Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОРПОРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CORPORATE IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL CORPORATE IDENTITY / CORPORATE THINKING / SOCIAL AND PROFESSIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Р.Х.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью раскрытия и использования потенциала человеческого капитала в образовании, что выдвигает требование исследовательского поиска современных эффективных механизмов его развития. Цель статьи - изучить, обосновать и систематизировать исторический контекст, разнообразие и многоаспектность дефиниции «идентичность» с позиций принципа человекосообразности. Автором сформулировано и раскрыто понятие «профессионально-корпоративная идентичность», которое проецируется в корпоративном мышлении, указывает на принадлежность к тому или иному университету, позволяет расширять и усиливать социально-профессиональные связи. Представлены основные критерии, позволяющие рассматривать этот социально-педагогический феномен системно, целостно, содействовать его утверждению в образовательной организации высшего образования и эффективному использованию в процессе наращивания ее когнитивного капитала: критерий системности, критерий научности, культурно-исторический критерий, критерий социальной ответственности. Выделены направления эффективного развития образовательной организации высшего образования и профессионально-личностного роста педагога на основе профессионально-корпоративной идентичности. Статья предназначена для научных работников, педагогов, психологов, аспирантов и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмеева Р.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF PROFESSIONAL AND CORPORATE IDENTITY OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The relevance of this article is due to the need to disclose and use the potential of human capital in education, which puts forward the requirement of a research search for modern effective mechanisms for its development. The purpose of the article is to study, substantiate and systematize the historical context, diversity and multidimensionality of the definition of “identity” from the standpoint of the principle of humanity. The author formulated and disclosed the concept of “professional-corporate identity”, which is projected in corporate thinking, indicates belonging to a particular university, and allows you to expand and strengthen social and professional ties. The main criteria are presented that make it possible to consider this socio-pedagogical phenomenon systematically, holistically, to promote its adoption in the educational organization of higher education and its effective use in the process of building up its cognitive capital: systemicity criterion, scientific criterion, cultural-historical criterion, social responsibility criterion. The directions of the effective development of the educational organization of higher education and the professional and personal growth of the teacher on the basis of professional-corporate identity are highlighted. The article is intended for researchers, educators, psychologists, graduate students and students.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Сущность профессионально-корпоративной идентичности образовательной организации высшего образования

The essence of professional and corporate identity of an educational institution of higher education

Гильмеева Р.Х., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», rimma.prof@mail ru

Gilmeeva R., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, rimma.prof@mail.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.006

Статья выполнена по государственному заданию № 0N59-2019-0013 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации»

Ключевые слова: корпоративная идентичность, профессиональная идентичность, профессионально-корпоративная идентичность, корпоративное мышление, социально-профессиональное взаимодействие.

Keywords: corporate identity, professional identity, professional corporate identity, corporate thinking, social and professional interaction.

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью раскрытия и использования потенциала человеческого капитала в образовании, что выдвигает требование исследовательского поиска современных эффективных механизмов его развития. Цель статьи - изучить, обосновать и систематизировать исторический контекст, разнообразие и многоаспектность дефиниции «идентичность» с позиций принципа человекосообразности. Автором сформулировано и раскрыто понятие «профессионально-корпоративная идентичность», которое проецируется в корпоративном мышлении, указывает на принадлежность к тому или иному университету, позволяет расширять и усиливать социально-профессиональные связи. Представлены основные критерии, позволяющие рассматривать этот социально-педагогический феномен системно, целостно, содействовать его утверждению в образовательной организации высшего образования и эффективному использованию в процессе наращивания ее когнитивного капитала: критерий системности, критерий научности, культурно-исторический критерий, критерий социальной ответственности. Выделены направления эффективного развития образовательной организации высшего образования и профессионально-личностного роста педагога на основе профессионально-корпоративной идентичности. Статья предназначена для научных работников, педагогов, психологов, аспирантов и студентов.

