Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СОСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ'

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СОСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
855
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ / NON-FINANCIAL REPORTING / BUSINESS SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL REPORTING / SOCIAL REPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрющенко Е. Ю.

В статье исследуется сущность социальной отчетности, как одного из видов нефинансовой отчетности, а также ее специфика в России. Данная тема является особенно актуальной на современном этапе развития экономики, так как бухгалтерская (финансовая) отчетность больше не предоставляет всю необходимую заинтересованным пользователям информацию. Экономические субъекты в больше степени стали уделять внимание социальной ответственности бизнеса, играющей огромную роль в установлении благоприятных связей с клиентами, партнерами, собственниками бизнеса, органами государственной власти и сотрудниками организации. В статье описываются формы социальных отчетов, их структура и присутствующие. В результате выполненного анализа литературы по данной теме, а также сравнения отчетов российских организаций были выявлены особенности их структуры, составления и представления информации. Кроме этого в статье сформулированы основные тенденции развития социальной отчетности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF SOCIAL REPORTING AND FEATURES OF ITS COMPILATION BY RUSSIAN ORGANIZATIONS

The article explores the essence of social reporting as one of the types of non-financial reporting, as well as its specifics in Russia. This topic is especially relevant at the present stage of economic development, since financial statements no longer provide all the necessary information for interested users. Economic entities began to pay more attention to the social responsibility of business, which plays a huge role in establishing favorable relations with customers, partners, business owners, government authorities and employees of the organization. The article describes forms of social reports, their structure and provision. As a result of the analysis of literature on this topic, as well as comparison of reports of Russian organizations, the features of their structure, compilation and presentation of information were revealed. In addition, the article formulates the main trends in the development of social reporting in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СОСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

Сущность социальной отчетности и особенности ее составления российскими

организациями

The essence of social reporting and features of its compilation by Russian organizations

Андрющенко Е. Ю.

Студент 3 курса, учетно-экономический ф-т, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

РФ, г.Ростов-на-Дону e-mail: katya. andrRM@gmail. com

Andrushenko E. U.

3rd year student, faculty of accounting and economics, Rostov State University of Economics, Russia, Rostov-on-Don e-mail: katya. andrRM@gmail.com

Научный руководитель Зубенко Е. Б.

Ст. преподаватель

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

РФ, г.Ростов-на-Дону e-mail: buryack-yekaterina@yandex.ru

Scientific adviser Zubenko E. B.

Senior Lecturer Rostov State University of Economics, Russia, Rostov-on-Don e-mail: buryack-yekaterina@yandex.ru

Аннотация.

В статье исследуется сущность социальной отчетности, как одного из видов нефинансовой отчетности, а также ее специфика в России. Данная тема является особенно актуальной на современном этапе развития экономики, так как бухгалтерская (финансовая) отчетность больше не предоставляет всю необходимую заинтересованным пользователям информацию. Экономические субъекты в больше степени стали уделять внимание социальной ответственности бизнеса, играющей огромную роль в установлении благоприятных связей с клиентами, партнерами, собственниками бизнеса, органами государственной власти и сотрудниками организации. В статье описываются формы социальных отчетов, их структура и присутствующие. В результате выполненного анализа литературы по данной теме, а также сравнения отчетов российских организаций были выявлены особенности их структуры, составления и представления информации. Кроме этого в статье сформулированы основные тенденции развития социальной отчетности в Российской Федерации.

Annotation.

The article explores the essence of social reporting as one of the types of non-financial reporting, as well as its specifics in Russia. This topic is especially relevant at the present stage of economic development, since financial statements no longer provide all the necessary information for interested users. Economic entities began to pay more attention to the social responsibility of business, which plays a huge role in establishing favorable relations with customers, partners, business owners, government authorities and employees of the organization. The article describes forms of social reports, their structure and provision. As a result of the analysis of literature on this topic, as well as comparison of reports of Russian organizations, the features of their structure, compilation and presentation of information were revealed. In addition, the article formulates the main trends in the development of social reporting in the Russian Federation.

