Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ «ОРГАНИЗАЦИИ» КАК ЯДРА И ГЛАВНОГО ИНСТРУМЕНТА ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ'

СУЩНОСТЬ «ОРГАНИЗАЦИИ» КАК ЯДРА И ГЛАВНОГО ИНСТРУМЕНТА ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
сущность / политика / военная политика / организация / управление / военное управление / военная наука / военное искусство / essence / politics / military policy / organization / management / military command / military science / military art

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карпиленя Н. В., Карпиленя М. Н.

в статье на основе анализа внутренней, относительно устойчивой основы содержания сущности термина «организация», особенно его смысла, обосновывается необходимость совершенствования военного управления. Решение проблемы организации управления, в контексте организации военного управления, предложено разделять по уровням, а также по видам и формам. Именно совершенствуя организацию всех сторон военного управления, рассматривая их в тесном единстве, можно рассчитывать на невозможность развязывания против нас – Российской Федерации новой войны, а в случае ее начала со стороны НАТО – обеспечить нам ПОБЕДУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF "ORGANIZATION" AS THE CORE AND MAIN INSTRUMENT FOR IMPROVING THE SYSTEM MILITARY ADMINISTRATION IN RUSSIA

based on the analysis of the internal, relatively stable basis of the content of the essence of the term "organization", especially its meaning, the article substantiates the need to improve military command and control. The solution to the problem of organizing command and control, in the context of organizing military command, is proposed to be divided by levels, as well as by types and forms. It is precisely by improving the organization of all aspects of military command, considering them in close unity, that we can count on the impossibility of unleashing a new war against us, the Russian Federation, and, if it starts from NATO, to ensure us VICTORY.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ «ОРГАНИЗАЦИИ» КАК ЯДРА И ГЛАВНОГО ИНСТРУМЕНТА ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Карпиленя Н.В.

доктор военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук Российской Федерации, профессор кафедры (социально-гуманитарных дисциплин) Государственного учреждения образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь»

Карпиленя М.Н.

старший помощник дежурной смены управления

СУЩНОСТЬ «ОРГАНИЗАЦИИ» КАК ЯДРА И ГЛАВНОГО ИНСТРУМЕНТА ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация: в статье на основе анализа внутренней, относительно устойчивой основы содержания сущности термина «организация», особенно его смысла, обосновывается необходимость совершенствования военного управления. Решение проблемы организации управления, в контексте организации военного управления, предложено разделять по уровням, а также по видам и формам. Именно совершенствуя организацию всех сторон военного управления, рассматривая их в тесном единстве, можно рассчитывать на невозможность развязывания против нас - Российской Федерации новой войны, а в случае ее начала со стороны НАТО - обеспечить нам ПОБЕДУ.

Ключевые слова: сущность, политика, военная политика, организация, управление, военное управление, военная наука, военное искусство.

Начало было - слово, и все есть слово.

Плотин. «Эннеады» Да хранит Бог всякого военного теоретика от столь пагубного начинания рассматривать физические, математические, географические, статистические и моральные факторы по отдельности.

К. Клаузевиц

Введение

Сегодня Российская Федерация противостоит на Украине всему, так называемому, западному миру, состоящему почти из миллиарда человек, который возглавляют англосаксы (США, Великобритания). Так что задача нашего правительства, российского народа в государстве, а также военной организации страны выглядит еще более сложной, которую решало советское правительство в последние десять лет до 1941 г1. Кратко охарактеризуем международную обстановку тех лет.

И.В. Сталин в Речи на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г. по теме «О задачах хозяйственников» (впервые речь опубликована в газете "Правда" № 35 от 5 февраля 1931 г.), вероятно предвидя, что до начала 11-ой Мировой войны осталось 10 лет, говорил: «...теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас, у народа, - у нас есть отечество и мы будем отстаивать его независимость. Хотите ли, чтобы наше социалистическое отечество было побито, и чтобы оно утеряло свою независимость? Но если этого не хотите, вы должны в кратчайший срок ликвидировать его отсталость и развить настоящие большевистские темпы в деле строительства его социалистического хозяйства. Других путей нет. Вот почему Ленин

1 Сталин И.В. Сочинения. - Т. 13. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. - С. 2942.

говорил накануне Октября: «Либо смерть, либо догнать и перегнать передовые капиталистические страны». Так что и теперь констатируем: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР1.

На Первой Всесоюзной конференции было подчеркнуто также, что «основными задачами хозяйственников являются: овладение техникой, повышение качества руководства производством, последовательное проведение единоначалия, внедрение хозяйственного расчета и борьба за повышение производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества продукции». Не являются ли перечисленные основные задачи 1931 г. для современного российского правительства во многом знаковыми и первоочередными в условиях полноформатных санкций Запада к нашему государству - Российской Федерации?

Сегодня наша страна оказалась во многом в такой же ситуации, о которой говорил и И.В. Сталин. Только и у нас, как и на Западе, общественно-экономических строй капитализм, который «вернулся» к нам после разрушения СССР. Однако, это не должно исключить нашей готовности сплотиться в государстве для того, чтобы одержать победу над коллективным западом, о котором писал И.В. Сталин. Только, если тогда наш советский народ готовился к битве с фашизмом и нацизмом, истоки которого содержались в Италии и Германии, то уже сегодня нам на Украине противостоят не менее 50 государств, большинство из которых все те же из Европы, которых возглавляют ныне США и Великобритания. Так что, чтобы нас «не смяли», мы - российский народ, должны сплотиться вокруг Президента страны, являющегося для Вооруженных Сил - Верховным Главнокомандующим.

