Научная статья на тему 'Оценка финансового риска получения таможенных платежей'

Оценка финансового риска получения таможенных платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РИСК / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ / РИСК КАК ВЕРОЯТНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ПЛАНОВОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гетман Александр Николаевич, Кудрявцев Олег Евгеньевич

Разработана методика анализа финансовых рисков, связанных с таможенной деятельностью. Предложен алгоритм оценки финансового риска получения таможенных платежей ниже планового задания, который интерпретируется как «риск разорения». Алгоритм основывается на оценке функции распределения индекса таможенных платежейI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the paper, the methodof analysis of the financialriskconnectedwith the customs activity is developed. We suggest the estimation algorithm of the financialriskof obtaining customs payments below the plan levelwhich is interpretedas "default risk". The algorithm is basedon the estimation for the cumulative function of the customs payment index

Текст научной работы на тему «Оценка финансового риска получения таможенных платежей»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Современное высотное строительство: Монография.-М.: ГУП «ИТЦ Москомархитектуры», 2007.-440 с.

2. Болдырев, Ю.Я. Современные технологии математического моделирования для инженерного анализа и проектирования в строительстве [Текст]/Ю.Я. Болдырев, Д.А. Климшин, А.С. Шанина [и др.]//Научно-технические ведомости СПбГПУ-2010.-№ 4(103).-С. 106-112

3. Лойцянский, Л.Г. Механика жидкости и газа [Текст]/Л.Г. Лойцянский.-М.: Наука, 1987.-840 с.

4. Снегирев, А.Ю. Высокопроизводительные вычисления в технической физике. Численное моделирование турбулентных течений [Текст]/А.Ю. Снегирев. -СПб, Изд-во Политехн. ун-та, 2009.-143 с.

5. ANSYS CFX Documentation [Электронный ресурс/Release 11.0, 2007.

6. ANSYS Fluent Documentation [Электронный ресурс/Release 6.3, 2007.

УДК 51-77

А.Н. Гетман, О.Е. Кудрявцев

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО РИСКА ПОЛУЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Согласно Киотской конвенции [9], в основе проведения таможенного контроля лежит принцип выборочности, а при выборе форм таможенного контроля используется система управления таможенными рисками.

Существующее определение таможенного риска как «вероятности нарушения таможенного законодательства» [4] не охватывает весь круг задач, стоящих перед таможенным ведомством в области управления рисками. В частности, это определение не учитывает финансовые риски, связанные с таможенной деятельностью.

Напомним, что под финансовым риском обычно понимают неопределенность исхода каждой конкретной финансовой операции. В первую очередь финансовые риски в таможенной сфере возникают в связи с неопределенностью получения таможенных платежей, поскольку заранее невозможно предугадать их размер. Вместе с тем, перед таможенными управлениями ставятся плановые задания по таможенным платежам.

Таким образом, развитие системы управления финансовыми рисками, связанными с таможенной деятельностью, является одним из приоритетных направлений для российской таможенной службы.

Цель данной статьи - разработка методики оценки финансовых рисков, связанных с фискаль-

ной функцией таможенных органов. Получение таможенных платежей ниже планового задания можно интерпретировать как известный в теории финансовых рисков риск разорения. Предлагаемый алгоритм будет основываться на оценке функции распределения индекса таможенных платежей.

Риск как вероятность: предварительные математические сведения

Количественная оценка риска финансовой операции возможна только при известной вероятности исходов операции (будущих состояний рынка). На практике исследователь может обладать только статистикой тех или иных исходов аналогичной финансовой операции. На основе статистических данных можно получить статистические оценки вероятностей будущих состояний среды. Напомним некоторые факты из теории вероятностей.

Каждому случайному событию А можно поставить в соответствие определенное число - его вероятность Р(А). По определению, 0 < Р(А) < 1, причем вероятность невозможного события равна нулю, вероятность достоверного события равна единице.

Если известна статистика появления события А в результате выборочного наблюдения, то веро-

ятность P(A) можно оценить по формуле:

m

P(А) = т , (1)

п

где т — количество наблюдений, в результате которых событие А произошло; п - общее количество наблюдений.

