Научная статья на тему 'Сведения о священнои церковнослужителях церкви Михаила Архангела в селе Акулинино Подольского уезда Московской губернии по материалам клировых ведомостей'

Сведения о священнои церковнослужителях церкви Михаила Архангела в селе Акулинино Подольского уезда Московской губернии по материалам клировых ведомостей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
клировые ведомости / причт / приходское духовенство / священнослу-жители / церковнослужители / сиротствующие / история церкви Михаила Архангела / clerical records / clergy / parish clergy / officiating priests / anagnosts / orphans / church history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Еловских Ульяна Алексеевна

Based on the clerical records, the paper restores information about clergy composition, education level, origin, family ties, awards, fines and financial position of the officiating priests and anagnosts of the Church of Michael the Archangel in the village of Akulinino, Podolskiy uyezd, Moscow Province, in the first half of the XIX century and the beginning of the XX century. To fill certain gaps in the clerical records preservation, information from the indicated church metric books was attracted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сведения о священнои церковнослужителях церкви Михаила Архангела в селе Акулинино Подольского уезда Московской губернии по материалам клировых ведомостей»

УДК 930.253

БОТ: 10.18698/2306-8477-2023-4-854

Сведения о священно- и церковнослужителях церкви Михаила Архангела в селе Акулинино Подольского уезда Московской губернии по материалам клировых ведомостей

© У.А. Еловских МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

На основе клировых ведомостей восстановлены сведения о составе причта, уровне образования, происхождении, семейно-родственных связях, наградах, штрафах, материальном положении священно- и церковнослужителей церкви Михаила Архангела в селе Акулинино Подольского уезда Московской губернии в первой половине XIX и начале ХХ в. Для восполнения отдельных пробелов в сохранности клировых ведомостей привлечены сведения из метрических книг указанной церкви.

Ключевые слова: клировые ведомости, причт, приходское духовенство, священнослужители, церковнослужители, сиротствующие, история церкви Михаила Архангела

Одним из наиболее ценных и изученных в научной литературе источников по истории приходского духовенства являются клировые ведомости — вид исторических источников церковного происхождения, составлявшихся причтом церкви. Клировые ведомости обычно включали три части. В первую часть вносились сведения о постройке церкви, церковном имуществе, доходах; во второй — были представлены сведения о священно- и церковнослужителях; в третьей — содержались статистические данные по приходу.

Официальной датой введения клировых ведомостей считается 20 января 1769 г. Первоначально этот ежегодный отчетный документ носил название «Именные списки всем лицам духовного звания православного исповедания». Унифицированная форма клировых ведомостей была установлена указом Святейшего правительствующего Синода 31 марта 1829 г. [1, с. 123, 124]. В дальнейшем на протяжении XIX в. в содержание указанных частей вносились дополнительные пункты или уточнялись требования к уже существующим в соответствии с указами и определениями Синода.

Современные исследователи рассматривали вопросы истории возникновения клировых ведомостей, эволюции формуляра этого вида источников [2-5], проанализировали информационный потенциал клировых ведомостей как исторического источника, в частности, в отношении истории духовенства отдельных приходов и епархий [6-13].

Церковь Михаила Архангела была построена в селе Акулинино в 1687 г. В 1743 г. вместо деревянной церкви был возведен каменный храм [14, с. 172].

Клировые ведомости церкви Михаила Архангела села Акулинино Подольского уезда Московской губернии, отложившиеся в отделе хранения документов до 1917 г. Центрального государственного архива Москвы (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г.), сохранились фрагментарно: основная масса источников этой группы относится к концу XVIII — первой половине XIX в. Так, самая ранняя из выявленных клировых ведомостей была составлена в 1798 г. [15], самая поздняя — в 1850 г. [16]. Клировые ведомости указанной церкви за вторую половину XIX в. не сохранились полностью. Однако фрагменты клировых ведомостей могут содержаться в других документах. Например, сведения о домах священнослужителей из клировой ведомости 1858 г. представлены в документе под названием «Опись строения священнослужителей села Архангельского то же Акулини-на церкви Святого Архистратига Михаила, что в Подольском уезде» [17, л. 5]. Единственная сохранившаяся клировая ведомость за ХХ в. датирована 1918 г. [18].

Для истории приходского духовенства первостепенное значение имеют послужные списки причта, которые содержались во второй части клировых ведомостей. Они дают возможность восстановить сведения о фамилии, имени, отчестве, возрасте священно- и церковнослужителей, сословном происхождении, семейном положении, составе семьи и родственных связях членов причта, полученном образовании, местах службы, чинах, наградах, наложенных на членов причта штрафах.

