DOI: 10.18503/1992-0431-2020-3-69-77-88
СВАСТИЧНАЯ СИМВОЛИКА НА ПАНТИКАПЕЙСКИХ МОНЕТАХ
V в. до н.э.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В предлагаемой статье рассматривается один из элементов реверсного сюжета пантикапейских монет первой половины V в. до н.э., ранее не удостаивавшийся внимания отечественных исследователей и не имеющий на сегодняшний день аналогий. Речь идет о разновидности свастичного рисунка, который можно описать как «флажковая свастика». До настоящего времени было принято считать, что данная фигура - результат технологического приема при обработке реверсного штемпеля; однако наиболее вероятно, что «флажковая» свастика является полноценным символом. Кроме того, в чеканке Панти-капея представлен еще один вариант солярной символики - так называемый свастичный крест («croix swasticale»). Правильность идентификации этой фигуры подтверждается примерами из истории монетного дела в основном фрако-македонского региона. В завершение отмечается существование в начале V в. до н.э. любопытного сочетания «солярное колесо - свастичный крест», который можно встретить в двух весьма удаленных друг от друга точках античного мира - на монетах Ольвии и Южной Италии и Сицилии.
Ключевые слова: античная нумизматика, Пантикапей, солярная символика, свастика, свастичный крест
Как явствует из названия, данная заметка посвящена «знаку солнца», присутствующему на ранних монетах Пантикапея, который постоянно остается за рамками всех нумизматических штудий по Боспору V в. до н.э. Речь идет об элементе реверсного оформления, форма которого традиционно и достаточно условно трактуется в большинстве случаев как « крылья мельницы» (табл. I, 5-10,16, 17, 19-21)1.
Следует заметить, что данный термин появился лишь в XX в. До этого описания реверсов монет пантикапейской чеканки V в. до н. э. вообще имели мало общего с действительностью. Вот, например, описание изображения на оборотной стороне монеты типа «голова льва в фас / флажковая свастика» (см. табл. I, 10), данное А.М. Подшиваловым: «вдавленный квадрат с четырьмя таблетками»2. Аналогично у Х.Х. Гиля: «Вдавленный квадрат разделен на четыре отделения, каждое
Данные об авторе: Терещенко Андрей Евгеньевич - кандидат исторических наук, заведующий отделом изучения истории дворцов Государственного Русского музея.
1 Фотографии монет взяты с сайта «Монеты Боспорского царства. Каталог-архив» https:// bosporan-kingdom. com.
2 Podschiwalow 1882, 4, № 7; Taf. I, 5.
Problemy istorii, filologii, kul'tury 3 (2020), 77-88 © The Author(s) 2020
Проблемы истории, филологии, культуры 3 (2020), 77-88 ©Автор(ы) 2020
А.Е. Терещенко
из которых содержит выпуклую таблетку, на двух из которых легенда А - П»3. Уточним, что это описание тетартемория, входящего в серию, на монетах которой на реверсе изображена флажковая свастика, на двух диагональных таблетках -буквы «А» и «П», в двух других - четырехлучевые звезды (см. табл. I, 20).
Лишь в фундаментальном труде А.Н. Зографа «Античные монеты» крестообразный рисунок на реверсе рассматриваемых монет стал интерпретироваться как «напоминающий крылья ветряной мельницы»4. Это определение доминирует и по сегодняшний день5. Весьма любопытно и даже, можно сказать, показательно то, что В.А. Анохин и Н.А. Фролова применяли данную терминологию только по отношению к монетам типа «голова льва в фас / флажковая свастика» (см. табл. I, 10). В описании последующих типов (см. табл. I, 16, 17, 19-21) речь идет уже о неких абстрактных «таблетках»6 и «рельефных прямоугольниках»7 безо всякого указания на то, что это всего лишь детали тех самых «крыльев мельницы». Таким образом, исследователи полностью отказывали этой фигуре в какой-либо смысловой нагрузке.
