Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ, ВИДЫ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ УСЛУГАМИ'

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ УСЛУГАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
719
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ УСЛУГИ / ПОТРЕБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СПОРТИВНОЙ УСЛУГИ / СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SPORTS SERVICES / THE NEEDS OF CONSUMERS OF SPORTS SERVICES / SPORTS AND ENTERTAINMENT EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Можелев Евгений Андреевич

В течение многих последних лет неуклонно повышался спрос на спортивные услуги, замедлившийся только в текущем году из-за введенных ограничительных мер вследствие пандемии. Для разработки эффективной системы мер по восстановлению этого сегмента услуг, важно обобщить научно-теоретические подходы к определению сущности понятия «спортивная услуга», определить потребности тех, кто пользуется спортивными услугами, описать виды спортивных услуг и их взаимосвязь с другими услугами. Именно эти научные аспекты спортивной услуги стали целью данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, TYPES OF SPORTS SERVICES AND THEIR RELATIONSHIP WITH OTHER SERVICES

Over the past many years, the demand for sports services has steadily increased, slowing down only this year due to the restrictive measures introduced due to the pandemic. To develop an effective system of measures to restore this segment of services, it is important to generalize scientific and theoretical approaches to defining the essence of the concept of "sports service", to determine the needs of those who use sports services, to describe the types of sports services and their relationship with other services. It is these scientific aspects of sports services that have become the focus of this study.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ, ВИДЫ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ УСЛУГАМИ»

Сущность, виды спортивных услуг и их взаимосвязь с другими услугами Essence, types of sports services and their relationship with other services

Можелев Е.А.1 E.Mozhelev

В течение многих последних лет неуклонно повышался спрос на спортивные услуги, замедлившийся только в текущем году из-за введенных ограничительных мер вследствие пандемии. Для разработки эффективной системы мер по восстановлению этого сегмента услуг, важно обобщить научно-теоретические подходы к определению сущности понятия «спортивная услуга», определить потребности тех, кто пользуется спортивными услугами, описать виды спортивных услуг и их взаимосвязь с другими услугами. Именно эти научные аспекты спортивной услуги стали целью данного исследования.

Over the past many years, the demand for sports services has steadily increased, slowing down only this year due to the restrictive measures introduced due to the pandemic. To develop an effective system of measures to restore this segment of services, it is important to generalize scientific and theoretical approaches to defining the essence of the concept of "sports service", to determine the needs of those who use sports services, to describe the types of sports services and their relationship with other services. It is these scientific aspects of sports services that have become the focus of this study.

Ключевые слова: спортивная услуги, потребности потребителей спортивной услуги, спортивно-зрелищные мероприятия

Keywords: sports services, the needs of consumers of sports services, sports and entertainment events.

1 Научный руководитель - Зайцева Н.А., д.э.н. профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта, РЭУ им. Г.В. Плеханова

Научно-теоретические подходы к определению сущности понятия «спортивная услуга».

Рассмотрим основные научно-теоретические подходы к определению понятия «спортивная услуга» в таблице 1.

Таблица 1.

Основные научно-теоретические подходы к определению понятия «спортивная услуга» (составлено автором)

№ Определение понятия Автор, источник

1 Спортивная услуга - это «деятельность исполнителя по ГОСТ Р 52024-

удовлетворению потребностей потребителя в достижении 2003 [1]

спортивных результатов»

2 Спортивная услуга - это «организованные формы занятия физическими упражнениями и спортом, программы тренировочного процесса, спортивно-зрелищные мероприятия и т.д.» Обожина Д А. [5]

3 Спортивная услуга - это «система экономически Колегова К.С.,

обоснованного создания, предоставления и потребления Левшина В.В.,

услуг, удовлетворяющих специальные потребности Фадеева Н.В. [3]

потребителей в оздоровлении, физическом развитии и

достижении спортивных результатов»

4 Спортивная услуга - это «деятельность, направленная на удовлетворение физических и духовных потребностей населения в совершенствовании своих способностей или спортивном зрелище» Дроботов С.Е. [2]

5 Спортивная услуга - это «услуга, связанная с обеспечением Филоненко Н.В.