Согласно данным клировых ведомостей, причт церкви Михаила Архангела «издавна» состоял из священника, дьячка и пономаря [16, л. 165].

За первую половину XIX в. в Акулинине сменилось два священнослужителя. Священником церкви Михаила Архангела с 1798 по 1835 г. был Иван Никитович Щеглов (Лебедев) [19, л. 91 об.-93; 20, л. 307 об.]. Судя по данным о возрасте, указанным в клировых ведомостях, Иван Никитович родился в 1766 г. Упоминаний о его происхождении в ранних клировых ведомостях нет. В клировой ведомости 1834 г. указано, что он был «дьяконским сыном» [20, л. 307 об.]. Неравнозначны свидетельства клировых ведомостей об образовании, полученном Иваном Никитовичем. Например, в клировой ведомости 1819 г. записано, что он «в школах обучался до синтаксиса» [19, л. 91 об.]. В ведомости 1828 г. сведения об образовании указаны более точно: «Обучался в Московской академии в высшем грамматическом классе»1 [21, л. 191 об.]. И 14 ноября 1788 г. он был произведен в чтецы при церкви села Акулинино преосвященным Серапионом

1 На тот момент — Троице-лаврской семинарии, на базе которой в 1814 г. и возникла академия.

Дмитровским Подольской округи, а 3 февраля 1790 г. — посвящен в стихарь преосвященным Платоном, митрополитом Московским. А 2 февраля 1798 г. Щеглов был рукоположен в сан священника [19, л. 91 об.; 22, л. 109 об.; 21, л. 191 об.]. В 1819 г. — награжден «бронзовым крестом на Владимирской ленте за 1812 год» [20, л. 307 об.]. Иван Никитович был женат на Ксении Марковне. В клировых ведомостях у супругов указаны дети: сын Яков, который к 1819 г. окончил «богословский курс», дочь Анна и сын Петр, «исключенный из Московского духовного училища» [19, л. 91 об.].

В 1835 г. священником церкви в селе Акулинино стал Иоанн Ага-пиевич Постников (ок. 1813 г.р.) — сын дьячка Владимирской губернии, который «обучался во Владимирской семинарии наукам богословским, философским и словесности, языкам: латинскому, греческому, немецкому и еврейскому». По окончании курса в 1834 г. с аттестатом 2-го разряда был уволен в Московскую епархию, произведен в священники на настоящее место [16, л. 166 об., 167; 23, л. 376 об.]. Его жену звали Пелагеей Сергеевной. У супругов было пятеро детей.

Сохранность клировых ведомостей не позволяет установить сведения о личности дьячка церкви Михаила Архангела в начале XIX в. В клировой ведомости 1819 г. находим такое упоминание: «При оной церкви не написано дьячка, потому что оный выбыл оной же округи в село Борисоглебское в том же звании июля 7 дня 1819 года, а на его место определен приходского училища ученик Петр Лебедев на три месяца, а в действительного дьячка определен 1820 года июня 14 дня» [19, л. 92].

Восполнить пробел в сведениях клировых ведомостей о составе причта помогают метрические книги церкви Михаила Архангела: дьячком в сохранившихся метрических книгах по 1810 г. [24, л. 87; 25, л. 192] значится Алексей Маркович — вероятно, шурин священника Ивана Никитовича, брат его жены Ксении Марковны. В метрических книгах 1811-1813 гг. упоминания о дьячке отсутствуют [26, л. 276; 27, л. 270]. Метрическая книга за 1814 г. не сохранилась. В книгах за 1815, 1816 и 1818 г. дьячком записан Федор Моисеевич [28, л. 174; 29, л. 223; 30, л. 173].

С 1819 по 1831 г. место дьячка занимал сын священника Петр Иванович Лебедев (ок. 1804 г.р.), который обучался в Московском уездном училище [19, л. 92; 21, л. 191 об.; 22, л. 109 об.].

С 1831 по 1836 г. в качестве дьячка служил Поликарп Никитович (ок. 1778 г.р.) — «дьяконский сын», не имевший специального духовного образования («в школах не был»), бывший пономарем при указанной церкви со 2 октября 1792 г. [20, л. 307 об., 308]. У Поликарпа Никитовича и его супруги Акилины Порфирьевны было семь детей, в том числе сын Филипп, который в 1834 г. обучался в Высокопетровском училище в высшем отделении.

