СЕРОВА Майя Игнатьевна
доктор исторических наук, профессор, независимый исследователь Краснодар, Россия Maya I. SEROVA Dr. Sci (Theory and History of Culture), Prof., Independent Researcher Krasnodar, Russia anatoly.kryukow@yandex.ru
Свет древних куполов
Light of Ancient Doms
Рец. на книгу: Трехбратов Б. А. Золотые купола: православное зодчество домонгольской Руси. Краснодар: Периодика Кубани, 2016.
Review of the book: Trekhbratov, B. A., Zolotye kupola: pravoslavnoe zodchestvo domongol'skoy Rusi (Golden Domes: Orthodox Architecture of Pre-Mongol Rus), Krasnodar: Periodika Kubani, 2016.
В рецензии рассмотрено содержание книги известного кубанского историка Б. А. Трехбратова "Золотые купола: православное зодчество домонгольской Руси", посвященной храмовой архитектуре Древнерусского государства и русских княжеств, образовавшихся после его распада. Автор рецензии отмечает достоинства работы, среди которых точность в отношении описания архитектурных форм храмовых сооружений, применение сравнительных методов при исследовании православных церквей и соборов, всесторонний анализ форм монументального и станкового видов искусств, которыми владели русские мастера и которые применялись при отделке храмов. Кроме того, книга позиционируется как учебное пособие, содержит учебно-методический инструментарий, что позволяет с ее помощью систематически изучать историю отечественной культуры. Идея преемственности культуры народа проходит через весь рецензируемый труд и в этом смысле является достижением его автора.
Ключевые слова: христианство, православное зодчество, Киевская Русь, феодальная раздробленность, храмовая архитектура, восточные славяне, Новгород, Псков, Владимиро-Суздальское княжество.
In the review, the content of the book by the famous Kuban historian Boris A. Trekhbratov «Golden Domes: Orthodox Architecture of Pre-Mongol Rus» is considered. The reviewed book is devoted to the temple architecture of the Old Russian State and Russian principalities formed after its disintegration. The author of the review emphasizes the merits of the work, including accuracy in describing the architectural forms of temple structures, the use of comparative methods in the study of Orthodox churches and cathedrals, a comprehensive analysis of the forms of monumental and easel art that the Russian masters used to decorate churches. In addition, the book is positioned as a textbook, contains educational and methodological tools, which allow to study the history of Russian culture systematically. The idea of the continuity of the culture of the people passes through the entire peer-reviewed work and in this sense is the achievement of its author.
Keywords: Christianity, Orthodox architecture, Kievan Rus, feudal fragmentation, temple architecture, Eastern Slavs, Novgorod, Pskov, Vladimir-Suzdal principality.
Проблемы истории христианства, особенно его православной ветви, имеют свою обширную и многогранную историографию, между тем появление новой научной работы, в которой затрагиваются вопросы, имеющие отношение к прошлому православной церкви в нашей стране, не
остается без внимания исследовательского сообщества.
Именно к таким работам относится книга известного в нашей стране историка, крупного ученого, профессора Бориса Алексеевича Трехбратова, вышедшая в 2016 г. Это научное исследование ярким
книжное ревю: рецензии и обзоры
лучом осветило еще одну грань названной проблемы, вызвало интерес специалистов -историков, архитекторов, культурологов, искусствоведов, археологов и не только, а всех тех людей, которые интересуются историей Древней Руси. Для студентов-гуманитариев, школьников-старшеклассников (и не только их) труд Б. А. Трехбратова - глубокое, интересное произведение, выполненное на хорошем полиграфическом уровне: книга богато иллюстрирована семьюдесятью шестью цветными, изображениями (порой уникальными) памятников древнерусской архитектуры, а также шестьюдесятью шестью черно-белыми иллюстрациями, сопровождающими текст.
Итак, Древняя Русь. Славяне. Христианство. Х-Х111 века.
В названный период времени Древнерусское государство совершенно закономерно входило в общеевропейский процесс христианизации в ущерб уходящей языческой культуре, и это явление, как пишет автор, было прогрессивным [2, с. 1]
Автор книги акцентирует внимание читателя на зодчестве домонгольской Руси и связанной с ним живописи и скульптуре. Именно эти виды искусства славян складывались и развивались в тяжелых внешнепо-
литических условиях того времени - борьбе с бесконечными набегами и войнами с кочевыми племенами. Поэтому все, что было связано с развитием христианства и строительством храмов, соборов, церквей, совмещалось с военными действиями и во внешних формах строений отражало суть событий, а именно - стены возводились в том числе и с учетом оборонительных функций зданий.
Ценной стороной исследования является точность в отношении описания архитектурных форм храмовых сооружений (знаменитых Золотых ворот в Киеве, церквей Благовещения, Успения святой Богородицы (Десятинной церкви) и др.) - автором приводятся точные размеры: высота, ширина стен, пилястров и других архитектурных элементов культовых построек.
