НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА ПОТАПОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
ФГКОУ ВПО «Нижегородская академия МВД России»
СУЩНОСТЬ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН СНГ (РОССИЯ, БЕЛАРУСЬ, КАЗАХСТАН)
Рассматривается сущность оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных российским, белорусским и казахским законодательством, предлагается совершенствовать нормативно-правовую базу путем внесения дополнения в ст. 6 ФЗ «Об ОРД».
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, сущность.
N.N. Potapova, PhD (Law), Associate professor of department of operational search activity of law-en-forcement bodies, Russia MI Academy (Nizhny Novgorod); e-mail: de1.fakto1@gmail.com, tel.: 8-950-350-40-37.
Essence operative-search events: comparative analysis legislation of states CIS (Russia, Belarus, Kazakhstan).
The essence of operative-search events under the Russian, Belarussian and Kazakh legislation, it is proposed to improve the legal framework by amending Article 6 of Federal law «On the OSA».
Key words: operational search activity, operative-search events, essence.
На современном этапе развития Российского государства крайне необходим процесс оптимизации законодательства. Реформировать в России прежде всего нужно законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), для того чтобы обеспечить ее эффективное осуществление в интересах разрешения задач борьбы с преступностью, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий в точном соответствии с законодательными основаниями и условиями, исключая нарушение прав и свобод человека и гражданина1.
Важной проблемой законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности является ее регламентация таким образом, чтобы исключить пробелы, снижающие результативность этого важнейшего вида правоохранительной деятельности, в том числе в соответствии с международными нормами права.
Качественная регламентация ОРД важна и для определения четких правил в деятельности сотрудников оперативных подразделений, что, в свою очередь, предполагает их надлежащее применение при решении задач оперативно-розыскной деятельности.
Вместе с тем, форма и содержание оперативно-розыскного законодательства далеко не
бесспорны, ее методы определены только ведомственными нормативными актами, которые различны для каждого субъекта ОРД. Аналогичная ситуация складывается не только в России, но и в других странах постсоветского пространства. Многими странами, входящими в настоящее время в Содружество Независимых Государств (далее - СНГ)2, приняты законы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, например, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»)3, Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 г. № 154-ХШ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон Республики Казахстан «Об ОРД»)4, Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее -Закон Республики Беларусь «Об ОРД»)5 и др. Кроме того, существует модельный закон СНГ «Об оперативно-розыскной деятельности», носящий рекомендательный характер6, а также в настоящее время принят в первом чтении новый проект закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - проект закона Республики Беларусь «Об ОРД»)7.
Оперативно-розыскные мероприятия являются структурным элементом оперативно-розыскной
да Н и О X
да <
и н
и
X
ы
и 2
0Q О а
О X со S
н
<
а и С О
деятельности, которые состоят из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. Их сущность состоит в собирании информации о различных сторонах познаваемого объекта8. Законодательное закрепление ОРМ, во-первых, обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД и, во-вторых, определяет правомерность действий должностных лиц, осуществляющих ОРД, и лиц, оказывающих им содействие, отличает действия этих субъектов ОРД от уголовно наказуемых деяний.
В процессе развития национальных законодательств в юридический язык был введен правовой термин - «оперативно-розыскные мероприятия», но в ФЗ «Об ОРД» законодатель не сформулировал его дефиницию9. В этой ситуации вполне естественно возникает потребность в определении содержания правового термина для его единообразного применения.
Видится, что необходимо внести изменения в ФЗ «Об ОРД» в части уточнения понятия «оперативно-розыскное мероприятие». В зависимости от своего содержания и порядка проведения оперативно-розыскные мероприятия можно классифицировать по различным основаниям10:
1. В зависимости от ограничения конституционных прав граждан:
а) ограничивающие конституционные права (на тайну переписки, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища);
б) не ограничивающие конституционные права.
2. В зависимости от открытости проведения:
а) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся как гласно, так и негласно;
б) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся только негласно.
3. В зависимости от использования специальных технических средств:
а) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых могут использоваться указанные технические средства;
б) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых указанные технические средства не используются.
Указанная классификация весьма условна и законодательно не закреплена.
В ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об ОРД» приводится перечень оперативно-розыскных мероприятий:
опрос;
наведение справок;
сбор образцов для сравнительного исследования;
проверочная закупка;
исследование предметов и документов;
наблюдение;
отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи;
оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Аналогично в Законе Республики Беларусь «Об ОРД» также не закреплена классификация ОРМ, но даются их определения.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок;
сбор образцов для сравнительного исследования;
проверочная закупка;
исследование предметов и документов;
наблюдение;
отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; слуховой контроль;
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи;
оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. В проекте нового закона Республики Беларусь «Об ОРД» незначительно изменяется перечень ОРМ, даются их определения и подробно рассматриваются некоторые тактические особенности их проведения, необходимые для обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина:
оперативный опрос; наведение справок; сбор образцов;
исследование предметов и документов;
оперативное отождествление;
оперативный осмотр;
наблюдение;
проверочная закупка;
контролируемая поставка;
слуховой контроль;
контроль в сетях электросвязи;
контроль почтовых отправлений; оперативное внедрение; оперативный эксперимент. В отличие от законодательства России и Беларуси законодатель Казахстана как предусмотрел в Законе Республики Казахстан «Об ОРД» классификацию ОРМ, так и дал некоторым из них определения. В Казахстане ОРМ подразделяются на общие и специальные11.
Общее оперативно-розыскное мероприятие - совокупность связанных единым тактическим, стратегическим замыслом действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, направленных на решение задач данной деятельности.
Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются: опрос лиц;
установление гласных и негласных отношений с гражданами, использование их в оперативно-розыскной деятельности; внедрение;
применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность;
создание конспиративных предприятий и организаций;
контролируемая поставка; применение технических средств для получения сведений, не затрагивающих охраняемых законом неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, а также тайны личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
наведение справок; получение образцов; оперативный закуп;
применение служебно-розыскных собак; поиск и отождествление личности по приметам;
поиск устройств незаконного снятия информации;
обнаружение, негласная фиксация и изъятие следов противоправных деяний, их предварительное исследование;
преследование лица, готовящего, совершающего или совершившего преступление, и его задержание;
осуществление с участием понятых личного досмотра задержанных лиц, осмотра и изъятия находящихся при них вещей и документов, могущих относиться к преступной деятельности, а также досмотра жилых помещений, рабочих и иных мест, досмотра транспортных средств.
В ходе осуществления антитеррористиче-
ской операции личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств, в том числе с применением технических средств, могут производиться без участия понятых;
проведение операций по захвату вооруженных преступников; наблюдение.
Специальное оперативно-розыскное мероприятие - оперативно-розыскное мероприятие, непосредственно затрагивающее охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища.
Специальными оперативно-розыскными мероприятиями являются:
контроль почтово-телеграфных отправлений; оперативный поиск на сетях связи; негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефонам и другим переговорным устройствам, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах;
снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств;
оперативное проникновение. Мы поддерживаем мнение ряда специалистов о дополнении ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об ОРД» определением понятия «оперативно-розыскное мероприятие», а также определениями всех оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, возможно, следует рассмотреть на законодательном уровне целесообразность объединения двух оперативно-розыскных мероприятий в одно -сбор образцов для сравнительного исследования и исследование предметов и документов.
Используя опыт стран СНГ (например, Республики Казахстан) в сфере ОРД, также считаем необходимым добавить к перечню существующих ОРМ еще одно - создание фиктивного предприятия, учреждения, организации и подразделения.
Предложенные нами изменения в ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об ОРД» относительно определения, уточнения и конкретизации понятия оперативно-розыскных мероприятий, их перечня и сущности можно представить следующим образом: Оперативно-розыскное мероприятие - это совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающих
да Н и О X
да <
и
н ^
и
X
ы
и
О а
О X ю X
Н
<
а и X О
нормам морали и нравственности и непосредственно направленных на решение целей и задач ОРД, их перечень законодательно закреплен и является исчерпывающим.
1. Опрос - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на сбор оперативно значимой информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, со слов опрашиваемого лица, которое располагает или может располагать ею.
2. Наведение справок - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на официальное и (или) неофициальное получение оперативно значимой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности, из оперативных, криминалистических и иных учетов, информационных систем, от юридических и физических лиц, а также из других источников информации.