Ключевые слова: нефинансовая отчетность, социальная ответственность бизнеса, социальная отчетность, социальный отчет.

Key words: non-financial reporting, business social responsibility, social reporting, social report.

В современных экономических реалиях цифровой экономики появляется необходимость в создании нового формата предоставления информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Данная информация должна в полной мере удовлетворять интересы самых разных групп заинтересованных пользователей, что в полной мере невозможно только с помощью бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этот вид отчетности с каждым годом все сильнее теряет свою актуальность, популярность и информативность. По причине этого все большее внимание уделяется социальной отчетности предприятий, являющейся одним из видов нефинансовой отчетности. Социальная отчетность является в своем роде связующим звеном между показателями финансовой отчетности и нефинансовой информацией о социальной ответственности бизнеса [1].

Российские организации значительно изменили свой подход в отношении благоприятных связей с государственными органами и иностранными партерами, что произошло во время перехода к рыночной экономической системе. Именно социальная отчетность компаний стала играть огромную роль в установлении данных благоприятных связей. Кроме этого социальные отчеты стали выполнять множество различных функций в области маркетинговой деятельности, планирования и анализа экономической деятельности организаций [10].

В данный момент в Российской Федерации существует множество нормативных актов, регламентирующих разработку и предоставление нефинансовой, в том числе социальной, отчетности. Кроме этого, летом 2019 года после двух лет разработок и консультаций с бизнесом Минэкономразвития внесло законопроект «О публичной нефинансовой отчетности» (ПНО) в правительство [11]. Этот законопроект еще с большей силой подтолкнет развитие нефинансовой отчетности и ее повсеместное внедрение российскими компаниями. С помощью него повысится инвестиционная привлекательность социальных отчетов, которая в данный момент не так высока в российской экономике. Также он будет способствовать популяризации информационной открытости компаний и прозрачности их экономической деятельности. Всё это вместе будет содействовать повышению социальной ответственности бизнеса [12].

Лояльное отношение к организации с позиции ее клиентов, акционеров и партнеров, улучшение имиджа компании в представлении ее работников во многом зависят от осуществления принципов социальной ответственности и методов ее осуществления. Всё это показывают многочисленные исследования ученых-экономистов и практический опыт [7].

Таким образом можно дать определение социальной ответственности бизнеса, по которой понимается добровольное вложение компании в развитие общества в социальной, экономической, экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

В большом количестве развитых стран социальная ответственность бизнеса уже стала важнейшим принципом системы управления и контроля организации. С другой стороны отдельные компании по-разному трактуют это понятие в зависимости от специфики своей деятельности и стратегии развития бизнеса, а также исходя из своих финансовых возможностей и доли ответственности и обязательств, которые реально присутствуют у компании [8].

Одним из инструментов, способствующих повышению качества планирования, мониторинга и оценки социальной ответственности бизнеса является социальная отчетность [5].

Однако среди современных ученых-экономистов нет единого мнения касательно определения сущности социальной отчетности.

Например, по мнению доктора экономических наук, профессора М.А. Вахрушиной, корпоративная социальная отчетность представляет собой «совокупность отчетов компании, включающих информацию о

результатах как экономической, так и социальной и экологической деятельности». Однако доктор экономических наук И. Н. Рыкова приводит такое определение - «корпоративная социальная отчетность - это отчетность устойчивого развития, которая потенциально способна предоставить информацию, чрезвычайно важную для анализа бизнеса, отсутствующую в финансовых отчетах: о рынках продукции, труда, капитала, регулирующих органах, конкурентных преимуществах в снижении издержек, дифференциации продукции, формировании и удержании интеллектуального капитала» [13].

То есть социальная отчетность — это процесс объединения исследовательских, аналитических процедур, а также процедур менеджмента, которые направлены повышение эффективности социальной, производственной и финансовой деятельности компании с помощью составления и предоставления заинтересованным пользователям социального отчета.

