Научная статья на тему 'Свет и цвет в эстетической стоматологии'

Свет и цвет в эстетической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2015
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свет и цвет в эстетической стоматологии»

)©тетиче©кая стоматология

СВЕТ И ЦВЕТ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Луцкая И.К., доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой терапевтической стоматологии БелМАПО

Lutskaya I.K. Light and color in aesthetic dentistry

Рассмотрение зубного ряда и отдельных зубов позволяет выявить присущую им радугу цветов от прозрачно-голубого, сероватого, белого до различных оттенков желтого, светло-коричневого. Помимо индивидуального цвета интактным зубам присуще такое качество, как особый блеск эмали, опа-лесценция и флуоресценция.

У одного и того же человека зубы могут отличаться по цвету в зависимости от групповой принадлежности. Так, клыки обычно темнее (или желтее), чем резцы. При этом сохраняется одно из наиболее характерных качеств зубных дуг - симметричность - в данном случае, сходство по оптическим свойствам зубов, расположенных справа и слева от сагиттальной плоскости.

Собственный, или предметный, цвет зуба формируется структурами его тканей.

Эмаль обладает способностью отражать весь спектр цвета, что характерно для белой поверхности. Поэтому превалирующий оттенок эмали - белый (рис. 1). Эмаль также обладает способностью рассеивать лучи - отражать свет в различных направлениях, что снижает её блеск и цветность, повышает тем самым белизну коронки зуба, характерную для молодых людей. Свойство эмали частично пропускать, а частично рассеивать лучи света характеризует её светопрово-димость (рис. 2). Пигменты, содержащиеся в органических структурах, придают дентину свойство избирательного отражения (способность в большей степени отражать волны определенной длины), дентин формирует цвет зуба (рис. 3). Присущее эмали свойство светопроницаемости позволяет лучам, избирательно отражающимся от пигментов дентина и эмалево-дентинного соединения, проходить через эмаль и восприниматься глазом как цвет зуба.

В то же время зрительное восприятие не связано напрямую со спектральным составом света, отражаемого поверхностью зуба. Оно зависит от окружающих факторов.

На зрительное восприятие эстетических параметров зуба существенное влияние оказывают окружающий его фон, цвето-световая среда и светотени, которые связаны с отраженными от поверхности лучами света. Малейшее отклонение в рельефе поверхности реставрации изменяет направление отраженных лучей, а следовательно, и процесс формирования образа зрительным анализатором.

Знание закономерностей возникновения и проявления световых феноменов позволяет создавать эстетические реставрации, соответствующие по форме, размерам, рельефу и цветовым оттенкам естественным показателям зуба.

Одним из факторов, влияющих на субъективное восприятие цвета, является освещенность зуба. Собственный (предметный) цвет зуба может измениться под воздействием силы и состава света, характера освещения, а также расположения источника света и направления лучей. Так, в лучах естественного солнечного света, идущих практически параллельно и равномерно освещающих поверхность, воспринимаемая картина оптических характеристик зуба будет наиболее объективной. Искусственные источники света, особенно близко расположенные, вызывают яркое освещение выпуклой вестибулярной поверхности и затенение проксимальных. Следовательно, форма зуба скажется при определении оттенков, светлоты, насыщенности цвета вследствие неравномерного освещения различных его поверхностей. Лучи падают на них под разным углом, соответственно отражаясь, создают иллю-

зию неравномерного окрашивания. Так, проксимальные области кажутся темнее, чем вестибулярные поверхности. Собственный цвет сохраняется в наибольшей степени на участках, где лучи проходят по касательной.

Макрорельеф зуба способствует тому, что свет, направленный на поверхность, распределяется неравномерно, образуя светотени (рис. 4). Самый яркий участок, отражающий наибольшее количество света, создает блик. На участках поверхности, освещенной косым, скользящим пучком света, образуется полутень. На самом тёмном участке располагается собственная тень.

