Научная статья на тему 'СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ГАРАНТИИ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ'

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ГАРАНТИИ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЗАЩИТА ПРАВ РАБОТНИКОВ / ФУНКЦИИ / ПРАВОМОЧИЯ / ГАРАНТИИ / ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Екатерина Витальевна, Тарновский Александр Андреевич

В данной статье освещены признаки и направления деятельности профсоюзных организаций, их роль в защите прав работников. Рассмотрены основные права и обязанности профсоюзов, гарантии, предоставляемые законодателем как в отношении работников, так и в отношении профсоюзов, условия их создания и особенности осуществляемой ими деятельности. Приведена судебная практика, иллюстрирующая реализацию правомочий, закрепленных законом за профсоюзными объединениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коваленко Екатерина Витальевна, Тарновский Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF TRADE UNION ACTIVITIES AS GUARANTEES OF WORKERS ‘RIGHTS

This article highlights the signs and directions of the activities of trade union organizations, their role in protecting the rights of workers. The main rights and obligations of trade unions, guarantees provided by the legislator in respect of both employees and trade unions, the conditions for their creation and the specifics of their activities are considered. Court practice is presented, illustrating the exercise of the powers assigned by law to trade union associations.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ГАРАНТИИ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-97-102 КОВАЛЕНКО Екатерина Витальевна,

NIION: 2018-0076-8/23-592 студентка 4 курса Юридической школы ДВФУ,

MOSURED: 77/27-023-2023-8-592 e-mail: kovalenko.evit@students.dvfu.ru

ТАРНОВСКИЙ Александр Андреевич,

студент 4 курса Юридической школы ДВФУ, e-mail: tarnovskii.aa@students.dvfu.ru

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ГАРАНТИИ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ

Аннотация. В данной статье освещены признаки и направления деятельности профсоюзных организаций, их роль в защите прав работников. Рассмотрены основные права и обязанности профсоюзов, гарантии, предоставляемые законодателем как в отношении работников, так и в отношении профсоюзов, условия их создания и особенности осуществляемой ими деятельности. Приведена судебная практика, иллюстрирующая реализацию правомочий, закрепленных законом за профсоюзными объединениями.

Ключевые слова: профсоюзное движение, защита прав работников, функции, правомочия, гарантии, защита.

KOVALENKO Ekaterina Vital'evna,

4th year student of FEFU School of Law

TARNOVSKIJ Aleksandr Andreevich,

4th year student of FEFU School of Law

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF TRADE UNION ACTIVITIES AS GUARANTEES OF WORKERS 'RIGHTS

Annotation. This article highlights the signs and directions of the activities of trade union organizations, their role in protecting the rights of workers. The main rights and obligations of trade unions, guarantees provided by the legislator in respect of both employees and trade unions, the conditions for their creation and the specifics of their activities are considered. Court practice is presented, illustrating the exercise of the powers assigned by law to trade union associations.

Key words: trade union movement, protection of workers' rights, functions, powers, guarantees, protection.

Профсоюзы всегда стремились защитить права и интересы наемных работников, которые вынуждены были трудиться в тяжелых и вредных условиях. Решить данную проблему и повлиять на сложившуюся ситуацию работники могли, только объединившись для защиты своих интересов. На сегодняшний день легальное определение профсоюза закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - ФЗ «О профсоюзах»). Так, под профсоюзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов [1]. Данная норма основывается на положениях Конституции

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) (далее - Конституция РФ). Часть 1 статьи 30 Конституции РФ провозглашает право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов [2]. При этом свобода деятельности таких объединений гарантируется государством, а членство в профсоюзе должно быть добровольным, запрещается принудительное вступление или пребывание в нем. Рассматриваемая статья помещена во II главу, посвященную правам и свободам человека и гражданина, что подчеркивает важность и значимость законодательного закрепления и реализации данного права. Мы полагаем, что приведенное выше легальное понятие профсоюза и положения Конституции РФ отражают характерные черты, отли-

чающие профсоюзы от других субъектов права. В связи с этим считаем возможным выделить следующие признаки профсоюзов:

1. Деятельность профсоюзов базируется на принципе добровольности членства, не допускается принудительное вступление или пребывание в профсоюзе.

