Научная статья на тему 'СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ РУСКА РОМА ПЕРМСКОГО КРАЯ НА РУБЕЖЕ ХХ–ХХI вв.'

СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ РУСКА РОМА ПЕРМСКОГО КРАЯ НА РУБЕЖЕ ХХ–ХХI вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
355
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русские цыгане / руска рома / цыгане Пермского края / свадебная обрядность русских цыган / Russian Roma / Ruska Roma / Roma of Permskii Krai / wedding rites o wedding rites of Russian Roma

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вайман Дмитрий Игоревич

В статье рассматриваются особенности свадебной обрядности русских цыган Пермского края. Основными источниками исследования стали материалы, собранные в Пермском крае среди цыган этнографической группы «русские цыгане» – руска рома. Свадьба русских цыган воспроизводит традиционную русскую свадьбу и включает в себя элементы сватовства, рукобитья, выкупа и т. д. В то же время это свадьба со своей этнической спецификой. Локальные комплексы реализуются на отдельных примерах, позволяя говорить об определенной вариативности традиции. Свадебная обрядность русских цыган демонстрирует сохранение традиционного комплекса, являясь развивающейся системой, воспринимающей инновации, и адаптируя их в соответствии с потребностями сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEDDING CUSTOMS IN THE RITES OF RUSKA ROMA PERM REGION AT THE TURN OF THE XX–XXI CENTURY

The article uncovers special features of the wedding rites of the Russian Roma of Permskii Krai. The main source of the research are materials collected among Roma of the ethnographic group – Ruska Roma. Traditional wedding rites of the Russian Roma in Permskii Krai is based on common elements. It has some common features with eastern-Slavic and more precisely Russian traditions. Wedding of the Russian Roma copies elements of the traditional Russian wedding with its marriage brokerage etc. On the other hand Russian Roma wedding has its own special features. Local rites has some variations. Wedding rites of the Russian Roma show preservation of the traditional complex. It takes and adopts innovations taking group needs into consideration.

Текст научной работы на тему «СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ РУСКА РОМА ПЕРМСКОГО КРАЯ НА РУБЕЖЕ ХХ–ХХI вв.»

DOI 10.24412/с1-36990-2022-1-4-25

СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ РУСКА РОМА ПЕРМСКОГО КРАЯ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 вв.1

ВАЙМАН Дмитрий Игоревич,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований Уральского отделения РАН - филиал Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН («ИГИ УрО РАН», г. Пермь) dmitrii-vaiman@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности свадебной обрядности русских цыган Пермского края. Основными источниками исследования стали материалы, собранные в Пермском крае среди цыган этнографической группы «русские цыгане» - руска рома. Свадьба русских цыган воспроизводит традиционную русскую свадьбу и включает в себя элементы сватовства, рукобитья, выкупа и т. д. В то же время это свадьба со своей этнической спецификой. Локальные комплексы реализуются на отдельных примерах, позволяя говорить об определенной вариативности традиции. Свадебная обрядность русских цыган демонстрирует сохранение традиционного комплекса, являясь развивающейся системой, воспринимающей инновации, и адаптируя их в соответствии с потребностями сообщества.

Ключевые слова: русские цыгане, руска рома, цыгане Пермского края, свадебная обрядность русских цыган.

1 Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 20-09-00092 «Цыганские сообщества России: формирование, этнокультурные особенности, взаимодействия с обществом и властью».

WEDDING CUSTOMS IN THE RITES OF RUSKA ROMA PERM REGION AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURY2

Dmitry I. VAIMAN,

Ph. D, History, sen ior researcher, Institute of Humanitarian Studies Ural Branch Russian Academy of Sciences, the department of Perm Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences ("IHS UB RAS", Perm) dmitrii-vaiman@yandex.ru

Abstract. The article uncovers special features of the wedding rites of the Russian Roma of Permskii Krai. The main source of the research are materials collected among Roma of the ethnographic group - Ruska Roma. Traditional wedding rites of the Russian Roma in Permskii Krai is based on common elements. It has some common features with eastern-Slavic and more precisely Russian traditions. Wedding of the Russian Roma copies elements of the traditional Russian wedding with its marriage brokerage etc. On the other hand Russian Roma wedding has its own special features. Local rites has some variations. Wedding rites of the Russian Roma show preservation of the traditional complex. It takes and adopts innovations taking group needs into consideration.

Keywords: Russian Roma, Ruska Roma, Roma of Permskii Krai, wedding rites o wedding rites of Russian Roma.

2 The research is made within a project of RFFE № 20-09-00092 "Roma communities in Russia: origin, ethnocultural features, interaction with authorities and society".

СВАДЬБА в структуре семейной обрядности у многих народов занимает одно из центральных мест. Обряды свадебного цикла имеют свои этнические, конфессиональные, локальные особенности. Свадебная традиция цыган в этом отношении не исключение. В культуре этнических групп цыган России, в том числе и самой многочисленной из них - русских цыган, руска рома, свадьба также является одним из самых значимых и развернутых комплексов семейной обрядности [Деметер, Бессонов, Кутенков 2000: 280-287].

Своеобразие свадебной обрядности разных групп цыган связано с несколькими факторами, особенными и значимыми из которых представляются территория формирования группы, ареал традиционного расселения и кочевых маршрутов, а также степень взаимодействия с окружающим сообществом. Свадебную обрядность русских цыган, таким образом, можно рассматривать как явление достаточно широкого географического и временного характера. В настоящее время свадебные традиции реализуются как с сохранением традиционных, так и с появлением инновационных элементов.

Этнографическое цыгановедение в нашей стране по-прежнему представляется слаборазвитым, это констатирует и отсутствие фундаментальных исследований по семейной обрядности значительной части этнических групп цыган России, в том числе и русских цыган. Тем не менее существует ряд публикаций, в которых затронуты разные аспекты тематики свадебной обрядности русских цыган. Ранние работы ХУШ-Х1Х вв. содержат лишь общие и фрагментарные упоминания о свадьбе у цыган, чаще всего без указания на конкретную этническую группу. Если говорить об одном из самых ранних упоминаний цыганской свадьбы как таковой, то оно относится к XVIII в. В работе немецкого историка, этнографа Генриха Морица Грел-льманна, написанной в Лейпциге, приведены сведения о возрасте вступления в брак [Сге11шапп 1783]. Немногочисленные этнографические описания России и цыган в Российской империи также содержат в некоторых случаях сведения о цыганской свадьбе. Так, в конце XIX в. в этнографических очерках Богучарского уезда Воронежской губернии Г. Ткачёвым было приведено одно из первых описаний свадьбы цыган без указания этнической группы [Ткачёв 1867: 159-232]. В конце XIX в. Н. Г. Штибер приводит в своей работе небольшой фрагмент описания цыганской свадьбы: «Семейнаяжизнь цыган развита в сильной степени, они питают к ней большую склонность, поэтому вступают в брак очень рано, иногда в 13-15 лет. Неравенство брака составляет у цыган исключение. Русские цыгане венчаются по обряду той религии, которую исповедуют. После венчания начинается пиршество, во время которого над головой цыган разбивается на мелкие кусочки кувшин, чтобы молодым счастливо жилось. Такой обычай существует и у многих русских крестьян» [Штибер 1895: 530]. Среди работ XIX в. стоит отметить и этнографический очерк неизвестного автора, опубликованный в издании «Опыт описания Могилевской губернии...», в котором содержится описание цыганской свадьбы, сватовства и венчания [Опыт описания Могилевской