Суммой А+В случайных событий А и В называется событие, которое состоит в том, что наступит событие А или событие В или оба одновременно.

Случайные события несовместны, если они не могут произойти одновременно, в противном случае они называются совместными.

Если А и В несовместны, то

Р(А+В) = Р(А) + Р(В). (2)

В практической деятельности мы часто сталкиваемся с неопределенностью будущих числовых значений различных показателей (например, объема стоимостных платежей). В математике моделью для таких показателей могут служить случайные величины. Напомним основные факты и определения по этому вопросу.

Случайная величина - это любая переменная, значения которой зависят от случайных причин. Различают дискретные и непрерывные случайные величины.

Дискретная случайная величина может принимать значения только из некоторого определенного конечного или счетного множества значений (иначе говоря, все возможные значения дискретной случайной величины можно пересчитать).

Случайная величина определяется своим распределением. Функцией распределения случайной величины X называют функцию Р(х)=Р(Х<х).

Для дискретной случайной величины обычно строят ее распределение - таблицу всех возможных значений случайной величины х. с указанием вероятностей появления этих значений р..

Значения X xi x2 x п

Вероятность Р Pi P2 p Г n

Тогда вероятность того, что случайная величина примет значение в интервале между а и в равна сумме вероятностей тех значений случайной величины, которые попадают в этот интервал (2).

Важнейшая характеристика случайной величины - ее математическое ожидание.

Математическое ожидание М[Х дискретной случайной величины X определяется как сум-

ма произведений значений случайной величины на соответствующие вероятности:

M [X ] = X xp (3)

Математическое ожидание имеет смысл среднего значения случайной величины.

При решении практических задач для принятия решений требуется определить риск неблагоприятной ситуации. В качестве меры уровня риска обычно принимают вероятность наступления неблагоприятных событий.

Математические методы позволяют формализовать ответы на следующие вопросы.

Задача 1. Определить риск исхода A.

Искомый риск определяется на основе имеющихся статистических данных как вероятность P(A) по формуле (1).

Задача 2. Определить риск того, что значения величины X будут ниже заданного критического значения хр и оценить ожидаемые потери в сравнении с критическим значением.

Пусть известна функция распределения F(x) случайной величины X финансовых выплат. Искомый риск определяется как значение F(x ) функции распределения в точке хкр. Для определения ожидаемых потерь необходимо построить случайную величину R, характеризующую потери в сравнении с критическим значением. Величина R определяется следующим образом:

[0, при Х>х^, R — < . Тогда ожидаемые поте-

|Х-*кр> при X <ххр

ри по сравнению с критическим значением равны математическому ожиданию M[R] (3).

Задача 3. При заданном уровне допустимого риска а определить пороговое значение x случайной величины X, ниже которого она не опустится.

Пусть известна функция распределения F(x) случайной величины X финансовых выплат. Пороговое значение хкр - корень уравнения F(x) = а. Найденное значение показывает, что риск получить выплаты ниже порогового значения меньше допустимого риска а.

В теории финансовых рисков указанное пороговое значение хкр имеет общепринятое обозначение VaR (от англ. Value at Risk - «стоимость под риском»). VaR - это выраженная в денежных единицах оценка величины, которую не превысят ожидаемые в течение определенного периода времени потери с заданной вероятностью.

Если вероятность возникновения ситуации, приводящей к большим потерям, довольно мала, то ориентация ЛПР на такие ситуации при текущем управлении рисками нецелесообразна. При выборе оптимальной стратегии из рассмотрения имеет смысл исключить небольшую долю (обычно 5 % или 1 %) самых неблагоприятных случаев, т. е. сузить интервал возможных значений случайной величины.