Собственная тень, освещенная лучами, отраженными от соседних объектов, формирует рефлекс («цветная» тень). Образование рефлекса приводит к тому, что освещенная и теневая части одного и того же зуба отличаются не только светлотой, но и цветовым оттенком. Поскольку на объектах белой окраски более всего сказывается цвет освещения, то цвет освещения в значительной мере влияет и на определение цвета зубов.

Своеобразие рефлексов на зубной дуге требует отдельного изучения, поскольку цвет пришеечных участков зуба может существенно изменяться под влиянием окраски десны. Так, воспаление слизистой оболочки с гиперемией придаст розовые оттенки эмали за счет окраски собственной тени (рефлекса). Подобный эффект может вызвать губная помада, окрашенные ногти ассистента (рис. 5). Используемый коффердам создает голубые или зеленые тени, обусловливая соответствующие оттенки зуба или отдельных участков (рис. 6).

Место зуба в дуге может существенно повлиять на его освещенность, а значит, и на оптическое восприятие (рис. 7). Зуб будет казаться более темным, если

6

©©временная ©т@мат©л@гия N1 2011

Рис. 1. Оптические свойства зубов пациента младшей возрастной группы

Рис. 2. Опалесценция и светопроницаемость эмали Рис. 3. Избирательное отражение

Рис. 4. Формирование бликов и теней на рельефной Рис. 5. Образование рефлексов от окрашенных ногтей Рис. 6. Тень от коффердама окрашивает эмаль зубов

поверхности зуба

на эмали зуба и образце расцветки

в голубой цвет (рефлексы)

Рис. 7. Тени, связанные с положением зубов в Рис. 8. Влияние освещения на цвет эмали зуба (а, б) зубной дуге

Рис. 9. Изменение спектрального состава цвета, отражённого от цветной одежды врача

Рис. 10. Влияние спектрального состава света на восприятие оттенков эмали: а - дневное освещение; б - искусственное освещение

Рис. 11. Пломба зуба 21 стала заметной при изменении источника света

он расположен орально, или светлым, ярким при вестибулярном положении. Окраска теней также будет зависеть от

взаимного расположения зубов и окружающих тканей.

При положении пациента лежа изменяется угол падения (а значит, и отражения) световых лучей, что скажется на освещенности поверхностей зуба и восприятии цвета - тона, светлоты, насыщенности. Темнее будет казаться пришеечная область коронки; очень светлым - режущий край. Зуб при этом будет казаться укороченным.

Цвет освещения может придавать зубам свою окраску: розовую, голубую, зеленоватую (рис. 8).

Поскольку общий цветовой фон в помещении формируется совокупностью не только естественного и искусственного света, но также лучей, отраженных от стен, штор и других объектов, их окраска оказывает воздействие на восприятие цветовых параметров зуба (рис. 9). Причем подобное влияние может быть настолько существенным, что при выборе эталонов допускаются ошибки не только по светлоте, но и по тону. Так, в клинических исследованиях было установлено, что красновато-коричневые жалюзи в кабинете сместили основные оттенки

¡нная ©т@мат©ш™я N1 2011

1

а

? • М

в

г

Рис. 12. Влияние освещённости (а-г)

Рис. 13. Под влиянием цвета губной помады эмаль зубов приобретает зеленовато-серый оттенок (явление цветового контраста)

Рис. 14. Явление одновременного хроматического контраста на синем фоне коффердама

Л #

а

Рис. 15. Влияние цвета кожи пациента на оттенки зуба (а, б)

Рис. 16. Оценка контуров зубов (а-г)

Рис. 17. Рельеф окклюзионной поверхности премоляра и моляра

Рис. 18. Влияние общего цветового фона

Рис. 19. Оптимальные условия для определения цвета зубов

осматриваемых зубов из группы В (красновато-желтые) в группу D (красновато-серые).

Кроме того, на восприятие оттенков зуба оказывает влияние спектральный состав лучей конкретного источника ос-

вещения (рис. 10). Чем ниже температура источника света (лампы накаливания), тем большую интенсивность приобретают желтые, оранжевые, красные лучи. Зубы с совпадающей окраской светлеют, становятся более насыщенными.

