Сущностное переосмысление историографии «Повести временных лет»: русские летописи в художественных произведениях Н.К. Рериха
Мельников Владимир Леонидович,
кандидат культурологии, Санкт-Петербургский государственный университет E-mail: [email protected]
Русские летописи определили развитие русской культуры, послужив источником вдохновения для разных деятелей искусства. Статья посвящена изучению влияния русских летописей на содержание художественных произведений Н.К. Рериха. Описаны его художественные серии, включая «Начало Руси. Славяне». Выделена тема Руси, раскрытая в его художественном творчестве; переосмысление событий русской истории послужило основой для формирования историософии Рериха. Обрисован образ Ярослава Мудрого преимущественно на таких полотнах, как «Варяжское море», «Радовашеся Ярослав граду Киеву». С опорой на русские летописи охарактеризована религиозная живопись Н.К. Рериха, расцвет которой пришёлся на 1906-1916 гг. Н.К. Рерих стилизировал в художественных произведениях древнерусскую мысль при раскрытии поворотных событий русской истории.
Ключевые слова: русская культура, русское самосознание, историософия, памятники письменности, «Повесть временных лет», художественное творчество, религиозная живопись.
Введение
«Повесть временных лет» как самая ранняя русская летопись, сохранившаяся в полном объёме, определила развитие всей русской культуры, сыграв важную роль не только в развитии областных летописей и в создании общерусских летописных сводов ХУ-ХУ! вв., но и в рождении всего русского искусства, в том числе древнерусской иконописи. «Повесть временных лет», которая включалась в состав всех последующих русских летописей [4], дала толчок духовному росту и укрепила в народе само понятие святой старины, поскольку явилась неизменной основой русского самосознания.
В литературе и искусстве ХУ!!!-ХХ вв. «Повесть временных лет» служила источником вдохновения, явив миру множество художественных и поэтических образов. Например, русский драматург А.П. Сумароков, обращаясь к событиям русской национальной истории, создал трагедии «Хорев» (1747) и «Синав и Тру-вор» (1750), а Я.Б. Княжнин - трагедию «Вадим Новгородский» (1789). Большое место занимают образы князей Владимира, Святослава и Олега в романтических «Думах» (1825) поэта-декабриста К.Ф. Рылеева, проникнутых пафосом свободолюбивых идей.
Примечательным является рассмотрение творческого мира художника-духовидца Н.К. Рериха, чья судьба оказалась напрямую связанной с Санкт-Петербургом. Своё отношение к русским летописям, которые выступали неким мерилом значимости событий в прошлом, он неоднократно выказывал как в живописных творениях, так и в печатных и рукописных текстах, представленных в качестве художественных серий. Художник глубоко уважал надписи как древнейшие памятники письменности [6], а также изучал такой феномен русской культуры, как летопись в целом
97
и «Повесть временных лет» в частности. По этой причине Н.К. Рерих глубоко проникся темой Руси и образом киевского правителя Ярослава Мудрого, период правления которого считается её расцветом, а также актуализировал в живописи древнерусское религиозное искусство.
Цель исследования заключается в изучении влияния русских летописей на содержание художественных произведений Н.К. Рериха. К задачам исследования отнесены следующие: описать художественные серии Н.К. Рериха, построенные на русском летописном материале; выделить тему Руси, раскрытую в его художественном творчестве; обрисовать образ Ярослава Мудрого в его художественных произведениях; охарактеризовать религиозную живопись Н.К. Рериха с опорой на русские летописи. Новизна исследования представлена раскрытием значимости русского летописного материала, включая «Повесть временных лет», в художественном творчестве Н.К. Рериха, сти-лизирующим древнерусскую мысль при раскрытии поворотных событий русской истории.
