Научная статья на тему 'Влияние на русскую культуру сотрудничества востоковедов В. В. Голубева и Н. К. Рериха'

Влияние на русскую культуру сотрудничества востоковедов В. В. Голубева и Н. К. Рериха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов / В. В. Голубев / Н. К. Рерих / общение / сотрудничество / востоковедческое наследие / православная церковь. / St. Petersburg State Museum-Institute of the Roerich family. V. V. Golubev / N. K. Roerich / communication / cooperation / oriental heritage / orthodox church.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мельников Владимир Леонидович

Статья описывает основные этапы взаимодействия востоковедов В. В. Голубева и Н. К. Рериха в результате анализа архивных и книжных источников. Начало их общения датируется годами учёбы в петербургской гимназии К. И. Мая и во Втором реальном училище. Их сотрудничество ознаменовано строительством и украшением церкви в фамильном имении Голубевых Пархомовка, для которой Н. К. Рерих осуществил две мозаики на наружных стенах. Этот этап взаимодействия позволил поддерживать творческое общение, о чём свидетельствует как факт владения семьёй Голубевых произведениями Н. К. Рериха, так и неосуществлённые планы совместного исследования восточных стран. Структурированные сведения о продуктивном сотрудничестве востоковедов В. В. Голубева и Н. К. Рериха раскрывают результаты взаимного обогащения знаниями о влиянии Востока на русскую культуру и отражения их в творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE ON RUSSIAN CULTURE OF COOPERATION BETWEEN ORIENTALISTS V. V. GOLUBEV AND N. K. ROERICH

In the article, the author uses archival and book sources to depict the main stages of interaction in which the orientalists V. V. Golubev and N. K. Roerich are involved. The beginning of their communication dates back to the studies in Karl May School and the Second Petersburg Technical High School. Their cooperation highlights building and decorating a church in the Golubevs’ estate in Parkhomovka; for this N. K. Roerich generated two mosaics on the outer walls. This stage of interaction maintained creative communication; its proofs involve both the Golubevs owning N. K. Roerich’s artwork and their unfulfilled plans to investigate oriental countries. The structured data about the productive cooperation of the orientalists V. V. Golubev and N. K. Roerich reveal the results of the educational enrichment relative to the impact of the East on the Russian culture and of its embodiment in their creative activity.

Текст научной работы на тему «Влияние на русскую культуру сотрудничества востоковедов В. В. Голубева и Н. К. Рериха»

Влияние на русскую культуру сотрудничества востоковедов В.В. Голубева и Н.К. Рериха

Мельников Владимир Леонидович,

кандидат культурологии, Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет E-mail: [email protected]

Статья описывает основные этапы взаимодействия востоковедов В.В. Голубева и Н.К. Рериха в результате анализа архивных и книжных источников. Начало их общения датируется годами учёбы в петербургской гимназии К.И. Мая и во Втором реальном училище. Их сотрудничество ознаменовано строительством и украшением церкви в фамильном имении Голубевых Пархомовка, для которой Н.К. Рерих осуществил две мозаики на наружных стенах. Этот этап взаимодействия позволил поддерживать творческое общение, о чём свидетельствует как факт владения семьёй Голубевых произведениями Н.К. Рериха, так и неосуществлённые планы совместного исследования восточных стран. Структурированные сведения о продуктивном сотрудничестве востоковедов В.В. Голубева и Н.К. Рериха раскрывают результаты взаимного обогащения знаниями о влиянии Востока на русскую культуру и отражения их в творческой деятельности.

Ключевые слова: Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, В.В. Голубев, Н.К. Рерих, общение, сотрудничество, востоковедческое наследие, православная церковь.

Введение

Виктор Викторович Голубев (1878-1945) - известный ученый, результаты исследования которого относятся к археологии, востоковедению и истории искусства. Его характеризует «прекрасный эстетический вкус, замечательная филологическая и общегуманитарная подготовка» [2]. Он увлекался разными видами искусства, включая живопись и музыку. Его интерес к коллекционированию произведений искусства и увлечение Востоком и дальними путешествиями привит отцом Виктором Фёдоровичем и дядей Александром Фёдоровичем соответственно. Деятельность В.В. Голубева как «человека высокой культуры» [6, с. 214] примечательна сотрудничеством с Николаем Константиновичем Рерихом (1874-1947), о чём сведения формировались с участием автора статьи в Научном архиве Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов последние 20 лет.

