Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОБЛЕМ'

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное предпринимательство / социальная политика / общество / социальное благополучие / бизнес / social entrepreneurship / social policy / society / social well-being / business.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Прохоров А.И.

Социальное предпринимательство как явление с каждым годом набирает популярность во всем мире, становится общеупотребительным и поощряемым в обществе. Его широкая известность напрямую связана с особой значимостью затрагиваемых процессов и массой положительных эффектов, вызываемых грамотным внедрением и реализацией в общественной жизни граждан социально значимых проектов и программ. Так же наблюдается всплеск научно-исследовательского интереса к социальному предпринимательству. Изучение данного явления опирается на различные дисциплины и области научного знания, но в большинстве своем имеет довольно фрагментированный вид без конкретизирующих рамок. В работе обоснована роль социального предпринимательства в повышении качества жизни граждан и решения перечня актуальных социальных проблем. Основываясь на имеющемся научном заделе, в статье представлены авторские выводы о социальном предпринимательстве в современной действительности, которая имеет нестабильный и рискогенный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF SOLVING SOCIALLY SIGNIFICANT PROBLEMS

Social entrepreneurship as a phenomenon is gaining popularity all over the world every year, becoming commonly used and encouraged in society. Its wide popularity is directly related to the special significance of the processes involved and the mass of positive effects caused by the competent implementation and implementation of socially significant projects and programs in the public life of citizens. There has also been a surge in research interest in social entrepreneurship. The study of this phenomenon is based on various disciplines and areas of scientific knowledge, but for the most part it has a rather fragmented form, without a specific framework. The work substantiates the role of social entrepreneurship in improving the quality of life of citizens and solving a list of pressing social problems. Also based on the existing scientific background, the article presents the author’s conclusions about social entrepreneurship in modern reality, which is unstable and risky.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОБЛЕМ»

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-5-24 УДК 364.26

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОБЛЕМ

Прохоров А. И.

Московская международная академия

Аннотация. Социальное предпринимательство как явление с каждым годом набирает популярность во всем мире, становится общеупотребительным и поощряемым в обществе. Его широкая известность напрямую связана с особой значимостью затрагиваемых процессов и массой положительных эффектов, вызываемых грамотным внедрением и реализацией в общественной жизни граждан социально значимых проектов и программ. Так же наблюдается всплеск научно-исследовательского интереса к социальному предпринимательству. Изучение данного явления опирается на различные дисциплины и области научного знания, но в большинстве своем имеет довольно фрагментированный вид без конкретизирующих рамок. В работе обоснована роль социального предпринимательства в повышении качества жизни граждан и решения перечня актуальных социальных проблем. Основываясь на имеющемся научном заделе, в статье представлены авторские выводы о социальном предпринимательстве в современной действительности, которая имеет нестабильный и рискогенный характер.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная политика, общество, социальное благополучие, бизнес.

THE ESSENCE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF SOLVING SOCIALLY SIGNIFICANT PROBLEMS

Andrey I. Prokhorov

Moscow International Academy

Abstract. Social entrepreneurship as a phenomenon is gaining popularity all over the world every year, becoming commonly used and encouraged in society. Its wide popularity is directly related to the special significance of the processes involved and the mass of positive effects caused by the competent implementation and implementation of socially significant projects and programs in the public life of citizens. There has also been a surge in research interest in social entrepreneurship. The study of this phenomenon is based on various disciplines and areas of scientific knowledge, but for the most part it has a rather fragmented form, without a specific framework. The work substantiates the role of social entrepreneurship in improving the quality of life of citizens and solving a list of pressing social problems. Also based on the existing scientific background, the article presents the author's conclusions about social entrepreneurship in modern reality, which is unstable and risky.

Keywords: social entrepreneurship, social policy, society, social well-being, business.

Введение. Сегодня социальные предприниматели и социальные предприятия все больше привлекают внимание ученых. Обычно их рассматривают как структурные организации, которые используют бизнес- механизмы для улучшения положения тех слоев населения, которые сами не способны изменить свое социальное положение.

Одним немаловажным преимуществом социального предпринимательства является инновационная составляющая деятельности. Использование новых форм реализации товаров и услуг, новых подходов к производству необходимо, так как привлечение ранее незадействованных человеческих ресурсов невозможно с привычными условиями труда. Инновации позволяют как за© Прохоров А.И.