губернии 1882: 691-692]. Среди первых трудов по свадебной обрядности следует назвать известное этнографическое исследование В. Н. Добровольского «Киселевские цыгане» об оседлой группе русских цыган Смоленской губернии [Добровольский 1897]. Кроме этнографических сведений, автором опубликованы фольклорные тексты на цыганском языке. Материалы по свадебной обрядности приводятся в разделах: «Предисловие» в главе «Из быта цыган»: «Сватовство. Сватовская кукла», «Прибытие сватов с куклой в дом невесты. Приветственная песня "День добрыдинь". Принятие куклы. Свадебный договор», а также упоминается тематика свадьбы в главе «Сказки» [Добровольский 1908: 7, 29]. Наряду с фольклорными текстами, автор приводит и этнографические описания свадебной обрядности. Например, визиты в дом невесты сватов с дрэвцэм в форме тряпичной куклы, которая крепилась на кнут и была украшена монетами или бумажными деньгами. Такую куклу после сватовства оставляли невесте [Добровольский 1908: 34]. В сказках вскользь упоминаются и сроки, в которые обычно могли играть свадьбу, встречаются иные сюжеты, связанные со сватовством и другими этапами свадьбы [Добровольский 1908: 18, 31].

В советский период значимых работ по цыганской этнографии, затрагивающих тематику свадебной обрядности, не появилось. Исключением можно считать исследование Т. Ф. Киселёвой «Цыгане европейской части Союза ССР...», в котором отдельный раздел первой главы посвящен семейному и общественному быту цыган, в том числе приводятся и материалы по свадебной обрядности в контексте поиска индийских «корней» и «наслоения» элементов обрядности окружающих народов [Киселёва 1952: 4-5]. Значительное место в ее исследовании занимают полевые материалы, полученные у русских цыган.

Следует отметить возросший интерес к традиционной культуре цыган России на рубеже ХХ-ХХ1 вв., результатом чего является появление нескольких работ по цыганской истории и этнографии. Важный вклад в изучение тематики семейной обрядности цыганских групп России был внесен Н. Г. Деметер. В ее кандидатском диссертационном исследовании подробно рассмотрены особенности семейной обрядности цыган-кэлдэраров [Деме-тер 1988]. А в докторской диссертации отдельный раздел был посвящен семейной обрядности различных групп цыган, в том числе и руска рома [Деметер 2000]. Рассмотрены особенности свадебной обрядности цыганских групп России и в таких коллективных монографических изданиях, как «История цыган: новый взгляд» вместе с соавторами [Деметер, Бессонов, Кутенков 2000: 280-287]. В томе «Цыгане» серии «Народы и культуры» свадебной обрядности посвящен отдельный раздел [Цыгане 2018: 285-306]. В названных исследованиях свадьба русских цыган рассматривается в общем контексте свадебной обрядности разных групп цыган России.

Среди работ, непосредственно связанных с этнографией русских цыган, можно выделить монографию О. А. Абраменко «Очерки языка и культуры цыган Северо-Запада России (руска и лотфитка рома)». В разделе

«Свадебная обрядность и семейные отношения» приводится достаточно подробное описание основных комплексов свадебной обрядности. Стоит отметить, что основой для подготовки исследования и описания стали полевые материалы автора [Абраменко 2006: 30-56].

Несколько публикаций последних лет посвящены этнографии цыган Пермского края, в том числе и самой многочисленной группе региона - русским цыганам. В обобщающих исследованиях о народах региона публикуются очерки о цыганах, в которых рассмотрены особенности свадебной обрядности пермских цыган группы руска рома [Черных 2014: 248-293; Черных, Вайман 2018]. Несмотря на то, что в задачи исследования не входило детальное изучение именно свадебных ритуалов, данные очерки, написанные на основе полевых материалов, раскрывают как общие этапы свадебной обрядности этнической группы, так и региональные и локальные особенности.

Таким образом, историографический анализ показал: несмотря на то, что в этнографической литературе раскрыты основные этапы и элементы свадебной обрядности русских цыган, по-прежнему не появилось обобщающего исследования по обрядности данной группы, а также единичны исследования по региональным комплексам обрядности. Отсутствие комплексных исследований по тематике свадебной обрядности русских цыган, наличие весьма ограниченных в территориальном аспекте опубликованных источников по свадебной обрядности цыган России актуализируют публикацию данной статьи. Актуальность темы подтверждается сохранностью традиционных сообществ, традиционных социальных институтов, где многие архаичные элементы культуры представлены в активном бытовании, в том числе свадебная обрядность.

Основными задачами настоящей статьи, таким образом, являются систематизация и публикация собранного полевого материала по свадебной обрядности цыган этнографической группы руска рома одного из регионов России - Пермского края. Данная работа не претендует на всестороннее рассмотрение свадебной обрядности русских цыган, но является попыткой представить один из региональных вариантов сохранения и воспроизводства свадебных традиций руска рома в Пермском крае. К сожалению, отсутствие полноценных этнографических исследований по другим регионам затрудняет проведение сравнительного анализа и выявление региональной специфики различных групп русских цыган.

Статья подготовлена на основе полевых этнографических материалов, полученных сотрудниками отдела истории, археологии и этнографии института гуманитарных исследований Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН в ходе экспедиций среди русских цыган в Нытвенском, Краснокамском, Верещагинском, Октябрьском, Чайковском районах (ныне - городских и муниципальных округах) Пермского края, а также в городах Пермь, Нытва и Краснокамск в период 20042019 гг. Тематика исследований включала широкий перечень вопросов, касающихся традиций и современных этнических процессов. Одной из ис-

следовательских тем была свадебная обрядность русских цыган Пермского края. Материал собирался методом личного наблюдения и интервьюирования на русском языке с уточнением основных терминов и текстов свадебной обрядности на цыганском.

Русские цыгане в регионе расселены дисперсно. Они представлены городским и сельским населением. Эти особенности в характеристике группы находят свое отражение и в свадебной обрядности, во внешних атрибутах, в выборе социального пространства для свадебного торжества и прочее. В сравнении городской и сельской среды цыганского социума стоит отметить наибольшую сохранность традиции в сельской местности, что характерно для всех традиционных сообществ.

Для свадьбы русских цыган является характерным, с одной стороны, высокая доля иноэтнических, прежде всего «русских», заимствований, с другой - сохранение многих уже традиционных для русских цыган элементов данного обрядового комплекса. Свадебные традиции продолжают развиваться согласно некоторой «свадебной моде» при сохранении «традиционных канонов».

