УДК 392.51 DOI 10.36945/2658-3852-2023-1-50-66
К. А. Ярушина
«СВАДЬБУ НУЖНО ОКУПАТЬ»: ПРАКТИКИ ДАРЕНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДСКИХ СВАДЬБАХ
Аннотация: Статья актуализирует тему свадебных подарков, рассматривая её на материалах интервью молодых семей г. Перми. Целью работы является выявление в практиках дарения архаических и современных мотивов. Автор формирует для анализа группы подарков: «подарки, полученные молодоженами на свадебном торжестве» и «подарки для гостей свадебного торжества». Дополнительным смысловым горизонтом становится группа «представления о желаемых свадебных подарках». Представленные в группах сюжеты интерпретируются в терминах культурологии.
Ключевые слова: дар, обмен дарами, архаика, городская культура, свадебные практики, свадебные подарки.
Понятия «дар» и «обмен дарами» являются устоявшимися концепциями гуманитарного знания. Изучение исследователями прошлых столетий обмена дарами позволило сделать выводы об его особом вкладе в развитие социально-культурных и экономических связей общества [Фрезер; Малиновский; Мосс]. В настоящее время культурологи рассматривают преподнесение подарков «в рамках историко-культурного контекста (формирующего интенции и функции того или иного дара) и социокультурно-ценностного измерения, что позволяет избежать рассмотрения подарка как некой абстракции» [Смелова, 2013, с. 11]. Анализ подарка в контексте ситуации дарения позволяет определить его конструируемые смыслы и выявить идентификацию дарителя. При этом дарение как социальная практика является маркером существующего или желаемого «качества» отношений между ее участниками [Троцук, 2017, с 38]. В рамках статьи практики дарения будут рассматриваться в контексте городского свадебного торжества, где участниками дарообмена выступают как гости торжества (родственники и друзья), так и жених с невестой.
В современных исследованиях свадебные обряды дарения зачастую рассматриваются в контексте изучения региональной традиционной культуры. Для примера обратимся к работе А. К. Амирхановой и А. А. Байрумкуловой, где обмен дарами представляется в качестве обязательного элемента свадебного торжества
© Ярушина К. А., 2023.
народов Дагестана. Авторы рассуждают о переосмыслении обрядов одаривания и взаимного дарообмена: «необходимо сохранить наиболее важные из них, соответствующие современному образу жизни дагестанцев, и забыть неактуальные и приносящие материальный ущерб семье» [Амирханова, Байрумкулова, 2019, с. 796]. Л. Ф. Попова и А. Б. Шалманова рассматривают систему свадебных подарков, функционирующую в рамках современной казахской традиции на территории Актюбинской области. Исследование основывается на материалах сборников обычного права и этнографических статьях второй половины XIX в., полевых материалах, в том числе интервью, собранных в течение 2006-2019 гг., и интернет-источниках (чаты в различных социальных сетях) [Попова, Шалманова, 2021, с. 143]. Между тем свадебные обряды дарения встречаются на церемониях, реализованных не только в сельской местности, но и в городском пространстве.
Мы предполагаем, что, разворачиваясь в пространстве города, практики дарения на свадьбе приобретают черты, соответствующие городской культуре (рационализацию, расчетливость, экономическую ориентацию), и одновременно с этим остаются производными архаической культуры. О. Л. Лейбович пишет: «При исследовании современной культуры нужно учитывать её "откат" от индустриальной культуры (пусть и сильными традиционалистскими элементами) к архаике» [Лейбович, 2018, с. 41]. Целью работы является определение соотношений архаического и современного в практиках обмена дарами, обнаруженных на современных городских свадьбах.
Источниковой основой статьи являются материалы полевого исследования брачных практик 13 молодых семей г. Перми, проведенного в 2018-2020 гг. Выборка информантов осуществлялась на основе критериев: возраст (до 30 лет), место жительства (г. Пермь) и наличие свадебного торжества. Все информанты вступали в брак впервые. Исследование проводилось методом полуформализованного интервью с применением техники кейс-стадис. Выбор этих исследовательских приёмов обусловлен целью выявить ключевые элементы современных брачных стратегий и определить смысловое содержание используемых практик. По словам Н. В. Веселковой, полуформализованное интервью достаточно гибко и восприимчиво, чтобы уловить и зафиксировать непредвиденные, но интересные повороты беседы, способные дать толчок к новому видению проблемы [Веселко-ва, 1995, с. 33]. В нашем случае, материалы, полученные в ходе исследования, позволили выявить культурные основания существующих брачных стратегий, а также открыть перспективу для изучения различных аспектов современной городской свадебной церемонии [Ярушина, 2021]. В частности, данная работа фокусируется на практиках дарения, сопровождающих свадебное торжество.
Поскольку в исследовании принимали участие только представители молодой нуклеарной семьи, высказывания информантов о подарках группировались по центрическому принципу: от индивидуального/частного к массовому/общему.
