Научная статья на тему 'Сущность социальной политики и ее демографической компоненты'

Сущность социальной политики и ее демографической компоненты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1104
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ / РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Авраменко Елена Петровна, Авраменко Альвина Андреевна

В статье рассматриваются функции социальной политики, направления ее реализации. Представлена модель реализации государственной социальной политики, основанной на следовании демографическим приоритетам . Анализируются проблемы обеспечения устойчивого естественного роста численности населения и вклад миграционных процессов в развитие демографической ситуации в РФ в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Авраменко Елена Петровна, Авраменко Альвина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF SOCIAL POLICY AND ITS DEMOGRAPHIC COMPONENTS

The article considers the functions of social policy and the directions of its implementation. The article presents a model for implementing state social policy based on following demographic priorities. The article analyzes the problems of ensuring sustainable natural population growth and the contribution of migration processes to the development of the demographic situation in the Russian Federation as a whole.

Текст научной работы на тему «Сущность социальной политики и ее демографической компоненты»

Zhulkova Julia Nikolaevna, Cand.Econ.Sci., associate professor

MECHANISM OF INTERACTION OF THE ENTERPRISE WITH CONSUMERS THROUGH FEEDBACK: QUESTIONNAIRE

Abstract. Currently, customer feedback is considered as a tool for business interaction, the proper use of which allows the company to increase the effectiveness of its work. However, the economic efficiency of the business unit depends largely on the quality of the built communications along the "company - consumer" line. One of the tools that allows you to find out the consumer's opinion about products, services, as well as directly the company's work, is feedback.

Keywords: mechanism of the feed-back, survey, service, consumer.

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ

Захарова Елена Николаевна, д.э.н., профессор (e-mail: zahar-e@yndex.ru) Адыгейский государственный университет, г.Майкоп, Авраменко Елена Петровна, к.э.н., доцент, Филиал Адыгейского государственного университет в г. Белореченск (e-mail: elena.avramenko.1976@mail.ru) Авраменко Альвина Андреевна, магистр Адыгейский государственный университет, г.Майкоп (e-mail: avramenkoal98@gmail.com)

В статье рассматриваются функции социальной политики, направления ее реализации. Представлена модель реализации государственной социальной политики, основанной на следовании демографическим приоритетам. Анализируются проблемы обеспечения устойчивого естественного роста численности населения и вклад миграционных процессов в развитие демографической ситуации в РФ в целом.

Ключевые слова: социальная политика, демографическая политика,, естественный прирост, рождаемость, смертность.

Введение

Решение комплекса социальных проблем относятся к числу важнейших целевых ориентиров, определяющих направления деятельности органов власти и управления на любом уровне. Современное социально-экономическое развитие России и ее регионов в условиях нестабильности, вызванной комплексом внешних и внутренних факторов, сопровождающееся ухудшением демографической ситуации, обусловливает необходимость применения особых подходов на региональном уровне для решения существующих, а зачастую и обостряющихся социальных проблем.

Отмечая тесную взаимосвязь между улучшением демографической ситуации, с одной стороны, и решением социальных проблем, - с другой, следует указать на то, что эти тенденции не всегда пропорциональны друг другу в связи с особенностями отдельных территорий и их социально-

экономической сферы, разными подходами к распределению ресурсов, спецификой регионального управления и другими факторами. В этой связи достаточно высокая специфичность территориальных образований обусловливает необходимость применения особых подходов к решению социально-демографических проблем, возникающих на их уровне.

Именно поэтому решение комплекса социальных и демографических проблем, сопровождающих развитие любого региона, становится важнейшей задачей, определяющей поиск наиболее эффективных подходов к обеспечению развития социальной сферы региона.

Основная часть

Социальная политика - это деятельность органов власти и управления Российской Федерации, которая направлена на развитие социальной сферы, решение социальных вопросов, формирование условий для жизнедеятельности населения, удовлетворение их интересов, социальных потребностей, гарантий и прав, предоставление социальных услуг. Как отмечает Е.А. Лубашев, этот процесс должен осуществляться во взаимодействии с общественными институтами, бизнес-сообществом и населением и быть направлен на обеспечение сбалансированного социального развития [6, с. 53].