Художественные серии
Н.К. Рерих с самых ранних лет пристально изучал летопись Нестора «Повесть временных лет», посвятив ей два школьных сочинения: «Месть Ольги за смерть Игоря» и «Черты быта русского народа по летописи Нестора». В его архиве сохранился черновой вариант второго его опуса, посвященного начальной летописи Русского государства. Это первая в нашем Отечестве попытка представить читателям историю России в популярном изложении в литературных рассказах -так появилось издание «Откуда пошла Русская земля и как стала быть», предпринятое в 1874-1878 гг. в петербургском издательстве М.О. Вольфа. На обложке издания был русский богатырь с топором в правой руке и державным орлом - в левой. Этот же рисунок, выполненный В.С. Крюковым, был взят на обложки «Повестей из русской истории А. Разина», выходивших в Санкт-
Петербурге в 1860-1870-е гг. независимо от серии издательства М.О. Вольфа.
Летопись была связана с темами последовавших вскоре художественных произведений. В начале творческого пути создана серия картин по начальному периоду Русского государства, которые Н.К. Рерих целиком строил по летописи Нестора. Сохранилось не менее четырёх вариантов плана серии «Начало Руси. Славяне» [1], самой ранней из них. Большинство позиций в разных вариантах плана серии можно сопоставить с конкретными произведениями,созданными им в 1890-1910-х гг. [13]. Например, «Гонец. "Восста род на род"» (1897), «Заморские гости» (1901), «Иноземные гости» (1901), «Варяжский путь» (1907).
По указанной серии видно, как глубоко 22-летний студент Императорских Академии художеств и Университета погрузился в летописный материал, который он дополнил собственными археологическими находками и этнографическими сборами. Он использовал псевдоним «Р. Изгой», известный по русской периодической печати с 1897 г. Биографы художника-духовидца уверены, что он взял этот псевдоним, желая подчеркнуть «самостоятельность взглядов и независимость своего мнения» [8, с. 4], хотя, может быть, им двигала и простая любовь к русской старине, впитанная им с детства.
Художник делился своим замыслом о создании живописи «Начало Руси» в музее с заведующим общим архивом Министерства Императорского двора, историком и писателем А.В. Половцо-вым: «А это была бы работа, которой стоит посвятить всю жизнь, можно внести столько нового и в искусство, и в науку» [11]. Тем не менее, от реализации первоначального плана этой серии художник вскоре отказался. Но это не значит, что Н.К. Рерих был непоследователен в своём интересе к истории Древней Руси. Он был настолько переполнен новыми идеями и сюжетами, взятыми из летописей и старинных рукописей, что никакой заранее заданный план уже не мог отвечать его вдохновению. Его вела мощная интуиция к прошлому, основанная
98
на истовом научном поиске и не менее ярком религиозном чувстве преклонения перед деяниями давно ушедших героев. Так в конце Х!Х - в начале ХХ вв. возникли ещё несколько рериховских серий: «Иван-Царевич», «Русь», «Город строят», «Северная жизнь», «Викинг» («Песнь о викинге»).
Апофеозом серийного мышления мастера на русском летописном материале явилась поддержанная им программа художественного оформления Русского военно-исторического музея, проектируемого в начале ХХ в. в столице Империи. Н.К. Рерих принял участие в обсуждении «Описи предметов содержания Русского военно-исторического музея» и разработке концепции его художественного оформления, основанной на материале не только «Повести временных лет», но и других, следующих по времени летописных памятниках нашего Отечества.
Тема Руси
Теме Руси Н.К. Рерих посвятил множество произведений. Это как большие монументальные картины, так и многочисленные рисунки и наброски славянских городов и погостов. Он прямо следует многочисленным сообщениям «Повести временных лет» об их строительстве, каждый раз стремясь дать яркий собирательный образ. Наиболее мощно этот мотив представлен на картинах: «Древний город» (1900-е гг.) из собрания Государственного Эрмитажа, «Городок» (1902) из неизвестного американского собрания, «Город строят» (1902) из собрания Государственной Третьяковской галереи и в серии «Богатырский фриз» (1910) из собрания Государственного Русского музея.
