Научная статья на тему 'СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ОБЛИКА МАССОВО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА'

СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ОБЛИКА МАССОВО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
общество / глобализация / постмодерн / государство / суверенитет / право / коммуникационная система / Интернет / society / globalization / postmodernism / state / sovereignty / law / communication system / Internet

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леонид Владимирович Карнаушенко

В статье отмечается, что современная ситуация в коммуникационной системе общества постмодерна оказывает серьезное влияние на институт государства, в том числе и на его суверенитет как один из ключевых индикаторов функционирующей государственной власти. Интернет как ключевой элемент глобального социума XXI в. обладает трансграничными возможностями, вследствие чего нивелируются пространственно-временные границы, а государство сталкивается с рядом угроз и вызовов суверенитету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State sovereignty in the aspect of forming a new image of the mass communication space

The article notes that the current situation in the communication system of postmodern society has a serious impact on the institution of the state, including its sovereignty as one of the key indicators of functioning state power. The Internet is a key element of the global society of the twenty-first century. it has cross-border capabilities, as a result of which spatial and temporal borders are leveled, and the state faces a number of threats and challenges to its sovereignty.

Текст научной работы на тему «СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ОБЛИКА МАССОВО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА»

УДК 342 ББК 67.05

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10511

СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ОБЛИКА МАССОВО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

Леонид Владимирович КАРНАУШЕНКО, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России, доктор исторических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье отмечается, что современная ситуация в коммуникационной системе общества постмодерна оказывает серьезное влияние на институт государства, в том числе и на его суверенитет как один из ключевых индикаторов функционирующей государственной власти. Интернет как ключевой элемент глобального социума XXI в. обладает трансграничными возможностями, вследствие чего нивелируются пространственно-временные границы, а государство сталкивается с рядом угроз и вызовов суверенитету.

Ключевые слова: общество, глобализация, постмодерн, государство, суверенитет, право, коммуникационная система, Интернет.

Annotation. The article notes that the current situation in the communication system of postmodern society has a serious impact on the institution of the state, including its sovereignty as one of the key indicators of functioning state power. The Internet is a key element of the global society of the twenty-first century. it has cross-border capabilities, as a result of which spatial and temporal borders are leveled, and the state faces a number of threats and challenges to its sovereignty.

Keywords: society, globalization, postmodernism, state, sovereignty, law, communication system, Internet.

Государство — один из ключевых социальных институтов. Именно государство обеспечивает порядок на основе стабильного функционирования основных институциональных структур, подсистем. Атрибутивными характеристиками государства, в числе прочих, является суверенитет.

Как полагает Д.Т. Шукбаров, суверенитет представляет собой «отсутствие ограничений и возможность верховной власти самостоятельно определять и реализовывать свою волю; наличие собственных институтов власти, осуществление властных полномочий без внешнего влияния, давления; осуществление полномочий, отраженных в юридических нормах национального законодательства» [6, с. 36—42].

В свою очередь A.B. Даниленков убежден, что государственный суверенитет представляет собой «конститутивное свойство политико-территориального образования осуществлять всю полноту публичной власти, юрисдикцион-ного верховенства и ответственности в пространственно-временном и личностном континууме сферы действия своей национально-правовой системы» [2, с. 166—177].

Вместе с тем по мере активного вхождения Интернета, электронно-компьютерных коммуникаций в жизнь общества меняются и традиционные представления о суверенитете государства. Формирование нового глобального облика коммуникационной системы создает не только принципиально новые условия для приема /

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

передачи сообщений, информации, но и изменяет взаимоотношения граждан и государства.

Суть проблемной ситуации существования государства в обществе постмодерна видится в том, что, с одной стороны, государство призвано выполнять классические функции по обеспечению порядка и стабильности в социуме; с другой стороны, изменяются потребности и ожидания людей относительно новой трансграничной интернет-коммуникации — в аспекте большей свободы, надгосударственного, глобального характера.

Именно поэтому государство в XXI в. попадает в сложную ситуацию: стремясь удовлетворить потребности граждан в свободном информационном обмене, ведении бизнеса, образовании и т.д., оно становится более открытым и по отношению к экстремистам, компьютерным преступникам, международным террористам и проч.

Становится очевидным, что бурное развитие информационной подсистемы социума создает ряд рисков и угроз для суверенитета государства.

Исследователи в связи с этим обращают внимание на «признаки конфликтогенности между принципами стабильности, отказоустойчивости и свободы распространения информации в сети Интернет, а также государственного суверенитета» [2, с. 166—177].

В современной научной литературе существует позиция, согласно которой Интернет может представлять угрозы информационной и национальной безопасности государства наряду с очевидными позитивными аспектами.