Особенностью природы славянского мира было утверждение и развитие кре-стово-купольного типа храмовых строений. Этот тип прослеживается автором в процессе анализа материала на каждом их этапов исследования.
Особый интерес в книге вызывает описание создания трех Софий-Софийского собора в Киеве (1017 - 1032 гг.), Софийского собора в Полоцке (1044-1066 гг.), Софийского собора в Великом Новгороде (1045-1050 гг.).
София Киевская - памятник древнерусской архитектуры, политический и религиозный центр Древней Руси, сооруженный в годы правления Ярослава Мудрого. Автор книги детально описывает и иллюстрирует весь процесс строительства собора. Вызывает восторг и гордость труд славян-городо-дельцев (такой термин приводит автор [2, с. 17]. София Киевская - это действительно выдающееся произведение искусства. Автор книги всесторонне анализирует примененные формы монументального и станкового видов искусств, которыми владели русские мастера, неустанно развивавшие их. Блистательные мозаики, фрески и другие росписи собора - не только украшения, но и утверждение величия и значимости складывающейся государственности.
Столь же тщательно исследован и Софийский собор в Полоцке, являвшийся первым православным храмом на северо-западе Руси. Автор определяет его как памятник монументального древнерусского церковного
м. и. серовд • свет древних куполов
зодчества с чертами романской архитектуры [2, с. 27].
Софийский собор в Новгороде - это, по определению автора книги, один из наиболее выдающихся памятников древнего русского зодчества, имеющий мировое значение. [2, с. 28]. Тщательное изучение внешних и внутренних особенностей строений Новгородской Софии позволило исследователю провести ее сравнение с Софией Киевской и сделать вывод о том, что разница между двумя церквями прослеживается не только в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла - она проще, лаконичнее и строже [2, с. 3]: у Киевской Софии 13 глав, у Новгородской - 5.
Храмы Древней Руси были не только главными соборами православия, но и крупными культурно-просветительными центрами, местом формирования и выражения общественного народного самосознания. В соборах совершался обряд "посажения'' на великое княжение, соборы служили и усыпальницей князей и их семей: в Киевском Софийском соборе сохранился мраморный саркофаг Ярослава Мудрого. В соборах же были и библиотеки, тайники, где хранилась казна и сокровища великих князей, были устроены мастерские художников-миниатюристов и переписчиков книг [2, с. 17].
Автор книги отметил своим вниманием такое явление общественной жизни Древней Руси, как надписи и рисунки на стенах соборов. Эти надписи - граффити сделаны самими жителями Новгорода, посетителями храма и передают определенные черты быта и языка населения города. Наносились названные граффити заостренными металлическими или костяными предметами, писалами. Эти факты, изученные Б. А. Трехбратовым, свидетельствуют и подтверждают известную в нашей истории теорию о широком распространении грамотности среди населения. Вспомним историю берестяных грамот!
Жители древнерусских городов не только оставили свои подписи - они принимали участие в строительстве тех же храмов. Более шестидесяти разных видов ремесел были известны нашим предкам в Древней Руси!
Внимание автора книги специально обращено на период феодальной раздробленности, когда храмовое строительство
продолжалось в отдельных землях, городах, отложившихся от Киева. Характерной чертой этого периода было формирование славянских школ древнерусской архитектуры.
Можно выделить ряд особенностей этого периода, присущих славянам. Во-первых, храмы строились преимущественно самими славянами. Во-вторых, во фресках преобладал «звериный стиль», который стал господствующим в древнерусской архитектуре XII столетия [2, с. 52] - орнаменты с фантастическими птицами на фасаде зданий, растительный орнамент на стенах, пилястрах. В-третьих, выраженная графичность лиц. В-четвертых, сочетание крупных белых, розовых, голубых, оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей [2, с. 54]. В-пятых, творцы фресковых росписей изображали князей в полном парадном древнерусском княжеском одеянии XII в. Это уже не византийский император, а истинно древнерусский князь [2, с. 54-55]. Наконец, в-шестых, господствующим остается кресто-во-купольный стиль строительства храма. [2, с. 54-55]. Таковы Кирилловская церковь, церковь Благовещения, и Пятницкий храм, находящиеся в Чернигове [2, с. 56-57]. Автор книги с удовлетворением отмечает оригинальность объемно-пространственной структуры Пятницкой церкви, не имеющей аналогов в византийском и западноевропейском зодчестве. [2, с. 58]. Вся красочность и праздничность внешнего вида храма соответствует народному мировосприятию, отражающему произведения славянского прикладного искусства [2, с. 58-59].