занятий физической культурой и спортом, направленных на оздоровление и физическое развитие потребителей, и [7]

оказываемая:

• на платной или бесплатной основе;

• индивидуально или в группах;

• государственными или коммерческими

организациями;

• с использованием определенных методик;

• с привлечением специалистов»

На основе подробного анализа научных подходов к определению понятия «спортивная услуга», представленного в таблице 1., можно сформулировать следующее определение, которое будет в дальнейшем использоваться в рамках данного исследования: «спортивная услуга» - это «деятельность исполнителя, направленная на удовлетворение потребностей потребителя в физическом воспитании и развитии своих способностей,

спортивном результате или спортивном зрелище, осуществляемая на платной или бесплатной основе в форме проведения организованных и самостоятельных занятий, учебно -тренировочного процесса, физкультурных и спортивных мероприятий» [4].

Исполнителем спортивной услуги является организация любой организационно-правовой форму или индивидуальный предприниматель, оказывающий спортивные услуги, а потребителем - лицо, которое намеревается заняться спортом или физическими упражнениями для поддержания здоровья или высокой работоспособности, а также лицо или организация, намеревающиеся принять участие в различных видах проведения досуга при посещении спортивно-зрелищных мероприятий [6].

Основные потребности потребителей спортивных услуг.

Проведенный анализ понятий «спортивная услуга» и «потребитель спортивной услуги» позволяет сделать вывод о том, что спортивная услуга направлена на удовлетворение трех видов потребностей потребителя:

1)потребность в физическом воспитании и развитии своих способностей;

2)потребность в спортивном результате;

3)потребность в спортивном зрелище.

В процессе организации и оказания спортивной услуги удовлетворяются различные потребности (таблица 2.).

Таблица 2.

Основные потребности, которые удовлетворяются в процессе предоставления спортивной услуги (составлено автором)

Потребитель спортивной услуги Виды удовлетворяемых потребностей

Занимающиеся физической культурой и спортом Потребность в физическом воспитании Потребность в совершенствовании своих способностей Потребность в овладении жизненно необходимыми двигательными умениями Потребность в достижении спортивного результата Потребность в достижении высокого социального статуса (стать известным спортсменом) Потребность в причастности

Зрители спортивных мероприятий и болельщики Потребность в зрелище Потребность в доступности спортивной услуги Потребность в безопасности Потребность в общении

Спонсоры и партнеры Потребность в повышении узнаваемости Потребность в создании/укреплении имиджа Потребность в получении прибыли

Спортсмены и тренеры Потребность в достижении спортивного результата Потребность в достижении высокого социального статуса Потребность в получении стабильной заработной платы и других денежных вознаграждения (премиальных и т.д.) Потребность в самовыражении

Родители детей, занимающихся физической культурой и спортом Потребность в физическом развитии детей Потребность в воспитании детей Потребность в общении детей с другими детьми, занимающимися спортом

Люди, занимающиеся физической культурой и спортом, дети и их родители, спортсмены, тренеры, зрители спортивных мероприятий, спонсоры и партнеры удовлетворяют разные потребности при получении спортивной услуги. В свою очередь, эти потребности ложатся в основу создания спортивной услуги, которую можно разделить на три уровня.

Используем подход, позволяющий рассмотреть спортивную услугу на трех уровнях: услуга по замыслу, услуга в реальном исполнении, услуга с подкреплением (рис.1.)

III уровень Спортивная услуга с подкреплением Качество обслуживания клиентов

Информация о спортивной

услуге и процессе ее оказания

II уровень

Спортивная услуга в реальном исполнении

Эртономпчкость _ Уровень качества

II комфорт N. спортивной

/ I уровень \ услуги

Экономичность ( Спортивная 1

1 услуга по замыслу

Безопасность \ Выгоды / Впечатления

Престиж

организации, Эстетическая

предоставляющей составляющая

спортивную услугу

Консультационная поддержка потребителя спортивной услуги

Организация обслуживания потребителя спортивной услуги

Рис. 1. Три уровня спортивной услуги (составлено автором) Рассмотрим содержание каждого уровня спортивной услуги: I уровень - спортивная услуга по замыслу.

