Научная статья на тему 'Сущность таможенного риска и его роль в условиях современной концепции таможенного регулирования'

Сущность таможенного риска и его роль в условиях современной концепции таможенного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1494
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TМОЖЕННЫЙ РИСК / СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО РИСКА / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РИСКА / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТАМОЖЕННОГО РИСКА / ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РИСКА / ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОГО РИСКА / СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ РИСКОВ / CUSTOM RISK / ESSENCE OF CUSTOM RISK / RICH IN CONTENT SIDE OF RISK / CONSTITUENTS OF CUSTOM RISK / FUNCTIONS OF CUSTOM RISK / ENVIRONMENT OF FORMING OF CUSTOM RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Инна Владимировна

В статье приводится описание основных концептуальных основ таможенного риска, необходимость рассмотрения которых связана с проблематикой разного толкования таможенного риска и отсутствия единых подходов и стандартов к пониманию его сущности и содержания. В статье раскрыта сущность таможенного риска, основные подходы к его содержательной стороне, особенности таможенного риска, среда его формирования и выполняемые функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Description over of basic conceptual bases of custom risk is brought in the article. The necessity of consideration of which is related to problematikoy of different interpretation of custom risk and absence of single approaches and standards to understanding of his essence and maintenance. Essence of custom risk, basic going near his rich in content side, features of custom risk, environment of his forming and executable functions, is exposed in the article.

Текст научной работы на тему «Сущность таможенного риска и его роль в условиях современной концепции таможенного регулирования»

И. В. Соловьева

СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО РИСКА И ЕГО РОЛЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Аннотация

В статье приводится описание основных концептуальных основ таможенного риска, необходимость рассмотрения которых связана с проблематикой разного толкования таможенного риска и отсутствия единых подходов и стандартов к пониманию его сущности и содержания. В статье раскрыта сущность таможенного риска, основные подходы к его содержательной стороне, особенности таможенного риска, среда его формирования и выполняемые функции.

Annotation

Description over of basic conceptual bases of custom risk is brought in the article. The necessity of consideration of which is related to problematikoy of different interpretation of custom risk and absence of single approaches and standards to understanding of his

2008 №2

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

essence and maintenance. Essence of custom risk, basic going near his rich in content side, features of custom risk, environment of his forming and executable functions, is exposed in the article.

Ключевые слова

Тможенный риск, сущность таможенного риска, содержательная сторона риска, составляющие таможенного риска, особенности таможенного риска, функции таможенного риска, среда формирования таможенных рисков.

Keywords

Custom risk, essence of custom risk, rich in content side of risk, constituents of custom risk, features of custom risk, functions of custom risk, environment of forming of cus-

tom risks.

Цели и задачи, стоящие перед таможенной службой РФ, возможность внедрения и реализации системы «интеллектуальных механизмов контроля» побуждают определять организационную философию в таможенных органах РФ исходя из системы мер оценки таможенных рисков.

Существовавшая до недавнего времени система таможенного контроля, основанная на проведении проверок подавляющего большинства участников ВЭД в ходе таможенного оформления, не обеспечивала должной результативности - повышения случаев выявления нарушений таможенного законодательства, доначислений таможенных платежей и т.д. С учетом возрастающих из года в год товаропо-токов философия таможенного контроля, основанная на проведении почти 100%-ных таможенных досмотров и иных «тяжелых» форм таможенного контроля, претерпела значительные изменения.

Таможенное оформление и таможенный контроль теперь неразрывно связаны с понятием таможенного риска, то есть с необходимостью оценки в отношении каждой перемещающейся товарной партии вероятности нарушения таможенного законодательства.

Прежде чем обратиться к рассмотрению сущности таможенного

риска, его признаков и выполняемых функции, полагаем необходимым напомнить основные подходы к содержательной стороне риска. Необходимость рассмотрения концептуальных основ таможенного риска связана с проблематикой его разного толкования, отсутствия единых подходов и стандартов к пониманию его сущности и содержания. И это несмотря на то, что риск как предмет исследования статистической науки и экономической теории существует достаточно давно.

