Научная статья на тему 'Свет и цвет в стекле витражей'

Свет и цвет в стекле витражей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1234
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТРАЖ / СТЕКЛО / ЦВЕТ / СВЕТ / КОМПОЗИЦИЯ / СРЕДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Радомский Н.Т.

В статье рассмотрены витражи, как современные произведения, которые обладают живописными, декоративными и формообразующими качествами. Разнообразие используемых мастерами витража техник обработки стекла вносит динамику в восприятие витражных произведений. С помощью витражных техник мастера достигают максимального эффекта преобразования света стеклом. На основании взаимодействия цветных стекол установлена определенная колористическая закономерность. Знание законов объединения декоративных стеклянных элементов между собой позволяет создать гармонию цветовых сочетаний в витраже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свет и цвет в стекле витражей»

УДК 748.5:7.017 ББК 85.14:22.343

СВЕТ И ЦВЕТ В СТЕКЛЕ ВИТРАЖЕЙ

© Радомский Н.Т.*

Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Украина, г. Харьков

В статье рассмотрены витражи, как современные произведения, которые обладают живописными, декоративными и формообразующими качествами. Разнообразие используемых мастерами витража техник обработки стекла вносит динамику в восприятие витражных произведений. С помощью витражных техник мастера достигают максимального эффекта преобразования света стеклом. На основании взаимодействия цветных стекол установлена определенная колористическая закономерность. Знание законов объединения декоративных стеклянных элементов между собой позволяет создать гармонию цветовых сочетаний в витраже.

Ключевые слова витраж, стекло, цвет, свет, композиция, среда.

Постановка проблемы и анализ подходов к исследованию. Анализируя декоративные качества виражных произведений, невозможно не коснуться ряда смежных с витражом областей, как например свет, цвет, архитектурная среда, перспектива и др. Следовательно, изучение витражных произведений возможно с позиций синтеза живописи, архитектуры и дизайна. Поэтому, мы считаем целесообразным обосновать то, каким образом витражное произведение позволяет решить сложные живописные дизайнерские и архитектурно-планировочные задачи.

Гипотеза исследования. Витраж всегда многообразен. Исходным материалом для витражей является стекло самых разнообразных декоративных качеств, цвета и формы. Декоративно-художественные качества стекла позволяют говорить о витраже как о произведении, синтезирующем в себе графические, живописные, монументальные и дизайнерские приёмы. Эффект зрительного восприятия витража, который находится в условиях естественного освещения, зависит от того, освещает ли его яркое летнее солнце, или в пасмурный день тучи, поочерёдно затеняя солнце, затеняют и витраж, который воспринимает снаружи и передаёт внутрь помещения изменчивость световой среды. Витраж воспринимается в таком случае динамично, он предоставляет зрителю множество сходных, но неодинаковых изображений, которые по-разному воспринимаются не только в разные промежутки времени, но и с разных точек обзора.

* Старший преподаватель кафедры Монументальной живописи, член Союза художников Украины.

Технологии витража позволяют создать неповторимое динамичное декоративное произведение, которое при правильном расположении относительно источника света характеризуется органичной естественностью в любом стилевом контексте.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Направление исследования проведено согласно плану научно-исследовательской работы Харьковской Государственной Академии дизайна и искусств, является составной частью госбюджетной темы (регистрационный номер № 0107V002131): «Методология инновационного дизайна в контексте научно-технического прогресса и глобального экологического кризиса».

Степень изученности темы. В последнее десятилетие ХХ столетия витражи рассматриваются с точки зрения

1. Условий функционирования

2. Поиска соответствия психологическому состоянию человека

3. Учета тектонических закономерностей среды.

«... Игра со светом - это работа с ритмом, который действует на подсознание намного сильнее, чем мы думаем» [5, с. 10-11], - так говорят о витражах сами витражисты 90-х годов ХХ столетия.

Анализ последних исследований и публикаций. Соответствующие современным условиям взгляды на искусство витража, для которых характерен более глубокий и комплексный, чем раньше, подход к изучению особенностей создания витражных произведений, отразились в изданном в 1989 г. учебнике харьковских авторов А.Ф. Пронина и Г.В. Тищенко «Проектирование современных витражей и технология их изготовления».