В основе любой услуги, в том числе спортивной, лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности. Следовательно, центральная часть спортивной услуги представлена замыслом потребителя удовлетворить свои спортивные потребности, сформировавшиеся из его конкретных нужд, традиций или, например, под влиянием моды. Таким образом, на данном уровне услуга еще нет для того, кто может ее получить, поэтому потребитель, по сути, оценивает только то, на сколько услуга сможет удовлетворить какую-либо его потребность. На этом уровне потребителем проводится сравнение возможной пользы и того, сколько ему нужно будет заплатить за данную спортивную услуг. Поэтому на данном уровне формирования спортивной услуги важно оценить какие потребности удовлетворяет потребитель и в чем его выгоды.

II уровень - спортивная услуга в реальном исполнении.

Спортивная услуга на этом уровне рассматривается как совокупность определенных свойств и характеристик, позволяющих удовлетворить совокупность потребностей клиента. Поэтому на данном уровне оцениваются такие параметры услуги, как качество ее исполнения и обслуживания, уровень комфортности и экономичности услуги. Кроме того, для одних потребителей спортивной услуги важное значение имеют такие параметры, как безопасность оказания услуги, а для других - престижность организации, которая оказывает такие услуги.

III уровень - спортивная услуга с подкреплением.

На данном уровне предполагается оказание всесторонней помощи потребителю спортивной услуги, формирование с ним дружеских доверительных отношений, предоставление полной информации об услуге, предоставление гарантий и возможности выбора. Особая роль в подкреплении спортивной услуги принадлежит комплексу информационных услуг, предоставляемых спортивной организацией, а также современным информационным технологиям: виртуальный тур по спортивному объекту, покупка билета на спортивное мероприятие в сети Интернет в режиме реального времени, электронная калькуляция стоимости абонемента, система видеофиксации гола (система VAR) и т.д.

Основные виды спортивных услуг и их взаимосвязь с другими видами услуг.

Государственным документом, который непосредственно связан со спортивными и физкультурно-оздоровительными услугами, является Государственный стандарт Российской Федерации 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования. В нем представлены область применения, основные термины и их определения, перечень спортивных услуг и требования к ним. Требования к спортивным услугам должны обеспечивать формирование здорового образа жизни потребителей, зрелищность данного вида услуг, эргономичность,

комфортность, безопасность и т.д. Основные виды спортивных услуг схематично изображены на рисунке 2.

Проведение физкультурных и спортивных занятий

Образовательные услуги

Организация и проведение спортивно-зрелищных мероприятий

Информационно-консультативные услуги

Организация и проведение учебно-тренировочного процесса

Предоставление физ культурно-спортивных сооружений

Рис.2. Основные виды спортивных услуг (составлено автором)

Рассмотрим основные виды спортивных услуг более подробно:

1. Проведение физкультурных и спортивных занятий включает в себя групповые занятия общей физической подготовкой и оздоровительной физкультурой, организацию соревнований в учебных группах, школах и клубах по видам спорта и разработку рекомендаций по индивидуальному режиму занятий физической культурой и спортом.

2. Организация и проведение спортивно-зрелищных мероприятий включает в себя организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий и праздников, организация и проведение спортивно-зрелищных вечеров, концертов, встреч и показательных выступлений ведущих спортсменов.

3. Организация и проведение учебно-тренировочного процесса подразумевает обучение потребителей технике двигательных умений, развитие и совершенствование двигательных способностей, тактической, технической и физической подготовки, а также организованный контроль за

уровнем подготовки и состоянием здоровья потребителей данного вида спортивных услуг. В первую очередь, данный вид спортивных услуг связан с деятельностью детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) и училищ олимпийского резерва (УОР).

4. Предоставление физкультурно-спортивных сооружений включает в себя использование физкультурно-спортивных сооружений для проведения занятий и соревнований, в том числе пользование спортивным инвентарем и оборудованием и обеспечение квалифицированным обслуживающим персоналом.

5. Информационно-консультативные услуги подразумевают предоставление информации о содержании спортивных услуг, их сертификации, консультации специалистов по вопросам рационального режима питания, а также консультации по вопросам проведения медицинских и восстановительных мероприятий.