Abstract. The relevance of this article is due to the need to disclose and use the potential of human capital in education, which puts forward the requirement of a research search for modern effective mechanisms for its development. The purpose of the article is to study, substantiate and systematize the historical context, diversity and multidimensionality of the definition of "identity" from the standpoint of the principle of humanity. The author formulated and disclosed the concept of "professional-corporate identity", which is projected in corporate thinking, indicates belonging to a particular university, and allows you to expand and strengthen social and professional ties. The main criteria are presented that make it possible to consider this socio-pedagogical phenomenon systematically, holistically, to promote its adoption in the educational organization of higher education and its effective use in the process of building up its cognitive capital: systemicity criterion, scientific criterion, cultural-historical criterion, social responsibility criterion. The directions of the effective development of the educational organization of higher education and the professional and personal growth of the teacher on the basis ofprofessional-corporate identity are highlighted. The article is intended for researchers, educators, psychologists, graduate students and students.

Введение. В современных условиях возникает непрерывное противоречие, требующее разрешения между глобализацией, массовизацией высшего образования и индивидуализацией

процесса обучения и уникальностью каждого субъекта высшего образования. Особенности функционирования образовательных организаций высшего образования заключаются в их

образовательной миссии - формировании человеческого капитала, способствующего, как достижению конкурентных преимуществ, обеспечению качества образования, так и построению стратегии формирования и развития высокопрофессионального коллектива,

обладающего корпоративным мышлением. В условиях цифровизации изменились

профессиональные и социальные роли субьектов образовательного процесса; миссия и ценности образовательной организации. Стратегической целью в этом контексте представляется трансформация статуса педагога не только с позиции транслятора знаний, но и с организационно-личностной позиции - на основе признания общности корпоративных целей, реализации организационной культуры и этических норм поведения; осознания и принятия ценности своей профессии, образовательной организации, отождествления собственной репутации с репутацией организации и своего будущего с траекторией ее развития. Феномен, интегрирующий понятия «профессиональная идентичность» и «корпоративная идентичность» и обеспечивающий целостность социально-профессиональной группы и образовательной организации нами определен как «профессионально-корпоративная идентичность».

Материалы и методы исследования. Профессиональная идентичность неразделима с причастностью к конкретной социально-профессиональной группе, ее формирование неразрывно связано с включением человека в определенную схему социально-

профессиональных ролей и отношений, с принятием им трудовых ценностей. На характер формирования профессиональной идентичности влияют: статус профессии в общественном мнении и соответствующая оплата труда, определяющие профессиональный выбор и карьерные траектории человека, определяющие значимость профессиональной идентичности в общей структуре идентификации личности. Не менее важной является оценка статуса профессии, что влияет на трудовую мотивацию (упор на профессиональную отдачу и развитие или на конъюнктуру), удовлетворенность профессией; профессиональные ценности, (лояльность, патернализм, ритуализм), профессионально-личностное развитие (стратегии) -профессиональное развитие, карьера. Сформировавшаяся профессиональная

идентичность подразумевает не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и социальную значимость

членства в ней, разделяемую ментальность определенной профессиональной группы. На основе обобщения различных подходов к изучаемому феномену, идентичность

представлена как изменчивая система и важнейший фактор формирования, развития и социализации человека. Исследуя исторический контекст идентичности, можно отметить их разнообразие и многоаспектность. В новейшем словаре философских терминов, термин «идентичность» (лат. identificare — отождествлять) определяется как соотнесённость чего-либо с самим собой [11]. В современном дискурсе понятие «идентичность» часто применяют при необходимости подчеркнуть своеобразие индивидуальности. Начиная с середины прошлого века, корпоративная идентичность многими исследователями была обозначена как возможность зрительного восприятия бренда и произведенного товара как результата деятельности, то есть как особый стиль. Позже, к середине 70-х годов прошлого столетия понятие «идентичность» трактуется как часть корпоративной философии и способа развития организации. Зарубежные источники, используя понятие «фирменный стиль» («identity», «ID»), имели в виду визуальную идентичность [1]. Расширяя рамки общепринятого обозначения, данный термин стал обозначать тождественность организации на основе общности ценностей, моральных норм и целеполагания. Отечественные психологи включают в корпоративную идентичность когнитивно-эмоциональный компонент,