На общем фоне несколько выделяются характеристики, предложенные Д.Б. Шеловым и О.Н. Мельниковым. Д.Б. Шелов, реконструируя развитие пан-тикапейской монетной типологии, отмечает: «Так получается внутри углубленного квадрата весьма характерный рисунок, напоминающий свастику или лопасти крыльев ветряной мельницы»8. О.Н. Мельников еще более конкретен, его описание звучит как «свастический рисунок» для монет ранних типов (см. табл. I, 5, 6) и «свастико-флажковый рисунок»9 для последующих серий (см. табл. I, 9, 10, 16, 17, 19-21 )10. Таким образом, вместо какой-то малопонятной формы перед нами предстает знаковый символ. Впрочем, как представляется, сами нумизматы скорее всего не придавали ему никакого особого значения, отмечая лишь внешнее сходство.
Как видим, всех отечественных исследователей объединяет восприятие сва-стической фигуры всего лишь как технологического приема на определенном этапе развития пантикапейской монетной чеканки. В принципе для этого есть основания: как правило, свастический рисунок в неоформленном quadratum ¡пешиш присутствует на многих монетах архаического периода (см. табл. I, 23-34). В чеканке некоторых полисов он превращается во «флажковую свастику» (см. табл. I, 36-38), схожую с пантикапейской, представляя, правда, лишь кратковременный эпизод в их эмиссии.
3 01е1 1886, 20, №8; Та£ III, 8.
4 Зограф 1951, 164.
5 Крушкол 1950, 188; Анохин 1986, 6-7; Фролова 1996, 55.
6 Анохин 1986, 9.
7 Фролова 1996, 58.
8 Шелов 1956, 20.
9 Данная дефиниция представляется наиболее адекватной, поэтому предлагаем ввести ее в оборот, но изменив на «флажковая свастика».
10 Мельников 2010, 172.
Вместе с тем, доказательством того, что флажковая свастика на пантика-пейских монетах является полноценным символом, служит чеканка Аполлонии Понтийской. Реверсный рисунок ее монет проходит хорошо прослеживаемую эволюцию от слабо выраженных «крыльев ветряной мельницы» до настоящей свастики (см. табл. II, 1-7). То же самое, но в несколько, так сказать, «ускоренном» варианте, можно видеть и в монетном деле Коринфа (табл. I, 28, 29). Таким образом, пантикапейская свастическая символика не была чем-то уникальным для греческой монетной типологии. В то же время в плане изобразительной трактовки этого знака, невзирая на разнообразность (таб. II, 8-11), а иногда и вычурность11 форм, боспорская чеканка аналогий не имеет12.
Однако, несколько смущает тот факт, что в процессе применения «флажковой свастики» как основополагающей конструкции реверсного поля пантикапейской чеканки с 80-х гг. по конец первой четверти V в. до н.э.13 вдруг возникает разрыв, заполненный монетами с новым видом оборотной стороны: «вдавленный квадрат, разделенный на четыре части, в каждой по точке» (табл. I, 11, 12) и «вдавленный квадрат, разделенный на четыре части, в двух из них - точки» (табл. I, 13-15). Не вдаваясь сейчас в поиск причин, вызвавших это изменение, необходимо отметить следующее: в работе А. Болдуин «Symbolism on Greek coins», посвященной исследованию свастики, представлены различные виды этой символики, в том числе и свастика, в пространстве между линиями которой расположены четыре точки14, наиболее яркий образчик - так называемый «керамический диск» (clay disk) из Феры15. Также в нашем распоряжении имеется информация о ранней электровой гемигекте VI в. до н.э. неизвестного ионийского центра с изображением свастики данного вида16.
Более того, на древних артефактах мы встречаем и просто прямой крест с точками между линиями. В работе Т. Уилсона «Свастика» с отсылкой к М. Змигрод-скому эта фигура именуется свастичным крестом (croix swasticale)1. Этот символ нанесен на ритуальный сосуд в виде женского тела из Трои IV18. Что касается причерноморского региона, то подобный знак мы видим на изящной бронзовой пряжке (табл. III, 24) из Ожорского могильника (Южная Осетия), относящегося к скифской культуре и датируемого VII-VI вв. до н.э.19. На землях Боспорского царства croix swasticale присутствует на терракотовой плитке с геометрической росписью, украшавшей карниз над входом в самое древнее (середина VI в. до н.э.) здание святилища Нимфея20.
11 Например, на оболах Аполлонии Понтийской концы свастики представлены в виде рыбьих хвостов (см. таб. II, 6).
12 Еще раз подчеркнем, что речь идет именно о знаке, а не техническом приеме реверсного оформления.
