Научная статья на тему 'СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ОРНИТОЛОГА И ПЕДАГОГА ИГОРЯ ГЛЕБОВИЧА ЛЕБЕДЕВА (1947-2021)'

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ОРНИТОЛОГА И ПЕДАГОГА ИГОРЯ ГЛЕБОВИЧА ЛЕБЕДЕВА (1947-2021) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
228
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ОРНИТОЛОГА И ПЕДАГОГА ИГОРЯ ГЛЕБОВИЧА ЛЕБЕДЕВА (1947-2021)»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2098: 3613-3929

Светлой памяти орнитолога и педагога Игоря Глебовича Лебедева (1947-2021)

М. А. Ломсков, Е. Э. Шергалин, В. А. Остапенко

Михаил Александрович Ломсков. Московская ветеринарная академия имени К.И.Скрябина. Москва, Россия. E-mail: [email protected] Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологичское общество. E-mail: [email protected]

Владимир Алексеевич Остапенко. Московская ветеринарная академия имени К.И.Скрябина. Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 28 июля 2021

3 июля 2021 года, не дожив всего полтора месяца до 74-летия, скоропостижно скончался Игорь Глебович Лебедев, старший преподаватель кафедры зоологии, экологии и охраны природы имени А.Г.Банникова Московской ветеринарной академии имени К.И.Скрябина.

Игорь Глебович родился 27 августа 1947 года в Москве. Его отец Глеб Леонидович Лебедев трудился главным инженером в ГПИЛКП (Институте лакокрасочной промышленности), а мать Елена Михайловна Ле-

бедева (Бычкова) получила образование химика-технолога. Младшая сестра Игоря Ирина Глебовна Чиченкова до выхода на пенсию работала в ГОХРАНе. Таким образом, Игорь Глебович стал орнитологом в первом поколении.

Родовой герб Лебедевых (из домашнего архива И.Г.Лебедева).

Свой интерес к биологии он проявил ещё в средней школе, начав посещать зоологический кружок в Доме пионеров, где его руководителем был известнейший орнитолог — профессор Московского педагогического института Владимир Михайлович Константинов (1937-2012). Тогда же на занятиях кружка он познакомился с будущим профессором и доктором биологических наук, видным орнитологом, педагогом и писателем-натуралистом Владимиром Григорьевичем Бабенко, дружбу с которым сохранил на всю жизнь. Фамилия определила выбор будущей профессии. Позже отношения юнната со своим наставником превратились в коллегиальные и просто дружеские, и десятилетняя разница в возрасте с Владимиром Михайловичем не была тому помехой. Высшее образование Игорь Глебович получил в Московском государственном педагогическом институте имени Ленина, окончив в 1972 году биолого-химический факультет. За время обучения в ВУЗе он побывал в пяти экспедициях, изучал птиц Северного Кавказа, Архангельской области, ихтиофауну Карелии, проводил исследования совместно с Институтом энцефалита АМН СССР на Салаирском кряже.

В орнитологическом отделе Зоологического музея Московского университета хранятся 83 тушки, собранные и переданные в него Игорем Лебедевым. Первая тушка птицы от И.Г.Лебедева — обыкновенный сне-

гирь с Салаирского кряжа, добытый 29 мая 1965, а последняя - горбоносый турпан с реки Вывенки в Олюторском районе Камчатки (август 1976 года). Подавляющее большинство тушек было коллектировано им в Камчатском крае, Кемеровской и Московской областях (устн. сообщ. П.А.Смирнова и Ю.М.Барановой). Сборы И.Г.Лебедева были использованы Александром Александровичем Кищинским (1937-1980) при написании им монографии «Птицы Корякского нагорья» (1980).

Первое знакомство с деревянным непарнокопытным.

В пятом классе. Москва. 1959 год.