С влиянием природы источника света на цвет связано также явление метаме-ризма, которое в данном случае заключается в обнаружении различий цвета зуба и реставрации при изменении источника освещения (рис. 11).

©©временная стоматология N1 2011

Подобный феномен связан с тем, что пломбировочные материалы содержат в своем составе пигменты различной природы. Чем больше окрашенных частиц в композите, тем разнообразнее его реакция на различное освещение, поскольку поверхность отражает те цвета, которые присутствуют в освещаемых лучах и не поглощаются массой материала.

Поскольку пигментный состав дентина и композита разнятся, при изменении освещения начинают отличаться спектры отраженного света, а следовательно, цвет зуба и пломбы.

Существенное влияние на восприятие цвета зуба оказывает уровень освещённости. Зуб будет казаться бледным (обесцвеченным) как при высокой, так и при недостаточной освещённости (рис. 12). Поскольку при чрезмерной яркости света человеческий глаз не различает цветовые нюансы, освещённость зуба не должна превышать 1500-2000 лк. Более высокий уровень освёщенности приводит к снижению насыщенности цвета. При невысокой освёщенности цвет зуба также теряет насыщенность.

При слабом освещении собственный (предметный) цвет зуба, тем более нюансы (тончайшие оттенки и градации по насыщенности или светлоте), не различаются. Цвет зубов определяется преимущественно в серой гамме. Это объясняется снижением активности рецепторов цветового зрения и повышением активности восприятия скотопического зрения

- ахроматических цветов (белый - серые

- черный).

Кроме того, при слабом освещении оранжевые оттенки будут казаться более тёмными по сравнению с голубыми, поскольку палочки (рецепторы сумеречного зрения) сохраняют чувствительность в сине-зелёной части спектра и теряют - в оранжево-красной (явление Пуркинье).

Важнейшим свойством, порождающим и объясняющим наиболее частые ошибки при визуальной оценке цвета зуба, является контраст ощущений, когда интенсивность и качество зрительных восприятий изменяется под влиянием сопутствующего или предшествующего раздражителя. Поэтому существенную роль в визуальном определении цвета играет фон. Как указывалось выше, он может создавать рефлекс - окрашенные тени. В частности, розовая слизистая десны, губ, языка

вызывает розовое «отсвечивание» на зубах, например в придесневой области.

Этот же фон может подчеркнуть некоторые оттенки, будучи дополнительным (контрастным) к ним. Красный цвет губной помады усилит зелёно-голубые тона эмали; оранжевый - голубые (рис. 13). Это объясняется явлением одновременного цветового контраста - усиление восприятия интенсивности контрастных (дополнительных) цветов, если они помещаются рядом. Коффердам синего цвета усиливает интенсивность ощущения жёлтых оттенков зуба, а гиперемированная десна способствует восприятию голубовато-зелёных тонов в спектре отражённых от поверхности зуба лучей (рис. 14). В первом случае обусловленный цвет зубов будет более жёлтым, во втором - более голубым, чем собственный (предметный) цвет.

Зуб выглядит светлее на тёмном фоне и, наоборот, темнее - на светлом. Например, анемичная после анестезии слизистая создает светлый фон, что влияет на восприятие светлоты. Более того, вблизи границы объекта (зуб) и фона (слизистая оболочка) особенно усиливается контраст ощущения: пограничная полоска эмали будет казаться темнее или светлее (в зависимости от фона), чем она есть на самом деле. Подобные иллюзии объясняются явлением светлотного контраста: на границе двух разных по светлоте поверхностей усиливается контраст ощущений светлоты. Зубы кажутся белее на фоне тёмной кожи. Например, летний загар благотворно влияет на мнение пациентов по поводу белизны их зубов (рис. 15).