Критический анализ литературы последних 15-25 лет и сравнительный анализ ее с работами о стекле предыдущих десятилетий позволяет сделать вывод о широком разнообразии представленных в печатных изданиях витражных произведений и дискуссий, которые ведутся о направлениях развития современного витражного искусства. Являясь неотъемлемой частью проектной среды, витраж удачно используется как доминантный формообразующий элемент пространства. Изучение данного вопроса базировалось на работах зарубежных и отечественных авторов. Прежде всего, это кандидатская диссертация О.Н. Омельченко «Художественное стекло в интерьерах метро». Интересны в этой связи также работы Дж. Гибсона, О.Н. Яницкого, А.В. Степанова, Г.В. Тищенко. Особенностям созданных в Харькове витражных произведений посвящено достаточное количество искусствоведческих научных статей: среди авторов, Е.А. Котляр, И. Кащей, О. Омельченко, Н.Т. Ра-домский, Н.Е. Трегуб, Л.Д. Соколюк, Г.В. Тищенко. Витражные произведения вызывают научный интерес современных теоретиков и исследователей искусства и специалистов в области художественного стекла как в Украине, так и за ее пределами. Труды современных исследователей художественного стекла и в частности витража (И. Кащей, Л. Казаковой, О. Остапенко, Н. Ра-

домского), - описывают появление новых витражних техник. Исследователи (И. Гах, О. Голубец, О. Загаецкая, Е. Иванова, Л. Соколюк, Г. Тищенко) занимаются анализом художественного наследия витражистов прошлого. Большое количество современных витражей, разнообразие используемых авторами стеклодельных техник, авторских приемов, сосуществование массовой продукции известных торговых брендов и авторских произведений отдельных художников витража открывает возможности для творчества и воплощения современных художественных идей и замыслов в контексте научно-технического прогресса и глобального экологического кризиса.

Первые попытки использования витража в многоэтажных домах в качестве аналога «окна в природу» относятся к концу Х1Х века. Такие витражи располагались, как правило, в глухих коридорах, перед выходами на лестницу, на парадных дверях подъездов в начале высоких тёмных лестниц. Применение было уместным: ни плохая погода, ни темнота коридора не ощущались визуально, потому, что были легко скрываемы красочными окнами, вызывающими впечатления солнечного света [6, с. 24].

Основные исследовательские результаты и их интерпретация. Описывая свою работу над витражом для базы отдыха им. Соича (пос. Старый Салтов) художники - витражисты А.Ф. Пронин и Г. В. Тищенко писали, что поиски образного решения витража привели к единственно правильному решению - использовать в композиции из стекла мотивы природы. Световой проем клуба - столовой был ориентирован на северо-запад. В помещении ощущался недостаток солнечного света, особенно в осенний и зимний период, когда много пасмурных и ненастных дней, а база отдыха функционирует круглый год. Поэтому авторами была избрана золотистая гамма стекол. Эффект проникающего сквозь цветные стёкла тёплого света настолько неожидан, что посетители не сразу понимают в чем дело, попадая с улицы в помещение, которое даже зимой кажется согретым солнцем.

В основу пластического решения положен принцип «ковровой» композиции, которая строилась на достаточно сложном, чаще всего свободном равновесии элементов. Тема природы, леса и его обитателей оказалась наиболее приемлемой для места отдыха. Восприятие витража с различных по высоте и удалённости от него точек сделало необходимым построение композиции с помощью разномасштабных изобразительных элементов. Наиболее крупные членения - это декоративные ветви дерева; к элементам среднего масштаба можно отнести цветы и птиц; мелкие элементы представлены орнаментальным ритмом листвы дерева. Использование крупных фрагментов стекла, не затенённых рамой или свинцовыми перемычками, позволило авторам максимально использовать естественное освещение. На всей плоскости витража найдены места наибольшей концентрации внимания зрителей. Это изображения совы, бабочек, божьих коровок. Их трактовка наиболее декоративна и разнообразна по цвету стекла. Включение в композицию

таких мелкомасштабных элементов стало способом масштабировать витраж к росту человека и сделать неощутимой его подавляющую величину. Общий размер витража «Сказочное дерево» - 72 м2. Кроме того, разные по масштабу элементы витражной композиции делают её одинаково интересной и легко воспринимаемой зрительно как вблизи, так и с отдаленных точек зала.