Первые шаги к исследованию риска были сделаны еще в XVII столетии - с появлением исследовательской статистики, формированием теории вероятности. Началом последней принято считать появление книги Бернулли «Искусство предположения»[7]. В это же время Д.Граунт строит первую таблицу смертности, необходимую для прогнозирования и анализа наступления смертельных исходов в Англии. Следующий важный шаг к осмыслению риска как явления сделал француз Анри де Муавар, предложив в середине XVIII столетия структуру нормального распределения и меру риска -стандартное отклонение [7]. К именам исследователей в области риска можно также причислить Ф.Галтона, Г. Марковитцева, Г. Модильяни,

Н.Блейка и т.д.

Во время зарождения исследовательской статистики теоретическое осмысление риска началось и в экономике. Давно замеченная взаимозависимость риска и доходности стала сферой все более внимательных исследований таких ученых, как:

А.Смит, К.Маркс, А.Шторх и т.д [7].

В 20-х г. XX столетия первичный теоретический итог в этой сфере подвел Ф.Найт своей книгой «Риск, неопределенность и прибыль».

На практике начало применения научных результатов предсказаний и мониторингов рисков относят к середине XX столетия. Британские авиационные власти первыми начали собирать статистику авиационных происшествий и катастроф. Примерно в это же время американским департаментом была разработана методика оценки надежности электронных компонент техники [6]. Началось активное слияние страховой науки и исследований в области рисков. Появились как национальные, так и международные ассоциации, институты в области риска. А с середины 80-х гг. XX в. в странах Европы появляется и новая наука

- синдиника (русский вариант «риско-логия») - которая начинает изучать проблематику опасности и риска.

Тем не менее, несмотря на распространенность данного явления в человеческой жизни, появление множества научных институтов по его изучению, до настоящего момента времени не разработана логически последовательная теория риска, так же, как нет и единого понимания данного понятия.

В настоящее время выделяют следующие подходы к содержательной стороне риска[5].

► Информационный

В его основе лежит представление о том, что различия между риском и неопределенностью сводятся к объе-

му доступной информации об исследуемой ситуации.

Иными словами, в основе данной классификации лежит наличие или отсутствие информации о вероятностном распределении.

В рамках данного подхода можно выделить следующие научные течения:

► ►риск как полная неопределенность.

При данном подходе риск отождествляют с отсутствием информации о состоянии объекта, в том числе вероятностях наступления различных его состояний. Это информационная неопределенность, нечеткость системы «субъект-среда» делают риск неизмеримым явлением, которое невозможно предугадать или просчитать. При таком подходе понятия «риск» и «неопределенность» являются тождественными.

Так, например, А.Швец считал, что «...риск - это отсутствие знания. А подсчитать мы можем только то, что уже познали. С появлением же достоверных знаний это незнание исчезнет вместе с риском, и если этого пока не произошло, то приходится уповать на интуицию, опыт и удачливость»1.

► ►риск как частичная определенность.

В рамках данного подхода «риск» отождествляется с неполной известностью, неопределенностью исхода, то есть риск - это измеримая неопределенность. Риск предстает как отражение объективной реальности, имеющей информацию о возможных вероятностях ее состояний. Именно в рамках данного подхода прогнозирование, измерение и управление риском становятся возможными.

1 А.В.Швец «О наиболее нецелесообразном методе оценки риска» Журнал управление риском, №4 2002 год, 56-60 стр.

Так, например, Ф.Найт [6]. предлагал использовать термин «риск» тогда, когда известно распределение случайной величины, с помощью которой моделируют рисковую ситуацию. По-другому это можно назвать «измеримой неопределенностью».

При данном подходе понятия «риск» и «неопределенность» не являются равнозначными понятиями. Таким образом, информационное поле объекта исследования при данном подходе является доступной категорией.