Среди функций социальной политики можно выделить следующие:

Демографическая

Защитная

Обеспечения Социализации и адаптации Экономическая

Функция развития Интегративная

Регулятивная

- регулирование миграционных процессов и естественного прироста населения

- обеспечение защиты всех слоев общества от внешних и внутренних угроз.

- поддержание приемлемого уровня жизни граждан

- обеспечения для всего населения возможности социальной и профессиональной реализации

- формирование условий для развития региона, организация новых рабочих мест и поддержка предпринимательства

- стимулирование населения к совершенствованию

- объединение усилий органов региональной и муниципальной власти, хозяйствующих субъектов

- регулирование процессов, которые происходят в социальной сфере и др.

С помощью эффективной социальной политики реализуется принцип социальной справедливости, который предполагает определенное выравнивание положения граждан, формирование системы социальных гарантий для всех слоев населения.

Реализуется социальная политика с помощью установления определенных социальных стандартов, формирования механизмов реализации целевых программ, социального обеспечения и системы социальных услуг.

Реализуемая в настоящее время социальная политика в рамках своей парадигмы в большей степени ориентирована на достижение планируемых

социальных параметров, в частности, характеризующих уровень жизни населения.

Среди важнейших направлений реализации политики в данной области можно отметить:

- содействие занятости населения;

- совершенствование системы оплаты труда и повышение ее уровня;

- содействие обеспечению безопасности труда, развитию трудовых отношений и социального партнерства;

- социальную поддержку и социальное обслуживание лиц льготных категорий, в том числе пенсионеров и инвалидов;

- реализацию мероприятий, ориентированных на поддержку семьи.

Важнейшее значение в рамках разработки и реализации социальной политики уделяется ее демографической составляющей. По мнению Л. Л. Ры-баковского, демографическую политику можно определить в качестве системы общепринятых на уровне властных структур идей и средств, при помощи которых государство на основе определенных принципов обеспечивает достижение целей в области демографического развития [7, с. 22].

В целом в качестве принципов демографической политики признаются ее долговременный характер, преемственность и системность мер, учет всех сфер воспроизводства населения, единство целей и задач на всех уровнях с учетом региональных особенностей, гибкость, социальное участие, суверенность семьи.

Успешность реализации демографической политики определяется наличием и уровнем разработанности ее основной цели и подчиненных ей промежуточных задач. Совокупность цели и задач применительно к определенному периоду закладывается в концепцию демографической политики и составляет её основную часть.

Цели и конкретные направления демографической политики определяются господствующими идеологическими концепциями, особенностями сложившейся социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями, стадией демографического перехода, предысторией тенденций развития демографических процессов.

В современной ситуации подавляющее число наиболее развитых государств при реализации демографической политики стоит перед дилеммой, состоящей в ориентации либо на повышение рождаемости представителей титульных наций, либо на привлечение мигрантов.

Движение в рамках первого подхода было избрано в таких европейских государствах как Франция, Великобритания, скандинавские страны, которые ориентированы на стимулирование рождаемости и занятости женщин, имеющих детей. Второй подход в настоящее время становится все менее распространенным, Страны Нового Света (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), а также некоторые государства Евросоюза использовали как

инструментарий стимулирования относительно высокую рождаемость, так и политику привлечения мигрантов.

При этом, если в странах с низким естественным приростом населения реализуется политика стимулирования рождаемости, основанная на использовании экономических методов воздействия (выплата пособий по уходу за детьми, льготные кредиты родителям, увеличение оплачиваемого послеродового периода и т.д,), то в государствах, имеющих противоположные тенденции развития демографических процессов (Китай, Индия, Бангладеш, Нигерия, Вьетнам), реализуется политика жесткого планирования семьи.

