Научная статья на тему 'Свечная мастерская куйбышевского епархиального управления и финансовый прессинг государства в конце 1950-х гг'

Свечная мастерская куйбышевского епархиального управления и финансовый прессинг государства в конце 1950-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СВЕЧНЫЕ МАСТЕРСКИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ АНТИЦЕРКОВНОЙ СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИКИ / СРЕДНЕ-ВОЛЖСКИЙ РЕГИОН / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ECONOMICAL BASIS OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / KUIBYSHEV EPISCOPATE EPARCHIAL CANDLE WORK-SHOPS / SOVIET ANTI-CHURCH POLICY LINE / MIDDLE VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Подмарицын Алексей Геннадьевич

Статья посвящена анализу деятельности свечной мастерской Куйбышевского епархиального управления с момента ее организации в 1954 г. до начала 1960-х гг. На её примере рассматриваются основные антицерковные мероприятия советского государства, направленные на свертывание в регионах хозяйственно-экономической деятельности Русской Православной Церкви на рубеже 1950-1960-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Подмарицын Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KUIBYSHEV EPARCHIAL CANDLE WORKSHOP AND STATE FINANCIAL PRESSING IN THE END OF THE FIFTIES (THE 20 th CENTURY)

The article is devotes to the history of the Kuibyshev Eparchial candle workshop from its foundation by Kuibyshev Episcopate in 1954 up to the beginning of 1960s. Taking this case as an the example, the author analyzes the main trends of Soviet state anti-church policy at the middle of the 20th century and comes to the conclusion that the state arrangements were aimed to winding down the Russian Orthodox Church financial and economical programs.

Текст научной работы на тему «Свечная мастерская куйбышевского епархиального управления и финансовый прессинг государства в конце 1950-х гг»

УДК 9. (С.908)

СВЕЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ КУЙБЫШЕВСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСОВЫЙ ПРЕССИНГ ГОСУДАРСТВА

В КОНЦЕ 1950-х гг.

© 2013 А.Г. Подмарицын

Самарский государственный университет

Поступила в редакцию 06.06.2012

Статья посвящена анализу деятельности свечной мастерской Куйбышевского епархиального управления с момента ее организации в 1954 г. до начала 1960-х гг. На её примере рассматриваются основные антицерковные мероприятия советского государства, направленные на свертывание в регионах хозяйственно-экономической деятельности Русской Православной Церкви на рубеже 1950-1960-х гг. Ключевые слова: Русская Православная Церковь, экономическая база Русской Православной Церкви, епархиальные свечные мастерские, направления антицерковной советской политики, Средне-Волжский регион.

Изучение экономической базы Православной Церкви в советское время в регионах не проводилось. Нет и специальных исследований по истории составляющих этой базы. Одним из важнейших компонентов экономической базы указанного периода являются свечные мастерские, существовавшие при епархиальных управлениях со второй половины 1940-х гг. Предшественники свечной мастерской Куйбышевского епархиального управления советского времени прослеживаются в виде приходской свечной мастерской, существовавшей примерно с 1945 г. и закрытой в конце 1947 г. после первой попытки налоговиков в масштабе страны поставить все церковные производства (церковной утвари и обихода) под контроль. В отчете о состоянии Куйбышевской и Сызранской епархии в 1946 г. правящий архиерей архиепископ Алексий (Палицын) отмечал: «Свечного завода нет, лишь при Покровском Соборе сооружено одно колесо, где мастер вырабатывает свечи, и в полной мере эта мастерская обслуживает наш Собор»1. Необходимо учитывать, что значительное место в доходной части церковного бюджета (на уровне приходских, соборных и монастырских храмов) занимали в последние несколько веков именно свечи.

Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Куйбышевской области в отчете за III квартал 1947 отмечал, что в отчетном периоде им были приняты несколько раз настоятель и члены церковного совета Петропавловской церкви и члены церковного совета Покровского собора, главным образом по поводу обложения доходов мастерских по выработке свечей и выпечке просфор подоходным налогом, согласно письму Министерства финансов РСФСР от 8 августа 1947 года. Так как обложение касалось всего дохода этих церквей, полученного от продажи свечей и просфор верующим, при от-

Подмарицын Алексей Геннадьевич, кандидат исторических наук, докторант кафедры российской истории. E mail: algepod@yandex.ru

сутствии самостоятельного баланса мастерских, это вызвало большие толки и недоумение, особенно в Петропавловской церкви, у которой на текущем счете было лишь 700 рублей и требовались неотложный ремонт отопительной системы, заготовка дров и другие законные расходы. Уполномоченному пришлось много заниматься этим вопросом с финансовыми органами и особенно с представителями церковных общин2.