Таможенные платежи: виды и порядок уплаты

Таможенные платежи - это таможенные пошлины (ввозные и вывозные), налоги (ввозные, НДС и акциз), сборы (за таможенное сопровождение, за таможенное оформление), взимаемые таможенными органами в области таможенного дела. Все виды платежей, взимаемых таможенными органами, включая средства, получаемые в счет возмещения затрат на хранение товаров на складах временного хранения и таможенных складах таможенных органов, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин [3]:

адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Налог на добавленную стоимость (НДС), так же как и таможенная пошлина, имеет свои ставки. Ставки НДС бывают только адвалорными. В отличие от ставок таможенных пошлин, когда каждой категории товаров соответствует своя ставка, ставки НДС устанавливаются только в размере 10 % или 18 %. В частности, для отдельных категорий продовольственных товаров (скот и птица в живом весе, молоко и молокопродукты, сахар, мука, макаронные изделия и ряд других товаров), а также товаров для детей (трикотажные изделия для новорожденных, подгузники, обувь, игрушки, школьные тетради, тетради для рисования и некоторые другие товары), в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ установлена ставка НДС в размере 10 %. В отношении иных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, применяется ставка НДС в размере 18 % [1].

Налог на добавленную стоимость уплачивается таможенному органу, производящему та-

моженное оформление товаров, не позднее дня принятия грузовой таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом РФ, то сроки уплаты налога на добавленную стоимость исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации. НДС уплачивается в безналичном порядке на счет Федерального Казначейства РФ (ФК РФ).

Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм НДС производится в соответствии с Таможенным кодексом РФ по письменному заявлению плательщика [2].

В связи с большим разнообразием импорта, большой интерес представляет анализ финансовых рисков, связанных с взиманием «импортной составляющей» таможенных платежей. В следующем разделе мы рассмотрим задачу оценки риска получения ввозной таможенной пошлины и НДС ниже заданного контрольного уровня.

Данная задача является актуальной, поскольку в целях организации контроля и оценки эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен разрабатываются и утверждаются контрольные показатели взимания таможенных платежей. Плановое задание составляется и корректируется с учетом сумм платежей фактически полученных в предыдущем периоде (квартале, году). Федеральная таможенная служба утверждает контрольные показатели взимания таможенных платежей и доводит их до сведения регионального таможенного управления (РТУ). Затем начальник отдела таможенных платежей РТУ предлагает руководству РТУ утвердить контрольные показатели взимания таможенных и иных платежей для подчиненных таможен.

Контрольные показатели, утвержденные руководителем отдела таможенных платежей РТУ, доводятся до сведения подчиненным таможням. В течение квартала, на который действует утвержденное плановое задание, таможни предоставляют информацию в РТУ о выполнении контрольных показателей взимания таможенных платежей. Следует отметить, что контрольные показатели могут корректироваться по запросу таможен, которые по объективным причинам не выполняют плановое задание в текущем квартале.

Таким образом, для отделов таможенных платежей таможен и региональных управлений является актуальной задача оценки риска получения

платежей ниже планового показателя. В следующем разделе будет предложен алгоритм оценки указанного финансового риска.

Алгоритм оценки финансового риска получения таможенных платежей ниже критического уровня

1. На первом этапе необходимо определить набор полей базы данных электронных копий ГТД/ТД, подлежащих анализу. Нам понадобятся три таблицы:

DCLHEAD - «ГТД - общие сведения»;

DCLTOVAR - «ГТД - сведения о товарах»;

DCLPLATR - «ГТД - исчисление таможенных платежей».

Для оценки финансового риска получения таможенных платежей ниже критического уровня нам понадобятся следующие поля:

G071 - Код таможенного органа (ключевое поле);

G072 - Регистрационный номер ГТД - дата регистрации (ключевое поле);

G073 - Регистрационный номер ГТД - порядковый номер (ключевое поле);

G011 - Направление перемещения товара (таблица DCLHEAD);

G33 - Код товара по ТН ВЭД (таблица DCLTOVAR);

G38 - Вес нетто, кг (таблица DCLTOVAR);

G36 - Преференции, особенности уплаты платежей (таблица DCLTOVAR);

G471 - Код вида платежа (таблица DCLPLATR);

G474 - Сумма платежа, руб. (таблица DCLPLATR.