Сам Игорь назвал эту фотографию «рабочий облом». Москва. Примерно 1967-1969 годы. 3616 Рус. орнитол. журн. 2021. Том 30. Экспресс-выпуск № 2098

На ружейной и фотоохоте (фотоаппарат в левом углу кадра). Шотландский сеттер по кличке Рагдай не попал в кадр.

Игорь раздает интервью радиожурналистам в Московской области в середине 1980-х. Рус. орнитол. журн. 2021. Том 30. Экспресс-выпуск № 2098 3617

На полевых работах по учетам морских и водоплавающих птиц на эстонском острове Хийумаа рядом с аэропортом Кярдла в 1986 году.

После окончания пединститута Игорь Глебович три года вместе с женой Любовью проработал по распределению в школе-интернате в селе Тиличики на Камчатке, где, помимо преподавания, практически с нуля создал туристический клуб, зоологический кружок и лыжную секцию для местных детей. Не забывал он и про научную деятельность, систематически собирал сведения о видовом разнообразии птиц Камчатки. Тогда же Игорь Глебович побывал в сейсмологической экспедиции к вулканам Карымский и Малый Семячик. Сразу после возвращения с Камчатки в 1976 году у них родился сын Сергей.

Молодой учитель биологии сопровождает колонну школьников в посёлке Тиличики на Камчатке, где Игорь три года (1972-1975) работал в школе после окончания МГПИ имени Ленина.

Затем на протяжении 20 лет Игорь Глебович Лебедев был научным сотрудником в разных лабораториях ИЭМЭЖ имени А.Н.Северцова АН СССР, занимаясь изучением поведения рыб, миграций птиц, разрабатывал методы предотвращения столкновения самолётов с птицами. Кроме того, в эти годы успел поработать и в научно-исследовательской лаборатории Московского зоопарка, где занимался налаживанием процесса искусственной инкубации птиц разных таксонов.

Объятия с другом-волком в Московском зоопарке.

В 1980-е годы И.Г.Лебедев был активным членом Рабочей группы по врановым. В соавторстве со своим бывшим наставником, а теперь коллегой профессором, доктором биологических наук В.М.Константиновым он опубликовал целую серию статей по учётам врановых птиц в Москве и Московской области, их миграциям и оологии.

В начале 1990-х он принимал непосредственное участие в организации и проведении первых в нашей стране Международных детских орнитологических школ, в которых участвовали также ребята из США и почти 10 стран Европы. Первая такая встреча прошла под Москвой в 1990 году, а в 1993 году Игорь Глебович отвёз сборную России в Англию.

Начиная с 1995 года Игорь Глебович вернулся к активной педагогической деятельности и до последнего дня жизни проработал на факультете товароведения и экспертизы сырья животного происхождения Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И.Скрябина на кафедре зоологии, экологии и охраны природы имени А.Г.Банникова. За время своей преподавательской деятельности в стенах МВА он вёл лекции и семинарские занятия по таким дисциплинам, как зоология, общая биология, экология, теории эволюции, антропология, зоокультура, охотоведение, учение о биосфере. Среди всего этого многообразия преподаваемых дисциплин особенно

следует выделить курс «основы теории зоокультур» (называемый чаще всего просто «зоокультура»), созданный и внедрённый в учебный процесс ветеринарной академии при непосредственном участии Игоря Глебовича. Помимо административной работы по созданию рабочей программы, составлению планов занятий и пр. в соавторстве с профессором Олегом Семёновичем Габузовым (1933-2006), ряд идей которого Игорь Глебович в дальнейшем развил и дополнил, в 2014 году было издано учебное пособие «Основы теории зоокультур», рекомендованное ФУМО по специальности «Ветеринария» для использования в учебном процессе вузов. В том же году Игорь Глебович выпустил собственное оригинальное и не имеющее аналогов в России учебное пособие «Учение о породе как часть теории зоокультур». Данный труд является первой с момента выхода в 1950-1960-х годах работ Сергея Николаевича Боголюбского (1885-1976), которые к настоящему времени уже полностью потеряли свою актуальность, попыткой создать целостную и современную теоретическую базу такого биологического явления, как порода животных, комплексно проанализировать процессы и явления, происходящие с животными при одомашнивании.