Так были сформированы тематические группы даров: «подарки, полученные молодоженами на свадебном торжестве» и «подарки от молодоженов гостям свадебного торжества». В ходе работы с высказываниями нам удалось обнаружить дополнительный смысловой горизонт, демонстрирующий «представления молодоженов о желаемых свадебных подарках». Выявленные сюжеты будут рассматриваться в следующем порядке:
- «представления молодоженов о желаемых свадебных подарках»;
- «подарки, полученные молодоженами на свадебном торжестве»;
- «подарки от молодоженов гостям свадебного торжества».
Очередность обусловлена логической последовательностью воспроизводимых (или обдуманных) действий. Рассмотрим их в виде следующей последовательности: что я получу (образ желаемого); что я получил (столкновение с реальностью); что я дам в ответ. Представленные в каждой группе смысловые сюжеты не являются универсальными и массовыми. Они лишь предъявляют читателю практики, обнаруженные на городских пермских свадьбах. Материалы интервью, используемые в тексте, взяты из личного архива автора.
Группа 1. Представления о желаемых свадебных подарках
Размышления информантов о перечне ожидаемых предметов и вещей дают возможность исследователю получить доступ к ценностным ориентирам современных горожан и их представлениям о видах нормативного поведения гостей свадебной церемонии. Наиболее часто повторяемая тема этой группы - деньги:
«У нас спросили: чего дарить, я сказала - деньги» (женщина, 1991 г. р., высшее образование).
«Мы писали в приглашении, что лучший подарок - это деньги... чтобы фигню не подарили» (женщина, 1996 г. р., высшее образование).
«Нам подарили все деньги - это было ожидаемо. Все спрашивали: что подарить? Мы говорили - лучше деньгами» (женщина, 1993 г. р., высшее образование).
«Друзьям мы сказали - дарите деньгами» (мужчина, 1991 г. р., высшее образование).
Одновременно с этим, несколько информантов подробно объяснили, почему они желают получить финансовый подарок на свадебное торжество.
«Мы сказали: если что-то хотите дарить - дарите, но лучше деньгами. Потому что деньги пригодятся... мы же не в 90-х годах, чтобы нам дарили сервизы или бельё постельное. Все всё правильно поняли и дарили деньгами» (мужчина, 1994 г. р., неполное высшее образование).
В высказывании мы наблюдаем сравнение двух исторических периодов: 1990-х гг. как времени товарного дефицита [Хлевнюк, 2019] и противоположных им 2020-х гг. При этом вещественные подарки - набор посуды или постельное
белье - воспринимаются информантом в качестве «пережитка» прошлого. В его представлении дарение подобных предметов не соответствует современным культурным нормам. Его ближайшее окружение «всё правильно понимает», поэтому и преподносит на свадебное торжество денежные подарки.
В другом случае подаренные денежные средства интерпретируются в качестве компенсации потраченных ресурсов молодой семьи: «свадьбу нужно хоть частично, но окупать... в нынешних реалиях люди в 95 % случаев дарят деньгами, потому что всё дорого, нужно это как-то возвращать частично. А свадьба - это такое событие, на которое нужно раскошелиться немало» (мужчина, 1992 г. р., высшее образование).
Таким образом, денежные средства в представлениях современных горожан являются лучшим вариантом свадебного подарка. Но наряду с этим распространённым мнением встречаются и рассуждения о конкретных желаемых предметах.
«Д. (имя мужчины - прим. К. С.) хотел, чтобы ему подарили сервиз. Типа на свадьбе так дарят, это, наверное, родители говорили: вот нам подарили сервиз - это со свадьбы... представляешь, ты приходишь к бабушке, в шкафу стоит этот сервиз. И всё время на всех праздниках говорили: это свадебный сервиз... знаешь, ему накапали. Но нам ничего такого не дарили, чисто всё деньгами» (женщина, 1993 г. р., высшее образование).
Высказывание иллюстрирует две противоположных культурных нормы, присущие женщине и мужчине. Со слов информантки, мужчина воспринимает набор посуды в качестве обязательного подарка на свадебное торжество. Подобное нормативное ожидание объясняется семейной традицией - артикуляцией факта дарения на домашних праздниках. В представлении мужчины сервиз символизирует легитимность семейного союза. Обратим внимание и на диаметрально противоположное мнение женщины, для которой этот предмет не является значимым и желаемым.
Рассмотрим следующий вариант подарка, который также не удалось получить другому информанту: «Все знают, что мы фотографироваться любим, ну я ожидал фотосессию. Я не знаю, где такое продаётся... ну фотоальбом могли бы просто подарить, пускай он на 5 тысяч рублей бы вышел, но он такой красивый, свадебный. Мы могли бы туда фото с загса положить... могли бы и догадаться» (мужчина, 1990 г. р., среднее профессиональное образование). В высказывании наблюдается разочарование информанта из-за невнимательности референтной группы к его интересам. В предложении «Все знают, что мы фотографироваться любим, ну я ожидал фотосессию» местоимение «мы» следует воспринимать как «я», поскольку далее идёт повествование от первого лица - «я ожидал фотосессию».