2. Построим запрос к базе данных электронных копий ГТД/ТД на создание таблицы, содержащей информацию по выбранным полям. Направление перемещения товара: импорт ^011=«ИМ»). Будем рассматривать общие условия уплаты платежей (G36=«0000»). Если в отношении декларируемых товаров не запрашиваются льготы или особенности по уплате таможенных платежей, то в соответствующей позиции проставляется буква «О»),

3. Далее, работаем с таблицей в формате MS Excel. Выбираем год для анализа: проводим фильтрацию по полю G072.

4. Выбираем из полученной таблицы вид платежа:

Ввозная таможенная пошлина

(в471 = 20; G072 < 1.01.2009 или G471 = 200; G072 > 31.12.2008);

НДС (в471 = 30; G072 < 1.01.2009 или G471 = 300; G072 > 31.12.2008).

5. Будем проводить анализ в разрезе товарных групп. Проведем фильтрацию данных по заданной товарной группе (первые две цифры поля G33).

6. Для каждой поставки определим индекс таможенных платежей заданного вида (сумма платежей с одного килограмма товара поставки) по формуле ИТП = ТП/ВП, где ТП - сумма таможенных платежей поставки ^474); ВП - вес поставки ^38).

Чтобы отличать ИТП по НДС от индекса таможенных платежей по пошлинам, будем обозначать его ИНДС.

7. Определим суммарный объем выбранного вида таможенных платежей и суммарный вес поставок за год.

8. На основе данных, полученных в п. 7, определим средний индекс таможенных платежей заданного вида за год по формуле ИТПп = ОТП/ОВП, где ОТП - общая сумма таможенных платежей за год ^474); ОВП - общий вес поставок за год ^38); п - год.

Чтобы различать ИТПп по НДС, будем для удобства обозначать его ИНДСп.

9. На основе планового задания определим плановый индекс таможенных платежей по формуле ИТПП = ТПП/ОВП, где ТПП - общая сумма таможенных платежей по плану на будущий год; ОВП - общий вес поставок за год ^38).

Если ИТП по каждой поставке в следующем году будет равняться ИТПП, то при сохранении физических объемов по данной группе, плановое задание будет выполнено. Как правило, плановое задание формируется на основе фактически собранных таможенных платежей за текущий год. Поэтому для определенности в наших расчетах мы будем использовать средний индекс таможенных платежей в качестве планового (критического) индекса таможенных платежей.

10. Определим долю каждой поставки в общем объеме по формуле Доля=ВП/ОВП, где ВП - вес поставок ^38); ОВП - общий вес поставок за год.

Найденные удельные веса поставок характеризуют риск того (см. Задачу 1), что все поставки будут иметь соответствующие ИТП (ИНДС).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, рассмотрим поставку за 2008 г. по 30-й товарной группе, со следующими параметрами:

вид платежа - таможенная пошлина

(в471 = 20);

вес поставки ВП = 149 кг (графа G38); таможенная пошлина ТП = 51 744,49 руб. (графа G474).

На основе имеющихся данных вычислим: общий вес ОВП = 63 280 кг; ИТП = 51744,49/149 = 347,2785 руб./кг; доля = 149/63238 = 0,002356. Найденные значения показывают, что вероятность (риск) получения таможенной пошлины в размере 347,2785 руб. с каждого килограмма составляет 0,2356 %. Иными словами, при сохранении общих закономерностей распределения цен, с вероятностью 0,2356 % по товарной группе 30 будет собрано: ОВП х 347,2785 руб. таможенных пошлин.

В частности, если общий физический объем в следующем году не изменится, то с вероятностью 0,.2356 % по товарной группе 30 будет собрано: 63280 х 347,2785 = 21 975 783,48 руб. таможенных пошлин.

11. Следующим этапом является построение эмпирической функции распределения индекса таможенных платежей. Для этого строится вариационный ряд индексов таможенных платежей: ИТП (ИНДС) каждой поставки ставится в соответствие с ее долей. Для определения риска получения платежей ниже планового уровня необходимо определить долю поставок, индекс таможенных платежей которых ниже планового (см. Задачу 2).

