УДК 314.04 https://doi.org/10.31470/2306-546X-2019-43-111-117
ПРОБЛЕМИ ТА ШЛЯХИ ВИР1ШЕННЯ ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ Б1ЖЕНЦ1В В РЕСПУБЛ1Ц1 Б1ЛОРУСЬ В УМОВАХ 1НТЕГРАЦ1ЙНИХ ПРОЦЕС1В
Краенкова К. I.
Предметом досл'1дження е питання працевлаштування б/'женц/'в в Республц Блорусь.
Метою роботи е виявлення проблем та пошук шлях'т р1шень працевлаштування б/'женц/'в в Республц Блорусь.
Методолог1чною основою статт/ стали науков/ прац втчизняних / зару&жних вчених з питань працевлаштування б/'женц/'в на територУ краУни, статистичн дан офцйних порталв.
Результати роботи. У статт/ проведено анал1з статичних даних щодо динамки клькост/ вимушених м'грант'т в Республц Блорусь, вивчена пол1тика краУни на ринку прац для &женц1в, виявлен проблеми при Ух працевлаштуванн/ та запропонований шлях вир1шення, який включае в себе просування принцип1в соц1ального п1дприемництва в нацюнальн1й практиц1.
Область застосування результат¡в. Висновки / результати статт/ можуть бути використан1 в питаннях вдосконалення трудових вдносин в област/ працевлаштування б/'женц/'в за рахунок закр1плення на законодавчому рвн нового виду економ'чно'У д'яльност/ «соц/'альне пдприемництво».
Висновки. В результат! досл'дження запропонован ефективн1 заходи з працевлаштування б/'женц/'в ! встановлен/ сформован/ пр1оритетн1 напрямки розвитку соц1ального п1дприемництва в Республц Блорусь, як включають:
- закр1плення поняття «соц/'ально незахищен шари населення»;
- вдосконалення нормативно-правовоУ бази, в тому числ/ / трудових вдносин соц1ально незахищених шар!в населення, включаючи &женц1в;
- розвиток соц1ального п1дприемництва, як форми ведення б1знесу з яскраво вираженою соц1альною метою;
- формування ¡нформац1йно-анал1тично'У системи управл'1ння соц1альним п1'дприемництвом;
- створення виртуального порталу соц/ального п1дприемництва, де в окремому контент/ буде представлена ¡нформац/я з працевлаштування соц1ально незахищених шарв населення в розр1з1 Ух груп, представлений банк вакансий, вимоги, умови роботи / прям1 контактн дан суб'ект'в соц1ального п1дприемництва.
Реал1зац1я зазначених напрям1в / пр1оритет1в дозволить прискорити процеси ¡нтеграцП, соц1ал1зацП' та адаптацУУ на територУ нашоУ краУни б1'женц!в, ефективно розвивати ринок прац соц1ально незахищених шар!в населення, що е одним ¡з проритетних напрямюв пол1тики Республки Блорусь.
Ключов'1 слова: б1женц1, соц1ально незахищен шари населення, працевлаштування, соц/'альне пдприемництво.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА БЕЖЕНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Краенкова К. И.
Предметом исследования являются вопросы трудоустройства беженцев в Республике Беларусь.
Целью работы является выявление проблем и поиск путей решений трудоустройства беженцев в Республике Беларусь.
Методологической основой статьи стали научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам трудоустройства беженцев на территории страны, статистические данные официальных порталов.
Результаты работы. В статье проведен анализ статических данных по динамике количества вынужденных мигрантов в Республике Беларусь, изучена политика страны на рынке труда для беженцев, выявлены проблемы при их трудоустройстве и предложен путь решения, который включает в себя продвижение принципов социального предпринимательства в национальной практике.
Область применения результатов. Выводы и результаты статьи могут быть использованы в вопросах совершенствования трудовых отношений в области трудоустройства беженцев за счет закрепления на законодательном уровне нового вида экономической деятельности «социальное предпринимательство».
