Научная статья на тему 'Сущность, содержание и форма материализации налогового потенциала территории'

Сущность, содержание и форма материализации налогового потенциала территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / СУЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Позднякова Тамара Алексеевна, Хмелевской Владислав Вячеславович

Рассматриваются подходы к определению налогового потенциала территории. Раскрываются сущность, содержание и форма материализации налогового потенциала территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и форма материализации налогового потенциала территории»

Сущность, содержание и форма материализации налогового потенциала

территории

The essence, content and form of materialize a territorial tax potential

Позднякова Тамара Алексеевна д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Налоги и налогообложение» Хмелевской Владислав Вячеславович

аспирант кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)»

e-mail: kafedra-nn@skgmi-gtu.ru e-mail: Vadik84@,yandex.ru

Аннотация

Рассматриваются подходы к определению налогового потенциала территории. Раскрываются сущность, содержание и форма материализации налогового потенциала территории.

Abstract

Point of view to the determination a tax potential of territorial is described in the article. The essence, content and form of materialize a territorial tax potential is opened.

Ключевые слова: налоговый потенциал: определение, содержание, сущность.

Keywords: tax potential: determination, content, essence.

Как известно, между экономикой, финансами и налогами имеется детерминированная зависимость. Это объясняется тем, что возможность воспроизводства финансовых ресурсов в целом, и налоговых доходов государства в частности, определяется способностью экономики продуцировать

новую стоимость, равно как и потребностями общества воспроизводить государственные претензии на обобществление этой стоимости. Взаимосвязь между экономическим, финансовым и налоговым потенциалами в той или иной степени характеризуют целевую направленность имеющихся в обществе ресурсов.

В научной литературе, посвященной терминологической трактовке понятия «налоговой потенциал» выделяются следующие концептуальные подходы к его исследованию: теоретико-методологический и конкретнопрактический [10].

Теоретико-методологический подход отражает научно-обоснованное представление о налоговом потенциале как объективно существующем экономическом явлении. Представители данного подхода характеризуют налоговый потенциал как совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе «население-хозяйство-территория», в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона [5]. Исходя из данной концептуальной установки, величина налогового потенциала детерминируется совокупным объемом налогооблагаемых ресурсов территории.

Конкретно-практический подход предполагает решение задачи измерения налогового потенциала определенными методами. В этом аспекте налоговый потенциал отождествляют с финансовыми ресурсами, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи в соответствии с действующей в стране системой налогообложения [5]. Для нас вполне очевидно, что здесь во внимание принимается управленческий аспект, а соответственно, признается возможность измерения налогового потенциала конкретной территории.

Таким образом, представители теоретико-методологического подхода рассматривают налоговый потенциал территории как абстрактную финансовоэкономическую категорию, выражающую некую оптимальную сумму налоговых поступлений в условиях идеальной для конкретного региона

налоговой системы. Приверженцы конкретно-практического подхода, причем его придерживаются, с нашей точки зрения, большинство исследователей, и это будет доказано ниже, трактуют налоговый потенциал как конкретный расчетный показатель, определяемый в реальной системе налогов в процессе бюджетного планирования.

Выбор того или иного подхода при рассмотрении налогового потенциала территории многие экономисты увязывают с конкретикой решаемой задачи, а именно, либо с совершенствованием налоговой системы при первом подходе, либо с оценкой налоговой активности региональных властей при втором.

Ряд авторов подходят к определению понятия налогового потенциала исходя из постулата, обусловливающего социально-экономическое благополучие и безопасность России масштабностью вовлечения и эффективностью использования ее национального богатства во всех сферах жизнедеятельности общества. Они считают целесообразным выделять два аспекта в определении налогового потенциала, связанных со стратегическими целями и вариантами использования данной категории, и рассматривать его значение в узком и широком смысле.

Так, по мнению Матрусова Н.Д., налоговый потенциал в «узком» смысле понимается как «... финансовые ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи в соответствии с действующей в стране системой налогообложения, ... в «широком» смысле - как совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе «население - хозяйство - территория», в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона» [7].

