ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Беляева Л.А. Email: [email protected]
Беляева Людмила Алексеевна - магистрант, кафедра внешнеэкономической деятельности, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье рассматривается определение понятий «стратегия» и «стратегическое управление». Проведен анализ различных подходов к определению вышеуказанных понятий. Стратегическое планирование рассматривается автором как концепция выживания, развития предприятия в определенных условиях: исходя из этого, фирма будет иметь конкретное представление о том, каких показателей деятельности она достигнет в будущем, в каком окружении ей предстоит функционировать, какую долю и стратегию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества и что поменять в своей деятельности таким образом, чтобы сохранить текущие позиции на рынке. Значительное внимание уделяется ключевым этапам разработки стратегии выхода на международный рынок для предприятия.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, стратегическое планирование, конкурентные преимущества, стратегические задачи, внешний рынок, стратегические цели.
ESSENCE OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF ENTERPRISE
ACTIVITIES Belyaeva L.A.
Belyaeva Lyudmila Alekseevna - Undergraduate, DEPARTMENT OF FOREIGN ECONOMIC AFFAIRS, URAL STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, YEKATERINBURG
Abstract: the article discusses the definition of the concepts of "strategy" and "strategic management". The analysis of various approaches to the definition of the above concepts. The author considers strategic planning as a concept of survival of the enterprise's development in certain conditions: on this basis, the company will have a concrete idea of what performance indicators it will achieve in the future, in what environment it will operate, what share and strategy it will occupy in the market, which have competitive advantages and what to change in their activities in such a way as to maintain their current market position. Considerable attention is paid to the key stages of developing an international market entry strategy for an enterprise.
Keywords: strategy, strategic management, strategic planning, competitive advantages, strategic objectives, foreign market, strategic goals.
УДК 331.225.3
В настоящее время из-за быстро развивающихся экономик, ориентированных на международный рынок, и процесса глобализации, активное взаимодействие предприятий с внешним миром неизбежно. Характерным признаком процесса глобализации является формирование общемирового рынка технологий, товаров, услуг, рабочей силы, инвестиционного пространства. Вследствие этого, возрастает роль внешнеэкономической деятельности предприятия для обеспечения своей
конкурентоспособности. При этом не каждое предприятие имеет возможность реализовать такое взаимодействие, однако совместная деятельность с зарубежными партнерами, достижение в процессе производства стандартов качества на уровне международных и ориентация на сотрудничество с транснациональными компаниями в рамках внешнеэкономической деятельности обеспечивает ему экономическую стабильность и рентабельность.
Начнем с понятия «стратегическое управление», которое было введено в обиход в 1960-1970-х гг. Основной целью ввода данного термина стала идея обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Кроме того, возникла острая необходимость переключить центр внимания с высшего руководства на окружение, чтобы максимально быстро, гибко и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения [3, с. 29]. Центральным элементом стратегического управления является стратегия.
Термин «стратегия» в подавляющем большинстве источников обозначен как «Планы высшего руководства по достижению долгосрочных результатов, соответствующих целям и задачам организации» [11]. Однако автором предлагается рассмотреть и другие подходы к определению данного понятия (таблица 1).
Таблица 1. Разница подходов к определению понятия «стратегия»1
№ п/п Автор Содержание
1 М. Портер «Стратегия представляет собой создание, посредством разнообразных действий, уникальной и ценной позиции».
2 П. Друкер «Стратегия - это перспектива, основной способ действия организации, или иными словами «теория бизнеса» данной организации».
3 Г. Минцберг «Стратегия - это ловкий приём, особый «манёвр», предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента».
4 А. Томпсон «Стратегия - это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании».
5 А. Чандлер «Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».
6 И. Ансофф «Стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».
Таким образом, стратегия организации - это генеральная программа развития организации, определяющая приоритеты стратегических задач, методы привлечения и распределения ресурсов и последовательность шагов по достижению стратегических целей и в наибольшей степени соответствующая сложившемуся состоянию внутренней и внешней среды. Главная задача в стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние. Стратегическое планирование деятельности предприятия включает в себя три функции, представленные на рисунке 1.
1 Составлено автором по: [1, 5, 6, 9, 10].