Выводы. В результате исследования предложены эффективные меры по трудоустройству беженцев и установлены сложившиеся приоритетные направления развития социального предпринимательства в Республике Беларусь, которые включают:
- закрепление понятия «социально незащищенные слои населения»;
- совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе и трудовых отношений социально незащищённых слоев населения, включая беженцев;
- развитие социального предпринимательства, как формы ведения бизнеса с ярко выраженной социальной целью;
- формирование информационно-аналитической системы управления социальным предпринимательством;
- создание виртуального портала социального предпринимательства, где в отдельном контенте будет представлена информация по трудоустройству социально незащищенных слоев населения в
© Краенкова К. I., 2019
Економiчний вюник ушверситету | Випуск № 43
111
разрезе их групп, представлен банк вакансий, требования, условия работы и прямые контактные данные субъектов социального предпринимательства.
Реализация обозначенных направлений и приоритетов позволит ускорить процессы интеграции, социализации и адаптации на территории нашей страны беженцев, эффективно развивать рынок труда социально незащищённых слоев населения, что является одним из приоритетных направлений политики Республики Беларусь.
Ключевые слова: беженцы, социально незащищенные слои населения, трудоустройство, социальное предпринимательство.
PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THE REFUGEES' EMPLOYMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS UNDER CONDITIONS OF INTEGRATION PROCESSES
Krayenkova K. I.
The subject of the study is the employment of refugees in the Republic of Belarus.
The aim of the work is to identify problems and find solutions to refugee employment in the Republic of Belarus.
The methodological basis of the article was the scientific works of domestic and foreign scientists on the employment of refugees in the country, statistics from official portals.
Results of work. The article analyzes static data on the dynamics of the number of forced migrants in the Republic of Belarus, studies the country's policy on the labor market for refugees, identifies problems in their employment and suggests a solution that includes promoting the principles of social entrepreneurship in national practice.
Scope of the results. The conclusions and results of the article can be used in improving labor relations in the field of refugee employment by securing at the legislative level a new type of economic activity, «social entrepreneurship».
Findings. As a result of the study, effective measures for the employment of refugees were proposed and established priority areas for the development of social entrepreneurship in the Republic of ¡Belarus were established, which include:
- consolidation of the concept of «socially vulnerable layers of the population»;
- improving the regulatory framework, including labor relations of socially vulnerable groups of the population, including refugees;
- the development of social entrepreneurship as a form of doing business with a pronounced social goal;
- the formation of an information-analytical system for managing social entrepreneurship;
- creation of a virtual portal of social entrepreneurship, where information on employment of socially disadvantaged groups of people by their groups will be presented in separate content, a vacancy bank, requirements, working conditions and direct contact details of social entrepreneurship entities will be presented.
The implementation of the indicated directions and priorities will accelerate the processes of integration, socialization and adaptation of refugees in our country, and effectively develop the labor market of socially vulnerable layers of the population, which is one of the priority directions of the policy of the Republic of Belarus.
Key words: refugees, socially unprotected layers of the population, employment, social entrepreneurship.
JEL Classification: О15, A13, J23.
Постановка и актуальность проблемы. Глобализация мировой экономики наряду с позитивными процессами вызывает ряд проблем, стоящими перед человечеством: изменение климата, исчезновение природных ресурсов, увеличение численности социально незащищенных слоев населения.
Согласно концепции Достойного труда Международной организации труда (МОТ), к социально незащищенным слоям населения относятся: люди с ограниченными возможностями, молодые семьи, многодетные семьи, неполные семьи, студенты, учащиеся, школьники, пенсионеры и люди предпенсионного возраста и другие представители (люди больные СПИД/ВИЧ, люди вышедшие из мест лишения свободы, трудящиеся-мигранты, беженцы и лица без гражданства) [1].
Проблема роста числа беженцев, в связи с дестабилизацией и политическими разногласиями в странах, с гражданскими войнами, с вооруженными конфликтами затрагивает как страны с неустойчивым положением, так и успешно развивающиеся.
Республика Беларусь не является исключением. Согласно статистическим данным, представленным на рисунке 1, в период с 2004 г. по 2017 г. в миграционную службу страны обратилось 4874 чел.
