Научная статья на тему 'Сушкова Ю. Н. Этноправосудие у мордвы: монография. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2009. - 576 с'

Сушкова Ю. Н. Этноправосудие у мордвы: монография. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2009. - 576 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сушкова Ю. Н. Этноправосудие у мордвы: монография. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2009. - 576 с»

В конце монографии автор очертил концепты методологического подхода к изучению правомонархического движения, сформулировал перспективные направления дальнейшего историографического исследования проблематики, что свидетельствует о достаточно зрелой научноисследовательской культуре автора работы.

В качестве пожелания хотелось бы рекомендовать автору продолжить исследование в этом направлении, включая в предмет изыскания эволюцию позиций тех или иных исследователей по конкретным вопросам истории черносотенного движения в рамках последних двух десятилетий. Можно отметить и то, что в ряде мест данного исследования не завершена мысль самого автора. Но в этом я нахожу позитивный момент - Д. В. Карпухин находится в состоянии научного поиска ответов на вопросы, которые он ставит сам, исследуя данную тему, и на вопросы, которые ставит перед вдумчивым, честным исследователем столь многогранная проблематика, как феномен черносотенного движения начала XX в. Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что и те исследователи, которые значительное время занимаются изучением истории правых партий и организаций, еще не ответили на многие вновь и вновь возникающие вопросы.

Первое монографическое исследование историографии правомонархического движения начала XX в. состоялось, и надо признать, что «первая ласточка» историографической работы тематики черносотенства, как отозвался о монографии Д.В. Карпухина известный исследователь консерватизма начала XX в. А.В. Репников, займет достойное место в ряду историографических исследований.

Е.М. Михайлова, доктор ист. наук зав. кафедрой философии, истории и педагогики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации

Сушкова Ю.Н. Этноправосудие у мордвы: монография. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009.

- 576 с.

Исследование Ю.Н. Сушковой развивает актуальную тему этноправосудия, которая, несомненно, помимо научной ценности представляет значительный практический интерес. Общеизвестно, что юридические традиции народов легли в основу правовых учений и нормативного права. Их изучение дает возможность исследовать историю и культуру народов через призму правовых систем. Такие юридические категории, как справедливость, правосудие, наказание, преступление важно рассматривать во временно-пространственных измерениях, что позволяет проследить динамику социальных отношений. Впервые в юридической антропологии на базе широкого круга источников, обстоятельно проанализированы правовые традиции мордвы с древнейших времен по настоящее время.

Актуальность темы определяется и тем, что обычное право наряду с письменным законодательством составляло правовую основу народной жизни, было фактором, поддерживавшим и консервировавшим общественные и политические отношения в России. Без изучения обычного права и выработки научного знания о нем нельзя понять историю того или иного народа, его образ жизни. В настоящее время особенно возрастают задачи выявления подлинной картины действия «правового поля» как в прошлом, так и настоящем.

Традиционные правовые нормы официальная власть относила к «самосуду», они воспринимались как социально вредные, опасные. Автор считает, что в современных условиях такое отношение сохраняется, но вместе с тем либерализация, провозглашение правового плюрализма и других свобод постепенно влекут пересмотр существовавших доктрин об источниках и сущности права, по крайней мере, подвергают сомнению их истинность, тем более абсолютизацию.

Исследователь опирается на труды предшественников. Историография темы основательно проанализирована. На необходимость поиска информации по обычному праву народов России обращали внимание многие исследователи еще в XIX - начале XX в.: Н.В. Калачов, В.Н. Майнов, В.Н. Харузина и др. Ю.Н. Сушкова хорошо владеет материалом, что дает ей возможность формировать свой взгляд на те или иные вопросы темы. На наш взгляд, вводную часть работы, занимающую 75 страниц текста в монографии, можно было значительно сократить, несмотря на то, что она несет большую информационную нагрузку.

Объектом исследования является мордовский этнос - один из архогенетичсских народов Восточной Европы, история которого насчитывает не менее двух тысяч лет Предметом исследования избрано

этническое правосудие у мордвы. Его функционирование автор связывает с деятельностью таких структур как сельские, волостные сходы, суд старейшин, суд соседей. Особое внимание уделено волостному, семейному судам и т.д. Разъясняются многие понятия этноправосудия. Рассматриваются место и роль сельской общины в регулировании правовых отношений. В работе также исследовались некоторые аспекты взаимодействия российского имперского законодательства и обычно-правовых норм, общинных органов и волостных судов, отношение мордвы к официальному правосудию. Относительно объекта и предмета исследования, на наш взгляд, можно подискутировать, но считаем, что автор сумел обосновать свой подход к их выбору.

Хронологические рамки работы охватывают период с конца XIX в. по начало XXI в., которые автор делит в свою очередь на три этапа: конец XIX - начало XX в., советский период (1917-1991 гг.), современность (1991 -2008 гг.). Хронологические рамки очень широкие и у читателя могут возникнуть вопросы по поводу функционирования этноправосудия в условиях советского времени и современности. Обращение к тексту, думаю, снимут их, так как автор пишет о деформации системы этноправосудия в эти эпохи в контексте отношения к данному институту государства и общества.