Кафедра зоологии Ветеринарной академии примерно в 2004 году. Верхний ряд (слева направо): ст. препод. В.В.Алпатов, проф. В.А.Остапенко, ст. препод. Я.Я.Тыньо, доцент И.Г.Лебедев, две девушки-лаборантки. Нижний ряд (слева направо): доцент Т.А.Евстигнеева, проф. Е.П.Пивоварова, зав. каф. М.И.Непоклонова, ст. препод. Е.А.Макарова, доцент Л.В.Савохина, препаратор или лаборант.

На протяжении почти всей 26-летней работы в Московской ветеринарной академии Игорь Глебович участвовал в работе приемной ко-

миссии. Сначала в очном режиме, непосредственно принимая у абитуриентов вступительный экзамен по биологии, а после внедрения тестовой системы оценки знаний более десяти лет, вплоть до своей кончины, разрабатывал и в дальнейшем корректировал вопросы для тестирования. Он был универсальным педагогом и не раз выручал кафедру, готовя рабочие программы новых дисциплин. И.Г.Лебедев был автором многих учебных и учебно-методических пособий по разным дисциплинам экологического профиля.

И.Г.Лебедев в составе приемной комиссии в Ветеринарной академии. 1996-1999 годы.

Если пытаться охарактеризовать Игоря Глебович как педагога, то он относился к той категории преподавателей, которые не приходят на занятие и «дают материал», который, как правило, забывается уже к следующему дню, а всегда учат, подчас даже заставляют студентов думать, анализировать, развивать комплексный взгляд на явления и проблемы окружающего мира.

Особое внимание он уделял грамотному и уместному использованию студентами научных терминов, считая, что вместо широко тиражируемого иноязычного слова, значение которого многие до конца не понимают, всегда нужно искать простой и понятный русский смысловой аналог. Отчасти по данной причине одним из любимых заданий Игоря Глебовича была подготовка обучающимися реферата с дальнейшим ответом на занятии. Кроме того, он пытался донести до студентов мысль, что их работа всегда должна выполняться качественно, ведь на обложке будет стоять их фамилия, просил не подходить написанию реферата «спустя рукава» и просто скопировать разрозненные куски текста из Всемирной паутины. Однако далеко не все прислушивались к советам Игоря Глебовича. Ввиду этого попытка ответить, подчас, могла растянуться на два-три занятия. Ведь стоило только студенту начать озвучивать обтекаемые формулировки, явно взятые из Интернета, или откровенно искажать значение того или иного понятия, как Игорь Глебович останавливал его речь фразами «врёшь, дяденька», «точно-точно?» или саркастическим восклицанием «как интересно!» и после объяснения, что нужно исправить и в чём разобраться, отправлял студента на доработку.

И.Г.Лебедев со студентками Ветеринарной академии.

Также повышенное внимание при взаимодействии со студентами Игорь Глебович уделял грамотности и правильности использования русского языка, считая его главным культурным достоянием нашей страны. Хоть он и не был лингвистом по образованию, но посвятив более 20 последних лет жизни изучению этимологии русскоязычных названий животных и растений, Игорь Глебович сформировал особое отношение к языку, как к бесценному достоянию человеческой цивилизации. Кроме того, в процессе своих лингвистических изысканий он приобрел огромное количество филологических знаний, которыми активно делился со студентами ветеринарной академии как на учебных занятиях, так и во время частых выступлений на зоологическом кружке.

Помимо этого, на занятиях Игорь Глебович частенько, когда это было уместно, цитировал строки любимого им Пушкина, вкратце описывал отдельные комические моменты из рассказов Чехова, попутно призывая студентов как можно больше читать, расширяя свой кругозор и становясь всесторонне развитыми людьми.

Игорь Глебович любил ботанику и, понимая, что она является ахиллесовой пятой многих орнитологов, уделял особое внимание растениям на занятиях со студентами.