Определение предпочтительных направлений и траекторий развития предприятия
Рис. 1. Функции стратегического планирования деятельности предприятия1
Рассмотрим этапы разработки стратегии выхода на международный рынок для предприятия (рисунок 2). Первый этап в разработке стратегии предприятия - анализ перспектив реализации услуг или продукции предприятия согласно общемировым тенденциям, а не в отдельной стране. На данном этапе следует использовать экономические данные, а также данные о политической обстановке, поскольку они дадут представление об общем благосостоянии стран, их богатстве, материальном благосостоянии отдельного человека в этих странах, уровень жизни и покупательной способности населения [4].
Второй этап предполагает, что предприятие будет определять, есть ли у нее собственные ресурсы для экспансии на внешний рынок, принимая во внимание конкурентные преимущества, которыми оно может обладать. Например, если компания имеет уникальный продукт, который не поддается имитации, или имеет специальные патенты. Среди возможных областей конкурентных преимуществ компании можно выделить следующие: дифференциация, низкие цены, доминирование на части рынка, высокая эффективность или высокотехнологичное производство, качество, масштаб обслуживания, сеть партнерских взаимоотношений, ключевые компетенции, брендинг, репутация, инновационный потенциал и знания.
Рис. 2. Этапы разработки стратегии выхода предприятия на международный рынок [8]
Следующим этапом компания определяет свои международные и стратегические цели: они должны быть установлены в реалистичном контексте и исходя из того, какие возможности существуют в данный момент на рынке и какими ресурсами обладает компания для выхода на внешний рынок. На практике любая организация, пытающаяся выйти за пределы своей страны, будет нуждаться в широком спектре
1 Составлено автором по: [2, с. 15].
разнообразных ресурсов, которые не обязательно лучше, чем у конкурентов, но столь же важны для внешнеэкономической деятельности. Одним из самых важных ресурсов, который следует учитывать при формировании стратегии внешнеэкономической деятельности, является человеческий ресурс - нельзя недооценивать знания, навыки, время и личные затраты, которые необходимы для получения хороших результатов.
Четвертый этап начинается только после того, как предприятие исследовало, какие рынки представляются наиболее привлекательными для экспансии, а также оценило свои собственные возможности для выхода на такие рынки. Суть данного этапа заключается в том, что необходимо принять решение о том, каким способом компания будет выходить на международный рынок.
Последний этап заключается в изучении вопросов ценообразования, сборе информации о конкурентных условиях и порядке создания нового бизнеса а также, целый ряд других факторов, связанных с ее международными целями. На данном этапе разрабатывается предложение продукта или услуги предприятия.
Таким образом, стратегическое планирование - это концепция выживания развития предприятия в определенных условиях, на базе которой дается конкретное представление о том, каким должно быть предприятие в будущем, в каком окружении ему предстоит функционировать, какую долю и стратегию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества и какие изменения должны быть осуществлены в предприятии. Кроме того, эта концепция должна быть основана на четко сформулированных целях, определенных возможностях не только самого предприятия, но и зарубежного рынка, выявленных возможных рисках и вероятности достижения успеха. Все эти факторы определяются благодаря оценочному механизму, который должен удовлетворить все потребности стратегии.
Список литературы /References
1. Ансофф И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989.
2. Бельгибаева К.К. Статистическое изучение хлебобулочного бизнеса в Казахстане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://articlekz.com/article/2017/ (дата обращения: 27.01.2020).
3. Виханский О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебник / О.С. Виханский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 1998.
4. Демина Н.В. Стратегия как ведущий элемент стратегического менеджмента: понятие, сущность и основные характеристики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pglu.ru/upload/iblock/c60/uch_2008_xii_00034.pdf/ (дата обращения: 27.01.2020).
5. Научно-техническая библиотека СГУГиТ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lib.ssga.ru/index.php/ (дата обращения: 27.01.2020).
6. ШершневаЗ.Е. Стратегическое управление: учеб. для вузов. К.: КНЭУ, 2004. 699 с.
7. Mintzberg Н., Ahlstrand В., Lampel J. «Strategy safari. A Guided Tour Through The Wilds of Strategic Management». The free press New York (2013: 37).
8. International Business Strategy Do's and Don'ts. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://velocityglobal.com/blog/international-business-strategy-dos-and-donts/ (дата обращения: 27.01.2020).
9. Mintzberg H. «The Strategy Concept 1: Five Ps for Strategy California Management» Review (30, 1, June 1987: 11-24).
10. Mintzberg Н., Ahlstrand В., Lampel J. «Strategy safari. A Guided Tour Through The Wilds of Strategic Management». The free press New York, 2013: 37.
11. Wright P., Pringle C. and Kroll M. Strategic Management Text and Cases. Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1992.