Научная статья на тему 'Сущность оппортунизма работников и его причины'

Сущность оппортунизма работников и его причины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6960
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОППОРТУНИЗМ / ОТЧУЖДЕНИЕ ТРУДА / ПОЛОЖЕНИЕ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безобразова Юлия Викторовна

В статье раскрывается сущность понятия «оппортунизм», которое появилось в экономике в рамках теории трансакционных издержек. Основной причиной оппортунистического поведения работников называется отчуждение труда категория марксисткой политэкономии, что особенно важно для дальнейшей разработки методов преодоления оппортунизма работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность оппортунизма работников и его причины»

ской дифференциации. В другом случае, увеличение разрыва социально-экономического развития регионов ведет к вынужденной политике государства стимулирования отстающих регионов в условиях строгой лимитированности бюджетных средств. Последнее, очевидно, является недостатком межрегиональной экономической дифференциации социально-экономического развития регионов.

Регион как открытая система не может строить свою политику вне учета внешних факторов, в частности, экономической политики государства. Лишь исходя из общей направленности экономических реформ, в стране можно формировать собственную стратегию региона, учитывающую его специфику.

Как свидетельствует зарубежный опыт и, прежде всего, стран Западной Европы, добиться устойчивого экономического развития страны и обеспечения в полном объеме общегосударственных социальных гарантий всему населению невозможно без эффективно функционирующей системы государственной поддержки регионов, отстающих в экономическом развитии [1. С. 107]. Такая поддержка должна не только обеспечивать, в определенной степени, необходимое выравнивание бюджетных расходов территорий на решение текущих задач их социально-экономического развития, но и создавать соответствующие предпосылки, активизировать внутренние резервы и стимулы устойчивого экономического роста.

России крайне необходима своя целостная, адекватная специфике исторических условий и особенностям федеративного устройства государства, законодательно-оформленная система регулирования межрегиональной экономической дифференциации, предусматривающая действенные механизмы федеральной поддержки проблемных (прежде всего, экономически слаборазвитых и депрессивных) территорий.

В этой связи, на наш взгляд, основным является разработка путей преодоления негативных последствий процессов территориального общественного разделения труда, чрезмерной межрегиональной экономической дифференциации.

Список литературы

1. Артоболевский, С. С. Пространство и развитие России : полимасштабный анализ // Вестник Российской Академии наук. 2009. Т. 79. № 2, Февраль. С. 101-112.

2. Береснев, В. Л. Модели индикативного планирования развития ресурсных регионов // Регион : экономика и социология. 2008. № 4. С. 15-32.

3. Региональное развитие : опыт России и Европейского Союза / рук. авт. колл. и отв. ред. Л. Г. Гранберг. М. : ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000. С. 42.

4. Суспицын, С. А. Оценки динамики межрегиональных различий и экономического роста в 2000-2006 гг. // Регион : экономика и социология. 2008. № 1. С. 241-243.

Ю. В. Безобразова СУЩНОСТЬ ОППОРТУНИЗМА РАБОТНИКОВ И ЕГО ПРИЧИНЫ

В статье раскрывается сущность понятия «оппортунизм», которое появилось в экономике в рамках теории трансакционных издержек. Основной причиной оппортунистического поведения работников называется отчуждение труда - категория марксисткой политэкономии, что особенно важно для дальнейшей разработки методов преодоления оппортунизма работников.

Ключевые слова: оппортунизм, отчуждение труда, положение наемных работников, экономический интерес.

В настоящее время на российских предприятиях происходит переосмысление подходов к организации труда. На смену традиционной тарифно-окладной системе приходят различные популярные концепции управления человеческими ресурсами, вводятся новые системы оплаты труда. Актуальность предмета исследования, оппортунизма в поведении работников на предприятиях, обуславливается существующими проблемами в системах стимулирования труда и демотивацией работников на российских предприятиях, что влечет за собой снижение экономических результатов деятельности предприятий. Данная проблема так же слабо разработана в российской экономической науке, о чем свидетельствует незначительное количество публикаций, затрагивающих тему сущности и причин оппортунизма работников.

Целью нашего исследования является теоретическая разработка понятия «оппортунизм» в контексте поведения наемных работников на предприятии. Понимание сущности и причин данного явления позволят найти правильные и эффективные методы стимулирования труда работников, устранить оппортунистическое поведение.