позволяющий осознать человека членом конкретной организации, определенный уровень соответствия и принятия ее миссии [5;9]. С точки зрения философов, появлению идентичности способствует проблема ценностно-смыслового самопознания, саморефлексии. Объединяющей точкой зрения в социальных науках является мнение о том, что идентичность проявляется как итог активного процесса, отражающий субъектность и непрерывность развития «образа-Я» [14]. Многие ученые продолжают развивать различные аспекты идентичности, рассматривая данный феномен в рамках исследований самосознания и самоотношения [13]; социальной ценности; формирование ценностных ориентаций [4;8]. Данный феномен изучается также в формате когнитивного подхода, основатели которого представляют социальную идентичность когнитивной системой, обеспечивающей регуляцию поведения [10]. Далее она была представлена как категория, отражающая приобретенный социальный опыт человека [2]. В

контексте понятия «профессиональная идентичность» отдельными учеными

рассматриваются: профессиональное

самоопределение и профессиональное развитие [3]; профессиональное самосознание [6]; профессионально-значимые качества, отношения, ценности, мотивы, профессиональные установки и позицию [7; 12]. При этом доминирующими элементами рассматриваемых дефиниций являются профессиональная направленность, удовлетворенность профессией и

профессиональной деятельностью.

Таким образом, профессионально корпоративная идентичность складывается как интегративное образование на этапе профессионализации, когда основой

идентификации становятся разделяемые ценности социально-профессиональной группы.

В работе использовались теоретические методы: анализ и синтез научной литературы по теме исследования, включая обобщение, сравнение и систематизацию полученных результатов.

Результаты исследования. Профессионально-корпоративная идентичность отражает персонализированное внутреннее состояние и самооощущение каждого актора образовательной организации высшего образования и предполагает научную, профессиональную и корпоративную ответственность.

Профессионально-корпоративная идентичность проецируется в корпоративном мышлении; принадлежность к тому или иному университету позволяет расширять и усиливать личностно-профессиональные связи индивидуума. При вхождении в профессию увеличиваются научные контакты, расширяются социальные

профессиональные связи, используемые для научных целей и неформального общения, что создает основу для развития социального капитала человека. Миссия и стратегические цели образовательной организации высшего образования становятся персонально значимыми для каждого члена педагогического коллектива, а корпоративные ценности сближаются с личностно-профессиональными, транслируясь во внешнюю среду через профессиональные коммуникации.

Авторское видение позволило определить два вида профессионально-корпоративной

идентичности.

Профессионально-корпоративная идентичность сотрудника образовательной организации высшего образования представляет собой интегративную характеристику личностной принадлежности профессиональному

педагогическому сообществу и конкретной

образовательной организации, осознание и принятие ценности своей профессии, образовательной организации, отождествление собственной репутации с репутацией организации и своего будущего с траекторией ее развития.

Профессионально-корпоративная идентичность образовательной организации высшего образования представляет собой интегративную целостность принадлежности образовательной организации

профессиональному педагогическому

сообществу, следование ценностям и миссии высшего образования, служение обществу и науке с сохранением собственных образовательных традиций и уникальной траектории развития.

Профессионально-корпоративная идентичность отражает персонализированное внутреннее состояние и самооощущение каждого актора образовательной организации высшего образования и предполагает научную, профессиональную и корпоративную ответственность. Профессионально-

корпоративная идентичность проецируется в корпоративном мышлении; принадлежность к тому или иному университету позволяет расширять и усиливать личностно-профессиональные связи индивидуума. При вхождении в профессию увеличиваются научные контакты, расширяются социальные

профессиональные связи, используемые для научных целей и неформального общения, что создает основу для развития социального капитала. Миссия и стратегические цели образовательной организации высшего образования становятся персонально значимыми для каждого члена педагогического коллектива, а корпоративные ценности сближаются с личностно-профессиональными, транслируясь во внешнюю среду через профессиональные коммуникации.