► Оценочный

Основывается на представлении о том, что различия между риском и неопределенностью заключаются в субъективном отношении к реализации того или иного исхода. В рамках данного подхода предполагается, что неопределенность связана с многовариантностью будущего развития, то есть с неоднозначностью исхода, а риск - с отношением к неблагоприятным исходам (например, к возникновению ущерба).

Такая классификация подразумевает субъективность риска, так как различные лица могут по-разному относиться к возможности возникновения неблагоприятных исходов, то есть к оценке этого риска. При этом понятие неопределенности, не включающее никаких субъективных предпочтений, является относительно нейтральным. Оно может быть объективным или субъективным в зависимости от того, связана ли неоднозначность будущих исходов с природой соответствующего объекта или с недостатком знаний лица, принимающего решения.

В зависимости от целей и направлений исследования категория «риск» трактуется по-разному. В качестве основных можно выделить пять подходов к понятию риска:

- риск как последствие опасности; как правило, с этим понятием рис-

ка связано формирование резервов, аварийных запасов - Салин В.П., Смирнов В.В. и т.д.;

- риск как элемент деятельности, связанный с неожидаемым результатом - Балабанов И.Т., Омаров A.M.;

- риск как неопределенность в связи с нестабильностью ситуации -Ильин Н.И., Лукманова И.Г., Немчин A.M., Боков В.В., Забелин П.В., Фе-дорцов В.Г. и др.;

- риск как интегральный результат деятельности предпринимателя при выборе различных вариантов развития -Бачкан Г., Месена Д. и др.;

- риск как возможность, вероятность потери ресурсов, недополучения доходов, то есть непредвиденных потерь - Васильчук Е.С., Рух-манова А.Н., Грабовый П.Г., Петров СМ., Полтавцев С И., Ковалев В. В., Севрук В.Т. и др.

Вместе с тем риск как явление, независимо от подходов к его рассмотрению, включает в себя три основных составляющих:

1.Риск как неопределенность (частичная или полная).

Условия неопределенности, имеющие место при любых видах деятельности обусловлены тем, что общественные системы в процессе своего функционирования испытывают зависимость от целого ряда причин.

По времени возникновения неопределенности распределяются на ретроспективные, текущие и перспективные.

По факторам возникновения неопределенности применительно к формированию рисковой ситуации предлагаем подразделить на экономические, нормотворческие, политические и т.д.

Таким образом, неопределенность — это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемое

различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием «риск» [4].

Причины возникновения неопределенности можно объединить в несколько основных групп:

а) недетерминированность процессов, происходящих в обществе в целом и во внешнеэкономических связях, в частности. При этом недетерминированность является следствием отсутствия возможности полного предсказания и прогнозирования развития вышеуказанных процессов;

б) отсутствие полной информации при проведении таможенного оформления и таможенного контроля о степени достоверности заявляемых сведений;

в) влияние субъективных факторов на результаты проводимых анализов (уровень квалификации работников таможенных органов, проводящих анализ; величина анализируемого массива информации, временные ресурсы, которыми располагает инспектор на проверку документов и сведений и т.п.)

2.Риск как вероятность.

Напомним, что вероятность -это мера того, что событие может произойти [3], то есть количественная характеристика неопределенности, находящаяся в интервале от 0 до 1. Чем ближе значение к единице, тем вероятнее наступление события.

Возможны два способа измерения значений вероятностей возникновения таможенных рисков. Первый из них основан на использовании статистических данных о частотах возникновения нарушений таможенного законодательства, то есть речь идет о прошлом опыте и накоплении опреде-

ленных статистических данных о свершении ситуации.

Оценка вероятностей рисков на основе статистических данных носит объективный характер, поскольку базируется на законе больших чисел. Именно такую вероятность мы будем называть объективной вероятностью рисковой ситуации. Точность измерения таких вероятностей зависит от объема статистических данных и возможности их использования для будущих событий, то есть от сохранения условий, в которых происходили прошлые события.