Цель исследования заключается в описании основных этапов взаимодействия востоковедов В.В. Голубева и Н.К. Рериха. Для достижения указанной цели использованы архивные и книжные источники, имеющие прямое отношение к началу общения и сотрудничеству В.В. Голубева с Н.К. Рерихом, а также к описанию востоковедческого наследия первого деятеля. Исследование базируется на архивных фондах учреждений: Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, отделов рукописей Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других. В статье использованы записи личных бесед автора статьи с Н.А. Курко-Голубевой, родственницей В.В. Голубева. Также обобщены упоминания имени В.В. Голубева в трудах ежегодной Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие», организаторами которой с 2001 г. выступают Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный Эрмитаж и Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов.

Новизна исследования представлена структурированными сведениями о продуктивном сотрудничестве востоковедов В.В. Голубева и Н.К. Рериха, которые привели к взаимному обогащению знаниями о влиянии Востока на русскую культуру и отражению их в творческой деятельности.

Начало общения В.В. Голубева с Н.К. Рерихом

Знакомство В.В. Голубева и Н.К. Рериха состоялось, вероятно, в годы учёбы в петербургской гимназии К.И. Мая, где Голубев проучился два младших класса (второй и третий) в 1890-1892 гг., а Рерих - в двух старших (шестом и седьмом) в то время [5]. С 1896 г., после сдачи экстерном экзаменов по программе Второго реального училища, В.В. Голубев посещал в качестве «постороннего слушателя» [15, с. 40] четыре курса на физико-математическом факультете, на одном курсе с будущим известным искусствоведом-рериховедом А.П. Ивановым.

Очевидно, что общение с Н.К. Рерихом В.В. Голубев продолжил и на историко-филологическом факультете,

где он был вольнослушателем [10]. Именно в то время Голубев впервые познакомился с научными взглядами профессора классической филологии, крупного специалиста по скифам М.И. Ростовцева, преподававшего в университете в 1899-1917 гг. В.В. Голубев был увлечен Востоком и культурами Запада и Востока. Впоследствии он выдвинул гипотезу «о существовании морского пути регулярных торговых и культурных контактов между крупнейшими цивилизациями древности» [1], которая дополнила теорию М.И. Ростовцева.

В.В. Голубев учился в Гейдельбергском университете с 1900 г., который многое ему дал в плане фундаментальной подготовки. В 1904 г. он окончил этот университет со степенью доктора философии, специализирующегося в изучении искусства и археологии, защитив диссертацию о немецких переводах французского писателя XVIII в. Мариво [6]. Он уже почти постоянно жил в Париже с 1905 г.; участвовал в известном «Русском кружке художников», в который входили многие универсанты из Санкт-Петербурга.

Сотрудничество В.В. Голубева и Н.К. Рериха

После смерти отца, Виктора Фёдоровича Голубева (18421903), инженера и заводчика, известного своей благотворительностью и общественной деятельностью, будущий востоковед унаследовал малороссийское поместье, которое находилось в селе Пархомовке (в бывшем Сквирском уезде бывшей Киевской губернии). Лев и Виктор, сыновья В.Ф. Голубева, начали строительство большой православной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы на две тысячи человек, в комплексе с которой возводились и другие сооружения. Следуя завещанию отца, сыновья похоронили его тело в Пархомовке; усыпальницей его тела стала небольшая однокупольная часовня во имя Святого мученика Виктора, пристроенная с южной стороны церкви в качестве дополнительного предела. Весь проект православной церкви, по мнению искусствоведа Е.Г. Фурсиковой, представляет собой «один из наиболее ярких образцов архитектуры модерна в новом русском стиле рубежа Х1Х-ХХ веков» [17, с. 231].

Определенная степень доверия и единомыслия между В.В. Голубевым и Н.К. Рерихом возникла на благодатной почве общения в Санкт-Петербурге. В архиве последнего сохранились документы, касающиеся различных обстоятельств строительства и украшения православной церкви в фамильном имении Голубевых. Заказчик В.В. Голубев, который принимал активное участие в разработке церкви и надзоре за ходом ее строительства в 1903-1907 гг., сотрудничал с архитектором В.А. Покровским и художником Н.К. Рерихом. Первый «достиг в этой постройке сложного выразительного сплава традиций древнерусской и романской архитектуры» [17, с. 231]; второй помог «осуществить программу живописного и мозаичного убранства храма» [17, с. 231] с опорой на взгляды заказчика о взаимодействии культур Запада и Востока. Привлечение Н.К. Рериха, вероятно, было связано с тем, что В.В. Голубев, как полагает В.Г. Киркевич, явился фактическим автором его деревянного иконостаса [8]. В узорах иконостаса прослеживается идея синтеза культур на пути к единению человечества [9]: формы мавританской архитектуры, древнерусского зодчества, изображения звезды Давида как символа иудейской религии, элементов буддийского « культа и других.

