Научная статья на тему 'Сущность управленческого анализа деятельности организации'

Сущность управленческого анализа деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2415
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВНУТРЕННИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахрушина М. А., Самарина Л. Б.

В статье предпринята попытка установить сущность управленческого анализа, как одного из видов экономического анализа. Авторами обоснован тот факт, что управленческий анализ представляет собой вид экономического анализа, базирующийся на информации, подготовленной главным образом в системе управленческого учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность управленческого анализа деятельности организации»



СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

М. А. БАХРУШИНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности E-mail: [email protected] Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Л. Б. САМАРИНА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерскогоучета, аудита, статистики E-mail: [email protected] Всероссийский заочный финансово-экономический институт,

филиал в г. Туле

В статье предпринята попытка установить сущность управленческого анализа как одного из видов экономического анализа. Авторами обоснован тот факт, что управленческий анализ представляет собой вид экономического анализа, базирующийся на информации, подготовленной главным образом в системе управленческого учета.

Ключевые слова:управленческий анализ, управленческий учет, экономический анализ, внутренний анализ.

Развитие экономической науки сопряжено как с разработкой практических методик, так и с методологическим обоснованием выделения специальных областей знаний в отдельные научные направления. Этим, в частности, объясняется возросший интерес к проблемам становления и развития управленческого анализа как самостоятельной области знаний, с одной стороны, и функции управления организацией, с другой стороны.

В то время как вопросы организационного, информационного и методического обеспечения финансового анализа исследуются в специальной экономической литературе достаточно подробно, до сих пор не существует однозначного мнения о содержании управленческого анализа.

Какизвестно, термин «анализ» (отгреч. analysis— разложение) означает разбор, разделение на составные части. Экономический анализ — это систематизированная совокупность методов, способов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования. Процедура проведения анализа состоит из разделения проблемы на составляющие части, более доступные для изучения. С использованием специальных методов, способов, приемов решаются отдельные задачи, а их объединение позволяет получить общее решение проблемы. Такова диалектика познания, которая базируется на единстве анализа и синтеза как научных методов изучения реальности [10].

Экономический анализ в России как наука сформировался в советский период. Бурный рост научно-технического прогресса и усиление экономической работы в организациях способствовали дифференциации наук, в результате чего произошло отделение экономического анализа от бухгалтерского учета. В дальнейшем развитие экономического анализа как самостоятельной отрасли знаний, функции управления и элемента хозяйственного механизма происходило на основе органического

соединения элементов экономики, техники и технологии производства, применения экономико-математических методов и средств механизации и автоматизации аналити-ческихрасчетов [15].

В условиях централизованно планируемой экономики присутствовало деление экономического анализа на поли-тэкономический и анализ хозяйственной деятельности. При этом анализ хозяйственной деятельности подразделялся на экономический анализ функционирования субъектов хозяйствования: эко-номикавцелом, регион, отрасль, организация [3].

Основная цель экономического анализа в целом и анализа хозяйственной деятельности, в частности, в условиях плановой экономики состояла в обосновании напряженности плана, контроле за его выполнением, содействии укреплению хозяйственного расчета и усилению режима экономии, борьбе с потерями и бесхозяйственностью, выяснении и измерении причин отклонений, допущенных при выполнении плановых заданий, оценке деятельности производственных коллективов. Таким образом, анализ проводился по схеме «план—факт» (рис. 1).

Перспективная направленность анализа, хотя и связывалась с функцией долгосрочного планирования, задача его в этом смысле состояла в выявлении закономерностей и тенденций в производственной и хозяйственной деятельности предприятий, объединений и отраслей для определения долговременно действующих факторов и плановых заданий на перспективу. В процессе перспективного анализаразра-батывалась аналитическая информация для обоснования пятилетнихиперспективныхпланов [15].

Связь экономического анализа с бухгалтерским учетом была очевидна, так как для проведения анализа хозяйственной деятельности использовались данные последнего.

Изложенное позволяет определить основные характеристики анализа в централизованно планируемой экономике следующим образом: - ретроспективность анализа хозяйственной

деятельности;

Рис. 1. Задачи и направления экономического анализа в плановой экономике

- основу анализа составляет оценка выполнения плановых заданий по различным показателям и детерминированный факторный анализ;

- комплексный характер разнородных сторон деятельности организации;

- использование в качестве информационной базы данных бухгалтерского и оперативного учета. Таким образом, в традиционной российской

практике анализ хозяйственной деятельности трактовался в большей степени как ретроспективный анализ, роль которого с позиции перспективного управления была весьма условна.

