Научная статья на тему 'Светлана Лучицкая метаморфозы средневекового общества: тело, здание, шахматы'

Светлана Лучицкая метаморфозы средневекового общества: тело, здание, шахматы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Светлана Лучицкая метаморфозы средневекового общества: тело, здание, шахматы»

СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР

Светлана Лучицкая

МЕТАМОРФОЗЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА: ТЕЛО, ЗДАНИЕ, ШАХМАТЫ*

Для эпохи Средневековья характерно метафорическое мышление с присущей ему развитой системой символических образов. В средневековой культурной традиции в разные периоды использовались метафорические образы здания, тела, дерева и др. Так, в XII в. общество уподоблялось церкви, в которой крестьяне олицетворяли пол, что означало: низкое сословие есть фундамент всего здания.

В классическое Средневековье весьма распространенной была телесная метафора общества. Образ тела передавал «идею сотрудничества» отдельных частей ради общественного блага, идею средневековой социальной гармонии: голова - государь, стоящий над всеми; руки - рыцари, ноги - крестьяне, ремесленники и пр., «которые обслуживают, кормят тело и подчинены голове, а все вместе они служат Богу» (с. 270).

Начиная с середины XIII в. общество нередко представляется в виде шахматной доски, а социальные страты - в виде шахматных фигур. Во второй половине XIII в. доминиканский монах Якопо ди Чессоли пишет трактат «Книга об обязанностях и нравах знати, или О шахматной игре».

Вначале Якопо ди Чессоли излагает причины изобретения игры: шахматы, пишет, он - это полезный досуг и отвлечение от грусти. Но непосредственная причина, по которой игра была придумана, отмечает Чессоли, такова: некогда жил в Вавилоне жесто-

* Лучицкая С. Метафоры средневекового общества: Тело, здание, шахматы // «На меже меж голосом и эхом»: Сб. ст. - М., 2007. - С. 269-276. 158

Метаморфозы средневекового общества

кий правитель Эвильмеродаг, сын Навуходоносора. Он был человеком развращенным и жестоким, всех, кто с ним был не согласен, -убивал. Народ, страдавший от жестокого тирана, обратился к мудрецу Филометру, чтобы тот наставил правителя на путь праведный. Филометр изобрел шахматы - сделал из золота и серебра огромные фигуры и разместил их на 64 клетках. Игра приобрела огромную популярность, в нее стали играть придворные; Эвильмеродаг тоже попросил мудреца разъяснить ему правила игры. Объясняя правила, мудрец ненавязчиво рассказал тирану, как должен вести себя король и другие члены общества, т.е. по существу прочитал проповедь о нравах и обязанностях правителя. Вскоре все в государстве изменилось к лучшему. Следовательно, шахматы, пишет Чессоли, игра полезная для воспитания и душеспасительная.

Шахматы в трактате сравниваются с обществом и его системой отношений. Вавилон, говорит Якопо, судя по сообщениям пророка Иеримии, был построен по плану, разбитому на квадраты. Каждая сторона длиной 16 римских миль, а общая площадь - 16 х 4 = 64. Чтобы представить размеры города, изобретатель этой игры создал доску с 64 клетками и высокими краями, которые представляют стены города. Шахматы - это идеальный город Вавилон, где царят согласие и гармония.

Итак, шахматы символизируют город, общество, а шахматные фигуры - различные социальные страты: король и королева в шахматах соответствуют королевской паре средневекового общества, конь - рыцарю, две ладьи - это викарии короля, фигуры слонов -судьи. Восемь пешек олицетворяют различные занятия простолюдинов - землепашество, кузнечное дело, торговлю и пр. Чессоли подробно описывает внешний вид и атрибуты каждой фигуры: скипетр и державу короля, меч и копье рыцаря, скипетр и яблоко как инсигнии королевской власти в руках викариев, орудия труда в руках простолюдинов и пр.

Проповедник обстоятельно объясняет, почему простолюдины (пешки) стоят перед знатными. Без народа немыслима жизнь знати. Что мог бы сделать викарий короля (ладья), если бы пешка - крестьянин не обеспечивал пропитанием, что делал бы рыцарь, если бы перед ним не было пешки - ремесленника, который делает удила и шпоры? Что делали бы король, королева и вся остальная знать без помощи пешки, символизирующей медика? «Итак, расположение

Светлана Лучицкая

фигур на шахматной доске выявляет солидарные связи, необходимые для всякой жизни общества» (с. 273).

Принципы перемещения фигур по шахматной доске тоже исполнены глубокой символики. Ладьи, олицетворяющие викариев, помещаются на белой и черной клетках и не должны отходить от короля на большое расстояние. Слоны (судьи) перемещаются по диагонали со своей позиции на три клетки, ибо цифра 6 (3+3) символизирует совершенство, а судьи должны обладать совершенством нравов и знанием, дабы судить честно. «Пешки же жалкие фигуры: они ходят по прямой, но пожирают другие фигуры по диагонали - так и простолюдины приобретают все только нечестным путем» (с. 273). Главный принцип перемещения благородных фигур - обеспечить защиту короля; как и в обществе, здесь все подчинено интересам королевской власти.

В более широком смысле шахматы - модель мира, и именно так интерпретировали эту игру проповедники. С одной стороны, игрок, перемещая фигуры, создает некое подобие игры жизни, он одерживает победы и терпит поражения, заключает альянсы и вступает в конфликты, а затем отходит в вечность или добивается счастья и благополучия. С другой - поединки шахматных фигур и общий принцип защиты короля приближал шахматы к феодальному бою. Средневековье нашло в шахматах нечто вроде концентрированной и универсальной формулы жизни и исторического процесса: счастье / несчастье, взлет / падение...

С.А. Гудимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.