Представляется, что осознание текущей ситуации и предвидение прогноза ее развития и привели И.В. Сталина к констатации выводов, которые были приведены выше. Столь ясное понимание и побудило правительство СССР 30-х годов XX в. к тому, что было необходимо за ближайшие 10 лет «пробежать» дистанцию 100 лет.

Представляется, что для победы в Великой Отечественной войне нам понадобилась полная мобилизация, заключающаяся в подлинно научной организации всего социально-политического, экономического, духовного, военного потенциалов, построенная на реализации коллективистского менталитета многонационального советского народа, строившего социализм в своей стране.

Научная задача статьи состоит в том, чтобы на основе познания сущности термина «организация», обосновать необходимость совершенствования организации всех сторон военного управления на всех уровнях и по всем видам (формам), рассматривая их в тесном единстве, терминологически используя в сочетании «организация военного управления».

Под организацией далее будем понимать: структуры государственных учреждений, задействованные на обеспечение военной безопасности; организационные (организационно-штатные) структуры всех уровней военного управления и всего процесса военного управления в каждом этапе управленческого цикла с обратной связью управления, выполняющие роль регулирования, когда весь процесс текущего управления не достиг требуемого результата или цели.

Законы и методы, используемые в статье для познания: законы диалектики (единства борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания); анализ, сравнение, аналогия, синтез, индукция, дедукция.

Основная часть

Во многих работах, в том числе и, особенно, военных авторов, проявление результата процесса управления, зачастую, состоит лишь в его конечной стадии (к примеру, как

1 Сталин И.В. Сочинения. - Т. 13. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. - С. 39.

19

результата поражения артиллерийской батареи), что представляется весьма ограниченным, т.к. исключает из этого понятия все другие (предшествующие) действия органа (органов) управления, в том числе его (их) творческую и организаторскую деятельность1. Свидетельством подобного толкования процесса управления являются, в частности, такие названия некоторых брошюр и статей, как «Организация и управление»2, «Планирование и управление»3, «Организация и планирование боевой подготовки, «Организация и планирование повседневной деятельности войск»4. Изданное в 2021 г. учебное пособие, также содержит в себе целый подраздел, названный автором «Организация и управление». Более того, в данной книге теория организации, теория управления и менеджмент качества, показанные на странице 65 под формулировкой автора издания «Взгляд на взаимосвязь теории управления, теории организации и менеджмента качества», не имеют общего пересечения, что, косвенно, подтверждает обособленность перечисленных выше теорий. Более того, на рисунке теория управления вовсе не имеет общего пересечения с менеджментом качества (т.е., по смыслу рисунка, качество не зависит от управления). Так что представленные выше «свидетельства» подходов для больших и сложных систем, какой, безусловно, является военная сфера жизни общества, служащая обеспечению военной безопасности и занимающая наиважнейшее место в обеспечении национальной безопасности государства, выглядят ошибочными.

Да и, как представляется, сама категория организация многими авторами показывается весьма упрощенной, объективности ради, занимая все же свое место в управленческом цикле процесса управления, но, как кажется, без подлинного учета своего истинного внутреннего содержания, т.е. без учета подлинной сущности самого термина организация (организовать). Кажется целесообразным еще раз взглянуть на данную категорию через призму его сущностного филологического и философского смысла в познании всех внутренних оттенков термина организация (организовать) для исключения как самой путаницы в понятии, так и в развитие самой теории организации управления (военного управления войсками, силами; боевого, в том числе централизованного, управления войсками (силами, флотом) и даже оружием).

Особенно важно это провести в рамках познания таких явлений как политика и война. Ведь война (вооруженная борьба), является подчиненной политике. Сама же политика, в свою очередь, может служить зарождению самой войны, влияя и на расширение действия законов войны при их реализации и оказывая свое воздействие на сам ход и исход войны (вооруженной борьбы). Дело здесь в том, что недостатки, допущенные на этапах организации работы (выполненные без, как минимум, системного и комплексного научного, применительно к цельной истории своего государства, философско-мировоззренческого и геополитического подходов с отрывом от объективно действующих законов диалектики, политики, геополитики, войны (вооруженной борьбы)) над такими основными документами государства, как: Конституция; Стратегия (Концепция) национальной безопасности; Военная доктрина и др. закладывают сущностные - прежде всего смысловые стратегические и даже геостратегические проблемы, которые, далее «перетекая» в документы оперативно-стратегического, оперативно-тактического и тактического уровней лишь усугубляют качество выработанных замыслов и решений, а значит самым негативным образом влияя на функционирование и развитие страны. По-другому, недостатки организации управления (военного управления), допущенные на высших уровнях, существенно снижают

1 Иванов Д.А., Савельев, В.П., Шеманский П.В. Основы управления войсками. - М.: Воениздат, 1971. - С. 13

2 Управление подразделениями в мирное время: учебник. - М.: Голден Би, 2007. - С. 3.

3 Иванов Д.А., Савельев, В.П., Шеманский П.В. Основы управления войсками. - М.: Воениздат, 1971. - С. 13

4 Управление повседневной деятельностью частей и соединений РВСН. Учебник. - М.: ВА РВСН, 2008. - 399 с.

5 Федорова Н.В. Теория организации: учебное пособие / Н.В. Федорова. - 2-е издание. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков. К», 2021. - 180 с.

эффективность всего процесса управления в достижении требуемой цели, т.к. не отражают необходимое качество по организации устранения противоречий на всех уровнях управления, которое наиболее явно проявляется в военном управлении, когда государство вынуждено вести вооруженную борьбу за свои суверенитет, независимость и территориальную целостность.