В прошлом выбор невесты у русских цыган оставался за родителями жениха: «В старину родители высматривали невесту для своего сына. Ударяли с родителями невесты по рукам и женили детей»; «Обычно родители выбирали невесту для своего сына: "Женихраньше не знал невесту, и она не знала, не дружили, ничего. А вот родители знают, что живет девушка хорошая, они с женихом едут сватать. Приезжают и начинают договариваться. Если родителям жених понравится, значит, и девушку они отдают, а если нет - значит, нет. Невесты во время сватовства в комнате нет, родители слушают гостей и решают. Потом зовут невесту и спрашивают, хочет ли она пойти замуж за такого жениха. Если да, то она остается в комнате, если нет - уходит. Жениху невеста тоже могла не понравиться"» (г. Чайковский). В настоящее время, как и в прошлом, родители жениха и невесты активно включены в период, предшествующий свадьбе. Родители по-прежнему продолжают играть важную роль не только в принятии решения о замужестве, но и в выборе брачного партнера. Существенная роль родителей при выборе пары для своего ребенка в целом характерна как для русских цыган, так и для других групп, особенно в случае свадьбы по сватовству и договору [Абраменко 2006: 32-33]. В то же время следует отметить, что родители не всегда играют решающую роль при заключении брака, особенно при межэтническом браке. В этом случае более желательным считается женитьба сына на не цыганке, нежели свадьба дочери.

Свадебные традиции включают в себя несколько основных этапов и обрядовых действий. К первому предсвадебному этапу можно отнести сватовство и девичник. Важнейшими действиями следующего этапа - непосредственно свадьбы - являются тэ откинес чур (букв. «откупить косу (волос)») или выкуп, проверка честности невесты и произнесение марэн бахтя (досл. «бьют удачи»).

Свадьба, как правило, начиналась со сватовства: «Жених смотрел, какая невеста, если она ему понравилась, то идут сватать. Приходили свататься» (г. Чайковский). Даже если свадьбе предшествовал договор, сватовство оставалось обязательной составляющей обрядности свадьбы. При умыкании невесты проведение самой свадьбы становилось нецелесообразным. Кража невесты происходила, когда родители невесты были против предстоящего брачного союза или жених по материальным соображениям не мог провести свадьбу. Такой поступок мог закончиться, как говорят цыгане, «скандалом», наложением штрафа или иным наказанием для жениха и его семьи. В прошлом такие прецеденты известны, но они были крайне редки. Сегодня, если невеста выходит замуж без согласия родителей, то и свадьба проходит без их участия. Однако на свадьбу направляются представители стороны невесты, чтобы засвидетельствовать, что все обряды прошли по «цыганскому закону».

«Мы пришли за красным товаром!»

Сватовство в цыганской традиции достаточно яркий эпизод, включающий в себя гостевой визит, церемониальные формы поведения, использование главного атрибута - дрэвцэ. Информаторы неоднократно отмечали, что в прошлом обязательно отправлялись свататься на лошадях, украшенных лентами: «Перед сватовством наряжали лошадей лентами, ехали сватать человек пять-шесть» (г. Чайковский). Главным атрибутом сватовства становилось дрэвцэ - украшенные лентами, монетами или бумажными деньгами ветки дерева: «Берут красный платок, березу сначала... живую. Ну вот эти ветки, листья... Ветки наберут... [свяжут]. Да, чтоб она такая была, плотная. Красный платок, сверху... и деньгами [сверху на платок] зашивают. И отец жениха берет и идет» (г. Чайковский). Дрэвцэ, украшенное монетами и купюрами, выступает не только как главный атрибут сватовства, но и в качестве предложения, принимая которое, невеста и родители невесты дают свое согласие на брачный союз: «Приезжают, допустим, свататься к нам. К нам они так не приезжают, берут березу, это называется дрэвцэ. На него вешают деньги... одни бумажные деньги вешают на них... Там и ленты, там и всё там. И деньги там. Приходят они свататься. Вот выходят они с веткой, допустим, мы хотим отдать, значит, мы принимаем дрэвцу» (п. Октябрьский); «Возьмешь веник березовый, на него деньги на ниточке подвешивают. Откупают невесту, запрос дают. Не даст - невесту не отдают» (г. Верещагино); «Унас и сегодня так сватают. Если идут свататься к девушке, берут березку, увешивают ее деньгами-монетами, конфетами, пряниками, шалями, лентами. На нее вешали целое состояние» (г. Чайковский).

Исследователи связывают появление у цыган свадебного деревца с несколькими моментами: первый - заимствование из славянской свадьбы,

второй - свадебный шест индийской свадьбы [Цыгане 2018: 265]. Действительно, в культуре славянских народов свадебное деревце является одним из основных атрибутов свадебного обряда. Кроме того, свадебное деревце имеет множество семантических значений, являясь атрибутом сватовства, символом девичества и девичьей красы и т. д. [Гура 2012: 614-617]. Так как свадебное деревце характерно, прежде всего, для цыганских групп, формирование особенностей которых связано со славянским ареалом, мы склоняемся к мысли, что появление этого элемента обрядности произошло не без влияния соседних восточнославянских традиций. У русских цыган северо-запада России также известна традиция сватовства с деревцем, украшенным деньгами, лентами, платком [Абрам енко 2006: 36-37]. Т. Ф. Киселёва отмечает бытование у русских цыган схожего атрибута брэза, - деревце, предпочтительнее береза, которое окутывали шалью. Этот атрибут был характерен для сватовства, он присутствовал на свадьбе и на венчании [Киселёва 1952: 64].

«У вас товар, у нас купец. Давайте как-то договоримся»

В сватовстве обычно помимо жениха участвовали крестный, ближайшие родственники, старейшины рода: «На сватовство берут "благородных людей" - авторитетных» (г. Чайковский). Первыми в дом принято было заходить мужчинам. Жених заходил в дом последним из мужчин, следом -женщины. О своем визите сваты обычно говорили иносказательно, используя стандартные формулы - купец/товар, хотя по деревцу всем была понятна цель визита: «Мы пришли за красным товаром!» (г. Чайковский).

Из привезенных гостинцев сначала вносили хлеб и соль, а уже затем остальные продукты: вино, водку, фрукты: «Стол нужно накрыть на высшем уровне. Сначала вносили хлеб, соль, потом остальную еду» (г. Чайковский). Родственники невесты приглашали сватов за стол. По свидетельству информаторов, в прошлом жених с невестой чаще всего были незнакомы. Важным при этом становилось ожидание согласия со стороны родителей выдать им невесту: «В общем, они [будущие жених и невеста] между собой где-то встретились, поговорили, она согласилась выйти за него замуж. Всё. Больше они не встречаются. Он приходит и говорит: "Мама (там бабушка или отец). Пойдем сватать вот к этим девушку. Она мне очень нравится". "Ну чё, пойдемте". Берем, значит, вырубаем куст. Куст обвязываем красивым цветным платком... Вот этот куст - дрэвца, наряжаем его, пришиваем... нашиваем деньги. И идем свататься к этой девушке. Если она, конечно, девушка. Если она женщина, никакой дрэвцы нету. Вот слушай, вот с этой дрэвцэй идем, значит, к этим людям в дом. Приходим. Заходит, ну, как этот, сватун. Говорит: "Чё, рады ли гостям?" Ну, говорит по-русски он. Те говорят: "Ну чё, рады - не рады, куда деваться". Мол, у вас товар, у нас купец. Давайте