3. Проверочная закупка - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на создание ситуации мнимой (притворной) сделки, в которой с ведома органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и под его контролем возмездно приобретаются без цели потребления или сбыта предметы у объекта оперативной заинтересованности в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
4. Наблюдение - оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непосредственном (визуальном, слуховом и др.) или опосредованном (электронном, с помощью технических средств и др.) слежении за лицом или иным объектом оперативной заинтересованности в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
5. Отождествление личности - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на обнаружение и идентификацию искомого лица по индивидуализирующим его статическим, динамическим и геномным признакам, при помощи словесного портрета и других способов, позволяющих сделать это с достаточной степенью вероятности в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
6. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на сбор оперативно значимой информации путем осмотра и изучения указанных объектов оперативной заинтересованности в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
7. Сбор образцов, предметов и документов и их сравнительное исследование - это оператив-
но-розыскное мероприятие, направленное на обнаружение или получение, негласную фиксацию в установленных законом формах характерных признаков и свойств, а также изъятие следов, предметов, документов и иных материальных объектов, сохранивших на себе следы преступления или явившихся орудием совершения преступления либо результатом преступной деятельности, и их предварительное сравнительное исследование в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
8. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на сбор оперативно значимой информации путем просмотра и ознакомления с содержанием писем, телеграмм, радиограмм, бандеролей, посылок и других по-чтово-телеграфных отправлений в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
9. Прослушивание телефонных переговоров - это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на сбор оперативно значимой информации путем прослушивания и фиксации в виде звукозаписи на носителях акустической информации, передаваемой при ведении телефонных переговоров, в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
10. Снятие информации с технических каналов связи - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение, преобразование и фиксацию с помощью технических средств различных видов сигналов, оперативно значимой информации (в том числе акустической), принимаемой, обрабатываемой, хранящейся и передаваемой по любым техническим каналам связи, с одновременным установлением соответствующих абонентских номеров и (или) уникальных кодов идентификации пользователей услуг и (или) их местонахождения в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
11. Оперативное внедрение - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на негласное внедрение сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, в криминальную среду и на объекты или к объектам оперативной заинтересованности в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
12.Контролируемая поставка - оперативно-розыскное мероприятие, контролируемое органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, перемещение товаров, ценностей, валюты, а также предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена или
оборот которых ограничен, а равно предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий и средств совершения преступления в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
13. Оперативный эксперимент - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на искусственное создание обстановки, максимально приближенной к реальности, с целью вызвать определенное событие либо воспроизвести событие или провести определенные проверочные действия в полностью управляемых условиях и под контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с вовлечением лица, в отношении которого имеются данные о противоправной деятельности, без уведомления его об участии в оперативном эксперименте для подтверждения совершения данным лицом противоправных действий и решения задач оперативно-розыскной деятельности.
14. Создание фиктивного предприятия, учреждения, организации и подразделения - это оперативно-розыскное мероприятие, в ходе проведения которого осуществляются действия по фиктивному созданию предприятия, учреждения, организации или подразделения (объекта), приобретается помещение, оборудуется офис или производство, ведется или имитируется ведение финансово-хозяйственной или производственной деятельности, а также деловой активности в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
1 Нагиленко Б.Я., Кузьмин А.В., Косарева Т.В. О кризисном состоянии правового регулирования оперативно-розыскной деятельности полиции и мерах по его совершенствованию // Научный портал МВД России. 2013. № 1. С. 43; Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования в оперативно-розыскной деятельности: десять лет спустя: Монография. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2008. С. 17-21.
2 Содружество Независимых Государств (СНГ) - международная организация, регулирующая отношения между
странами - бывшими союзными республиками, входившими в СССР. По состоянию на ноябрь 2014 г. в СНГ входят: Россия, Беларусь, Молдова, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргыстан. Украина является страной, де-факто входящей в СНГ, однако не подписавшей Устав СНГ. 26 мая 2014 г. Украина объявила, что начинает процедуру выхода из СНГ. Туркменистан также не подписал Устав СНГ, но заявил об участии в структурах СНГ в качестве «ассоциированного члена». Грузия вышла из СНГ в 2009 г.
3 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 1995. 18 июня.
4 Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 г. № 154-ХШ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1994. № 13-14. Ст. 199; 1995. № 24. Ст. 167.
5 Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 57. 2/64; 2000. № 59. 2/175.
6 Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 6 декабря 1997 г. «О модельном законе „Об оперативно-розыскной деятельности"» // Информационный бюллетень МПА СНГ. 1998. № 16. С. 222.
7 Проект закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». Принят Палатой представителей в первом чтении (постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 14 мая 2014 г. № 336-П5/М).
8 Малыгин С.С., Чечетин А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. - Екатеринбург: Уральский юридический ин-т МВД России, 2001. С. 55.
9 Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, сущность, структура: Препринт. - Барнаул: Барнаульский юридический ин-т МВД России, 2004. С. 7.
10 Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. - М., 2003; Правовые основы ОРД ОВД: Курс лекций. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. С. 87-88; Авдеев С.С. Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности (конспект лекций). - Петрозаводск, 2012. С. 32-33; Малыгин С.С., Чечетин А.Е. Указ. соч. С. 60.
11 Сысалов М.П. Оперативно-розыскная деятельность в Республике Казахстан: Учеб. пособие. - Алматы: Данекер, 2002. С. 84-95.
J3
ь
и о
X
J3 <
ь
05
PJ §
ы
и
09
о
а
О X
CQ
S
а ы С О