" Для наружных и внутренних стен православной церк-^ ви Н.К. Рерих разработал 14 эскизов мозаик и роспи-0,1 сей, датируемых 1906 г., хотя осуществлены были толь-г: ко две мозаики на наружных стенах, выполненные в ма-

стерской В.А. Фролова в Петербурге. Первая мозаика «Покров Богородицы» расположена в неглубокой нише полуовальной формы над центральным входом; ее размеры составляли 4 х 6 метров - наибольшей в России того времени. Меньшим размером представлена вторая мозаика «Спас Нерукотворный с избранными святыми», находящаяся над входом в усыпальницу Святого мученика Виктора.

Несмотря на не вполне удачный опыт взаимодействия с семейством Голубевых в процессе работы над пархомовскими образами, Н.К. Рерих остался другом Голубева и поддерживал творческое общение с ним всю жизнь, передав и своему сыну Юрию глубокое уважение к его личности. Об этом же свидетельствует и факт владения семьёй Голубевых произведениями Н.К. Рериха. Виктору Викторовичу принадлежали 12 акварелей, а именно: эскизы для росписи православной церкви в фамильном имении, эскиз темперой для мозаики церкви Святых апостолов Петра и Павла на Пороховых заводах в Шлиссельбурге «Михаил Архистратиг» (1906), пастель из серии «Финляндские этюды» «Иванов огонь» (1907) и эскиз к картону для мозаики над входом в церковь Святого Духа в имении княгини М.К. Тенишевой Та-лашкино «Спас Нерукотворный» (1909). Его жена Наталья Васильевна владела темперой «Три варяга приближаются» (1906) [13]. Его брат Лев Викторович получил гуашь «Успение» (1906) и масло «Спас Нерукотворный» (1906). Другой эскиз гуашью к «Успению» (1906) находился в собрании архитектора храма В.А. Покровского.

Вскоре Н.К. Рерих и В.В. Голубев вошли в коллектив известного петербургского журнала «Старые годы». В 1913 г. в Париже они планировали совместно исследовать восточные страны [4], но этим планам помешала Первая мировая война [3]. Рериху было недостаточно просто читать об Индии, к которой он питал научные интересы и которая легла в основу философской направленности его художественного творчества. Он предметно обсуждал с востоковедом возможность участия в будущих экспедициях научно-художественного характера [16]. К этому же времени относятся и планы Н.К. Рериха организовать в Петербурге Музей индийского искусства, в котором могло экспонироваться индийское собрание В.В. Голубева. Впоследствии индийские собрания были подарены Музею Гиме, Музею Чернусского, Художественно-промышленному музею Императорского Общества Поощрения Художеств, а также разошлись по десяткам музейным собраниям России и ближнего зарубежья. Так В.В. Голубев внёс незаменимый вклад в подготовку научно-исследовательских центральноази-атских экспедиций Н.К. Рериха 1920-1930-х гг.

Востоковедческое наследие В.В. Голубева

Творческая деятельность В.В. Голубева преимущественно связана с его интересом к восточной культуре и изучением ее влияния на европейскую и русскую культуры. Он стремился «связать искусство Востока с Древней Русью и вызвать в русской читающей публике интерес к Китаю, Персии, Индии» [7], поскольку искусство этих стран было более понятно эстетическому восприятию соотечественников. Его планы опубликовать статьи по этому вопросу в российском журнале «София» не были осуществлены; единственными его русскоязычными публикациями 1902 г. явились два рассказа.

В 1910-1912 гг. учёный находился в археологической экспедиции в Индии и на Цейлоне. В те годы Голубев был известен как блестящий коллекционер и первооткрыватель шедевров искусства мирового значения. Известный востоковед Ю.Н. Рерих, сын Н.К. Рериха, писал

о российских научных экспедициях в Индии: «Русский археолог Виктор Голубев ... осуществил ... фотографическую съемку фресок Аджанты. Эти фотодокументы хранятся в настоящее время в Музее Гиме в Париже» [14, с. 193]. В очерке Н.К. Рериха «Индийский путь» ему посвящены строки, повествующие о необходимости изучения народных сокровищ Индии: «Обычаи вымирают, быт заполняется усовершенствованиями, гробницы и храмы оседают и разрушаются. Голубев, чуткий к искусству, взял в этом изучении верный ... путь повествователя ...» [12, с. 258-261]. Именно в результате сотрудничества востоковедов В.В. Голубева и Н.К. Рериха появился план научно-художественной экспедиции в Индию для выяснения истоков русской культуры. У этого учёного Н.К. Рерих нашёл подтверждение своей идее преемственности «нашего древнего искусства и быта от Индии» [11, с. 318-319].