В 1836 г., после смерти Поликарпа Никитовича, дьячком при местной церкви стал Василий Сергеевич Смирнов (ок. 1817 г.р.), сын дьячка Московской губернии, который обучался в Звенигородском духовном училище [23, л. 376 об.; 16, л. 166 об.]. Он был женат на Анне Поликарповне. По данным клировой ведомости 1850 г., супруги воспитывали четырех малолетних детей.

Пономарем при церкви Михаила Архангела до 1831 г. значился вышеупомянутый Поликарп Никитович. В 1831 г. на вакантное место пономаря был назначен «пономарский сын» Федор Гаврилович Успенский (ок. 1811 г.р.), обучавшийся в высшем отделении Перервинского духовного училища [20, л. 308]. В 1839 г. в связи со смертью Федора Гавриловича Успенского пономарем становится «священнический сын» Петр Иванович Касимов2, который обучался в «низшем отделении Московского Высокопетровского духовного училища» [23, л. 376 об.]. Петр Иванович был холост.

В клировой ведомости 1850 г. пономарем местной церкви указан Андрей Степанович Уразов (ок. 1812 г.р.) — сын пономаря, обучавшийся в низшем отделении Московской семинарии. Он был отстранен от предыдущего места службы 14 августа 1846 г. «за нетрезвость и непослушание приходскому священнику, с тем, чтобы искал себе место в селе, где отдать его на год под особый надзор местного благочинного». Кроме того, в 1839 г. он «был штрафован ста поклонами в кафедральном соборе Архангельском за то, что шел с узлом при крестном ходе в Новодевичий монастырь и входил в ворота в виду его Высокопреосвященства» [16, л. 166 об., 167]. Его супругу звали Евдокией Семеновной, в браке с ней у Андрея Степановича к 1850 г. родилось трое детей.

Клировые ведомости помогают не только в восстановлении биографии членов причта, но и дают возможность разобраться в сложных случаях, связанных с двухфамильностью или отсутствием фамилий у священно- и церковнослужителей, а также в их родственных связях. Например, в наиболее ранних клировых ведомостях церкви села Акулинино конца XVIII — начала XIX в. священник и церковнослужители записаны без фамилий. В клировой ведомости начала 1820-х гг.3 священник Иван Никитович упоминается под фамилией Щеглов [22, л. 109 об.], а в ведомости 1828 г. — под фамилией Лебедев [21, л. 191 об., 192]. Обе фамилии принадлежат к разряду так называемых искусственных «семинаристских» фамилий и являются довольно распространенными в среде духовенства [31, с. 246-256]. Фамилии представителей духовного сословия часто не были наследственными. Близкие родственники (например, отец и сыновья) могли иметь раз-

2 Сведения о возрасте «ушли» в переплет.

3 Дата создания документа не указана.

ные фамилии. Фамилии будущих священнослужителей могли изменяться несколько раз за время обучения в духовных училищах, семинариях или академиях, при посвящении в сан или при переводе на новое место. Сложно сказать, с чем именно было связано изменение фамилии «Щеглов» на «Лебедев» в данном случае, однако благодаря клировым ведомостям можно утверждать, что Иван Никитович Щеглов и Иван Никитович Лебедев — один и тот же человек. Кроме того, наличие фамилии Лебедев у сына Ивана Никитовича — Петра Ивановича, который служил дьячком при церкви Михаила Архангела с 1819 по 1831 г., указывает на то, что в дальнейшем именно этот вариант фамилии, вероятно, стал наследственным. Без упоминаний обеих фамилий и сведений о родстве в клировых ведомостях («Священник дьячку отец, а пономарю брат родной») было бы достаточно сложно догадаться о том, что Петр Иванович Лебедев [22, л. 109 об., 110] являлся сыном Ивана Никитовича Щеглова, а бесфамильный пономарь (в 1831-1836 гг. — дьячок) при церкви Михаила Архангела в Аку-линине — Поликарп Никитович — приходился ему родным братом.

В клировой ведомости 1850 г. указано, что священник Иоанн Агапиевич Постников был двоюродным племянником дьячка церкви Михаила Архангела Василия Сергеевича Смирнова [16, л. 166 об.]. Василий Сергеевич Смирнов и пономарь Федор Гаврилович Успенский были женаты на дочерях покойного дьячка Поликарпа Никитовича — Анне и Прасковье.

Благодаря специальному разделу о «сиротствующих» можно узнать о родственниках умерших священно- и церковнослужителей, которые продолжали жить в приходе.