2. Профсоюзы являются общественными объединениями, поэтому на них распространяются общие положения законодательства об общественных объединениях, представляющих собой добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 1 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (далее - ФЗ «Об общественных объединениях») [3]. Следовательно, некоммерческий характер деятельности указывает на то, что извлечение прибыли не может являться основной целью деятельности профсоюзов.

3. В качестве членов профсоюзов могут выступать лишь граждане.

4. Критерий для объединения граждан в профсоюз - наличие общих производственных, профессиональных интересов по роду их деятельности.

5. Создание профсоюза преследует цель представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов членов объединения.

Далее стоит перейти к рассмотрению актов, регламентирующих деятельность профсоюзов. На сегодняшний день в отношении России действует ряд международных договоров, провозглашающих право на объединение: Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» от 9 июля 1948 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Ключевым национальным нормативно-правовым актом, регламентирующим права и гарантии деятельности профсоюзов, является ФЗ «О профсоюзах». Позже был принят не менее значимый акт - «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (далее - ТК РФ), в котором защите трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами посвящена Глава 58 [4]. Кроме того, на профсоюзы распространяется действие Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, а также в связи с тем, что профсоюзы являются обществен-

ными объединениями, в отношении них действует и ФЗ «Об общественных объединениях», деятельность профсоюзов подчиняется и другим нормативно-правовым актам.

В связи с тем, что общественные отношения с участием профсоюзов регулируются актами различной отраслевой принадлежности, профсоюзы являются многоотраслевыми субъектами права [5, с. 40]. При этом важно отметить, что не все стороны деятельности данных объединений подлежат законодательному регулированию. В литературе принято выделять внешние и внутренние отношения с участием профсоюзов [6, с. 123]:

1. Внешние отношения - отношения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами. Данные отношения регулируются законом (ст. 1 ФЗ «О профсоюзах») [1].

2. Внутренние отношения - отношения профсоюзов между собой, а также со своими членами (например, прием в члены профсоюза, формирование профсоюзных органов и др.). Регулируются корпоративными нормами, а не правовыми.

Профсоюзы независимы в осуществлении своей деятельности, вмешательство государства во внутреннюю деятельность профсоюзов запрещено законом (ст. 5 ФЗ «О профсоюзах») [1]. Независимость профсоюзов заключается и в том, что они вправе самостоятельно принимать уставы, определять свою структуру и образовывать профсоюзные органы, проводить различные собрания, конференции и т. д (ст. 7 ФЗ «О профсоюзах») [1]. При этом в п. 1 ст. 7 ФЗ «О профсоюзах» сказано, что уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, а п. 2-3 ст. 7 предъявляет требования к уставам соответствующих организаций [1]. Данное положение было рассмотрено КС РФ на предмет нарушения ст. 30 Конституции РФ и принципа независимости профсоюзов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.10.2020 № 44-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с жалобой Новосибирского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Новосибирской области» КС РФ указал, что перечисление перечня вопросов, подлежащих регламентации в уставе, не является нарушением конституционного права на объединение и права профсоюзов самостоятельно вырабатывать свои уставы и административные регламенты, организовывать

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий, поскольку представляет собой закрепление лишь формальных требований к уставу. Кроме того, право на объединение должно включать правомочие профсоюзных организаций и их объединений самостоятельно определять принципы взаимоотношений. К таковым относится и единство организационных основ деятельности конкретного объединения (ассоциации) профсоюзов, с одной стороны, и являющихся его членами профсоюзов и объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, с другой стороны, в целях обеспечения равных стандартов защиты социально-трудовых прав и интересов работников [7].

Профсоюзы имеют специфические функции

- направления деятельности. Мы разделяем позицию Крайнова Г. Н., который с опорой на ст. 2 ФЗ «О профсоюзах» выделял следующие функции:

• Защита социально-трудовых прав и интересов своих членов (например, профсоюзный контроль, защита права членов профсоюзов в досудебной и судебной форме);

• Представительская функция (право профсоюзов и их объединений на представление интересов работников отражено в ст. 29 ТК РФ [4], ст. 11 ФЗ «О профсоюзах» [1]);

• Функция сотрудничества (социальное партнерство, установление и налаживание контактов с профсоюзными организациями, в том числе других стран) [8, с. 158].

