Научная статья на тему 'Сущность промышленной политики государства'

Сущность промышленной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верещагина Елена Вадимовна

В статье анализируется промышленная политика государства, традиционные инструменты регулирования промышленной политики, в том числе новые инструменты. Особое внимание уделено технологическим платформам Красноярского края. Рассмотрены приоритетные направления региональных технологических платформ. Проанализированы данные конкретной технологической платформы. Составлен прогноз промышленной сферы на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Верещагина Елена Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность промышленной политики государства»

Литература

1. Аверина О. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. М.: Кнорус, 2012. 432 с.

2. Бабаев Ю. А., Петров А. М. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. 352 с.

3. Пласкова Н. С. Стратегический и текущий экономический анализ. Полный курс МВА. М.: Эксмо, 2010. С. 41-69.

4. Темукуева Ж. Х., Темукуев Х. М. Теоретические аспекты применения экономико-математического аппарата при оценке моделей и систем детерминированного факторного анализа // Мир науки, 2014. № 4. С. 334-337.

5. Темукуева Ж. Х., Гурфова С. А. Анализ эффективности использования капитала предприятия // «Экономика и социум», 2014. № 3. С. 1292-1296.

Сущность промышленной политики государства Верещагина Е. В.

Верещагина Елена Вадимовна / Vereshhagina Elena Vadimovna - студент, кафедра бизнес-информатики, институт управления бизнес-процессами и экономики, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в статье анализируется промышленная политика государства, традиционные инструменты регулирования промышленной политики, в том числе новые инструменты. Особое внимание уделено технологическим платформам Красноярского края. Рассмотрены приоритетные направления региональных технологических платформ. Проанализированы данные конкретной технологической платформы. Составлен прогноз промышленной сферы на будущее. Ключевые слова: промышленная политика, инструменты промышленной политики, технологические платформы, стратегическая программа.

В условиях продолжающегося глобального финансово-экономического кризиса, негативные последствия которого не могли не затронуть Россию, особенно актуальным становится изучение проблемы разработки эффективной, отвечающей современным реалиям и вызовам промышленной политики нашего государства. Именно активная промышленная политика, нацеленная на модернизацию национальной экономики и переход к инновационным формам хозяйствования, является обязательной и решающей предпосылкой не только преодоления последствий современного экономического кризиса, но и выхода России на качественно новые уровни развития основных сфер общественной жизни в XXI в. Только в этом случае Россия сумеет не просто сохранить положение важного политического и экономического субъекта на международной арене, но и занять более достойное место в системе мирового разделения труда, упрочить свои позиции в условиях постоянно ожесточающейся глобальной конкуренции, получить в полной мере преимущества нового технологического уклада [1].

Промышленная политика — важнейшая составляющая экономической политики в целом, её значение определяется комплексом мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, направленной на деятельность хозяйствующих субъектов по приобретению ресурсов, организации производства, распределению и

40

реализации товаров. В общем виде промышленная политика — это создание рамочных условий хозяйственной деятельности в ведущей отрасли реального сектора — промышленности [1], [2], [3].

Важное место в инструментарии промышленной политики занимают следующие традиционные инструменты регулирования промышленной политики:

- таможенная политика;

- снижение административных барьеров;

- защита прав собственности, в том числе интеллектуальной;

- конкурентная и антимонопольная политика;

- система поддержки экспортной деятельности;

- поддержка инновационной деятельности;

- налогообложение;

- техническое регулирование [4].

Инструменты промышленной политики достаточно долго воспринимались как инструменты исключительно государственного воздействия на экономику, но на сегодняшний день государство кооперируется с другими институтами общества, такими как институт бизнеса, институты научно-исследовательской и инновационной деятельности, образовательные институты, финансовые и др., для того чтобы осуществлять совместное воздействие на развитие промышленности. Так как государственных институтов недостаточно, для эффективного мотивирования, стимулирования инновационного развития промышленности в условиях рыночной экономики, то необходимы дополнительные инструменты поддержки инновационной деятельности. В связи с этим, в настоящее время появились новые инструменты промышленной политики, к их числу относятся кластерное развитие, продвижение развития критических технологий, технологические платформы и др. [5], [6].

Технологическая платформа - это коммуникационная площадка для взаимодействия бизнеса, науки, потребителей и государства, формируется на основе механизма частно-государственного партнерства, направленная на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон. В течение последнего десятилетия в странах Евросоюза идет активный поиск наилучших методов взаимодействия науки, бизнеса и государства для создания и внедрения наиболее передовых производственных технологий в различных отраслях экономики1. Как раз технологические платформы и стали этим методов взаимодействия, все потому что они нацелены на развитие инноваций и коммерциализацию научно-исследовательских разработок, повышение конкуренции и уровня жизни граждан ЕС. Пройдя все этапы развития от создания до конечного продукта, ЕТП показали себя не только как инструмент инновационного развития, но и как площадка для решения Европейских экономических и социальных проблем через законодательные, организационные, экономические и технологические инструменты2 [5], [6], [7].

