ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
УДК 06.71.07
РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
И.В. Соргутов, канд. экон. наук, ст. преподаватель, В.С. Панин, студент, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА,
ул. Петропавловская, д. 23, г. Пермь, Россия, 614990 E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье проводится анализ конкурентоспособности Российского агропромышленного комплекса (АПК) и оценка государственной поддержки сельхозпроизводителей. Оцениваются последствия вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). В статье рассмотрены действующие программы развития отечественного АПК. Представлен и описан механизм развития сельскохозяйственной экономики. Разработана и описана стратегическая модель развития АПК, которая будет отражать его развитие в долгосрочной перспективе и за счет следующих мероприятий: исключение противоречия в законодательных актах; обеспечение прозрачности в государственном управлении АПК; достижение эффективного государственного управления за счёт автоматизации, оптимизации и компьютеризации всех процессов учёта и контроля министерств и ведомств путём создания единого реестра. Рассмотрена система стратегического контроллинга, заключающегося в информационной, методической и консультационной поддержке менеджмента в процессе планирования, организации и контроля использования ресурсов, а также представляющего собой современную концепцию управления, призванную обеспечить непрерывную систему комплексной поддержки и координации процессов стратегического планирования, контроля реализации стратегии, а также нового уровня принятия стратегических управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивого функционирования агроформирования в долгосрочной перспективе. Установлено, что для наиболее интенсивного развития сельскохозяйственной отрасли необходимо развивать малые и средние формы хозяйствования, так как они более динамичны в своём развитии по сравнению с крупными предприятиями, оперативно реагируют на запросы рынка, ориентированы на постоянное обновление технологии и имеют меньшие накладные издержки.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, продовольственная безопасность, стратегическое управление, контроллинг.
Введение. В условиях посткризисного развития российской экономики и сопутствующей ему экономической стагнации особую значимость приобретают вопросы обеспечения социальной направленности деятельности государства, в первую очередь в формировании устойчивой основы развития жизненно важных сфер деятельности, в том числе продовольственного обеспечения в рамках мак-
роуровневой социально-экономической системы и ее мезоуровневых подсистем. Решение данной задачи является необходимым условием обеспечения комплексной модернизации страны и перехода на инновационный путь развития. Формирование системы продовольственной самообеспеченности в первую очередь на региональном уровне способствует повышению эффективности использования
ресурсов. Необходимо также совершенствовать инструменты развития системы управления продовольственной самообеспеченностью региона, что в первую очередь предполагает учет территориальной специфики, природно-климатических, демографических, ресурсных и иных особенностей, диктует необходимость разработки системы мер по обеспечению рационального развития данной системы на ме-зоуровне, что позволит использовать сильные стороны и возможности региона в данной сфере. Решение указанной задачи предполагает использование принципиально иных инструментов и механизмов управления при условии соблюдения стратегического паритета, что диктует необходимость развития региональных систем продовольственной самообеспеченности как самостоятельных единиц. Таким образом, реализация комплексного подхода к формированию системы продовольственной самообеспеченности региона в современных условиях становится ключевым фактором создания устойчивой основы развития мезоуровневых социально-экономических систем в стратегической перспективе.
Указанные обстоятельства подтверждают, что обеспечение эффективности системы продовольственной самообеспеченности в современных условиях хозяйствования предполагает формирование целостной научнообосно-ванной системы регионального менеджмента данной сферы. Внедрение такой системы в практику регионального управления может обеспечить создание платформы устойчивого развития регионов, в рамках которой на основании комплексной модернизации будет обеспечено построение социально ориентированной эффективной экономической системы.
Теоретические и практические аспекты развития продовольственной самообеспеченности рассмотрены в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых: Э.Б. Алаева, П.М. Алампиева, H.A. Апариной, Ю.П. Ани-симова, В.Н. Архангельского, М.К. Бадмана, X. Блохлигера, И.М. Бусыгиной, В.Г. Былова, В.И. Волкова, A.JT. Гапоненко, Ю.Н. Гладкого, А.Г. Гранберга, А.Н. Дегтярева, Л.Н. Евстигнеевой, В.В. Иванова, У.Изарда, Б.Н. Лавровского, А.Лухтала, Б.Г.Преображенского,
К.И. Плетнева, И.Е. Рисина, В.Е. Селиверстова, Е.В. Сибирской, С. Тейлора, Ф. Уишлейда, М. Фридмена, Ф. Хайека, И.Ф. Хицкова, Р.И. Шнипера, Й. Шумпетера, А.Н. Швецова, Д. Юилл и многих других.