Согласно клировой ведомости 1840 г., вдова бывшего дьячка Поликарпа Никитовича — Акилина Парфениевна — проживала в господском доме на правах «сиротствующей» и получала на содержание от князя Оболенского 24 пуда ржаной муки [16, л. 167].

Вдова бывшего пономаря Федора Гавриловича Успенского — Прасковья Поликарповна — по ведомости за 1840 г. также проживала в «господском доме» и получала «от пономаря Петра Иванова в год 11 руб. 43 коп. серебром, 3 четверти ржи, осьмину круп гречич-ных, 2,5 пудов сена, 5 копен ржаной и яровой соломы, с мелким кормом» [23, л. 376 об.]. Она была дочерью Акилины Парфениевны. С ней проживали дочери: четырехлетняя Анисья и двухлетняя Марья. В клировой ведомости за 1850 г. Прасковья Поликарповна записана как «просвирня»4, указано, что она получала содержание от

4 Просвирня (просфорня) — лицо, занимавшееся изготовлением просфор для церкви. Просвирни обычно назначались из вдов и сирот женского пола духовного звания и входили в штат причта, пользуясь правами его членов.

помещика — князя Оболенского — 24 пуда ржаной муки в год и 7 руб. серебром [16, л. 167].

По данным клировой ведомости 1918 г., священником церкви Михаила Архангела в 1898-1918 гг. служил Николай Васильевич Калугин [18, л. 83-91]. Согласно этому документу, он происходил из крестьян, получил образование в Московской духовной семинарии в 1892 г., после окончания которой 30 декабря 1892 г. Богородским уездным училищным советом был определен учителем в Малышев-ское земское народное училище, а 1 сентября 1894 г. был переведен на ту же должность в Петровское училище. В сан священника Николай Васильевич был произведен 20 апреля 1898 г. С 1 сентября 1898 г. по 1 сентября 1909 г. он занимал должность законоучителя в Акулининском земском училище, а с 1 сентября 1909 г. по 1 сентября 1918 г. — законоучителя в Долматовском земском училище. Был помощником благочинного 6-го округа Подольского уезда до упразднения указанной должности, 22 апреля 1918 г. благочинниче-ским собранием был избран членом епархиального собрания.

Николай Калугин имел ряд наград: 3 мая 1908 г. был награжден набедренником, 6 мая 1915 г. — скуфьею, 9 января 1918 г. — камилавкой. Священнослужитель был вдовцом, воспитывал четырех несовершеннолетних детей. Его старшая дочь, 19-летняя Александра, с 1916 г. была учительницей Дмитриевского земского училища Подольского уезда [18, л. 87 об., 88].

Должность псаломщика в клировой ведомости 1918 г. числилась вакантной. Среди сиротствующих, состоящих на попечении церкви, записана вдова псаломщика Мария Михайловна Гумилевская [18, л. 89 об., 90]. В метрической книге за 1903 г. есть запись о смерти ее супруга псаломщика Николая Ивановича Гумилевского [32, л. 198 об., 199]. С сентября 1903 г. по июнь 1917 г. обязанности псаломщика при церкви Михаила Архангела исполнял их сын — Сергей Николаевич Гуми-левский [32, л. 200; 33, л. 149, 150]. В 1918 г. Сергей Николаевич Гу-милевский служил псаломщиком села Ознобишино Подольского уезда [18, л. 90].

Не менее важный круг вопросов, раскрываемых в клировых ведомостях, — это вопросы, связанные с доходами причта, домами священника и церковнослужителей, церковными землями.

Собственной земли при церкви Михаила Архангела не было, пашенная и сенокосная земля, которой пользовался причт, принадлежала местным помещикам — князьям Оболенским. В клировой ведомости 1850 г. записано следующее: «Земли при сей церкви усадебной собственной церковной не имеется, отведенной же господской две десятины, которой священно- и церковнослужители пользуются сами, пашенной и сенокосной 33 десятины. Плана на сию землю нет,

а значится она в помещичьем плане, о получении же на оную плана и о возобновлении признаков в 1837 году подано прошение в Московское Губернское правление, дело же находится в Подольском уездном суде, оною землею владеет того села помещик капитан поручик князь Иоанн Петрович Оболенский...» [16, л. 165].

Помещики Оболенские выплачивали священнику и церковнослужителям так называемую ругу — годичное содержание причту, которое выдавалось деньгами, хлебом, припасами и т. д. Кроме того, с 1838 г. причт получал ругу от помещиков Глебовых за 33 десятины пашенной и сенокосной земли при приписной к церкви Михаила Архангела Знаменской церкви в соседнем селе Долматово Подольского уезда.