Исследователи данного вопроса указывают, что социальная отчетность выполняет множество функций: предоставление всеобъемлющих результатов деятельности организации в социальной сфере, ведение диалога со всеми стейкхолдерами (заинтересованными пользователями), получение множества конкурентных преимуществ с помощью улучшения позиций организации в различных рейтингах. Всё это позволит привлекать дополнительных инвесторов и развиваться за счет новых денежных финансовых вложений.

Социальный отчет — это публичный инструмент предоставления заинтересованным пользователям и обществу в целом информации о социальной ответственности организации, который включает в себя результаты социальной политики и выполнения планов по ней [10].

В настоящее время в мире существует множество международных стандартов, регулирующих социальную отчетность. Все эти стандарты в зависимости от сферы деятельности компании и направлений их использования можно разделить на несколько групп:

- руководящие принципы и кодексы поведения (Руководящие принципы Amnesty International по соблюдению прав человека для компаний и ОЭСР для многонациональных корпораций, Глобальный договор ООН и другие);

- системы управления и схемы сертификации (Схема экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001, стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000, стандарт промышленной безопасности и здоровья OHSAS 18001 и другие);

- рейтинговые индексы (Индекс Доу Джонса по устойчивому развитию DJSI, «этические» индексы FTSE4Good и т.д.);

- система подготовки отчетности (Глобальная инициатива по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отчетов АА 1000S) [9].

Наиболее распространенными стандартами подготовки отчетности являются:

1) GRI (Global Reporting Initiative). Этот стандарт состоят из трех основных элементов: экономика предприятия, его социальная и экологическая политика. GRI неразрывно связан с правилами построения финансовой отчетности и это является его огромным преимуществом. Этот стандарт используется обычно в самом начале перехода компании к составлению внешних социальных отчетов, так как он способствует постепенному переходу на рекомендации GRI и предоставляет возможность составлять отчет только по одной из социальных сфер деятельности организации или только по нескольким. В последствии осуществляется постепенный переход на другие сферы.

2) Стандарт АА1000. Данный стандарт способствует наиболее оптимальному регулированию социальных программ организации и увеличению их эффективности. АА1000 позволяет организованно собирать информацию о социальных стратегиях компании и рассматривать их недостатки. То есть стандарт предоставляет

возможность не только проанализировать управленческую систему организации, но также и предоставить информацию и открытости и честности бизнеса акционерам.

3) SA 8000:2001 «Социальная отчётность» (Social Accountability) - отличается от других направленностью на отношения с персоналом организации. Данный стандарт регулирует обязанности работодателя в обеспечении приемлемых условий труда. Стандарт SA 8000:2001 характеризует соблюдение работодателями прав работников на труд, а также регулирует управление в данной области [9].

Однако в отечественной практике в настоящий момент социальная отчетность составляется лишь по усмотрению компаний в достаточно произвольной форме и может отражать лишь часть основных социальных проблем с раскрытием отдельной тематики, зачастую без отображения динамики деятельности компании по раскрываемой проблеме [2].

Кроме того в российской экономике присутствует очень малое количество инициатив по предоставлению социальных отчетов именно со стороны стейкхолдеров. Этими заинтересованными сторонами являются не только пользователи с прямым финансовым интересом, но и без него - государство, сотрудники организации, на которых социальная деятельность организаций также оказывает немалое влияние. То есть из-за недостатка «спроса» на социальную отчетность, компания просто не видит потребности в предоставлении информации о своей социальной деятельности и не видит в этом никаких перспектив [4].

В настоящий момент выделяют 3 основных формы социальной отчетности:

- стандартизированный отчет (основывается на стандартах AA 1000, SA 8000, GRI и т.д.);

- комплексный отчет (метод Triple Bottom-Line, метод Лондонской группы сравнительного анализа (London Benchmarking Group), метод группы корпоративного гражданства (Corporate Social Citizenship и т.п.);

- свободная форма социального отчета.

Составление и предоставление первых двух форм социальной отчетности является наиболее оптимальным для всех стейкхолдеров, потому что они комплексно отражают результаты деятельности компании в сфере социальной ответственности бизнеса и имеют тесную взаимосвязь с финансовой отчетностью предприятия, которая кроме того могла пройти аудиторскую проверку.