как-то договоримся. В общем, заходим, эту дрэвцу в чё-то ставим или в угол куда-то ставим. Закрыто, еще ничё с нее не снимаем, не трогаем. После этого, если договариваемся между собой, что девка согласна, зовем ее: "Ну, давай скажи". Отец, ну, конечно, несогласен. Отец говорит: "Нет, она еще у меня молоденькая, да маленькая, да чё, пусть пока дома поживет". Дак мы говорим: "Дак чё, ведь они поглянулись друг другу. И сыну понравилось, и ей у нас сын понравился. Дак уж как-то давайте между собой решим это". Ну и чем... Родители как бы не разрешают, не дают дочку свою. Молодая, мол, еще. А дочь вызываем. "Ну вот, давай скажи, слово за тобой. Дочка, так ты хочешь пойти за нашего сына, нет? Вот у нас сын спокойный, хороший парень. Ни разу еще женатый не был". Ну, она чё, думает-думает, потом грит: "Да, я согласная, я пойду". Если она сказала своё слово "пойду", - всё, уже ни отец, ни мать ничего сделать тут уже не могут» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района).

Если согласие от невесты и ее родителей было получено, родители невесты принимали привезенные подарки и начиналось праздничное застолье, которое сопровождалось песнями и плясками: «Я рассказываю, как меня сватали в 1985 г. Женщины, участвующие в сватовстве, старались надеть одежду с элементами национального костюма: юбку ниже колена, завязывали платок концами назад, рукава у кофты должны быть ниже локтя, обязательно чулки. Без чулок женщине непристойно ходить, только девушкам можно. Даже летом. Сваты приезжали с песнями, с гармошкой. Если жених был знаком с невестой, то он вел себя посмелее, был повеселее. Чаще же бывало, что жених и невеста были незнакомы до сватовства. Когда сваты в дом заходили, невесты в комнате не было. Первыми из сватов заходили седобородые старички, потом те, кто моложе, после них - женщины. Между женщинами и мужчинами шел жених. Когда сваты войдут в дом, родственницы невесты приглашают их за стол. Родители вызывают дочь и спрашивают, хочет ли она замуж за такого парня. Невеста смотрит на жениха и родственников, представителей другого цыганского рода. Если невеста говорила: "Да!", то начинались песни, пляски. Родители обговаривали сроки свадьбы. Родители невесты принимали принесенное угощение» (г. Чайковский).

Полевые материалы, записанные в Пермском крае, демонстрируют вариативность и множественность локальных проявлений традиции. В то же время действия с деревцем, поведение сватов наглядно демонстрируют общие для русских цыган структурные элементы свадебной обрядности [Абра-менко 2006: 36-37].

Дрэвцэ в случае удачного сватовства оставляли в доме невесты. Подарки, принесенные во время сватовства, покрывали часть расходов на приготовление к свадьбе: «Если она слово дает свое, что она всё, взамуж идет, -эти деньги снимаются и на все на эти деньги гостинцы, значит, в дом покупают и выпивку. И поют, пляшут, это идет как "запой". "Засватанье"» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района).

Помимо дрэвца, сваты приносили с собой угощения, обязательными среди которых считались мед и масло. Их наличие во время сватовства символизирует в будущем счастливую и благополучную жизнь семейной пары: «Горшок масла несет мужчина, чашку меда - женщина. Придя в дом невесты, ставят на стол. Если девушка дает согласие, каждый подходит и черпает ложку меду, ложку масла» (г. Чайковский).

Приведем в качестве примера еще одно описание сватовства, записанное в г. Чайковском, которое относится к кочевому периоду жизни в начале 1950-х гг., еще до принятия постановления Совмина СССР от 05.10.1956 № 1373 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством»: «В таборе девушка встречается с каким-то парнем. Хоть днем, хоть вечером. За водой пошла с коромыслом, он втихую за ней, чтобы не видел никто их встречи. О свадьбе договорятся. Отец, мать сватов посылают. Отец, мать выпивку берут - вино. Приходят, садятся в палатке, для них разбросят на землю ковер, половик. Ноги под себя. Мужчины садятся отдельно, женщины - отдельно. Родители всё согласуют, невесту зовут. "Как ты? Мы не против". "Можно за твоим столиком посидеть?" Женщины тоже выпивали вино. Если девушка честная, достойная, ломают березку, наряжают монетами или деньгами. Жениху наряжать помогают. Если взамужем уже была, это не делают. Готовятся к свадьбе» (г. Чайковский).

Во время сватовства было принято обговаривать сроки проведения свадьбы, а также другие вопросы: «Да, в этот же день накрывается [на стол] и договариваются уже, когда теперь будет свадьба. Ну, отец говорит: "Нет, я буду девишник своей дочери делать". Ну, если ты будешь де-вишник делать, давай девишник сделаем» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района).

Сватовство могло быть разным, в зависимости от того, была ли невеста женщиной или девушкой. Необходимо отметить, что уважение к семье невесты и к самой невесте со стороны жениха и его родственников определялось по тому, девушкой выходит невеста замуж или женщиной: «Если невеста - девушка, ее больше уважали, любили» (г. Чайковский). От того, девственница ли невеста, зависел сам вопрос свадьбы и выкупа за нее: «Если девушка до замужества запятнает свою репутацию, то на ней вообще никто не женится. Будет считаться, что она нечистая» (г. Чайковский).

Брачный возраст невесты у русских цыган в прошлом составлял 15-16 лет, в настоящее время он приблизился к возрасту достижения совершеннолетия - от 17-18 и старше. Ранние браки у русской ромы не приветствуются. Жених обычно является ровесником невесты. По рассказам информаторов, считалось, «что чем дольше невеста сидит в девушках, тем выше ей цена. Если до 25-30 лет сидит, то тем дороже, чем 18-летняя. Старики отдают ей дань уважения больше» (г. Чайковский).

«Приходит молодежь, и собираются девушки, молодые парни, пляшут, танцуют...»

Следующий после сватовства этап свадьбы - девичник. Девичник, по сути, является первым этапом свадьбы и может растягиваться не на один день. Девичник представляет собой достаточно продолжительный период, включающий в себя прощание с добрачной жизнью и свадебные чествования молодых. Сегодня информаторы отмечают, что, так как расходы на проведение девичника полностью ложатся на родителей невесты, то его проведение зависит больше от достатка семьи невесты: «Если у отца позволяют финансы дарить своей дочери девишник, то он дарит перед свадьбой, пока не увезли. Это он уже от себя делает» (г. Краснокамск).

От продолжительности девичника зависела и длительность собственно свадьбы, которая должна была проходить в доме жениха столько же дней, сколько и девичник в доме невесты. У русских цыган Пермского края известны разные примеры продолжительности девичника. Обычно девичник длится один, за редким исключением - до двух дней: «Девишник вперед, отец и мать ведут, можно гулять дня два» (г. Верещагино); «Девишник отвести, один день и два дня, и тут же свадьбу. И вот свадьбу делает уже жених» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района). Продолжительность девичника подчеркивала социальный статус невесты, демонстрируя благосостояние семьи.