13 Датировка пантикапейских монет в тексте и табл. I дана по: Терещенко 2004а, 6-8,10-13.
14 Baldwin 1915, 117, fig. B6. См. табл. III, 19.
15 Baldwin 1915, 128, fig. 16. Этот «диск» на деле представляет собой фрагмент керамики округлой формы (вторичное использование?), найденный во время раскопок на острове Санторин [Waring 1874, PI. 42, 2]. См. табл. III, 20.
16 Head 1892, Pl. II, 20; Baldwin 1915, 145, fig. 43. См. табл. III, 21.
17 Уилсон 2008, 12, рис. 12b. См. табл. III, 22.
18 Шлиман 2009, рис. 986; Уилсон 2008, 115, рис. 128; Baldwin 1915,124, fig. 3. См. табл. III, 23.
19 Погребова 1984, 75.
20 Худяк 1962, 43, табл. 37, 1. См. табл. III, 25.
К сожалению, других рисунков данного вида свастики, происходящих с территории Северного Причерноморья, в специальной литературе обнаружить пока не удалось. Впрочем, это неудивительно, поскольку этот символ воспринимался, скорее всего, лишь как некий геометрический орнамент, не заслуживавший особого внимания. Например, из трех отечественных исследователей, в той или иной степени упоминавших плитку из нимфейского святилища, ни один не отметил наличие этой фигуры21. Таким образом, вполне вероятно, что находки изображений свастичного креста на Киммерийском Боспоре на самом деле отнюдь не столь уж и редки, просто не получили пока должного освещения.
В целом можно с большой долей уверенности считать, что реверсный рисунок пантикапейских монет - «четыре точки в четырехчастном квадрате» (табл. I, 11 ) представляет собой не что иное, как croix swasticale.
Если согласиться с приведенными доводами, то у нас появляется возможность более четко «оконтурить» место четырехточечных монет в системе пантикапейских выпусков.
Так, выдающиеся советские ученые-нумизматы А.Н. Зограф и Д.Б. Шелов полагали выпуск четырехточечной серии раньше выпуска монет с флажковой свастикой, видя здесь эволюционный процесс превращения точек в рельефные таблетки22. В.А. Анохин и Н.А. Фролова, наоборот, поставили на первое место именно монеты с флажковой свастикой (табл. I, 6-10)23, что, на наш взгляд, абсолютно справедливо. В то же время, если А.Н. Зограф и Д.Б. Шелов предоставили вполне логичные обоснования своих предположений, то выводы В.А. Анохина и Н.А. Фроловой ничем не подкреплены, то есть читателю предлагается верить авторам исключительно на слово.
В свою очередь мы, солидаризируясь с мнением последних, при создании своей схемы относительной хронологии пантикапейских выпусков первой половины V в. до н.э. основывались на исследованиях Ю.Л. Дюкова и Т.Н. Смекаловой, согласно которым металл пантикапейских серий, начиная с монет с двумя точками на реверсе (серия Па-5; см. табл. I, 13-15), приобрел характеристики, сходные с характеристиками афинских монет, изготовленных из серебра Лаврийских рудников. Монетное же серебро предшествующих выпусков, в том числе и с четырьмя точками, происходило из фракийско-македонских, самосских или малоазийских источников24.
В итоге была высказана следующая версия: поскольку серия Па-5 состоит только из гемиоболов и тетартемориев, то складывается впечатление, что Панти-капей пытался насытить денежный рынок массой мелких номиналов по причине острой нехватки серебра. Ergo, скорее всего, их выпуск стал осуществляться незадолго до похода Ксеркса на Грецию в 480-479 гг. до н. э. или непосредственно в эти годы, и Пантикапей попросту не успел запасти серебра в достаточной степени до момента падения Афин. Прежние же источники поступлений монетного металла, по-видимому, оказались недоступны опять-таки по причине их захвата персами. После изгнания персидского войска добыча драгоценного металла на
21 Худяк 1962, 43; Шургая 1984, 64; Шауб 2007, 297.
22 Зограф 1951, 164; Шелов 1956, 19-20.
23 Анохин 1986, 7, 136; Фролова 1996, 56-58.
24 Смекалова, Дюков 1999, 206; 2001, 21, 24.