Но все же самой популярной формой отчетности является свободная форма. Данная форма часто составляется в виде красочных буклетов, включающих информацию о социальных программах компании. Свободная форма значительно более удобна для организации-составителя, но ее просто невозможно подтвердить правдивость предоставленной информации и сравнить данный отчет с социальными отчетами других организаций [3].

В России также присутствует специфика предоставления социальной отчетности. В даны момент можно встретить следующие ее вариации:

1) самостоятельный отчет, который обычно сопровождает выход основного корпоративного отчета организации (ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «РусГидро»);

2) специальные разделы - дополнения к корпоративному годовому отчету организации, посвященные результатам деятельности в области устойчивого развития, а также отдельным регламентирующим документам, например, таким, как экологическая политика и др. (АО «Седьмой континент»);

3) публикации отдельных сведений на сайтах организаций («Макдоналдс»);

4) отраслевые отчеты («Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики»)

[2].

Проанализировав литературу касательно исследования структуры социальной отчетности можно прийти к выводу, что ее единого состава не существует. Однако наиболее распространенными разделами являются:

1. Стратегия деятельности организации, ее так называемая «философия». Она может включать обращение руководства, миссию и ценности предприятия, направления социальной ответственности. Также сюда относятся показатели, отражающие экономические результаты деятельности и суммы расходов на социальную ответственность.

2. Функциональная структура организации и структура управления, виды деятельности, организационно-правовая форма масштаб организации.

3. Взаимодействие с внешними заинтересованными сторонами, которые определяются критерием существенности - оценивается влияние организации на них, а также их воздействие на развитие организации. Здесь можно указать информацию о контроле качества продукции и услуг, а также качественном обслуживании клиентов. Тут же указываются расходы, направленные на защиту прав и интересов потребителей и партнеров [5].

4. Взаимодействие с персоналом организации. Здесь указываются различные социальные программы организации, которые в полной мере раскрывают ответственность организации перед своими сотрудниками. Сюда включаются также все расходы на персонал.

8. Инновационное развитие организации, касающиеся различных сторон социальной ответственности организации и повышения ее роли в организации.

9. Деятельность в области взаимодействия с общество, которая включает социальные программы добровольной основы и результаты их вклада в развитие общества. Здесь указываются расходы на различные социальные мероприятия, индивидуальные и в сотрудничестве с различными субъектами хозяйствования.

10. Перспективы деятельности организации. В этом разделе отражаются стратегические цели в области социальной ответственности и совершенствования взаимодействия организации с обществом [3].

Состав каждого из этих разделов в зависимости от направления и масштаба деятельности организации будет отличаться, поэтому не существует также и единого перечня показателей социальной отчетности.

Одни из первых предоставленных социальных отчетов были сделаны в в 1970-х годах в Европе. За все время развития социальной отчетности до наших дней их количество неуклонно росло и растет до сих пор, варьируясь от отрасли к отрасли.

Самое большое распространение социальные отчеты получили в Европе и Северной Америке. Особенно быстро этот процесс протекал в Канаде, которая была даже активнее чес США. Кроме того предоставление информации о социально ответственности бизнеса стало очень распространено в странах Азии - Южной Корее и Японии.

В отечественной практике процесс популяризации социальной ответственности бизнеса начался в конце 1990-х годов, однако самые первые отчеты были составлены лишь в 2002 году и их действительно активное распространение происходит лишь в последние 5-6 лет. Социальная отчетность начинает играть огромную роль и для государства в целом, так как она позволяет российскому бизнесу стать более честным и прозрачным в своей экономической деятельности [6]. Динамика представления отчетов представлена на рисунке 1.

2000 2001 | 1 2002 | 2 2003 | 4

2018 39

0 20 40 50 80 100

2001 | 1

2002 | 3

2003 | 7

2004 | 11

0 50 100 150 200

Рисунок 1. Динамика предоставления нефинансовых отчетов

Особенностью социальных отчетов российских компаний на современном этапе является отсутствие большой доли числовой части и предоставление информации в подавляющей части в виде текста. К сожалению это не позволяет наиболее полно оценивать результат социально ответственной деятельности компании [3].