С развитием рыночных отношений организации получили хозяйственную самостоятельность. Функционирование организаций в условиях жесткой конкуренции, неопределенности и риска наполнило экономический анализ новым содержанием. В сложившихся условиях уже невозможно ограничиться анализом по схеме «план—факт». Для успешного ведения предпринимательской деятельности руководству организаций экономический анализ требуется для выбора оптимальных управленческих решений не только в настоящем, но и для разработки сценариев будущего экономического развития. Единый и неделимый ранее экономический анализ трансформировался в настоящее время в различные виды (рис. 2).

Существуют научные исследования и практические разработки, посвященные проблемам проведения финансового анализа [11], социально-экономического анализа [7, 12, 18], экономико-статистического анализа [16], экономико-экологического анализа [7, 12, 18], экономического

Рис. 2. Задачи и направления экономического анализа в рыночной экономике

Типология видов анализа

анализа [3], маркетингового анализа [12, 18], инвестиционного анализа [4-6,8,9,13,18,19,20] и др. Систематизация этих исследований представ-ленавтабл. 1.

Наряду с представленными в табл. 1 видами экономического анализа в специальной литературе используется термин «управленческий анализ». Попытки выделения управленческого анализа в самостоятельное научно-практическое направление были предприняты такими отечественными экономистами, как

Таблица 1

Автор Вид анализа Содержание и задачи проведения анализа

Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева Финансовый анализ Назначение финансового анализа (анализа финансового состояния) — своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить резервы улучшения финансового состояния организации

М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет, Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская Экономический анализ Это система специальных знаний, связанная с: - исследованием экономических процессов и их взаимосвязи; - научным обоснованием бизнес-планов, объективной оценкой их выполнения; - выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия; - определением внутрихозяйственных резервов; - обобщением передового опыта, принятием оптимальных управленческих решений

С. Ю. Фирстова, Г. В. Савицкая, В. В. Ковалев, О. Н. Волкова Социально-экономический анализ Основная цель — изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов. Позволяет определить их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности

С. Ю. Фирстова, Г. В. Савицкая Экономико-статистический анализ Предназначендля изучения массовых общественныхявлений на разных уровнях управления (предприятия, отрасли, регионы). Проводят статистические органы

С. Ю. Фирстова, В. В. Ковалев, О. Н. Волкова, Г. В. Савицкая Экономико-экологический анализ Изучает взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды; позволяет анализировать затраты на экологию. Проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия

С. Ю. Фирстова, Г. В. Савицкая Маркетинговый анализ Это анализ внешней среды функционирования предприятия (рынков сбыта готовой продукции, конкурентоспособности, спроса и предложения и т.д.). Проводят маркетинговые службы предприятия

С. Ю. Фирстова, Д. А. Ендовицкий, Л. Т Гиляровская, Н. И. Лахметкина, И. Я. Лукасевич, В. П. Савчук, В. А. Чернов, В. Д. Шкардун Инвестиционный анализ Предназначен для разработки программы инвестиционной деятельности; позволяет провести оценку эффективности инвестиционных проектов

С.А. Бороненкова, О.Н. Волкова, Т.П. Карпова, Л. В. Попова. Дисциплины с этим названием постепенно появляются в учебных планах ведущих вузов страны. Однако вопрос о содержании и научном обосновании самостоятельности этого направления в рамках экономической науки до сих пор остается открытым.

В экономической литературе присутствуют различные трактовки понятия «управленческий анализ» в зависимости от выбранных за основу признаков. Наиболее распространенным является управленческий признак, согласно которому этапу предварительного управления (планированию) соответствует перспективный (прогнозный) анализ, этапу оперативного управления — оперативный анализ и заключительному (контрольному) этапу управления — текущий (ретроспективный) анализ [4]. При этом подробно рассматриваются сущность, цели, а также задачи перспективного анализа и отмечается, что развитая рыночная экономика порождает потребность в дифференциации анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый. Подобный подход используетА. Д. Шеремет.

Взгляды отечественных экономистов

В учебнике под редакцией профессора Л. Т. Гиляровской управленческий анализ выделяется как вид экономического анализа при использовании в качестве классификационных признаков объектов управления и типов используемой информации. Содержание и задачи управленческого анализа при этом не уточняются.