Основные данные относительно объема и форм выплаты руги в 1-й половине XIX в. представлены в таблице.

Руга, получаемая священниками и церковнослужителями церкви Михаила Архангела в 1-й половине XIX в.

Год клировой ведомости Руга от помещиков Оболенских Руга от помещиков Глебовых

1798 «.Денежной и хлебной руги денег 55 рублей, ржи 2 четверти с половиной, круп грешневых 2 четверти, и оная руга под [...]5 состоит» [15, л. 116] —

1819 «.150 рублей деньгами, еще ржаного хлеба 25 четвертей. Соломы ржаной и яровой 2/4 копны с мякинным кормом, сенокосом владеют священно и церковнослужители. Покой и дрова и священно и церковнослужителей господский деревянный на господской земле, от которого положения и от прихожан священно и церковнослужители содержание имеют посредственное» [19, л. 92 об., 93] —

1822-18246 «.150 рублей, ржы 14 четвертей и 4 четверика, ячменю 8 четвертей, овса 3 четверти, круп 3 четверти, яровой соломы 20 копен с мелким кормом и дрова для отопления домов и 2 десятины для укосов» [18, л. 108] —

5 Текст «ушел» в переплет.

6 Год создания документа не указан; примерная дата вычислена по разнице в возрасте священника и церковнослужителей в этой клировой ведомости и клировой ведомости 1819 г.

Окончание таблицы

Год клировой ведомости Руга от помещиков Оболенских Руга от помещиков Глебовых

1828 «...Сто шестьдесят пять рублей ассигнациями; 19 четвертей ржи, 3 четверти овса, 3 четверти гречневых круп, 4 десятины лесного покосу, 20 копен яровой соломы с мелким кормом и дрова для отапливания домов» [21, л. 191 об.]. —

1840 «Пятьдесят семь рублей пятнадцеть копеек серебром, ржи 18 четвертей, овса 3 четверти, круп гречишных [...]7 четверти, 4 десятины лесного покоса, 20 копен ржаной соломы и 20 яровой с мелким кормом и дрова для отопления домов» [23, л. 375] «.Получают с него Глебова деньгами пятьдесят семь рублей пятнадцать копеек серебром, сена, снимаемого с церковной сенокосной земли половинную часть, на что законный акт имеется» [23, л. 376]

1850 «Священник получает пятьдесят три рубля серебром, церковнослужители получают двадцать три рубля серебром ржи на весь причт 19 четвертей, овса 3 четверти, 5 десятин лесного покоса, 20 копен ржаной и 20 копен яровой с мелким кормом и дрова для отопления домов» [16, л. 165] «. Пятьдесят семь рублей серебром, и сена, снимаемого с церковной сенокосной земли примерно 100 [...]8 и более, на что имеется законный акт, сделанный в 1838 году» [16, л. 166]

В клировой ведомости 1918 г. указано, что жалованье и другие источники содержания членов причта отменены гражданской властью. Кружечных доходов9 за 1918 г. на весь причт было получено 250 руб. с прихожан церкви Михаила Архангела в селе Акулинино и 112 руб. с прихожан приписной Знаменской церкви в селе Долматово [18, л. 83, 85].

Деревянные дома для причта церкви Михаила Архангела первоначально были построены князьями Оболенскими и располагались на помещичьей земле. Священнослужители постепенно их благоустраивали и сооружали новые хозяйственные постройки. Так, в клировой ведомости 1840 г. говорится, что у священника «имеются светелка, сарай, погреб, выстроенные на собственное его иждивение» [23, л. 375]. А к 1858 г. священник имел «комнаты, прирубленные к господским 3-стенные, одна 8, а другая 6 аршин на каменном фундамен-

7 Текст «ушел» в переплет.

8 Текст «ушел» в переплет.

9 Пожертвования во время богослужений.

те, тако ж сарай, амбар и погреб», у дьячка были сарай и погреб, а у пономаря — сени [17, л. 5].

В клировой ведомости 1918 г. указано, что «дом священника построен в 1898 году на собственные средства и составляет собственность священника, дома псаломщика нет» [18, л. 83 об.].