Однако, несмотря на большое количество научных работ, посвященных качеству жизни населения, в целом и продовольственной самообеспеченности как составной части качества жизни, в частности, на сегодняшний день нередко процесс продовольственного обеспечения рассматривается в отрыве от АПК и приобретает самодовлеющее значение. Кроме того, недостаточно разработаны вопросы организационной структуры управления процессом продовольственного обеспечения как экономической системы. Недостаточно освещены направления развития малых и средних сельскохозяйственных организаций, а также риски и угрозы, возникающие у небольших сельскохозяйственных производителей.
Методика. Агропромышленный комплекс (АПК) в России является ведущей системообразующей сферой экономики страны, его развитие становится стратегической задачей, так как от него зависят продовольственная и экономическая безопасность страны, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
На сегодняшний день АПК России является неконкурентоспособным из-за низкой государственной поддержки (рис.1), спада покупательной способности населения ввиду кризиса, отсутствия чёткого плана развития, ярко выраженного дисбаланса между производством и торговлей, а также сильно изношенных основных фондов. Всё это при вступлении РФ в ВТО отрицательно сказалось на отечественном АПК, в целом и сельскохозяйственной отрасли, в частности. Отмена пошлин, защищавших отечественных производителей от экспансии на внутренний рынок страны более конкурентоспособной продукции западных аграриев, вызвала резкое повышение конкуренции и понижение рентабельности сельского хозяйства.
12 10 8 6 4 2 0
Россия США ЕС Германия
И Субсидируемая часть процентной ставки
□ Без субсидий
Рис.1. Средняя процентная ставка по кредитам для сельскохозяйственных товаропроизводителей, % [9]
Запрет на ввоз сельхозпродукции из стран, наложивших санкции, показал, что отечественный АПК не способен на данном этапе заменить все виды сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а оптово-логистические центры не могут в нужном количестве перераспределять продукцию.
Всё это говорит о том, что для продовольственной самодостаточности, а также целенаправленного развития АПК необходим комплексный подход к управлению и планированию.
И.Г. Ушачев говорит, что новая Государственная программа на 2013-2020 годы, исходя из заложенных в ней параметров, не преду-
сматривает осуществить прорыв ни в технико-технологическом направлении, ни в повышении доходности отрасли для создания условий её инвестиционной привлекательности, ни в коренном улучшении социальных условий жизни и поднятия престижа сельскохозяйственного труда.
Однако оценка ресурсного потенциала сельского хозяйства указывает на большие возможности увеличения производства, повышения его экономической эффективности и конкурентоспособности [6].
Для этого необходимо предпринять шаги, направленные на развитие отечественной сельскохозяйственной экономики (Рис.2).
Рис. 2. Механизм развития сельскохозяйственной экономики
Я.Э. Нагаева и О.В. Гонцова [3] считают, что для того чтобы повысить конкурентоспособность АПК, необходимо провести модернизацию всех сфер его деятельности. В частности, следует разработать стратегическую
модель развития АПК, которая будет отражать его развитие в долгосрочной перспективе. Для этого следует в первую очередь: - снять противоречия в законодательных актах;
- обеспечить прозрачность в государственном управлении АПК;
- достичь эффективного государственного управления за счёт автоматизации, оптимизации и компьютеризации всех процессов учёта и контроля министерств и ведомств путём создания единого реестра.
Как подчёркивает доктор экономических наук В.М. Иванченко, «только такое планирование, которое способно выработать на макроуровне оптимальные решения по узловым вопросам научно-технического, экономического и социального развития общества и соединить их с реальными интересами владельца - хозяина средств производства в любых действенных формах в основном звене может стать базой целостной системы управления экономикой» [10].
Результаты. Для создания целостной системы и структуры управления необходимо определить системообразующие группы экономических параметров (основное производство, трудовые, финансовые и экономические ресурсы), системы и структуры управления предприятием.