В настоящий момент технологические платформы безальтернативная вещь, имеющая большое число организаций-участников современных технологических проектов, которые, в свою очередь, имеют различные управленческие культуры и мотивации, принципиальная невозможность точного, стопроцентного прогноза развития ситуации, большая стоимость таких проектов создают серьезные вызовы стандартным моделям управления производством и, соответственно, требуют разработки нового

1

Порядок формирования перечня технологических платформ / Утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/

2 Аналитическая справка Европейские технологические платформы (ЕТП) / Москва, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/

41

инструментария промышленной политики. Одним из инструментов такой промышленной политики стала концепция технологических платформ [7], [8].

Технологические платформы Красноярского края как инструмент промышленной политики государства.

Для Красноярского края технологические платформы являются новым инструментом. В проекте Стратегии инновационного развития до 2020 года указывается, что технологические платформы не рассматриваются в качестве единственного и универсального инструмента обеспечения частно-государственного партнерства в инновационной сфере [1], [2], [7].

Приоритетные направления для формирования региональных технологических платформ Красноярского края:

1. Энергетика, энергоэффективность и энергосбережение.

2. Инновационные технологии модернизации систем жизнеобеспечения и безопасности территорий.

3. Инновационные технологии химического и нефтегазового комплекса (технологии добычи и переработки углеводородных ресурсов).

4. Комплексное освоение месторождений твердых полезных ископаемых.

5. Инновационные технологии строительного комплекса. Новые материалы и конструкторские решения.

6. Инновационные технологии машиностроения.

7. Инновационные технологии в металлургии.

8. Информационно-телекоммуникационные и космические технологии для инновационного развития Сибири.

9. Трансляционная медицина.

10. Продовольственная безопасность Сибири. Инновационные технологии производства, переработки и логистики сельскохозяйственной продукции.

11. Инновационные технологии комплексного использования лесных ресурсов.

12. Альтернативная энергетика и возобновляемые источники энергии.

13. Образовательные инновационные технологии для экономического и социокультурного развития Красноярского края1.

Рассмотрим одну из значимых платформ для Красноярского края, платформу, которая занимается лесными ресурсами. Лесные ресурсы являются одной из точек развития края, поэтому необходимо уделять внимание успешному функционированию данной технологической платформы, тем самым обеспечивая благоприятные условия для инновационного развития Красноярского края [9].

Инновационные технологии комплексного использования лесных ресурсов являются активной технологической платформой (таблица 1)2.

1 Приоритетные направления для формирования региональных технологических платформ / Приложение N 2 к Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020». [Электронный ресурс]. Режим доступа: И11р://кг8к1пуе81.ги/ир1оаа/%В0%9Е%В1%80%В0%Б8%В0%ББ%В0%БЕ%В0%Б6%В0%Б5%В 0%БВ%В0%Б8%В0%Б5%20№%202^.

2 Паспорт региональной технологической платформы «Инновационные технологии комплексного использования лесных ресурсов» / «Сибирский государственный технологический университет» / Л. В. Кузнецов, В. В. Огурцов / Красноярск, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nauka.x-pdf.ru/17raznoe/194668-1-pasport-regiona1noy-tehno1ogicheskoy-p1atformi-innovacionnie-tehno1ogii-komp1eksnogo-ispo1zovaniya-1esnih-resursov-r.php.

Таблица 1. Перечень ключевых индикаторов и показателей для оценки успешности реализации РТП на примере лесных ресурсов

№ Наименование Единица измерения Значение в 2011 г. (факт) Плановое значение в 2013 г. Прогнозное значение

2015 | 2020

Индикаторы

Лесное хозяйство

1 Лесовосстановление тыс.га. 56 80 120 200

2 Посадочный материал млн. шт. 14 20 35 50

3 Площадь лесных пожаров тыс.га. 104 Менее 10 Менее 10 Менее 10

Лесозаготовка

4 Заготовка древесины млн. куб. м 13,86 14,7 17,3 23,5

5 Заготовка недревесного сырья тыс. тонн 2,5 4 6 10

6 Строительство лесных дорог км 125,8 223,5 320 400

Механическая переработка древесины

7 Пиломатериалы тыс. куб. м 2162,6 2540,9 2923,4 5303,8

8 Фанера тыс. куб. м 16,8 240,0 367,5 500,0

9 Шпон тыс. куб. м 0,0 68,0 105,2 150,0

10 Мебель тыс. куб. м 1,93 12,4 14,1 16

11 Паллеты тыс. куб. м 76,7 125,5 132,3 210,3

12 Выпуск готовой продукции на 1 куб.м. заготовленной древесины тыс. куб. м 1,12 2,46 2,58 4,85

Глубокая химическая переработка древесины

13 Целлюлоза тыс. тонн 0,00 0,0 0,00 700,0

14 Крафтлайнер тыс. тонн 0,00 0,00 0,00 600,0

Инновационное образование

15 Потребность в рабочих кадрах тыс. чел. 3,2 8,2 12,5 14,5

16 Потребность в инженерных кадрах тыс. чел. 1,2 3,8 5,5 7,2

17 Потребность в специалистах (руководители, менеджеры, экономисты) тыс. чел. 0,5 1,8 2,5 3,0