Размышления о неполученном фотоальбоме - «мы могли бы туда фото с загса вложить» - отсылают нас к представлениям о его привлекательности («красивый») и высокой стоимости («5 тысяч»). Его символическое значение сопоставимо с сервизом из предыдущего высказывания - оба предмета бережно хранят память о «рождении» семьи. И оба предмета легко предъявляются окружающим, становясь родоначальниками традиций новой семьи.
Таким образом, в группе желаемых свадебных подарков представлены два противоположных сюжета. Финансы как компенсация затрат на торжество, как обезличенный и рациональный символ («чтобы фигню не подарили»). Предметы домашнего обихода, которые нечасто используются по прямому назначению, поскольку их задача - молчаливо напоминать о ценности семьи и брака.
Группа 2. Подарки, полученные молодоженами на свадебном торжестве
Группа представляет собой высказывания информантов о разнообразных подарках, полученных во время свадебного торжества. Для корректной работы с материалом выявленные сюжеты были разделены на две группы: материальные подарки и нематериальные подарки. Материальные подарки подразделяются на деньги и предметы быта. К нематериальным подаркам относятся два вида творческих номеров: номера, подготовленные гостями торжества, и номера, подготовленные молодоженами друг для друга. Объединим эти данные в таблицу и рассмотрим подробнее каждую тему.
Материальные подарки Нематериальные подарки
Деньги. Предметы быта Творческие номера, подготовленные гостями Творческие номера, подготовленные молодоженами друг для друга
Материальные подарки Финансы
Как мы писали ранее, в представлении молодоженов денежные средства являются наиболее привлекательным свадебным подарком. Возможно, именно поэтому их часто презентуют на торжестве.
«Нам подарили все деньги, это было ожидаемо» (женщина, 1994 г. р., высшее образование).
«Нам деньги все дарили» (женщина, 1993 г. р., высшее образование).
«А бабушка подарила деньгами, и свидетели подарили деньгами» (женщина, 1999 г. р., среднее профессиональное образование).
«Тетушка нам ещё презентовала деньги, дарила их в деревянной шкатулке красивой, в ней всё это дело было положено» (мужчина, 1994 г. р., высшее образование).
Также встречаются высказывания о денежных подарках, для которых книги являются своеобразным «конвертом»:
«.нам дарили деньги. они (друзья - прим. К. Я.) потом ещё чуть-чуть подарили нам деньги. Но не в открытке, а в книге Довлатова. Я обожаю Довла-това, и вот это личностный подход - люди вспомнили, что я люблю Довлатова» (женщина, 1990 г. р., высшее образование).
«У меня два друга подарили мне книжку "Тараканище", ну люди неадекватные... в книжке деньги были, конечно» (мужчина, 1994 г. р., неполное высшее образование).
Уделим внимание каждому комментарию, поскольку в сюжетах представлены подарки, идентичные по форме, но разные по смысловому наполнению. Деньги в книге С. Д. Довлатова - любимого писателя женщины - означают наличие единого культурного поля дарителей и невесты, принадлежность дарителей к её социальному кругу. Подарок также акцентирует внимание не уровне образования женщины, а личность мужчины остаётся «за кадром». Как пишет У. И. Грызлова, подарок может оказать положительное влияние на формирование единого смыслового поля дарителя и одариваемого в общем для них информационно-символическом пространстве [Грызлова, 2012, с. 190].
Следующее высказывание также подчеркивает дружескую связь, но уже установленную между женихом и его окружением. Однако выбор книги не вызвал положительных эмоций информантов. Об этом свидетельствует следующий комментарий женщины: «У Р. (имя мужчины - прим. К. Я.) друзья - квнщики, т. е. они купили книжку... М., (имя женщины - прим. К. Я.) читай ему, пусть, умнеет, пригодится. И запаковали её. А мы потом открыли, там книжка -"Тараканище". Тараканище! Они назвали его Тараканищем...» (женщина, 1995 г. р., неполное высшее профессиональное образование).
Выбор в качестве подарка произведения К. И. Чуковского интерпретируем как ироничный призыв к действию - «читай ему, пусть, умнеет». В то же время женщина воспринимает подарок буквально - она связывает воедино название сказки с личностью супруга.
Другой информант, перечисляя полученные подарки, также выделяет книгу: «Самая запоминающаяся штука - Камасутра и в страничках деньги» (мужчина, 1991 г. р., высшее образование). Порядок слов свидетельствует о том, что финансовая составляющая подарка отходит на «второй план», уступая место полученному индийскому трактату. В классическом понимании Камасутра представляет собой текст, посвященный различным аспектам отношений мужчины и женщины: социальным, религиозным, сексуальным [Классическая камасутра,
2022]. В массовой культуре Камасутра, скорее, ассоциируется с перечнем разнообразных позиций, используемых в сексуальных отношениях. Преподнесение подобного подарка трактуется нами как пожелание молодой семье насыщенной интимной жизни.
С указанием на репродуктивную функцию семьи связаны следующие подарки, полученные информантами:
«Родственники у меня подарили большой киндер-сюрприз, в котором были шарики розовые и синие. У них внутри лежала денежка. И нам сказали посчитать, чего больше - голубых шариков или розовых» (женщина, 1994 г. р., высшее образование).