Если рассматривать цвет стекла самостоятельно, то можно сказать, что гармония цветов основывается на их единстве и изменениях, организованности и случайности. Когда между цветами имеются элементы сходства, то появляется зрительное ощущение цветового единства, общего цветового строя витража. Основываясь на ощущении единства, достигаемого сходством цветовых тонов, близостью их яркости и насыщенности, внося при этом некоторую динамику, можно получить гармонию, построенную на аналогии. В противоположность этому, можно получить гармонию, построенную на контрастах. В некоторых случаях более уместна гармония аналогии, в других - гармония контрастов, которая выражает более динамичные или сильные ощущения.

Гармоничность цвета и художественной формы можно рассматривать с позиций пропорциональности между цветом и занимаемой им площадью и с точки зрения взаимного расположения цветов. Стекло, в силу своей прозрачности способно не только пропускать свет, но и преломлять, отражать и рассеивать его на ближайшие поверхности [6, с. 18]. Используя эти способности, стекла мастера витражей создают удивительные по красоте художественные произведения.

В витражном искусстве цветовая гармония основывается на установлении единства и согласованности цветовой гаммы стёкол, соответствия тонов цвета стекла и применяемой в витраже живописи, соотношения композиционных масс окрашенного и прозрачного стекла и технических приёмов декоративной обработки стекла для завершения создания образа витражного произведения. Расположенные рядом стёкла разного цвета находятся в постоянном взаимодействии [3, с.72]. Это взаимодействие проявляется как 1) светотеневой контраст, предполагающий зрительное изменение цветового тона стекла под влиянием цветового тона смежных с ним стёкол, 2) как изменение насыщенности цвета стекла под влиянием смежных стёкол хроматических цветов. (Носит название хроматического контраста); 3) особенность краевого контраста. Она заключается в том, что стёкла, цвета которых можно определить как «дополнительные», при расположении рядом, вплотную друг к другу получают взаимное звучание и повышенную насыщенность цвета. На основании проявления такого взаимодействия цветных стёкол установлена определённая закономерность: тёмный цвет стекла на более светлом фоне темнеет, светлый цвет на более тёмном фоне светлеет. Так голубой цвет стекла рядом с большим по площади фрагментом синего фона кажется светлее, чем рядом или внутри поля более светлого или прозрачного фона. Изменение насыщенности цвета стекла, находящегося в окружении хромати-

ческого поля происходит в сторону цвета, дополнительного к цвету поля фона [2, с. 109]. При хроматическом контрасте цвет, окруженный хроматическим полем фона, изменяется в сторону цвета, дополнительного к цвету фона. На красном поле фона желтый цвет стекла становится зеленовато-желтым, голубой приобретает оттенок холодного зеленого.

Нередко можно проследить одновременное действие обоих контрастов -светотеневого и хроматического. Пользуясь свойствами контрастов и дополнительных цветов, можно заранее знать, как будет выглядеть тот или иной цвет стекла в окружении заданного фона в композиции.

Перечисленные виды контрастных сочетаний цветных стёкол приводят к зрительному уменьшению или увеличению размеров цветовых пятен, их визуальному удалению от зрителя или «выходу» вперёд по сравнению с соседними. Знание закономерностей зрительного восприятия композиций из цветного стекла помогает выделять в витражном произведении главные и второстепенные части, создавать планы, разнообразить ритмический строй произведения [4, с. 31].

Умение верно создать цветовой строй витража, способность найти графическую изолированность одного цвета от другого - всё это основано на подборе и выверенных сочетаниях цветных стекол [4, с. 31].

В отличие от других живописных произведений, применение в витраже различных видов декоративной графической обработки стеклянных фрагментов позволяет увеличить диапазон и усложнить тоновые и цветовые градации живописной палитры. Примером могут служить выполненные в разные годы коллективами студентов ХГАДИ (ранее ХХПИ) витражи на тему древней славянской белокаменной архитектуры.