В учебном пособии H.H. Селезневой, А. Ф. Ионовой «Финансовый анализ» управленческий (внутренний) анализ выделяется из экономического анализа по роли в управлении как анализ, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия [14].

В некоторых научных публикациях термин «управленческий анализ» используется, однако его содержание не раскрывается [1, 17].

Проведенный в процессе исследования анализ трудов ведущих отечественных экономистов позволил систематизировать их взгляды на сущность управленческого анализа (табл. 2).

Взгляды экономистов на сущность управленческого анализа, представленные в табл. 2, сходятся

Таблица 2

1 сущность управленческого анализа

Автор Содержание управленческого анализа, его цель, задачи и объекты

С. А. Бороненкова Управленческий анализ призван решать вопросы формирования затрат, эффективности использования ресурсов, а также производства и реализации продукции. Управленческий анализ сопровождает управленческий учет, базируется на его информации, обеспечивая принятие управленческих решений

0. В. Волкова Специальный раздел экономической науки и практики, целью которого является обработка и представление информации в систему принятия управленческих решений в организации

Н. П. Любушин Составная часть управленческого учета, т. е. информационно- аналитического обеспечения администрации, руководства организации необходимыми данными для подготовки управленческих решений

Г. И. Пашигорева, 0. С. Савченко В управленческом анализе выделяются внутрихозяйственный производственный и финансовый виды анализа. Основная цель внутрихозяйственного производственного анализа состоит в обосновании планов действий на предстоящий период как по подразделениям, так и по организации в целом. В рамках внутреннего финансового анализа ставится цель текущего анализа исполнения бюджетов центрами ответственности, анализа ключевых финансовых показателей, выявления причин отклонений для своевременного их устранения и определения вклада каждого центра ответственности в финансовые результаты организации

Л. В. Попова, В. А. Константинов, И. А. Маслова, Е. Ю. Степанова Управленческий анализ необходимо рассматривать как промежуточный этап управления организацией. Объектом анализа является прошлая и будущая деятельность сегментов бизнеса, информационной базой — данные, собранные в системе бухгалтерского управленческого учета. В их число входят также сведения, аккумулированные в других блоках управленческого учета — сегментарном учете, планировании и внутренней отчетности

Ф. Б. Риполь-Сарагоси Наряду с финансовым анализом на предприятиях, фирмах высокоразвитых государств в производственной деятельности широко применяется управленческий анализ, который тесно связан с управленческим учетом, называемым иногда производственным учетом, определяемым как управленческий учет плюс некоторая часть финансового учета

Г. В. Савицкая Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной

в следующем: это анализ, результаты которого используются руководством внутри организации для принятия управленческих решений. Однако приведенные определения не содержат требования к релевантности информации, используемой в управленческом анализе, что является немаловажным.

Классификация видов

Проанализировав различные подходы к сущности понятия «управленческий анализ», можно выделить следующие признаки управленческого анализа (табл. 3):

1) ориентация на внутреннее потребление;

2) использование релевантной непубличной информации;

Таблица 3

ономического анализа

Признак классификации Вид экономического анализа Характеристика вида анализа Признак, присущий управленческому анализу

Широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения Внешний анализ Проводится с позиции внешних пользователей; информационная база — публичная бухгалтерская отчетность. Носит главным образом ретроспективный характер. Предоставляемая информация является общедоступной

Внутренний анализ Проводится с позиции лиц, имеющихдоступ к любым информационным ресурсам предприятия. Внутренний, внутрипроизводственный анализ, проводимый в системе управленческого учета. Результаты анализа — коммерческая тайна. Может быть ретроспективным (план—факт) и перспективным 1 1 5 3

Временной признак Предварительный (перспективный): Необходим для обоснования планов и управленческих решений 3,4

- краткосрочный Охватывает период до 1 года и предназначен для выработки тактических решений 4, 5

- долгосрочный Охватывает период свыше года, служит для разработки стратегии организации 3,4

Последующий (ретроспективный, исторический): Используется для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением планов и диагностики их состояния 4

- оперативный Цель — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие промежутки времени 4 6

- итоговый (заключительный) Связан с комплексным и всесторонним изучением деятельности организации по отчетным данным за соответствующий период

Пространственный признак Внутрифирменный анализ Изучает деятельность конкретной исследуемой организации и ее структурных подразделений 1,2,5

