МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
УДК 378
А.С. Восковская
К.пед.н., доцент Московский государственный машиностроительный университет г. Москва, Российская Федерация Т.А.Карпова К.пед.н., доцент Московский государственный машиностроительный университет г. Москва, Российская Федерация
СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В данной статье уточнены и конкретизированы дефиниции понятий «компетенция» и «компетентность», представлена их структура, включающая когнитивный, деятельностный и ценностносмысловой аспект.
Ключевые слова
Компетенция, компетентность, когнитивный аспект, деятельностный аспект, ценностно-смысловой аспект.
В контексте компетентностного подхода в отечественной педагогической науке появились новые понятия. Вместо таких категорий как «образованность», «подготовленность», «общая культура», «воспитанность» мы переходим на понятия «компетенция»/«компетентность» [5, с.7]. Следовательно, целесообразно уточнить и конкретизировать основные понятия современного компетентностно-ориентированного подхода в образовании: «компетенция» и «компетентность». Существует неоднозначная трактовка данных категорий и их использование в моделировании образовательной деятельности вуза, что не удивительно по двум причинам: во-первых, они относительно новы для высшей школы России; во-вторых, компетентностно-ориентированный подход в отечественном образовании находится в стадии становления.
Следует отметить, что понятия "компетентность" и "компетенция" целесообразно рассматривать в паре, не отрывая друг от друга, как слова близкие по значению и имеющие одинаковый корень. Словари иностранных слов определяют понятие «компетенция» как осведомленность в каком-нибудь круге вопросов, в какой-нибудь области знания [2,с.176; 8, с.379; 9]; «компетентность» как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение [2, с.282], а также «компетентность» как обладание компетенцией [11, с.247].
Толковые словари русского языка, дают идентичное определение понятию «компетенция», при этом категория «компетентность» отсутствует [12, с.282; 10, с.381; 4]. Словарь Д.Н. Ушакова объясняет «компетенцию» как круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, а «компетентность» как осведомленность, авторитетность [13, с.161].
Осуществив анализ дефиниций данных категорий по толковым словарям русского языка и словарям иностранных слов, можно сделать вывод о том, что данных определений недостаточно для глубокого понимания сути этих категорий. Важно различать понятия «компетенция» и «компетентность» с точки зрения педагогических наук. Именно в этих науках данные понятия в последние годы приводят к революционным изменениям [7, с.8]. Следовательно, мы полагаем, необходимо рассмотреть этимологию и взгляды зарубежных и отечественных ученых на содержательную сторону этих понятий.
Как показывают результаты исследования, ввел понятие «компетенция» известный американский лингвист Н. Хомский, проводя исследования в области теории языка [14]. Р. Уайт пополнил данную категорию собственно личностными составляющими, включая мотивацию. Он также высказал мысль о том,
71
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
что именно компетенция, а не комплекс знаний и умений определяют способность человека активно взаимодействовать с изменяющейся средой [18]. Эта идея находит свое подтверждение в исследованиях
Э. Шорта, который определяет компетенцию как «владение ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды, способность реагировать на воздействия среды или изменять ее» [16, с.22]. В США сторонниками так называемого компетентностного подхода к подготовке учителей (Competency-Based Teacher Education) была введена в научный аппарат категория «компетенция» (от лат. competentis -способный).
В созданном Европейским фондом образования глоссарии терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов понятие «компетенция» определяется многоаспектно: «1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые навыки (функции)» [3]. В то время как в европейском современном проекте Tuning «компетенция» определяется очень кратко как «динамическая комбинация знания, понимания, навыков и способностей» [17].
Ученые-исследователи в нашей стране также занимаются разработкой компетентностного подхода для модернизации российского образования и в своих работах анализируют понятия «компетенция», «компетентность» (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской и др.).
Так И.А. Зимняя считает, что «...компетенции как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений) выявляются в компетентностях человека» [6, с.19].
В.И. Байденко подчеркивает их интегральный характер по отношению к ЗУНам (знания, умения, навыки), но не противоположный им, а включающий в себя их конструктивное содержание. Он также соотносит понятия компетенции и личностных качеств обучающегося и говорит о том, что, с одной стороны, «следует различать компетенции и личные качества: смелость, выносливость, честность», а, с другой стороны, «компетенции должны подкрепляться личными качествами такими, как работоспособность, выносливость, преодоление трудностей» [1, с.7-8], что в очередной раз доказывает системный характер формирования компетенций.
А.В. Хуторской интерпретирует компетенцию как заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетенцию он также не сводит только к знаниям или только к умениям, он считает, что компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. О компетентности он говорит как о владении, обладании соответствующей компетенцией, которая включает личностное отношение к ней и предмету деятельности, а также минимальный опыт деятельности [15].
В результате анализа всех вышеизложенных дефиниций можно отметить, что компетенции/компетентности интегративны, имеют системный характер и включают следующие основные аспекты:
- когнитивный аспект: знание личностных и социальных элементов жизнедеятельности, особенностей национальной и общечеловеческой культуры и постоянное его пополнение и обновление;
- деятельностный аспект: способность и готовность позитивно решать проблемы, связанные с субъективной реальностью, осуществлять межличностное и профессиональное общение, адекватно реагировать на различные ситуации социально-профессиональной жизнедеятельности;
- ценностно-смысловой аспект: способность формировать систему личностных, социальных и профессиональных ценностей, выявлять, осмысливать и оценивать возможности личностного самосовершенствования, самореализации.
Авторы статьи, опираясь на положения ряда исследователей, определяют компетенцию как требование к образовательной подготовке обучающегося, включающее знания в определенной области, умение применять эти знания в совокупности с личностными качествами для решения проблем в определенных ситуациях, для адаптации в инновационных изменениях окружающей действительности, а также способность нести ответственность за результаты своей деятельности; при этом компетентность
72
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
требует хотя бы минимального опыта применения компетенции и является системным качеством, характеристикой личности.
Список использованной литературы:
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО (государственный стандарт высшего профессионального образования) нового поколения. Методическое пособие. М., 2006.
2. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. М.: «Мартин», 2006.
3. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 - 4. М.: Рус.яз, 1989.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004.
6. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14 - 20.
7. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб.науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научновнедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
8. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
9. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2003.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006.
11. Словарь иностранных слов. 18-е изд. М.: Рус.яз., 1989.
12. Современный толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. Спб.: «Норинт», 2001.
13. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альта-Принт», 2005.
14. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.
15. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. http://www.eidos.ru/joumal/2005/1212.htm
16. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund C. Short. Lanham: University Press of America, 1984. Vol. VI. P. 22.
17. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001-2003. Phase1. http://www.let.rug.nl/TuningProject/index.htm www.relint.deusto.es/TuningProject/index.htm
18. White R. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence // Psychological Review. 1959. № 66. P. 297 - 333.
© А.С. Восковская, Т.А. Карпова, 2015
УДК 37
О.А. Воскрекасенко
к.п.н., доцент кафедры педагогики Пензенский государственный университет г. Пенза, Российская Федерация
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье раскрываются сущность, задачи и принципы гендерного подхода к формированию социальной адаптивности обучающихся в высшей школе.
73