Научная статья на тему 'Сущность проектной деятельности'

Сущность проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8575
1174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / PROJECT MANAGEMENT / SUCCESS CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катышевская Т.А.

В современном мире проектная деятельность приобрела огромное значение в различных сферах нашего общества. Применение проектной деятельности дает решение многим проблемам и задачам. В связи с этим, «управление проектами» одна из самых быстроразвивающихся управленческих дисциплин нашего времени. В данной статье рассмотрены актуальные составляющие проектной деятельности, определены критерии успешности реализации, классификация проектов в зависимости от масштаба и времени, процесс управления и создания проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of project activities

In the modern world, design activity has acquired great importance in various areas of our society. The use of project activities provides a solution to many problems and tasks. In this regard, «project management» is one of the fastest growing management disciplines of our time. This article discusses the relevant components of project activities, defines the criteria for successful implementation, classification of projects depending on scale and time, the process of managing and creating the project.

Текст научной работы на тему «Сущность проектной деятельности»

Сущность проектной деятельности The essence of project activities

Катышевская Т.А.

Студентка 4 курса,

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,

Россия, г.Архангельск. e-mail: t. katyshevskaya@mail. ru

Katyshevskaya T.

4 rdyear student,

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov,

Russia, Arkhangelsk e-mail: t.katyshevskaya@mail.ru

Аннотация.

В современном мире проектная деятельность приобрела огромное значение в различных сферах нашего общества. Применение проектной деятельности дает решение многим проблемам и задачам. В связи с этим, «управление проектами» - одна из самых быстроразвивающихся управленческих дисциплин нашего времени.

В данной статье рассмотрены актуальные составляющие проектной деятельности, определены критерии успешности реализации, классификация проектов в зависимости от масштаба и времени, процесс управления и создания проекта.

Annotation.

In the modern world, design activity has acquired great importance in various areas of our society. The use of project activities provides a solution to many problems and tasks. In this regard, «project management» is one of the fastest growing management disciplines of our time.

This article discusses the relevant components of project activities, defines the criteria for successful implementation, classification of projects depending on scale and time, the process of managing and creating the project.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, управление проектами, критерии успешности.

Key words: project, project activity, project management, success criteria.

«За проектами будущее» - девиз, под которым развивается современной общество. Действительно, проектная деятельность и проектный подход в управлении сегодня становятся все более и более востребованными в России. В настоящее время многие специалисты сходятся во мнении, что проектная деятельность станет ведущей во всех сферах общественной жизни.

Действительно, опыт проектной деятельности активно используется в настоящее время. Так, Том Питерс - известный идеолог науки управления утверждает: «Корпорации становятся проектоориентированными». На сегодняшний день, чтобы выиграть в ситуации высокой конкуренции, необходимо создать условия для оптимально отлаженного процесса в иерархических структурах управления с динамичными и нацеленными на конечный результат проектными подходами. И проектная деятельность в этом случае является как раз-таки отличным инструментом.

Россия также активно перенимает опыт проектирования. На конференции на тему «О Концепции развития проектной деятельности в условиях саморегулирования», которая прошла в Москве, обсуждались важнейшие вопросы будущего проектирования. Уже сейчас, по словам Б.В. Генералова - руководитель Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Объединение проектировщиков», проектную деятельность осуществляет свыше 30 тысяч проектных организаций, входящих в состав 168 саморегулируемых организаций проектировщиков, которые, согласно действующему законодательству, на основе обязательного членства объединились в общероссийскую негосударственную некоммерческую организацию «Национального объединение проектировщиков».

Впервые упоминания о проектной деятельности появляются еще в девятнадцатом веке в США. Тогда данный метод начал применяться в педагогике и осуществлялся по правилу «все для жизни, все из жизни». Обучение должно заключаться в активной целесообразной деятельности, отражая личные интересы ребенка. Иными словами, ученик должен сам осознавать, что получаемые знания ему не обходимы и крайне важны, так как пригодятся в будущем. Все полученные знания ребенок должен был приложить к решению какой-либо жизненной проблемы. Человек должен пройти свой путь трудностей и поисков.