Н.К. Рерих творил в контексте тем, поднятых «Повестью временных лет», среди которых главными выступают идеи независимости Родины и её равенства с другими странами, мысли о единстве Руси и необходимости союза князей, а также осуждение распрей. Первые русские города, названные Нестором, на полотнах Н.К. Рериха облечены в особый образный строй, источник которого кроется в языке русской летописи.
Осмысление значимости именно языка продолжалось всю сознательную жизнь художника.
Из смысловых лексем языка «Повести временных лет» сложены образные решения Небесных градов в творческом мире Н.К. Рериха. Именно поэтому запе-чатлённые им русские крепости и кремли предстают перед зрителем как явления духовного мира. Московский кремль в изображении Н.К. Рериха - это не просто земное подобие Небесного Иерусалима, провозглашённое патриархом Никоном. Метаобраз Изборской крепости на его полотне «Труды Богоматери» -это не просто непобедимый «Железный город» западных хроник, ни разу не сдавшийся врагам. Все запечатлён-ные Н.К. Рерихом русские твердыни - это вместилища Святого Духа, дома Господа Бога и Божией Матери. Чтобы это утвердить и передать зрителю, он целиком подчиняет свою личную волю изначальным установкам создателей древнейших русских текстов, в основе которых лежат сильнейшие религиозные переживания.
Связь событий духовной и «физической» истории, их повторяемость и общность определённых моделей развития были Н.К. Рерихом значительно переосмыслены. Сформировалась особая «историософия Рериха», которая ближе всего «традиционной средневековой русской историософии, выраженной в "Повести временных лет", "Слове о законе и благодати", "Слове о полку Игореве", в трудах Юрия Крижанича» [2, с. 213]. Так в своём творчестве Н.К. Рерих шёл по стопам вдохновивших его русских авторов Х!!-ХУ!! вв., для которых было характерно понимание земной истории как отражения событий на Небесных высях и воплощения в исторической действительности Высших законов и Божественных предначертаний. И здесь художник был верен своей внутренней потребности к откровению, что стало для него подлинной реальностью и опытом самосовершенствования.
Образ Ярослава Мудрого
Тема «Ярослав с варягами» нашла своё воплощение в большой картине Н.К. Ре-
99
риха «Варяжское море» (1910), эскиз к которой он выполнил годом ранее, и в целой серии небольших картин и рисунков. Как заметил известный искусствовед Е.П. Маточкин в статье об этом произведении, «во всём у Рериха просматривается верность историческим реалиям» [5, с. 36]. Для создания «исторического настроения» он использует мотивы знаменитого гобелена XI в. из Байё, в основе изображения которого подлинное историческое событие: сватовство норвежского конунга Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете.
Этот герой скандинавских саг известен не только как смелый воин, участвовавший в экспансии скандинавов на Русь, но и как автор любовных стихов, посвящённых Елизавете. О своих пылких чувствах Харальд поведал в знаменитых «Висах радости», посвящённых Елизавете поэтических строфах, сочинённых им в 1042 г. Чтобы стать её мужем, Харальд стал завоёвывать себе и богатство, и статус: он поступил на службу к византийскому императору, воевал в Болгарии, Африке, Сицилии и Палестине, получив много денег и славы. Посватавшись в первый раз в 1034 г., викинг получил от Ярослава Мудрого отказ, но через 10 лет он всё же стал зятем киевского правителя. Видя, какие огромные богатства (заработанные в походах деньги и вся завоёванная добыча) высылает Харальд, Ярослав понимал, что этого человека ждёт большое будущее, и долгие десять лет не выдавал свою дочь Елизавету замуж. Вскоре после свадьбы его дочь стала королевой Норвегии.