Далее чиновник отмечает, что обе церкви в г.Куйбышеве имели свои свечные мастерские, но в связи с обложением подоходным налогом с 15 августа 1947 года прекратили собственную выработку свечей. Других предприятий церкви области не имели, кроме выпечки просфор3.

В конце того же года настоятели церквей г. Куйбышева обратились к уполномоченному с вопросом о возможности получения отсрочки по выплате подоходного налога, начисленного с доходов от реализации свечей собственного производства. Уполномоченный ответил, что действия районных и городского финансовых отделов, и их требования выплаты налога в срок (до 31 декабря 1947 года) являлись законными. К указанному сроку начисленный налог был выплачен. Покровскому кафедральному Собору для этого пришлось позаимствовать 300 тыс. рублей у Сызранской Казанской церкви с разрешения архиепископа Алексия4.

После 1947 г., когда епархиальное начальство свернуло собственное производство, вернулись к прежней практике - закупке каждым приходом свечей на рынке либо вскладчину (например, Покровский кафедральный Собор и второй, более посещаемый храм г.Куйбышева, ПетроПавловский) на свечных заводах других епархий. Из архиерейского отчета за 1949 г.: «Свечами каждый приход обеспечивает свой храм, выписывая, откуда кто может. Против внесения в храм рыночных свечей в Куйбышевских храмах вывешены объявления, сказано по этому вопросу несколько слов и больше ничего не предпри-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №1,2013

нимается»5. В 1951 г. отмечалось, что «кафедральный Собор все время снабжался свечами от Рязанского свечного завода, а нынче перешел на снабжение Ивано-Вознесенского»6. До 1954 г. «приходы Куйбышевской епархии церковные свечи приобретали в свечных мастерских гг.Казани и Чкалова, а также заказывали свечи в государственной артели слепых в г.Уфе»7.

При епископе Иерониме (Захарове) снова появляется свечная мастерская, на этот раз епархиальная, так как «снабжение приходов свечами было нерегулярным, имели место частые перебои в снабжении, что вызвало необходимость организации епархиальной свечной мастерской в г. Куйбышеве. Наличие такой мастерской необходимо, потому что верующие здешних приходов требуют только восковые свечи»8. Свечная мастерская была организована А.А. Савиным в конце 1953 г. и официально начала действовать с 1 января 1954 г. Он, по отзыву коллектива свечной мастерской, «преодолев все трудности, сумел организовать это производство, найти нужные кадры и приобрести необходимое сырье» 9. Мастерская располагалась первоначально в доме на улице Красноармейской, 89-1, а к осени 1962 г. её склады также находились в бывшем архиерейском доме (на ул.Дурова, 10), в службах нового архиерейского дома (ул. Ульяновская, 51) и на территории Покровского кафедрального Собора.

Коллектив свечной мастерской последовательно возглавляли: 1953-1956 гг. - Савин Андрей Андреевич; 1956-1960 гг. - протоиерей Михаил Гресюк; 1960 - после 1965 г. - Белов Владимир Михайлович.

В 1959 г. штат состоял из заведующего мастерской, завхоза, бухгалтера, кладовщика, экспедитора, мастера и его помощника, 4 рабочих, 2 уборщиц, сторожа и шофера10.

Достаточно болезненным был вопрос об источниках сырья. Отчет уполномоченного за 1954 год указывает их. Так, по данным свечной мастерской, огар (огарки, образовавшиеся в процессе сгорания свечей) покупался у церквей, парафиновые свечи - в магазинах, фитиль - в магазинах и на рынке, а воск в основном приобретался через церкви, а также в некоторых государственных организациях и у частных лиц. Например, у церкви г.Бугуруслана куплено было 1,5 тонны; у Собора г.Уфы более 600 кг, у свечной мастерской г.Чкалова - более 600 кг, у куйбышевской заготконторы - 262 кг (по 41-45 руб. за кг), у куйбышевского горжилснаба (по 78 руб. за кг). Кроме того, воск иногда приносили и привозили из некоторых колхозов, в Бугуруслане у райпотребсоюза купили залежавшуюся вощину, и там же в артели имени 1-го мая купили вощину в связи с ликвидацией пасеки. В среднем воск покупали по 45 рублей за килограмм (в дензнаках 1947 года)11. Из более поздних документов известно о поставщиках натурального сырья из Ульяновской области и Краснодарского края.