Также можно выделить и различные типы миграционной политики: жесткая, предусматривающая ограничение притока мигрантов на территорию государства; мягкая, не предполагающая установление подобных ограничений; смешанная, ориентированная на регулирование миграции в соответствии с установленным порядком, ориентированным на обеспечение достижения определенных социально-экономических и демографических целей.

Демографическая политика реализуется как на государственном, так и на региональном уровне. При этом в настоящее время все более актуальным вопросом является формирование и институционализация демографической политики на муниципальном уровне с привлечением к ее разработке и реализации местного сообщества.

Как показывает мировой опыт, органы исполнительной власти являются основным организационно-управленческим субъектом воздействия на процессы достижения целей демографической политики. В свою очередь, их организационная форма может быть различной: в Германии функционирует Министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи, в США - Управление по делам семей и детей, в России - Министерство труда и социальной защиты, во Франции - Министерство по правам женщин и т.д. Немаловажную роль в процессе разработки демографической политики играют исследовательские организации (в Австралии - Институт семейных исследований, во Франции - Национальный институт демографических исследований» и др.) [4, с. 51].

Объектом демографической политики может быть население страны в целом или ее отдельных регионов, социально-демографические группы, семьи определенных типов и др.

В общем и целом роль демографической компоненты при разработке и реализации социальной политики государства может быть представлена следующим образом (рисунок 1).

При этом конкретные направления и механизмы реализации социально-демографической политики определяются, исходя из специфики демографической ситуации, складывающейся в конкретный момент времени на определенной территории.

Рисунок 1 - Модель реализации государственной социальной политики, основанной на следовании демографическим приоритетам [7, с. 10]

Отметим, что первая и ключевая из целей национального развития, определенная Президентом Российской Федерации в его указе от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», ориентирована на обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации.

Поскольку естественный прирост обеспечивается положительной разницей между абсолютными показателями, отражающими число родившихся и умерших, его обеспечение напрямую зависит от реализации другой цели национального развития - повышения ожидаемой продолжительности жизни и достижения целевого показателя суммарного коэффициента рождаемости. Одновременное достижение целевых ориентиров рождаемости и смертности должно обеспечить достижение естественного прироста численности населения, в то время как другие социальные цели национального развития способствуют, но не определяют получение намеченного результата.

В новейшей истории естественный прирост населения Россия наблюдался в 2013-2015 годах. В 2014-2015 годах в стране родилось самое большое число детей - 1943 и 1940 тысяч соответственно (рисунок 2).

2000 п 180016001400120010008006004002000

1943

1215

1599

1"1 □ 1~1 1Г1 1~1 1~1 1~1 1~1 1~1 1~1 I ГГГ

0,000.0.0000000000

_ —, _ ^ — Г) Г4 СЧ ГЧ Г) Г-] <4 СЧ (Ч О]

Рисунок 2 - Количество детей, родившихся в Российской Федерации [6, с. 13]

Но уже в 2016 году рождаемость снизилась, а естественный прирост сменился естественной убылью населения. В 2017 году, несмотря на продолжающееся снижение смертности, число умерших превысило число новорожденных на 136 тыс. человек, а в 2018 году естественная убыль населения составила 224 тыс. человек.

Снижение рождаемости при этом обусловлено несколькими причинами. Начиная с 2010 года, Россия вступила в так называемую «демографическую яму», связанную с низкой рождаемостью в 1990-е годы и снижением численности женщин, находящихся в так называемом активном репродуктивном возрасте 20-29 лет, на который ранее приходилось 50-60 процентов рождений всех детей. Несколько лет снижение численности рождений в данной возрастной группе компенсировалось более высоким уровнем рождаемости среди женщин возрастных групп от 25 до 39 лет и увеличением доли вторых и третьих рожденных детей.

Но с 2015 года снижается суммарный коэффициент рождаемости (СКР), который не зависит от возрастной структуры населения. В 2018 году значение СКР снизился до 1,59 ребенка на женщину, что фактически соответствует 2011 году, а численность родившихся детей снизилась до 1598 тысяч, то есть ниже уровня 2007 года.