Указанные функции могут осуществляться как во внешних, так и во внутренних общественных отношениях с участием профсоюзов. Мы полагаем, что ключевой является защитная функция, поскольку реализация как представительской функции, так и функции сотрудничества в конечном счете ориентирована на защиту социально-трудовых прав и интересов граждан. Функции профсоюзов отражают уровень политического, экономического, социального и культурного развития общества, поэтому с течением времени могут изменяться. Например, Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (далее

- Конституция СССР 1977) устанавливала, что профсоюзы в соответствии со своими уставами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов (ст. 7) [9]. Таким образом, на первый план выходила функция политическая. Но какие бы изменения ни претерпевали функции профсоюзов, их социальное назначение - представление и защита прав и интересов работников - было и остается неизменным.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

На сегодняшний день п. 2 ст. 2 ФЗ «О профсоюзах» развивает конституционное право на объединение и предусматривает два необходимых условия для создания и вступления в профсоюз: во-первых, возрастной ценз - 14 лет, именно с этого возраста граждане вправе осуществлять трудовую деятельность при наличии согласия родителей или законных представителей, а также способны сознательно отнестись к реализации данного права; во-вторых, необходимо наличие реальной связи лица, намеревающегося создать профсоюз или вступить в уже созданный профсоюз, и осуществление им трудовой (профессиональной) деятельности, поскольку главная цель профсоюзов состоит в защите трудовых прав и производственных интересов работника [1]. Исходя из ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях», профсоюз может быть создан не менее чем тремя учредителями [3].

Важно также отметить, что в российских профсоюзах могут состоять как граждане России, проживающие за границей, так и иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, если иное не предусмотрено законом или международным договором (п. 4 ст. 2 ФЗ «О профсоюзах») [1]. При этом защита профсоюза распространяется на указанных лиц не только в период их членства в объединении, но и до осуществления трудовой деятельности (например, при необоснованном отказе при приеме на работу), а также после (например, в случае незаконного увольнения) (п. 2 ст. 30 ТК РФ) [4]. Законом запрещена дискриминация по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзу, обусловливать этим прием на работу, продвижение по работе и увольнение (ст. 9 ФЗ «О профсоюзах») [1]. Из сказанного следует, что деятельность профсоюзов прежде всего ориентирована на защиту прав и интересов трудящихся, независимо от гражданства, места проживания и членства в профсоюзе. Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку -общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения (ст. 2 ФЗ «О профсоюзах») [1].

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в

субъекте России по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа (ст. 8 ФЗ «О профсоюзах») [1]. Следует обратить внимание на то, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица, но это не препятствует реализации ими своих основных полномочий, защитной и представительской функций. Правомочия профсоюзов, определяющие пределы вмешательства в трудовые отношения между работником и работодателем определены в ФЗ «О профсоюзах», а также рядом норм ТК РФ. Так, глава 2 ФЗ «О профсоюзах» посвящена основным правам профсоюзов. Рассмотрим ключевые права, закрепленные в законе.

Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11 ФЗ «О профсоюзах») [1]. Данное правомочие является одним из центральных в деятельности профсоюзов, позволяет защищать права не только собственных членов, но и иных работников в области трудовых споров. Профсоюзы способны участвовать в правовом регулировании трудовых правоотношений на всех этапах. В дополнение к рассматриваемой норме ст. 29 ТК РФ позволяет профсоюзам представлять интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией [4]. Право на содействии занятости (ст. 12 ФЗ «О профсоюзах») позволяет профсоюзам участвовать в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по защите членов профсоюза, уволенных в результате ликвидации, осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости [1].

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, организовывать и проводить в соответствии с законом забастовки, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования и другие коллективные действия, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 14 ФЗ «О профсоюзах») [1]. Профсоюзным организациям позволено создавать собственные инспекции труда с целью осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19 ФЗ «О профсоюзах») [1]. В рамках контрольных мероприятий профсоюзы вправе беспрепятственно посещать рабочие места работников - членов профсоюзов - для проверки соблюдения работодателем законодательства о труде (ст. 370 ТК РФ) [4].

При нарушении законодательства о труде за профсоюзами закреплено право обращаться в органы по рассмотрению трудовых споров (ст. 23 ФЗ «О профсоюзах») [1]. С таким заявлением организация может обратиться как по просьбе собственных членов либо других работников, так и по собственной инициативе. Для реализации этого права профсоюзным организациям предоставлено право создавать юридические службы и консультации.