Далее будем предпринята попытка (из анализа категорий сущность, организация, управление, военное управление) вынести суждения о необходимости уточнения сущности категории организация и как процесса, содержащегося в начале реализации отдельных этапах управленческого цикла. Представляется, что именно совершенствование организации в каждом из этапов управленческого цикла и может стать существенным условием для повышения эффективности всего управления на пути достижения требуемого результата, которым для военной науки и практики могут быть - военная безопасность, боеготовность, боеспособность, моральный дух, правопорядок и дисциплина, или, в целом - ПОБЕДА в бою (операции, войне).

В современное время остро стоит вопрос о повышении эффективности управления войсками как при ведении боевых действий в ходе проведения Россией специальной военной операцией на Украине, так и в повседневной деятельности войск (сил) всех видов и родов ВС РФ, включая, безусловно, ядерную триаду, в которой самая существенная роль принадлежит РВСН. Для того, чтобы вести речь о повышении эффективности какой-либо системы представляется важным, в качестве первоочередного шага, провести уточнение самой сущности такого термина как организация. Думается, что именно в ошибках и просчетах комплексной и системной оценки обоснования, именно организации, находятся сущностные методологические недостатки, влияющие на управление в целом всех уровней государственного управления, включая и военное управление в частности.

Общеизвестно, что военная сила любого государства включает следующие четыре элемента: Вооруженные Силы (военная организация государства, в которую входят все силы обеспечения национальной безопасности страны); военно-экономическая сила; военно-научная сила; духовная (моральная) сила. Так что вопросы интеграции всех составляющих для получения интегральной мощи страны также во многом зависят от правильного понимания и реализации всех процессов, и прежде всего их организации. По-другому, приведения к единой организации всех сторон, от которых зависит победа, приводимых Великими китайскими стратегами Сунь-цзы, У-цзы1, и другие, включая и К. Клаузевица2, с приведенным в эпиграфе его выражением. Ведь, чтобы рассматривать явления, процессы не по отдельности, а во всей системе с множеством связей и взаимозависимостей, прежде следует установить все связи, для чего, как минимум, следует организовать процесс их научного осмысления.

Вначале предпримем попытку прояснить сущность приводимых в названии терминов: сущность, организация, управление, военное управление.

Справка: Сущность. Внутренняя основа, содержание, смысл, суть чего-н. В сущности говоря (касаясь самой сущности дела, в действительности)3.

Сущность. 1. В философии: внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования. 2. То же, что и суть.

Суть. Самое главное и существенное в чем-н, существо, сущность. Теория и практика с. альфа и омега познания4.

1 Сунь-цзы. Искусство войны / Сунь-цзы. У-цзы. - М.: Эксмо, 2011. - 480 с.

2 Клаузевиц К. О войне / пер. с нем. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 864 с.

3 Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. -24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010. - 1200 с.

4 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.

На основе анализа работ1 можно представить общее определение термина сущность. Под сущностью любого предмета (явления, процесса) следует понимать его внутренние наиболее глубокие, общие, устойчивые и постоянно повторяющиеся стороны, определяющие смысл, функционирование и развитие чего-нибудь (предмета, явления, процесса)

Справка: Смысл, -а, м. 1. Содержание, значение чего-н., постигаемое разумом. 2. Цель, разумное основание чего-н 3. В некоторых сочетаниях: разум, разумность.

Далее представим ряд значений, несущих в себе внутреннее смысловое содержание относительно термина организация, руководствуясь.

Справка: Организация, -и. ж. 1, см. организовать. 2. Организованность, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина. Четкая организация производства. 3. Общественное объединение или государственное учреждение. 4. То же, что и организм.

Организм, -а, м. 3. Сложно организованное единство, целостность. Государственный организм. Организованный, -ая, -ое; -ан. 1. полн. ф. Объединенный в организацию, сплоченный. О. коллектив. 2. Планомерный, отличающийся строгим порядком. Организованная борьба. Действовать организованно (нареч.) 3. То же, что дисциплинированный. О. учение.

«Марксистско-ленинская теория познания под сущностью любого предмета (явления, процесса) понимает внутреннюю, относительно устойчивую основу, определяющую его смысл, функционирование и развитие. Сущность, как правило, проявляется через многообразные внешние связи и действия, характеризующие ту или иную сторону данного предмета (явления, процесса). Исходя из этих посылок можно определить предмет исследования теории управления войсками»2 (определения управление и военное управление представим далее).

«Сущность управления войсками заключается в деятельности командующих (командиров, начальников), штабов, политических и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, подготовке операций и боевых действий и руководству ими при выполнении поставленных задач.

Основная цель управления состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность использования подчиненных войск при решении поставленных задач в операции (бою).

Достижение этой цели связано с решением целого круга задач, составляющих содержание управления. Основными из них являются: поддержание высокого политико-морального состояния, мобилизационной и боевой готовности войск; непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение и анализ данных обстановки; принятие решения; доведение задач до подчиненных войск; планирование операции (боя); организация и поддержание непрерывного взаимодействия; организация и проведение мероприятий по политической работе и всестороннему обеспечению боевых действий войск; подготовка войск и штабов к боевым действиям и непосредственное руководство ими; организация контроля и помощи подчиненным командующим (командирам), штабам и войскам»3.

Нетрудно заметить, что в цитируемых выше трех абзацах из фундаментального теоретического труда4 положениях трижды встречается термин организация.

