Научная статья на тему 'Сущность принципов уголовной политики в российском политико-правовом законодательстве'

Сущность принципов уголовной политики в российском политико-правовом законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
807
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курилкина Ольга Александровна, Самойлова Ирина Николаевна

Авторы исследуют принципы уголовно-правовой политики современной России сквозь призму политико-правовых реформ отечественного строительства. Авторы внимательно прослеживают эволюцию принципов уголовной политики на фоне исторических преобразований российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность принципов уголовной политики в российском политико-правовом законодательстве»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 3

_______БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ_______________________

СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОМ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

КУРИЛКИНА Ольга Александровна,

САМОЙЛОВА Ирина Николаевна

Аннотация: Авторы исследуют принципы уголовно-правовой политики современной России сквозь призму политико-правовых реформ отечественного строительства. Авторы внимательно прослеживают эволюцию принципов уголовной политики на фоне исторических преобразований российского государства.

Ключевые слова: уголовная политика, уголовное законодательство, уголовное право, политико-правовая система, история.

Борьба с преступностью осуществляется путем использования самых различных средств и методов, неоднородный характер которых породил многообразие научных мнений об объеме уголовно-политического воздействия. Уголовная политика в нашей стране на протяжении многих лет отличалась крайней нестабильностью. Это относилось как к социальноэкономическим, так и правовым мерам, а также к правоохранительной деятельности. Периоды ужесточения карательной практики сменялись либерализацией, ослаблением репрессивной функции в правоприменении, необоснованно широкой заменой общепринятых средств и способов государственного принуждения мерами общественно-воспитательного воздействия.

В советский период, период господства идеологии насилия, уголовная и уголовноисполнительная политики были адекватны той идеологии и характеризовались тенденцией ужесточения уголовной репрессии. Программа КПСС провозглашала построение коммунизма, ликвидацию преступности, устранение всех причин ее порождающих продолжала наступательную тактику в отношении уголовноправовой политики советского государства1.

По мнению А.Л. Цветиновича, это проявлялось:

а) в последовательной криминализации все большего числа деяний, в снижении возраста уголовной ответственности, отмене условно-досрочного освобождения, ужесточении норм о применении наказаний;

б) в практике применения уголовного законодательства, в росте числа применения

1 См.: Пономаренко С.И. Статус подозреваемого в контексте советского периода развития отечественной государственности. Евразийский юридический журнал. 2015. № 3 (82). С. 126129.

смертной казни, длительного лишения свободы, в тенденциозном толковании законов в разрез с их действительным смыслом;

в) в судоустройстве и уголовном судопроизводстве, во введении чрезвычайных судов и внесудебных органов, чрезвычайных процедур судоустройства;

г) в превращении исправительных учреждений в места произвола и беспощадной эксплуатации труда осужденных;

д) в применении не предусмотренных законодательством административных высылок, ссылок и депортаций. Добавим к ним и принудительное лишение гражданства2.

Уже после того, как была признана утопической программа КПСС, провозглашавшая построение коммунизма, ликвидацию преступности, устранение всех причин ее порождающих, и после того, как отечественная криминология показала, что преступность явление имманентное при любом обществе, многие руководящие документы, в том числе и законодательные акты, закрепляли нереальные идеологические установки в борьбе с преступностью.

Последние десятилетия XX века, провозгласившие общемировые стандарты в реализации прав человека и гражданина, демократическом построении государства, коренным образом изменили уголовно-правовую политику Российской Федерации.

Конституция РФ закрепила в своих положениях важнейшие начала правового государства: приоритет прав человека, равенство всех перед законом и судом, целостность Федерации, безопасность государства, равенство всех

2 Цит. по: Сморгунова А. Л. Стратегии контроля над преступностью в США и Великобритании: приватизация тюрем // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Научный журнал. 2007. № 9 (46). С. 123.

61

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 3

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

форм собственности, при негласном приоритете частной собственности, состязательность судопроизводства и т.д.

Указанные положения получили свое продолжение в других нормативно-правовых актах, в том числе и Уголовном кодексе РФ. Все изменения и дополнения, вносимые в том или ином случае в уголовное законодательство, обусловлены не только изменениями правовых основ отечественного государства, но и социально-экономическими реформами последних десятилетий, политическими преобразованиями и изменениями в международном сотрудничестве. Например, активное желание российского правительства начала 2000-х годов войти состав европейского содружества, потребовало закрепить на конституционном уровне положение о моратории на смертную казнь в Российской Федерации.

Все изменения и дополнения УК РФ обусловлены изменением (направлением) уголовно-правовой политики страны, так как она определяет содержание и принципы уголовного законодательства, чутко реагирует на изменяющиеся социально-экономические условия. Уголовно-правовая политика может изменяться в тех случаях, когда установившаяся практика рассмотрения уголовно-правовых вопросов не решает задач, поставленных перед уголовным правом. В этом случае уголовная политика направляет применение закона в новое русло, блокирует его либо обосновывает включение в уголовный закон новых норм3. Проявляется это в отнесении тех или иных деяний к числу преступных (вопросы криминализации и декриминализации), в ранжировании преступных деяний по степени общественной опасности, в определении целей и видов наказаний, в выделении обстоятельств, освобождающих от уголовной ответственности, и наказаний, смягчающих или отягчающих ответственность и т.п.

В настоящий момент преждевременно считать, что УК РФ, имевший своей первостепенной задачей создание прочной законодательной основы для борьбы с традиционными и новыми видами преступлений в пореформенный период развития российского государства, полностью реализовал свое преимущественно охранительное предназначение. Именно с учетом сложности социально-экономической и криминогенной ситуации в государстве соз-

3 См.: Тарбагаев А.Н. Механизм уголовно-правового регулирования: норма, правоотношение, ответственность. Красноярск, 1989. С. 34.