Семестровое творческое задание 1980 г. - витраж «Золотое кольцо» использует по аналогии принцип классической витражной композиции «Дерева Иесея» из аббатства в Арнштейне (1170-1180 гг.) [6, с. 168]. Стилизованное дерево это широко распространённый образ в сюжетах и композициях витражей соборов. Большая работа, проделанная студентами по изучению архитектурных памятников воплотилась в создание продуманной композиции, классической с точки зрения витражного мастерства и включающей элементы и символы, присущие национальным традициям зодчества Киевской Руси XII века. Аналогами послужили:

1. Фрагмент декора ворот Рождественского собора г. Суздаль 12301233 гг.

2. Храм Покрова на Нерли 1165 г.

3. Деталь скульптурного декора церкви Покрова на Нерли 1165 гг.

4. Скульптурный рельеф «Давид - Псалмопевец и звери» 1194-1197 гг.

Тема плодородия, с которой связывалось представление о счастье, благе, добре, прослеживается в структуре белого объёмного орнамента витража, в котором присутствуют птицы, лев, декоративные ветви дерева.

В композиции возникает образ вечно живого и возрождающегося мира. Формы, линии, ритмы узора повторяют древние аналоги каменной резьбы по своей фантастичности и крепкой пластике. Голубые, синие тона медальонов с изображениями архитектурных памятников на золотом фоне мягко гармонируют с белым сверкающим объёмным орнаментом, выделяя акценты красного в изображениях старинных гербов городов.

Композиционная структура витража создана включением моллирован-ного бесцветного стекла. Применение моллированного стекла обеспечивает динамику восприятия белого цвета в соответствии с условиями освещения. При боковом освещении такое стекло выглядит сверкающим белым. При фронтальном освещении - кажется темнее по тону, зато позволяет прочитывать декоративный объём и тектонику своих элементов.

Ритмы перетекающего и контрастного цвета, пропорциональность крупных и мелких деталей в композиции организуют изображение. В предложенном для рассмотрения витраже применены также истинно живописные техники. Так оранжевое стекло фона витража состоит из кусков, цвет и тон которых несколько различаются. Таким способом авторы витража достигли «живописности», некоторого «мерцания» фона, по аналогии с живописными мазками цвета, которые вблизи отличаются по тону и цвету краски, а издали, с большего расстояния воспринимаются цельным пятном. Взаимное звучание одинаковых по тону дополнительных цветов - серо-голубого и оранжевого позволяет акцентировать тему витража - Золотое кольцо. Использование разнообразных декоративных и художественных возможностей витражной живописи позволяет донести до зрителя авторское видение темы.

Разнообразие живописных художественных приёмов проще оценить, сравнивая произведения, выполненные на одну и ту же тему, но разными творческими коллективами. Мы имеем возможность сравнить описанный выше витраж с витражом «Золотое кольцо», установленным в окне 2 этажа нового корпуса ХГАДИ. Цветовая гамма примененных для витража стёкол аналогична использованной в предыдущем витраже. Однако колорит витража иной - более холодный. Акцент сделан на фоне неба - оно изображено в витраже с помощью оттенков голубого, серого и бесцветного стекла. Причём бесцветное стекло позволяет видеть в просветах витража природное небо и облака, что вносит в монументально-декоративное произведение элемент сценического действия и многоплановость перспективы изображения, аналогичную станковому произведению живописи. Для декоративной трактовки объёмных элементов используется цветное моллированное стекло. Моллированное стекло вследствие большой толщины обладает большей рассеивающей способностью, чем гладкое. Ещё одним его свойством является ощутимое изменение цветового тона при изменении угла освещения. Фрагменты цветного моллированного стекла кажутся значительно более светлыми при фронтальном освещении, передавая объём не средствами графи-

ки, а приёмами скульптурной пластики. За счёт декоративности форм и своеобразия рассеивания таким стеклом света, возникает ощущение объёмности архитектуры и присутствия падающего на неё яркого света, который придаёт сияние рефлексам на каждой архитектурной детали. При боковом освещении витража поверхность моллированных вставок прочитывается более тёмным рельефом, усиливая яркость цвета стекла на фоне витража.