В экономической теории понятие оппортунизма появилось в последней трети ХХ века и связано, в первую очередь, с развитием теории трансакционных издержек. Теория трансакционных издержек предполагает, что экономически активным индивидам свойственна ограниченная рациональность в том смысле, что они ведут себя «преднамеренно рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени» [9. C. 24], и что они подвержены оппортунизму, заключающемуся в преследовании ими личных интересов с использованием коварства. Трансакционные издержки определяются как «затраты на управление экономической системой» [8. C. 48], и одной из причин возникновения трансакционных издержек является оппортунистическое поведение экономических агентов. Первым на это обратил внимание Оливер Уильямсон, американский экономист, представитель неоинституционализма. По его определению, оппортунизм - это такая форма поведения экономического агента, когда им предоставляется неполная или искажённая информация (в т. ч. обман, введение в заблуждение, искажении и сокрытии истины или другие типы запутывания партнёра). Подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (expost) [9. C. 4].

В литературе выделяют следующие признаки, характеризующие оппортунистическое поведение:

- несовпадение интересов контрагентов;

- асимметричная информация;

- скрытый характер недобросовестного поведения;

- ущерб контрагента;

- преднамеренность действий [4].

С нашей точки зрения, информационная асимметрия представляет собой благоприятное условие для возникновения оппортунистического поведения, но не является его причиной. Несовпадение интересов контрагентов является отправной точкой и необходимым условием развития оппортунизма. Скрытый характер недобросовестного поведения и преднамеренность действий отражают внешний характер оппортунистического поведения. Ущерб контрагента - это следствие оппортунистического поведения.

Ниже, в таблице 1, представлен список определений понятия «оппортунизм», встречающихся на сегодняшний день в литературе.

Таблица 1

Определения понятия «оппортунизм»

№ п\п Определение Источник

1 Оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им/ею предоставляется неполная или искажённая информация (в т. ч. обман, введение в заблуждение, искажении и сокрытии истины или другие типы запутывания партнёра) [7. С. 71]. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация.

2 Оппортунизм - (от лат. оррогШпш — удобный, выгодный) - 1) стремление одной из договаривающихся сторон при заключении соглашения сформулировать условия соглашения таким образом, чтобы достичь преимуществ в отношении партнера, с которым заключается соглашение, переложить на него большую часть затрат; 2) приспособленчество, соглашательство, беспринципность [1. С. 635]. Борисов А. Б. Большой экономический словарь.

3 Оппортунизм - это способ действия экономического агента в соответствии с собственными интересами, которое не ограничено соображениями морали и противоречит интересам других агентов. Под оппортунизмом можно также понимать использование асимметричной информации для своей выгоды и в ущерб интересам контрагентов. Оппортунизм можно определить как преднамеренное скрытое действие экономического агента, основанное на использовании информационного преимущества и направленного на достижение личного интереса в ущерб другим участникам имплицитного соглашения [6. С. 5]. Попов Е. В., Симонова В. Л. Сущность эндогенного оппортунизма.

4 Оппортунизм - любое уклонение от соблюдений условий контракта или неписанного соглашения. Оппортунизм всегда основан на неполной или искаженной информации, которую субъект оппортунистического поведения предоставляет партнеру до или после начала действия контракта [4. С. 215]. Нестеренко А. Н. Экономика и институциональная теория.

5 Оппортунизм - использование ассиметричной информации для своей выгоды и в ущерб интересам контрагента [5. С. 142]. Олейник А. Н. Институциональная экономика.

6 Оппортунистическое поведение отражает стремление индивида реализовать эгоистический институциональный интерес к трансакционной деятельности, не ограниченной моральными устоями, по отчуждению и присвоению прав собственности при помощи искажения информации, с нанесением материального и морального ущерба другим лицам [2. С. 9]. Королев А. И. Тенденции оппортунистического поведения в условиях экономики неравно-весности : автореф. дис. ... канд. экон. наук.

В подобных определениях делается акцент на отдельных особенностях и проявлениях оппортунистического поведения (определения 1, 3, 5, 6). Определения 1, 3, 2 характеризуют оппортунизм с поведенческой точки зрения и не отражают его экономической сути. Мы считаем необходимым определить оппортунизм как экономическую категорию. По нашему мнению, оппортунизм как экономическая категория отражает отношения между работником и работодателем по поводу затрат, возникающих вследствие недобросовестного отношения к выполнению трудовой деятельности. Чтобы проникнуть в суть причин оппортунизма работников, рассмотрим основные характеристики трудовых отношений и положения наемного работника на предприятии.

В теории политэкономии признается, что интересы собственника (работодателя) и наемного работника изначально противоположны. Собственник стремится увеличивать свою прибыль и снижать издержки, а работник заинтересован в повышении заработной платы. Различие интересов работника и работодателя, а также несовершенство систем оценки и стимулирования труда открывают работнику возможности для проявления оппортунистического поведения: работник начинает преследовать собственные интересы, экономить свою рабочую силу в ущерб (и за счет) организации. Более того, стоит отметить, что негибкость систем оплаты труда на предприятиях позволяет работникам халатно относиться к исполнению трудовых обязанностей без изменения их заработной платы.