Вместе с тем во многих случаях при принятии решений статистические данные о частотах появления ситуации весьма малы по объему либо вообще отсутствуют. Поэтому используется второй путь измерения вероятностей таможенных рисков, основанный на субъективных измерениях лица, принимающего решение. Измеряемые таким путем вероятности называют субъективными вероятностями ситуаций. Субъективные вероятности представляют собой числовые оценки достоверности ситуаций и выражают мнение работников таможенных органов - экспертов о шансах возникновения той или иной ситуации. Используя свои знания и опыт, эксперт определяет закономерности причинноследственных связей и оценивает вероятности возникновения рисковой ситуации.

З.Риск как среднеквадратическое отклонение.

Представляет собой степень отклонения того или иного параметра от предполагаемого результата. Большое значение имеет измерение колеблемости показателей, то есть определение меры отклонения возможного результата от предполагаемого.

Колеблемость возможного результата представляет собой степень

отклонения ожидаемого значения от средней величины.

Для этого на практике обычно применяют два близкосвязанных критерия: дисперсию и среднее квадратическое отклонение.

Дисперсия (о2) представляет собой средневзвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых значений

[4]: _

2 I (Х,-Х)! 2

о = —-----------,где, О -

П

дисперсия; Х, - значение для каждого случая наблюдения;

Х - среднее значение; п - число случаев наблюдения.

Среднее квадратическое отклонение (о) определяется по формуле

[4]:о=л/ст2. Среднее квадратическое отклонение - это мера абсолютного рассеивания, измеряемая в тех же физических единицах, в каких измеряется варьирующий признак[4].

Для анализа меры изменчивости часто используют коэффициент вариации, который представляет собой отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической. Коэффициент вариации выражает среднеквадратическое отклонение в относительных величинах, где базой сравнения выступает средняя величина (средняя арифметическая).

Коэффициент вариации (V) -относительная величина. Поэтому с его помощью можно сравнивать колеблемость признаков, выраженных в различных единицах измерений[4]: ах 100%

х .

Совокупность считается однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%.

Чем больше коэффициент, тем сильнее колеблемость. Эмпирически установлена следующая качественная

оценка различных значений коэффициента вариации [4]:

до 10% - слабая колеблемость;

10-25% - умеренная колеблемость;

свыше 25% - высокая колеблемость.

С применением указанных показателей становится возможным определять степень таможенного риска, его количественные характеристики.

Обратимся теперь к самому понятию таможенного риска. В разных странах подходы к его толкованию отличаются относительным единообразием, однако имеют свои национальные особенности.

К примеру, в странах-членах Европейского Сообщества под таможенным риском понимают «вероятность того, что что-то будет препятствовать применению мер Сообщества или национальных мер в отношении обращения таможен с товарами»[1].

В Соединенных Штатах Америки под таможенным риском (риском высокой степени) понимают «такие грузовые или контейнерные отправки, по которым недостаточно информации, в отношении которых тактическая разведка представила данные, свидетельствующие о них как об отправках повышенного риска или отправках, признанных отправками повышенного риска по методике балльной оценки рисков»[2].

В соответствии с Концепцией системы управления рисками в таможенной службе Российской Федераций под таможенным риском понимают «вероятность несоблюдения таможенного законодательства» 2.

2 Приказ ГТК от 26.09.2003 г. № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».

Полагаем, что используемое в таможенных органах РФ понятие таможенного риска должно быть дополнено такой составляющей риска, как величина потерь.

Связано это, прежде всего, с тем, что при анализе ситуации и принятии решения об отнесении ее к кате-

гории рисковой должностные лица таможенных органов РФ принимают во внимание не только вероятность ее наступления, но и потенциальный экономический или иной ущерб, имеющий место быть при ее возникновении. Таким образом (рис.1):

Вероятность нарушения таможенного законодательства

Таможенный риск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Величина отрицательных последствий

V----------у----------'

Математическое ожидание потерь

Рис.1 Содержание понятия таможенного риска

В поддержку предлагаемого нами понятия таможенного риска свидетельствует еще и то, что в соответствии с Государственным стандартом РФ - ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска» риск определяется как «сочетание вероятности событий и его последствий», а в примечании к п.п.3.1.1 (пункт, в котором определяется понятие риска) говорится о вероятности возникновения именно негативных последствий.