В период с 2004 г. по 2013 г. в среднем в течение года обращались от 50 чел. до 200 чел. Начиная с 2014 г. число беженцев резко увеличилось. Так, в 2015 г. оно составило 1246 чел., в 2017 г. - 748 чел.
Наибольший поток беженцев в Республику Беларусь наблюдается из Украины и Сирии, что объясняется нестабильной политической и военной ситуацией в этих странах. За статусом беженца за исследуемый период времени из Украины, в частности из Донецкой и Луганской области, обратилось 3318 чел.
Беженцы, пересекая границу любой страны, сталкиваются с рядом барьеров: интеграционным, информационным, языковым, культурным, климатическим, социальным, жилищным, а также барьером трудоустройства.
Преодолеть информационные и интеграционные барьеры помогают службы по консультированию беженцев. В Республике Беларусь функционирует проект УВКБ ОО и ОО «Белорусское движение медицинских работников». В рамках данного проекта проводятся встречи с беженцами, где поднимаются актуальные вопросы по получению медицинской и финансовой помощи, юридической поддержки и дополнительной защиты.
В чел.
1500
1000
500 --—
0
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Рисунок 1. Численность иностранцев, которые обратились с ходатайствами о предоставлении статуса беженца
Составлено автором на основе источника [2].
Урегулированию жилищных и социальных проблем способствуют центры временного содержания беженцев. Языковые курсы для беженцев на безвозмездной основе проводят ряд ВУЗов и благотворительные некоммерческие организации.
Таким образом, решению многих вопросов уделяется внимание, как со стороны государства, так и со стороны общественных и образовательных заведений. Однако, ряд вопросов беженцы должны преодолевать самостоятельно: поиск рабочего места и устройство на работу.
Граждане Республике Беларусь при поиске работы могут обратиться в государственную службу занятости, где им будут предложены имеющиеся вакансии. При этом государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения следующим гражданам: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов, инвалидам, освобожденным из мест лишения свободы [3]. То есть дополнительные гарантии в трудоустройстве имеют все категории социально незащищённых слоев населения, кроме беженцев, лиц без гражданства и трудящихся мигрантов. Данный факт подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.
Трудоустройство беженцев на территории Республики Беларусь: состояние и проблемы
Республика Беларусь проводит активную политику на рынке труда, где поддерживаются разные категории социально незащищенных слоев населения.
При этом следует отметить неравнозначную их поддержку (рисунок 1).
Рисунок 2. Уровень занятости и поддержки государством социально незащищённых слоев населения
Составлено автором на основе источника [4, с.121]
Данный многоугольник показывает достаточно высокую поддержку одних категорий социально незащищённых слоев населения и их низкий уровень занятости, либо обратную тенденцию взаимодействия данных показателей. Это говорит о неэффективной политике на рынке труда для социально незащищённых слоев населения. Согласно представленному многоугольнику наименьшая поддержка и защита на рынке труда в Республике Беларусь у беженцев и лиц без гражданства. Это обусловлено рядом факторов.
Во-первых, при получении иностранным гражданином статуса беженца, его трудоустройство происходит наравне с иностранными гражданами, постоянно проживающими в Беларуси.
Во-вторых, для трудоустройства иностранных граждан на территории Республики Беларусь организации необходимо получать специальное разрешение в Департаменте по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, срок рассмотрения которого снижен для вынужденных мигрантов с 15 дней до 5 дней, что следует отметить как положительный факт.
В-третьих, прием на работу данной категории граждан сопровождается определёнными рисками, которые дополняются прохождением трудоемкой процедуры - получением разрешения на работу.
Исключение составляет трудоустройство граждан Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армении, Киргизкой Республики, которым согласно договору о Евразийском экономическом союзе не требуется получения разрешения, т.е. при приеме на работу данной категории граждан нет ограничений по защите рынка труда в стране.
Таким образом, вышеперечисленные причины оказывают негативное влияние на спрос рабочей силы данной категории незащищенных слоев населения, исключая приоритет таких факторов, как профессионализм, компетентность, уровень квалификации.