Таким образом, несмотря на фрагментарную сохранность, клиро-вые ведомости являются важными историческими источниками о составе причта церкви Михаила Архангела первой половины XIX и начала ХХ в., содержат подробную биографическую, генеалогическую информацию, сведения для изучения материального положения приходского духовенства. Работа с данной группой источников имеет свои особенности: для получения более полных и достоверных сведений важно изучить весь массив сохранившихся клировых ведомостей. Следует отметить, что клировые ведомости первой четверти XIX в. содержат более скудную информацию, чем клировые ведомости, относящиеся, например, к 1830-м и более поздним годам. В тех случаях, когда информацию о членах причта невозможно восстановить ввиду плохой сохранности клировых ведомостей, к исследованию можно привлечь другие источники — метрические книги, иные делопроизводственные документы церковного происхождения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Полный православный богословский энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, Изд-во П.П. Сойкина, 1913, т. 2, 697 с.

[2] Евдокимова А.Н. Отражение информационной ценности клировых ведомостей в исторической литературе. Исторический поиск, 2022, т. 3, № 2, с. 65-75.

[3] Мангилева А.В. Клировые ведомости как исторический источник. Церковь. Богословие. История. Материалы III Международной научно-богословской конференции, посвященной 130-летию Екатеринбургской епархии и памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Екатеринбург, 2015, с. 408-418.

[4] Спичак А.В. Клировые ведомости приходских церквей Тобольской епархии в XIX — начале XX вв.: эволюция формуляра документа. Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященный 65-летию профессора Янкеля Гутмановича Солодкина. Нижневартовск, 2016, с. 42-45.

[5] Статина Н.В. Формуляр первой части клировой ведомости 1823 года. Девятнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Мир славянской письменности и культуры в православии, социогумани-тарном познании. Материалы международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Челябинск, 2021, с. 62-68.

[6] Владимиров В.Н., Чибисов М.Е. Клировые ведомости как источник для изучения приходского духовенства Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа. Известия Алтайского государственного университета, 2014, № 4-1 (84), с. 59-63.

[7] Мангилева А.В. Городское духовенство Среднего Урала в первой четверти XIX в. по данным клировых ведомостей: Верхотурье. Вестник Екатеринбургской духовной семинарии, 2020, № 2, с. 172-186.

[8] Мерзликин С.А. Информационный потенциал клировых ведомостей первой половины XIX в. для изучения состава священнослужителей (на примере Барнаула). Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. Сборник научных статей международной конференции. Барнаул, Алтайский государственный университет, 2017, с. 2045-2047.

[9] Павлова О.А. Клировые ведомости как источник по изучению единоверческих приходов по данным Центрального архива Нижегородской области.

Культура. Духовность. Общество, 2012, № 1, с. 59-62.

[10] Пирожкова Н. К. Клировые ведомости как генеалогический источник (на примере Красноуфимского и Кунгурского уездов Пермской губернии). Генеалогия и архивы. Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2021, с. 71-79.

[11] Шадрина А.В. Клировые ведомости как источник по истории приходского духовенства Донской епархии второй половины XIX — начала XX вв. Современные тенденции в образовании и науке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, Консалтинговая компания Юком, 2013, с. 156-159.

[12] Чибисов М.Е. Сравнительный анализ причта заводского и сельского приходов барнаульского духовного правления первой половины XIX в. Известия Алтайского государственного университета, 2015, № 3-2, с. 265-267.

[13] Щукина Т.В. Клировые ведомости Донской духовной консистории как источник по изучению региональной истории XIX века. Современные исследования социальных проблем, 2019, т. 11, № 4-3, с. 47-53.

[14] Холмогоров В.И. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. Вып. 8. Москва, Типография Л.Ф. Снегирева, 1892, 243 с.

[15] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 744, д. 1529.

[16] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 744, д. 2361.

[17] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 645, д. 19.

[18] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 1786, оп. 1, д. 917.

[19] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 744, д. 1630.

[20] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 744, д. 1766.

[21] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 744, д. 1787.

[22] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 744, д. 1546.

[23] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203. оп. 744. д. 2108.

[24] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 745, д. 978.

[25] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 745, д. 1041.

[26] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 745, д. 1058.

[27] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 745, д. 1081.

[28] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 745, д. 1102.

[29] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 745, д. 1156.

[30] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 745, д. 1128.

[31] Унбегаун Б.О. Русские фамилии. История происхождения, значение и национальные черты наследственных родовых имен и псевдонимов. Москва, Центрполиграф, 2021, 559 с.

[32] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 780, д. 3422.

[33] ЦГА Москвы. ОХД до 1917 года. Ф. 203, оп. 780, д. 4929.