В 1869 г. поэт А.К. Толстой опубликовал в «Вестнике Европы» балладу по мотивам «Вис радости», и назвал её «Песня о Гаральде и Ярославне». Вероятнее всего, именно она послужила источником вдохновения для художника, когда он писал свою картину «Варяжское море». Именно поэтому художественный образ данного произведения Н.К. Рериха не сводится только к жанровому сюжету; он значительно глубже, поскольку главным в нём выступает само Варяжское море, «воспринимаемое в его вре-
менном, историческом и в планетарном, географическом масштабах» [5, с. 36].
Похвала просветительским деяниям князя Ярослава Мудрого прослеживается в других произведениях. В статье «Радость искусству» (1908) Н.К. Рерих с прежним воодушевлением воспроизвёл фрагмент из «Повести временных лет», считая его первым известием русской летописи об искусстве [12]. Повторяя его уже в английском переводе в американском журнале «Art and Archaeology» (1922), он особо отметил смешение русского со старославянским. В 1946 г. он включил тот же фрагмент в книгу «Химават».
Этот вдохновляющий момент истории художник осмысливал всю свою жизнь. В 1938 г. он посвятил ему большое полотно «Радовашеся Ярослав граду Киеву». По нижнему краю полотна Н.К. Рерих написал старославянской кириллицей заветный текст, раскрывающий глубину и мудрость «Повести временных лет». Эти слова были настолько значимы для художника, что он начертал их на лицевой стороне своей картины, представив таким образом будущим поколениям священную скрижаль Завета Русской культуры. По некоторым синтаксическим особенностям этой сокращённой цитаты летописи можно сделать вывод, что Н.К. Рерих был знаком с ней по Лаврентьевской летописи 1377 г., самой древней дошедшей до наших дней датированной русской рукописной книге. За тридцать лет до создания картины «Радовашеся Ярослав граду Киеву» художник записал слова, раскрывающие её смысл: «Восторг Ярослава при виде блистательной Софии ... восхищение культурного человека ... такому искусству можно завидовать, можно удивляться той культурной жизни, где подобное искусство было нужно» [12, с. 516].
Религиозная живопись
Работая на религиозные темы, Н.К. Рерих неустанно искал способы актуализации древнерусского религиозного искусства как в станковой, так и в монументальной живописи. Десятки храмов России, Украины, Польши, Италии, Фран-
100
ции, США, Китая и других стран имели и до сих пор имеют мозаики, фрески или иконы, выполненные этим мастером или под его руководством иконописной мастерской, созданной при Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств.
Первые работы художника-духовидца в данном направлении датируются 18941895 гг.; продолжение работы в области религиозной живописи относится к 1903-1904 гг., когда Н.К. Рерих работал над серией произведений о русских монастырях и святынях. Расцвет работы религиозного живописца приходится на 1906-1916 гг., когда он оформлял целый ряд выдающихся церковных строений. То, что ему не удалось сделать в залах светских музейных учреждений по княжескому периоду Руси (862-1533), он выплеснул на стены украшенных при его участии храмов.
Далее описаны яркие работы Н.К. Рериха как религиозного живописца. Он приступил к подготовке эскизов мозаик для церкви Святых Апостолов Петра и Павла на Пороховых заводах в Шлиссельбурге в 1906 г.: «Святые Борис и Глеб», «Синяя роспись», «Святые Апостолы Пётр и Павел», «Святой Михаил Архистратиг». Затем Н.К. Рерих создал 12 эскизов для росписей и мозаик, подготовленных для церкви Покрова Пресвятой Богородицы в фамильном имении Голубевых, расположенном в селе Пархомовке Киевской губернии. С благословения митрополита Флавиа-на, в миру Н.Н. Городецкого, он работал над такими эскизами, как «Покров Богородицы», «Успение», «Голова Спаса», «Пантократор» и другие.
