Научная статья на тему 'Сущность процесса коммерцинализации интеллектуальных технологий'

Сущность процесса коммерцинализации интеллектуальных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСФЕРТ / ТЕХНОЛОГИИ / КОММЕРЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маменгаев Юлдаш Нариманович

В статье рассмотрен процесс трансферта интеллектуальных технологий, составляющие элементы интеллектуальных технологий. Также автором статьи предложено введение дополнительного элемента в инновационную инфраструктуру, такого как искусственный интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE PROCESS OF COMMERCIALIZATION INTELLIGENT TECHNOLOGIES

In the article the process of transfer of intellectual technologies, elements of mining technology is considered. Also the author of the article proposed the introduction of an additional element in the innovation infrastructure, such as artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «Сущность процесса коммерцинализации интеллектуальных технологий»

УДК 334.02 Ю.Н. Маменгаев

Juldash Mamengaev

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс трансферта интеллектуальных технологий, составляющие элементы интеллектуальных технологий. Также автором статьи предложено введение дополнительного элемента в инновационную инфраструктуру, такого как искусственный интеллект.

Ключевые слова: трансферт, технологии, коммерционализация, искусственный интеллект, инновации.

THE ESSENCE OF THE PROCESS

OF COMMERCIALIZATION INTELLIGENT

TECHNOLOGIES

Annotation. In the article the process of transfer of intellectual technologies, elements of mining technology is considered. Also the author of the article proposed the introduction of an additional element in the innovation infrastructure, such as artificial intelligence. Keywords: transfer, technology, commercialization, artificial intelligence, innovation.

В современной экономике все более актуальной становится задача коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) как составной части нематериальных активов.

Рассмотрим трансфер технологий как цепь последовательных процессов:

- формирования инновационной идеи новой технологии;

- подтверждения принципиальной осуществимости этой идеи путем научных исследований;

- разработки технологии;

- создания производства инновационной продукции по разработанной технологии;

- реализации произведенной по разработанной технологии продукции.

Тогда коммерциализацию трансфера технологий можно представить как продажу результатов, полученных на каждом из перечисленных этапов. Нарисунке 1 условно представлены денежные потоки, получаемые от коммерциализации трансфера технологий на разных этапах ее жизненного цикла. Этот рисунок символизирует тот факт, что по мере продвижения от формирования идеи новой технологии к этапу реализации произведенной по технологии продукции на рынке, увеличиваются размеры денежных потоков от продажи полученных на этих этапах результатов.

Рис. 1. Условные денежные потоки от коммерциализации трансфера технологии на разных этапах

ее жизненного цикла

© Маменгаев Ю.Н., 2015

Формирование инновационной идеи для новой технологии может осуществляться разными способами. Простейший из них - поиск как можно большего количества подходящих идей в доступных источниках информации с последующим отсеиванием более слабых из них. Преимущество такого способа - относительная дешевизна. Недостаток - возможные трудности в последующем оформлении прав интеллектуальной собственности по критерию новизны, поскольку сведения об идее уже опубликованы Другой способ формирования идей - научный поиск новых природных ограничений для сдерживающих технологических параметров. Например, важным параметром для источников света является их эффективность, измеряемая отношением количеств света к затрачиваемой на это энергии (Люмен/Вт). Из рисунка 2 видно, что при переходе от источника излучения пламени (парафиновая свеча) к нити накаливания (лампа Фарадея), а затем к плазме газового разряда (люминесцентная лампа), происходит существенное увеличение эффективности источника света. В свою очередь, нахождение нового более высокого природного ограничения технологического параметра приводит к созданию пионерных изобретений, на основе которых создаются принципиально новые технологии.

Наконец, новая идея может возникнуть спонтанно в результате «озарения». Особенно ценны «сумасшедшие» идеи, ломающие устоявшиеся стереотипы. Вот примеры таких стереотипов. «Беспроводная музыкальная коробка не имеет никакой реальной коммерческой ценности» (когда отказались инвестировать в создание радио в 1920-х гг.). «Кто в черта захочет делать копию документа на обычной бумаге?» (так Национальный совет изобретателей ответил Честеру Карлсону - основателю компании XEROX в 1940 г.). «У телефона никогда не будет рынка, а поэтому мы отказались от лицензии» (Председатель правления компании Western Union в ежегодном отчете в конце XIX столетия) [5].