6. Образовательные услуги включают в себя профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в сфере физической культуры и спорта.

Существуют также услуги, которые потребляются вместе с уже приобретенной спортивной услугой, дополняют ее, увеличивают удовольствие от ее получения и способствуют повышению ее ценности для потребителя (сопутствующие и дополнительные услуги). Так, например, к сопутствующим и дополнительным услугам можно отнести гостиничные услуги, лечебно-оздоровительные и медицинские услуги и т.д. Более подробно взаимосвязь спортивных услуг с другими видами услуг представлена на рисунке 3.

Спортивные услуги

Образовательные услуги

Лечебно-оздоровительные услуги (оздоровление, восстановление и лечение)

Информационно-консультативные услуги

Гостиничные и туристические услуги

Рис. 3. Взаимосвязь спортивных услуг с другими видами услуг (составлено автором) Одним из наиболее популярных и стремительно развивающихся видов спортивных услуг являются услуги организации и проведения спортивно-зрелищных мероприятий.

Организация и проведение спортивно-зрелищных мероприятий - это деятельность организаторов спортивно-зрелищных мероприятий, имеющих или не имеющих свои спортивные объекты и направленная на удовлетворение потребностей потребителей в спортивном зрелище, относящаяся, в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), к деятельности в области спорта, отдыха и развлечений. К данному виду спортивных услуг следует относить спортивные мероприятия для участников соревнований, турниров, марафонов; спортивные праздники, вечера и концерты; показательные выступления известных и талантливых спортсменов и различные встречи с ними.

При организации и проведении спортивно -зрелищных мероприятий одним из наиболее важных моментов является трансфер спортивных команд, представителей, их проживание, питание и т.д. Следовательно, данный вид спортивных услуг находится в непосредственной взаимосвязи с другими видами услуг, представленными схематично на рисунке 4.

(страхование, медицинское сопровождение мероприятий, спортивная диагностика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационные услуги и услуги связи

(информационное освещение, трансляции)

услуги

Услуги по предоставлению во временное пользование спортивных сооружений

Рис. 4. Взаимосвязь услуг организации и проведения спортивно-зрелищных мероприятий с другими видами услуг

Таким образом, современным спортивным услугам, особенно услугам организации и проведения спортивно-зрелищных мероприятий, свойственен комплексный характер, заключающийся в том, что основная услуга потребляется неразрывно от дополнительных и сопутствующих услуг: гостиничных услуг (проживание участников спортивно-зрелищного мероприятия), транспортных услуг (трансфер участников спортивно-зрелищного мероприятия и оборудования), услуг общественного питания (организация питания участников спортивно -зрелищного мероприятия) и т.д.

Спортивные услуги должны соответствовать требованиям различных стандартов, нормативной и технической документации. Для обеспечения качества организации и оказания спортивных услуг необходима система условий, осуществляющих, с одной стороны, организационное, а с другой -экономическое обеспечение качества организации и оказания спортивных услуг.

Литература

1. ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования. - М.: Изд-во стандартов, 2003.

2. Дроботов С.Е. Проблемы развития сферы физкультурно-спортивных услуг в условиях глобализации // Журнал правовых и экономических исследований. - 2013. - №2. - С.184-190

3. Колегова К.С., Левшина В.В., Фадеева Н.В. Квалиметрическая оценка качества спортивно-оздоровительных услуг // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - №5-3. - С.64-69.

4. Можелев Е.А. Особенности спортивно-зрелищных мероприятий и показатели оценки качества их организации и проведения. Российские регионы: взгляд в будущее. 2020, № 1, С. 56-63

5. Обожина ДА. Управление физкультурно-спортивной организацией: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета. - 2017. - 282 с.

6. Понкин И.В., Понкина А.И. Понятие и структура «спортивного продукта» в спортивном праве // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2016. - №2. - С.129-137.

7. Филоненко Н.В. Развитие платных услуг физической культуры и спорта в бюджетных физкультурно-спортивных комплексах: мнение экспертов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. -2016. - №48. - С.251-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.