В 1907 г. Н.К. Рерих работал в женском монастыре в Перми над иконостасом церкви в честь иконы Казанской Бо-жией Матери. Начало разработки мозаики для Троицкого собора Почаевской лавры с благословения архиепископа Антония, в миру А. П. Храповицкого, датируется 1908 г. Его образ включён в композицию южного портала «Спас Нерукотворный и князья святые».
Схожая стилистика эскизов обнаружена в оформлении церкви в Скерневи-
цах в 1909 г., принадлежащей русскому Государю, а также росписей для часовни Святой Анастасии в Пскове, подготовленных в 1913 г. Е.П. Маточкин изучал работы Н.К. Рериха для Русской Православной церкви в контексте влияния на них летописного наследия Руси и особо выделил эскизы росписей для часовни Святой Анастасии в Пскове. В наше время без обращения к Псковским летописям их просто невозможно истолковать [5]: Н.К. Рерих целиком следовал местным летописным свидетельствам об особо почитаемых на Псковщине святых благоверных князьях Всеволоде-Гаврииле и Довмонте-Тимофее. Он был хорошо знаком с вехами их героической жизни, как и с сообщением Псковской первой летописи, донёсшей до наших дней искреннее обращение князя Довмонта-Тимофея к Спасителю. Изобразив князей коленопреклонёнными, в молении к Богу, художник отталкивался от летописных характеристик.
Период расцвета религиозного живописца также ознаменован созданием в 1911 г. изображения Святого Георгия Победоносца для домовой церкви Ю.С. Нечаева-Мальцова, в 1913-1914 гг. «Византийской комнаты» как серии панно для моленной виллы Л.С. Лившица в Ницце. Н.П. Писаренко одна из первых обратила внимание на прямую связь религиозного искусства Н.К. Рериха с летописями [10]. Этот вывод она сделала на основе изучения серии из 14 панно, выполненных для «Византийской комнаты», чем Н.К. Рерих утвердил начало личного молитвенного предстояния пред Богом о России. Пытаясь расшифровать композиционное устройство этого многосоставного произведения, Н.П. Писаренко обнаружила мотив, почерпнутый художником из «Повести временных лет». Парные панно «Благие посетившие», расположенные точно напротив друг друга в экспозиции Горловского художественного музея, дали интересные сравнения. Князь Владимир уподобляется императору Константину Великому, княгиня Ольга - матери Константина Елене, а древо государства Российского - древу государства Византийского.
101
«Такое уподобление прочитывается как возвеличение Руси через уподобление её Византии - одному из могущественнейших государств средневекового мира» [10].
Созданный в 1915 г. эскиз росписи «Святая Ольга» также относится к периоду расцвета религиозной живописи художника-духовидца. Летописное сообщение 947 г. об установлении княгиней Ольгой по всей Руси «мест» и «погостов» [9] отражено на эскизе росписи, символизирующей принцип любого русского поселения: святые покровители созидают и утверждают его само существование, наполняют духовной силой храмы, вокруг которых люди строят крепости и твердыни, защищая не только себя, но и их.
В этом ряду непревзойдённой вершиной монументального искусства мастера в «русский» период его жизни и творчества являются его работы 1909-1914 гг., осуществлённые в смоленском имении княгини М.К. Тенишевой в Талашкино. В этот период включена и недавно восстановленная мозаика «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами», первоначально набранная в петербургской мозаичной мастерской выдающимся мастером В.А. Фроловым [7]. Историк А.Н. Зелинский, первый в новейшей истории написавший о работах Н.К. Рериха в талашкинской церкви Святого Духа, заметил: «По замыслу строителей, церковь должна была быть сооружена только из местных материалов» [3, с. 6162]. Это оказалось именно так и буквально, и символически, и исторически. В период работы в этом храме Н.К. Рерих активно пользовался свидетельствами русской духовной истории, включая наследие известного смоленского святого, преподобного Авраамия Смоленского.