Девичник проходит в доме невесты в форме застолья, на нем собирались неженатые девушки и юноши. В прошлом невеста на девичник надевала юбку в сборку и кофту. Сегодня невеста на девичнике одета в белое свадебное платье: «Сперва делают девишник. Девишник, допустим, три дня сидим и пьем. Она сидит без платка. Эти три дня. В белом сидит, как и положено» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района). Во время девичника невесту усаживали рядом с женихом. Молодежь пела песни и плясала: «Девишник у девок [у невест] собирают молодых, молодых парней собирают, девчонок собирают» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района); «Ну чё, сладости покупают, фрукты покупают, на стол ставят. Да, приходит молодежь, и собираются девушки, молодые парни, пляшут, танцуют, кушают. Ну, поздравляют молодых» (пос. Октябрьский); «Угощалась конфетами, печеньями, орехами» (г. Чайковский); «Когда будет девичник, собираются одни парни и девушки. Только молодежь. И вот она тогда еще девушка в это время. Один день. Ну, если хочет отец, пускай два дня держит. Чтобы она [невеста] в девушках понаходилась» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района).

На девичнике обязательно присутствовали родители невесты или братья. Помимо молодежи, на девичнике могли быть и близкие родственники: «[На девичник] жених приходит, родственники жениха приходят» (г. Крас-нокамск). В случае присутствия на девичнике родственников им делали отдельный стол. Таким образом, делали два стола, где молодежь и взрослые

сидели отдельно. После девичника невеста оставалась на ночь у себя дома, до свадьбы: «На девичнике девушка остается у себя дома. Жених ее к себе не берет. Не забирает он ее» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района). Сегодня, если невеста после девичника отправляется в дом жениха, то сторона жениха заверяет родственников невесты, что невеста не будет ночевать с женихом.

После девичника проводили вторую часть свадебного обряда - собственно свадьбу: «Отец отвел девишник, всё - свадьба» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района); «Девишник делает мать невесте. Девишник идет хороший. На девишник молодежь, пожилые приходют. Молодежь отдельно сидят, пожилые отдельно сидят. Столы хорошие собирают. Один день, да. С утра и там до двенадцати или как. А на второй день делают свадьбу» (г. Нытва).

Известны примеры, когда свадьбу играют не сразу после девичника, а лишь спустя некоторое время. Однако данные примеры следует рассматривать скорее как единичные или частные: «[Свадьбу играют] ну, когда назначают день. В какой день жених сделает свадьбу, когда он может. Может, через месяц, может, на другой день, может, на третий» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района); «Девишник делали. Ну, дальше назначат, на который день свадьба. И всё... и девку увозят. Выкупают тоже» (г. Краснокамск). Значительный временной промежуток между сватовством и свадьбой может быть связан с тем, что родственники жениха находятся в другом городе. В таком случае девичник делают в таборе невесты, а после уже отправляются в табор жениха.

Цыгане этнической группы руска рома - православные христиане. В прошлом в цыганских таборах было распространено совершение обряда венчания (заключение брака по церковным законам). Старшее поколение еще помнит свадьбы первой половины ХХ в., когда невесту с женихом венчали в церкви: «Во время свадьбы косу расплетут, наденут вуаль, веночек. Специально в церкви продавались, восковые были цветочки-то. В церкви венчали, в церковь поведут. Но в церковь поведут венчать, если первый раз замуж выходит. А потом она вуаль сымает, платок уж надевает»; «А ежели она не девочка, ее не венчают» (г. Чайковский). В послевоенный и поздний советский период венчание уже не считалось строго обязательным, часто ограничивались благословением молодых иконой и хлебом. Хотя следует заметить, что на протяжении свадьбы благословений было несколько: первое -невесты, когда она покидала родительский дом, второе - благословение семейной пары уже в доме жениха: «Нас не венчали, только благословляли иконой, вот поставят на колени перед отцом-матерью, перед жениховыми. Они благословляют» (г. Чайковский). Благословение совершалось в любом случае независимо от того, венчалась пара или нет во время свадьбы. С конца 1990-х практика венчания возвращается. «Венчались и сейчас венчаются» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района); «Венчаются. Перед свадьбой.

В церковь» (г. Краснокамск). Сегодня венчание проходит согласно православному канону. Однако информаторы отмечают, что в настоящее время венчание уже не является обязательным элементом свадебного ритуала: «У нас тоже щас не стали. Больно как-то раньше это, а щас не стали это делать» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района).

Собственно свадьба начинается в день, когда невеста приезжает в дом жениха. Тогда-то и начинается гулянье и праздничное застолье. В доме жениха проводят тэ откинес чур (букв. «откупить косу (волос)») и проверку невесты на честность, а также произносят марэн бахтя (досл. «бьют удачи») и далее благословляют молодых.

В день свадьбы жених отправляется в дом невесты. Его сопровождают дружки, близкие родственники и друзья: «Дружки обязательно. С дружками, с родителями едут за невестой. Уже делают свадьбу» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района). Со стороны невесты также присутствуют подружки. Дружка жениха и подружка невесты имеют атрибуты, выделяющие их среди других, как правило, это разноцветные ленты. Дружки и подружки определены до свадьбы, и они принимают активное участие в девичнике и в действиях свадьбы первого дня, во время перехода невесты в дом жениха и свадебных гуляний. В пос. Щучье Озеро Октябрьского района дружки вместе с отцом невесты выводят девушку из родительского дома и передают жениху: «Из дома забирают, с еённого отца. Там же был девишник, у отца, у матери. И отец выходит, и дружки выходят с ее стороны, и с его стороны дружок, и с ее стороны дружок. И они выводят и ее жениху вручают».

Отправляя невесту в дом жениха, родители провожают дочь и благословляют молодых иконой: «А вот как попировали, сразу к жениху ее увозят. Подружки ее, сестры, братья встречают ее, потом выходят папа, мама, как провожают ее, с хлебом и с иконой, чтоб они сели в машину благосло-вясь. Да и поехали на свадьбу» (г. Краснокамск). После родительского благословения молодые в составе свадебного поезда отправлялись на свадьбу в дом жениха, где проводили вторую часть свадебного обряда, собственно свадьбу. Свадебный поезд представляет собой процессию из украшенных лентами транспортных средств, в прошлом - сани или телеги, в настоящее время - машины: «Раньше всё это было на лошадях. Запрягалась тройка лошадей, коляска была такая, ленточками, цветами, и всё украшено. Видеть это красиво. Жених всегда впереди ехал с невестой» (г. Чайковский).

«<Ну вот, когда дочь свою отдали уже замуж, они собирают приданое...»

Уезжая из дома, невеста забирала приданое: «Большие пуховые подушки, одеяла, одежду, постельное белье, полотенца. Всем этим она пользовалась в течение своей семейной жизни» (г. Чайковский); «У нас, конечно, подуш-

ки, это то, что самое главное... Это раньше было, а сейчас и мебели, счас, что только не дай. А раньше что? Благословили, хорошую постель дали» (г. Краснокамск); «Ну вот, когда дочь свою отдали уже замуж, они собирают приданое: постель свою, потом они собирают ей всё вот это, одежду, какую ей предназначено. Посуду, постельное - вот это, чтобы всё у нее было» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района); «[Приданое] счас покупают же всё. А раньше шили... сами готовили, родители» (г. Нытва).