Формирование профессионально-

корпоративной идентичности предполагает изменение социально-профессиональных

взаимодействий сотрудников образовательной организации высшего образования, акцентуации «индивидуальности» организации. Этот процесс требует применения определенных критериев, позволяющих рассматривать этот социально-педагогический феномен системно, целостно, содействовать его утверждению в образовательной организации и эффективному использованию в процессе наращивания ее когнитивного капитала.

Основные критерии профессионально-корпоративной идентичности:

- критерий системности определяет подход к профессионально-корпоративной идентичности как определенной целостной социально-педагогической системе, формирующейся под влиянием социальных, экономических, институциональных, психологических факторов;

- критерий научности предусматривает использование методов научного анализа, научных знаний, применение современных научных технологий и диагностического инструментария в процессе анализа и формирования механизмов развития профессионально-корпоративной идентичности как инструментария управления;

- культурно-исторический критерий основывается на изучении особенностей формирования профессионально корпоративной идентичности в конкретной социальной среде под влиянием культурно-исторических условий.

- критерий социальной ответственности определяет социальную ответственность всех акторов образования как способность отвечать за свои действия, результаты научных исследований и их реализацию в соответствии с принципом человекосообразности.

Условием формирования профессионально корпоративной идентичности является наличие миссии, ценностей и смыслов образовательной организации высшего образования,

развивающейся как уникальная социальная экосистема, как открытый социально-ориентированный вуз, определяющий векторы позиционирования высокого статуса организации.

Профессионально-корпоративная идентичность заключается в готовности и способности сотрудника образовательной организации высшего образования разделить ее ценности, принять установленные цели и нормы как свои собственные, тем самым отождествляя себя с ней. Результатом формирования профессионально корпоративной идентичности являются участие и лояльность членов профессорско-преподавательского коллектива. Участие демонстрирует их готовность быть частью организации, выражать свое мнение и активно включаться в управление; лояльность, в свою очередь, отражает корректное, позитивное отношение к коллегам, и в целом к образовательной организации.

Наличие профессионально-корпоративной идентичности означает осознание значимости своего профессионально-личностного развития каждым преподавателем, при этом личные достижения становятся значимыми для организации, повышая его статус и рейтинг, а корпоративные нормы и ценности личными ценностями транслируются во внешнюю среду с помощью различных информационных каналов.

Рассматриваемый нами феномен

«профессионально-корпоративная идентичность», является динамичным образованием, участвуя в процессе профессионально-личностного развития

сотрудника образовательной организации через внутренне согласование собственных ценностей, ценностей педагогического сообщества и ценностей организации.

Профессионально-корпоративная идентичность включает следующие компоненты:

- когнитивный проявляется через освоение и владение знаниями, позволяющими рассматривать социально-педагогический феномен «профессионально-корпоративная идентичность» системно, целостно, содействовать его утверждению в образовательной организации и эффективному использованию в процессе наращивания ее когнитивного капитала;

- ценностный проявляется на уровне самоосознания корпоративных ценностей как значимых в соответствии с личностными смыслами в контексте социально-коммуникативного взаимодействия всех акторов образования;

- аффективный проявляется через эмоциональное осознание и позиционирование собственного социального статуса педагога как члена профессионального сообщества и конкретной образовательной организации;

- конативный проявляется через поведенческие схемы, которые соответствуют требованиям, ценностям и миссии образовательной организации и обеспечивают профессионально-личностное развитие педагога.

Автор полагает, что в зависимости от сферы приложения существует и градация функций профессионально-корпоративной идентичности, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Функции профессионально-корпоративной идентичности

Наименование функции Сотрудник образовательной организации высшего образования Образовательная организация высшего образования

адаптивная функция обеспечивает комфортную социализацию в педагогическом коллективе через корреляцию ценностных характеристик и личностных смыслов связывает миссию образовательной организации ценности высшего образования в целом; коррелирует задачи с потребностями регионального рынка труда

Продолжение таблицы 1

Наименование функции Сотрудник образовательной организации высшего образования Образовательная организация высшего образования

