Научная статья на тему 'Сущность социальной адаптации подростков'

Сущность социальной адаптации подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4118
918
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТОК / СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прачук Сергей Юрьевич

Данная статья повествует о сущности социальной адаптации подростков. В статье раскрывается определение социальной адаптации, ее виды и структурные компоненты. Дается характеристика подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность социальной адаптации подростков»



SCIENCE TIME

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Прачук Сергей Юрьевич, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

E-mail: serega_04@inbox.ru

Аннотация. Данная статья повествует о сущности социальной адаптации подростков. В статье раскрывается определение социальной адаптации, ее виды и структурные компоненты. Дается характеристика подросткового возраста.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, подросток, сущность социальной адаптации подростков.

В посление годы в отечественной и зарубежной педагогической и псхологической дитературе активно разрабатывается проблема социальной адаптации индивида.

Проблема адаптации является междисциплинарной. Данная проблема изучается на педагогическом, психологическом, социально-экономическом и др.уровнях. Само понятие «адаптация» появилось достаточно давно и с тех пор используется в различных областях знаний, не случайно Г.И. Царегородцев относит данное понятие к общенаучным.

Термин «адаптация» впервые ввел Г. Ауберт в 1865 году. Он стал употреблять его для характеристики изменения чувствительности анализаторов органов чувств к существующим раздражителям.[14]

После чего это понятие попало в биологию. В биологии термин «адаптация» означает процесс приспособления организмов к условиям их существования в окружающей среде. Из биологии понятие адаптации перешло в психологию. В психологии в общем смысле под адаптацией понимают процесс приспособления различных строений и функций организмов к условиям среды.

Философ Ю.А. Урманцев пишет, что понятие «адаптация» по объёму и содержанию является не только междисциплинарным, но и весьма сложным.

В общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный,

специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя. [12]

На основе анализа различных определений понятия «адаптация» Д.П. Дербенев дает свое определение: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия». [3]

Для преодоления вызовов окружающей среды у индивида разработаны различные механизмы адаптации. В научной литературе эти приспособительные механизмы называют видами адаптации. В общем виде можно выделить: физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую, социальную, профессиональную адаптации и т.д. Согласно П.К. Анохину, все виды адаптации представляют собой систему, в которой все компоненты направлены на получение полезного результата. [1]

При определениии структурных компонентов адаптации П.С. Кузнецов пишет, что элементами адаптации являются субъекты, объекты, виды и факторы. Субъектом адаптации может выступать индивид, совокупность индивидов, социальные институты и т.д. Объектами адаптации выступают индивид, группа индивидов, вид и результат деятельности. По мнению ученого, виды адаптации соответствуют различным классификациям адаптации (физиологическая, биологическая, экономическая, социальная). И последним элементом адаптации, являются факторы. П.С. Кузнецовым выделены семь факторов адаптации: экономические, регулятивные, когнитивные, коммуникативные факторы, фактор самосохранения, самореализации, а также фактор воспроизведения. По мнению автора именно эти семь факторов соответствуют основным потребностям индивида, и их удовлетворение способствует полноценной адаптации личности.

[5]

А.В. Мудрик, В.Н. Гуров, И.К. Кряжева[8,2,4] выделяют объективные и субъективные факторы адаптации. К объективным факторам относятся: мегафакторы (космос, планета, мир), макрофакторы (страна, этнос, общество), мезофакторы (принадлежность к субкультурам, национальность, город, село, регион), микрофакторы (взаимоотношения в коллективе, семье). К субъективным факторам относятся индивидуально-личностные характеристики индивида (возраст, внешность и т.д.)

Философы при определении сущности социальной адаптациии, отмечают роль окружающей среды и ее отражение в сознании индивида. Педагоги рассматривают социальную адаптацию, как реализацию педагогических задач. Психологи изучают механизмы и факторы социальной адаптации.

Социальная адаптация на философском уровне рассматривается в работах Г.И. Царегородцева, В.Ю. Верещагиной, И. Д. Калайкова и др. На педагогическом уровне социальную адаптацию исследовали Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, А.В.

325

Мудрик, Т.Д. Молодцова, Н.Ф. Талызиной. Аспекты адаптации на социально-психологическом уровне исследовались Л. С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Г.А. Балл и др. В общей совокупности труды этих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение.

Анализ педагогической и психологической литературы показал, что на определение понятия «социальная адаптация» так же имеется яркое многообразие взглядов. На наш взгляд, несмотря на огромное количество определений данного понятия, его сущность заключается в субъект-объектном отношении индивида и социальной среды. В процессе социальной адаптации взаимодействуют две системы-личность индивида и окружающая его социальная среда. В процессе адаптации личность может воздействовать на окружающую среду, пытаясь внести в нее изменения (так называемая, активная адаптация) или личность не оказывает влияния на окружающую среду, а подчиняется ее нормам и требованиям.

В психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко, социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой - как результат этого процесса. [13]

Согласно Д.В. Ольшанскому, социальная адаптация это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. [12]

Мы в дальнейшем будем использовать трактовку, разработанную А. А. Налчаджан, который под адаптированностью понимает существование «когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей». [9] Интересен взгляд на проблему адаптации со стороны Т. Парсонса, он рассматривал адаптацию как соотношение «действующее лицо-ситуация». Социальная адаптация в данном контексте рассматривается, как результат соотношения ожиданий индивида и социальных реалий, в которых человек является субъектом.

Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием двух систем - личности индивида и социальной среды. Эффективность и конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими

326

достижениями в условиях данной социальной среды.

В социальной психологии сложилось несколько теорий относительно сущности социальной адаптации. Психоаналитическое взаимодействие индивида и среды. Г. Селье описывает содержание социальной адаптации формулой: конфликт-тревога-защитные реакции. Конфликт возникает в случае несоответствия опыта и знаний индивида требованиям среды. Для снижения тревоги индивид прибегает к использованию своих защитных реакций. Показателем и критерием адаптированности, а так же целью социальной адаптации в данной концепции служит эмоциональная удовлетворенность личности.

Представители гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс и др. считают целью процесса социальной адаптации наиболее конструктивное и динамичное взаимодействие индивида и окружающей среды. Процесс социальной адаптации А. Маслоу описывает формулой: конфликт-фрустрация-акты приспособления. Конфликт возникает, когда возникает неудовлетворенность потребностей личности: эмоциональные потребности, физиологические, потребности в самореализации, самосовершенствовании, потребности в общении и т.д. Для решения возникших конфликтов индивид прибегает к конструктивным или неконструктивным поведенческим реакциям. Конструктивные поведенческие реакции-это реакции, которые удовлетворяют требованиям окружающей среды. Неконструктивными же реакциями являются-агрессия, реагрессия и т.д.

Представителями третьего направления (когнитивный подход) являются Ж. Пиаже, Р. Лазарус, они считают, что содержание социальной адаптации состоит в двух неразрывно связанных процессах-ассимиляции и аккомодации.

Ж. Пиаже понимает под ассимиляцией включение новой информации в уже имеющиеся механизмы жизнедеятельности индивида. Аккомодация-это объединение имеющегося у индивида опыта с новым полученным опытом.

Наиболее остро проблема социальной адаптации встает в подростковом возрасте. На данном возрастном этапе происходит половое созревание. Многие ученые отмечают, что именно в период пубертата происходит ослабление внимания, усиливается утомляемость, а так же повышается возбудимость и импульсивность. Л.Ф. Обухова отмечает, что подросток на данном возрастном этапе не способен отличать временное и постоянное, субъектное и объектное (ощущение себя в центре внимания), уникальное и универсальное (все чувства воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. [11]

Анализ литературы показал, что подростковый возраст характеризуется

327

активным психическим и физическим развитием и изменением социальных ориентиров индивида. Жизнь подростка наполнена кризисами, переживаниями и волнениями. Сейчас подросток обретает собственную социальную позицию, у него оформляются постоянные черты характера, он накапливает знания, умения и усваивает навыки. Однако, одновременно с этим у подростков развивается чувство тревожности и дискомфорта. И поэтому именно в подростковом возрасте необходима помощь и поддержка в социальной адаптации.

В ходе социально-педагогической адаптации подросток не только приспосабливается к новым социальным условиям, но и реализует свои потребности и интересы. Результатом процесса социальной адаптации у подростка должно стать усвоение социально значимых норм и ценностей. Подросток начинает сравнивать себя со взрослыми и видит, что между ними нет никакой разницы, и поэтому требует к себе аналогичного отношения и стремится получить признания среди старших (родители, учителя, товарищи).

Для успешной социальной адаптации подростка особо важную роль играет процесс обучения. В учебных заведениях у подроста появляется возможность реализовывать свой потенциал, он совершенствует коммуникативные и социальные навыки. Возможности для социальной адаптации зависят от личных особенностей подростка, таких как темперамент, внешность и пр. Многие особенности индивида врожденны и неизменны, как например темперамент, но есть и те которые можно преобразовать (коммуникативные навыки).

Ключевую роль в социальной адаптации подростка играет семейная среда. Здесь имеет значение и материальное положение семьи, и отношение между ее членами, и наличие необходимого контроля со стороны родителей. Если семья не выполняет свою социальную роль, то это ведет к нарушению адаптации личности.

Для успешной социальной адаптации подростков необходимо создание таких условий, в которых подроски могут наиболее полно раскрыть свой потенциал, реализовать возможности. Подростка необходимо научить понимать свое социальное окружение. Для этого нужно привить механизмы адаптации и создать действенные программы по повышению адаптивных возможностей.

Литература:

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 35.

2. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. Автореф. дисс. на соискан. докт. пед. наук. - М., 1997.

3. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков// Социологический журнал. - 1997. - № 12.

4. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптации рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1983. - 296 с.

5. Кузнецов П.С. Уровни социальной адаптации // Материалы пятых страховских чтений. - Саратов: Саратовский пед. инст-т, 1996. - С. 17-19.

6. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса - Л., 1984

7. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Л., 1974

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 206 с.

9. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.

10. Немов Р.С. Психология, книга 1. М.,1997.

11. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты проблемы, - М., 1995.

12. Ольшанский Д. В. Адаптация социальная // Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцев и др. М., 1989.

13. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, В. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. - М: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.

14. Aubert Н. Physiologie der Netzhaut-Breslau, 1865.

329

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.