действовать невостребованную ранее рабочую силу с рынка труда, так и создать новые конкурентные преимущества у создаваемых товаров и услуг.

Руководители успешных социальных предприятий, по определению, являются новаторами. Они обладают такими редкими навыками, как сплочение вокруг себя единомышленников, поиск всех необходимых ресурсов для эффективной борьбы с социальными проблемами, синтез инновационных технологий с нестандартным мышлением участников социальных проектов.

Обсуждение. Открытой остается тема, связанная с определением социального предпринимательства. Хотя, по данным мирового исследования (в рамках «Глобального мониторинга пред-

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

принимательства») установлено, что формы социально-ориентированного бизнеса между некоторыми странами разнятся, но его сущность остается единой [6].

Так, например, В.А. Баринова считает социальным предпринимательством деятельность, нацеленную на решение социальных проблем посредством своих инновационных действий и за счет финансовой самостоятельности [1]. Под самостоятельностью здесь понимается финансовая устойчивость организации перед различными факторами.

В указанном определении речь идет о проблемах, которые находятся вне внимания или пока не могут быть решены надлежащим образом со стороны: государства, некоммерческих организаций, гражданского общества и рынка. В таком случае на арене появляется новый игрок - социальный предприниматель.

Другой исследователь сферы предпринимательства (Плетень А.С.) рассматривает социальное предпринимательство в качестве способа социально-экономической деятельности организаций (как некоммерческих, так и коммерческих), при сочетании применения инновационных приемов ведения предпринимательства с устойчивым достижением самоокупаемости для обеспечения решения социальных проблем [4].

А.А. Московская идентифицирует феномен социального предпринимательства как инновационный способ осуществления социально-экономической детальности, основанный на балансе бизнес-новаторства и реализации мер по достижению устойчивого развития и самоокупаемости [5].

А.О. Зубова и В.А. Рожицкая в своем исследовании также подчеркивают отличительную роль социального предпринимательства, заключающуюся в оптимальном сочетании экономических и социально-ориентированных аспектов целевых направлений деятельности [2].

Термин «социальное предприятие», как утверждают исследователи законодательного регулирования, находит активное применение в российских региональных, а также муниципальных правовых актах [4]. При этом отсутствует единое правовое содержание этого понятия.

Главная цель субъектов социального предпринимательства - это решение масштабной социальной проблемы (на разных уровнях), а результативность работы является способом достижения этой цели. Деятельность субъектов социального предпринимательства направлена на устранение социального неравенства, на преодоление разобщенности экономического роста на разных территориальных единицах различных слоев населения, решение проблем социально уязвимых слоев населения, то есть достижение максимально возможного социально-

экономического эффекта для тех, кто в этом нуждается [3].

Результативное решение поставленных задач перед субъектами социального предпринимательства возможно при грамотном построении бизнес-процессов, что способствует их развитию.

Результаты. Социальное предпринимательство -это тема, которая сравнительно недавно начала становиться популярной и обсуждаемой как в научном сообществе, так и среди представителей бизнеса во всех странах мира. Востребованность социального предпринимательства обуславливается его специфичностью, в сравнении с другими правовыми явлениями в сфере бизнеса.

В наши дни российские социальные предприятия принимают участие в решении практически всех социальных проблем. Естественно, что для разных слоев общества характерны свои социальные вопросы. Как было указано выше, социальное предпринимательство работает с самыми разными социальными группами, практически по всему спектру имеющихся социальных проблем, во всех жизненно важных сферах. Кроме этого социальная деятельность предпринимателей охватывает проблемы экологии, животного мира, сохранения исторического наследия и другие.

Социально ориентированные предприятия действительно нацелены на создание социальной ценности и максимизацию социальной полезности, при этом, не рассматривая финансовую прибыль в качестве своей главной цели. Другими словами социально ориентированный предпринимательский сектор по большей мере предоставляет услуги, которые являются нематериальными и зависят от нематериальных активов. Отсутствие фокуса на максимизацию прибыли, а также целевая ориентация на социальную сферу ставят новые задачи перед системой взаимодействия с государственным управленческим аппаратом.