Лаврийских рудниках была восстановлена, а окончательная победа над Ксерксом позволила наладить полноценные торговые связи с Северным Причерноморьем25.
Вместе с тем рисунки оборотных сторон пантикапейских монет последней трети VI - начала V в. до н.э., в том числе с четырьмя и с двумя точками, также воспринимались нами лишь как смена технологических приемов в обработке ре-версных штемпелей26.
Однако, учитывая все сказанное ранее, можно предположить, что пантика-пейские монетарии, переходя от простого вдавленного квадрата, разделенного на четыре части (табл. I, 2-4), к рисунку «крылья мельницы» (табл. I, 5, 6) и далее к полноценной флажковой свастике (табл. I, 7-10), вполне осознанно ставили задачу воспроизведения на своей продукции не какого-то абстрактно-декоративного рисунка, но одного из древнейших символов человеческой цивилизации. Следовательно, появление четырехточечной серии никоим образом не нарушает общее «солярное» направление монетной типологии пантикапейской чеканки в ранний период, но вполне логично вписывается в нее, просто используется другая форма начертания свастического знака.
Для более ясного понимания картины обратимся к количественному и качественному составу пантикапейских монетных выпусков первой половины VI в. до н.э. В частности, из семи десятков известных нам монет с четырьмя точками (серия Па-4)27 8 экземпляров - триоболы, один диобол, остальные - гемиоболы (44 шт.) и тетартемории (15 шт.)28. Следующая серия Па-5 (с двумя точками, см. табл. I, 13-15), чей реверсный рисунок, скорее всего, также является немного усеченным вариантом свастичного креста, насчитывает почти шестьсот экземпляров, но номиналы, составляющие эту серию, как уже говорилось выше, - гемиоболы и тетартемории, т. е. наименьшие номиналы в пантикапейской эмиссии. В подавляющем большинстве диаметр гемиоболов составляет 6-7 мм, тетартемориев - от 4 до 6 мм. Для примера в серии Па-3 (табл. I, 5-10) на сегодняшний день известно 157 диоболов и 159 триоболов, а в серии Па-6 (табл. I, 16-17) - 420 экземпляров только диоболов! Размеры этих номиналов колеблются от 11 до 16 мм для диоболов и от 12 до 17 мм для триоболов соответственно. Особо отметим, что в сериях, как предшествующих Па-3 и Па-4, так и последовавших за ними, количество монет мелкого достоинства (известных нам) гораздо меньше, по сравнению с более крупными номиналами. Таким образом, совсем не исключено, что обращение к croix swasticale было вызвано, в том числе, и необходимостью обеспечить скорейшее изготовление реверсных штемпелей для младших номиналов. Вырезать же обычную крестовину с углублениями в отсеках на штемпельном поле небольшого размера было проще, нежели полноценную флажковую свастику. Что характерно, инополисные монеты подобного вида (табл. II, 32-34), как и пантикапейские экземпляры (табл. I, 12), являются самыми мелкими номиналами.
25 Терещенко 2004, 29-31.
26 Терещенко 2004, 27-29; 2004а, 7-8.
27 Кстати, это самая малочисленная из всех монетных серий пантикапейской чеканки конца VI - первой половины V в. до н. э.
28 Данные по этой и другим сериям взяты из регулярно обновляемой сводки «Корпус боспор-ских монет второй половины VI - первой четверти IV в. до н.э.», составляемой нами с 2011 г. Информация для корпуса берется из публикаций, а также с сайта «Монеты Боспорского царства. Каталог-архив» https:// bosporan-kingdom.com
Как представляется, подтверждением реконструируемой нами ситуации может служить реверсный сюжет монетной чеканки первой половины V в. до н.э. фракийских племен мигдонов (или крестонов) и оресков. Облик оборотной стороны на этих монетах достаточно быстро проходит трансформацию от «крылья мельницы» до «вдавленный квадрат, разделенный на четыре части, в каждой по точке» (табл. II, 19-21, 22-24), хотя правильнее, пожалуй, назвать эти дифференты не «точками», а «таблетками». Весьма показательно, что точно такие же таблетки присутствуют на самых крупных номиналах - триоболах пантикапейской серии Па-4 (табл. I, 11 ). Аналогичный рисунок наблюдается и на многих монетах начала V в. до н.э. фракийско-македонского региона (табл. II, 25, 28, 30). Более того, четырехчастный квадрат с четырьмя таблетками является центральной частью ре-версной композиции в македонской, абдерской, маронейской и племенной бизалт-ской чеканках, датируемых второй четвертью V в. до н.э. (табл. II, 26, 27, 29, 31), что однозначно свидетельствует о его статусе как символической фигуре.