Показатели

Лесное хозяйство

1 Лесовосстановление % 100 142,9 214,3 357,1

2 Посадочный материал % 100 142,9 250,0 357,1

3 Площадь лесных пожаров % 100 9,6 4,8 1,0

Лесозаготовка

4 Заготовка древесины % 100 100,3 124,8 169,5

5 Заготовка недревесного сырья % 100 320,0 480,0 800,0

6 Строительство лесных дорог % 100 177,7 254,4 318,0

Механическая переработка древесины

7 Пиломатериалы % 100 117,5 135,2 245,3

8 Фанера % 100 1636,9 2083,3 2976,2

9 Шпон % 100 100 156,8 223,5

10 Мебель % 100 642,5 730,6 829

11 Пеллеты % 100 163,0 172,5 274,2

12 Выпуск готовой продукции на 1 куб.м. заготовленной древесины % 100 219,6 230,4 433,0

Глубокая химическая переработка древесины

13 Целлюлоза тыс. тонн 0,00 0,0 0,0 700,0

14 Крафтлайнер тыс. тонн 0,00 0,00 0,0 600,0

Инновационное образование

15 Потребность в рабочих кадрах % 100 256,3 390,6 453,1

16 Потребность в инженерных кадрах % 100 316,7 458,3 600,0

17 Потребность в менеджерах % 100 360,0 500,0 600,0

В целом уровень переработки заготавливаемой древесины к 2025 году составит до 91% по деловой древесине против 60% в 2011 году.

Реализация пилотных проектов на территории Красноярского края предполагает рост количества человек, занятых в лесной отрасли. На территории Красноярского края реализуется 8 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, направленных на развитие глубокой переработки древесины [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании таблицы, проанализировав реальные данные по работе технологической платформы, можно сделать прогноз на будущее. Благодаря успешной реализации данных проектов к 2020 году:

- будет организован выпуск новых для края видов продукции: фанера, шпон, пеллеты, мебель бизнес - класса, беленая хвойная и лиственная крафт-целлюлоза, мелованный картон, топливные брикеты, древесный уголь, БАВ, некоторые виды погонажных изделий;

- будет создано порядка 10,5 тыс. дополнительных рабочих мест;

- налоговые поступления в краевой бюджет составят порядка 8 млрд рублей. Работа этой технологической платформы позволила сделать прогноз данных,

который представлен в таблице. В соответствии с этим прогнозом Красноярский край будет развиваться, и выпускать новую продукцию.

Вывод: для формирования промышленной политики государства технологические платформы являются обязательным элементом, без технологических платформ осуществлять разработку стратегических программ и проектов невозможно, поскольку технологические платформы предоставляют данные для этого. Технологическая платформа Инновационные технологии комплексного использования лесных ресурсов активно создает благоприятные условия для инновационного развития лесного комплекса Красноярского края, что способствует повышению вклада в социально-экономическое развитие региона и достижению им лидирующих позиций в области производства продукции. Государственная политика основывается на работе технологических платформ, именно по этой причине их необходимо развивать и уделять большое внимание [1], [2], [5], [9].

Литература

1. Крекотнев С. Н. Государственная промышленная политика современной России: канд.полит.наук / Москва, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-promyshlennaya-politika-sovremennoi-rossii.

2. Соловьева И. В. Современная промышленная политика России и «рост без развития» / Санкт- Петербург, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/0827.pdf.

3. Токунова Г. Ф. Роль технологических платформ в развитии строительных кластеров / Москва, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-tehnologicheskih-platform-v-razvitii-stroitelnyh-klasterov.

4. Горячева Т. В. Инструменты реализации промышленной политики / Саратов, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/instrumenty-realizatsii-promyshlennoy-politiki.

5. Владимирова О. Н., Шпак А. С., Батукова Л. Р., Конищева М. А., Курган О. И., Мигунова М. И., Елгина Е. А., Суслова Ю. Ю., Руйга И. Р., Дягель О. Ю. Инструменты инновационного развития / Красноярск, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.famous-scientists.ru/list/17960.

6. Батукова Л. Р. К вопросу об инновационной модернизации социально-экономической системы региона / Красноярск, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/95981423 .pdf.

44

7. Минакова Татьяна Евгеньевна, Минаков Владимир Федорович. Инновационное развитие региональных информационных ресурсов как облавных платформ / Тамбов, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-razvitie-regionalnyh-informatsionnyh-геБигеоу-как-оЫасЬпуЬ-рМТогт.

8. Лукша О. П. Европейские технологические платформы: возможности использования европейского опыта для создания нового инструмента содействия инновационному развитию российской экономики, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberiemnka.m/artide/n/evшpeyskie-tehnologicheskie-platformy-vozmozhnosti-ispolzovaniya-evropeyskogo-opyta-dlya-sozdaniya-novogo-instrumenta-sodeystviya.

9. Шегельман И. Р., Рудаков М. Н. К вопросу формирования отечественной технологической платформы развития лесного сектора России. Петрозаводск, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/formirov anie-tehnologicheskoy-platformy-lesnogo-sektora-rossii-kak-faktor-povysheniya-dohodov-lesopromyshlennyh-regionov-rossii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.