Также ещё одна из главных мыслей, которую он старался донести до студентов, состояла в том, что необходимо осознавать, что человек — это всего лишь один из множества видов, населяющих нашу планету. Он вовсе не является «царём природы» и разумность его («ведь вы же Homo sapiens, а не голая обезьяна»,— любил повторять Игорь Глебович) заключается в том, что он может анализировать возможные последствия своих действий как в локальном житейском масштабе, так и в глобальном масштабе изменения окружающей среды.

По результатам собственных исследований И.Г.Лебедевым опубликовано более 160 научных, научно-популярных и учебно-методических работ по зоологии, орнитологии, экологии, теориям зоокультур, в том числе более 30 монографий. Особенно продуктивными в плане публикаций стали последние 20 лет жизни Игоря Глебовича. Много времени

он посвятил вопросам зоокультуры, к которой прикоснулся, работая ещё в Московском зоопарке. Помогал профессору О.С.Габузову при составлении первого в стране учебного пособия по этой дисциплине, а позже выпустил ряд его дополненных переизданий и отдельных книг, связанных с проблемами доместикации животных.

Он увлекся также разработкой нового направления — изучением происхождения русских названий позвоночных животных. До него были опубликованы лишь эпизодические статьи по происхождению названий птиц разными авторами и в разные годы, охватывающие лишь один язык или один регион. Игорь Глебович предпринял попытку осветить этот вопрос комплексно для всей территории России и стран СНГ. Почти 20 лет Игорь Глебович изучал значение и происхождение русских на -званий животных — малоисследованную область современной этнозоо-логии — науки, существующей на стыке зоологии, экологии, филологии, этнографии и истории. Словари русского языка, по его мнению, уделяют непростительно мало внимания значению и происхождению названий

животных, представляющих собой самостоятельную и весьма ёмкую область народной культуры. Знания о значении названий животных открывают доступ к практически неизученному и во многом утраченному пласту народной культуры, связанному с природой. По результатам проведённых исследований И.Г.Лебедевым было опубликовано более 30 работ, среди которых несколько монографий. К примеру, книга «Значение и происхождение русских названий животных России и сопредельных территорий» (2014) исследует значение и происхождение названий беспозвоночных, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей и содержит информацию о значении и происхождении более чем 1300 русских названий основных видов животных, обитающих в России, и ряда специфических терминов, так или иначе с этими животными связанных. Ряд материалов, представленных в данной монографии, был опубликован впервые.

И.Г.Лебедев за своим рабочим столом в Ветеринарной академии. Джинсовому костюму он старался почти никогда не изменять.

Эта работа настолько его увлекла и захватила, что он практически перестал ездить на орнитологические совещания и конференции, полностью углубившись в данную тему. Он берёг каждую минуту жизни и ни на что другое просто не хотел отвлекаться. Не все его коллеги это понимали и разделяли такой подход. Обложившись 30 словарями с разных языков, он торопился успеть, как бы чувствуя и понимая, что резервы здоровья не бесконечны. У него сильно «прыгало» артериальное давление и он был очень метеозависимым, поэтому работать самоотверженно ежедневно не всегда получалось — мешали сильные головные боли. Незадолго до кончины он успел закончить работу по происхождению русских названий растений и грибов, которой очень гордился. Этот его труд стал результатом четырёхлетней напряжённой работы.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования "Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина" ОГРН 1037739216790 109472, г. Москва, Ж-472, Академика Скрябина ул., д. 23. тел. 377-92-86, факс: 377-49-39

из протокола № 03 от 29 ноября 2007 .г. заседания ученого совета ФГОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина»

Слушали: академика РАСХН, профессора Воронина Е.С. о возбуждении ходатайства перед Министерством образования и науки Российской Федерации о представлении доцента кафедры зоологии, экологии и охраны природы Лебедева Игоря Глебовича к награждению знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» за заслуги в области образования и в связи с 60-летием со дня рождения.