Необходимо отметить и такой важный момент, как территориальное распространение свастических символов, к которым, кроме собственно свастики, относятся трискелесы / трискелеоны и так называемый «ликийский знак». Если название последнего само говорит о его территориальной привязке (табл. II, 13, 14), то географическое распределение остальных интересующих нас знаков выглядит следующим образом (еще раз повторим, что мы рассматриваем самый ранний этап монетного дела ойкумены, т.е. VI - первую половину V в. до н.э.). Наибольшее распространение этой символики приходится на фракийско-македонский регион, здесь мы встречаем и свастичный крест (табл. II, 21, 24-31), и флажковую свастику (табл. II, 20, 23), и трискелес (табл. II, 15, 16). Отдельной строкой идут Аполлония Понтийская, чьи монеты несут изображения « классической» свастики (табл. II, 2-7), и Пантикапей с его флажковой свастикой и croix swasticale (табл. I, 8-21). В собственно материковой Греции их использование практически не наблюдается, пока известен только трискелес в чеканке Флиунта (город в северо-восточной части Пе-лопонесса рядом с Коринфским перешейком; см. табл. II, 17) и свастика на монетах Коринфа (табл. II, 10). Появление свастических знаков на монетах других эмиссионных центров эллинского мира (табл. II, 18, 32-34) слишком спорадично, чтобы можно было говорить о существовании какой-то устойчивой традиции.
Теперь немного отвлечемся и поговорим о смысловом наполнении свастиче-ского символа. Вот что об этом писал Т. Уилсон: «Свастика могла быть древнее колеса и могла не происходить из солнечного диска, но являться абсолютно самостоятельным знаком»29. Далее автор цитирует американского исследователя П.Р. Грега, явно соглашаясь с его умозаключениями: «Наконец, можно задать вопрос, является ли свастика <...> ранним солярным символом или только знаком солнечного коловращения, иначе говоря, пути светила по небосводу, по какой причине он обычно рисовался с прямыми, а не закругленными загибами. Свастика, даже будучи использованной в солнечном контексте, могла значить больше, чем просто солнце, и иное, чем солнце, для которого простейшим и общепризнанным знаком был кружок. Вероятно, теснее была ее связь с прямым крестом, чем с солнечной окружностью или солнечным диском»30.
29 Уилсон 2008, 43. Пер. А. Ю. Москвина.
30 Уилсон 2008, 46.
С другой стороны, есть вполне достаточно, на наш взгляд, фактологически обоснованное мнение А. Болдуин: «Более разумно интерпретировать ее [свастику - А. Т.] как выражение солнца в движении, как солнечные конечности, подобно другим «вращающимся» символам. Все эти знаки, взятые сами по себе, могут быть теоретически использованы для представления абстрактного понятия "скорость", но их использование на памятниках приводит к выводу, что они представляют собой наглядные образы конкретной вещи в природе - вечно движущегося солнца»31.
31 Baldwin 1915, 192.
Одним из наиболее выразительных подтверждений этого тезиса служит терракотовая фигурка колесницы божества, на колесах которой, в промежутках между спиц, вырезаны свастики32. Кроме того, к сегодняшнему дню появилась информация о редких серебряных оболах Мессембрии конца V - начала IV в. до н.э., чей реверс полностью повторяет орнамент кипрской колесницы (см. табл. II, 35). Таким образом, получается, что свастика не дублирует, но дополняет образ солнечного колеса, принимая на себя роль динамического элемента, тем самым и создается образ «вечно движущегося солнца».
Как представляется, именно такой смысл заложен и в рисунке «четыре точки между спицами колеса», который мы можем наблюдать на мелком серебре южноиталийских и сицилийских полисов и медных ольвийских ассах (табл. II, 36-39).