С юридической точки зрения инновационные идеи представляют собой объекты авторского права, которое защищает только форму, а не содержание идеи. То есть, как только эта идея станет известна другим, ценность ее для автора может свестись к нулю. Как следствие - трудности в переговорах о ее продаже. Другая причина низкой стоимости идеи - неопределенность в возможности ее реализации не только с коммерческой стороны, но также со стороны ее технического воспроизведения. В свое время в Украине издавался специализированный журнал по идеям. Цель журнала - привлечь инвесторов для их реализации. Однако инвесторы не пришли в связи с большими рисками на пути реализации идей, а с другой стороны - с боязнью авторов раскрыть содержащиеся в идее ноу-хау. Естественно никто не хотел покупать «кота в мешке».

Главным результатом НИР является подтверждение принципиальной технической осуществимости инновационной идеи, поиск оптимальных параметров процессов, техническое предложение по использованию результатов НИР и др. Другим результатом научных исследований являются объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, ноу-хау, объекты авторского права и др.), которые созданы в процессе научных исследований. Таким образом, эти результаты, как правило, являются нематериальными активами. Основными формами коммерциализации таких активов являются: продажа (отчуждение) прав интеллектуальной собственности, продажа лицензии на право пользования объектом интеллектуальной собственности, внесение прав интеллектуальной собственности в уставной капитал вновь создаваемого предприятия. Денежные потоки от таких сделок обычно поступают в форме платежей роялти. Научные отчеты по НИР могут быть проданы как объекты авторского права путем заключения соответствующих договоров. Разумеется, коммерциализация трансфера технологий на этапе НИР способна приносить больший доход, чем на этапе формирования инновационных идей хотя бы потому, что себестоимость получения научных результатов (объем финансирования НИР) гораздо выше, чем затраты на формирование идей. Однако стоимость лицензий относительно низкая по той причине, что существует много рисков на пути их реализации.

Рис. 2. Экстраполяция тенденций эффективности искусственных источников света

Основными результатами этапа разработки технологии являются: результаты опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, эскизный и технический проекты, рабочая конструкторская документация, технологический регламент, изготовление и испытание образцов, приемные испытания. Таким образом, как и на предыдущем этапе, результатами разработки технологии, в основном, являются объекты интеллектуальной собственности, преимущественно объекты авторского права (эскизный и технический проекты, рабочая конструкторская документация), а также ноу-хау (технологический регламент). В процессе разработки инновационной продукции, конструкторской документации и технологического регламента могут быть созданы такие объекты интеллектуальной собственности, как изобретения, промышленные образцы и др. Основным видом коммерциализации на этом этапе является заключение лицензионных договоров на передачу технологии. В отличие от предыдущего этапа, где происходила коммерциализация путем передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, другими словами - продажи лицензии, на этом этапе лицензия является только составляющей частью лицензионного договора. Безусловно, это центральная и наиболее важная часть. Однако, кроме этой части, в состав технологии обычно входят и другие составляющие, такие как: техническая и технологическая документация, технологическое оборудование, техническая помощь и обучение персонала (см. рис. 3). Кроме приведенных на рисунке 3, в технологию могут входить и другие составляющие, например, послепродажное обслуживание технологии.

Лицензия

Техническая помощь и обучение

Техническая и технологическая документация

Технологическое оборудование

Рис. 3 Составляющие технологии

Каждая из составляющих имеет свою стоимость и в зависимости от договоренности сторон может входить или не входить в состав договора. Обязательной составляющей является лицензия на передачу прав интеллектуальной собственности. Если эти права защищаются патентом (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений), то такой договор называют патентным. Если по договору передаются права на другие объекты права интеллектуальной собственности, например ноу-хау, то такой договор является беспатентным. При заключении лицензионного договора на передачу технологии важно убедиться, что собственнику технологии принадлежат исключительные права на все входящие в состав технологии объекты интеллектуальной собственности, т.е. на весь срок действия лицензионного договора и на всей указанной в договоре территории действия прав. В противном случае основанный на технологии бизнес может быть поставлен под угрозу. В зависимости от условий лицензионного договора денежный поток от продажи технологии может поступать к лицензиару в виде платежей: роялти, паушального или комбинированного. Стоимость каждой из составляющих технологии может быть рассчитана исходя из затратного, рыночного или доходного подхода. Однако окончательная зафиксированная в договоре цена является результатом компромисса, достигнутого сторонами в процессе переговоров. Расчетные значения цены договора являются лишь аргументом при переговорах о продаже технологии. Продажа производства, основанного на разработанной технологии, является одной из форм выхода из бизнеса. Причины для этого могут быть разными. Это и изменение направления деятельности предприятия, и планируемая замена устаревающего производства более современным, и прекращение бизнеса вообще [4].