Попытаемся определить сущность термина организация, руководствуясь и другими толковыми словарями, рассматривая в единстве.

Справка: Организация, -и, ж. 1. см. организовать. 2. Организованность, хорошее организационное устройство. 2. Организованность, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина. 2.

1 Иванов Д.А., Савельев, В.П., Шеманский П.В. Основы управления войсками. - М.: Воениздат, 1971. - 384 с.; Основы теории управления войсками/ П.К. Алтухов, И.А. Афонский, И.В. Рыболовский, А.Е. Татарченко; Под ред. П. К. Алтухова. - М.: Воениздат, 1984. - 221 с.

2 Основы теории управления войсками/ П.К. Алтухов, И.А. Афонский, И.В. Рыболовский, А.Е. Татарченко; Под ред. П. К. Алтухова. - М.: Воениздат, 1984. - 221 с.

3 Основы теории управления войсками/ П.К. Алтухов, И.А. Афонский, И.В. Рыболовский, А.Е. Татарченко; Под ред. П. К. Алтухова. - М.: Воениздат, 1984. - 221 с.

4 Основы теории управления войсками/ П.К. Алтухов, И.А. Афонский, И.В. Рыболовский, А.Е. Татарченко; Под ред. П. К. Алтухова. - М.: Воениздат, 1984. - 221 с.

Строение, устройство, структура чего-н. 3. Общественное объединение или государственное учреждение. 4. Общественное объединение, союз, партийное или государственное учреждение. Далее мы будем рассматривать термин организация в приведенных выше всех значениях в тесной взаимосвязи с термином организовать.

Справка: Организовать, - зую, -зуешь; -ованный (-ан, -ана). 1. что. Основать (-овывать), учредить (ждать). 2. что. Подготовить (-влять), наладить (-аживать), устроить (устраивать) (то, что имеет общественно-политическое значение). 3. кого-что. Объединить (-нять) для какой-н. цели; сплотить (сплачивать) для какой-н. цели. 4. что. Упорядочить (-ивать) что-н., придать (придавать) чему-н. планомерность. 5. только сов., что. То же, что устроить.

Проводя анализ терминов организация и организовать в контексте составляющих содержания управления, представляется возможным сделать следующее заключение.

Перечисляемые выше составляющие содержания управления, которые не содержат начального слова организация (словосочетания со словом организация выделены выше авторами (Н. К.; М. К.) жирным курсивом), также в своей внутренней основе (из сущности явлений, процессов), как представляется, содержат элементы сущности организации как смысла и должны рассматриваться во взаимосвязи при функционировании и развитии. По-другому, чтобы осуществлять эффективное управление войсками в слагаемых организации (выделенных по тексту выше) следует осуществлять и эффективную организацию, т.е. основать, подготовить, объединять, упорядочить, устроить, сплотить (сплачивать), придать (придавать) планомерность: должное высокое политико-моральное состояние личного состава; мобилизационную и боевую готовность; непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение и анализ данных обстановки; принятие решения; доведение задач до подчиненных войск; планирование операции (боя).

Представляется целесообразным полагать, что для «поддержания высокого политико-морального состояния» следует из смысла термина организовать: основать, объединять и постоянно совершенствовать организационно-штатную структуру военно-политических органов во всех видах и родах Вооруженных Сил, флоте по типу, имеющейся системы еще в СССР. Только такая система во все время планомерной, непрерывной военно-политической работы и будет способной сплачивать личный состав подразделений, частей и соединений, что и будет обеспечивать должное политико-моральное состояние подразделений, частей и соединений видов и родов войск (сил) в любых условиях развития общественно-политической обстановки внутри страны. Дело в том, что в нашей Конституции (Российской Федерации) существуют две статьи, которые, как представляется, являются диалектически противоположными. Так, статья 13.2, по сути, запрещает иметь государственную идеологию, т.е. цели развития как для человека-гражданина России, так и для всего российского общества (как будто нет и государствообразующего русского народа). Так что данная статья служит лишь построению либерально-демократического рыночного капиталистического общества потребления, в котором главной целью (которая как будто «запрещается» в статье 13.2) является все большая атомизация людей, а не солидаризация перед угрозами, т.к. идеей являются не морально-нравственные и духовные ценности, а деньги. На такой основе формирование подлинного патриотизма в нашем народе выглядит проблематичным.

В то же время статья 59.1 утверждает, что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Получается, что российское государство до достижения своими гражданами 18 лет (в предложениях МО РФ конца 2022 г. призыв будет осуществляться с 21 года) - времени призыва на военную службу отказывается (по смыслу статьи 13.2) от какого-либо общего воспитания своих граждан, а в 18 лет (с 21 года) требует, чтобы гражданин понимал, что он имеет долг и обязанность перед своим народом и государством. Понятно, что по каким-либо причинам, сегодняшняя политическая власть нашей страны придерживается неизменности общественно-экономического курса, определенного еще в 90-х годах прошлого века и не предлагает российскому народу пути для изменения раздела 1 Конституции страны, т.е. конституционного строя, заложенного еще в 1993 году. Представляется, что на этом основании наша страна имеет проблемы с

реализацией и статьи 59. Однако же, чтобы появилась возможность реализации хотя бы статьи 59.1 и следует основать такую организационную структуру во всей Военной организации России - ее современный облик, чтобы она в полной мере могла служить делу укрепления национальной государственности, которая невозможна без обеспечения военной безопасности страны.

Требуемое политико-моральное состояние (первая задача содержания управления станет необходимой основой для обеспечения «мобилизационной и боевой готовности», которые, с точки анализа термина организовать, следует также, как минимум, основать организационно-штатную структуру, подготовить кадры, достигнув в их действиях (добиваясь целей в результате планомерного обучения) требуемой эффективности.