Заключение
Н.К. Рерих относится к тем немногим русским художникам, чьё творчество целиком основано на древнерусском литературном и художественном наследии. Творчески он проявил себя сперва как литератор, при этом общий строй его оригинального орнаментального слова
основан на стилизации древнерусской мысли. Осмысление роли «Повести временных лет» как источника самосознания русского народа составляет основное содержание большинства художественных произведений темы первых веков Отечества, созданных Н.К. Рерихом. Он восторженно относился к летописи Нестора и восхвалял деяния Ярослава Мудрого на Руси. Почти все его религиозные произведения несут печать важных, поворотных событий русской истории, вечную память о которых сохранили летописи. В новейшей истории только Н.К. Рерих был способен создавать сложные религиозные композиции, вкладывая в них глубокое многоплановое содержание, раскрывающееся людям в непрестанной молитве и в мыслях о предназначении как отдельного человека, так и всей его великой державы.
Литература
1. Автографы Н.К. Рериха. ОР ГТГ. Ф. 44 («Н.К. Рерих»). Оп. 1. Д. 49. Л. 6, 6 об., 32. Архив ИРЛИ РАН. Ф. 294 («Стасовы»). Оп. I. Д. 443. Л. 1-2.
2. Будникова Ю.Ю. Образ Белого града в творчестве Н.К. Рериха // Рери-ховское наследие: Труды Междунар. науч.-практ. конф. Т. XII: Начало Руси. Славяне и варяги. Прошлое и будущее высокого Русского стиля. СПб., 2014. С. 213.
3. Зелинский А. Забытый памятник русского искусства // Искусство. 1962. № 3. С. 61-62.
4. Кусков В.В. История древнерусской литературы: Учебник для филологических специальностей вузов. 7-е изд. - М.: Высшая школа, 2003. -336 с.
5. Маточкин Е.П. Н.К. Рерих: Варяжское море // Рериховское наследие: Труды Междунар. науч.-практ. конф. Т. XII: Начало Руси. Славяне и варяги. Прошлое и будущее высокого Русского стиля. - СПб., 2014. - С. 36-41.
6. Мельников В.Л. Не тщета, не суета. О значении старинных надписей для Русской культуры // Крылов А.К. Забытые граффити Великих Пустынь, Снятной Горы, Мелётова, Ферапонто-
102
ва и Вязём; Послесловие В.Л. Мельникова. СПб.: АРС, 2020. (Архив Русской старины / Отв. ред. серии
B.Л. Мельников. Вып. I). С. 191-265.
7. Мельников В.Л. Рерихи на Смоленской земле. Наблюдения культуролога // Край Смоленский. Смоленск, 2018. Декабрь. № 12. С. 25-53.
8. Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918. Вып. 1: 1891-1901 / Сост.: О.И. Ешалова, А.П. Соболев; Отв. ред.: А.П. Соболев. - СПб.: Фирма Коста, 2004. - 414 с.
9. ОР РНБ. Ф. 550 («Основное собрание рукописной книги»). Инв. № 219. Шифр: F.n.IV.2. Л. 17.
10. Писаренко Н.П. Каталог произведений Н.К. Рериха из собрания Гор-ловского художественного музея. Горловка, 1990. 43 с.
11. Рерих Н.К. Письмо А.В. Половцову. Санкт-Петербург. 27 июня 1899. Автограф. ОР РНБ. Ф. 601 («Архив По-ловцовых»). Ед. хр. 671. Л. 3 об. 4.
12. Рерих Н.К. Радость искусству (1908) // Вестник Европы. 1909. Апрель. № 4.
C. 516.
13. Савкина А.А. «Славянская симфония» Н. К. Рериха // Рериховское наследие: Труды Междунар. науч.-практ. конф. Т. XII: Начало Руси. Славяне и варяги. Прошлое и будущее высокого Русского стиля. СПб., 2014. С. 45-48.
ESSENTIAL RETHINKING OF THE HISTORIOGRAPHY OF "THE TALE OF BYGONE YEARS": RUSSIAN CHRONICLES IN THE ARTISTIC WORKS OF N.K. ROERICH
Melnikov V.L.
