своей собственной душе найдёт то же общее чувство, стоя у гробницы Преподобного. У этого чувства уже нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Это чувство вот уже пять столетий одинаково загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в чистой капле воды»19.

Имя Преподобного Сергия Радонежского всегда ассоциируется в русском сознании с именем Московского князя Дмитрия Ивановича, получившего в народе прозвище Донского, разгромившего объединёнными силами русских воинов татарского хана Мамая на Куликовом поле. На этот судьбоносный подвиг благословил князя Преподобный Сергий. В О. Ключевский, выведя историческую закономерность из этого историко-политического события, сформулировал её следующим образом: «При имени Преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной (выделено нами - Т.Д.). Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание»20. Вот этот закон политической жизни общества в России, и не только в России, выведенный русским историком Ключевским, и должен стать предметом глубокого освоения нашими детьми истоков возрождения родного народа в современных условиях неустойчивого нравственного состояния российского общества. Это важнейший предмет диалога православной и светской культур о дальнейших путях развития РФ, об истоках консолидации народов России на основе духовно-нравственных ценностей, выработанных нашими народами на протяжении тысячелетнего совместного дружеского

18 Архиепископ Никон (Рождественский). Житие Преподобного Сергия Радонежского. М., 2000.

С.7.

19 Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990. С.64.

20 Там же, с.75.

проживания, совместного созидательного труда во имя процветания нашего родного Отечества.

В образе Сергия Радонежского нам дорого прежде всего его многолетнее нравственное служение Родине во имя единства княжеских уделов ради освобождения Земли Русской от татарского ига. «Древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в нём скапливались бедствия, а по мере того, как в миру росли нравственные силы, -пишет Любовь Мирохина. - Монастырь служил для поселян и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и, наконец, приютом под старость. Вот почему монастыри сыграли такую великую роль в становлении русской государственности. А Сергий был государственником, несмотря на своё отшельничество, никогда не упускал возможности заложить новую пустынь и всячески поощрял к тому своих учеников»21.

Отказавшись после митрополита Алексия занять митрополичий престол, Преподобный Сергий не отказывался по поручению московского князя Дмитрия Ивановича выступать в роли посредника, склоняя князей встать под руку Москвы, чтобы объединёнными силами противостоять татарскому игу. Взяв в руки посох, он шёл к удельному князю, выполняя свой долг духовного наставника. Он обладал особым даром - убеждения, вразумления и увещевания. Он умел достучаться в самое безнадёжное, чёрствое и погрязшее в грехе сердце. Как ни ненавидели удельные князья Москву, но святого старца почитали. Он ведь не московскому князю служил, а евангельской заповеди - не убий! И князья клялись в верности Москве и Святой Церкви. И хотя не всегда его усилия увенчивались успехами, но «великий старец своей святой жизнью и

самоотверженностью во имя любви и единомыслия задавал высокий нравственный

22

тон» . Он тянул общество вверх, и ему удавалось предотвратить многие бедствия и кровопролития. И всё-таки Преподобный никогда не служил лично князю: он служил только Руси и делу собирания русских земель вокруг Москвы.

По словам Епифания Премудрого, рука Сергия «была простёрта к нуждающимся, как многоводная река тихими струями: настолько в обители вклады умножались, настолько страннолюбие увеличивалось. И никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. ».

Быстро разносилась по всем русским землям молва о чудном старце и пророке, который в глуши Радонежских лесов молится о грехах мира, об избавлении от татарского зла и губительства, от глада и мора, от княжеских распрей. «Само появление

23

таких подвижников и светочей внушало измученным людям надежду на лучшее» .

В.О.Ключевский считал, что именно с деятельности преподобного Сергия начался перелом в жизни русских монастырей, оживилось стремление к иночеству. Если в первый век татарского ига возникло всего три десятка новых монастырей, то в следующее столетие было основано около 150, среди устроителей которых были ученики Святого Сергия Радонежского, продолжавшие дело своего Учителя: Сергий-прозорливец видел в монастырях центры духовного сопротивления орде и возрождения Руси.

Но пришло время обнажить мечи.