«Картину вышитую подарили, девочку и мальчика - ляльки. И сзади были конвертики с деньгами» (женщина, 1996 г. р., высшее образование).
Картина с изображением разнополых детей, а также символизирующие их розовые и синие шарики отсылают к представлению о семье как союзу, созданному для продолжения рода. При этом подарок в виде киндер-сюрприза, наполненного шариками с деньгами, обладает магическим и одновременно игровым характером - посчитай количество шариков и предскажи пол будущего ребёнка.
Таким образом, представленные финансовые подарки в зависимости от дарителей наделяются разными смысловыми оттенками. Они могут подчеркивать дружеские связи, установленные между дарителем и получателем, указывать на круг интересов получателя, транслировать определенные пожелания или призывы к действию, например, заниматься продолжением рода.
Предметы быта
Следующая группа состоит из высказываний информантов, где в качестве подарков фигурируют различные предметы, предназначенные для благоустройства дома: техника, предметы интерьера и постельное белье.
Рассмотрим высказывание, иллюстрирующее перечисленные предметы: «Подарили телевизор - это самый первый подарок, который нам привезли ещё до свадьбы. Его подарили К. родители (имя мужчины - прим. К. Я.). Подарили стол большой, потому что стола у нас не было, мы его планировали покупать.... сестра у К. сказала, что его подарит. Тетя в честь маминого поздравления подарила одеяло» (женщина, 1999 г. р., среднее профессиональное образование).
Как видим, подарки (телевизор, стол и одеяло) были вручены родственниками - родителями и сестрой мужчины, а также тётей женщины. Уточнение относительно стола («мы его планировали покупать... сестра у К. сказала, что его подарит») означает и обсуждение планируемого торжества с родственниками, и стремление дарителя презентовать практический предмет для будущего пользования семьи. При этом подаренные предметы очень символичны.
Они представляют различные виды совместных супружеских практик: стол -приём пищи, телевизор - досуг, одеяло - сон.
Следующим подарком, продолжающим тему совместных супружеских практик, является комплект постельного белья.
«Мне подарил постельное белье двоюродный брат» (женщина, 1991 г. р., высшее образование).
«Нам дарили постельное белье» (мужчина, 1994 г. р., высшее образование).
«Кто-то подарил мажорное шелковое постельное бельё» (мужчина, 1991 г. р., высшее образование).
На наш взгляд, постельное белье символизирует пожелание молодой семье насыщенной сексуальной жизни.
В тему интерьерные вещи вошли подаренные предметы, которые редко используются в быту. Их предназначение заключается в создании атмосферы уюта в квартире, подчеркивании стилевых особенностей интерьера.
«У Д. (имя мужчины - прим. К. Я.) мама подарила красивую статуэтку. Я вообще не очень люблю статуэтки, для меня это пылесборник. И очень мало красивых, которые действительно ценны. А она подарила действительно красивую, она стоит на видном месте» (женщина, 1993 г. р., высшее образование).
«Вот гравировка - это подарила тетя, папина сестра... это ваза с гравировкой» (женщина, 1994 г. р., высшее образование).
Мы считаем, что вручение подобных подарков обусловлено стремлением дарителей внести свой вклад в процесс создания нового дома молодой семьи. В этом ключе обстановка квартиры подобна созданию новой хозяйственной единицы [Энгельс], поэтому подаренные предметы символизируют «домашний очаг» новой семьи. Аналогичное значение подарков кроется в высказываниях о кухонной технике и предметах домашнего хозяйства:
«Кто-то йогуртницу подарил...» (мужчина, 1993 г. р., высшее образование).
«Мои родители подарили нам тоже деньги и блендер, который мы просили» (женщина, 1996 г. р., высшее образование).
«Были какие-то мелочевки на конкурсах. Там что-то дарят и говорят: это, чтобы то-то было. Веник, кстати, пришелся, мету теперь» (женщина, 1994 г. р., неоконченное среднее профессиональное образование).
«Подарки что-то, типа молоток, метёлка. Стишки-стишки... вот тебе, зятек,молоток...» (мужчина, 1993 г. р., среднее профессиональное образование).
Обратим внимание на гендерную составляющую подаренных предметов: женщине презентуют веник, мужчине - молоток. Предметы характеризуют традиционные представления о разделении домашнего хозяйства между партнёрами: женщина ответственна за порядок в доме, а мужчина - за более тяжелую работу, например, забивать гвозди.
Подарки, представленные в этой группе, указывают на ведение общего домашнего хозяйства молодой семьи. Подаренные предметы после регистрации брака уже являются совместно нажитым имуществом супругов. При этом подарки носят символический характер, поскольку представлены в свободном доступе на рынке. Обратим внимание на собирательный образ дарителя, который описывается как представитель родственного круга: свекровь, двоюродный брат, тётя, золовка и др. Это является своеобразным напоминанием: брак является союзом двух родов.
Нематериальные подарки
Творческие номера, подготовленные гостями
Особую группу подарков, полученных семейными парами, составляют творческие номера, специально подготовленные гостями и исполненные на свадебном торжестве. В качестве творческого подарка может быть представлена песня, слова которой изменены под событие, снятое видео или разыгранные сценки про новую семью.