В Государственном стандарте РФ - ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности» под риском также понимают «сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба».

В связи с этим, предлагаем дополнить данное понятие и понимать под таможенным риском «сочетание вероятности нарушения таможенного законодательства и его отрицательных последствий».

С учетом вышеизложенного автор работы предлагает выделять следующие особенности таможенного риска:

• наличием отрицательных последствий.

Если отрицательные последствия нарушения таможенного законодательства отсутствуют, ситуация к категории рисковой отнесена быть не может.

К примеру, в результате недостоверного декларирования ввозимых товаров в соответствии с ТН ВЭД России были взысканы более высокие платежи или применены дополнительные меры нетарифного регулирования. Вследствие отсутствия отрицательных последствий как для федерального бюджета, так и для населения РФ вышеуказанную ситуацию к категории рисковой отнести нельзя.

• стабильным или прогрессирующим характером последствий.

Если отрицательные последствия имели место только один раз (вследствие непреодолимой силы, форс-мажорных обстоятельств) и динамика по их дальнейшему возможному наступлению не прогнозируется, понятие «рисковая ситуация» не применяется.

• минимальным порогом наступления вероятности возникновения нарушения таможенного законодательства.

Если вероятность нарушения таможенного законодательства ничтожно мала или просто мала, то в соответствии с принципом пренебрежения достаточно малыми вероятностями такое событие справедливо считать практически невозможным.

• изменчивостью

Риск не статичная и не неизменная, а меняющая свои характеристики во временном пространстве система. Эти изменения происходят за счет влияния составляющих ее элементов или факторов риска.

• субъетивно-объективной природой оценки.

Оценка риска объективна, поскольку отражает богатство альтернатив и связей между объектами и субъектами, участвующими в рисковой ситуации. В то же время оценка таможенного риска субъективна, поскольку она базируется на аналитических способностях субъекта, принимающего решение об отнесении ситуации к категории рисковой.

Таможенный риск, по мнению автора, можно рассматривать в разрезе следующих направлений:

1. С позиции финансовых результатов — как экономическую (финансовую) категорию.

Риск как экономическую категорию характеризуют два свойства: качественный состав рискового события и его финансовые результаты.

При этом, по мнению автора, ранжирование финансовых результатов может быть осуществлено следующим образом:

- по сумме доначисленных/довзысканных таможенных платежей, полученных в результате выявления и пресечения возникновения рисковой ситуации;

- по сумме денежных средств, недополученных недобросовестными участниками ВЭД от реализации/оборота незаконно ввезенных на территорию РФ товаров;

- по сумме денежных средств, потребовавшихся бы на восстановление объектов посягательств в случае невыявления рисковой ситуации.

2. С позиции возможных отклонений от планируемого хода событий — как категорию отклонения от цели.

Со стороны участников ВЭД цели нарушения таможенного законодательства могут быть двух видов: тарифными, направленными на снижение сумм причитающихся к уплате таможенных платежей, и нетарифными, направленными на таможенное оформление товаров без предоставления необходимых сертификатов, лицензий; нарушение квот ввоза отдельных товаров и т.д.

Со стороны таможенных органов отклонение от цели (невыявление таможенных рисков) может отражаться: на защите экономических интересов РФ, поддержке отечественных товаропроизводителей, создании конкурентных условий, величине поступления денежных средств в доходную часть бюджета РФ, выполнении контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов и т.д.

3. С позиции возможности наступления неблагоприятных событий

— как вероятностную категорию.

Таким образом, таможенный риск - это многоаспектная категория: экономическая, категория отклонения от цели, вероятностная, используемая единично или комплексно.

Автор работы предлагает выделять следующие основные функции таможенного риска:

1. Аналитическую - связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи с

чем таможенная служба в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее приемлемые.