А.Н. Ващенко связывает проблемы стратегического управления агроформированием с большим количеством слабо структурированных и неструктурированных процессов, для которых типичен низкий уровень точности исходной информации и характер описания системообразующих экономических зависимостей, что делает малоэффективным стремление к получению численных решений с помощью точных нормативных моделей. Он предлагает систему стратегического контроллинга для решения информационной поддержки в принятии стратегических управленческих решений агроформирования.
Системы стратегического контроллинга заключаются в информационной, методической и консультационной поддержке менеджмента в процессе планирования, организации и контроля использования ресурсов, которая представляет собой современную концепцию управления, призванную обеспечить непрерывную систему комплексной поддержки и координации процессов стратегического пла-
нирования, контроля реализации стратегии, а также новый уровень принятия стратегических управленческих решений, направленный на обеспечение устойчивого функционирования агроформирования в долгосрочной перспективе [5].
Данная система применима лишь для крупных предприятий и хозяйствований, а, следовательно, не может обеспечить полноценного развития всего агропромышленного сектора.
Сельскохозяйственные предприятия по размеру делятся на малые (численностью рабочих до 100 человек), средние (до 200 человек), крупные (до 500 человек), мегакрупные (свыше 500 человек).
Для наиболее интенсивного развития сельскохозяйственной отрасли необходимо развивать малые и средние формы хозяйствования, так как они более динамичны в своём развитии по сравнению с крупными предприятиями, оперативно реагируют на запросы рынка, ориентированы на постоянное обновление технологии и имеют меньшие накладные издержки.
Малые фермерские хозяйства на пути своего развития сталкиваются со следующими проблемами:
1. Они практически лишены национальной товаропроводящей системы. Как следствие этого - снижение эффективности их деятельности, сдерживание объёмов производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
2. Собственные финансовые возможности в большинстве случаев ограничены и не могут обеспечивать стартовые условия для создания и безубыточного функционирования СКР;
3. У многих сельхозтоваропроизводителей нет возможности торговать на СКР в ежедневном круглогодичном режиме [7];
4. Дисбаланс в распределении прибыли между отраслями приводит к низкой доходности в сельском хозяйстве. На долю производства в среднем приходится до 30% прибыли, в то время как в торговле она может достигать 60% по некоторым направлениям [6].
Выводы. Давно признанным фактом является необходимость развития кооперации для усиления позиций малых и средних хозяйств. Для сохранения социальной стабильности и экономического роста важно вовлечение в кооперативные отношения максимально возможного числа жителей села, фермеров и сельскохозяйственных организаций [8].
Кооперация, имея множество плюсов, не обделена и минусами. К примеру, крупные хозяйства находятся в привилегированном
положении в сравнении с малыми хозяйствами. Ввиду этого большинство фермеров предпочитают оставаться один на один с проблемами. Поэтому необходимо создать государственную структуру, которая будет заключать взаимовыгодные договора с малыми и средними хозяйствами, накапливать общий фонд для страхования и развития, к которой уже возможно применение системы стратегического контроллинга (Рис.3).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФИНАНСОВЫМ ОТДЕЛ ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОТДЕЛ МЕНЕДЖМЕНТА АНАЛИТИЧЕСКИ И ОТДЕЛ
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕХН. ПАРК ЖИВОТНОВОДСТВО РАСТЕНИЕВОДСТВО ПЕРЕРАБОТКА ТОРГОВЛЯ УСЛУГИ
Ч.Ф.Х Ч.Ф.Х Ч.Ф.Х Ч.Ф.Х Ч.Ф.Х Ч.Ф.Х Ч.Ф.Х
Рис. 3. Структура управления частными фермерскими хозяйствами.
При всём при этом исчезает необходимость в масштабных инвестициях для создания производства «с нуля», так как можно использовать тот задел, который оставили после себя колхозы и совхозы в виде земельных и имущественных паёв, пока ещё есть такая
возможность. Данная структура также позволяет доставить сельхозпродукцию непосредственно потребителю, тем самым минуя перекупщиков и выравнивая дисбаланс между производством и торговлей.
Литература.
1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИПС «Консультант».
2. ФЗ от 06.10.2003. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИПС «Консультант».