St. Petersburg State University
Russian chronicles shaped the Russian culture development by inspiring different artists. The article explores the impact of Russian chronicles on the content of N.K. Roerich's artwork. There are described his art series, including "The beginning of Russia. Slavs". The artist highlights the topic of Russia revealed in his artwork; rethinking of the Russian historical events framed the development of Roerich's historiosophy. The artist depicted the image of Yaroslav the Wise mainly on such canvases as "The Varangian
Sea", "Yaroslav rejoiced at the view of Kiev city". Russian chronicles shaped N.K. Roerich's religious paining, which flourished in 1906-1916. N.K. Roerich stylised the Old-Russian thinking in his artwork when disclosing pivotal events in the Russian history.
Keywords: Russian culture, Russian identity, historiosophy, written monuments, "The Russian Primary Chronicle", artistic creativity, religious painting.
References
1. N.K. Roerich's autographs. MD STG. F. 44 ("N.K. Roerich"). I. 1. F. 49. N. 6, 6 c., 32. The IRL of RAS Archives. F. 294 ("The Stas-ovs"). I. I. F. 443. N. 1-2.
2. Budnikova Yu.Yu. The image of Belgrad in N.K. Roerich's creativity // The Roerich heritage: Proceedings of the international scientific conference. Vol. XII: The Beginning of Russia. The Slavs and Varangians. The past and future of the high Russian style. Saint Petersburg, 2014. - P. 213.
3. Zelinskiy A. The abandoned monument of the Russian art // Art. 1962. No. 3. Pp. 6162.
4. Kuskov V.V. The history of the Old Russian literature: Manual for philology majors. 7th ed. - M.: Higher school, 2003. - 336 pp.
5. Matochkin E.P. N.K. Roerich: The Varangian Sea // The Roerich heritage: Proceedings of the international scientific conference. Vol. XII: The Beginning of Russia. The Slavs and Varangians. The past and future of the high Russian style. - Saint Petersburg, 2014. - Pp. 36-41.
6. Melnikov V.L. No vanity, no fuss. About the meaning of ancient inscriptions for the Russian culture // Krylov A.K. Forgotten graffiti of Great Deserts, Mountain Gorge, Mely-otov, Ferapontov and Vyazyom; Afterword by V.L. Melnikov. Saint Petersburg: ARS, 2020. (The Old Russian Archives / Ed. V.L. Melnikov. Issue I). Pp. 191-265.
7. Melnikov V.L. The Roerichs on Smolensk land. A culture expert's observations // Smolensk Region. Smolensk, 2018. December. No. 12. Pp. 25-53.
8. Nicholas Roerich in the Russian periodicals, 1891-1918. Vol. 1: 1891-1901 / O.I. Es-halova, A.P. Sobolev; Ed. A.P. Sobolev. -Saint Petersburg: Kosta Company, 2004. -414 pp.
9. MD NLR. F. 550 ("The main collection of manuscript books"). No. 219. Code: F.p.IV.2. N. 17.
103
10. Pisarenko N.P. Catalogue of N.K. Roerich's works from the collection of Gorlovka Art Museum. Gorlovka, 1990. 43 pp.
11. Roerich N.K. Letter to A.V. Polovtsov. Saint Petersburg. 27 June 1899. Autograph. MD NLR. F. 601 ("The Polovtsovs' Archives). S.U. 671. N. 3 c. 4.
12. Roerich N.K. Joy of art (1908) // Herald of Europe. 1909. April. No. 4. P. 516.
13. Savkina A.A. N.K. Roerich's "Slavic Symphony" // The Roerich heritage: Proceedings of the international scientific conference. Vol. XII: The Beginning of Russia. The Slavs and Varangians. The past and future of the high Russian style. - Saint Petersburg, 2014. - Pp. 45-48.
104