По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, в Национальном регистре нефинансовых отчетов по состоянию на 21 мая 2020 года зарегистрировано 1 034 отчета от 186 компаний Российской Федерации, начиная с 2000 года. В их числе: экологические отчеты (ЭО) - 88, социальные отчеты (СО) - 361, отчеты в области устойчивого развития (ОУР) - 358, интегрированные отчеты - 227. Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний представлено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний (на 24 октября 2019 г.)

Отраслевая принадлежность

компаний

Число компаний

Количество отчетов

ИО

ОУР

СО

ЭО

Итого

Нефтегазовая

21

118

43

179

Энергетика

42

92

55

45

199

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Металлургическая и горнодобывающая

20

29

47

55

134

Производство машин и оборудования

12

12

Химическая, нефтехимическая, парфюмерная

12

43

18

20

83

Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная

18

24

Производство пищевых и других потребительских товаров

10

29

23

52

Телекоммуникационная

11

14

22

42

Финансы и страхование

19

23

69

99

Жилищно-коммунальное хозяйство

14

17

Цементное производство и строительство

Образование, здравоохранение

12

13

Транспорт Ритейл

12

24

9

9

7

3

2

0

0

0

6

5

0

2

4

0

0

6

0

7

0

5

2

0

1

3

0

2

0

1

3

6

0

1

0

5

1

5

6

2

1

3

0

0

4

Прочие виды услуг 4 0 7 11 0 18

Некоммерческие организации 7 0 6 32 0 38

ИТОГО 174 202 330 328 85 945

Отраслевые отчеты 4 0 1 26 0 27

ВСЕГО 178 202 331 354 85 972

Повышается роль информации, комплексно отражающей деятельность компаний. Она публикуется в отчетах, подготовленных по «триединому итогу», включая экономические, социальные, экологические аспекты и вопросы управления. Таких отчетов подавляющее большинство в Национальном Регистре, и с каждым годом их число растет, что представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Типы отчетов, включенных в национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов

Также особенностью последнего времени является более комплексное предоставление нефинансовой, в том числе социальной, информации в годовых отчетах организаций. Таким образом, около 100 крупнейших компаний предоставляют социальную информацию именно в годовых отчетах, но это происходит абсолютно с разной полнотой и качеством [14].

Сравним социальные отчеты ПАО «МТС» и ПАО «Ростелеком». Сравнительная характеристика структуры отчетов представлена в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика структуры социальных отчетов ПАО «МТС» и ПАО «Ростелеком» за

2018 г.

ПАО «МТС» ПАО «Ростелеком»

Обращение Президента Обращение Президента

О компании, стратегия КСО, акционеры «Портрет» компании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Цифровое будущее

Персонал Инвестиции в сотрудников

Общество Инвестиции в развитие общества

Клиенты Качественные услуги для клиентов

Приложения (награды, вЯ!) Приложения (награды, вЫ, показатели результативности, анкета)

Сравнив структуру отчетов можно выявить в ней большие сходства. Это связано с тем, что оба отчета составлены на основе стандартов вЫ. Однако названия разделов отличаются своим подходом по предоставлению информации: у ПАО «МТС» каждый раздел начинается со слов «МТС для...», а у ПАО «Ростелеком» все разделы представлены в первом лице «строим, инвестируем.». Также у ПАО «Ростелеком» присутствует раздел «Строим устойчивое цифровое будущее», информация в котором имеет огромное значение в соответствии с программой цифровизации экономики России, и выделение этого раздела является огромным плюсом для компании.

Сравним показатели социальных отчетов этих компаний. Сравнительная характеристика представлена в таблице 3.

Таблица 3. Сравнительная характеристика показателей социальных отчетов ПАО «МТС» и ПАО «Ростелеком»

за 2018 г.