Князь Дмитрий хорошо понимал, что его отец и дед хитрой дипломатией и данями спасли русские земли от набегов поганых, но ему пришла пора обнажить меч. Однако его одолевали сомнения. Он поехал в Лавру к Преподобному Сергию, к

21 Мирохина Любовь. Сергий Радонежский. М., 1999. С. 89-90.

22 Там же, с. 82.

23 Там же, с. 77-78.

которому князь относился с безграничным доверием и любовью и от которого принял бы любое наставление и даже приказ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Князь опустился перед ним на колени. Сергий благословил его и напутствовал:

- Иди против безбожных без всякого страха. Господь будет тебе помощник и заступник.

А потом наклонился и тихо сказал одному князю:

24

- Победиши врага твоя» .

Воодушевлённый напутствием великого старца, Князь обратился к своему войску с такими словами:

«- Должно нам, братия, сложить головы свои за Веру христианскую, да не захватят поганые города наши, да не запустеют Божии церкви, да не будем мы рассеяны по всей земле, да не будут уведены в полон жёны и дети наши.

И площадь словно громом загремела - ратники обещали великому князю Дмитрию Ивановичу верно служить ему и отечеству и головы свои положить, если понадобится»25.

Куликовская битва стала началом изгнания татар с Земли Русской. 8 сентября 1380 года стало днём славы русского воинства, а Поле Куликово - Первым Полем русской славы, воспоминание о котором наполняет сердце каждого русского чувством гордости за наш народ, чувством благодарности нашим предкам, освободившим наши земли и наш народ от татарского ига. По совету Сергия князь Дмитрий повелел отныне 26 октября, в день своих именин, во всех православных храмах служить поминальные службы по убиенным русским воинам. Это поминовение совершается и ныне в Дмитровскую субботу перед 26 октября по всей Руси. Но особенно торжественно служба проходит в Троице-Сергиевой лавре. А русское воинство считает Преподобного Сергия своим особым покровителем.

Дмитрий Донской был незаурядным человеком и политиком, но, как и все люди, имел слабости и недостатки. Едва ли он справился бы с делом изгнания татаро-монгольских орд в одиночку без помощи Церкви и её служителей - митрополита Алексея и Сергия Радонежского.

Благодарные потомки нарекли Сергия Радонежского «благодатным воспитателем русского народного духа», потому что святой своей жизнью, самой возможностью такой жизни Преподобный «дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нём ещё не всё

доброе погасло и замерло, помог заглянуть в свой собственный внутренний мрак и

26

разглядеть в нём тлевшие искры того же огня, которым горел сам он» .

Необходимо наконец-то понять, что утрата исконных культурно-исторических традиций, «европейничанье», утрата Святой Руси, гибельна для народа русского и для всех народов России. Г.В. Свиридов, болея душой за сохранение в национальном искусстве исконно народных традиций, с гордостью напоминал нам, своим соотечественникам: «Русская культура неотделима от совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за неё нечто совсем другое.» («Из записных книжек»). А лишившись совестливого отношения к жизни, мы потеряем духовную самостоятельность, которая была на протяжении веков важнейшим вопросом всей нашей культуры и искусства (Г.В. Свиридов). В этом плане житийная литература -богатейший источник познания духовного служения русских Святых и «несвятых святых» родному Отечеству (Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы», 2012).

24 Мирохина Любовь. Сергий Радонежский. М., 1999. С. 116.

25 Там же, с. 119.

26 Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990. С. 12.

Житийная литература как важнейшая часть русской национальной литературы и культуры должна занять достойное место в школьном образовании и воспитании высоконравственной личности, глубоко понимающей и безгранично любящей русскую историю, национальную культуру и литературу и язык, русский народ и Отечество. Диалог со светочами русской культуры - неистощимый кладезь познания народной психологии и характера родного народа, мудростью, талантом и трудом которого и создана особая - Российская цивилизация, которой мы вправе гордиться и должны передать это богатство нашим потомкам. Воистину: «Учитель! Воспитай своего Ученика!»