62

давался этот кодекс. Он еще не продемонстрировал весь потенциал первоначально направленный законодателем на то, чтобы абсолютно стабилизировать обстановку и максимально сгладить наиболее острые конфликты в обществе с учетом кризисного периода в нашей стране. Бесспорно, что заложенные в кодексе его концептуальные основы (цели, принципы, задачи, приоритеты уголовно-правового регулирования), помимо демонстрации преимуществ демократического строя, имеют своей целью переориентирование уголовной политики на проблемы, в так называемой, социальной среде. Это вполне объяснимо, поскольку жесткая реформация общественного устройства, экономической модели, прежде всего, поставила под удар гражданина, его права и законные интересы.

Исследуя современные научные публикации и догмы относительно уголовной политики, ее проблем реализации и перспектив развития, очевидно, что в целом современная уголовная политика не обладает признаками последовательности и обоснованности. В связи с чем, необходимо определиться, что слабость уголовной политики современного российского государства обоснована не только несовершенством уголовного законодательства. Во многом, проблемы уголовной политики определяются невысоким уровнем социально-экономического развития общества, низкой правовой культурой и правосознанием граждан, установившихся еще в 90-ые годы XX века политического режима, не имеющего в своем распоряжении достаточных финансовых, материальных и кадровых ресурсов, катастрофически терявшего авторитет, как на внешней, так и на внутренней политической арене.

Отсутствие общегосударственных стандартов, воспитательных мероприятий, «национальной идеи», привел к снижению, а скорее к ликвидации авторитета государственной власти, неуправляемости населения, его политической деградации, дезориентации и непредсказуемости дальнейшего развития событий. В результате, российское общество 90-ых годов XX века - это декларируемое общество, на деле не являющееся ни правовым, ни демократическим, ни социальным и, как следствие, разгул преступности, повышение уровня и качества преступлений.

В контексте сказанного нельзя не сказать о важнейшей проблеме уголовно-правовой политики России - коррумпированности государственных и политических институтов оте-

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 3

БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

чественного государства. Закрепление правовых основ государственной политики государства, в том числе и уголовно-правовой политики, на деле не приводит к желаемому результату, в связи невозможностью реализации приоритетных начал ввиду больших бюрократических барьеров, преступных требований со стороны чиновничьего аппарата. Во многом слабость уголовно-правовой политики российского общества XXI века, до сих пор объясняется противоречивостью теоретических и практических подходов к ее реализации. Во многих случаях, правоприменители скептически относятся к теоретических разработкам улучшения и оптимизации уголовной политики, снижения уровня преступности, выявления латентной преступности. Если обратиться к более укрупненным показателям реализации уголовной политики, то обнаружится, что ослабление защиты интересов личности, общества и государства общая и прогрессирующая тенденция. Недостатки постсоветской уголовно-правовой политики являются прямым следствием сегодняшней ситуации в стране, где реформационные процессы еще далеко не завершены. Таким образом, в юридической печати авторы выделяют три основных этапа инвентаризации уголовного законодательства, которые сопровождались изменением УК РФ4. При этом речь идет о Федеральном законе от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»5; Федеральном законе от 07.03.2011 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»6; Федеральном законе от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2013 г.)7. Первое существенное изменение уголовного законодательства произошло 8 декабря 2003 г. с принятием закона «О внесении изменений и дополнений в УК РФ»8. Этим законом расширены возможности применения штрафа, самого мягкого наказания, как это следует из ст. 44 УК РФ. А именно: увеличено число преступлений, где штраф определен альтернативным лишению свободы наказанием. Второй этап связывается с принятием Федерального закона № 26-ФЗ от 7 марта 2011 г., когда изменению подверглись санкции 68 статей Особенной части УК РФ, предусматривавших нижнюю границу наказания в виде лишения свободы, и санкции 118 статей, в которых устанавливалась минимальная граница наказуемости в виде ареста и исправительных работ. Также, в качестве основного наказания в санкции 11 статей введен штраф, а в 12 статьях санкции дополнены альтернативным основному наказанием в виде исправительных работ9. Третий этап выражен в принятии Федерального закона № 420 от 7 декабря 2011 г. На основании этого правового акта в УК изменился институт категорий преступления: введен новый вид уголовного наказания - принудительные работы; исключен перечень отдельных составов преступления с переводом их в разряд административных правонарушений; введены новые виды отсрочки наказания; санкции многих статей изменены либо дополнены таким видом наказания, как принудительные работы и т.д. Таким образом, современная уголовная политика российского государства отвечает требованиям мирового сообщества относительно защиты прав и свобод человека и гражданина. Тем не менее, происшедшие коренные изменения в политико-правовом устройстве отечественного государства конца XX в. до сих пор сказываются на общем состоянии государственной политики, в том числе и уголовной.

4 См.: Епихин А.Ю. Основные направления уголовной политики России на современном этапе // Вестник удмуртского университета. Вып. 3 Экономика и право. 2012. С. 140. 5 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации № (с послед. изм. и доп. от 7 декабря 2011 г.) // Рос. газ. № 252. 2003. 16 дек.; Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7362. 6 Федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 11. Ст. 1495. 7 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с послед. изм. и доп. от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. ст. 7362 ; Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6996. 8 Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Рос. газ. № 252. 2003. 16 дек.; Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7362. 9 Дагель П.С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток : ДВГУ, 1982. С. 23.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.