С точки зрения Е.С. Зиновьевой, «несмотря на значительный экономический потенциал Интернета и его вклад в мировую экономику, сегодня наметилась тенденция к милитаризации информационного пространства и росту значимости проблемы международной информационной безопасности» [3, с. 17—29].

Эту точку зрения разделяет и Н.В. Рахно: «средства массовой информации и коммуникации в ситуации глобализационных трендов, реставрационных процессов в отдельных национальных государствах создают угрозу суверенитету, существующему политическому режиму» [4, с. 3—4].

Для современного государства весьма существенной проблемой выступает трансграничный, глобальный характер интернет-коммуникации, управляющие центры которого зачастую бывают обезличенными и располагаются за пределами государства, вне его юрисдикции. Именно так

возникают угрозы суверенитету государства со стороны Интернета: прекратить нежелательный контент государственная власть в полной мере зачастую оказывается не в состоянии.

Как полагает В.А. Белов, «современное государство, сохраняющее свою сущность как традиционная форма организации общества, обладающая повышенной степенью самостоятельности — суверенитетом, оказывается погруженным в Интернет без соблюдения границ и соблюдения властных полномочий. Последствия развития Интернета для государственной формы организации общества достаточно противоречивы» [1, с. 42—53].

Рассматривая глобальную сеть Интернет как определенный фактор риска и дезорганизации социального порядка, государство, что вполне закономерно, стремится к созданию нормативно-правовой базы, направленной на регуляцию всех аспектов интернет-коммуникации в пределах подвластной территории. Не стала исключением в данном вопросе и Российская Федерация.

Как отмечает Л.В. Терентьева, «в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2019 г. была предпринята определенная перестройка топологии сети Интернет, заключающаяся в создании инфраструктуры, обеспечивающей долгосрочную и устойчивую работу сети Интернет в России в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам» [5, с. 107—120].

Как показывает мировая практика, периодически в ряде стран обостряется политическая обстановка.

В начале XXI в. в нескольких странах произошла смена политического режима в результате массовых протестов, восстаний, революций и иных разновидностей острого протекания политических конфликтов (Грузия, Украина, Тунис, Египет, Молдавия и др.). Во всех этих случаях ключевую роль сыграла глобальная компьютерная сеть Интернет, и прежде всего социальные сети, где происходила координация протестующих. Именно Интернет как «альтернативная коммуникация» стал в ряде стран драйвером процесса смены власти.

В августе 2020 г. политический кризис разразился в Беларуси. В этой стране оппозиция отказалась признавать официально объявленные результаты выборов (победа действующего пре-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

зидента А.Г. Лукашенко с результатом 80,1%). После оглашения результатов выборов в стране начались массовые митинги оппозиции, акции гражданского неповиновения, столкновения протестующих с правоохранительными органами.

Основная площадка для коммуникации, координации действий между противниками действующего президента А.Г. Лукашенко — мес-сенджер «Telegram».

Это кроссплатформенный мессенджер, позволяющий обмениваться сообщениями и меди-афайлами многих форматов [7]. Количество ежемесячных активных пользователей сервиса, по состоянию на конец апреля 2020 г., составляет более 400 млн человек [9].

Помимо обмена сообщениями в диалогах и группах, в мессенджере можно хранить неограниченное количество файлов, вести каналы (микроблоги), создавать и использовать чат-боты [8].

На мессенджере «Telegram» действует канал «Некста». Именно он стал главным поставщиком информации о протестах в Беларуси во внешний мир [10]. На канале «Некста» озвучиваются планы действий митингующих, даются советы, что делать в конкретный момент массовых беспорядков, куда бежать, где собираться, сообщаются данные о передвижениях ОМОНа и т.п.

Выполняется и пропагандистская функция — постоянно говорят о «зверствах власти», иллюстрируя это яркими видео и фото. При всем этом данные сообщества полностью анонимны [10].

Ситуация в Беларуси показала, что государственная власть оказалась не готова к противостоянию высокотехнологичным интернет-ресурсам, способным к активному сокрытию своих действий. Благодаря каналу «Некста» руководство Беларуси предстало в невыгодном свете, и прежде всего в мировом общественном мнении. Сформированный каналом негативный имидж нынешнего руководства Беларуси будет иметь длительный отрицательный эффект, скажется на международной геополитической обстановке. Осложнилась и политическая ситуация внутри страны.

Таким образом, целесообразно отметить, что в условиях общества постмодерна на первый план выходят факторы, продуцирующие глобальный миропорядок. Одним из подобных факторов глобализации выступает Интернет как воплощение прогресса информационно-компь-

ютерных технологий, результат информационной революции.

Интернет существенно меняет облик системы массовой коммуникации, так как обладает преимуществами перед телевидением, радио в аспекте репрезентации информационной картины.

