Вестник Башкирского университета.2006..№4.
131
УДК 341.1, 342.3 ББК 67.0, 67.412.1
СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
Клюев П.А.
Данная статья посвящена актуальным проблемам суверенитета государств в современном миропорядке. В условиях взаимного сотрудничества и интеграции теория государственного суверенитета претерпевает сущностную трансформацию, что не может не отразиться в науке теории государства и права.
Доктрина суверенитета, при всех различиях в ее интерпретации и наполнении, оставалась доминирующей и в XX в., хотя под напором кардинальных перемен в общественной жизни начинает сдавать свои позиции, а незыблемость государственного суверенитета все решительнее ставится под сомнение. Вторая половина XX в. ознаменовалась в рассматриваемой области столкновением двух противоречивых тенденций: национального обособления и интеграции, граничащей с денационализацией.
Однако и в период после второй мировой войны можно встретить сетования на суверенитет как на препятствие для развития международного общения. В этот же период доминирующее место занимает понимание того, что суверенитет государства имеет относительный характер.
Несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. В отличие от ситуации, сложившейся после заключения Вестфальского мира в 1648 году, сегодня объем суверенитета демократических правовых государств существенно ограничен внутренними и внешними факторами, а также правовыми нормами. Однако положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми, в том числе и в Российской Федерации: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории.
Вместе со стремительным развитием международного права после Второй мировой войны быстро эволюционирует и понятие суверенитета государства, причем в рамках того же определения. Меняется понимание и, соответственно, содержание каждого отдельного элемента этого понятия. Если раньше независимость государства в международных отношениях понималась только как независимость от какого-либо иного государства, то теперь к этому добавляется понимание независимости как независимости в рамках общепризнанных принципов и норм международного права.
То же самое можно сказать и о территориальном верховенстве. Развитие этих общепризнанных принципов и норм является основной причиной эволюции понятия государственного суверенитета в современных правовых науках. Постановка вопросов о примате международного права и о правовом государстве делает подход к упомянутому эволюционному процессу еще более последовательным и логичным.
Сложившуюся Вестфальскую систему сегодня атакуют по двум направлениям. Во-первых, права человека и права нации на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации [1].
Антиколониальное движение привело не только к росту числа формально суверенных государств, но и к резкому подъему националистических и сепаратистских течений. Попытки преодоления данной тенденции в странах третьего мира сопровождаются созданием региональных объединений различного уровня (ЛАГ, ОАЕ и др.). Однако их успехи сравнительно скромны.
Наиболее продвинутой интеграционной группировкой государств в современном мире является Европейский союз. Это своего рода «пилотное» образование, на опыте которого выверяются возможности развития интеграционных процессов в предстоящем столетии. Два аспекта характеризуют эволюцию ЕС: а) расширение состава; б) углубление интеграции (расширение сферы юрисдикции и усиление наднациональных элементов в функционировании).
Интеграция стала условием общественного прогресса, хотя сам по себе данный фактор нельзя рассматривать как односторонний, - это длительный и отнюдь не прямолинейный процесс. В условиях развития государств, формирования новых типов межгосударственного сотрудничества, отличных от взаимодействия в рамках международных организаций, развитие теории суверенитета приобретает особую актуальность.
В данной ситуации считаем, что межгосударственные формы политической интеграции следует
132
раздел ПРАВОВЕДЕНИЕ
изучать не только в рамках международного публичного права, но и в теории государства и права.
Само создание наднациональных образований и углубление интеграции неизбежно выносит на первый план корреляцию этого процесса с сохранением статуса независимого государства и самим состоянием государственной суверенности.
Поиск взаимоприемлемого баланса элементов наднационального и международного сотрудничества неизбежно связан с такой деликатной для национальных чувств сферой, как сохранение самобытности, гарантию которой усматривают, в частности, в суверенитете. Распространено опасение, что уменьшение суверенитета повлечет за собой ущемление национальных интересов [2].
Сегодня независимость государства в международных отношениях осуществляется в рамках общепризнанных принципов и норм международного права. Это означает, что суверенное государство ничем не ограничено в своем волеизъявлении и действии, пока они не начинают противоречить общепризнанным принципам и нормам. Здесь на-
ступает граница дозволенного, причем эта граница установлена в интересах всех субъектов международного сообщества. Именно это последнее обстоятельство является основой существования упорядоченного и организованного сообщества государств аналогично тому, как внутригосударственное право является основой упорядоченного и организованного сообщества индивидов. Вряд ли такую правовую организацию можно назвать ограничением свободы волеизъявления, скорее наоборот — «прогрессивно развитые и демократически отлаженные правовые регуляторы являются гарантией свободы волеизъявления в любом сообществе» [3].
Проблема государственного суверенитета в интеграционных образованиях уже с момента их появления захватила умы ученых-правоведов и политологов. От ответа на многие теоретические вопросы могут меняться и представления правителей и государственных деятелей на саму концепцию государственного суверенитета и на способы ее реализации в сложных межгосударственных образованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зорькин В. Апология Вестфальской системы. //Российская газета. 2006. 22 августа. С.6.
2. Энтин Л.М. XXI век и судьба суверенного государства // Космополис: Альманах, 1999. С.78.
3. Клименко Б.М. Суверенитет правового государства //Московский журнал международного права. 2000. №3. С.16.
Поступила в редакцию 16.10.06 г.