12. Завершающий этап исследования: оценка возможных потерь. Воспользуемся теорией из Задачи 2 и рассчитаем отклонения ИТП (ИНДС) каждой рисковой поставки от планового значения. Определим объем потерь по каждой рисковой поставки по формуле Потери = (ИТП-ИТПП)х хВП, где ИТП - индекс таможенных платежей поставки; ИТПП - индекс таможенных платежей плановый; ВП - вес поставки в общем объеме.

13. На основе вычисленных в п. 12 показателей находим суммарные потери. Полученная сумма характеризует потери бюджета в случае, когда ИТП нерисковых поставок будет совпадать с плановым индексом таможенных платежей.

Апробация методики оценки финансового риска получения таможенных платежей ниже критического уровня

Для апробации методики был проанализирован декларационный массив импортных това-

ров, оформляемых в зоне деятельности ЮТУ, за 2008 г. В табл. 1 представлены товарные группы, по которым были получены таможенные платежи в виде таможенных пошлин и НДС.

В соответствии с предложенной методикой был проведен анализ финансового риска для каждой товарной группы в разрезе таможенных пошлин и НДС за 2008 г. Расчеты были проведены в MS Excel.

Сводные результаты расчетов можно найти в таблицах 2 и 3. В них для каждой товарной группы представлены суммарный физический объем поставок, суммарные сборы по платежам (таможенные пошлины или НДС), средний индекс таможенных платежей, риск получения платежей ниже планового, суммарные потери и доля потерь относительно общих платежей.

На основе полученных расчетов можно сделать следующие выводы. Все товарные группы демонстрируют высокий финансовый риск получения платежей с индексом ниже среднего (планового) показателя.

Наиболее рисковой в 2008 г. относительно таможенных пошлин оказалась 81-я товарная группа: средний индекс таможенных пошлин составил 25,73 руб./кг, однако 97 % поставок принесло с каждого килограмма таможенных пошлин ниже 25,73 руб. (критического показателя). Если бы остальные 3 % поставок принесли бы таможенные пошлины по 25,73 руб. с каждого килограмма, то таможенное управление не выполнило бы задание по таможенным пошлинам на 3 946 297 руб., что составило бы 32 % от плана.

Аналогичная ситуация сложилась с НДС по 81-й товарной группе: средний индекс НДС составил 36,85 руб./кг, однако 97 % поставок принесло с каждого килограмма таможенных пошлин ниже 36,85 руб. (критического показателя). Если бы остальные 3 % поставок принесли налог на добавленную стоимость по 36,85 руб. с каждого килограмма, то таможенное управление не выполнило бы задание по НДС на 5 410 446 руб., что составило бы 30 % от плана.

Относительно НДС в 2008 г.: наибольший риск представляла 49-я товарная группа: средний индекс НДС составил 297,57 руб./кг, однако 99 % поставок принесло с каждого килограмма таможенных пошлин ниже 297,57 руб. (критического показателя). Если бы остальной 1 % поставок принес налога на добавленную стоимость по 297,57 руб. с каждого килограмма, то таможенное управление

Таблица 1

Товарные группы, оформляемые в зоне деятельности ЮТУ: импорт

Код товарной группы Товарная группа

30 Фармацевтические продукты

49 Печатные книги, газеты, репродукции и др. изделия полиграфической промышленности; рукописи, машинописные тексты и планы

61 Одежда и принадлежности одежды, трикотажные

62 Одежда и принадлежности одежды, текстильные (кроме трикотажных)

64 Обувь, гетры и аналогичные изделия; их части

71 Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты

74 Медь и изделия из нее

81 Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них

88 Летательные аппараты, космические аппараты, их части

90 Приборы и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские и хирургические; их части и принадлежности

91 Часы и их части

не выполнило бы задание по НДС на 81 303 992 ный с уплатой таможенных пошлин по 49-й товар-руб., что составило бы 91 % от плана. Риск, связан- ной группе в 2008 г. также велик: 88 % поставок

Таблица 2

Финансовый риск, связанный с уплатой таможенных пошлин, в зоне деятельности ЮТУ:

импорт, 2008 г.