Статья поступила в редакцию 21.06.2023

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Еловских У.А. Сведения о священно- и церковнослужителях церкви Михаила Архангела в селе Акулинино Подольского уезда Московской губернии по материалам клировых ведомостей. Гуманитарный вестник, 2023, вып. 4. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2023-4-854

Еловских Ульяна Алексеевна — канд. ист. наук, доцент кафедры «История» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: ul.elovskih@yandex.ru

Information about officiating priests and anagnosts of the Church of Michael the Archangel in the village of Akulinino, Podolskiy uyezd, Moscow Province based on materials of the clerical records

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© U.A. Elovskih

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

Based on the clerical records, the paper restores information about clergy composition, education level, origin, family ties, awards, fines and financial position of the officiating priests and anagnosts of the Church of Michael the Archangel in the village of Akulinino, Podolskiy uyezd, Moscow Province, in the first half of the XIX century and the beginning of the XX century. To fill certain gaps in the clerical records preservation, information from the indicated church metric books was attracted.

Keywords: clerical records, clergy, parish clergy, officiating priests, anagnosts, orphans, church history

REFERENCES

[1] Polnyi pravoslavnyi bogoslovskiy entsiklopedicheskiy slovar [Full orthodox theological dictionary]. Saint-Petersburg, P.P. Soykina Publ., 1913, vol. 2, 697 p.

[2] Evdokimova A.N. Otrazhenie informatsionnoy tsennosti klirovykh vedomostey v istoricheskoy literature [Reflection of the clerical record information value in historic literature]. Istoricheskiypoisk — Historical Search, 2022, vol. 3, no. 2, pp. 65-75.

[3] Mangileva A.V. Klirovye vedomosti kak istoricheskiy istochnik [Clerical records as the historical source]. In: Tserkov. Bogoslovie. Istoriya. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-bogoslovskoy konferentsii, posvyashchennoy 130-letiyu Ekaterinburgskoy eparkhii i pamyati Sobora novomuchenikov i ispovednikov Tserkvi Russkoy [Church. Theology. History. Materials of the III International scientific and theological conference devoted to the 130th anniversary of the Ekaterinburg diocese and memory of the Counsel of the neomartyrs and confessors of the Russian Church]. Ekaterinburg, 2015, pp. 408-418.

[4] Spichak A.V. Klirovye vedomosti prikhodskikh tserkvey Tobolskoy eparkhii v XIX — nachale XX vv.: evolyutsiya formulyara dokumenta [Clerical records of the Tobolsk diocese parish churches in XIX-beginning of the XX century: document form evolution]. In: Yugra, Sibir, Rossiya: politicheskie, ekonomicheskie, sotsiokulturnye aspekty proshlogo i nastoyashchego. Sbornik nauchnykh statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoy 65-letiyu professora Yankelya Gutmanovicha Solodkina [Yugra, Sibir, Russia: politic, economic, sociocultural aspects of the past and present. Collection of scientific articles of the All-Russian scientific practical conference with the international participation devoted to the 65th anniversary of Professor Yankel Gutmanovich Solodkin]. Nizhnevartovsk, 2016, pp. 42-45.

[5] Statina N. V. Formulyar pervoy chasti klirovoy vedomosti 1823 goda [Form of the first part of the 1823 clerical report]. In: Devyatnadtsatyi Slavyanskiy nauchnyi sobor "Ural. Pravoslavie. Kultura". Mir slavyanskoy pismennosti i kultury v pravoslavii, sotsiogumanitarnom poznanii. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-

prakticheskoy konferentsii: sbornik nauchnykh statey [The 19th Slavish scientific counsil "Urals, Orthodoxy. Culture". The world of slavish written language and culture in orthodoxy, sociohumanitarian cognition. Materials of the international scientific practical conference, collection of scientific articles]. Chelyabinsk, 2021, pp. 62-68.

[6] Vladimirov V.N., Chibisov M.E. Klirovye vedomosti kak istochnik dlya izucheniya prikhodskogo dukhovenstva Kolyvano-Voskresenskogo (Altayskogo) gornogo okruga [Clerics statements as a source for the study of Kolyvano-Voskresensky (Altay) mountain district parish clergy]. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta — Izvestiya of Altai State University Journal, 2014, no. 4-1 (84), pp. 59-63.

[7] Mangileva A.V. Gorodskoe dukhovenstvo Srednego Urala v pervoy chetverti XIX v. po dannym klirovykh vedomostey: Verkhoturye [Urban clergy of the middle Urals in the first quarter of the 19th century according to cleric lists: Verkhoturye]. Vestnik Ekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 2, pp. 172-186.