Некоторые инновационные компании специально выращивают бизнес, основанный на новых технологиях, для последующей его продажи. Заинтересованными покупателями таких производств могут быть крупные компании, которые производят для рынка подобную продукцию и не заинтере-сованые, чтобы это предприятие попало в руки конкурентов. Стоимость производства, в общем случае, превышает стоимость технологии. Тому есть несколько причин. Во-первых, в структуру стоимости входят капитальные затраты на строительство технологической линии, которые сами по себе значительны. Во-вторых, риски того, что по разработанной технологии не будет получено задекларированное при ее разработке качество производимой продукции, сводятся к нулю. В-третьих, покупается не только производство, но и будущие денежные потоки от продажи производимой продукции. Кроме того, разработка новой технологии и создание на ее основе производства требует значитель-

ных затрат времени, зачастую нескольких лет, и это может оказаться критичным для вывода производимой продукции на рынок. Реализация произведенной по разработанной технологии продукции на рынке является заключительным этапом трансфера технологии. С экономической точки зрения это наиболее продуктивный этап в трансфере технологии. Основной денежный поток от трансфера технологии приходит не от инвесторов и не от лицензиатов, а от конечного пользователя производимой по технологии продукции - покупателя. Размер этого денежного потока измеряется произведением количества единиц продаваемой продукции на цену единицы продукции. Поскольку количество продаваемой продукции может быть очень большим, соответственно большим будет и денежный поток от ее продажи. Успеху коммерциализации на этом этапе в наибольшей степени будет способствовать правильный выбор маркетинговой стратегии, применение комплекса 4Р-маркетинга (англ. Product, Price, Promotion, Place), создание соответствующей инфраструктуры для сбыта продукции. Ключевым моментом в маркетинговых исследованиях является прогнозирование спроса на производимую продукцию.

Особенностью прогнозирования спроса на производимую по новым технологиям продукцию является то, что сама продукция может быть принципиально новой, неизвестной на рынке. В этом случае необходимо предпринять усилия не только по изучению, но и по формированию спроса на новую продукцию путем проведения эффективной коммуникационной политики, особенно рекламы. Коммерциализация является процессом трансформации технологии в экономически выгодный продукт. Процесс коммерциализации включает в себя три компонента: технические усилия, необходимые для превращения технологии в полезный продукт, и организация его производства в достаточном количестве на соответствующем уровне качества; бизнес-менеджмент и маркетинг с целью определения реальных потребностей рынка в этом продукте, осуществление операций с интеллектуальной собственностью, обеспечение соответствующего функционирования компаний, которые создаются в сфере нового бизнеса (производство, дистрибуция, обслуживание и др.); факторы производства (доступ к финансовым ресурсам, инфраструктуре, рабочей силе соответствующей квалификации) [3].

Основные технические аспекты коммерциализации - это разработка продукта и создание технологии его производства. Первый аспект требует объединения усилий ученых и технологов относительно трансформации инноваций в конкретный продукт с соответствующими техническими и эстетическими характеристиками, которые привлекательны для потенциального покупателя и дают возможность обеспечить его рентабельный выпуск. Технология производства определяет последова-тельность и параметры технологического процесса, которые фиксируются в технологическом регла-менте. Технологический регламент разрабатывается инженерами-технологами вместе с дизайнерами, поскольку в конечном итоге все аспекты коммерциализации должны работать по интегрированной схеме с оптимальным результатом. Существует целый арсенал ресурсов для поддержки технических аспектов этого процесса, в том числе: частные компании, способные обеспечить технические услуги; торговые и профессиональные ассоциации, которые предоставляют доступ к полезным источникам информации в соответствующей отрасли и к услугам ключевых экспертов; консалтинговые компании; отраслевые консорциумы, которые могут идентифицировать возможные проблемы организации производства и пути их решения; другие бизнес-посредники. Решение технических проблем разработки продукта и технологии его производства является необходимым, но недостаточным условием коммерциализации. Компании стремятся не только вернуть инвестиции, но и получить прибыль. Для этого необходимы эффективный бизнес-менеджмент и маркетинг, которые включают в себя: планирование бизнеса разработка бизнес-плана, который доказывает жизнеспособность производственных, финансовых и других схем, необходимых для успешной коммерциализации продукта; изучение рынка - размер, сегменты, тенденции; наличие аналогий относительно выхода на рынок продукта с по-

добными характеристиками, наличие и сила конкурентов; каналы продажи и обслуживания; маркетинг - определение структуры цены и разработка эффективного механизма вывода товара на рынок, включая специальные рекламные мероприятия; разработка систем производства, поставки, распространения и сервисного обслуживания продукта; создание системы (схемы) управления интеллектуальной собственностью [2].