«Мои друзья пели мне песню переделанную» (женщина, 1994 г. р., высшее образование).
«Мои девочки делали видео про нас» (женщина, 1993 г. р., высшее образование).
«Понравился ещё мне подарок, там видео делали про меня. Очень смешное видео...» (мужчина, 1993 г. р., высшее образование).
«С. и К. (имена друзей - прим. К. Я.), отдельно куплеты пели про нас, и общая песня была спета всеми друзьями» (женщина, 1991 г. р., высшее образование).
«Творческий костяк наших друзей - что с её стороны, что с моей - делали творческие подарки, какие-то мини-представления тематические, песни специально для нас писали и исполняли» (мужчина, 1994 г. р., высшее образование).
«Друзья сделали сценку, они собирались,репетировали... они изображали нас в каких-то сферах: О. (имя женщины - прим. К. Я.) танцует, а я на гитаре играю. Такие подарки они более запоминающиеся» (мужчина, 1991 г. р., высшее образование).
«Лучшим поздравлением для меня было поздравление Е. (имя друга -прим. К. Я.), он спел песню довольно прикольную, это, мне кажется, стало традицией... Е. посвятил мне песню, мне было приятно и смешно» (мужчина, 1993 г. р., высшее образование).
В приведенных сюжетах дарителями являются представители дружеского круга пары. На наш взгляд, выбор подобных подарков характерен для обладателей опыта исполнения творческих номеров в публичном пространстве.
Для интерпретации самих творческих подарков обратимся к концепции карнавала М. М. Бахтина. Разыгранные сценки и исполненные песни как проявления смеховой культуры являются противопоставлением официальному празднику - свадебной церемонии. Свадьба в этом ключе является своеобразным «утверждением стабильности существующего миропорядка» [Бахтин, 1990, с. 14]: семейной иерархии, ценностей и норм, характерных для культурной традиции молодоженов и их семей. Творческие номера являются словесными смехо-выми (или лирическими) произведениями, направленными на снижение торжественности мероприятия.
Дополнительное развитие эта тема получает в группе творческие номера, подготовленные молодоженами друг для друга:
«Я делала видео со стихами, записывала до свадьбы видео на свои стихи... а он подарил песню, сам спел» (женщина, 1989 г. р., высшее образование).
«Она мне переделывала свадебные частушки, делала тематические, именно под меня подстраивала, какие-то вещи, понятные нам с ней. Я делал полумузыкальный номер, его можно сравнить с частушкой: 3 строчки проговариваешь, а 4 добавляет вырезка из какого-то видео. Это смешно, хорошо, забавно и мило» (мужчина, 1994 г. р., высшее образование).
«Я готовила подарок-сюрприз... я просто пела песню, и дело в том, что я переделывала слова...» (женщина, 1993 г. р., высшее образование).
«Жена читала стендап, это было неожиданно, я думал, что она может спеть... ну она ещё и пела потом» (мужчина, 1993 г. р., высшее образование).
«Я приготовила Д. (имя мужчины - прим. К. Я.) танец-сюрприз с подружками невесты, репетировали месяц. А самый-то прикол: Д. в этот момент тоже заморочил парней, чтобы они станцевали. Только сам он не танцевал, а парни танцевали» (женщина, 1993 г. р., высшее образование).
Мы считаем, что перечисленные в высказываниях действия информантов также являются проявлением смеховой культуры. Дополнительные возможные предпосылки существования данных подарков могут находиться:
- в особом типе индивидуальной культуры (наличие творческих способностей индивида и готовность к их публичной демонстрации);
- в культурной традиции референтной группы (на свадебных торжествах принято делать подобные подарки);
- в массовой культуре (описание практик в сети Интернет).
Ввиду того, что первые варианты уже были раскрыты ранее, сконцентрируемся на анализе массовой культуры, которая находит своё воплощение в текстах на тематических сайтах. Так, на сайте Weddywood (сайт позиционирует себя как главное издание о стильных свадьбах в России) представлена статья о «замечательной традиции, когда молодожены делают друг другу на свадьбе сюрпризы» [Свадебные традиции: подарки-сюрпризы друг другу]. Авторы рассматривают
творческие номера (песню, танец, написанный стих и др.) не только в качестве дополнительного способа признаться в чувствах, но и в качестве разнообразия в развлекательной программе свадебного торжества. Интернет-журнал «Золотой» предлагает супружеской паре подарить друг другу, помимо изделий из драгоценных металлов, оригинальные сюрпризы: фотоальбом, видеоролик, стих или песню, шуточный шарж [Свадебные традиции: подарки жениха и невесты друг другу]. В блоге «Свадебная невеста» читаем следующее: «отличным подарком является подготовленный номер. Можете даже привлечь к созданию сюрприза друзей: например, станцевать или спеть вместе. Вау-эффект обеспечен!» [Что подарить друг другу на свадьбу?]. Такие подарки позволяют порадовать партнёра, оставить приятное воспоминание о торжестве, которое, по мнению автора блога, является одним из самых значимых событий в жизни.