Межфирменный анализ Позволяет сравнивать результаты нескольких предприятий, способствует выявлению передового опыта, резервов, недостатков с формированием объективной оценки эффективности деятельности организации

Функциональный признак Финансовый анализ Проводится с целью изучения, диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия и выявления резервов повышения его устойчивости. Проводят финансовые службы организации. Базируется на общедоступной информации

Управленческий анализ Предназначен для получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики в области финансовой, маркетинговой политики, совершенствования техники, технологии и организации производства. Проводят все службы организации. Результат анализа — коммерческая тайна 2-4, 6, 7 1 5

Окончание табл. 3

Признак классификации Вид экономического анализа Характеристика вида анализа Признак, присущий управленческому анализу

Социально-экономический анализ Основная цель — изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов. Позволяет определить их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности

Экономико- статистический анализ Предназначен для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления (предприятия, отрасли, регионы). Проводятстатистические органы

Экономико-экологический анализ Изучает взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды. Позволяет анализировать затраты на экологию. Проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы организации

Маркетинговый анализ Анализ внешней среды функционирования предприятия (рынков сбыта готовой продукции, конкурентоспособности, спроса и предложения и т.д.). Проводят маркетинговые службы организации 4,6

Инвестиционный анализ Предназначен для разработки программы инвестиционной деятельности. Позволяет провести оценку эффективности инвестиционных проектов 3 4

Функционально-стоимостной анализ Системное целенаправленное исследование свойств материальных объектов, относящихся к продуктам или активам предприятия и оказывающих влияние на показатель деятельности. Выявляет факторы, вызвавшие удорожание продукции, снижение доходности организации. По результатам вырабатываются управленческие решения по устранению или ослаблению выявленных факторов 4 2,4 4

Логистический анализ Исследование товарных потоков. Координация процессов снабжения, производства и сбыта продукции. Разработка стратегии конкурентоспособности организации на рынках с сильной конкуренцией 4 4 3

Комплексный экономический анализ Наличием единой цели. Всесторонность (системность) анализа. Обязательность стоимостных оценок 4

Методика изучения объектов Качественный анализ Основан на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках анализируемых явлений и процессов 4

Количественный (факторный) анализ На основе количественных сопоставлений исследует степень чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов 4

Экспресс-анализ Позволяетдиагностировать состояние экономики предприятия на основе типичных признаков, характерныхдля определенных экономических явлений 4, 7

Маржинальный анализ Направлен на установление взаимосвязи между объемом продаж, себестоимостью и прибылью 1, 2

Экономико-математический анализ Позволяет выбрать оптимальный вариант решения экономической задачи, выявить резервы повышения эффективности производства 3,4

Степень охвата изучаемых объектов Сплошной анализ Анализирует все объекты, без исключения, с формированием обоснованных выводов —

Выборочный анализ Обследует часть объектов. Способствует ускорению аналитического процесса и выработки управленческих решений по результатам анализа 1, 2 4

3) перспективная направленность результатов анализа;

4) основа для принятия управленческих решений;

5) конфиденциальный характер;

6) оперативность;

7) отраслевая ориентация.

Вместе с тем следует различать понятия внутренний и управленческий анализ. Внутренний анализ может носить как ретроспективную, так и перспективную направленность, в связи с чем внутренний анализ удовлетворяет указанным признакам лишь во второй своей части.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, управленческий анализ может быть дискретным, т. е. отдельные его задачи могут решаться от случая к случаю, по мере возникновения соответствующего запроса.

Еще одна отличительная особенность управленческого анализа состоит в том, что в отличие от финансового, проводимого по общим методикам, он имеет отраслевую направленность, т. е. при проведении управленческого анализа необходимо учитывать технико-экономические особенности предприятия.

Более того, в связи с ориентацией российских предприятий на требования МСФО управленческий анализ приобретает специфическое свойство: наряду с конфиденциальностью его результаты частично используются внешними пользователями. Так, с учетом требований МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств» будущие денежные потоки организации приводятся в сопоставимый вид с помощью метода дисконтирования (с учетом фактора времени), широко используемого при проведении анализа и оценки эффективности инвестиционных проектов. В соответствии с требованиями МСФО 8 «Отчетность по сегментам» при формировании отчетности следует использовать внутренние источники информации. Таким образом, данные управленческого анализа имеют все больший выход на МСФО.