Далее под организацией будем понимать организацию как государственное учреждение и организацию как процесс деятельности командиров, штабов всех уровней по достижению требуемого уровня эффективности всей организационной структуры (системы) в облике Вооруженных Сил.

В качестве государственных учреждений будем понимать: Высшие органы законодательной и исполнительной власти государства, Министерство обороны, Генеральный штаб, вид (род) войск (сил), военное учреждение, воинская часть, и др. нижестоящие органы военного управления, обладающие функциями государственного и военного управления с задачами эффективной организации всей деятельности в рамках государственного и военного управления. Задача состоит в том, чтобы организация их взаимосвязи и взаимодействия была способна добиваться как в мирное, так и в военное время требуемого уровня военной безопасности, боеготовности, боеспособности, могущих послужить в военное время победе в бою, операции, сражении, войне, что и позволяло бы обеспечивать независимость, суверенитет, территориальную целостность России.

Рассмотренное выше позволяет сделать важный промежуточный вывод: организация

- ядро (внутренняя, центральная часть чего-н.) и главный инструмент во всей функции системы управления (военного управления).

Справка: Инструмент: 2. Инструментарий; 4. Средство, способ, применяемый для достижения чего-

н.

Средство, -а, ср. 1. Прием, способ действия для достижения чего-н.

Способ, - а, м. Действие или система действий, применяемый при исполнении какой-н. работы, при

осуществлении чего-н.

Более расширенная формулировка термина организация может быть сформулирована

так.

Организация - совокупная системная деятельность государственного учреждения (от высших законодательных и исполнительных органов страны вплоть до тактического уровня реализации решений, принимаемых в государстве) и главный инструмент в каждой стадии (фазе) жизненного цикла процесса управления (управленческого цикла), способствующий достижению требуемой эффективности (качества) результата управления, а в военное время

- призванный разгромить противника и обеспечить условия достижения мира политико-дипломатическими методами на условиях России.

Уровни решения проблемы организации управления в целом, в контексте организации военного управления, можно представить в следующем виде и иерархии:

1. Геостратегический. Организация реализации совокупной практической деятельности органами законодательной, исполнительной власти российского государства Конституции РФ целей развития личности, общества и государства по формированию многополярного мира из комплексного и системного теоретического геополитического анализа весьма динамично развивающейся международной и военно-политической обстановки вокруг России.

2. Стратегический. Организация реализации целей развития российского государства, исходя из Стратегии национальной безопасности России.

3. Оперативно-стратегический. Организация реализации целей Министерством обороны и Генеральным штабом ВС РФ, а также аналогичных уровней управления других силовых структур, входящих в военную организацию России, исходя из Военной доктрины Российской Федерации.

4. Оперативно-тактический. Организация реализации целей, возлагаемых государством, на виды и рода Вооруженных Сил РФ, а также соответствующие структуры других силовых органов, входящих в военную организацию России.

5. Тактический. Организация реализации целей, исходя из возложенных задач на остальные структуры, органы военного управления, находящиеся в подчинении командующих видов, родов вооруженных сил и других органов управления, входящих в военную организацию государства.

Представляется, что ошибки и просчеты организационного строительства, в том числе определения облика, исходя из будущих угроз России, закладываемые неполнотой системного анализа на высших уровнях (1, 2, 3) - это как ошибки в стратегии, которые невозможно устранить никакими тактическими успехами 4 и 5 уровней, как и на поле боя, а также в сражении, битве, как и войне в целом.

Думается, что именно просчеты в организации специальной военной операции на Украине, допущенные на 1, 2, 3 уровнях и послужили выводам Наших воинских формирований с Киевской, Сумской, Черниговской, Харьковской, части Херсонской и Николаевской областей. По-другому, вероятному невыполнению, именно в организации начальных замысла и решений на 4 и 5 уровнях. В то же время названные нами термином «просчеты», представляется, находятся именно в несистемной организации всего управления (военного) управления всех уровней, начиная с уже отмеченных «разногласий» между статьями Конституции России 13 и 59.

Далее будем рассматривать проблемы уточнения сущности организации всех уровней с большей детализацией 4 и 5 уровней.

Таким образом, как можно видеть из проводимого анализа: организация содержится во всех этапах процесса реализации управленческого цикла всех уровней и является главным инструментом всей функции управления (военного управления) при продвижении к цели.

Так что можно утверждать, что в самом общем смысле организация есть главный инструмент продвижения к цели через эффективное управление.

Таким образом, с очевидностью можем констатировать следующее.

Вначале - перед началом практической реализации чего-нибудь, должна быть проведена организация (например, «мозговой» штурм коллектива разработчиков проекта решаемой в будущем проблемы (задачи)) по определению конечной цели управления (военного управления). Она же (организация) является начальной составляющей каждого этапа цикла управления (всего управленческого цикла). При этом организация предполагает создание и постоянного контура, позволяющего осуществлять регулирование и оценивание по обратной связи результата всего процесса управления. По-другому, вначале организации должны быть разумно обоснованы, основаны, подготовлены, устроены, упорядочены, объединены в единый план, замысел, с принятием решения, а также, в связи с наличием людей в любой организационной структуре, то и произведено их сплочение в коллективе. Затем, при исполнении какой-нибудь работы или при осуществлении чего-нибудь, следует обосновать и реализовать такие действия или систему действий, которые будут способствовать достижению наилучшего (оптимального), или, как минимум, рационального результата, удовлетворяющего обоснованной эффективности (т.е. проявлению качества в конкретных условиях). Такой порядок организации должен соблюдаться на всех уровнях решения проблемы (задачи) - от геостратегического до тактического, вплоть до отдельного члена коллектива (группы, команды).