Решением проблемы трудоустройства беженцев на территории Республики Беларусь может служить совместная работа органов власти, общественных объединений, предпринимательских кругов в форме продвижения социального предпринимательства.
Развитие социального предпринимательства в Республике Беларусь как перспективного направления решения проблем трудоустройства беженцев
Приоритетным направлением решения проблемы трудоустройства социально незащищённых слоев населения является развитие социального предпринимательства.
Социальное предпринимательство - это вид предпринимательской деятельности, направленный на инновационное решение социальных проблем или достижение социальных целей.
Субъектами социального предпринимательства является организации, которые создают рабочие места для социально незащищенных слоев населения, производят социально-значимую продукцию или оказывают услуги, вносят вклад в развитие общества страны или отдельного региона, стремясь к эффективному функционированию через получение прибыли.
В Республике Беларусь субъекты социального предпринимательства не выделены в отдельный сектор экономики. Это затрудняет статистическое изучение, определение форм и видов социального предпринимательства.
Для институализации социального предпринимательства и закрепление деятельности его субъектов на законодательном уровне необходимо разработать концепцию управления социальным предпринимательством в Республике Беларусь.
Цель концепции - разработка модели управления социальным предпринимательством.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
- решение социальных проблем и достижение социальных целей в Республике Беларусь;
- операционализация понятия «социально предпринимательство»;
- создание виртуального портала социального предпринимательства;
- уточнение категории граждан, относящихся к незащищенным слоям населения, содействие их занятости; - расширение возможностей трудовой активности для лиц с ограниченными возможностями - предотвращение маргинализации разных социальных групп; - содействие снижению барьеров для развития нестандартных форм занятости; - создание законодательной базы, разработка льгот и преференций для субъектов социального предпринимательства. Реализация данной концепции на национальном уровне предполагает прохождения ряда этапов, представленных на рисунке 3.
1 этап -* • операционализация понятия "социальное предпринимательство" и его идентификация; • введение в практику понятия СНСН с критериями отнесения категорий граждан
V 2 этап • определение контролирующего, координирующего и консультирующего органа • создание реестр и виртуального портала
\/ 3 этап • внедрение системы сертификации субъектов социального предпринимательства • создание рабочей группы для сертификации
4 этап • создание унифицированной формы отчетности для субъектов социального предпринимательства и разработка системы льгот и преференций
V 5 этап • разработка единой методологии анализа, мониторинга и прогнозирования развития социального предпринимательства
V 6 этап • утверждение законодательства в области социального предпринимательства в государстве
Рисунок 3. Этапы развития социального предпринимательства в Республике Беларусь
Составлено автором
В настоящий момент времени авторские фундаментальные и прикладные исследования позволили создать модель социального предпринимательства (рисунок 4), адаптированную под национальную практику, а также предложить методику идентификации субъектов социального предпринимательства [6, с. 9], т.е. первый этап имеет концептуальную разработанную методику для успешной его реализации.
Рисунок 4. Модель социального предпринимательства
Составлено автором на основе источника [5, с. 218]
В данной модели отдельным аспектом выделяется вовлечение в деятельность социально незащищенных групп населения. Следовательно, одним из главных моментов, в становлении социального предпринимательства, является конкретизация состава данной группы.
Как отмечалось выше, МОТ имеет обоснованный список категории граждан, относящийся к незащищенным, который вправе применяться на территории Республики Беларусь, так как в настоящее время Национальный статистический комитет проводит работу по принятию концепции Достойного труда МОТ в Республике Беларусь.
Согласно данным МОТ к социально незащищенным слоям населения относятся разные категории населения, включая, трудящихся-мигрантов, беженцев и лиц без гражданства.
Реализация второго этапа является ключевым в повышении эффективности трудоустройства беженцев. Так как в нем будет представлены имеющие трудовые вакансии и упрощена процедура приема на работу для работодателей, что значительно поможет расширить круг потенциальных работодателей в Республике Беларусь.