Чрезвычайно любопытно, что, хотя знак колеса присутствует в ранней чеканке довольно многих полисов (табл. III, 1-18), располагавшихся в полосе, напоминающей веретено и ориентируемой с северо-востока на юго-запад (см. рис. 1), сочетание «колесо - свастичный крест» встречено пока только в самых крайних точках этого ареала - в Северном Причерноморье, в Ольвии (табл. II, 39) и южной Италии, в Кумах (табл. II, 36), а также в Сиракузах и Камарине на Сицилии (табл. II, 37,38).
ЛИТЕРАТУРА
Анохин, В.А. 2011: Античные монеты Северного Причерноморья. Киев. Зограф, А.Н. 1951: Античные монеты. М.
Крушкол, Ю.С. 1950: Ранние монеты Пантикапея как исторический источник. ВДИ 1, 183-188.
Погребова, М.Н. 1984: Закавказье и его связи с Передней Азией в скифское время. М. Смекалова, Т.Н., Дюков, Ю.Л. 1992: О смене источников серебра для монетной чеканки
Боспора VI-V вв. до н. э. Древности Боспора 2, 203-212. Смекалова, Т.Н., Дюков, Ю.Л. 2001: Монетные сплавы государств Северного Причерноморья: Боспор, Ольвия, Тира. СПб. Терещенко, А.Е. 2004: Автономная чеканка полисов Боспора Киммерийского VI-V вв.
до н. э.: дис... канд. ист. наук. СПб. Терещенко, А. Е. 2004а: Автономная чеканка полисов Боспора Киммерийского VI-V вв.
до н. э.: автореф. дис. канд. ист. наук. СПб. Уилсон, Т. 2008: История свастики с древнейших времен до наших дней. Нижний Новгород.
Фролова, Н.А. 1996: Монетное дело Боспора середины VI-V вв. до н. э. РА 2, 34-80. Худяк, М.М. 1962: Из истории Нимфея VI-III вв. до н. э. Л.
Шауб, И.Ю. 2007: Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье VII-IVвв. до н.э. СПб. Шелов, Д.Б. 1956: Монетное дело Боспора VI-II вв. до н. э. М.
Шургая, И.Г. 1984: Нимфей, Мирмекий, Тиритака, Порфмий, Илурат. В кн.: Г. А. Кошелен-
ко и др. (ред.), Античные государства Северного Причерноморья. М., 63-71. Шлиман, Г. 2009: Илион. Город и страна троянцев. Т.2. М.
Baldwin, A. 1915: Symbolism on Greek Coins. American Journal of Numismatics 49, 89-194.
32 Найдена на Кипре, датируется ок. 900 - ок. 750 г. до н.э. [Уилсон 2008, 142, рис. 179; Baldwin 1915, 131, fig. 22. См. табл. III, 26].
CBacTHHHaa CHMBonHKa Ha namuKaneMcKHx MOHeTax V b. go н.э.
87
Podschiwalow, A. M. 1882: Beschreibung der unedirten und wenig bekannten Münzen von Sarmatia Europaea, Chersonesus Taurica und Bosporus Cimmerius, aus der Sammlung A.M. Podschiwalow 's. Moskau.
Giel, C. 1886: Kleine Beiträge zur antiken Numismatik Südrußlands. Moskau.
Head, B.V. 1892: Catalogue of the Greek Coins of Ionia (A Catalogue of the Greek Coins in the British Museum). London.
Waring, J.B. 1874: Ceramic Art in Remote Ages. London.
REFERENCES
Anokhin, VA. 2011: Antichnye monety Severnogo Prichernomor 'ya [Ancient coinage of the Northern Black Sea Region]. Kiev.
Baldwin, A. 1915: Symbolism on Greek Coins. American Journal of Numismatics 49, 89-194.
Frolova, N. A. 1996: Monetnoe delo Bospora serediny VI-V vv. do n. e. [Bosporan Coinage in mid-6th-5th century BC]. Rossiyskaya arkheologiya [Russian Archaeology] 2, 34-80.
Giel, C. 1886: Kleine Beiträge zur antiken Numismatik Südrußlands. Moskau.
Head, B.V. 1892: Catalogue of the Greek Coins of Ionia (A Catalogue of the Greek Coins in the British Museum). London.
Khudyak, M.M. 1962: Iz istorii Nimfeya VI—III vv. do n. e. [An Issue ofthe History of Nymphaion in the 6th-3rd centuries BC]. Leningrad.