Особых обязанностей в отношении профсоюзных организаций в ФЗ «О профсоюзах» не содержится. Поскольку профсоюз - общественное объединение на него распространяются общие обязанности, закрепленные в ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», так, профсоюз обязан:

• соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы профсоюзной деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

• ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности, в случае наличия регистрации;

• представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, годовые и квартальные отчеты о своей деятельности;

• допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

• оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации [3].

Юридические гарантии деятельности способствуют реализации прав профсоюзных организаций и выполнению ими возложенных обязанностей, занимая особое место в регулировании рассматриваемых общественных отношений. Систему юридических гарантий профсоюзов представляется возможным подразделить на:

1. Имущественные гарантии;

Данные гарантии включают в себя: право собственности на имущество, в том числе денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

хозяйственное ведение (управление), право учреждать банки и фонды и т. д. (ст. 24 ФЗ «О профсоюзах») [1].

2. Личные гарантии членов профсоюзной организации;

Эти гарантии также следует разделить на группы:

• Гарантии работникам, которые входят в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобождены от основной работы.

Члены выборных профсоюзных органов освобождаются от работы для участия в съездах, конференциях. Увольнение данных работников по инициативе работодателя допускается только с учетом мнения выборного профсоюзного органа (ст. 25 ФЗ «О профсоюзах») [1]. Согласно позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2021 N 26-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.К. Сергеевой», данная процедура направлена на предотвращение необоснованного увольнения таких работников в связи с осуществляемой ими профсоюзной деятельностью. Тем самым она направлена на государственную защиту от вмешательства работодателя в осуществление профсоюзной деятельности [10]. При этом работодатель обязан учесть мнение профсоюза, если работник являлся его членом на момент увольнения, а не на момент принятия решения о сокращении. Учитывать мнение профсоюза при увольнении его бывших членов работодатель не обязан (определение Приморского краевого суда от 24.08.2015 по делу № 33-7386/2015) [11].

• Гарантии освобожденным работникам, избранным в профсоюзные органы.

Работник, освобожденный от работы и избранный на выборную должность в профсоюз данной организации, после окончания деятельности на выборной должности имеет право занять прежнюю должность или другую равноценную должность (ст. 26 ФЗ «О профсоюзах») [1].

• Гарантии права на труд работникам -членам выборного профсоюзного органа.

Увольнение таких работников по инициативе работодателя не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые законом предусмотрено увольнение (ст. 27 ФЗ «О профсоюзах») [1].

3. Гарантии по содействию деятельности профсоюзам со стороны работодателя;

Работодатель предоставляет профсоюзам в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, трансОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

портные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением. Кроме того, работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации, либо арендуемые ею базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры и др. Ключевой обязанностью работодателя является ежемесячное перечисление на счет профсоюза членских взносов из заработной платы работников при наличии письменных заявлений работников (ст. 28 ФЗ «О профсоюзах») [1].

Рассмотрим пример из судебной практики (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.03.2020 по делу № 33-11283/2020). Межрегиональный профсоюз железнодорожников (далее - МПЖ) обратился с иском к ОАО «ФПК» с целью защиты прав работника. Работник ОАО «ФПК» является членом профсоюзной организации. Обращался к работодателю с письменным заявлением об удержании и перечислении членских взносы на счет МПЖ. Но данная просьба была проигнорирована работодателем, членские взносы не удерживались и не перечислялись. Суд пришел к выводу, что действия работодателя неправомерны и нарушают права работника и гарантии профсоюза. Суд вынес решение об удовлетворении требований МПЖ и возложении на ОАО «ФПК» обязанности удерживать из заработной платы работника и бесплатно перечислять членские профсоюзные взносы на счет МПЖ согласно поданному заявлению [12].

4. Гарантия судебной защиты прав профсоюзов (ст. 29 ФЗ «О профсоюзах) [1].

Таким образом, профсоюзы - важный социальный институт современного общества. На сегодняшний день российские профсоюзы наделены множеством прав, способствующих организации эффективной профсоюзной деятельности. Государство защищает права профсоюзных организации и предоставляет юридические гарантии как в отношении профсоюзов, так и в отношении работников.

Список литературы:

[1] О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер. закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 148; 2021. - № 52 (ч. 1). - Ст. 8981.