Раздел Показатели ПАО «МТС» Показатели ПАО «Ростелеком»

Взаимодействие с акционерами - финансовые результаты деятельности - структура акционеров, дивиденды - показатели поставок - финансовые показатели - бизнес-модель - стратегия развития - дивиденды - показатели поставок

Взаимодействие с персоналом - количество сотрудников, состав кадров - показатели изменения в составе персонала - показатели корпоративной культуры - права человека на рабочем месте - затраты на обучение и развитие персонала - структура расходов на оплату труда - затраты на охрану труда - показатели несчастных случае и травматизма - количество сотрудников, состав кадров - расходы на персонал, оплату труда - средняя заработная плата - показатели социальных программ для персонала - показатели изменения в составе персонала - затраты на обучение и развитие персонала - взаимодействие с учебными заведениями - расходы на охрану труда

Взаимодействие с клиентами - количество клиентов - доля компании на рынке - характеристика услуг для индивидуальных потребителей и бизнеса - затраты на инновационную деятельность - затраты на развитие бизнеса - показатели проведения мероприятий социальной направленности для клиентов - показатели нарушений защиты персональных данных - количество клиентов - показатели сотрудничества с РФ - показатели услуг и продукции для индивидуальных потребителей и бизнеса - затраты на кибербезопасность клиентов инновационная деятельность - затраты на телекоммуникационную инфраструктуру

Взаимодействие с обществом - количество благотворительных проектов, волонтеров, социально-образовательных проектов и затраты на них - расходы на охрану окружающей среды и их структура, штрафы и санкции - потребление ресурсов - показатели вклада в цифровизацию России и ООН - расходы на благотворительность, волонтерство - количество социальных проектов - расходы на охрану окружающей среды и их структура - потребление ресурсов

Сравнив отчеты, можно прийти к выводу о различии в самом подходе предоставления социальной

отчетности. ПАО «МТС» отдельно выделяет главу о взаимодействии с акционерами компании, наглядно расписывая в ней всю необходимую для данных пользователей информацию. ПАО «Ростелеком» рассматривает взаимодействие с акционерами в главе по общему взаимодействию со стейкхолдерами (заинтересованными сторонами).

Также в отчете Ростелекома широко рассматривается взаимодействие с органами власти Российской Федерации и ООН, что показывает огромный масштаб деятельности компании и увеличивает доверие к ней.

В отчете МТС делается большой упор на корпоративную культуру компании, роль которой в современном обществе очень велика. Это способствует большому привлечению сотрудников в компанию.

В отчетах идет различное предоставление информации о взаимодействии с клиентами. В отчете МТС она представлено в одной большой главе, подробно и целостно раскрывающей все данные. В отчете Ростелекома

эта информация представлена как в отдельно главе посвященной клиентам, так и в главе характеристики «портрета» компании, а также в главе о взаимодействии со стейкхолдерами.

В обоих отчетах широко представлены различные социальные программы для клиентов, персонала и общества, а также расходы на них. Это показывает большую роль социальной ответственности бизнеса в данных компаниях, что позволит им все больше развивать свою деятельность с помощью эффективного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами.

Исходя из данного примера, можно с уверенностью сказать, что, ведя социально ответственный бизнес, организации становятся более значимыми для региона, повышается доверие к ним со стороны заинтересованных пользователей, увеличиваются объемы потребления.

Также важнейшим фактором оптимальности социальной отчетности является ее взаимосвязь с финансовой отчетностью компании. Многими исследователями доказана зависимость показателей финансово-хозяйственной деятельности от социальной составляющей бизнеса [3].

Таким образом, можно выявить следующие тенденции развития социальной отчетности в отечественной практике:

- рост количества и масштаба предоставления данных о социальной ответственности бизнеса, а также рост ее качественных характеристик;

- растет внимание к комплексному предоставлению информации о постановке и выполнении конкретных целей организации, а также ее стратегии в социальной сфере;

- все еще не достаточно раскрывается информация о брэндинге, работе с поставщиками и подрядчиками, часто не уделяется внимание анализу рынка, на котором присутствует компания и ее конкурентов;

- в недостаточном объеме раскрывается информация о фактических результатах работы с стейкхолдерами, ее анализе - присутствует лишь информация по стратегии в этом направлении;

- повышается роль независимой оценки социальных отчетов, их подтверждения, например, в форме общественного или профессионального заверения;

- добровольная отчетность остается преимущественно уделом крупных компаний в России, а количество и качество социальных отчетов средних и малых предприятий очень мало, что связано с объективными причинами их финансовых возможностей [10].