Исходя из выделенных признаков, можно оценить существующие виды экономического анализа с позиции их принадлежности к классу «управленческий анализ» (табл. 3).

Приведенные классификационные признаки не являются исчерпывающими. Однако в представленной классификации видов экономического анализа по функциональному признаку выделяется собственно управленческий анализ, который имеет ряд признаков, характерных для других видов анализа, но в то же время обладает специфическими свойствами.

Из данных табл. 3 также следует, что некоторые виды анализа (финансовый, социально-экономический, экономико-статистический и др.) не отвечают выделенным признакам. Другие виды анализа (инвестиционный, функционально-стоимостной, логистический) соответствуют им. Указанные обстоятельства позволяют классифицировать эти виды анализа как разновидности управленческого.

Учитывая общую направленность исследования, особого внимания заслуживает вопрос о месте управленческого анализа в системе управленческого учета и экономического анализа. До сих пор этот вопрос остается дискуссионным. Ряд специалистов отмечает связь управленческого анализа с управленческим учетом, в то время как другие определяют управленческий анализ как составную часть экономического анализа (табл. 4).

Деление экономического анализа на внешний (финансовый) и внутренний (управленческий) связано с тем, что оба вида анализа используют информацию, сформированную в рамках соответственно внешнего (финансового) и внутреннего (управленческого) учета.

По мнению В. В. Ковалева, в традиционном понимании внешний (финансовый) анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на

Таблица 4

Место управленческого анализа в системе экономического анализа и управленческого учета

Связь управленческого анализа

Автор С управленчес- С экономическим

ким учетом анализом

С. А. Бороненкова +

Н. В. Войтоловский, +

А. П. Калинина,

И. И. Мазурова

О. Н. Волкова +

Л. Т Гиляровская +

Н. П. Любушин +

Г. И. Пашигорева +

Л. В. Попова, +

В. А. Константинов,

И. А. Маслова,

Е. Ю. Степанова

Ф. Б. Риполь-Сарагоси +

Г. В. Савицкая +

Н. Н. Селезнева, + +

А. Ф. Ионова

Внешний анализ

Финансовый анализ

Менеджмент

общедоступной информации. В основе финансового анализа лежит анализ финансовой отчетности. При этом он менее детализирован и более формализован. Этот вид анализа, безусловно, важен, но имеет существенный недостаток — отсутствие оперативности, в связи с чем менеджер не имеет возможности сию минуту оценить достигнутые результаты, рассчитать эффективность деятельности отдельных структурных подразделений, оперативно использовать полученную информацию в управленческих целях. Все это возможно в рамках собственно управленческого анализа, являющегося внутренним анализом. Его информационная база гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа.

Таким образом, использование результатов экономического анализа для внутреннего потребления еще не соответствует его трансформации в управленческий анализ. Управленческий анализ должен быть оперативным. Ю. А. Бабаев утверждает, что для эффективного управления производственной деятельностью одного экономического анализа недостаточно, и лишь при полном единстве экономического и оперативного анализа можно всесторонне изучить работу предприятия и определить перспективы его дальнейшего развития [2]. Однако из приведенного высказывания следует, что оперативный анализ не входит составной частью в экономический анализ, что, по мнению авторов, ошибочно.

Оперативность является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы подготовленная информация удовлетворила менеджмент. В современных условиях коммерческие организации действуют в сложной экономической обстановке. Многие из них разоряются, не выдерживая конкуренции. В этой ситуации возрастает потребность менеджмента в прогнозной информации, для удовлетворения которой необходим экономический анализ не только прошлых, но и будущих событий. Это значит, что экономический анализ, а значит, и управленческий анализ, как и бухгалтерский учет, в современных условиях уже не может быть направлен лишь в прошлое, он должен носить и перспективный характер.

Экономический анализ

Управленческий анализ

Рис. 3. Место управленческого анализа в системе экономического анализа (по признаку широты и доступности информации)

Именно оперативность внутреннего анализа, нацеленного на оценку как прошлых и будущих результатов хозяйствования структурных подразделений организации, и характеризует собственно управленческий анализ, интегрирующий три вида внутреннего анализа—ретроспективный, оперативный и перспективный, каждому из которых свойственно решение собственных задач [4]. Кроме того, направленность внутреннего анализа на перспективу делает его управленческим, поскольку на основе данных, полученных в ходе такого анализа, руководство предприятия принимает обоснованные управленческие решения.