Далее сформулируем несколько самых общих тезисов-утверждений, касающихся управления и военного управления, рассмотрев их в единой связи с организацией.

«Термином «управление» в русском языке принято обозначать довольно многие явления и объекты окружающего мира. К ним, прежде всего, относятся процессы, которые не могут протекать стихийно, самопроизвольно.

По смысловому значению и корню слово «управление» тесно связано со словами «править», «направлять». Близкими по смыслу (синонимами) являются также слова «руководить», «регулировать», «корректировать» и другие. Нередко встречаются и несколько иное значение слова «управление». Им, в частности, обозначаются некоторые структурно-организационные единицы (командир, штаб, отделы и службы) и технические устройства (совокупность устройств и органов, предназначенных для управления кораблем, машиной, летательным аппаратом)»1.

Под управлением в военной сфере, т.е. под управлением войсками, понимают целенаправленную деятельность командиров (начальников), штабов и других органов управления по руководству подчиненными войсками путем выработки и организации выполнения управляющих воздействий (решений), определяющих задачи подчиненным войскам, порядок и способы их выполнения, обеспечивающих наиболее полное использование потенциальных возможностей войск для эффективного решения стоящих задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется, что наиболее полное общее определение управления представлено в учебнике.

«Управление - целеполагающее, организующее, регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (самоуправление), так и через специально созданные структуры (органы управления)»2.

Понятие «военное управление» как властно-распорядительная функция органов государственной власти и должностных лиц по управлению людьми, занятыми военной деятельностью, давно закрепилось в научном и политическом языке. Одно из первых его толкований можно найти в «Энциклопедии военных и морских наук» конца XIX в. «Управление военное, - говорится там, - обнимает многочисленные и разносторонние отрасли, для заведования коими учреждаются соответствующие специальные органы3. Широко употребляется оно и в современных официальных документах, например, в Военной доктрине РФ, Федеральных Законах Российской Федерации «Об обороне», «О военном положении» и др.

Предметом военного управления в основном являются вопросы управления войсками.

В рассматриваемой нами логике единства ВСЕХ процессов управления, которые должны начинаться с организации, представляется верным утверждать, что во всех функциях, которые будут рассмотрены ниже в видах (формах) военного управления, внутренним содержанием процесса является организация.

Рассмотрим военное управление, подразделяемое на «несколько уровней или видов, форм», опираясь на исследование, проведенное коллективом авторов4.

1. Военная политика. Ее главный смысл и предназначение - определение возможности и пределов применения военного насилия в политических целях; организация и руководство военным строительством; разработка и реализация планов применения ВС РФ, территориальной и гражданской обороны, перевода органов власти и экономики страны на работу в условиях военного времени, заданий по накоплению материальных ценностей

1 Управление подразделениями в мирное время: учебник. - М.: Голден Би, 2007. - 256 с.

2 Управление подразделениями в мирное время: учебник. - М.: Голден Би, 2007. - 256 с.

3 Энциклопедия военных и морских наук / под ред. Леера. Т. 8. СПб., 1897. - С. 50.

4 Теория военного управления: социальные аспекты: Учебное пособие. - М.: ВУ, 2012. - 390 с.

26

государственного и мобилизационного резервов Российской Федерации, других оборонных программ. Военная политика в интересах создания и поддержания, а при необходимости использования военной силы оказывает регулирующее воздействие, а в определенных случаях в известной мере подчиняет себе экономику и администрацию, культуру и науку, системы образования и здравоохранения, организуя их в интересах решения задач с использованием военной силы. Практическая сторона военной политики охватывает множество положений, находящихся в тесных диалектических связях, включающих все сферы жизни человека, общества, государства, а также военной организации, в том числе и международного военного сотрудничества.

Ее практическая сторона охватывает: принятие решений, разработку планов и программ развития военной сферы; создание и поддержание необходимой военной мощи страны; комплектование вооруженных сил и других войск, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности; создание оперативно-стратегических группировок; налаживание взаимодействия ВС РФ, других войск, органов и военизированных формирований; организацию производства оружия и боевой техники; мобилизационную подготовку органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций; создание и развитие оборонной инфраструктуры; оперативное оборудование территории; формирование морально-психологической готовности граждан к защите страны; создание и накопление мобилизационных ресурсов и резервов; осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны; международное военное сотрудничество в интересах национальной и международной безопасности; правовое регулирование оборонной и всей военно-политической деятельности; организацию гражданского контроля над военной сферой и др.

В принятой нами выше терминологии решаемых проблем военная политика включает геостратегический, стратегический, а также оперативно-стратегический уровни организации.

2. Управление войсками.

Данный вид (форма) через «деятельность командующих, командиров, штабов и других органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке операций (боевых действий) и руководству войсками (силами) при выполнении поставленных им задач».

В принятой нами выше терминологии решаемых проблем управление войсками включает стратегический, оперативно-стратегический, оперативно-тактический и тактический уровни организации.