Исследование проводилось в основном на материалах Республики Мордовия, но в нем использованы полевые материалы, собранные автором в ряде сопредельных регионов, в частности, в Нижегородской, Саратовской, Пензенской областях, а также материалы по мордовской диаспоре в других регионах страны и даже зарубежья (в провинции Саскачеван, Британская Колумбия Канады).

Применение современных методов исследования помогли глубоко раскрыть тему, показать ее многогранность и мозаичность. Реконструируя этносоциокультурные особенности мордовских правовых норм, автор в монографии показал многие архаичные черты общинных отношений. И справедливо полагает, что познание юридической сущности крестьянской общины, как феномена жизнестойкости, имеет важное значение при осмыслении ее исторической роли в реализации местного самоуправления, равно как и перспектив проведения современного «нового» курса в отношении села, конструктивность которого едва ли возрастет, если он будет игнорировать вековой опыт народа в этой сфере. На протяжении многих веков народы России сохраняли общину, как устойчивую форму общежития.

Этносоциальный опыт крестьян, проявлявшийся, прежде всего, в жизни семьи и общины, их взаимодействии, в тактике и стратегии их выживания, богат и многообразен. Община изменялась, перестраивалась в зависимости от социальных обстоятельств. Она решала вопросы в интересах крестьян, насколько это было возможно в конкретных социально-политических условиях. Необходимость постоянно решать все сложности, связанные с их взаимоотношением, создавала основу для накопления социального опыта, значительная часть которого принадлежит к непреходящим культурным ценностям человечества, может быть творчески использована и сегодня.

В исследовании рассмотрены место крестьянской семьи в социальной структуре мордовского крестьянского общества и ее воздействие на формирование и проявление этноправовых норм, которые в условиях крестьянской жизни согласовывались и составляли неотъемлемую часть системы культурных норм и ценностей, оказывая большое влияние на экономическое развитие народа. Семью можно было назвать домашней общиной с неотчуждаемой земельной собственностью. Автор отмечает, что исключительное многообразие решаемых крестьянами по обычному праву дел было связано прежде всего с семейной и повседневно-бытовой сферой жизни. Интересны разделы книги, содержащие анализ конкретных документов, связанные с разделом семьи, наследованием имущества, назначением опеки над осиротевшими детьми и др. Ю.Н. Сушкова констатирует, что в обычно'-правовых нормах, касающихся вопросов регуляции семейных отношений, наиболее ярко отражена защита патриархальных устоев деревни.

Видимо, не только мордва, как пишет исследователь, а все российские народы всегда мечтали о праведном суде, который бы учитывал традиции, права человека и народа, судил бы на его языке, обладал бы собственными кадрами правосудия и т.д. Автор привел интересные высказывания представителей народа по этому поводу. Например, Кузьма Алексеев, крестьянин-мордвин, возглавивший крестьянское движение мордвы в селе Большое Сеськино Терюшевской волости Нижегородского уезда в 1808-1810 гг., говорил о праведном суде, когда все люди будут мордовской веры и ходить будут в мордовском платье. Ю.Н. Сушкова считает, что мечты о праведном суде мордва воплощала в нормах обычного права. Этнонорматика, выстраивавшая модель правомерного поведения, выступала надежным инструментом воспроизводства народа, его этническим стабилизатором, юридическим гарантом сохранения этноса, упрочения его витальности. Интересны размышления об этноправосудии, как одного из основных институтов обычного права, роли сельских и волостных сходов, сложных моментах взаимодействия с государственной властью, употребления официального и традиционного правосудия и т.д.

Обычно правовые нормы, по мнению автора, регулировавшие народную правовую жизнь, настолько глубоко проникали в нее, что административные и судебные учреждения страны вынуждены были считаться с ними и видоизменять созданные ими новации судопроизводства. В работе дана классификация законов на восемь видов: «государственное право публичное», «законы гражданские

- право гражданское», «законы феодальные», «законы церковные», «законы уголовные», «законы финансовые», «законы полицейские» и «трактаты - право народное». Автор констатирует, что российское государственное законодательство оформлялось не без влияния обычного права и в определенных случаях допускало применение в волостном судопроизводстве местных юридических обычаев.

Исследователь считает, что этноправосудие мордвы было эффективным, а в ряде случаев превосходило официальное правосудие. На конкретных примерах показано, как проблемы официального судопроизводства «вынуждают» народ обращаться к своим традиционным способам достижения справедливости. Предложения автора о необходимости учитывать этнические традиции в государственном законодательстве и судопроизводстве требуют внимательного изучения вопроса использования традиционных правовых норм на низовом уровне по типу советских «товарищеских судов», ограниченных в своей компетенции разбором незначительных бытовых нарушений с правом общественного порицания либо рекомендации в вышестоящие судебные инстанции. Рассмотрение историко-правового становления мордовского этноса позволило автору придти к выводу, что весьма существенным фактором, повлиявшим на процесс формирования мордовского народа, закрепления и утверждения его нравственных ценностей, были его этнические религиозные верования и обряды. Примеры, извлеченные из репрезентативных источников, позволяют аргументировать эту мысль.