Интернет — средство трансграничной массовой коммуникации, его наднациональный характер, анонимность, географическая распределенность и т.п. характеристики создают определенные риски для суверенитета государства.

Государства по-разному реагируют на возникшую проблему; это зависит, прежде всего, от политического режима (диктаторского или демократического). Как правило, государства посредством определенных нормативно-правовых актов стремятся укрепить свой суверенитет в массово-коммуникационной сфере: демократические режимы делают упор на детальную регламентацию, а диктаторские — на всевозможные запреты, ограничения.

Однако какую-бы стратегию не реализовы-вало государство в процессе нормативно-правовой регламентации интернет-коммуникации, необходимо учитывать еще один важный факт: Интернет не статичен, он постоянно развивается, видоизменяется, его структурные элементы весьма подвижны, а специальное программное обеспечение постоянно обновляется.

Безусловно, усовершенствуются и средства «анонимизации» пользователей в целях преодоления ограничений, наложенных государством, а также сокрытия ответственности за нарушения национального законодательства в сфере Интернет.

Факт высокой динамичности Интернета как глобальной сети массовых коммуникаций еще раз доказали белорусские события августа 2020 г. В этой стране, несмотря на значительные усилия государства по ограничению интернет-коммуникации (в том числе и предпринятых провайдерами по указанию власти технических ограничений скорости трафика), продолжал работать канал «Некста» на платформе мессенджера «Telegram». При этом для поддержания устойчивости данного мессенджера без использования прокси-серверов пользователями «Telegram» начал самостоятельно активно менять IP-адреса, используя новые адреса из облачных сервисов (т.е. сам мессенджер предпринимал меры для маскировки своей деятельности посредством

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

современного высокотехнологичного программного обеспечения).

События в Беларуси еще раз доказали, что, во-первых, Интернет — надгосударственная сеть массовых коммуникаций, способная бросить вызов суверенитету государства в его традиционном понимании;

во-вторых, глобальная сеть постоянно развивается и совершенствуется, в том числе и средства шифрования для преодоления законодательных ограничений со стороны государств.

В связи с этим не удивительно, что определенные сервисы, сети, провайдеры и т.п. могут принимать участие в политической борьбе в том или ином государстве — соответствующий коммуникативный ресурс у них имеется.

Библиографический список

1. Белов В.А. Коммуникационная свобода Интернета и государство // Коммуникология. 2015. № 1. С. 42-53.

2. Даниленков А.В. Государственный суверенитет Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет // Lex Russica. 2017. № 7. С. 166-177.

3. Зиновьева Е.С. Возможности России в глобальном информационном обществе // Вестник МГИМО университета. 2016. № 3. С. 17-29.

4. Рахно Н.В. Средства массовой информации и коммуникации в контексте информационной безопасности современной России: Дис. ... канд. полит. наук. Пятигорск, 2011. С. 3—4.

5. Терентьева Л.В. Принципы установления территориальной юрисдикции государства в ки-берпространстве // Lex Russica. 2019. № 2. С. 107—120.

6. Шукбаров Д.Т. Государственный суверенитет: современные угрозы // Вопросы студенческой науки. 2018. № 6 (22). С. 36—42.

7. https://4pda.ru/forum/index.php?showtopic= 948576&st=19280 (Дата обращения: 27.08.2020)

8. https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/ 25416/1/RSVPU_2018_396.pdf (Дата обращения: 27.08.2020)

9. https://incrussia.ru/news/pavel-durov-kazhdyj-den-auditoriya-telegram-uvelichivaetsya-na-600-tysyach-chelovek/ (Дата обращения: 26.08.2020)

10. https://news-front.info/2020/08/11/dva-nehta-iz-polshi-kak-telegram-kanal-nexta-upravlyaet-protestami-oppoziczii-v-belorussii-i-kto-za-nim-stoit/ (Дата обращения: 25.08.2020)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Законодательная техника

Эриашвили Н.Д., Чухвичев Д.В., Червонюк В.И. Законодательная техника. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 495 с.

ISBN 978-5-238-03289-4

Раскрываются основные теоретические и практические вопросы, связанные с законодательным регулированием, процессом создания, изменения и отмены нормативных правовых актов, дается характеристика системы законодательства в Российской Федерации. Рассматриваются основные правила законотворческой деятельности, научные концепции, связанные с законодательной техникой, способы, приемы и правила, применяемые при создании и принятии нормативных правовых актов, а также методология кодификации имеющегося законодательства. Характеризуются некоторые наиболее существенные проблемы законодательного регулирования в современной России.

Для студентов юридических вузов, аспирантов, преподавателей, а также сотрудников законодательных органов и органов исполнительной власти, занятых в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.