В связи с этим оценку налоговой активности региональных органов власти и, в первую очередь, оценку собираемости налогов в отдельных регионах и сопоставление регионов по этому показателю, по мнению Матрусова Н.Д., целесообразно базировать на исследовании налогового потенциала в «узком» смысле. При решении же масштабных задач, связанных с

совершенствованием налоговой системы и реформированием межбюджетных отношений, а также перспективами регионального развития, необходимо опираться на оценку налогового потенциала регионов в «широком» смысле.

Жеребцов А.Б. также выделяет два аспекта в определении налогового потенциала: в «узком» смысле «налоговый потенциал региона» представляется как максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства. В «широком» смысле

- как совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, средних трансакционных издержек. То есть, это та часть доходов территории, которая изымается посредством налогов в бюджет в соответствии с действующим налоговым законодательством [3].

Юткина Т.Ф. разделяет налоговый потенциал на стратегический и функциональный. Однако, с точки зрения авторов, в ее рассуждениях речь по сути также идет о трактовках налогового потенциала в широком и узком аспекте.

Под стратегическим потенциалом (в широком смысле - примечание авторов) Юткина Т.Ф. понимает «потенциальную способность системы налогообложения обеспечивать постоянный рост общенациональных, преимущественно социальных потребностей (потребности экономики государственного сектора), качественные и количественные оценки которой базируются на платежеспособности субъектов сферы «бизнес» по завершению полного цикла кругооборота средств и удовлетворении ими своих инвестиционных потребностей. Т.е. - это прогнозируемый объем совокупного финансового результата, созданный в сфере производства и приращенный в обращении после вычета стоимости совокупных затрат по его извлечению» [12]. Этот показатель дает представление об общих тенденциях развития экономики страны и используется при обосновании различных концептуальных подходов к существу налоговых реформ, позволяя выявить тенденции

макроэкономических процессов, а также выявить и оценить факторы, их определяющие, в том числе и налоговый фактор.

Под функциональным налоговым потенциалом (в узком смысле -примечание авторов) Юткина Т.Ф. понимает «совокупное представление прогнозируемого объема налоговых поступлений из расчета качественных и количественных оценок, характеризующих состояние налоговой среды, состояние стратегического налогового потенциала, всех сопутствующих уточнений элементов налоговых обязательств (ставок, льгот и др.) при разработке налоговых бюджетов (планировании совокупной суммы налоговых поступлений) на каждый финансовый год» [12]. На наш взгляд, особого внимания заслуживают следующие аспекты позиции Юткиной Т.Ф. Налоговый потенциал рассматривается ею, исходя из двух базисных принципов:

- отражать стратегию закономерных объективных воспроизводственных процессов;

- стремиться к паритету фискальной и регулирующей функций.

В трактовке Министерства финансов Российской Федерации понятие налогового потенциала региона с целью прогнозирования его динамики на перспективу также принято разграничивать на два аспекта: налоговый потенциал в «узком» и в «широком» смысле [6]. В «широком» смысле налоговый потенциал - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В «узком» - максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

С нашей точки зрения, вполне очевидно, что предлагаемые характеристики налогового потенциала в узком и широком смысле есть ни что иное, как некий симбиоз теоретико-методологического и конкретнопрактического подходов. Причем, мы не видим принципиальных отличий между этими двумя подходами к исследованию налогового потенциала, поскольку и в том и в другом случае речь идет о финансовых ресурсах, которые в аспекте теоретико-методологического подхода могут быть эффективно

мобилизованы, а при использовании конкретно-практического подхода -подлежат аккумулированию в бюджет.

Многообразие имеющихся в экономической литературе трактовок термина «налоговый потенциал» объясняется, по мнению авторов, с одной стороны, отсутствием диалектико-материалистического подхода к выявлению сущности, содержания и формы материализации налогового потенциала, а с другой - использованием различных аспектов характеристики самого понятия «потенциал». Остановимся на этом подробнее.

В справочной литературе даются следующие определения понятия «потенциал»:

- потенциал (от латинского potential - сила) обозначает возможность, мощность и трактуется как степень скрытых возможностей в каком-либо отношении;

- потенциал - это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [8];

- потенциал характеризуется как совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области [4].