3. Управленческая деятельность военных кадров. Право и обязанность принимать решение на бой и управлять боем не исчерпывает управленческие функции военных кадров. Им принадлежит решающая роль в реализации и таких задач ВС РФ, как: организация и ведение информационного противоборства; предупреждение и пресечение диверсий и террористических актов; предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий; привлечение военной науки к выработке и экспертизе военно-политических решений через соответствующие комитеты Государственной Думы РФ и Совет Безопасности РФ; совершенствование пенсионного обеспечения военнослужащих; реабилитация инвалидов военной службы; военно-патриотическая работа среди граждан, прежде всего молодежи; участие в решении проблем беспризорных и безнадзорных детей и т.д. Да и организация повседневной жизни войск требует массы управленческих решений, непосредственно не связанных с применением вооруженного насилия или обеспечением его.

В принятой нами выше терминологии решаемых проблем управленческая деятельность военных кадров включает стратегический, оперативно-стратегический, оперативно-тактический и тактический уровни организации.

4. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск. Степень психологической устойчивости личного состава, его моральной готовности к ведению

боевых действий является неотъемлемой частью и необходимым условием боеспособности войск и в этом смысле морально-психологическое обеспечение является составным элементом управления войсками, которая осуществляется в рамках военно-политической работы. Вместе с тем эта область деятельности шире управления войсками.

Неотъемлемой и важной частью военного строительства и управления им является информационное и идеологическое обеспечение. «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» подчеркивают необходимость осуществления комплекса государственных мер по повышению престижа военной службы; создания и совершенствования системы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки; формирования морально-психологической готовности граждан к защите Отечества; создания и совершенствования системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ и других войск.

В принятой нами выше терминологии решаемых проблем морально-психологическое обеспечение деятельности войск включает оперативно-стратегический, оперативно-тактический и тактический уровни организации.

Заключение

Таким образом, в самом общем смысле взаимосвязь организации (как государственных учреждений всех уровней и процесса управления на всех этапах выработки и реализации решений всего управленческого цикла) в контексте военного управления в современных весьма динамично развивающихся военно-политических условиях международной обстановки может быть сформулирована следующим образом.

1. Организация как совокупность государственных учреждений всех уровней государственного военного управления в единстве выполняемых задач по достижению цели должна приводить к результату - обеспечения требуемого уровня военной безопасности государства от военных (внутренних и внешних) угроз.

2. Организация как предварительная во всех уровнях (геостратегическом, стратегическом, оперативно-стратегическом, оперативно-тактическом, тактическом), так и каждом этапе управленческого цикла и наиглавнейшая функция единого комплексного процесса военного управления сложной системы (Вооруженных Сил, Военной организации государства и др. элементов, входящих в военную силу страны - военно-экономической силы, военно-научной силы; духовной (моральной) силы), содержащая тесную взаимосвязь и взаимозависимость как минимум: политики, геополитики, военной политики, социологии, стратегической культуры, военной науки и военного искусства.

3. Военное управление - организованное по схеме «цель-средство» обоснованное «действование», способствующее достижению требуемого результата. Термин «действование» заимствовано автором статьи из работы М. Вебера (1864-1920), чтобы подчеркнуть процессуальный характер категории «организация военного управления». В конструкции иерархии целей, рассматриваемых в статье по уровням, ближайшая цель (если рассматривать в обратном порядке - от нижестоящего к вышестоящему уровню) может являться средством для достижения следующей, более высокой.

4. Организация военного управления подлежит рассмотрению исключительно как неразрывный процесс, реализуемый для полезности (как путь к достижению цели -исключения военной угрозы государству, боеготовность, боеспособность, победа и др.) по мотивам (человека, общества) и интересам (государства), могущий (а в период изменений на высших уровнях - долженствующий) иметь иерархическую структуру (государство (страна) - Министерство обороны (Генеральный штаб)-вид (род, силы) войск-армия-корпус-дивизия-полк(бригада)-батальон-рота-взвод-отделение-одиночный военнослужащий, способный выполнять стратегические задачи (пример, силы специальных операций)).

По-другому, любые изменения, принятые на Высших уровнях (1, 2, 3) - Конституция государства, Стратегия национальной безопасности, Военная доктрина государства,

28

доктринальные Указы Президента, требуют корректировки организации военного управления нижестоящих уровней (4, 5). Промежуточный результат процесса организации военного управления (из оценки контроля) подлежит новому регулированию (по обратной связи, вплоть до изменений на самом высшем уровне) пока не будет получен требуемый результат, удовлетворяющий критериям эффективности — пригодности, оптимальности, адаптивности и др., соответствующих поставленной цели в начале всего проекта пути организации управления (военного управления).

5. Эффективность организации военного управления в целом может представлять из себя сумму, состоящую и включающую эффективности организации: военной политики; управления войсками; управленческой деятельности военных кадров; морально-психологического обеспечения деятельности войск.

6. Только синтез вероятностей организации военного управления, представленных выше в п. 5, стремящийся к единице, и может служить основанием для достижения ПОБЕДЫ в бою (операции, сражении), а в мирное время - одним из критериев, по которому можно оценивать боеготовность, боеспособность подразделений, частей, соединений.

Представляется, что именно совершенствование организации всех сторон, из составляющих содержания всего военного управления, только и необходимо рассматривать в единстве как смысловом, так и при функционировании и развитии, ибо только в тесном и неразрывном единстве и можно рассчитывать на невозможность развязывания против нас -Российской Федерации новой войны, а в случае ее начала со стороны НАТО - обеспечить ПОБЕДУ в современном бою (операции, войне).

Вот почему, встречающиеся в литературе сочетания: «организация и управление», «планирование и управление» рассматриваемые вне единства процесса военного управления кажутся лишь вносящими путаницу.