Рассмотрев подарки, полученные на свадебном торжестве молодоженами, сделаем вывод об их функциональном значении. Материальные подарки финансового характера обладают разными смыслами. Они могут быть нейтральными или обезличенными либо, в зависимости от формы презентации, нести дополнительные акценты: указывать на дружеские отношения, желать насыщенной сексуальной жизни, продолжения рода. Палитра подаренных предметов быта указывает на стремление дарителей внести свой вклад в обустройство быта молодой семьи. Творческие номера, исполняемые на торжестве, привносят атмосферу карнавала в официальный праздник.
Группа 3. Подарки для гостей свадебного торжества
Заключительный информационный блок статьи посвящен сюжетам, иллюстрирующим разнообразные подарки, подготовленные супружеской парой для гостей торжества.
«Это хорошая тенденция, здоровская. Ну только все по-разному дарят. У нас была одна свадьба в мексиканском стиле, там вот всем гостям дарили ананасы. Прям большой стол ананасов был. Кто-то дарит фоторамочки, магнитики...» (мужчина, 1993 г. р., высшее образование).
«Сейчас модно делать подарки гостям... мы купили в магазине маленькие цветочки, в каждый горшочек палочку поставили. И написали Let's grow in love... давай растить любовь, такой смысл» (женщина, 1990 г. р., высшее образование).
«Мы решили подарки гостям заказывать. У нас был одуванчиковый мед в маленьких баночках. Баночки мы покупали, я оформляла: мешковину шпагатной веревочкой перевязала, и надпись была. Ещё нам не хватило пять баночек, мы потом дозаказывали барбарисовый мед... Все делают подарки: кто-то календарики, кто-то шоколадки. Надо, чтобы люди тебя запомнили» (женщина, 1996 г. р., высшее образование).
«Около 40 баночек с медом было там, на каждую пару. Ходишь потом по гостям, у них баночка твоя стоит. И они такие, вот мы вашу баночку открыли. Приятно так, что ты людям что-то оставил» (женщина, 1994 г. р., высшее образование).
«У нас были вырезаны деревянные сердечки, там дата, М. и О. (имена молодоженов - прим. К. Я.). Это магнитик на холодильник. Мы заказывали у друга» (мужчина, 1991 г. р., высшее образование).
В приведённых высказываниях обнаруживаются различные мотивы к осуществлению практик дарения:
- стремление следовать трендам, тиражируемым в массовой культуре: «Сейчас модно делать подарки гостям», «Это хорошая тенденция»;
- ориентация на закрепление социальных связей: «Надо, чтобы люди тебя запомнили», «Приятно так, что ты людям что-то оставил».
При этом мотивы не противоречат друг другу и могут органично сосуществовать. Для подтверждения этого тезиса обратимся к тематическим статьям по этой теме. В блоге «Что подарить гостям на свадьбе (50 фото)» опубликовано требование к подарку - он должен быть милым, лаконичным, запоминающимся и компактным, т. е. помещаться в карман или дамскую сумку [Зачем дарить подарки гостям свадьбы?]. По мнению автора, подарок является не только знаком благодарности за присутствие на свадебном торжестве, но и атрибутом, подчеркивающим уникальность события и его стилистическую концепцию. На сервисе ОпеЬуеэуогу, посвященном созданию персонального свадебного сайта, представлен список возможных подарков: вкусные (съедобные подарки), красивые (всё, что можно использовать в качестве реквизита при фотосессии), практичные (всё, что может быть использовано в повседневной жизни), полезные (витамины и лекарства от похмелья) и др. [Идеи оригинальных подарков гостям на свадьбе].
По мнению В. И. Ильина, подарок является инструментом поддержания социальных сетей - каналов, связывающих индивидуальные позиции как внутри одного социокультурного поля, так и в разных полях [Ильин]. В контексте статьи подарки упрочняют социальные связи между семейной парой и гостями на свадебном торжестве и одновременно являются напоминанием об их принадлежности к одной социальной сети. Одновременно с этим подарки от молодоженов трактуются нами как разновидность потлача. Как пишет М. Мосс, потлач является особой части нашей жизни, которая представляет собой жизнь в обществе, поэтому мы не можем «оставаться в долгу»... надо возвращать больше, чем получено [Мосс, 263]. Несмотря на то, что подарки молодоженов не являются равноценным эквивалентом даров гостей, само воспроизведение этой практики подтверждает существование архаического в современной культуре.
Выводы
В практиках дарения на свадебном торжестве были обнаружены органично переплетённые архаические и современные элементы культуры. Несмотря на обращение только к исследовательским материалам регионального уровня (г. Пермь), можно сделать следующие предварительные выводы по этой теме.