Автор внес огромный вклад в разработку поставленной проблемы, выделив в качестве самостоятельного вопрос о формировании владимиро-суздальской школы зодчества в домонгольской Руси. Борис Алексеевич пишет: «Лесные земли Ростово-Суздальского княжества долгое время являлись глухой окраиной Киевской Руси» [2, с. 75]. Не утрачивая самобытности общественного строя и культуры, славяне бывшей окраины, а уже в XII в. формирующегося центра будущей государственности приняли христианство. Великий историк XIX в. С. М. Соловьев утверждает, что данный акт славяне совершили «во столько и в таких формах, в каких русские хотели принимать ее (Византии - М. С.) влияние [1, с. 260] .
Тщательно и достоверно анализируя строительство Спасо-Преображенского собора
книжное ревю: рецензии и обзоры
в Переславле-Залесском, церкви Бориса и Глеба в Кидекше, построенные при Юрии Долгоруком, а также Успенского собора во Владимире, церкви Покрова на Нерли и других храмовых комплексов, возведенных Андреем Боголюб-ским, автор книги выделил характерные архитектурные признаки белого храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. К ним относятся: 1. Выбор места для строительства храмов. Чаще всего - учет оборонительных поясов местности, т. к. битвы не прекращались, или же, наоборот, важным фактором служила широта и гладь заливных лугов, как в случае строительства церкви Покрова на Нерли, который «историки и искусствоведы называли храмом-лебедью, плывущим по волнам времени» [2, с. 87]. Во всех случаях, как утверждает автор книги, «древние зодчие умело выбирали место, сооружая здание или целый ансамбль в гармонии с природой» [2, с. 66]. 2. Оковка стен, пилястров и других архитектурных частей прорезной золоченой медью, которая «ярко блестела на солнце и поражала воображение современников» [2, с. 80] 3. Свободное и светлое пространство внутри храмов. Это достигалось размещением в стенах многих окон, через которые лился поток света. 4. Высотность. Храмы всегда стремительно уходили вверх. Так, Успенский собор во Владимире, построенный при Андрее Боголюбском, по своей высоте (32,3 м) превосходил Софийский собор Киева и Новгорода [2, с. 81]. 5. Внутренняя роспись и иконостасы создавались руками и мыслью великих русских мастеров - Андрея Рублева и Даниила Черного, правда роспись их относится
Использованная литература:
1. Соловьев С. М. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1988.
2. Трехбратов Б. А. Золотые купола: православное зодчество домонгольской Руси. Краснодар: Периодика Кубани, 2016.
уже к пятнадцатому веку [2, с. 79-83]. В иконах и фресках этих мастеров отражалось глубокое проникновение в смыслы и суть христианской веры. Это был расцвет национальной школы русской живописи.
Перелистывая страницы книги Бориса Алексеевича Трехбратова, читатель раскрывает для себя широкую гамму сведений о начале, развитии и совершенствовании приемов восточнославянских типов архитектурного зодчества. Эти типы имеют общие и особенные черты, присущие творчеству древних русских мастеров, но в своей совокупности ярко и образно представляют целостную картину формирования и утверждения славянского зодчества Древней Руси домонгольского периода, который стал базовой характеристикой для зодчества будущих времен. Идея преемственности культуры народа проходит через весь труд историка и в этом смысле является достижением автора книги. Спасибо великое ему за это.
Исследование профессора Б. А. Трехбратова позиционируется как учебное пособие, поэтому вполне оправданным представляется наличие раздела «Вопросы и задания» для читателей. Этот методический прием позволяет не только читать книгу, но и изучать ее, что в еще большей мере способствует постижению истории нашей Родины, воспитанию чувств гордости, любви и уважения к нашим предкам, жившим в далекой древности и творившим прекрасное для себя и нас с вами. Золотые купола Древней Руси путеводят народ и в XXI веке.
References:
1. Solov'ev, S. M., Sochineniya (Works), vol. 1, Moscow: Mysl', 1988.
2. Trekhbratov, B. A., Zolotye kupola: pravoslavnoe zodchestvo domongol'skoy Rusi (Golden Domes: Orthodox Architecture of Pre-Mongol Rus), Krasnodar: Periodika Kubani, 2016.
Полная библиографическая ссылка на статью:
Серова, М. И. Свет древних куполов [Электронный ресурс] / М. И. Серова // Наследие веков. - 2016. - № 4. - С. 113-116. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2016/12/2016_4_Serova.pdf. (дата обращения дд.мм.гг). - Рец. на кн.: Трехбратов Б. А. Золотые купола: православное зодчество домонгольской Руси. Краснодар: Периодика Кубани, 2016.
Full bibliographic reference to the article:
Serova, M. I. Svet drevnikh kupolov (Light of Ancient Doms), Review of the book: Zolotye kupola: pravoslavnoe zodchestvo domongol'skoy Rusi (Golden Domes: Orthodox Architecture of Pre-Mongol Rus), Krasnodar: Periodika Kubani, 2016, Nasledie Vekov, 2016, no. 4, pp. 113-116. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2016/12/2016_4_Serova.pdf. Accessed Month DD, YYYY.