Научная статья на тему 'Сущностно-функциональные особенности системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: проблемы применения и направления совершенствования'

Сущностно-функциональные особенности системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: проблемы применения и направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / НК РФ / ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛО / AGRICULTURE / TAXATION FOR AGRICULTURAL PRODUCERS / TAX CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / UNIFI ED AGRICULTURAL TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабина Ксения Ивановна, Вадивасова Юлия Валерьевна

Актуальность статьи связана с изучением ранее не существовавших, альтернативных систем налогообложения, формирующих особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от уплаты отдельных налогов. Общей особенностью таких систем налогообложения является то, что единый налог заменяет ряд налогов, которые должны уплачиваться при применении общей системы налогообложения. Это приводит к существенному снижению налоговой и административной нагрузки на малый бизнес. Налоговым законодательством введены многочисленные ограничения на применение этих налоговых режимов, закрывающие доступ к ним для предприятий крупного и среднего бизнеса. Запутанность и частое изменение налогового законодательства России в совокупности с низкой финансовой грамотностью начинающих предпринимателей создают для них существенные проблемы. Отсутствие для представителей малого бизнеса мероприятий по информированию и разъяснению осуществляемых изменений в налоговом законодательстве приводит к увеличению временных и психологических издержек, связанных с ведением учета, а при допущении ошибок в исчислении налогов и сроков подачи налоговых деклараций к большим штрафам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENTIAL FUNCTIONAL FEATURES OF THE SYSTEM OF TAXATION FOR AGRICULTURAL PRODUCERS: THE PROBLEMS OF APPLICATION AND WAYS OF IMPROVEMENT

Relevance is associated with previously non-existent alternative taxation systems, which form a special procedure for determining the elements of taxation, as well as exemption from the payment of certain taxes. A common feature of such tax systems is that the single tax replaces a number of taxes that must be paid when applying the general tax system. This leads to a signifi cant reduction in the tax and administrative burden on small businesses. The tax legislation introduced numerous restrictions on the application of these tax regimes, which closed access to them for large and medium-sized businesses. The confusion and frequent changes in the tax legislation of Russia, combined with the low fi nancial literacy of start-up entrepreneurs, create signifi cant problems for them. The absence of small business events to inform and explain the changes in tax legislation leads to an increase in the time and psychological costs associated with maintaining records, and if mistakes are made in the calculation of taxes and deadlines for fi ling tax returns, they are subject to heavy fi nes

Текст научной работы на тему «Сущностно-функциональные особенности системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: проблемы применения и направления совершенствования»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, КРЕДИТ

Ksenia Ivanovna Babina,

PhD in Law,

associate Professor of legal support economic activity, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Yulia Valer'evna Vadivasova,

PhD in Policy,

associate Professor of theory of state and law, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Ксения Ивановна Бабина,

кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

й> ks.03.90@mail.ru

Юлия Валерьевна Вадивасова,

кандидат политических наук, доцент кафедры теории государства и права, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

УДК 336.22

СУЩНОСТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ:

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Актуальность статьи связана с изучением ранее не существовавших, альтернативных систем налогообложения, формирующих особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от уплаты отдельных налогов. Общей особенностью таких систем налогообложения является то, что единый налог заменяет ряд налогов, которые должны уплачиваться при применении общей системы налогообложения. Это приводит к существенному снижению налоговой и административной нагрузки на малый бизнес. Налоговым законодательством введены многочисленные ограничения на применение этих налоговых режимов, закрывающие доступ к ним для предприятий крупного и среднего бизнеса. Запутанность и частое изменение налогового законодательства России в совокупности с низкой финансовой грамотностью начинающих предпринимателей создают для них существенные проблемы. Отсутствие для представителей малого бизнеса мероприятий по информированию и разъяснению осуществляемых изменений в налоговом законодательстве приводит к увеличению временных и психологических издержек, связанных с ведением учета, а при допущении ошибок в исчислении налогов и сроков подачи налоговых деклараций - к большим штрафам.

Ключевые слова: сельское хозяйство, налогообложение для сельскохозяйственных товаропроизводителей, НК РФ, Единый сельскохозяйственный налог.

ISSN 1994-5094 ♦-

149 -♦

THE ESSENTIAL FUNCTIONAL FEATURES OF THE SYSTEM OF TAXATION FOR AGRICULTURAL PRODUCERS: THE PROBLEMS OF APPLICATION AND WAYS OF IMPROVEMENT

Relevance is associated with previously non-existent alternative taxation systems, which form a special procedure for determining the elements of taxation, as well as exemption from the payment of certain taxes. A common feature of such tax systems is that the single tax replaces a number of taxes that must be paid when applying the general tax system. This leads to a significant reduction in the tax and administrative burden on small businesses. The tax legislation introduced numerous restrictions on the application of these tax regimes, which closed access to them for large and medium-sized businesses. The confusion and frequent changes in the tax legislation of Russia, combined with the low financial literacy of start-up entrepreneurs, create significant problems for them. The absence of small business events to inform and explain the changes in tax legislation leads to an increase in the time and psychological costs associated with maintaining records, and if mistakes are made in the calculation of taxes and deadlines for filing tax returns, they are subject to heavy fines.

Keywords: agriculture, taxation for agricultural producers, the Tax Code of the Russian Federation, Unified agricultural tax.