3. ФЗ от 11.06.2003. № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИПС «Консультант».
4. Нагаева Я.Э., Гонцова О.В. Стратегические направления развития АПК в России // Экономические исследования. 2011. № 6. С. 18-22
5. Карпова А.А., Гончарова И.А., Ващенко А.Н. Стратегический контролинг в агроформированиях // Российская экономика. 2014. № 9. С.15-17
6. Ушачев И.Г. Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции // Российская экономика. 2014. № 9. С.61-64
7. Палаткин И.В., Шишкин О.В. Механизм развития региональных сельскохозяйственных кооперативных рынков // АПК - экономика, управление. 2014. № 8. с. 28-34
8. Усова А.А. Актуальные задачи в системе стратегического управления агропредприятиями молочной специализации АПК // Экономикс. 2014. № 3. С.36-42
9. «Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.05.2013 № 753-р) (КонсультантПлюс).
10. Иванченко В.М. Планирование как исторический феномен жизнедеятельности человека и общества. М.: Наука, 2009. 232 с.
11. Leontief W.W. Domestic Production and Foreign Trade: The American Capital Position Re-Examined // Economic International. 1954. № 7. p. 9-38
12. Mintzberg, H. Strategy safari. A guided tour through the wilds of strategic management / H. Mintzberg, B. Ahlstrand, J. Lampel // L. etc., 1997
13. О. Hagan L.P. National Self sufficiency in food//Food Policy 1(4). 1976. p. 355-366.
14. S.L. Fallows, L.W. Whelock. Self-sufficiency and United Kingdom Food Policy//Agriculturafll Administra-tion.1982.T.ll, №2. P.107-125.
15. The European Convention, adopted in the plenary meeting of the «Institutional Affairs». Committee of the Assembly of European Regions. Madrid, 2002
DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX AND PROVIDING FOOD
SECURITY IN RUSSIA
I.V. Sorgutov, Cand.Eco.Sci., Senior Lecturer
V.S. Panin, Student
Perm State Agricultural Academy,
23, Petropavlovskaya St., Perm, 614990 Russia
E-mail: Sorgutov [email protected], [email protected]
ABSTRACT
The article analyzes the competitiveness of the Russian agro-industrial complex and gives the assessment of state support for agricultural producers. The impact of the entry of the Russian Federation to the World Trade Organization (WTO) was evaluated. The article describes the existing programs for the development of domestic agriculture. The authors presented and described the mechanism of development of agricultural economy. The strategic development of agribusiness model that will reflect its development in the long term due to the following events was developed and described: the exclusion of contradictions in the laws; ensuring transparency in public administration for agro-industrial complex; achievement of good governance by automating, streamlining and computerization of all the processes of accounting and control of ministries and agencies by creating a single register. The system of strategic controlling, consisting in information, methodical and consulting support management in planning, organizing and controlling the use of resources, as well as is a modern management concept, designed to provide continuous system of comprehensive support and coordination processes of goal-setting, strategic planning, monitoring implementation of the strategy as well as a new level of strategic management decisions aimed at sustaining the agroformation in the long term. It was found, that for the most intensive development of the agricultural sector Russia needs to develop small and medium forms of business, as they are more dynamic in their development compared to large enterprises, quickly respond to market needs, focus on the constant updating of the technology and have lower overhead costs.
Key words: agro-industrial complex, agriculture, food security, strategic management, controlling.
References
1. Presidential Decree of 12.05.2009 № 537, «O Strategii nacional'noj bezopasnosti RF do 2020 goda» ("On National Security Strategy of the Russian Federation until 2020") [Electronic resource]. Access: IRS "Consultant".
2. Federal Law of 06.10.2003. № 131, «Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Fed-eracii» ("On general principles of local self-government in the Russian Federation") [Electronic resource]. Access: IRS "Consultant".
3. Federal Law of 11.06.2003. № 74, «O krest'janskom (fermerskom) hozjajstve» "On the peasant (farmer) economy" [Electronic resource]. Access: IRS "Consultant".
4. Nagaeva Y.E., Gontsova O.V., Strategicheskie napravlenija razvitija APK v Rossii (The strategic directions of development of agribusiness in Russia), Economic Research, 2011, No. 6, pp. 18-225.