Восприятие тонких цветовых различий (нюансов цвета) может быть нарушено при неумении выделять фон и объект, поскольку эти понятия динамичны. Фон может стать объектом и наоборот. В качестве примера можно привести выбор стоматологом оттенков цвета отдельного зуба на фоне зубного ряда, лица пациента, одежды, стен кабинета. Некоторые стоматологи выбирают основной цвет конструкции, учитывая только оттенки соседнего зуба. В таком случае изготовленная конструкция может создавать асимметрию цвета.

Фон также играет важную роль при определении контуров зуба. Чем контрастнее по светлоте и цвету зуб и окружающий фон, тем более чётко определя-

ются границы зуба (рис. 16). Так, на фоне темной полости рта форма режущего края воспринимается оптимальнее, чем на фоне зубов противоположного ряда. В соответствии с этим инцизальный контур правильнее оценивать при разомкнутых зубах.

Цветовой контраст, кроме того, подчеркивает рельеф поверхности (рис. 17).

Определение оттенков зуба становится невозможным после рассматривания лампы накаливания или солнечного зайчика, что объясняется феноменом последовательного контраста. Длительные последовательные образы могут сохраняться до 1-2 минут, затрудняя зрительное восприятие тона, светлоты, насыщенности.

Если задержать взгляд на цветном фоне, а затем перевести на зубной ряд, то на определение цвета зуба окажет воздействие появление так называемого отрицательного последовательного образа. К оттенкам зуба будут примешиваться цвета, дополнительные к первичному стимулу. Так, предварительное рассматривание синего фона (например, халата) усилит восприятие желтоватых тонов в оттенках зуба (рис. 18). Последовательный образ красного стимула (например, одежды пациента) будет светлым голубовато-зеленым, что соответственно скажется на восприятии цвета эмали. Появление положительных и отрицательных последовательных образов объясняется инертностью зрительного восприятия, а также утомляемостью отдельных участков сетчатки вследствие обесцвечивания пигмента, воспринимающего первичный образ.

Оптимальные условия для восприятия цвета создаёт серый фон, не влияющий на рефлексы или контраст восприятия (рис. 19).

Краткий взгляд без рассматривания участков зуба может вызвать ошибочное ощущение интенсивности, оттенка цвета, типа прозрачности эмали. Это связано с наличием порога чувствительности зрительного анализатора: чем слабее раздражитель (например, интенсивность цвета), тем больше времени необходимо для формирования ощущения.

Чувствительность к восприятию цвета зуба может меняться под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Например, слабый вкус кислого повысит зрительную чувствительность.

©шременная ©т@мат©ш™я N1 2011

Сильные раздражители (свет, звук) могут снизить остроту цветоощущения. На оценку эстетических параметров зуба оказывает влияние неблагоприятная окружающая обстановка (шум, пыль).

У человека с художественным типом личности под воздействием звуков возникают цветовые образы, что также может сказаться на результатах оценки зрительных образов (по цвету, форме).

Неодинаковое восприятие цвета и размеров зуба разными людьми может быть связано с феноменом доминирования одного глаза: преобладание видения одним глазом отклоняет угол зрения, и размеры кажутся больше или меньше. Соответственно может изменяться угол отражения лучей света, локальная освещенность и параметры цвета.

По закону иррадиации (влияния цвета на визуальную оценку размеров и формы) явление цветового и светлотного контраста может сказаться на восприятии объемных характеристик. Так, зуб будет казаться крупнее на тёмном фоне губной помады, коффердама.

Феномен изменения величины и формы поверхности в зависимости от цвета и светлоты приводит к тому, что светлые участки, в том числе реставрации, воспринимаются как более крупные. Тёплые тона (жёлто-оранжевые) создают иллюзию выпуклости - «выступают» вперед. Светлые тона производят такой же эффект, как и тёплые цвета, а тёмные - аналогично холодным «отступают». В результате конструкции светлых, теплых тонов воспринимаются объёмными, крупными, «выступающими». Голубоватый зуб покажется плоским, расположенным орально.