«Первый стол отдается всегда молодым...»

Далее молодоженов с хлебом и солью встречают родители жениха. Приезд в дом жениха также сопровождается благословением молодых иконой. После начиналось праздничное застолье: «Начиналось веселье. Пели и плясали по очереди. Свадьбу вели родственники со стороны жениха» (г. Чайковский). Традиционно у русских цыган накрывается два стола - мужской и женский. Сегодня обычно столы для свадебного пира устанавливаются П-образно: впереди во главе стола сидят жених с невестой. На лавку, на которую усаживали молодых, стелили ковер. Гости рассаживаются сбоку, при этом за одной половиной - мужчины, за второй - женщины. Рядом с женихом садились дружки со стороны жениха, с невестой - ее подруги: «В доме у жениха молодые сидят в центре стола, дальше рядом со стороны жениха сидят дружки, со стороны невесты - подруги. Первый стол отдается всегда молодым. Дружки и подружки надевали на себя ленты. Дальше сидят родители, гости. Женщины и мужчины сидят за разными столами, вместе не положено» (д. Ольховка Чайковского района). В настоящее время местом проведения свадеб становятся кафе и рестораны, в то время как еще два десятилетия назад сельские цыгане часто проводили свадьбы в своих домах или во дворах.

Как вспоминают старожилы о свадьбе прошлых лет, отмечаемых еще при кочевой жизни, свадьбы были иные, невеста во время свадьбы не сидела вместе с женихом, столы на свадьбу не ставили: «Все садятся в круг, женщины с женщинами, мужчины в другом кругу. Жених сидит с мужчинами, невеста с женщинами. На свадьбу заказывали пироги в русскую деревню. Сидят, выпьют, закусят» (д. Ольховка Чайковского района).

«Вот давай, жених, откупай невесту...»

При описании действий, связанных с визитом жениха в дом невесты, информаторы неоднократно упоминали о выкупе, получаемом за невесту. Под этим подразумевался «символический» выкуп в комплексе действий тэ откинес чур (букв. «откупить косу (волос)»), который представляет собой угощение родственников невесты и подарки подружкам невесты: «Выкуп -

это орехи, водка, шампанское, духи девочкам. Вот всё вот это выкуп»; «Вот у нас невесты родственники, она взади сидит на стуле, вот. И когда просят выкуп, ее не показывают» (г. Краснокамск).

Для наглядности предыдущего тезиса приведем в качестве примера еще несколько описаний выкупа на свадьбе: «Выкуп делают за невесту... Девки собираются все, говорят: "Вот давай, жених, откупай невесту". Ну, они прятают ее сначала. И жених ее выкупает. "Если ты счас не выкупишь невесту, мы тебе ее не отдадим, - девки говорят. - Заберем". [Жених] деньгами выкупает... а кто духи, шоколадки, всё такое. [Выкуп] молодежь забирает» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района); «Ну, допустим, вот как столы... У нас сразу на свадьбе это делается. Вот столы, они же большие. Вот его там сторона, там девки, мужики, там все на его сторону, носят туда. Она - здесь. Нас же тоже много. Мы ее сзади себя вот так посмотрим. Мы ее спрятаем, она просто сядет сзади на корточки. Будет сидеть так. Один там, допустим, скажет: "Покажите нам ее! Здесь ли она?" Мы ее покажем, вот, она здесь. Они скажут, допустим: "Чо вы за нее просите?" Ну, как всегда там, духи, шампанское, всего-всего, вот что запросишь, то и принесут... Мы вот как делали сестре моей - духи коробку запросили... ну, всё такую парфюмерию... так вот они всё коробками нам, сколько коробок скажем, столько и несут. Здесь же принесут, через стол так они прямо кидают. Там же много народу, вообще много. Кидают. Кто успеет, тот словит. Кто не успеет, дак чё. Вот выкуп-то что и есть выкуп... И родители, и девчонки, и парни - все-все-все... Ловят все. Всё как бы» (г. Нытва). Известны примеры, когда во время выкупа жених старается выкрасть невесту: «Дикалоны дарят. Заказывают, например, с ее стороны, заказывают там ящик шампанского, ящик водки хорошей, дикалон. [Бросают подарки.] Ну, кто поймает... И он успеет если, жених, украсть ее» (г. Нытва).

«Давайте посмотрим, может, она... не умеет плясать.

Давайте посмотрим на невесту»

Во время выкупа гости со стороны жениха просят показать невесту: «Давайте посмотрим, может, она, как, нога болит, может, она не пляшет, не умеет плясать. Давайте посмотрим на невесту». Говорят: «Нет, вы не посмотрите, пока выкуп не заплатите» (г. Краснокамск). Обычно на просьбу показать невесту, посмотреть, как она танцует, в ответ поступает подобное предложение к жениху. Жених должен продемонстрировать свою ловкость. Предложение посмотреть, как пляшет невеста, символически значимо, так как в цыганских нарративах девичья красота, грация, ловкость определяются в том числе и по меркам танца: «Свадьба идет, надо обязательно плясать. Жених смотрит, как невеста пляшет. Молодежь сперва в паре пляшет. Потом один жених, невеста» (г. Чайковский).

В целом в цыганской культуре танцам уделяется особенное внимание. Танцами сопровождаются все праздники. Свадьба как один из значимых праздников семейного цикла в этом контексте не стала исключением. Танцуют во время сватовства, вывода невесты из родительского дома, во время свадьбы. Одним из значимых моментов является выход в круг молодых после тэ откинес чур (букв. «откупить косу (волос)»). Также танцами сопровождается марэн бахтя (досл. «бьют удачи»), когда в круг приглашаются жених, невеста и близкие родственники: «Выкуп дают, и он [жених] берет ее [невесту] на руки... и плясать... [с невестой на руках]. Потом ставит на пол, и все говорят: "Бахталыз!" А когда они поплясали, попели всё, благословили их» (г. Краснокамск).

«Посидели гости полдня или день, им нужно знать, за кого они пьют...»

Передача невесты жениху является одним из важнейших моментов свадьбы, когда невесту уводят для проверки ее честности. Это происходит во время свадьбы сразу после выкупа. Тогда жених забирает невесту из рук ее родственников. Проверка честности невесты является одним из ключевых элементов свадебной обрядности. Вопрос честности невесты - это вопрос чести для всей семьи и всего рода: «Чужому человеку нельзя даже обнимать, целовать, трогать девушку. Молодой человек, общающийся с девушкой, может только спросить: "Хочешь ли ты стать моей женой?" Девушка может ходить и гулять с братьями хоть куда и хоть когда. А с чужим парнем - никогда. Если увидят где-то с кем-то девушку незамужнюю - позор всей семье» (г. Чайковский); «На свадьбе жених должен узнать: невеста - девушка или женщина» (д. Ольховка Чайковского района).