Использование сколов торцевых поверхностей стекла в качестве декоративного элемента позволяет акцентировать присутствие в среде помещения большого количества естественного солнечного освещения в виде бликов света. Сколы стекла зрительно воспринимаются вспышками белого света. Поэтому такие фрагменты придают витражу динамику и недостижимую в других живописных техниках светоносность.

Выводы. Следует обозначить основное отличие витража от других живописных техник. С помощью витражных техник мастер добивается максимального эффекта преобразования стеклом света. Цвет витража может быть воспринят только в связи со светом. В темноте мы вообще не различаем цветовых оттенков, напротив слишком сильный слепящий свет значительно искажает цвета. Рассеянный дневной свет создает наиболее благоприятные условия для восприятия цветов стекла [1, с. 75].

Витражи наиболее эффектно воспринимаются при наличии естественного освещения, которое предполагает изменчивость яркости и силы потока света, а также направления световых лучей в разные моменты времени. Для современного искусства, предпочитающего абстрактные линии классическим, самодостаточность виражного стекла как источника изменчивости, динамики, новизны является несомненным преимуществом. Приступая к работе над композицией витража, необходимо выяснить ориентацию оконного проема, предназначенного для него. В зависимости от ориентации светового проёма выбирается цветовая гамма стекол. Витражи выигрывают не только от яркого света, но и от мягких тонов вечернего освещения. Прямые солнечные лучи, проникающие через прозрачные цветные стекла, создают разнообразную гамму красок, но значительно снижают насыщенность цветов стекла. «Мы говорим: «Солнце играет в стекле». И это так и есть. Без этой игры света город сразу теряет живость черт. Стёкла восприимчивы и впечатлительны, они пламенеют на закате, синеют во время грозы, серебрятся от луны» [2, с. 84]. Поэтому при южной ориентации оконных проемов цветность витражей должна быть предельно интенсивной. Если оконный проем имеет северную ориентацию, цветные стекла могут иметь менее насыщенную окраску, а цветовая композиция витража должна строиться на сближенных, желательно теплых тонах. Акцентирование или дополнительная проработка отдельных фрагментов и деталей композиции витража позволяют автору привлечь внимание зрителя к главным частям витражной композиции или значимым её элементам. В связи с этим наличие контраст-

ных и нюансных живописных элементов в витражной композиции позволяют усложнить ритм и подчинить внимание зрителя основному сюжету и замыслу автора в целом.

Список литературы:

1. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре / А.В. Ефимов. - М.: Стройиздат, 1984. - 168 с.: ил.

2. Минухин Е.А. Витражи / Е.А. Минухин. - Рига: Латвийское государственное издательство, 1959. - 153 с.

3. Пронин А.Ф. Некоторые вопросы проектирования и композиции витражей // Вопросы композиции: межвуз. сб. статей / А.Ф. Пронин. - Ижевск: Изд Удм. Ун-та, 1992. - 160 с.

4. Тищенко Г.В. Проектирование современных витражей и технология их изготовления: учеб. пособие / Г.В. Тищенко, А.Ф. Пронин. - К.: УМК ВО, 1989. - 116 с.

5. Долорес Хоффман. У этого инструмента особый голос. Материалы международного симпозиума по стеклу «Витраж - 84». Вильнюс // ДИССР. -1984. - № 12 (июнь). - С. 10-11.

6. Чиффо Рагин В., Хиггинс М. К. Искусство витража. От истоков к современности / Гл.ред. Н.В. Астахов, отв. ред. И.А. Малевич, пер.: М. Брунее-ва, изд. на русском языке / В.Чиффо Рагин. - М.: «Белый город», 2004. - 288 с.

7. Szucs Endre, Dorgo oMiklos, Foldenyi Gyorgy, FM Judit, A Megfestett, Feny Diszuveges munkak a tortenelmi Magyarorszag epiteszeteben 1945-ig [Light Captured in Colour: Glass painting in Hungarian architecture before 1945] / translation: Foldenyi Gyorgy, Beke Katalin;Geobook. - Geobook Konyvkiado, 2005. - 256 pp.: ill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.