В поддержку этого предложения выступили: проф. Гордиенко И.М., проф. Максимов В.И., проф. Непоклонова М.И.

Постановили: Принимая во внимание представление ректората ФГОУ ВПО МГАВМиБ и, учитывая большой личный вклад в процесс подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства и многолетнюю успешную профессиональную деятельность доцента кафедры зоологии, экологии и охраны природы Лебедева Игоря Глебовича, принять следующее заключение Ученого совета:

Ходатайствовать о представлении доцента кафедры зоологии, экологии к охраны природы Лебедева Игоря Глебовича к награждению знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» за заслуги в области образования и в связи с 60-летием со дня рождения.

на №

тел. 377-92-86, факс: 377-49-39 06-ММ от

от

ВЫПИСКА

Е.С. Воронин В.И. Максимов

Сотрудники кафедры зоологии, экологии и охраны природы имени А.Г.Банникова в 2018 году.

Стоят (слева направо): доцент А.М.Коновалов, доцент В.Г.Борщевский, доцент Я.Я.Тыньо, доцент Е.А.Макарова, лаборант Ю.Гребенева. Сидят (слева направо): ст. препод. О.Е.Рванцева, ст. препод. М.А.Ломсков, профессор и зав. кафедрой В.А.Остапенко, ст. препод Л.В.Савохина,

доцент И.Г.Лебедев.

С невесткой Натальей и внучкой Ириной на даче.

Животные окружали Игоря всю его жизнь. Помимо кошек и уже упомянутого шотландского сеттера Рагдая, в 1980-е годы у него жил мит-тельшнауцер с длинным иностранным именем и сокращённой кличкой Уся.

Игорь Глебович был дважды женат. От первого брака с педагогом -биологом Любовью Александровной у него вырос сын Сергей, а во втором браке тоже с учителем биологии Ольгой Владимировной Ивановой они воспитали дочь Марию. С первой женой Игорь познакомился во время учебы в институте — она училась на одном факультете с ним, но была на год младше. Познакомились они на практике в Павловской Слободе.

Мы запомним Игоря Глебовича Лебедева умным, ярким, ироничным, отчасти противоречивым, иногда шумным, но всегда высококлассным специалистом, неравнодушным педагогом, отзывчивым и порядочным человеком.

Игорь в далёком детстве.

Некоторые монографии Игоря Глебовича Лебедева

Константинов В.М., Лебедев И.Г., Маловичко Л.В. 2000. Птицы в фольклоре: в мифах, легендах, народных названиях. М.; Ставрополь: 1-124.

Лебедев И.Г. 2000. Значение и происхождение русских названий птиц России и сопредельных государств. М.: 1-131.

Лебедев И.Г. 2001.Значение и происхождение русских названий зверей России и сопредельных государств: Эколого-семантическое исследование. М.: 1-217.

Лебедев И.Г. 2006. Значение и происхождение русских названий позвоночных животных России и сопредельных стран (рыбы, гады, птицы, звери). М.: 1-356.

Лебедев И.Г. 2009. Значение и происхождение русских названий животных России и сопредельных территорий: (эколого-этимологическое исследование). М.: 1-419.

Лебедев И.Г. 2014. Значение и происхождение русских названий животных России и сопредельных территорий. М.: 1-436.

Лебедев И.Г. 2014. Учение о породе как часть теории зоокультур. М.: 1-447.

Лебедев И.Г. 2018. Дикие и домашние животные в антропогенной среде. М.: 1-455.

Лебедев И.Г. 2021. Значение и происхождение русских названий растений и грибов России и сопредельных территорий. М.: 1-426.

Лебедев И.Г., Габузов О.С., Алпатов В.В. 2014.Основы теории зоокультур. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. М.: 1-289.

Лебедев И.Г., Пименов Н.В., Ломсков М.А. 2021. Доместикация животных - биологическая трансформация и её нозологические последствия. М..: 1-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.