Ярким проявлением современной культуры являются свадебные подарки, представленные деньгами. Несмотря на отсутствие символического наполнения денег и невозможность торжественного предъявления их друзьям или родственникам, молодожены называют именно деньги в качестве желанного подарка. «Свадьбу нужно окупать» - в этом случае свадебная церемония является экономическим обменом. А. ван Ганнеп отмечал: «Брак всегда имеет большее или меньшее экономическое значение, материальные траты (их фиксация, возвращение приданого либо девушки, либо юноши, размер выкупа за невесту, различные выплаты со стороны жениха и т. д.) чередуются с обрядами в собственном смысле слова» [Ганнеп, 1999, с. 111]. Практики, связанные с выкупом невесты и выплатами жениха, нечасто встречаются на современных городских свадьбах, однако содержательная часть практик - дарение денежных средств -осталась неизменной.
Также к явлениям современной культуры мы относим творческие подарки (как от гостей, так и от молодых супругов друг другу), которые распространяются благодаря традициям, характерным для круга близких людей молодой семьи, и различным интернет-источникам, посвященным организации свадебного торжества.
Благодаря массовой культуре, а также развивающемуся рынку свадебной индустрии, распространение получают разнообразные подарки от молодоженов гостям свадебной церемонии. Вместе с тем эта практика, на наш взгляд, является эквивалентом потлача. Также к архаическим элементам свадебного торжества относятся подарки, направленные на обустройство быта молодой семьи.
Библиография
Амирханова, А. К., Барумкулова, А. А. Свадебный дарообмен и одаривание у народов Дагестана: традиции и инновации // История, археология и этнография Кавказа. - 2019. - Т. 15, № 4. - С. 783-799.
Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - Москва : Худ. лит-ра, 1990. - 543 с.
Веселкова, Н. В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социология: методология, методы, математическое моделирование. -1995. - № 5-6. - С. 28-37.
Геннеп, А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов : пер. с франц. - Москва : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 198 с.
Грызова, У. И. Подарок как носитель социальной информации // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 11 (147). -С. 190-195.
Идеи оригинальных подарков гостям на свадьбе [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://onelovestory.pro/blog/idei-originalnyh-podarkov-gostyam-na-svadbe/ (дата обращения: 18.12.2022).
Ильин, В. И. Подарок как социальный феномен [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.consumers.narod.ru/book/gift.html (дата обращения: 18.12.2022).
Зачем дарить подарки гостям свадьбы? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://the-wedding.ru/blog/394-zachem-darit-podarki-gostyam-svadby (дата обращения: 18.12.2022).
Классическая Камасутра. Полный текст легендарного трактата о любви / Малланага Ватсьяянна; [пер. с англ. Ю. Бойко]. - Москва : Эксмо, 2022. - 224 с.
Лейбович, О. Л. Архаичные практики в современной культуре // Культурный код. - 2018. - № 1. - С. 40-45.
Малиновский, Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. -Москва : РОССПЭН, 2004. - 549 с.
Мосс, М. Опыт о даре // Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. - Москва : КДУ, 2011. - С. 134-285.
Попова, Л. Ф., Шалманова, А. Б. Традиционный компонент в системе свадебных подарков казахов в Актюбинской области Республики Казахстан // Кунсткамера. - 2021. - № 4 (14). - С. 141-152.
Свадебные традиции: подарки жениха и невесты друг другу [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://zolotoy.ru/svadba/61691-svadebnye-tradicii-podarki-zheniha-i-nevesty-drug-drugu/ (дата обращения: 17.12.2022).
Свадебные традиции: подарки-сюрпризы друг другу [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://weddywood.ru/svadebnye-tradicii-podarki-sjurprizy-drug-drugu/ (дата обращения: 17.12.2022).
Смелова, Е. З. Культурная специфика и функции дарения в советской России первой половины XX века : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01. -Москва, 2013. - 21 с.
Троцук, И. В., Морозова, А. В. Дарение цветов: особенности ритуализированной практики в современном обществе // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2017. - Т. XX, № 1 (89). - С. 37-55.
Фрэзер, Д. Д. Золотая ветвь : исследование магии и религии. - Москва : Эксмо, 2006. - 958 с.
Хлевнюк, О. В. Эффект заполненных прилавков: преодоление товарного дефицита в России в 1990-е годы и его социальные последствия // Вестник Пермского университета. Серия : История. 2019. - № 3 (46). - С. 5-14.
Что подарить друг другу на свадьбу? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://wedding-bride.ru/chto-podarit-drug-drugu-na-svadbu.html (дата обращения: 18.12.2022).
Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://noocivil.esrae.ru/pdf/2014/3/1281.pdf (дата обращения: 11.01.2022).
Ярушина, К. А. Антропологическое описание современной городской свадьбы // Идеи и идеалы. - 2021 - Т. 13, № 3, ч. 2. - С. 373-388.
Сведения об авторе
Ярушина Ксения Андреевна, преподаватель кафедры культурологии и философии Пермского государственного института культуры.
E-mail: [email protected]
K. A. Yarushina
"THE WEDDING NEEDS TO BE PAID OFF": GIVING PRACTICES AT MODERN CITY WEDDINGS
Abstract: The article actualizes the wedding gifts theme and considers it on the interview materials of young Perms families. The works purpose is the discovery of archaic and modern phenomena in giving practices. The author forms groups of gifts for analysis: "gifts received by the newlyweds at the wedding celebration" and "gifts for the guests of the wedding celebration". The group "ideas about desired wedding gifts" becomes an additional semantic horizon. The plots presented in the groups are interpreted in terms of Cultural Science.