Причину сохранения традиционных норм права автор объясняет еще тем, что в дореволюционной России мордва не имела своего административно-политического, экономического и культурного центра, была отчужденной от системы власти и не обрела сколько-нибудь серьезного опыта государственного управления, а ее социальная структура была представлена крестьянством. Ю.Н. Сушкова рост преступности в последней трети XIX - начале XX в. объясняет начавшимся процессом разрушения крестьянской общины, ослаблением общественного контроля за поведением человека. Приводит интересные данные о причинах роста криминогенности. Анализ источников показал, что среди осужденных преобладали рабочие - 3,2 млн. человек, т.е. около 30%. В их среде криминогенность была в 19 раз выше, чем среди крестьян-общинников. Обычай, по мнению исследователя, выступает не только как регулятор экономических и гражданских отношений, но и как опора этноса в борьбе за свои политические и юридические права, удовлетворение жизненных интересов и даже за социальное существование, в борьбе с государственным произволом, в том числе и санкционированным законом.

Подробно рассмотрена эпоха социализма, которая, по мнению автора, имела двойственный характер: с одной стороны, для мордвы в целом она была продуктивным историческим этапом, создавшим ее новейшую государственность, предоставив права на самоопределение. За сравнительно короткий промежуток времени она проявила удивительную пассионарность: осуществила культурную революцию, подготовила национальные кадры квалифицированных рабочих и интеллигенции, значительно урбанизировалась, приспособилась к колхозно-совхозной системе, внедрив в ее деятельность многие традиции общинного самоуправления. Трудом нескольких поколений советских людей разных национальностей были достигнуты очевидные результаты в обеспечении не только юридического, но и фактического равенства народов страны, в укреплении добрососедства между ними. Процессы социально-экономического и общественно-политического развития оказывали воздействие на изменение государственно-правовой системы и правовых норм. В работе имеются примеры как в условиях советской системы продолжали использоваться нормы обычного права.

Перестройка и проводимые в ее рамках реформы кардинально изменили социально-экономическое и общественно-политическое положение народов страны. Автор подробно рассматривает масштабные перемены, конституционно-правовые реформы той эпохи. Подчеркивает соответствие Конституции Республики Мордовия (1995 г.) Конституции Российской Федерации, особо отмечает государственно-правовой статус Мордовии в качестве равноправного субъекта, единственным источником власти в котором является ее многонациональный народ, выражающий ее непосредственно, а также через систему органов государственной власти и местного самоуправления. В «Программе национального развития и межнационального сотрудничества народов Республики Мордовия» четко обозначены перспективы развития народов республики, определены задачи преодоления социально-экономического кризиса, создания условий для стабилизации численности мордовского народа, повышения рождаемости, продолжительности жизни людей и улучшение ее качества, создание условий для расширения сферы активного применения мордовских (эрзя и мокша) языков, развитие национального

аспекта образования, как в республике, так и в других субъектах РФ, где проживает мордва, создание за пределами Мордовии национально-культурных автономий, развитие народной и профессиональной национальной культуры, искусства и спорта, государственно-правовое обеспечение народов Республики Мордовия.

В условиях реализации социально-ориентированной политики в различных сферах жизнедеятельности населения, как считает автор, возрастает роль государства в разработке стратегических ориентиров, позволяющих обеспечить равные условия гражданам России в реализации их этносоциальных, этнокультурных и этноязыковых потребностей. Народы страны за тысячи лет накопили богатейшее историко-культурное наследие, имеющее непреходящую ценность не только для российской, но и в целом для общечеловеческой культуры, сохранение которого - задача государственных и общественных органов. В этой связи особое внимание уделено воспитанию чувства достоинства и уважения к своему этносу, малой Родине. Несмотря на рост эффективности работы современных республиканских правоохранительных органов, до настоящего времени сохраняется потребность обращения к богатейшему опыту этноправосудия.

Исследование Ю.Н. Сушковой, основанное на анализе различных источников и литературы, содержит много полезной информации для научных работников (историков, этнографов, юристов, социологов, философов и т.п.). Материалы монографии можно успешно использовать при преподавании историко-этнографических, правоведческих учебных дисциплин в вузах. Книга имеет несомненную практическую ценность для работников правосудия. Считаю, что рецензируемая монография Ю.Н. Сушковой положила основу регионального этноправосудия. Как все новое, тема нуждается в дальнейшей более глубокой разработке. Начало положено хорошее и мы уверены, что в будущем увидим новые работы молодого и талантливого исследователя, а ее новаторство получит продолжение в других регионах страны.

Л.А. Таймасов, доктор ист. наук, проректор по научной работе Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.