[8] Merzlikin S.A. Informatsionnyi potentsial klirovykh vedomostey pervoy poloviny XIX v. dlya izucheniya sostava svyaschennosluzhiteley (na primere Barnaula) [Information potential of the clerical records of the first half of the XIX century to study the clergy composition (on the example of Barnaul)]. In: Lomonosovskie chteniya na Altae: fundamentalnye problemy nauki i obrazovaniya. Sbornik nauchnykh statey mezhdunarodnoy konferentsii [Lomonosov readings in Altay: fundamental problems of science and education. Collection of scientific articles of the international conference]. Barnaul, Altaiskiy Gosudarstvennyi Universitet Publ., 2017, pp. 2045-2047.

[9] Pavlova O. A. Klirovye vedomosti kak istochnik po izucheniyu edinovercheskikh prikhodov po dannym Tsentralnogo arkhiva Nizhegorodskoy oblasti [Clerical records as a source in studying the common-faith parishes according to data from the Central Archive of the Nizhegorodskaya District]. Kultura. Dukhovnost. Obshchestvo — Culture. Spirituality. Society, 2012, no. 1, pp. 59-62.

[10] Pirozhkova N.K. Klirovye vedomosti kak genealogicheskiy istochnik (na primere Krasnoufimskogo i Kungurskogo uezdov Permskoy gubernii) [Clerical records as the genealogical source (on the example of the Kranoufimskiy and Kungurskiy uyezds of the Perm province]. In: Genealogiya i arkhivy. Materialy tretyey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Genealogy and archives. Materials of the third All-Russian scientific practical conference]. Chelyabinsk, 2021, pp. 71-79.

[11] Shadrina A.V. Klirovye vedomosti kak istochnik po istorii prikhodskogo dukhovenstva Donskoy eparkhii vtoroy poloviny XIX — nachala XX vv. [Clerical records as the source in history of the parish clergy of the Don diocese in the second half of the XIX — beginning of the XX centuries]. In: Sovremennye tendentsii v obrazovanii i nauke. Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern tendencies in education and science. Collection of scientific works based on materials of the International scientific practical conference]. Tambov, Konsaltingovaya Kompaniya Yukom Publ., 2013, pp. 156-159.

[12] Chibisov M.E. Sravnitelnyi analiz prichta zavodskogo i selskogo prikhodov barnaulskogo dukhovnogo pravleniya pervoy poloviny XIX v. [Comparative analysis of the clergy of the factory and rural parish of Barnaul spiritual government in the first half of the XX century]. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta — Izvestiya of Altai State University, 2015, no. 3-2, pp. 265-267.

[13] Shchukina T.V. Klirovye vedomosti Donskoy dukhovnoy konsistorii kak istochnik po izucheniyu regionalnoy istorii XIX veka [Clerical records of the Don consistory as a source for the study of regional history of the 19th century]. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem — Modern Research on Social Problems, 2019, vol. 11, no. 4-3, pp. 47-53.

[14] Kholmogorov V.I. Istoricheskie materialy dlya sostavleniya tserkovnykh letopisey Moskovskoy eparkhii. Vyp. 8 [Historic materials to comply church chronicles of the Moscow diocese. Iss. 8]. Moscow, Tipografiya L.F. Snegireva, 1892, 243 p.

[15] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 744, d. 1529.

[16] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 744, d. 2361.

[17] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 645, d. 19.

[18] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 1786, op. 1, d. 917.

[19] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 744, d. 1630.

[20] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 744, d. 1766.

[21] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 744, d. 1787.

[22] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 744, d. 1546.

[23] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 744, d. 2108.

[24] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 745, d. 978.

[25] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 745, d. 1041.

[26] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 745, d. 1058.

[27] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 745, d. 1081.

[28] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 745, d. 1102.

[29] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 745, d. 1156.

[30] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 745, d. 1128.

[31] Unbegaun B. O. Russian surnames. Oxford, Clarendon Press, 1972 [In Russ.: Unbegaun B.O. Russkie familii. Istoriya proiskhozhdeniya, znachenie i natsionalnye cherty nasledstvennykh rodovykh imen i psevdonimov. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2021, 559 p.].

[32] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 780, d. 3422.

[33] TsGA Moskvy. OKhD do 1917 goda [CSA of Moscow. DSD till 1917]. F. 203, op. 780. d. 4929.

Elovskih U.A., Cand. Sc. (History), Associate Professor, Department of History, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: ul.elovskih@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.