Сельское хозяйство - основа современной экономики, поскольку направлено на обеспечение граждан страны необходимыми продуктами питания и стратегически важным сырьем. Разработка специальных программ лояльности и льготных режимов налогообложения имеет первостепенное значение для законодательных органов России [1, с. 48]. Единый сельскохозяйственный налог позволяет минимизировать затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в этой ответственной сфере, а значит, динамично развивать сельскохозяйственную отрасль.

Единый сельскохозяйственный налог предусматривает снижение налогового бремени для сельхозпроизводителей. Данный вид налогового режима регулируется главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Переход налогоплательщика на уплату единого сельскохозяйственного налога производится добровольно. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.

С января 2017 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей ЕСХН признаются не только непосредственные производители сельхозпродукции, но и те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям. При этом применять ЕСХН можно только в том случае, если доля дохода от реализации перечисленных выше услуг в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за 2016 г. составляет не менее 70% (соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2016 № 216-ФЗ).

Для перехода на единый сельскохозяйственный налог нужно уведомить налоговый орган, подав соответствующее заявление. Переход на единый сельскохозяйственный налог возможен при подаче заявления до 31 декабря года, предшествующего году, с которого планируется переход.

Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога являются доходы, уменьшен-

ные на величину расходов. Налоговая ставка при этом составляет 6%. Налоговый период - календарный год, а отчетный период - полугодие. Следует отметить, что субъекты единого сельскохозяйственного налога не обязаны платить минимальный налог в размере одного процента от доходов, если по окончании года он оказался убыточным. Кроме того, убыток можно перенести на следующий десятилетний период.

Главная цель единого сельскохозяйственного налога - стимулировать сельхозпроизводителей к расширению производства и поддержать отечественный аграрный сектор, который, безусловно, нуждается в государственной поддержке [4, с. 115].

Говоря о данном налоговом режиме, следует отметить ряд изменений: к примеру, теперь ставку в 6% можно менять, и она зависит от размера прибыли, числа продукции и количества работников. Расчет в 2017 г. проводился уже следующим образом: одна четвертая всего размера взноса делится на размер участка, определенного в кадастре.

В 2017 г., чтобы перейти на единый сельскохозяйственный налог, штат предприятия не должен был превышать 300 работников, а сельскохозяйственный доход дожжен был быть не больше 70% от всего дохода. Если эти условия не были соблюдены, то компанию возвращали к общим налогам.

Еще одно изменение 2017 г. состоит в том, что в доходах не учитывается НДС, чтобы налогообложение не проходило два раза. Вместо этого от доходов отнимаются расходы, а полученный результат умножается на 6%.

Налоговый и отчетный периоды в едином сельскохозяйственном налоге сохранились: 6 месяцев (расчет налогов, выплата аванса) и год (сдача декларации и уплата полной суммы налога) [3, с. 97].

Следует помнить, что, помимо основных ограничений, существуют и дополнительные. Так, применять сельскохозяйственный налог не могут хозяйствующие субъекты, которые:

• производят табак, алкоголь, иные подакцизные товары;

• имеют непосредственное отношение к игорному бизнесу;

150 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

• имеют сельскохозяйственный доход меньше 70% от всего оборота (при этом сумма доходов не имеет никакого значения);

• являются рыболовецкими предприятиями, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, в штате которых количество работников больше 300.

Для предприятий с сельскохозяйственным видом деятельности каких-либо ограничений и/или требований по количеству штатных сотрудников не существует.

Глава 26.1 Налогового кодекса РФ не предоставляет возможности возмещать уплаченный НДС после перехода на систему специальных налоговых режимов ЕСХН.

Согласно пп. 8 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками, применяющими ЕСХН, по приобретаемым у поставщиков товарам (работам, услугам), учитываются в составе их расходов. Однако следует отметить, что с 1 января 2019 г. Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ пп. 8 п. 2 ст. 346.5 признается утратившим силу.

Например, налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, из которых основным видом деятельности является овощеводство, а дополнительными видами деятельности являются выращивание корнеплодов, кормовых культур, грибов, переработка и консервация овощей. Налогоплательщиком было представлено в налоговый орган два заявления: заявление на государственную регистрацию в качестве юридического лица и заявление для перехода на специальный налоговый режим ЕСХН. Налоговый орган после рассмотре-

ния заявления о переходе на специальный налоговый режим уведомляет налогоплательщика о возможности перехода на данный режим.

В арбитражной практике зачастую встречаются вопросы, связанные с перерасчетом налоговых обязательств в связи с неправомерным применением специального налогового режима ЕСХН, и зачастую встает вопрос при перерасчете, в праве ли налогоплательщик пользоваться налоговым вычетом по НДС [2, с. 13].

Арбитражная практика по данному налоговому режиму показывает, что большинство судебных дел связано с оспариванием утраты статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Реализация перечисленных изменений действующей системы налогообложения для сельхозпроизводителей призвана содействовать инвестиционному и инновационному развитию сельского хозяйства как одной из основных отраслей, стратегически и социально значимых для экономики страны.

1. Бабина К.И. Понятие бюджетных правоотношений с участием государственного учреждения науки // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 8. С. 48-50.

2. Бабина К. И. Налогообложение государственных учреждений науки - важный элемент экономической системы страны // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения: сб. науч. тр. по мат. междунар. науч.-практ. конф. Волгоград: ВолГУ, 2015. С. 13-15.

3. Вадивасова Ю.В. Некоторые проблемы правового регулирования договора лизинга // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 96-98.

4. Крутякова Т.Л. Бухгалтерский и налоговый учет. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.