Касательно СССР, то метод проектов активно использовался в первые десятилетия советской школы, но в 30-е годы двадцатого года проектирование исчезает, так как, по мнению исследователей, не имел особой значимости и мешал детям осваивать знания, применяемые в конкретной деятельности.

В зарубежных странах данный метод успешно использовался и развивался, что продолжается и по сей день. Стоит отметить, что данным методом пользуются не только специалисты, работающие с детьми, но и различные управленческие кадры, студенты и школьники.

Тесное сотрудничество с зарубежными коллегами привело к тому, что в российской практике быстрыми темпами внедряется метод проектирования. Но, к сожалению, Россия еще далеко от той зарубежной модели, которая успела сформироваться во многих странах мировой арены.

В связи с тем, что проектная деятельность в России в настоящее время находится на стадии развития, то при обращении к научно-исследовательским работам можно заметить, что данная технология, в основном, рассматривается с точки зрения ее применения в деятельности компаний, а также в различных учреждениях, но не исследуются ее отдельные компоненты. Поэтому подробно рассмотрим метод проектирования со всеми его составляющими, характеристиками и критериями.

Обращаясь к трудам различных исследователей и к соответствующим учебным дисциплинам можно дать следующее определение такому понятию, как «проект». Под проектом понимают специально организованную уникальную деятельность, которая ограничена временем, а также предназначена для решения какой-либо проблемы.

Признак «временное» означает, что любой проект ограничен, то есть имеет свое начало и логическое заключение, когда запланированные цели воплощаются в жизнь. Говоря об «уникальной деятельности» подразумевается, что проект является неповторимым, не похожим на другие предыдущие продукты и идеи.

Само понятие «управление проектами» подразумевает, что личность при создании и реализации проекта, должна применять свой опыт, знания и умения с целью удовлетворения потребностей и желаний, которые подразумевает проект. Однако удовлетворить эти показатели возможным станет только тогда, когда будет найдено оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта.

Для всех проектов характерно наличие несколько общих признаков, по которым их можно отличить от иных видов деятельности. Рассмотрим эти характеристики.

1. Временность - любой проект ограничен, то есть имеет свое начало и логическое заключение, когда запланированные цели воплощаются в жизнь. В случае если ограничение по времени в проекте отсутствует, то работа над его развитием и реализацией может осуществляться длительное время.

2. Уникальность - проект должен быть неповторимым, не похожим на другие предыдущие продукты и идеи, и порождать новые результаты.

3. Последовательность - любой проект представляет собой последовательные этапы реализации проекта, которые ограниченны строгими временными границами и обладают особыми целями и задачами. Лишь осуществление каждого из мероприятий может привести к успешной реализации проекта.

Само понятие «управление проектами» подразумевает, что личность при создании и реализации проекта, должна применять свой опыт, знания и умения с целью удовлетворения потребностей и желаний, которые подразумевает проект. Однако удовлетворить эти показатели возможным станет только тогда, когда будет найдено оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта.

К основным характеристикам проекта относятся следующие показатели:

- Наличие цели;

- Стратегия решения существующей проблемы;

- Реалистичность задуманной идеи;

- Определенное время;

- Уникальность;

- Инновационность;

- Последовательность реализации;

- Учет возможных рисков;

- Постоянная рефлексия и контроль выполняемых действий.

Все реализуемые проекты могут быть разделены в зависимости от их масштаба. Выделяют микропроекты, малые проекты и мегапроекты. Рассмотрим каждый из них.

1. Микропроекты подразумевают реализацию инициативы одного человека, которая должна получить признание людей. Данный вид проекта необязательно может иметь финансирование или какое-то специальное необходимое оборудование. Однако при доработке проект может стать масштабнее.

2. Малые проекты не ориентированы на большую аудиторию, просты в управлении и не требуют больших финансовых затрат. Проект сам по себе достаточно прост и его реализация, зачастую, бывает несложной.

3. Мегапроекты представляют масштабное мероприятие, которое включает несколько проектов. Здесь необходимо постоянно контролировать каждую сферу проекта и выполняемые действия. Предельное внимание уделяется составлению концепции проекта.