Оказавшись в Париже на учёбе, будущий известный востоковед Ю.Н. Рерих продолжил семейную традицию общения с семьёй Голубевых. Начиная с августа 1922 г. он не менее 10 раз упоминает В.В. Голубева в своих письмах родителям. Среди затронутых во время личных встреч вопросов отмечается обмен коллекциями индийских древностей между Музеем Рериха в Нью-Йорке и Музеем Гиме в Париже, а также возможное трудоустройство Ю.Н. Рериха в качестве атташе Французской школы Дальнего Востока в Индо-Китае.

Заключение

Содержание статьи акцентирует внимание на начале общения и продуктивном сотрудничестве востоковедов В.В. Голубева и Н.К. Рериха, которое обогатило их опыт изучения влиянии Востока на русскую культуру и отразилось в их творческой деятельности. Сведения о востоковедческой деятельности В.В. Голубева на родине и за ее пределами, а также в этой связи о его взаимодействии с Н.К. Рерихом свидетельствуют об огромном потенциале наследия деятелей науки, искусства и культуры. Отмечается непреходящее значение работы выдающихся соотечественников для научной и просветительской работы современных образовательных и культурных учреждений.

Литература

1. Антощенко В.И. Исследования русского востоковеда В.В. Голубева (1878-1945) во Вьетнаме // Международная конференция «Вьетнам в XX веке». М.: Интернет-журнал «Ломоносов»; РОО «Мир Науки и Культуры», 2000. URL: http://nature.web.ru/db/msg. html?mid=1154586 (дата обращения: 20.04.2019).

2. Антощенко В. Victor Goloubew на руинах Ангкора // Восточная коллекция. 2002. № 1 (Зима). С. 122.

3. Беликов П.Ф. Н.К. Рерих: Биографический очерк // Рерих Н.К. Из литературного наследия: Сб. / Под ред. М.Т. Кузьминой. М.: Изобразительное искусство, 1974. С. 25-26.

4. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. 3-е изд. Самара: Агни, 1996. 199 с.

5. Благово Н.В. Школа на Васильевском острове: Историческая хроника. Приложения. СПб.: Анатолия, 2013. 487 с.

6. Вампилов Б.Н., Рерих Ю.Н. Виктор Викторович Голубев // Проблемы востоковедения. 1959. № 3. С. 214-215.

7. Грюнц О. Сила искусства и страсти, или Тайны храма из Пархомовки. 22 октября 2013 // Интернет-ресурс «Приключение Жизнь». URL: http://adven-

tureda.blogspot.com/2013/10/blog-post_22.html (дата обращения: 13.01.2024).

8. Киркевич В.Г. Где сложилось столько чудесных легенд. Рерих и Киевская земля // Киев. 1986. № 8. С.146-150.

9. Короткина Л.В. Николай Константинович Рерих: Альбом / ред.: Г.П. Кукушкина; пер.: Э.И. Мячин-ская. СПб.: Художник России; Золотой век, 1996. 192 с. («Русские живописцы XIX-XX веков»).

10. Мельников В.Л. Н.К. Рерих и историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета // Материалы XXX Межвузов. науч.-мет. конф. преподавателей и аспирантов. Вып. 9: Секция истории филологического факультета. СПб., 2001. С. 6-17.

11. Рерих Н.К. Из литературного наследия: Листы дневника. Избранные статьи. Письма. М., 1974. 536 с.

12. Рерих Н.К. Индийский путь (1913) // Рерих Н.К. Собрание сочинений. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1914. Кн. 1. С. 258-261.

13. Рерих Н.К. Лада: письма к Елене Ивановне Рерих, 1900-1913. М.: РАССАНТА; Государственный музей Востока, 2011. 453 с.

14. Рерих Ю.Н. Индология в России (1945) // Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. Самара: Агни, 1999. С. 193.

15. Рожнов В. Господин Голу // Вокруг света. 1993. № 5. С. 40.

16. Фролова Н.А. Франция в жизни семьи Рерихов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 203. Живая Этика и Культура: идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни: мат-лы Междунар. науч. конф., Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011 года. СПб., 2014. С. 45.

17. Фурсикова Е.Г. «Сокровище Ангелов» Н.К. Рериха. К атрибуции картины // Рериховское наследие: труды Междунар. науч.-практ. конф. Т. IX: Наследие семьи Рерихов в музеях и собраниях мира. СПб., 2012. С. 231.