7. Предлагаемый подход рассмотрения организации военного управления может быть использован и при организации государственного управления, что может послужить подлинно научной организации всего социально-политического, экономического, духовного, военного потенциалов современной России и готовности страны к возможным тяжелым испытаниям в противостоянии с НАТО, что и было осуществлено еще И.В. Сталиным в 30-40-ых гг. прошлого века.

Литература:

1. Вебер М. Политика как призвание и профессия [пер. с нем. и вступит. ст. А.Ф. Филиппова]. - М.: РИПОЛ классик. 2019. - 292 с. (Librarium).

2. Иванов Д.А., Савельев, В.П., Шеманский П.В. Основы управления войсками. - М.: Воениздат, 1971. - 384 с.

3. Клаузевиц К. О войне / пер. с нем. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 864 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010. - 1200 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.

6. Основы теории управления войсками/ П.К. Алтухов, И.А. Афонский, И.В. Рыболовский, А.Е. Татарченко; Под ред. П. К. Алтухова. - М.: Воениздат, 1984. - 221 с.

7. Сталин И.В. Сочинения. - Т. 13. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. - С. 29-42.

8. Сунь-цзы. Искусство войны / Сунь-цзы. У-цзы. - М.: Эксмо, 2011. - 480 с.

9. Теория военного управления: социальные аспекты: Учебное пособие. - М.: ВУ, 2012. - 390 с.

10. Управление подразделениями в мирное время: учебник. - М.: Голден Би, 2007. - 256 с.

11. Управление повседневной деятельностью частей и соединений РВСН. Учебник. - М.: ВА РВСН, 2008. - 399 с.

12. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. 180000 слов и словосочетаний. - М.: Альта-Принт: Дом. XXI век, 2009. - VIII, - 1239 с.

13. ФедороваН.В. Теория организации: учебное пособие / Н.В. Федорова. - 2-е издание. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков. К», 2021. - 180 с.

14. Энциклопедия военных и морских наук / под ред. Леера. Т. 8. СПб., 1897. - С. 50.

References:

1. Veber M. Politika kak prizvanie i professiya [per. s nem. i vstupit. st. A.F. Filippova]. - M.: RIPOL klassik. 2019. - 292 s. (Librarium).

2. Ivanov D.A., Savel'ev, V.P., SHemanskij P.V.Osnovy upravleniya vojskami. - M.: Voenizdat, 1971. - 384 s.

3. Klauzevic K. O vojne / per. s nem. - M.: Eksmo; SPb.: Midgard, 2007. - 864 s.

4. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka: Ok. 53 000 slov / S. I. Ozhegov; Pod obshch. red. prof. L.I. Skvorcova. - 24-e izd., ispr. - M.: OOO «Izdatel'stvo Oniks»: OOO «Izdatel'stvo «Mir i Obrazovanie», 2010. - 1200 s.

5. Ozhegov S.I., SHvedova N.TU.Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij / Rossijskaya AN; Rossijskij fond kul'tury; - 2-e izd., ispr. i dop. -M.: AZ", 1995. - 928 s.

6. Osnovy teorii upravleniya vojskami/ P.K. Altuhov, I.A. Afonskij, I.V. Rybolovskij, A.E. Tatarchenko; Pod red. P. K. Altuhova. - M.: Voenizdat, 1984. - 221 s.

7. Stalin I.V. Cochineniya. - T. 13. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1951. - S. 29-42.

8. Sun'-czy. Iskusstvo vojny / Sun'-czy. U-czy. - M.: Eksmo, 2011. - 480 s.

9. Teoriya voennogo upravleniya: social'nye aspekty: Uchebnoe posobie. - M.: VU, 2012. -390 s.

10. Upravlenie podrazdeleniyami v mirnoe vremya: uchebnik. - M.: Golden Bi, 2007. - 256 s.

11. Upravlenie povsednevnoj deyatel'nost'yu chastej i soedinenij RVSN. Uchebnik. - M.: VA RVSN, 2008. - 399 s.

12. Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka. 180000 slov i slovosochetanij. - M.: Al'ta-Print: Dom. XXI vek, 2009. - VIII, - 1239 s.

13. Fedorova N. V. Teoriya organizacii: uchebnoe posobie / N.V. Fedorova. - 2-e izdanie. - M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov. K», 2021. - 180 s.

14. Enciklopediya voennyh i morskih nauk / pod red. Leera. T. 8. SPb., 1897. - S. 50.

THE ESSENCE OF "ORGANIZATION" AS THE CORE AND MAIN INSTRUMENT FOR IMPROVING THE SYSTEM MILITARY ADMINISTRATION IN RUSSIA

Karpilenya N. V.

doctor of military sciences, professor, full member Academy of Military Sciences of the Russian

Federation, professor of the department (social and humanitarian disciplines) State educational

institution "Institute of the Border Service of the Republic of Belarus"

Karpilenya M.N.

senior assistant on duty shift

Abstract: based on the analysis of the internal, relatively stable basis of the content of the essence of the term "organization", especially its meaning, the article substantiates the need to improve military command and control. The solution to the problem of organizing command and control, in the context of organizing military command, is proposed to be divided by levels, as well as by types and forms. It is precisely by improving the organization of all aspects of military command, considering them in close unity, that we can count on the impossibility of unleashing a new war against us, the Russian Federation, and, if it starts from NATO, to ensure us VICTORY. Key words: essence, politics, military policy, organization, management, military command, military science, military art

Для цитирования: Карпиленя Н.В., Карпиленя М.Н. Сущность «организации» как ядра и главного инструмента при совершенствовании системы военного управления в России// Архонт, 2023. № 1(34). С. 18-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.