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.

[3] Об общественных объединениях: федер. закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) //

Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995.

- № 21. - Ст. 1930; 2022. - № 52. - ст. 9365.

[4] Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19 декабря 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3; 2022. - № 52. - Ст. 9375.

[5] Соколенко, Н. Н. Гарантии и защита трудовых прав граждан : учебное пособие для вузов / Н. Н. Соколенко. — Москва : Изд-во Юрайт, 2023.

- 272 с. — URL: https://urait.ru/bcode/519884 (дата обращения: 05.02.2023). — Текст : электронный.

[6] Филющенко, Л. И. Некоторые проблемы правового регулирования отношений с участием профсоюзов / Л. И. Филющенко // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 11. - С. 121

- 128.

[7] По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» : Постановление Конституционного Суда РФ № 44-П от 27.10.2020. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.

[8] Крайнов, Г. Н. О современном состоянии профсоюзного движения в России / Г. Н. Крайнов // Социологические исследования. - 2019. - № 8. -С.157 - 161.

[9] Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977). - Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс». - Текст : электронный. - (утратил силу).

[10] По делу о проверке конституционности части 3 статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е. К. Сергеевой : Постановление Конституционного Суда РФ № 26-П от 03.06.2021. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.

[11] Определение Приморского краевого суда от 24.08.2015 по делу № 33-7386/2015. -Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.

[12] Апелляционное определение Московского городского суда от 18.03.2020 по делу № 33-11283/2020. - Доступ из СПС «Консультант-Плюс». - Текст : электронный.

Spisok literatury:

[1] O professional'nyh soyuzah, ih pravah i garantiyah deyatel'nosti: feder. zakon ot 12.01.1996 № 10-FZ (red. ot 21.12.2021) // Sobr. zakonod-

atel'stva Ros. Federacii. - 1996. - № 3. - St. 148; 2021. - № 52 (ch. 1). - St. 8981.

[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossi-jskogo golosovaniya 01 iyulya 2020 g.). - Dostup iz SPS «Konsul'tantPIyus». - Tekst : elektronnyj.

[3] Ob obshchestvennyh ob»edineniyah: feder. zakon ot 19.05.1995 N 82-FZ (red. ot 19.12.2022) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. - 1995. - № 21. - St. 1930; 2022. - № 52. - st. 9365.

[4] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 19 dekabrya 2022 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. -2002. - № 1 (ch. 1). - St. 3; 2022. - № 52. - St. 9375.

[5] Sokolenko, N. N. Garantii i zashchita tru-dovyh prav grazhdan : uchebnoe posobie dlya vuzov / N. N. Sokolenko. — Moskva : Izd-vo YUrajt, 2023.

— 272 s. — URL: https://urait.ru/bcode/519884 (data obrashcheniya: 05.02.2023). — Tekst : elektronnyj.

[6] Filyushchenko, L. I. Nekotorye problemy pravovogo regulirovaniya otnoshenij s uchastiem profsoyuzov / L. I. Filyushchenko // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2016. - № 11. - S. 121 -128.

[7] Po delu o proverke konstitucionnosti punkta 1 stat'i 7 Federal'nogo zakona «O professional'nyh soyuzah, ih pravah i garantiyah deyatel'nosti» : Pos-tanovlenie Konstitucionnogo Suda RF № 44-P ot

27.10.2020. - Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus». -Tekst : elektronnyj.

[8] Krajnov, G. N. O sovremennom sostoyanii profsoyuznogo dvizheniya v Rossii / G. N. Krajnov // Sociologicheskie issledovaniya. - 2019. - № 8. - S. 157 - 161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (prinyata VS SSSR 07.10.1977). - Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus». - Tekst : elektronnyj. - (utratil silu).

[10] Po delu o proverke konstitucionnosti chasti 3 stat'i 374 Trudovogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhaloboj grazhdanki E. K. Sergeevoj : Pos-tanovlenie Konstitucionnogo Suda RF № 26-P ot

03.06.2021. - Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus». -Tekst : elektronnyj.

[11] Opredelenie Primorskogo kraevogo suda ot 24.08.2015 po delu № 33-7386/2015. - Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus». - Tekst : elektronnyj.

[12] Apellyacionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 18.03.2020 po delu № 33-11283/2020. - Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

- Tekst : elektronnyj.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.