Key words: gift, gift exchange, archaic, urban culture, wedding practices, wedding gifts.
References
Amirkhanova, A. K., Barumkulova, A. A. Svadebnyj daroobmen i odarivanie u narodov Dagestana: traditsii i innovatsii // Istoriya, arkheologiya i ehtnografiya Kavkaza. - 2019. - T. 15, № 4. - S. 783-799.
Bakhtin, M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ya i Renessansa. - Moskva : KHud. lit-ra, 1990. - 543 s.
Veselkova, N. V. Metodicheskie printsipy poluformalizovannogo interv'yu // Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie. - 1995. -№ 5-6. - S. 28-37.
Gennep, A., van. Obryady perekhoda. Sistematicheskoe izuchenie obryadov : per. s frants. - Moskva : Izd. firma "Vostochnaya literature" RAN, 1999. - 198 s.
Gryzova, U. I. Podarok kak nositel' sotsial'noj informatsii // Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 11 (147). - S. 190-195.
Idei original'nykh podarkov gostyam na svad'be [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : https://onelovestory.pro/blog/idei-originalnyh-podarkov-gostyam-na-svadbe/ (data obrashheniya: 18.12.2022).
Il'in, V. I. Podarok kak sotsial'nyj fenomen [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consumers.narod.ru/book/gift.html (data obrashheniya: 18.12.2022).
Zachem darit' podarki gostyam svad'by? [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://the-wedding.ru/blog/394-zachem-darit-podarki-gostyam-svadby (data obrashheniya: 18.12.2022).
Klassicheskaya Kamasutra. Polnyj tekst legendarnogo traktata o lyubvi / Mal-lanaga Vats'yayanna; [per. s angl. YU. Bojko]. - Moskva : EHksmo, 2022. - 224 s.
Lejbovich, O. L. Arkhaichnye praktiki v sovremennoj kul'ture // Kul'turnyj kod. -2018. - № 1. - S. 40-45.
Malinovskij, B. Izbrannoe: Argonavty zapadnoj chasti Tikhogo okeana. - Moskva : ROSSPEHN, 2004. - 549 s.
Moss, M. Opyt o dare // Moss, M. Obshhestva. Obmen. Lichnost'. Trudy po sotsial'noj antropologii. - Moskva : KDU, 2011. - S. 134-285.
Popova, L. F., SHalmanova, A. B. Traditsionnyj komponent v sisteme svadebnykh podarkov kazakhov v Aktyubinskoj oblasti Respubliki Kazakhstan // Kunstkamera. - 2021. - № 4 (14). - S. 141-152.
Svadebnye traditsii: podarki zhenikha i nevesty drug drugu [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://zolotoy.ru/svadba/61691-svadebnye-tradicii-podarki-zheniha-i-nevesty-drug-drugu/ (data obrashheniya: 17.12.2022).
Svadebnye traditsii: podarki-syurprizy drug drugu [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : https://weddywood.ru/svadebnye-tradicii-podarki-sjurprizy-drug-drugu/ (data obrashheniya: 17.12.2022).
Smelova, E. Z. Kul'turnaya spetsifika i funktsii dareniya v sovetskoj Rossii pervoj poloviny XX veka: avtoref. dis. ... kand. kul'turologii : 24.00.01. - Moskva, 2013. - 21 s.
Trotsuk, I. V., Morozova, A. V. Darenie tsvetov: osobennosti ritualizirovannoj praktiki v sovremennom obshhestve // ZHurnal sotsiologii i sotsial'noj antropologii. -2017. - T. XX, № 1 (89). - S. 37-55.
Frehzer, D. D. Zolotaya vetv': issledovanie magii i religii. - Moskva : EHksmo, 2006. - 958 s.
KHlevnyuk, O. V. EHffekt zapolnennykh prilavkov: preodolenie tovarnogo defi-tsita v Rossii v 1990-e gody i ego sotsial'nye posledstviya // Vestnik Permskogo uni-versiteta. Seriya : Istoriya. 2019. - № 3 (46). - S. 5-14.
CHto podarit' drug drugu na svad'bu? [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://wedding-bride.ru/chto-podarit-drug-drugu-na-svadbu.html (data obrash-heniya: 18.12.2022).
EHngel's, F. Proiskhozhdenie sem'i, chastnoj sobstvennosti i gosudarstva. V svyazi s issledovaniyami L'yuisa G. Morgana [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://noocivil.esrae.ru/pdf/2014Z3/1281.pdf (data obrashheniya: 11.01.2022).
YArushina, K. A. Antropologicheskoe opisanie sovremennoj gorodskoj svad'by // Idei i idealy. - 2021 - T. 13, № 3, ch. 2. - S. 373-388.
About the author
Yarushina Kseniia Andreevna, Lecturer of Cultural Studies and Philosophy Department of Perm State Institute of Culture.
E-mail: [email protected]