Отношение к труду непосредственно связано с характером или видами участия индивида в производственном процессе. Согласно К. Марксу, главной характеристикой положения наемного работника является отчуждение труда. «Отчуждение, - пишет Маркс,

- проявляется как в том, что мое средство существования принадлежит другому, что предмет моего желания находится в недоступном мне обладании другого, так и в том, что каждая вещь сама оказывается иной, чем она сама, что моя деятельность оказывается чем-то иным и что, наконец, - а это относится и к капиталисту, - надо всем вообще господствует нечеловеческая сила» [3. С. 117]. Отчужденный труд, отчуждает от человека его жизнедеятельность. Поскольку наемный работник не владеет ни материальными, ни финансовыми средствами, необходимыми для его работы, то его стремление к осуществлению эффективной трудовой деятельности практически отсутствует.

Мы делаем вывод, что отчуждение труда проявляется в том, что наемный работник не чувствует взаимосвязи между своей трудовой деятельностью и произведенным продуктом труда. Это выражается в первую очередь, в том, что заработная плата работника не зависит напрямую от его трудовой деятельности. Поскольку нет этой взаимосвязи, у работника пропадает мотивация труда и появляется склонность к оппортунистическому поведению. С нашей точки зрения, отчуждение от собственности, от управления, или от того и другого значительно снижает заинтересованность в труде и также является причиной оппортунизма работников. Оппортунизм - закономерная реакция работников на отчуждение труда, которая проявляется в недобросовестном отношении к трудовой деятельности. При наличии благоприятных условий, таких как асимметричность информации, низкий уровень корпоративной культуры, отсутствие надлежащего контроля за трудовой деятельностью, отсутствие оценки труда, оппортунистическое поведение может принимать различные формы.

Наиболее распространенными формами оппортунизма работников предприятия являются отлынивание, небрежность и использование служебного положения. Сознательно допускаемая халатность, небрежное отношение к оборудованию и т. п. при мнимом исполнении всех норм и правил, нарушение установленных норм эксплуатации оборудования с целью увеличения личного заработка также является формой проявления оппортунистического поведения [6].

Итак, для того чтобы понять суть оппортунизма работников, мы предлагаем объединить два подхода: с одной стороны, оппортунизм, рассматриваемый в рамках теории

трансакционных издержек, с другой, - понятие отчуждения труда в политэкономии. Мы видим, что оппортунистическое поведение работников является следствием и внешним проявлением отчуждения труда. Развитию оппортунизма способствуют наличие ассиме-тричной информации, слабый уровень корпоративной культуры, отсутствие надлежащего контроля за трудовой деятельностью работников, отсутствие оценки труда.

Таким образом, с нашей точки зрения, главной причиной возникновения оппортунизма в трудовых отношениях является отчуждение труда работников. Отсутствие взаимосвязи между продуктом труда, произведенным работником и вознаграждением за труд подталкивает работника на оппортунистическое поведение. Следовательно, основные пути борьбы с оппортунистическим поведением работников предприятия необходимо искать в преодолении отчуждения труда и необходимости согласования интересов работника и работодателя.

Список литературы

1. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь. М. : Книжный мир, 2003. 895 с.

2. Королев, А. И. Тенденции оппортунистического поведения в условиях экономики неравновесности : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2007. 21 с.

3. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. М. : Издательство политической литературы, 1974. Т. 42. С. 768.

4. Нестеренко, А. Н. Экономика и институциональная теория. М. : Эдиториаял УРСС, 2002. 416 с.

5. Олейник, А. Н. Институциональная экономика. М. : ИНФРА, 2000. 416 с.

6. Попов, Е. В., Симонова В. Л. Сущность эндогенного оппортунизма // Вестник УГТУ-УПИ. 2004. № 10. С. 5-12.

7. Уильямсон, О. И. Экономические институты капитализма : фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб. : Лениздат, 1996. С. 691.

8. Arrow, K. The organisation of economic activity: Issues pertinent to the choice of market versus nonmarket allocation // In The Analysis and Evaluation of Public Expenditure : The PPB System. Vol. 1. 1969. P. 194.

9. Simon, H. Administrative Behavior. 2nd ed. N. Y.: The Free Press, 1997. P. 253.

В. Н. Белкин, Н. А. Белкина

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

В статье рассматриваются теоретические проблемы человеческого капитала, дается авторское определение понятия и категории «человеческий капитал», вводятся понятия «трудовой потенциал человека», «трудовой потенциал персонала организации», «структура личностного потенциала работника», «жизненный цикл человеческого потенциала», «резервный трудовой потенциал».

Ключевые слова: человеческий капитал, трудовой потенциал человека, трудовой потенциал персонала организации, резервный трудовой потенциал, жизненный цикл человеческого потенциала.

Из анализа литературных источников следует, что теория человеческого капитала далека от своего завершения, нуждается в дальнейшем развитии. Прежде всего, обращает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.