Данный этап предполагает создание информационного, консультационного, контролирующего, исполнительного каркаса для функционирования субъектов социального предпринимательства. В роли каркаса может выступать виртуальный портал социального предпринимательства, который будет выполнять множество функций, связанных с работой субъектов социального предпринимательства. Оболочка портала представлена на рисунке 5.
Отдельный контент в данном портале будет выделен для информации по трудоустройству социально незащищенных слоев населения в разрезе их групп, представлен банк вакансий, требования, условия работы и прямые контактные данные субъектов социального предпринимательства.
Сложный поиск работы и работодателей, которые готовы принять на работу беженцев ввиду бюрократизации данной процедуры, отрицательно влияют на их интеграцию, социализацию и адаптацию на территории нашей страны. Создание портала будет способствовать решению данной проблемы в виде следующих преференций для работодателя:
- при прохождении идентификации и получении статуса субъекта социального предпринимательства организация будет иметь ряд льгот;
- являясь виртуальным пространством, будет упрощена система получения разрешения на работу в Департаменте по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь через его электронную подачу.
Виртуальный портал
Контент
Детализация
Социальное предпринимательства
Органы управления
Инфраструктуры ая поддержка
Трудоустройств о
Каталог субъектов
Идентификация сертификация, отчетность
Люди с ограниченными возможностями: вакансии, обучение, стажировки
Беженцы и лица без гражданства: вакансии, обучение, стажировки
и т.д.
Инвесторь
Рисунок 5. Каркас виртуального портала социального предпринимательства
Составлено автором.
Социально незащищенные слои населения, включая беженцев, при создании портала получат следующие преимущества:
- при регистрации на пространстве портала граждане получают доступ к открытой информации о имеющихся вакансиях;
- при нарушении правил трудового договора, невыплаты или несвоевременной выплаты заработной платы, проявление расизма, возможность электронной консультации. Портал будет является защитой прав и свобод социально незащищенных слоев населения.
Операционализация и конкретизация понятий, создание портала будет способствовать закреплению статуса социального предпринимательства на законодательном уровне, обеспечить прозрачность их работы, обеспечить защиту прав и свободы социально незащищенных слоев населения.
Реализация следующих этапов будет возможна после успешного завершения первого и второго этапа, которые являются своеобразным каркасом для развития социального предпринимательства в Республике Беларусь.
Таким образом, предложенная модель для функционирования социального предпринимательства позволит реализовать цель концепции управления и решить поставленные задачи, что является приоритетным для становления данного вида предпринимательства и создания благоприятных условий для трудоустройства социально незащищённых слоев населения, включая беженцев.
Список использованных источников
1. Концепция Достойного труда МОТ. 2019. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/ (Дата доступа: 09.09.2019).
2. Статистические данные о вынужденной миграции в Республике Беларусь. 2019. URL: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=69883 (Дата доступа: 09.09.2019).
3. Государственная служба занятости Республики Беларусь. 2018. URL: http://gsz.gov.by/ru/applicant/faq/?id=2 (Дата доступа: 11.11.2018).
4. Краенкова, К. И. Рынок труда в Республике Беларусь для социально незащищенных слоев населения: проблемы и перспективы развития. Социально-трудовая сфера и демографическое развитие Республики Беларусь (28-29я). 2018. С. 120-122.
5. Краенкова, К. И. Социальный бизнес как инновационный подход к развитию организаций». Социально-экономическое развитие организаций и инновации»: материалы докладов Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Витебск: ВГТУ, 2015. ЧI. С. 217-220.
6. Краенкова, К. И., Ванкевич Е. В. Социальное предпринимательство в современных условиях: сущность и методы оценки. Вестник БГЭУ. 2018. № 2 (127). С. 5-16.
References
1. Kontseptsiya Dostoynogo truda MOT [ILO Decent Work Concept]. 2019. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/.
2. Statisticheskie dannye o vynuzhdennoy migratsii v Respublike Belarus' [Statistics on forced migration in the Republic of Belarus]. 2019. URL: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=69883.