Кроме разделения проектов по масштабу существует также классификация в зависимости от времени их выполнения. Выделяют:

1. Краткосрочные;

2. Среднесрочные;

3. Долгосрочные.

По сложности проекты разделяются на следующие классификации:

1. Простые;

2. Организационно-сложный;

3. Технически-сложный;

4. Ресурсно-сложный;

5. Комплексно-сложный.

Также, существует классификация проектов в зависимости от территории, где они будут реализованы и какие участники будут включены в них:

1. Международный - проект, который рассчитан как на соотечественников, так и на представителей других стран;

2. Отечественный - проект, реализующийся внутри какой-либо определенной страны и для ее граждан. Он также может подразделяться на государственный, областной и местный.

Работа над любым проектом начинается с желания решить какую-либо важную проблему, которая существует в данный момент. На следующих этапах формируется «скелет» проекта, состоящий из последовательных характеристик. У любых действий есть какая-то определенная цель, которую необходимо достичь. Так и проект имеет одну или несколько целей. Под целями не всегда подразумевают ожидаемые результаты, но и зачастую те механизмы, которыми будут пользоваться при реализации идеи.

Достижение какой-либо цели представляется возможным с помощью применения различных способов. Однако для более правильного выбора способов достижения целей необходимо сформулировать своего рода критерии успешности, которые будут удовлетворять потребности организаторов.

Для любого проекта всегда создаются рычаги для его управления. В качестве рычагов выбирают определенные технологии, которые способны оказывать влияние на пути достижения желаемых результатов проекта, цели, качество и сроки.

Помимо основных рычагов управления также существуют и вспомогательные. К ним можно отнести, например, какие-либо контракты или спонсорство, позволяющие привлечь необходимые ресурсы для реализации проекта. Для того чтобы управление ресурсами было максимально эффективным, необходимо организовать постоянную поэтапную логическую работу, которая поможет обеспечить продуктивную деятельность каждого участника команды.

Также необходимо сформулировать задачи, которые будут способствовать достижению желаемой цели. Еще одним важным моментом является постановка количественных и качественных показателей, отражающих желаемые результаты.

Управление проектами - сложный интегрированный процесс. При управлении проектом необходимо придерживаться строгой логической последовательности, объединяющей различные области знаний и процессы управления проектами. Если действия не выполняются в какой-то одной сфере, то это влияет и на другую. Поэтому все процессы должны подвергаться тщательной проверке. Например, если улучшается одна какая-то задача, то это также может позитивно сказаться на всем проекте в целом.

Любой проект представлен в виде последовательности процессов. Под процессом понимается совокупность действий, направленных на получение необходимого результата. Процессами управляют сами люди, являющиеся членами команды. Чаще всего процессы проекта фиксируются в плане мероприятий, который подразумевает поэтапную реализацию проекта. План мероприятий также должен осуществляться в определенные временные границы. Каждый проект основывается на затрате денежных средств, поэтому должна быть составлена подробная смета, учитывающая все необходимые расходы, - финансовый план. Кроме учета финансовых затрат, могут быть привлечены к реализации проекта и собственные средства и имущество организаторов, которые должны быть отражены в отдельном плане.

Таким образом, проектная деятельность - сложная многоэтапная современная технология, которая активно применяется в различных сферах нашего общества и дает возможность решить какие-либо существующие проблемы. Для ее успешного применения необходимо не только владеть соответствующими

знаниями в данной области, но и уметь планировать стратегию проекта, учитывая возможные риски, формируя особые критерии успешности, а также выстраивать связи и отношения как внутри команды организаторов, так и с потенциальными спонсорами и партнерами. В связи с этим, владение навыками управления проекта - важная составляющая данной технологии, так как погрешность хотя бы в одном из мероприятий проекта приведет к тому, что сам он не будет реализован на том уровне, который планировался.

Список используемой литературы

1. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140.

2. Основные понятия и процессы управления проектами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmprofy.ru/content/rus/88/884-article.asp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.