Именно поэтому очень важна унификация структуры социальных отчетов, регулирование их составления и предоставления заинтересованным пользователям. Это позволит выстроить систему основных показателей, необходимых в отчетности, все они должны, помимо предоставления информации о социальной ответственности бизнеса, показывать непосредственную взаимосвязь с финансовой деятельностью организации, то есть, в том числе с другой формой отчетности - финансовой отчетностью.

Таким образом, необходимо разработать отдельный методический подход к порядку отражения информации в социальной отчетности. Разработка таких методических рекомендаций, будет способствовать эффективности работы предприятия в социальной сфере его деятельности, которая имеет огромное значение в том числе для международных экономических отношений и их стандартов социальной ответственности, играющих большую роль в современной экономической деятельности [3].

Список используемой литературы:

1.Алексеева И. В., Федосова О. Н., Прядкина Е. А. Анализ современных исследований формирования социальной отчетности коммерческих организаций в условиях цифровой экономики // Учет и статистика - 2019 г. №4;

2.Алексеева И. В., Федосова О. Н., Прядкина Е. А. Социальная отчетность - информационный ресурс аналитического обеспечения социально-экономических процессов в условиях цифровизации экономики // Учет и статистика - 2019 г. №1;

3.Бессарабов В. О. Взаимосвязь показателей финансовой и социальной отчетности как основа развития социальной ответственности бизнеса // Экономика: вчера, сегодня, завтра - 2017 г. №12а;

4.Журавлева И. А. Социальная отчетность компании: предпосылки формирования единого стандарта // Тенденции развития науки и образования - 2017 г. №25-1;

5.Закирова А. Р., Клычова Г. С., Кириллова В. Э., Юсупова А. Р. Социальная отчетность: назначение, основные принципы формирования, структура // Вестник Казанского государственного аграрного университета - 2019 г. № 1;

б.Тронза А. А. Анализ структуры и состава показателей социальной отчетности // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВО «Донецкий национальный университет» - 2019 г. №11;

7.Осадчая С. М., Дикунова Л. М. Социальный отчет как форма проявления корпоративной социальной ответственности // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права - 2017 г. №3;

8.Бердина Л. А Социальная отчетность как один из инструментов оценки социальной ответственности компаний // Всероссийский журнал научных публикация - 2013 г.

9.Новикова М. Л. Внешняя социальная отчётность компании: международные стандарты // HR - Journal URL: http://www.hr-iournal.ru/articles/ov/Vneshniaia-socialnaia-otchiotnost-kompanii-mezhdunarodnYe-standarty.html (дата обращения: 26.05.2020);

10.Левочкина Н. А. Корпоративная социальная ответственность: опыт нефинансовой отчетности российских компаний // Современные технологии управления URL: https://sovman.ru/article/6604/ (дата обращения: 26.05.2020);

11 .Штыкина А. Базанова Е. Законопроект о «социальной отчетности» компаний внесен в правительство // Ведомости URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/07/24/807222-zakonoproekt (дата обращения: 26.05.2020);

12.Законопроект о публичной нефинансовой отчетности закроет большую брешь в отечественном законодательстве // Общероссийская палата Российской Федерации URL:

https://www.oprf.ru/ru/about/interaction/region chambers/431/2584/newsitem/51560?PHPSESSID=scf8nia4snkb8ltpff 9a8q4q06 (дата обращения: 26.05.2020);

13.Петрова А. Н. Сущность и назначение социальной отчетности // Бухгалтерский учет, статистика -2011 г. №10

14.Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2017-2018 гг. выпуска. Е. Н. Феоктистова, Л. В. Аленичева, Г. А. Копылова, М. Н. Озерянская, Д. Р. Пуртова, Н. В Хонякова. - М.: РСПП, 2019. 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.