Разумеется, выполнение всего комплекса перечисленных работ иногда бывает не под силу даже крупным компаниям, а не только малым инновационным предприятиям, которые не располагают необходимыми для этого ресурсами. Для решения этой проблемы все чаще применяют аутсорсинг, т.е. выполнение определенной части работ по производству, распространению, дизайну продукта и других работ не разработчиком технологии, а другими организациями, если это экономически выгодно. Потому что инновационной компании целесообразно сконцентрировать усилия на главном, а внешним партнерам передать работы по другим компонентам коммерциализации технологий. Классическим примером аутсорсинга является проект компании «Биоген» (США), которая получила разрешение на производство лекарственного препарата «Авонекс». Компания приняла решение, что субстанцию будет вырабатывать она сама в штате Массачусетс, созданием лекарственной формы займется фирма в штате Огайо, упаковкой - другая компания в штате Пенсильвания, а складированием и распространением - третий партнер в штате Кентукки. Весьма полезными для аутсорсинга являются компании, которые обладают развитыми сетями типа «поставка-распространение» [1].

Другой тенденцией, которая определяет современную ситуацию в сфере коммерциализации технологий, является покупка/продажа новых малых фирм. Для предпринимателей, которые не имеют доступа к необходимым финансовым ресурсам или к портфелю технологий, зачастую наилучшим выходом является работа с крупной компанией в роли исследовательского подразделения, доведения разработок до предрыночной стадии и уже потом продажа компании покупателю, который обеспечит необходимые ресурсы для последующей коммерциализации. Процесс коммерциализации технологий невозможен без доступа к финансовым ресурсам, наличия необходимой инновационной инфраструктуры, компетентного персонала. Финансовые ресурсы обеспечиваются за счет собственных средств или за счет заемного капитала. Технопарки, научные парки и бизнес-инкубаторы являются важными элементами инновационной инфраструктуры. Они осуществляют поддержку инновационных компаний на начальном этапе трансфера технологий, помогают им выжить на рынке на наиболее критическом начальном этапе деятельности. Бизнес-инкубаторы предоставляют помощь в виде инновационного менеджмента, доступа к финансовым ресурсам, установления контактов с партнерами. Также безусловным элементом инновационной инфраструктуры, по мнению автора статьи являются интеллектуальные технологии, основанные на рассмотрении такого ключевого элемента, как искусственный интеллект. Успех коммерциализации технологий зависит также от наличия квалифицированной рабочей силы на всех уровнях: менеджмент, производство, продажа, сервис. Разумеется, объединение профессионалов из всех сфер под одной крышей является непосильной задачей для большинства компаний. Решить эту проблему можно путем использования аутсорсинга. Однако для выполнения функций, которые компания оставляет за собой, необходимо иметь команду собственных компетентных и креативных сотрудников с условием постоянного повышения их квалификации.

В заключение отметим, что в коммерциализации трансфера технологий на всех ее этапах - от научных исследований до продажи произведенной продукции на рынке - нет мелочей. Все элементы системы должны работать согласовано и профессионально на основе рыночных механизмов, опираясь на государственную поддержку.

Библиографический список

1. Асул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асул [и др.]. - СПб.: АНОИПЭВ, 2011. - 606 с.

2. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности научных и образовательных учреждений: состояние и перспективы развития: монография / Н.И. Саталкина [и др.]. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012.

3. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности и повышение капитализации компании Материалы секционного заседания Третьего Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность -XXI век» 20-23 апреля 2010 г. / Под ред. Е.В. Королевой.- М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2010 - 96 с.

4. Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности / М.В. Мясникович. - Минск: Право и экономика, 2012. - 279 с.

5. Файзуллина Н.Г. Коммерциализация интеллектуальной собственности // Креативная экономика. - 2014. -№ 6(90). - С. 81-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.