Товарная группа Суммарный вес, кг Суммарные сборы по платежам, руб. ИТП 2008, руб./кг Риск, % Суммарные потери, руб. Доля потерь, %

30 63 238 3 129 918 49,49 76 -2 096 130 67

49 152 832 6 295 062 41,19 88 -3 252 112 52

61 362 577 40 376 174 111,36 75 -5 886 875 15

62 245 318 32 539 569 132,64 73 -5 184 878 16

64 7 124 446 200 708 227 28,17 64 -86 803 322 43

71 68 788 9 659 885 140,43 29 -1 551 769 16

74 829 201 12 171 277 14,68 85 -2 690 469 22

81 486 339 12 512 106 25,73 97 -3 946 297 32

88 393 718 219 755 121 558,15 38 -66 241 221 30

90 1 639 111 70 563 363 43,05 78 -39 681 903 56

91 81 350 6 071 703 74,64 74 -1 971 198 32

Таблица 3

Финансовый риск, связанный с уплатой НДС, в зоне деятельности ЮТУ: импорт, 2008 г.

Товарная группа Суммарный вес, кг Суммарные сборы по НДС, руб. ИНДС 2008, руб./кг Риск, % Суммарные потери, руб. Доля потерь, %

30 63 238 5 949 634 94,08 83 -4 046 427 68

49 299 514 89 127 050 297,57 99 -81 303 992 91

61 362 577 42 776 954 117,98 71 -6 568 303 15

62 244161 34 450 464 141,10 72 -5 639 931 16

64 5 771 667 244 273 248 42,32 68 -100 278 649 41

71 68 787 5 220 763 75,90 76 -1 953 481 37

74 827 591 45 922 617 55,49 85 -10 160 947 22

75 9 734 2 481409 254,91 75 -622 472 25

81 485 920 17 904 597 36,85 97 -5 410 446 30

88 394 483 246 357 218 624,51 36 -69 868 130 28

90 2 759 506 500 799 468 181,48 76 -293 173 269 59

91 80 194 3 613 754 45,06 81 -1 060 583 29

принесло в бюджет ниже 41,19 руб. с килограмма, при среднем индексе таможенных пошлин равном 41,19 руб./кг. Если бы остальные 12 % поставок принесили в бюджет по 41,19 руб. с килограмма, то план был бы не выполнен на 3 252 112 руб.

Столь высокий риск в описанных примерах говорит о том, что общий объем платежей, собранных по 81-й и 49-й товарным группам, главным образом был сформирован небольшим числом разовых поставок, которые в будущем с

высокой степенью вероятности могут не повториться. Следовательно, ориентироваться на эти поставки в будущем при составлении планового задания нецелесообразно.

Наиболее результативным подходом было бы исключить из рассмотрения небольшой процент (например, 5 %) поставок с наивысшими индексами таможенных платежей и с наименьшими индексами (см. Задачу 3). В оставшейся совокупности определить средний индекс и умножить его на ожидаемые физические объемы поставок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 117 от 05.08.2000; по состоянию на 05.04.2010. [Электронный ресурс]/СПС «Гарант».

2. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 61-ФЗ от 28.05.2003; по состоянию на 13.04.2010. [Электронный ресурс]/СПС «Консуль-тантПлюс».

3. О таможенном тарифе: Федеральный закон РФ № 5003-1 от 21.05.1993; по состоянию на 28.05.2010. [Электронный ресурс]/СПС «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: приказ ГТК от 26.09.2003 № 1069 [Электронный ресурс]/СПС «Консультант Плюс».

5. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособ. для вузов [Текст]/ В.Е. Гмурман.-М.: Высш. шк., 2007.

6. Кудрявцев, О.Е. Математические методы оценки рисков: Учеб. пособ. [Текст]/О.Е. Кудрявцев-Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2009.-С. 65

7. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России.-СПб.: Тирекс, 2004.-544 с.

8. Описание электронной копии грузовой таможенной декларации в формате DBASE (внутренний формат). Версия 04.00.04 от 01.01.2009. [Электронный ресурс]/ http://www.customs.ru/

9. Kyoto Convention, General Annex, Ch. 6, Guidelines on Customs Controls.-1999.-P. 1-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.