Несмотря на то, что данная деятельность преподносится как мощный механизм для борьбы с социальными проблемами, нет убедительных доказательств в поддержку этих утверждений. Это не удивительно, поскольку установленные критерии социального воздействия индифферентны.

Исследования, как правило, охватывают только один уровень анализа в каждый момент времени. Тем не менее, социальное предпринимательство по своей сути является многоуровневым феноменом, и проведение исследований только на одном аналитическом уровне не только искажает феномен, но и рискует упустить возможности для углубления знаний о данном процессе.

Заключение. На основе нашего обзора, можно сделать вывод о том, что концепт социального предпринимательства все еще является неяс-

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

ным и спорным понятием, которое относится к многоуровневому и многоступенчатому явлению.

Несмотря на то, что за последние десятилетия было представлено много работ в данной области, существуют два тесно связанных между собой серьезных пробела.

Во-первых, остаются неясными ключевые конструкты, а именно - природа и социальная ценность социального предпринимательства. Это мешает не только дальнейшему пониманию феномена, поскольку он препятствует кумулятивному росту знаний, но и возможности выделения социального предпринимательства в отдельную

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Литература:

концепцию и, следовательно, легитимности этой области.

Во-вторых, отсутствие крупномасштабных эмпирических данных затрудняет оценку истинных эффектов социального предпринимательства на социальном уровне.

Для более полного понимания, социальное предпринимательство нужно идентифицировать как гибридную форму, в которой двойная миссия создания социальной и экономической ценности выступает в качестве важного критерия для разграничения данного вида деятельности от других связанных с ним явлений.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

1. Баринова В.А. Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России. М., 2018. С. 27-30.

2. Зубова А.О. Сравнительный анализ проблем и перспективы развития социального предпринимательства в России / А.О. Зубова, В.А. Рожицкая // Вестник Самарского муниципального института управления. 2019. № 3. С. 2б-34.

3. Краенкова К.И. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: виды, характеристика и особенности / К.И. Краенкова // Инновации в текстиле, одежде, обуви (ICTAI-2023): Материалы докладов международной научно-технической конференции, Витебск, 09-10 ноября 2023 года. Витебск : Витебский государственный технологический университет, 2024. С. 134-138.

4. Плетень А.С. Социальное предпринимательство в современной России: законодательное регулирование и основные направления государственной поддержки / А.С. Плетень // Актуальные проблемы российского права, 201 б. № 10(71). URL : https://cyberleninka.ru (дата обращения 30.04.2024).

б. Социальное предпринимательство в России и мире: практика исследования / Под ред. А.А. Московской. М. : Издат. дом Высшей школы экономики, 2011. 284 с.

б. GEM - Global Entrepreneurship Monitor // Официальный сайт Глобальной ассоциации исследований предпринимательства. URL : www.gemconsortium.org (дата обращения 30.04.2024).

References:

1. Barinova V.A. Foreign experience in the development of social entrepreneurship and the possibility of its application in Russia. M., 2018. P. 27-30.

2. Zubova A.O. Comparative analysis of problems and prospects for the development of social entrepreneurship in Russia / A.O. Zubova, V.A. Rozhitskaya // Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management. 2019. № 3. P. 2б-34.

3. Kraenkova K.I. Business models in social entrepreneurship: types, characteristics and features / K.I. Kraenko-va // Innovations in textiles, clothing, footwear (ICTAI-2023): Materials of reports of the international scientific and technical conference, Vitebsk, 09 November 10, 2023. Vitebsk : Vitebsk State Technological University, 2024. P. 134-138.

4. Pleten A.S. Social entrepreneurship in modern Russia: legislative regulation and main directions of state support // Current problems of Russian law, 201б. № 10(71). URL : https://cyberleninka.ru (date of application 30.04.2024).

б. Social entrepreneurship in Russia and the world: research practice / Ed. A.A. Moscow. M. : Publishing house. House of the Higher School of Economics, 2011. 284 p.

б. GEM - Global Entrepreneurship Monitor // Official website of the Global Entrepreneurship Research Association. URL : www.gemconsortium.org (date of application 30.04.2024).

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Информация об авторе

Прохоров Андрей Игоревич

аспирант кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Московская международная академия dorogi287@gmail.com

Andrey I. Prokhorov

Postgraduate Student of the Department of Economics, Management and Marketing, Moscow International Academy dorogi287@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.