В Год Культуры перед всеми деятелями образования и просвещения, культуры и искусства, перед всей многонациональной интеллигенцией России - огромное поле деятельности для реализации своих творческих замыслов по реализации в жизни бессмертных традиций русской культуры и искусства во всех их видах - от народного искусства до современных оперы и балета, театра и театрализованных праздничных представлений, музыки и песенного творчества, живописи и скульптуры, киноискусства в лице С.Эзенштейна, А.Пырьева, Г.Козинцева, М.Ромма, С.Бондарчука и В.Шукшина, декоративно-прикладного искусства и паркового ландшафта и других видов творческого художественно-эстетического мира русского народа, создавшего неповторимую концептосферу русской культуры (Д.С. Лихачёв), являющейся духовно-нравственным ядром Российской цивилизации. Являясь национальным достоянием русского народа, искусство и культура, особенно классическая русская художественная литература Х1Х и ХХ веков, обогатили отечественную и мировую культуру и искусство образами такой психологической глубины, каких не знает европейская и американская литература: Борис Годунов и Евгений Онегин А.С.Пушкина, князь Мышкин и братья Карамазовы Ф.М.Достоевского, Андрей Балконский, Фёдор Протасов и Анна Каренина Л.Н.Толстого, Григорий Мелехов и Андрей Соколов М.А.Шолохова, Войницкий и Астров А.П.Чехова, Павел Власов и Васса Железнова А.М.Горького и др., каждый из которых по-своему шёл по пути самоусовершенствования во имя жизни по совести и служения духовно-нравственным заветам своих предков во имя счастья, чести и достоинства родного народа...

Прав был В.В. Кожинов, утверждая, что в России «триада»: «народ, государство, интеллигенция» - важнейшая социальная и историко-культурная проблема, отношение к которой и в наше время является лакмусовой бумагой при определении места того или иного представителя русской или российской интеллигенции в современной духовной жизни РФ, к которым можно обратиться, пользуясь словами А.М. Горького: «С кем вы, мастера культуры?». С созидателями России или с её разрушителями? С народом, творчеством которого созданы и создаются все ценности на нашей земле, или с теми, кто живёт по принципу «после нас хоть потоп»? - Каждый, кто ощущает себя Созидателем новой демократической России, вероятно, не раз задумывался над этим судьбоносным вопросом, обращённым к совести и сердцу русского человека. А мне близки мысли и чувства А. А. Ахматовой, высказанные ею в предсмертном стихотворении «Родная земля»:

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихов навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем <...>. Но ложимся в неё и становимся ею, Оттого и зовём так свободно - своею.

1961

Список литературы

1 Архиепископ Никон (Рождественский). Житие Преподобного Сергия Радонежского. - М., 2000.

2 Буслаев Ф.И. Мои досуги. - М., 2003.

3 Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. - СПб, 2001.

4 Выжлецов Г.П. Общечеловеческие ценности и культура России/Возрождение культуры России: истоки и современность. - СПб, 1993:30-39).

5 Грачёва И. С. Уроки русской литературы. Книга для учителей и учащихся. - СПб, 1993.

6 Журавлёв В.К. Русский язык и русский характер. - М., 2002.

7 Касьянова Ксения. О русском национальном характере. - М., 2003.

8 Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1990.

9 Культура исторической памяти. - Петрозаводск, 2002.

10 Миронов С.П. Служить другим и делать добро//«Литературная газета» №29 от 16-22 июля 2008. С.3

11 Мирохина Любовь. Сергий Радонежский. - М., 1999.

12 Ортего-и-Гассет Х. Восстание масс. - Нью-Йорк, 1954.

13 Петрухина Е.П. Языковая картина мира и православное сознание // «Виноград», 2007, №3:6-11).

14 Раушенбах Борис. Пристрастие. М., - 2002.

15 Человек. - М., 1995.

THE CELEBRITIES OF RUSSIAN CULTURE IN HISTORICAL-CULTURAL DIALOGUE OF RUSSIAN FOLKS

T.K. Donskaya

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: tamara2613@mail.ru

The article is devoted to the problems of confrontation of modern and original Russian culture, to the issue of communicative culture as a result of historical peoples' memory, to the idea of the dialogue between social and orthodox culture using famous national scientists', writers' and saints' points of view as examples.

Keywords: historical-cultural dialogue, communicative culture, spiritual values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.