В СМИ и экспертных докладах высказывались мнения о том, что одним из путей решения демографической проблемы может быть снижение убыли населения за счет привлечения мигрантов из стран СНГ и некоторых

других государств. Вклад миграционных процессов в развитие демографической ситуации в России иллюстрирует рисунок 3.

Такой подход действительно долгое время позволял России компенсировать естественную убыль населения, которая в период 1992-2012 годов составила 13,2 млн. человек. Но в 2018 году и миграционный прирост не позволил этого сделать, в результате чего численность населения страны впервые с 2010 года снизилась до 146,7 млн. человек.

1500

юоо

500

-500

1000

1500

'Гя |||,ПП МИ ШЛО ИИ

■рГГРГТВРМНый ППМППГГ ГиПи

ПГпттип ппиппгт Г

Рисунок 3 - Вклад миграционных процессов в развитие демографической ситуации в РФ [4, с. 38]

Демографические прогнозы предусматривают различные сценарии реализации миграционной политики. По высокому варианту прогноза предполагается миграционный прирост до 460 тысяч человек к 2035 году. Но миграционный потенциал России ограничен, а восполняя миграцией убыль населения, есть риск постепенно утратить национальную идентичность.

В этой связи ключевой целью государственной демографической политики Российской Федерации является стабилизация и увеличение численности населения за счет сокращения уровня смертности, роста рождаемости и регулирования внешней и внутренней миграции.

Список литературы

1. Волох В.А., Суворова В.А. Концепция государственной миграционной политики России - основа миграционной безопасности страны // Вопросы безопасности. - 2013. -№ 3.

2. Галиева И.С. Региональная социальная политика: проблемы и противоречия в современных российских условиях // Социология. - 2013. - № 3.

3. Демография для практических работников / под ред. Л.Л. Рыбаковского. - М.: Экон-информ. 2014.

4. Демографическая ситуация в России: новые вызовы и пути оптимизации: национальный демографический доклад / под ред. С.В. Рязанцева. - М.: Экон-Информ, 2019

5. Качалкин В.М. Субъект и объект демографической политики в условиях демократического государства // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 4.

6. Лубашев Е.А. Региональная социальная политика: теоретические основы, функции и принципы // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 15.

7. Национальные цели социального развития: вызовы и решения / отв. ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.

8. Юодешко В.И. Социальная защита семей с детьми как фактор демографического развития: автореферат дис. ... канд. экон. наук. - Минск, 2019.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Захарова Елена Николаевна, д.э.н., профессор (e-mail: zahar-e@yndex.ru) Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Кардава Елена Евгеньевна, к.э.н., доцент, Филиал Адыгейского государственного университет в г. Белореченск (e-mail: elenakardava@rambler.ru) Аванесова Рита Рафаэловна, к.э.н., доцент, Филиал Адыгейского государственного университет в г. Белореченск (e-mail: margarita-ava@yandex.ru)

В статье рассматриваются различные подходы к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, указываются их недостатки. Предложен динамический подход к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, основанный на использовании инструментария сбалансированной системы показателей, позволяющей увязать программные цели муниципального развития с текущими процессами в рамках анализируемой территории, а также осуществлять текущий контроль за изменением отслеживаемых параметров.

Ключевые слова: эффективность, местное самоуправление, динамический подход, сбалансированная система показателей, устойчивое развитие региона.

Сложившаяся в настоящее время практика применения нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих осуществление оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, показывает ее определенные недостатки. Стремясь охватить все приоритетные сферы муниципального управления, разработчики указанных документов изначально делали акцент на составление подробнейшего перечня показателей, учитываемых при оценке эффективности деятельности соответствующих органов (свыше 130 показателей, из которых 32 содержались в первоначальной редакции Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»). В результате был сформирован достаточно громоздкий свод показателей эффективности деятельности таких органов, которые не были сбалансированы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.