интегрирующая функция связывает профессиональные и корпоративные интересы педагога и обучающегося на основе социально-коммуникативного взаимодействия объединяет членов преподавательского и студенческого коллективов, формируя у них чувство общности и сопричастности к организации

регулятивно-этическая функция способствует ориентации педагога и студента на социальную корпоративную ответственность; развитие личностно значимых качеств, обеспечивающих этику их взаимоотношений в коллективе и социокультурной среде обеспечивает соблюдение этических норм социально-коммуникативного взаимодействия всех акторов образования; снижает возможность межличностных конфликтов в организации

Коммуникационная функция поддерживает профессионально-корпоративную устойчивость и предусматривает ориентацию педагога и студента на социально коммуникативное взаимодействие с помощью различных информационных каналов обеспечивает информационный обмен и содействует установлению межличностных и социальных контактов

мотивационная функция обеспечивает непрерывное развитие гуманистической составляющей профессиональной деятельности педагога, его успешную самореализацию на основе саморегуляции и самоорганизации обеспечивает благоприятный мотивационный климат в образовательной организации в целях стимулирования творческой деятельности и профессионально-личностного развития педагога и студента

Ассимиляционная функция поддерживает стремление педагога принять ценности цели и нормы образовательной организации как свои собственные, установку и желание быть неразрывной частью организации; ориентирует студенческое сообщество на профессиональные ценности образовательной организации ориентирует целевые аудитории на единые корпоративные цели: формирование доверия; создание единства образовательной организации; участие в привлечении дополнительных ресурсов и освоении и обмене корпоративными ценностями

Формирование профессионально-

корпоративной идентичности предполагает изменение социально-профессиональных

взаимодействий сотрудников образовательной организации высшего образования, акцентуации «индивидуальности» организации. Этот процесс требует применения определенных критериев, позволяющих рассматривать данный социально-педагогический феномен системно, целостно, содействовать его утверждению в образовательной организации высшего образования и эффективному использованию в процессе наращивания ее капитала.

Заключение. Нельзя не отметить, что профессионально-корпоративная идентичность это объективно существующая категория, отражающая междисциплинарный характер в различных контекстах науки: психологии, педагогики, социологии (социальная

антропология), философии и в политической науке. Миссия и стратегические цели образовательной организации высшего образования становятся персонально значимыми для каждого члена педагогического коллектива, а корпоративные ценности сближаются с

личностно-профессиональными, транслируясь во внешнюю среду через профессиональные коммуникации.

К предпосылкам формирования и развития профессионально корпоративной идентичности можно отнести следующие векторы:

- принятие корпоративной философии;

- изменение стиля управления коллективом на основе ценностей образовательной организации;

- информационное обеспечение социально-коммуникативного взаимодействия в профессиональном педагогическом сообществе;

- развитие профессиональной и корпоративной культуры;

- повышение статуса репутации и имиджа образовательной организации;

- создание достаточных и необходимых условий для реализации профессиональных и социальных интересов сотрудников;

- вовлеченность сотрудников в общеинститутские профессионально и социально-ориентированные проекты;

- упор на профессиональное самоопределение, самоорганизацию и саморазвитие педагогических работников.

Литература:

1. Большов И.В. Визуальная идентичность как инструмент конкурентной борьбы в условиях новой экономики / И.В. Большов // Рекламные технологии. -

2008. - № 4. - С. 4-6.

2. Брейквелл Г.М. Методологические следствия интеграции парадигм (к проблеме изучения социальных представлений) / Г.М. Брейквелл // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология; пер. с англ. Е.В. Якимова. - 1996. - С. 208-218.

3. Ван Дик. Преданность и идентификация с организацией / Ван Дик. - Харьков, 2006. - С. 142.

4. Гильмеева Р.Х. Особенности системы профессионального роста педагога в условиях международного движения Worldskills / Р.Х. Гильмеева // Вестник КАЗГУКИ. - 2019. - № 4. - С. 152-156.

5. Дагаева Е.А. Ритуал как способ развития и поддержания корпоративной идентичности вузовского сообщества / Е.А. Дагаева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2009. - № 2(14). - С. 99-103.