Krushkol, Yu.S. 1950: Rannie monety Pantikapeya kak istoricheskiy istochnik [The Early Pan-ticapaeum Coinage as a Historical Source]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 183-188.
Podschiwalow, A.M. 1882: Beschreibung der unedirten und wenig bekannten Münzen von Sarmatia Europaea, Chersonesus Taurica und Bosporus Cimmerius, aus der Sammlung A. M. Podschiwalow 's. Moskau.
Pogrebova, M.N. 1984: Zakavkaz'e i ego svyazi s Peredney Aziey v skifskoe vremya [The Contacts of the Transcaucasia region and Western Asia in the Scythian times]. Moscow.
Shaub, I.Yu. 2007: Mif, kul't, ritual v Severnom Prichernomor 'e VII-IVvv. do n. e. [Myth, Cult, and Ritual in the Northern Black Sea Region in the 7th —4th centuries BC]. Saint Petersburg.
Shelov, D.B. 1956: Monetnoe delo Bospora VI — II vv. do n. e. [The Coinage of the Bosporan kingdom in the 6th — 2nd centuries BC] Moscow.
Schlieman, H. 2009: Ilios, Stadt und Land der Trojaner. Bd. 2. Moscau.
Shurgaya, I.G. 1984: Nimfey, Mirmekiy, Tiritaka, Porfmiy, Ilurat [Nymphaion, Myrmekion, Tyritake, Porthmion, Ilouraton]. In: G.A. Koshelenko et al. (ed.), Antichnye gosudarstva Severnogo Prichernomor 'ya [The Ancient Poleis of the Northern Black Sea Region]. Moscow, 63-71.
Smekalova, T.N., Dyukov, Yu.L. 1992: O smene istochnikov serebra dlya monetnoy chekanki Bospora VI-V vv. do n. e. [New Mining Sources for the Bosporan coinage] Drevnosti Bospora [Antiquities of the Bosporus] 2, 203-212.
Smekalova, T.N., Dyukov, Yu.L. 2001:Monetnye splavygosudarstvSevernorgo Prichernomor 'ya: Bospor, Ol'viya, Tira [Coinage Alloys of the North Black Sea States: Bosporus, Olbia, Tyra]. Saint Petersburg.
Tereshchenko, A.E. 2004: Avtonomnaya chekanka polisov Bospora Kimmeriyskogo VI—V vv. do n. e. [Autonomic Coinage of the Cimmerian Bosporus in the 6th — 5th centuries BC. ]: PhD Diss. Saint Petersburg.
Tereshchenko, A.E. 2004a: Avtonomnaya chekanka polisov Bospora Kimmeriyskogo VI—V vv. do n. e. [Autonomic Coinage of the Cimmerian Bosporus in 6th — 5th century BC.]: PhD Thesis. Saint Petersburg.
Wilson, T. 2008: Istoriya svastiki s drevneyshikh vremen do nashikh dney [Swastika, the Earliest
Known Symbol, and Its Migration]. Nizhniy Novgorod. Waring, J.B. 1874: Ceramic Art in Remote Ages. London. Zograf, A. N. 1951: Antichnye monety [The Ancient Coins]. Moscow.
SWASTIKA SYMBOLS IN THE COINAGE OF PANTICAPAEUM IN THE 5th CENTURY BC
Andrey E. Teresschenko
The State Russian Museum, Saint Petersburg, Russia
Abstract. The article introduces a reverse design element of Panticapaeum coins of the first half of the 5th century BC that doesn't have any parallels currently known, namely a form of swastika figure that can be described as "flag swastika". This version of the swastika has been being neglected by Russian scholars before, most likely because it was usually explained with the reasons of technological character in producing the reverse stamp. Still, the flag swastika seems to be a meaningful solar symbol in the coinage of Panticapaeum. Another symbol the paper deals with is so-called croix swasticale. The interpretation of this image is illustrated with examples of Thraco-Macedonian coinage and other regions. Finally, in early 5th century BC we note the existence of an interesting combinations of symbols (a solar wheel - croix swasticale) in different parts of Greek world, as far as in Olbia in the East and Sicily in the West.
Keywords: Greek coins, Panticapaeum, solar symbolism, swastika, croix swastikale