Проверка честности невесты происходит непосредственно во время свадьбы. Девушку уводят, и через некоторое время она в сопровождении женщин, обычно крестных со стороны жениха и невесты, возвращается к свадьбе: «Кто-нибудь играл на гармошке. На свадьбе пели песни, которые были популярны. Плясали под песни, пели и на цыганском, и на русском языке. Жених может пить вино, а невеста только пригубить. Посидели гости полдня или день, им нужно знать, за кого они пьют. Начинается важная процедура: выбирают женщин уважаемых, которые всю жизнь прожили с одним мужем. Завязывают этим свахам полотенца. Невесте перед этим дают выпить хорошо или заставляют выпить. Ведут ее в отдельную комнату и выявляют девичество» (г. Чайковский). Перед процедурой в комнате готовят кровать, берут чистую белую простыню. После процедуры простыню выносят на показ гостям: «Показывают всенародно. Гости со стороны невесты проявляют свою гордость, все довольны. Эта традиция сохраняется до сегодняшнего дня» (г. Чайковский). Простыня, которую выносили гостям, обкладывалась цветами. Гостям этим

обрядом показывали, что они пришли не напрасно: «На свадьбе проверяли - девушка ли невеста. Свадьба сама идет, а невесту уводят женщины, старые бабки. И потом всё это ложат на поднос с цветами. И всем показывают, что она вышла девушкой. Начинают проздравлять родителей, что они воспитали такую девушку, желают счастья, здоровья» (г. Чайковский); «На тарелку, поднос простынь кладут и идут с песней. Все они сидят с ожиданием, никто ни ест, ни пьет. Женщина впереди несет старшая, поет, пляшет, заходит, всё хорошо, говорит. Надо пить и бить посуду» (г. Верещагино).

В прошлом для молодых готовили отдельную палатку, именно там смотрели - «проверяли честность невесты»: «Палатку им готовили матери, делают отдельную, полог вяжут»; «Ставят шатер, вяжут от комаров полог, и мать ее, женщины со стороны жениха идут туда, чтоб свидетели были. Заводят под полог, водки или вина стакан дают, чтоб напоить ее. С жениховой стороны мать это дело делает. Рубаху, простынь выносит в табор... Старики все смотрят» (д. Ольховка Чайковского района). Факт того, что невеста была девственницей, и является главным смыслом всего этого действа. Необходимо отметить, что для проверки честности невесты приглашали уважаемых женщин. После подтверждения девственности простынь кладут на поднос и украшают цветами по краям. Женщина проносила простынь, демонстрируя «честь» невесты, и вынос простыни являлся обязательным с точки зрения «демонстрации чести» невесты и ее семьи. В прошлом перед выносом простыни и демонстрацией чести невесты молодежь покидала свадьбу, это видеть им было запрещено. В этот момент свадьбы оставались только взрослые.

Далее происходил кульминационный момент свадьбы - произносилось «марэн бахтя» (досл. «бьют удачи») и совершалось благословение молодых. Они становились на ковер, родители благословляли молодых: «Стелется ковер, жених с невестой встают на колени, и родители жениха и невесты с иконой в руках, с караваем хлеба. Икона обычно Пресвятая Божья Мать, Иисус Христос. С этой иконой их благословляют и дают целовать икону. Ну, желают своим детям счастья, здоровья, чтобы долго жили, любили друг друга» (г. Чайковский).

Символическими можно считать действия во время свадьбы, которые демонстрировали отсутствие целомудрия невесты: «Вот ведро воды. Если она не девочка, а парню ее надо взять, так ведро воды возьмут, почерпнут, принесут. Поставят на стол или под стол ведро воды, значит, она - знают -не девка»; «Да. Скажем, ее привезли, за стол садят, так вот ведро воды свекровка принесет. Поставит под стол» (г. Чайковский).

Информаторы неоднократно упоминали, что если невеста оказывалась не девушкой, то свадьба расстраивалась, а деньги, потраченные на свадьбу, должна была возместить семья невесты: «Проверяют, девушка или женщина, лучше сразу сказать, чтобы не опозорить» (г. Верещагино). Как правило, если невеста уже не была девственницей, то свадьба делалась на-

много скромнее: «Никаких смотрин не было. Не было девишника, дружек» (г. Чайковский).

«Первыми невесту с женихом поздравляли старейшины...»

Одним из значимых элементов свадьбы было поздравление молодых. Первыми поздравляли мужчины - самые уважаемые члены общины: «Первыми невесту с женихом поздравляли старейшины. Они благословляли, желали молодым хорошей жизни» (д. Ольховка Чайковского района). Дарили, как правило, деньги, золото, предметы повседневного быта: «Родители такие слова, чтоб жили хорошо. Поздравляли старые люди сначала. Дарили, кто сережки, кто кольца, деньги, подушки» (д. Ольховка Чайковского района). Необходимо отметить, что подарки на свадьбе дарили только самые близкие родственники.

«Платок на голову вяжет, юбку широкую надевает, костер сама делает. Самовар поставит, сготовит покушать»

После проверки честности невесте меняли прическу с девичьей на женскую и покрывали голову платком, тем самым подчеркивалась смена ее социального статуса: «Она уже всё, честность проверили, и уже одевали платок, что она уже замужняя»; «Невеста обязательно должна носить платок на голове. Это у нас отличается, что она уже замужем, что она невеста» (г. Чайковский).

Если все дни девичника и первый день свадьбы невеста была в белом платье, то после марэн бахтя невеста меняет прическу, покрывает голову платком и переодевает платье. Смена одежды сегодня не имеет столь строгой регламентации, и здесь возможны вариации.

Более строго регламентированы нормы поведения невесты, подчеркивающие смену ее социального статуса, уже на второй день свадьбы: «Как замуж выйдет, так сноха должна раньше всех встать, всё приготовить, всем угождать» (г. Чайковский); «После этого так уже начинается свадьба, она уже сидит в платке. В платке сидит. Она уже не за столом сидит, она уже ходит, подает, принимает» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района); «Платок одевают, платье (юбку, кофту). Тряпку в руки, и пошла протирать за столами, показывать, какая есть хозяйка. И пошла у нее жизнь грешная, никчемная, не повернешься, то не сделаешь... Сноха вперед ногу не выставит» (г. Верещагино). Такого рода действия характерны для других групп русских цыган [Абраменко 2006: 45-46]. В русской культуре также подчеркивается смена социального положения сменой прически и головного убора [Гура 2012: 88, 42-54].

«Выкупают тоже, как у вас [русских], тоже свадьба, так и мы же русские цыгане»

При беседе с информаторами нередко разговор переходит в сравнение с русской традицией, что наглядно демонстрирует, с одной стороны, общие элементы, с другой - позволяет противопоставить русскую традицию собственным на уровне выделения «своего» и «чужого». В беседах о свадебных традициях нередко можно услышать тезис: «Ну как у вас делают свадьбу, так и у нас ведь» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района). Большая близость к русской традиции неоднократно подчеркивается как некий определяющий фактор.

Свадьба русских цыган действительно воспроизводит русскую традицию или имеет с ней много общих элементов. Эта близость осознается и рефлексируется информаторами. Например, наличие выкупа сознательно подчеркивается как синонимичное действие в русской традиции, как некий общий знаменатель: «Выкупают тоже, как у вас [русских], тоже свадьба, так и мы же русские цыгане» (пос. Щучье Озеро Октябрьского района).