Управленческий анализ является одним из видов экономического анализа, генерирующих информацию для менеджмента (рис. 3).

Из рис. 3 видно, что управленческий анализ является внутренним анализом.

Учитывая дискуссионность вопроса, особого внимания заслуживает проблема позиционирования управленческого анализа относительно управленческого учета (рис. 4).

Однако эффективность проведения управленческого анализа во многом зависит от того, насколько управленческий учет адаптирован к реальным потребностям организации. Задача постановки управленческого учета, а следовательно, и внедрения управленческого анализа решаема только тогда, когда четко сформулированы управленческие потребности организации. Последнее является прерогативой менеджмента.

Обобщив сказанное, место управленческого анализа в системе экономического анализа и управ -ленческого учета можно представить следующим образом (рис. 5).

Таким образом, управленческий анализ представляет собой, с одной стороны, вид экономи-

Управленческий контроль

Информация для принятия управленческих решений

УК.

<

Информационное обеспечение

Управленческий анализ

Сегменты бизнеса (сегментарное планирование, учет и отчетность)

А А А А

У У У

Центры Центры Центры Центры

затрат доходов прибыли инвестиции

Г Г N Г

Рис. 4. Модель взаимосвязи управленческого анализа с системой управленческого учета

Рис. 5. Место управленческого анализа в системе экономическихдисциплин

управленческий анализ предлагается определить следующим образом. Управленческий анализ — это анализ, ориентированный на внутреннее потребление, базирующийся на оперативной релевантной информации, носящий конфиденциальный характер и имеющий перспективную направленность, проводимый с учетом отраслевой специфики деятельности анализируемой организации, результаты которого используются менеджментом для выработки текущих и перспективных управ-ленческихрешений.

С одной стороны, управленческий анализ базируется на данных, сформированных в рамках управленческого учета. С другой стороны, как следует из табл. 3, 4, в процессе проведения управленческого анализа используются методы и процедуры экономического ана-

ческого анализа, а с другой — является составной частью управленческого учета, предназначенной для обеспечения информационных потребностей менеджмента с целью выработки той или иной хозяйственной тактики. Учитывая признаки управленческого анализа, выделенные ранее,

лиза (качественный, количественный, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический, экспресс-анализ). Кроме того, сам термин «управленческий анализ» указывает на родство управленческого анализа с управленческим учетом и экономическим анализом.

Список литературы

1. Александров О. А. Управленческий анализ издержек обращения розничных торговых организаций // Экономический анализ: теория и практика, 2007. № 19.

2. Бабаев Ю.А. Оперативный анализ результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий. М.: Финансы и статистика, 1982.

3. Басовский Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Бахрушина М.А. Управленческий анализ. — М.: Омега-Л, 2004.

5. Ендовицкий Д. А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: учеб. пособие / под ред. проф. Л. Т. Гиляровской. Воронеж: Издательство Воронежского гос. ун-та, 2001.

6. Ендовицкий Д. А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / подред. проф. Л. Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. М.: Проспект, 2005.

8. Лахметкина H.H. Инвестиционная стратегия предприятия: учеб. пособие. 2-е изд. М.: КНОРУС, 2007.

9. Лукасевич И. ^Финансовый менеджмент: учебник. М.: Эксмо, 2007.

10. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005..

И. Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Финансовый анализ: учебник / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010.

12. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. М.:ИНФРА-М, 2002.

13. Савчук В. П. Оценка эффективности инвестиционных проектов // URL: http://www.cfin.ru/ finanalysis.

14. Селезнева H.H. Финансовый анализ: учеб. пособие / Н. Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

15. Совершенствование методологии бухгалтерского учета и экономического анализа / под ред. В. И. Петровой и Р. Барица. М.: Финансы и статистика, 1985.

16. Справочник экономиста пищевой промышленности / под ред. В. И. Комарова. М.: Агропромиздат, 1987.

17. Трясцина Н.Ю. Использование управленческого анализа затрат в процессе принятия оперативных решений // Экономический анализ: теория и практика, 2009. № 4

18. Фирстова С. Ю. Экономический анализ в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: КноРус, 2006.

19. Чернов В. А. Инвестиционный анализ: учеб. пособие для вузов / под ред. М. И. Баканова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2007.

20. Шкардун В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования: теория, методология, практика. М.: Дело, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.