THE INFLUENCE ON RUSSIAN CULTURE OF COOPERATION BETWEEN ORIENTALISTS V.V. GOLUBEV AND N.K. ROERICH

Melnikov V.L.

St. Petersburg State University

In the article, the author uses archival and book sources to depict the main stages of interaction in which the orientalists V.V. Golubev and N.K. Roerich are involved. The beginning of their communication dates back to the studies in Karl May School and the Second Petersburg Technical High School. Their cooperation highlights building and decorating a church in the Golubevs' estate in Park-homovka; for this N.K. Roerich generated two mosaics on the outer walls. This stage of interaction maintained creative communication; its proofs involve both the Golubevs owning N.K. Roerich's artwork and their unfulfilled plans to investigate oriental countries. The structured data about the productive cooperation of the orientalists V.V. Golubev and N.K. Roerich reveal the results of the educational enrichment relative to the impact of the East on the Russian culture and of its embodiment in their creative activity.

Keywords: St. Petersburg State Museum-Institute of the Roerich family. V.V. Golubev, N.K. Roerich, communication, cooperation, oriental heritage, orthodox church.

References

1. Antoshchenko V.I. The Russian orientalist V.V. Golubev's (1878-1945) researches in Vietnam // The international conference "Vietnam in the XX century». М.: Online journal "Lomon-

C3

о

er

IE

0

1

-1 У

IE U~

osov"; RPO "The World of Science and Culture", 2000. URL: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1154586 (accessed: 20.04.2019).

2. Antoshchenko V. Victor Goloubew on the Angkor ruins // Oriental collection. 2002. No. 1 (Winter). P. 122.

3. Belikov P.F. N.K. Roerich: Biographical essay // Roerich N.K. From the literaty heritage: collection / Ed. M.T. Kuzmi-na. M.: Fine arts, 1974. Pp. 25-26.

4. Belikov P.F., Knyazeva V.P. Nikolai Konstantinovich Roerich. 3rd ed. Samara: Agni, 1996. 199 pp.

5. Blagovo N.V. School on Vasilyevsky island: Historical chronicle. Appendices. St. Petersburg: Anatolia, 2013. 487 pp.

6. Vampilov B.N., Roerich Yu.N. Victor Victorovich Golubev // Problems of Oriental Studies. 1959. No. 3. Pp. 214-215.

7. Grunz O. The power of art and passion, or Secrets of the church in Parkhomovka. 22 October 2013 // The online resource "Adventure Life". URL: http://adventureda.blogspot.com/2013/10/ blog-post_22.html (accessed: 13.01.2024).

8. Kirkevich V.G. Where so many fine legends developed. Roerich and Kievan land // Kyiv. 1986. No. 8. Pp. 146-150.

9. Korotkina L.V. Nikolai Konstantinovich Roerich: Album / Ed. G.P. Kukushkina; transl. E.I. Myachinskaya. St. Petersburg: Russian artists; Golden age, 1996. 192 pp. ("Russian painters of the XIX-XX centuries").

10. Melnikov V.L. N.K. Roerich and the Faculty of History and Philology at Saint Petersburg Imperial University // Proceedings of

the XXX intercollegiate scientific conference of lecturers and postgraduate students. Issue 9: Section of the history of the Faculty of Philology. St. Petersburg, 2001. Pp. 6-17.

11. Roerich N.K. From the literary heritage: diary pages. Selected articles. Letters. M., 1974. 536 pp.

12. Roerich N.K. The Indian way (1913) // Roerich N.K. Collected works. M.: I.D. Sytin publishing house, 1914. Vol. 1. Pp. 258261.

13. Roerich N.K. Lada: letters to Elena Ivanovna Roerich, 19001913. M.: RASSANTA; the State Museum of Oriental Art, 2011. 453 pp.

14. Roerich Yu.N. Indian studies in Russia (1945) // Roerich Yu.N. Tibet and Central Asia: articles, lectures, translations. Samara: Agni, 1999. P. 193.

15. Rozhnov B. Mister Golu // Around the World. 1993. No. 5. P. 40.

16. Frolova N.A. France in the Reorich's life // Proceedings of Saint Petersburg University of Culture and Art. Vol. 203. Living ethics and culture: ideas of the Roerichs' heritage in our lives: Proceedings of the international scientific conference, Saint Petersburg University of Culture and Art, 11-12 February 2011. Saint Petersburg 2014. P. 45.

17. Fursikova E.G. "Treasure of Angels" by N.K. Roerich. About the attribution of the paining // The Roerich heritage: Proceedings of the international conference. Vol. IX: The Roerich heritage in world museums and collections. St. Petersburg, 2012. P. 231.

<n ■_

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.