Беседуя с русскими цыганами о свадьбе, часто можно услышать, что «свадьба наша [цыганская] сохранилась, а у русских нет». Мнение, что цыгане сохранили многие русские традиции и что они пришли из русской культуры, можно услышать довольно часто. Также неоднократно встречалось утверждение, что цыгане являются хранителями традиций, не сохранившихся у русских в настоящее время. В то же время звучат утверждения, что свадьбы уже играют по-другому, не по старинке, почти всё, как у русских.

Подобного рода размышления отражают не только реальные процессы трансформации и изменений в свадебной обрядности, особенности межэтнического взаимодействия, но и их оценки со стороны цыганского сообщества.

Таким образом, традиционная свадебная обрядность русских цыган Пермского края основывается на общих для группы этапах и основных ритуальных элементах. Обрядность русских цыган Пермского края находит прямые аналогии с традициями цыган других региональных групп, что свидетельствует о значительном единстве этого комплекса обрядности и слабом проявлении в настоящее время региональных особенностей. В свадебной обрядности русских цыган ярко выражены такие ее этапы, как сватовство, девичник и свадебный пир в доме жениха. А среди ритуальных комплексов центральное место занимают действия со свадебным атрибутом дрэвцэм, обычаи девичника, а во время свадебного пира - выкуп, проверка и демонстрация честности невесты, смена прически и произнесение пожеланий счастья и удачи. Важное значение на каждом этапе имеет и застолье. Сменяющие и следующие друг за другом обрядовые действия создают впечатление непрерывного единого процесса свадьбы, что, безусловно, может

рассматриваться таковым. В интерпретации самих этапов свадьбы, с точки зрения носителя традиции, их либо нет, либо границы этих этапов весьма условны.

Несмотря на то, что отдельные элементы свадебной обрядности находят достаточно много прямых аналогий и параллелей в восточнославянской свадьбе, включенные в единый комплекс, они приобретают этническое своеобразие. При этом самими носителями традиции осознается как близость русской свадьбе, так и характерный «цыганский колорит».

Свадебная обрядность русских цыган активно развивалась в течение последних десятилетий. С одной стороны, она демонстрирует сохранение традиционного комплекса в основных этапах и ритуалах, с другой - включение значительного числа современных инноваций. Проведя сравнения в описаниях, между которыми более тридцати лет, мы можем обозначить сохранение основных традиционных элементов. Такое акцентирование на сохранение «базовых» элементов в традиции важно с точки зрения описания дальнейшей эволюции, усложнения или упрощения традиционных элементов, выявления дальнейшей динамики. Так, сегодня в свадебных традициях русских цыган делают акцент на несколько ключевых элементов, которые связаны с выкупом невесты на свадьбе и проверкой честности невесты. Все атрибутика и символика, связанные с украшениями, костюмом и нарядами невесты, в большей степени подвержены влиянию моды. При этом стоит отметить не только внешние тенденции влияния моды и трендов на традицию, но и моды внутри цыганского сообщества. Например, когда на второй день свадьбы невеста надевает красное платье или когда за время свадьбы происходит смена нескольких нарядов невесты. Лишь в памяти старшего поколения сохраняются воспоминания о кочевых традициях свадьбы со специальным шатром для проверки честности невесты, застольем у палаток. В прошлом уже и обязательное наличие приданого, в составе которого непременно постель и посуда. Повысилась роль свадебной обрядности в консолидации цыганской общины, так как часто именно свадьба становится центральным событием в жизни родовой общины, собирая родственников, расселенных в разных городах и территориях страны. Несмотря на утрату ряда традиционных элементов, современные изменения в месте проведения свадеб, свадебном костюме и многих других составляющих свадьбы, сохраняющиеся элементы воспринимаются и оцениваются как важный компонент цыганской культуры этнической группы.

Материалы полевых исследований получены в следующих муниципалитетах Пермского края:

Верещагинский район (в настоящее время - Верещагинский городской округ): г. Верещагино, д. Елохи;

Краснокамский городской округ: г. Краснокамск; Нытвенский городской округ: г. Нытва;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Октябрьский район (в настоящее время - Октябрьский городской округ): пос. Щучье Озеро;

Чайковский район (в настоящее время - Чайковский городской округ): г. Чайковский, д. Ольховка.

Список литературы

Grellmann 1783 - Grellmann H. M. Die zigeuner: Ein historischer Versuch über die Lebensart und Verfassung Sitten und Schicksahle dieses Volks in Europa, nebst ihrem Ursprunge / Von M. H. G. Grellmann. Dessau; Leipzig: [s. n.]; 1783. - 274 s.

Абраменко 2006 - Абраменко О. А. Очерки языка и культуры цыган Северо-Запада России (русска и лотфитка рома). СПб.: Анима, 2006. - 288 с.

Гура 2012 - Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика. М.: Индрик, 2012. - 936 с.

Деметер 1988 - Деметер Н. Г. Семейная обрядность цыган кэлдэрари: конец XIX - XX в.: дисс... к. и. н.: 07.00.07. М., 1988. - 128 с.

Деметер 2000 - Деметер Н. Г. Цыгане Европы: проблемы этнокультурной истории (Х-ХХ вв.). Дисс... д. и. н. М., 2000.

Деметер, Бессонов, Кутенков2000 - Деметер Н. Г., Бессонов Н. В., Кутен-ков В. К. История цыган: новый взгляд. Воронеж, 2000. - 336 с.

Добровольский 1897 - Добровольский В. Н. Киселевские цыгане // Живая Старина. Вып. 1. СПб.: типография С. Н. Худекова, 1897. C. 3-36.

Добровольский 1908 - Добровольский В. Н. Киселевские цыгане. Вып. I. Цыганские тексты. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1908. - 87 с.

Киселёва 1952 - Киселёва Т. Ф. Цыгане Европейской части Союза ССР и их переход от кочевья к оседлости. Автореф. дисс. к. и. н. Моск. ордена Ленина гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1952. - 15 с.

Опыт описания Могилевской губернии 1882 - Опыт описания Могилев-ской губернии в историческом, физико-географическом, этнографическом, промышленном, сельскохозяйственном, лесном, медицинском и статистическом отношениях / под ред. А. С. Дембовецкого: в 3 кн. 18821884. 1882. Кн. 1.

Ткачёв 1867 - Ткачёв Г. Этнографические очерки Богучарского уезда // Памятная книжка Воронежской губернии на 1865-1866 гг. Воронеж, 1867. С. 159-232.

Цыгане 2018 - Цыгане / отв. ред. Н. Г. Деметер, А. В. Черных; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2018. -590 с. (Народы и культуры).

Черных 2014 - Черных А. В. Цыгане // Народы Пермского края: история и этнография / А. В. Черных, Д. И. Вайман, Т. Г. Голева и др. Ч. 2. Пермь: Пушка, 2014. С. 248-293.

Черных, Вайман2018- Черных А. В., Вайман Д. И. Цыгане г. Перми: история и культура. СПб.: Маматов, 2018. - 64 с.

Штибер 1895 - Штибер Н. Г. Русские цыгане // Ежемесячное приложение к «Ниве». 1895. № 9. С. 530.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.