2. Защитную - проявляется в том, что таможенные органы предоставляют право воспользоваться упрощенными формами таможенного контроля тем участникам ВЭД, которые будут отнесены к категории добропорядочных участников, в этом появляется определенная защита их интересов в таможенной сфере, предоставляются экономические и иные гарантии.

3. Инновационную - проявляется в том, что философия таможенного контроля, основанная на применении системы мер оценки рисков, ориентирована на получение значимых результатов с применением прогрессивных

технологий. Тем самым инновационная функция позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям в таможенной службе.

Необходимо отметить, что таможенный риск представляет собой сложную систему, влияние на которую оказывает совокупность составляющей ее внутренней среды, а также ее окружение - внешняя среда.

Внутренняя среда формирования таможенных рисков отражает те действия и процессы, которые происходят внутри таможенной службы. Внешняя среда формируется во внешнем окружении таможенной системы (рис.2). Полагаем, что среда формирования таможенных рисков может характеризоваться следующим:

Среда формирования таможенных рисков

1. Политическая составляющая: запрет на экономические отношения с определенными государствами, декретирование таможенной стоимости, ведение торговых войн.

2. Экономическая составляющая: желание минимизировать уплачиваемые суммы таможенных платежей, избежать нетарифных мер регулирования.

3. Природная составляющая: изменение климата, природные и экологические катастрофы.

1. Организационная составляющая: неэффективная система функционирования таможенных органов, дублирование выполняемых операций, негибкая организационная структура, несовершенный инструментарий анализа, прогнозирования и оценки рисков.

2. Кадровая составляющая : недостаточная квалификационная пригодность, инерционность в действиях сотрудников, коррупция.

Рис.2 Внешняя и внутренняя среда формирования таможенных рисков

Таможенный риск всегда будет иметь

Таким образом:

• таможенный риск - это неотъемлемая сущность таможенного дела.

место в таможенном деле вследствие наличия внешней неопределенности, а также ограниченности исследуемой

информации.

• таможенный риск рассматривается по отношению к цели, на достижение которой направлено принимаемое решение и реализуемая на его основе деятельность;

• возможное недостижение цели по выявлению рисковой ситуации является следствием вероятностной природы человеческой деятельности и неопределенности ситуации при ее осуществлении.

Библиографический список

1.Herts D. В., Thomas Н. Evaluating the Risks in Acquisition. — LRP, vol. 15, 1982.-P.45-48.

2. Beaver W. H., and G. Parker, eds. Risk

Management: Problems and Solutions. Stanford: Stanford University Press,

McCraw —Hill, 1995,- P-264.

3.Зайцева И.В. Оценка экономических рисков: учебное пособие.

Новочеркасск.: «ЮРГТУ», 2001. С. -147.

4.Закс Л. Статистическое оценивание.-М.: «Статистика», 1976.-С.8-11.

5. Чернова Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия. —

СПб.: «Питер», 2000.-С.-321.

6. Уткин Э.А. Риск - менеджмент,-М.:Экмос,1998. - С.25-29.

7.Балабанов И.Т. «Риск-менеджмент».

- М.: «Финансы и статистика», 1996 . -С-192.

Bibliographical list

1.Herts D. В., Thomas H. Evaluating the Risks in Acquisition. — LRP, vol. 15, 1982.-P.45-48.

2. Beaver W. H, and G. Parker, eds. Risk

Management: Problems and Solutions. Stanford: Stanford University Press,

McCraw —Hill, 1995,- P-264.

3.ZaicevaI.V. Estimation of economic

risks: Train aid. -Novocherkassk.:

«YURGTU», 2001. P. - 147.

4.Zaks L. Statisticheskoe evaluation.-I.: «Statistics», 1976.-N.8-11.

5. Chernova G. V. Praktika management risks at the level of enterprise. — SPb.: «Piter», 2000.-N.-321.

6. Utkin E.A. Risk is a management.-i.:Yeim,1998. - S.25-29.

7.Balabanov I.T. «Risk-management». -М.: «Finances and statistics», 1996 . -S-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.