Через пять лет на выработку в 1959 г. 29,7

тонны свечей было израсходовано сырья (по категориям): воску натурального 8,3 т; воску полунатурального 0,4 т; воску брикета 3,9 т; огарков 6,2 т; парафина 3,2 т; сплава-церезина 3 т; церезина №67 и №93 3,1 т; фитиля 0,4 т12.

Достаточно широким был ареал реализации готовой продукции, включавший в себя большую часть Средне-Волжского региона. В 1957 году было реализовано свечей на 1450 тысяч рублей в пределах Куйбышевской, Саратовской, Ульяновской областей и Башкирской АССР13. Кроме того, до 1959 года продукция мастерской мелкими (возможно, пробными) партиями закупалась приходами Саратовской, Пензенской, Астраханской епархий. Также свечи с повышенным содержанием воска продавались старообрядцам из Оренбургской области.

В 1956-1957 гг. и по III квартал 1958 г. включительно свечи продавались по 45 рублей за килограмм14. После известного повышения «задним числом» отпускной цены в пользу государства в октябре 1958 г. свечи стали реализовываться в 4,44 раза дороже, по 200 рублей килограмм15.

Осенью 1958 г., после празднования очередной годовщины Октябрьской революции, повсеместно в епархиях (там, где были свечные мастерские), началась новая антицерковная кампания. Её организаторы единовременно изъяли у церковных учреждений львиную долю денежных средств (как лежавших в госбанке или сберкассах, так и наличность). Одновременно в результате усиления налогового гнета, был запущен механизм, позволивший контролировать церковные поступления и перекачивать большую их часть в госбюджет на протяжении более 30 лет.

Хрущевский натиск на свечное производство в Куйбышевской епархии проходил следующим образом. Районный финансовый отдел Самарского района г. Куйбышева прислал платежное извещение № 15/385885 от 17 ноября 1958 г. 16. Из него следовало, что начисление подоходного налога за IV квартал 1958 г. было произведено в сумме 1.137.279 рублей 40 копеек исходя из новой, установленной государством отпускной цены в 200 рублей за килограмм. Поскольку советское постановление о повышении цен на свечи стало известно только после получения платежного извещения, свечи до третьей декады ноября отпускались по старой цене (непременно согласованной с государством) в 45 рублей. Епископ Куйбышевский и Сызранский Митрофан в жалобе на имя начальника управления жалоб Министерства финансов РСФСР В.А. Иванова заявлял следующее: «на текущем счете Епархиальной Свечной мастерской не имеется средств, необходимых для покрытия начисленного налога, а поступившие от проданных свечей средства обеспечивают оплату производства свечей и налога, начисленного в начале 1958 г. Посему прошу Вашего срочного распоряжения Облфинотде-лу о производстве исчисления налогов в конце IV квартала по данным фактического количества

отпущенных свечей за время с 17 ноября по 31 декабря 1958 г., так как за первую половину IV квартала свечи отпущены в разные области по 45 руб. и взыскать дополнительную оплату не представляется возможным»17. Ответа не последовало. Вечером 28 ноября епископ Митрофан лично составил доклад Святейшему Патриарху Алексию I, который был отправлен в Москву на следующий день18. Владыка Митрофан поставил Патриарха в известность, что Куйбышевская епархиальная мастерская снабжала свечами (по 45 руб. за кг) не только приходы Куйбышевской епархии, но также епархии Уфимскую, Ульяновскую и Саратовскую. «После 1 октября с.г. иное-пархиальным приходам было отпущено свечей: Уфимской епархии - 1000 кг; Ульяновской - 3062 кг; Саратовской - 211 кг. Всего же 4273 кг Епархиям и отдельным приходам, состоящим на снабжении Куйбышевской епархиальной свечной мастерской 18-19 ноября с.г. были разосланы извещения о повышении стоимости церковных свечей с 1-го октября с.г. с просьбой перечислить на текущий счет свечной мастерской дополнительно по 155 руб. за кг свечей, отпущенных после 1-го октября. Преосвященный Иларион, Архиепископ Уфимский, выразил согласие уплатить разницу, а от остальных до сих пор ответа нет»19. Доклад завершается просьбой к Патриарху дать указания «по вопросу взаимных расчетов между епархиями Ульяновской и Саратовской за отпущенные им свечи, а также, если это возможно, не отказать в ходатайстве перед Советом по делам РПЦ при Совмине СССР о производстве исчисления налога в конце IV квартала по данным фактического количества отпущенных свечей за время с 17 ноября, т.е. со дня вручения платежного извещения, по 31 декабря включительно. 29 ноября с.г. свечная мастерская в уплату подоходного налога перечислила 637279 руб. 40 коп., из которых 500000 руб. отпущено мною (епископом Митро-фаном - А.П.) заимообразно из епархиальных средств»20. Свечная мастерская Куйбышевского епархиального управления смогла выжить после уплаты единовременного налога. В последующее время, когда налог стал постоянным, он рассчи-