3. Gosudarstvennaya sluzhba zanyatosti Respubliki Belarus' [The State Employment Service of the Republic of Belarus]. 2018. URL: http://gsz.gov.by/ru/applicant/faq/?id=2.
4. Kraenkova, K. I. (2018). Rynok truda v Respublike Belarus' dlya sotsial'no nezashchishchennykh sloev naseleniya: problemy i perspektivy razvitiya [Labor market in the Republic of Belarus for socially disadvantaged population: problems and prospects of development]. Sotsial'no-trudovaya sfera i demograficheskoe razvitie Respubliki Belarus' (28-29). S. 120-122.
5. Kraenkova, K. I. (2015). Sotsial'nyy biznes kak innovatsionnyy podkhod k razvitiyu organizatsiy [Social business as an innovative approach to the development of organizations. Socio-economic Development of Organizations and Innovation]. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie organizatsiy i innovatsii»: materialy dokladov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. Vitebsk: VGTU, Ch I. S. 217-220.
6. Kraenkova, K. I., Vankevich E. V. (2018). Sotsial'noe predprinimatel'stvo v sovremennykh usloviyakh: sushchnost' i metody otsenki [Social entrepreneurship in modern conditions: the essence and methods of evaluation]. Vestnik BGEU, 2 (127). 5-16.
ДАНI ПРО АВТОРА
Краенкова Кристина IropiBHa, м.е.н., старший викладач кафедри экономии
УО «ВДТУ», м. В1тебськ, 210035, пр-т Московський 72, Республка Бторусь.
e-mail: [email protected]
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Краенкова Кристина Игоревна, м.э.н., старший преподаватель кафедры экономики
УО «ВГТУ», г. Витебск, 210035, пр-т Московский 72, Республика Беларусь.
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Krayenkova Kristina, master of Economics, Senior Lecturer, Department of Economics,
VSTU, Vitebsk, 210035, Moscowski Ave. 72, Republic of Belarus.
e-mail: [email protected]
Подано до редакцп 04.10.2019 Прийнято до друку 26.10.2019
УДК 330.8 https://doi.org/10.31470/2306-546X-2019-43-117-125
НОВ1ТН1 ТЕНДЕНЦП У ДОСЛ1ДЖЕНН1 ЕКОНОМ1ЧНО1 ПОВЕД1НКИ 1НДИВ1ДА НА ПОЧАТКУ ХХ1 СТОЛ1ТТЯ
Шумей А. О.
Актуальнсть теми досл'дження. В сучаснш економ'чнш науц ¡снуе велика кльксть шкл, як дослджують економ'чну поведнку ¡ндив'да, який е в'дправною точкою у систем/ прийняття р1шення. Досл1дження нов1'тн1'х тенденц1й у вивченн економ'чно'У поведнки ¡ндив'да е актуальним, оскльки це дае нам змогу використовувати нов/ пдходи для виршення нагальних проблем в економЫнш науц'1.
Постановка проблеми. В умовах одночасного ¡снування в економЫнш науц мейнстриму та гетеродоксп необх'дно чтко розр1зняти, як аспекти та ¡де'У дослджуе певна теч'я та як питання виршуе, до яких наукових погляд1в тяж'е науковий св1т та чому. Останн досл'дження демонструють те, що науковц схильн1 до використання ¡дей гетеродоксп, адже УУ методолог'я, ¡де'У та висновки можуть розв'язати ряд питань та дати вдповд щодо особливост/ економ1чно'У поведнки ¡нди&да.
Анал'з останнiх досл'джень i публЫацш. У широкому кол/ в/'тчизняних та зару&жних публ'1кац'1й висвтлено основн ¡де'У сучасних наукових пдходв до економчноУ поведнки ¡нди&да. Проте в даних дослдженнях не систематизована ¡нформащя щодо основних шкл гетеродоксп.
Метою досл'дження е систематизащя ¡нформацп щодо ¡дей сучасноУ гетеродоксп та обфунтування ¡снування плюрал1зму в сучаснй економ'1чн'1й науц '1.
© Шумей А. О., 2019
Економ1чний вюник ушверситету | Випуск № 43
117