Для нас вполне очевидно, что, для целей данного исследования при трактовке налогового потенциала из всех представленных выше характеристик («возможность», «мощность», «источники», «средства», «запасы»), более уместным является использование такой характеристики, как «возможность», а точнее сходной с ней по значению характеристики - «способность». Да и в современном менеджменте категория «потенциал» все чаще трактуется как «совокупность чего-либо», содержанию которой соответствуют такие характеристики как «возможность», «способность» и т.п. Именно эти характеристики указывают на некоторые скрытые резервы, которые при соответствующих условиях могут из возможности перейти в действительность [1].

б

При раскрытии сущности налогового потенциала территории следует отталкиваться от того, что сущность есть главное в предмете и явлении, его основа. В сущности налогового потенциала должно отражаться единство его содержания и формы, а также связь с другими явлениями экономической действительности. Исходя из этого считаем, что сущность налогового потенциала территории заключается в способности территориальной экономической системы к воспроизводству налоговых доходов. Иными словами, по сути своей налоговый потенциал характеризует способность территории обеспечивать поступление налоговых доходов. На наш взгляд, данная трактовка сущности налогового потенциала отражает его перманентную связь с экономическим потенциалом территории.

В этой связи нельзя не отметить, что трактовка сущности налогового потенциала территорий, созвучная сформулированной нами, представлена в работах и Вачугова И.В.

Исходя из позиции Дзагоевой М.Р., налоговый потенциал есть способность совокупности субъектов налоговых отношений формировать поток налоговых платежей при условии, что правовое поле и система налогообложения и форма налоговой политики заданы. По мнению Дзагоевой М.Р., налоговый потенциал формируется в экономическом пространстве территории и состоит в возможности отчуждения части доходов совокупности субъектов налоговых отношений, то есть в институциональном ограничении ресурсной базы процесса воспроизводства собственности в пользу ресурсной базы процесса воспроизводства власти [2].

Вачугов И.В. под налоговым потенциалом понимает способность национального хозяйства произвести и мобилизовать в бюджеты всех уровней долю национального дохода, определяемую потребностями общественного развития и возможностями государственных налоговых институтов.

Сущность любого явления, как известно, конкретизируется в его содержании и конкретных формах материализации.

Содержание отражает определяющую сторону исследуемых явлений. Соответственно, содержание налогового потенциала территории, в нашем понимании, характеризует способность базы налогообложения приносить доход в виде налоговых поступлений.

Аналогичная трактовка, правда, без акцентирования внимания на том, что речь идет о содержании налогового потенциала, представлена в издании Всемирного банка, в котором он определяется следующим образом: «Налоговый потенциал (tax capacity) - это способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма поступлений как таковых)...» [9].

Внутренней организацией содержания любого явления выступает, как известно его форма. Форма есть содержание в его многообразии. Толкование формы (form) предполагает прежде всего очертание, внешнюю фигуру, но также и внутреннее состояние, структуру, определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса [11].

Отсюда считаем, что формой материализации содержания налогового потенциала территории, и одновременно способом проявления его сущности в действии является совокупный объем финансовых ресурсов, который может быть мобилизован через действующую систему налогообложения. Вполне очевидно, что данная авторская трактовка отражает соподчиненность налогового потенциала финансовому потенциалу территорий.

Аналогичное по сути терминологическое определение формы налогового потенциала, но уже в аспекте его практической оценки, встречается у Дзагоевой М.Р. Под оценкой налогового потенциала территории она понимает совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в действующем правовом поле посредством реализации избранной для хозяйственного комплекса данной территории налоговой политики [2].

При оценке налогового потенциала указанным автором в рассмотрение вводятся четыре основных институциональных ограничения: совокупный объем финансовых ресурсов, действующее правовое налоговое поле, действующая система налогообложения, избранная форма налоговой политики. Таким образом, при оценке налогового потенциала предлагается учитывать влияние региональной налоговой политики. Таким образом, налоговый потенциал, с точки зрения Дзагоевой М.Р., представляет собой единство ограничений и ресурсных возможностей налоговой политики.