6. Джемс У. Психология / У. Джемс; под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 367 с. -(Классика мировой психологии).

7. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М.В. Заковоротная.

- Ростов н/Д: Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 1999.

Referen

1. Bolshov I.V. Visual identity as an instrument of competition in the new economy / I.V. Bolshov // Advertising Technologies. - 2008. - № 4. - S. 4-6.

2. Breakwell G.M. Methodological consequences of the integration of paradigms (to the problem of studying social representations) / G.M. Breakwell // Social and Human Sciences: Domestic and Foreign Literature. Series 11: Sociology; trans. from English E.V. Yakimova. - 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- S. 208-218.

3. Van Dyck. Devotion and identification with the organization / Van Dyck; trans. with him. - Kharkov, 2006. - S. 142.

4. Gilmeeva R.Kh. Features of the teacher's professional growth system in the context of the Worldskills international movement / R.Kh. Gilmeeva // Bulletin of KAZGUKI. - 2019. - № 4. - S. 152-156.

5. Dagaeva E.A. Ritual as a way to develop and maintain corporate identity of the university community / E.A. Dagaev // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. -

2009. - № 2 (14). - S. 99-103.

6. James W. Psychology / W. James; under the editorship of L.A. Petrovsky. - M.: Pedagogy, 1991. - 367 p. - (Classics of world psychology).

7. Zakovorotnaya M.V. Human identity. Socio-philosophical aspects / M.V. Short-circuited. - Rostov n / a: North Caucasian Scientific Center of Higher Education, 1999.

8. Иконникова Н.К. Человек в мире вещей: проблема присвоения вещной среды / Н.К. Иконникова // Вопросы социальной теории: Научный альманах. -М., 2010. - Т. 4. - С. 319-335.

9. Кошарный А.В. Проблема организационной идентичности персонала [Электронный ресурс] / А.В. Кошарный. - Режим доступа: http://kosharny.com/index.html/organizational-identity/

10. Левина Е.Ю. Социокогнитивный подход в концепции образования взрослых / Е.Ю. Левина, С.Г. Никулин // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 4(36). - С. 106-112.

11. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с. (Мир энциклопедии). - С. 400.

12. Поварёнков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества: сборник научных трудов / Ю.П. Поварёнков. - Ярославль: ЯГПУ, 2003. - С. 154-163.

13. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учеб. пособие к курсу «Психология труда и инж. психология» / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЕК, 1997. - С. 52.

14. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.13 / Шнейдер Лидия Бернгардовна. - М., 2001. - 327 с.

ces:

8. Ikonnikova N.K. Man in the world of things: the problem of appropriation of the material environment / N.K. Ikonnikova // Issues of social theory: Scientific almanac. - M., 2010. - T. 4. - S. 319-335.

9. Kosharny A.V. The problem of organizational identity of personnel [Electronic resource] / A.V. Horrible. -Access Mode: http://kosharny.com/index.html/ organizational-identity/

10. Levina E.Yu. Sociocognitive approach to the concept of adult education / E.Yu. Levina, S.G. Nikulin // Vocational education in Russia and abroad. - 2019. - № 4 (36). - S. 106-112.

11. The Newest Philosophical Dictionary: 3rd ed., Rev.

- Mn.: Book House, 2003. - 1280 p. (World Encyclopedia).

- S. 400.

12. Povarenkov Yu.P. The psychological characteristic of professional identity. The crisis of identity and the problems of the formation of civil society: a collection of scientific papers / Yu.P. Povarenkov. - Yaroslavl: YAGPU, 2003. - S. 154-163.

13. Pryazhnikov N.S. The psychological meaning of labor: textbook. manual for the course "Psychology of Labor and Ing. psychology"/ N.S. Pryazhnikov. - M.: Publishing house of the Institute of Pract. psychology; Voronezh: MODEK, 1997. - S. 52.

14. Schneider L.B. Professional identity: structure, genesis and conditions of formation: author. dis. ... Dr. crazy. Sciences: 19.00.13 / Schneider Lidiya Bernhardovna.

- M., 2001. - 327 s.

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.