5. Karpov AA, Goncharova IA, Vashchenko AN., Strategicheskij kontroling v agroformirovanijah(Strategic Controlling in agroformations), Russian economy, 2014, No.9, pp. 15-17
6. Ushachev I.G., Perspektivy razvitija APK Rossii v uslovijah global'noj i regional'noj integracii (Prospects of development of Russian agriculture in the global and regional integration), Russian economy,2014, No.9, pp.61-64
7. Palatkin I.V., Shishkin O.V., Mehanizm razvitija regional'nyh sel'skohozjajstvennyh kooperativnyh rynkov (The mechanism of the development of regional agricultural cooperative markets), AIC - economics, management, 2014, No. 8, pp. 28-34.
8. Usov A.A., Aktual'nye zadachi v sisteme strategicheskogo upravlenija agropredprijatijami molochnoj specializacii APK (Actual problems in the system of strategic management of the dairy agribusiness specialization AIC), Economics, 2014, No. 3, pp. 36-42.
9. «Nacional'nyj doklad o hode i rezul'tatah realizacii v 2012 godu Gosudarstvennoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2008-2012 gody» ("National Report on the progress and results of the implementation in 2012 of the State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2008-2012") (approved by the. Order of the Government of the Russian Federation from 08.05.2013 № 753-p) (Consultant).
10. Ivanchenko V.M., Planirovanie kak istoricheskij fenomen zhiznedejatel'nosti cheloveka i obshhestva (Planning as a historical phenomenon of human life and society), M .: Science, 2009, pp. 232.
11. Leontief W.W., (Domestic Production and Foreign Trade: The American Capital Position Re-Examined), Economic International, 1954, No. 7, pp. 9-38.
12. Mintzberg, H., (Strategy safari. A guided tour through the wilds of strategic management), H. Mintzberg, B. Ahlstrand, J. Lampel , L. etc., 1997.
13. O. Hagan L.P., (National self-sufficiency in food), Food Policy 1 (4). -1976, pp. 355-366.
14. Fallows S.L., Whelock L.W., Self-sufficiency and United Kingdom Food Policy, Agriculturafll Administra-tion,1982, T.ll, No.2. pp.107-125.
15. The European Convention, adopted in the plenary meeting of the «Institutional Affairs». Committee of the Assembly of European Regions. Madrid, 2002
УДК 338.246.025:631.15
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
О.Я. Старкова, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, ул. Луначарского, 3а, г. Пермь, Россия, 614000 E-mail : klimova377@ mail.ru
Аннотация. В работе уточнено понятие инноваций и предпринята попытка дать определение понятию «инновации в экономике». Определена необходимость перехода Российской Федерации на инновационный путь развития. Обоснована причина ориентира на собственные финансовые ресурсы в развитии национальной экономики, в обеспечении ускоренного импорто-замещения. Рассмотрен генезис государственной налоговой политики в период формирования и развития рыночных отношений. Сопоставлены мнения различных авторов в определении роли государства в развитии экономики. Определено значение бюджетной политики и необходимость ее совершенствования на современном этапе. Рассмотрены используемые методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Проанализированы ключевые направления Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития и социальной стабилизации на 2015 год и возможность их реализации в аграрной сфере экономики. Уточнена степень зависимости Российской Федерации и Пермского края от завоза импортного продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Рассмотрены новации в предоставлении поддержки из федерального бюджета на субсидирование части процентных ставок по банковским кредитам и скидки при приобретении сельскохозяйственной техники. Определено место малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе Пермского края. Изучены новые возможности налогового стимулирования за счет предоставления права региональным органам власти на снижение налоговых ставок по единому налогу на вмененный доход и ставки при использовании упрощенной системы налогообложения, а также применения полного освобождения от уплаты налогов в первые два года деятельности предприятия малого бизнеса. Обобщен существующий опыт оказания помощи кредитным организациям, испытывающим проблемы с поддержанием ликвидности в условиях финансового кризиса. Рассмотрены меры поддержки банковской системы страны с целью обеспечения кредитными средствами реального сектора экономики.
Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоговое бремя, бюджетное субсидирование, малое и среднее предпринимательство, импортозамещение, банковская система.