Использование для центральных отделов зуба желтоватых светлых оттенков, а для проксимальных участков и режущего края - холодных серо-голубых тонов придаст конструкции (виниру, коронке) объёмность и выпуклость.

В соответствии с явлением светлотно-го контраста, на фоне тёмной кожи зубы кажутся белее, а значит, воспринимаются более крупными.

На качество оценки оттенков цвета влияет состояние рецепторного аппарата глаза. Цвет будет восприниматься не-

адекватно: преимущественно в голубой или оранжевой части спектра при отсутствии на сетчатке рецепторов одного или двух, трёх цветов. Как известно, частичный дальтонизм встречается у 8% мужчин и 1% женщин.

Иллюзии зрительного восприятия могут возникать под влиянием медикаментов, ряда других средств, воздействующих на организм. Например, никотин, алкоголь, возбуждающие препараты ухудшают (нарушают) цветовое зрение. Глаукома (повышенное глазное давление) также сопровождаются дефектами восприятия цвета.

Суточные биологические ритмы зрительного восприятия характеризуются снижением объективности оценки цвета в утренние и вечерние часы по сравнению с оптимальным цветоощущением, приходящимся на 12-14 часов. К концу трудного препарирования зуба или к концу рабочего дня глаза утомляются, что затрудняет различение нюансов цвета. Процедура определения цвета становится невозможной при переходе из ярко освещён-ного помещения в тёмное, поскольку адаптация глаза к темноте сопровождается снижением остроты зрения, более чувствительной становится палочковая система рецепторов, воспринимающая чёрно-белые переходы, т.е. серые тона.

При перемещении из тёмного помещения в светлое зрение адаптируется в течение нескольких секунд. Однако при неравномерном освещении поверхности зубов определение цвета затруднено, поскольку выраженная локальная освещённость обусловливает появление последовательных образов. Они существуют краткое время, но если глаз был адаптирован к темноте, а интенсивность света высока, в зрительном восприятии задерживается яркий образ, маскирующий истинный цвет зуба.

Возрастные изменения зрительного анализатора существенно влияют на ощущение цветовых характеристик. Способность глаза воспринимать цвет начинает ухудшаться уже после 30 лет вследствие накопления пигмента в хрусталике. Активное зрительное восприятие, которое обеспечивается движени-

ем глазного яблока, снижается в силу ограничения мускульно-двигательной способности. При отсутствии движения глаза цвет и очертание стимула перестают восприниматься. Следовательно, снижается объективность оценки размеров, формы, цвета зубов.

Важное свойство зрительного анализатора - чувствительность (способность) к различению - требует профессиональной подготовки специалиста. При отсутствии специального обучения и калибровки провести качественно- количественный анализ и сформулировать градацию отличий, например назвать тон, светлоту, насыщенность цвета зуба путём сравнения его со шкалой VITA PAN-3M, стоматолог затруднится.

Более того, максимально отражающие объективную реальность и служащие эталоном деятельности перцептивные образы формируются только в процессе целенаправленной практической тренировки.

Отсутствие наблюдательности - способности подмечать детали, характерные черты - склоняет личность к формированию системы апперцептивных образов, в том числе субъективного (желаемого).

Индивидуальное отношение человека к восприятию объекта, в частности цвета, зависящее от опыта, интересов, объёма знания, объективности или адекватности (апперцепция), оказывает существенное влияние на интерпретацию цвета и его качеств. При изготовлении эстетических конструкций скажется индивидуальное восприятие цвета врачом-стоматологом, ассистентом, самим пациентом. Человек ощущает цвет зубов как тёмный, желтый, серый, если хочет сделать их белее. Следовательно, недостаточный уровень знаний о свойствах цвета зуба при отсутствии критической оценки данной ситуации неминуемо приведет к ошибочному результату.

Влияние различных факторов на объективность оценки цветовых характеристик зуба требует специального анализа условий работы врача-стоматолога, зубного техника, а также использования рекомендаций по устранению внешних воздействий при выполнении эстетических работ.

Поступила 10.11.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.