Следует особо подчеркнуть, что, именно форма материализации налогового потенциала позволяет проводить его оценку в реальной действительности. Формы проявления содержания, как известно, могут быть многообразными. Поэтому принципиальным для финансовой науки мы считаем поиск конкретно-расчетных показателей, которыми может быть представлен налоговый потенциал территории в конкретной практике хозяйствования.

В экономической литературе при характеристике конкретно-расчетных показателей можно встретить довольно многообразные точки зрения. Среди них можно назвать:

- совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории;

- совокупность, объем, либо сумма налоговых доходов;

- налоговые поступления в бюджетную систему, рассчитанные по налогооблагаемой базе;

- потенциальный бюджетный доход на душу населения при применении единых на всей территории условий налогообложения (то есть путем стандартизации налоговых баз и ставок), (в этой связи нельзя не сказать, что при такой оценке налогового потенциала возникают следующие проблемы: усреднение налоговых ставок и значительная ориентация на компетенцию региональных властей);

- максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов в целом, либо на душу населения;

- потенциально возможная сумма налоговых баз, либо совокупность баз налогообложения различными налогами, выраженная в сумме возможных налоговых платежей (отметим, что в данном случае возникает вопрос о возможности установления фактической величины этих баз, поскольку в ряде случаев показатель налоговой базы рассчитывается за исключением налоговых льгот, которые являются выпадающими доходами бюджета. Иными словами, возникает проблема объективного определения налоговой базы).

Таким образом, при рассмотрении показателей оценки налогового потенциала используются в основном ресурсный, и в незначительной степени структурный подходы. В качестве ресурса выступают налоговые доходы, структура представляется потенциалами возможных налоговых баз.

Проанализировав перечисленные подходы, авторы пришли к выводу, что конкретно-расчетным показателем, который позволяет оценивать налоговый потенциал территорий и который целесообразнее всего использовать в практике работы органов государственной власти и органов местного самоуправления является максимально возможная сумма налоговых поступлений на конкретной территории за определенный период времени, исчисленная в условиях действующего налогового законодательства.

Данная позиция объясняется тем, что этот показатель реален для исчисления и по сути своей характеризует форму материализации налогового потенциала территорий. В аналитических целях и в механизме межбюджетного выравнивания данный показатель целесообразно соотносить к численности проживающего на конкретной территории населения.

Вышеизложенное позволяет заключить, что налоговый потенциал характеризуется целостностью, целевой направленностью и многогранностью. Взаимосвязь сущности, содержания и формы материализации налогового потенциала территории проиллюстрирована на рис. 1.

Рис.1. Систематизация сущности, содержания и форм материализации налогового потенциала территории

Налоговый потенциал территории обладает следующими характеристиками, определяющими его экономическую сущность:

- отражает величину потенциального, максимально возможного, но не фактического налогового дохода;

- рассчитывается в пределах какой-либо территории;

- определяется за определенный промежуток времени;

- рассчитывается в условиях действующего налогового законодательства;

- максимальная сумма налогов, которая может быть собрана с территории, не должна разрушать ее экономический потенциал;

- максимизация налоговых доходов возможна на основе оптимального использования всех имеющихся в рамках территории ресурсов.

Библиографический список

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 1997. - С. 482.

2. Дзагоева М.Р. Институциональные основы формирования налоговой политики субъекта Российской Федерации: автореф. дис. докт. экон. наук. - Владикавказ, 2004. - С. 8.

3. Жеребцов А.Б. Управление формированием и развитием налогового потенциала региона: Автореферат дис. канд. экон. наук. М.: 2007. - С. 24.

4. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. - М.: Тесса, 2000. - С. 364.

5. Коломиец А.Л., Мельник А.Д. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона// Налоговый вестник. 2000. № 1. - С. 4.

6. Коломиец А.Л., Новикова А.И. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе // Налоговый вестник. 2000. № 3. -С. 14.

7. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995. - С. 159.

8. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн. Харвест. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - С. 417.

9. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма // Всемирный банк. М., 1993.

10.Саранова С.Н. Развитие налогового потенциала в системе государственной региональной политики: Дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук. - Волгоград. 2007. - С. 13.

11.Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. - 22-е, новое, перераб. изд. Под ред. Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В.А. Малинина. - М.: Республика, 2003. - С. 475.

12.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.