тывался по следующей схеме: 200 руб. (в дензнаках 1947 г., 20 рублей в дензнаках 1961 г.) за 1 кг свечей минус производственные затраты21. В начале 1960-х гг., несмотря на жесткие ограничительные меры, производство свечей неуклонно возрастает. С 1961 г. советскими органами была запрещена реализация свечей в иноепархиальные приходы. Это запрещение основывалось на том, что поскольку епархиальное управление в 1954 году просило разрешение на открытие свечной мастерской для обеспечения церквей своей епархии, то у уполномоченного появился предлог для ограничения производственной мощности мастерской потребностью свечей для церквей Куйбышевской епархии, которая тогда достигала примерно 10-11 тонн в год.

Но уже через год Куйбышевская свечная мастерская перекрыла показатели 1960 г., снабжая тем же количеством свечей свою епархию. Так, в 1960 г. было изготовлено 22743 кг церковных свечей; в 1961 г. - 14901 кг; в 1962 г. - 24022 кг; в 1963 г. - 27780 кг22.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Самарский епархиальный архив Самарской и Сызранской епархии РПЦ МП (далее - СЕА). Ф.1. Оп.1.11. Д.355. Л.7.

2 Центральный государственный архив Самарской области (далее - ЦГАСО). Ф.4187. Оп.2. Д.12. Л.31-32.

3 Там же. Л.33.

4 Там же. Л.52.

5 СЕА. Ф.1. Оп.1.11. Д.358. Л.6.

6 СЕА. Ф.1. Оп.1.11. Д.363 Л.5.

7 СЕА. Ф.1. Оп.1.11. Д.374. Л.9-10.

8 Там же.

9 Там же.

10 СЕА. Ф.1. Оп.1.11. Д.359. Л.8-9.

11 ЦГАСО. Ф.4187. Оп2. Д.51. Л.8.

12 ЦГАСО.Ф.4187. Оп.2. Д.50. Л.89.

13 ЦГАСО.Ф.4187. Оп.2. Д.34. Л.84.

14 СЕА. Ф.1. Оп.1.11. Д.357. Л.7. В дензнаках 1947 года.

15 ЦГАСО.Ф.4187. Оп.2. Д.47. Л.11. В дензнаках 1947 года.

16 СЕА. Ф. 1. Оп.1.11. Д.445. Л.1.

17 Там же.

18 Там же.

19 СЕА. Ф.1. Оп.1.11. Д.445. Л.2.

20 Там же.

21 ЦГАСО.Ф.4187. Оп.2. Д.51. Л.8.

22 СЕА. Ф.1. Оп.1.11. Д.445. Л.3.

KUIBYSHEV EPARCHIAL CANDLE WORKSHOP AND STATE FINANCIAL PRESSING IN THE END OF THE FIFTIES ( THE 20th CENTURY)

© 2013 A.G. Podmaritsyn

Samara State University

The article is devotes to the history of the Kuibyshev Eparchial candle workshop from its foundation by Kuibyshev Episcopate in 1954 up to the beginning of 1960s. Taking this case as an the example, the author analyzes the main trends of Soviet state anti-church policy at the middle of the 20th century and comes to the conclusion that the state arrangements were aimed to winding down the Russian Orthodox Church financial and economical programs. Key words: Russian Orthodox Church, economical basis of Russian Orthodox Church, Kuibyshev Episcopate Eparchial candle work-shops, Soviet anti-church policy line, Middle Volga region.

Аlexei Podmaritsyn, Candidate of History, Doctoral Student, Department of Russian History. E-mail: algepod@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.