Научная статья на тему 'Сущность оборонно-промышленного комплекса и государственных расходов на оборону'

Сущность оборонно-промышленного комплекса и государственных расходов на оборону Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2974
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОПК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВЛИЯНИЕ ОПК НА ЭКОНОМИКУ / МУЛЬТИПЛИКАТОР / DEFENSE INDUSTRY / GOVERNMENT SPENDING / MULTIPLIER / DEFENSE INDUSTRY IMPACT ON ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазур Максим Юрьевич

В статье рассматривается определение и основные функции оборонно-промышленного комплекса (ОПК), роль государства в функционировании ОПК, основные аргументы о положительном и отрицательном влиянии государственных оборонных расходов на экономику. Указывается ключевой количественный параметр оценки влияния государственных оборонных расходов на экономику мультипликатор, отражающий прирост ВВП на единицу вложенных в отрасль средств. Кроме того рассматриваются иные качественные и количественные критерии оценки влияния отрасли на экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF DEFENSE INDUSTRY AND GOVERNMENT DEFENSE SPENDINGS

This article contains definition of defense industry and description of its main functions, common arguments for and against government defense spending. Analysis of internationally used methods of measuring government's defense spending impact on country economy shows that, the key indicators are multiplier, describing GDP growth upon investing in defense industry, and amount of workplaces created in economy. In paper also described qualitative short-term and long-term benefits of investing in defense industry.

Текст научной работы на тему «Сущность оборонно-промышленного комплекса и государственных расходов на оборону»

СУЩНОСТЬ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ОБОРОНУ

Аннотация. В статье рассматривается определение и основные функции оборонно-промышленного комплекса (ОПК), роль государства в функционировании ОПК, основные аргументы о положительном и отрицательном влиянии государственных оборонных расходов на экономику. Указывается ключевой количественный параметр оценки влияния государственных оборонных расходов на экономику - мультипликатор, отражающий прирост ВВП на единицу вложенных в отрасль средств. Кроме того рассматриваются иные качественные и количественные критерии оценки влияния отрасли на экономику.

Ключевые слова. Оборонно-промышленный комплекс, ОПК, государственная политика, влияние ОПК на экономику, мультипликатор.

Mazur M.U.

THE ESSENCE OF DEFENSE INDUSTRY AND GOVERNMENT DEFENSE SPENDINGS

Abstract. This article contains definition of defense industry and description of its main functions, common arguments for and against government defense spending. Analysis of internationally used methods of measuring government's defense spending impact on country economy shows that, the key indicators are multiplier, describing GDP growth upon investing in defense industry, and amount of workplaces created in economy. In paper also described qualitative short-term and long-term benefits of investing in defense industry.

Keywords. Defense industry, government spending, multiplier, defense industry impact on economy.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) является одной из отраслей, ставшей двигателем современного технологического прогресса. Ключевая роль ОПК в формировании инновационного потенциала всей экономики и обеспечении национальной безопасности признается во всем мире. В условиях экономического кризиса, усугубляющегося неблагоприятной конъюнктурой на экспортных рынках, нарастающей внешнеполитической напряженности и увеличения количества военных конфликтов, в которые вовлечена Россия, оценка состояния оборонно-промышленного комплекса становится крайне актуальной задачей, в первую очередь для государства, для которого баланс военных и «гражданских» расходов имеет важнейшую экономическую, социальную и политическую значимость.

Примечателен тот факт, что определение ОПК не встречается в современных российских и зарубежных экономических словарях. Понятийная база этой категории формируется практиками-исследователями в рамках своих работ. Чаще всего в основу данного понятия ложится описание структуры предприятий, относимых к ОПК, и их видов деятельности. Так, например, Всероссийский научно-исследовательский институт потребительского рынка и маркетинга определяет ОПК как совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных организаций и про-

ГРНТИ 06.75.02 © Мазур М.Ю., 2016

Максим Юрьевич Мазур - аспирант кафедры стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Контактные данные для связи с автором: 119162, г. Москва, Мичуринский пр., д. 9 (Russia, Moscow, Michurins-ky av., 9). Тел.: +7 916 072-89-20. Е-mail: [email protected].

изводственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т.п. для государственных силовых структур и на экспорт, а также гражданской продукции в рамках конверсии [1].

Министерство внутренней безопасности США для своих нужд так определяет ОПК: промышленный комплекс, способный заниматься исследованиями, разработкой, производством, доставкой и сервисным обслуживанием систем вооружений, подсистем и компонентов или запасных частей, соответствующих требованиям армии США [5].

По мнению В.С. Седова [2], в состав ОПК (с позиций экономического анализа) следует включать все предприятия и организации, независимо от их принадлежности и формы собственности, производящие товары и услуги, выполняющие работы в целях удовлетворения потребностей' общества в обеспечении его военной' безопасности.

В российской практике определение ОПК производится через законодательное закрепление тех или иных перечней предприятий, однако критерии формирования подобных перечней не всегда известны. Например, существует такое определение - «хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в смысле Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", определенное отдельными решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации» [3].

В то же время, согласно учебнику «Военная экономика. Теория и актуальные проблемы» сущность военного производства заключается в его особом предназначении, каковым является создание оружия и другой' продукции (товаров, услуг), необходимых для обеспечения военной безопасности государства [4, с. 30].

Таким образом, с учетом приведенных выше определений, по мнению автора, целесообразно определить ОПК как совокупность предприятий-резидентов определенного государства, производящих и обслуживающих продукцию военного и (или) двойного назначения, поставляющих свою продукцию данному государству и, если возможно, на экспорт. Ключевой новеллой приведенного определения является особое внимание к правовому статусу производителя вооружений. Предприятие ОПК должно действовать на территории государства легально и в интересах властей данного государства. В настоящее время незаконное производство и распространение оружия становится проблемой не только государств, охваченных войной, но и политически и военно недостаточно стабильных стран, к примеру Индии [11] и Китая [10]. Доступность оборудования и технологий позволяют организовать незаконное производство оружия в интересах террористических и бандитских формирований, что в значительной степени угрожает обществу.

В ряде работ современных российских исследователей приводится термин военно-промышленный комплекс (ВПК), являющийся дословным переводом английского термина «military-industrial complex». Считается, что впервые в широкое использование этот термин (military-industrial complex) ввел Д. Эйзенхауэр в своем «Прощальном обращении к нации...» 17 января 1961 года [8], указывая на угрожающую американской экономике тесную связь между военным истеблишментом и крупной оружейной промышленностью (англ. «conjunction of an immense military establishment and a large arms industry»). Скорее всего, оригинальным словосочетанием было ироничное «military-industrial congressional complex» (военно-промышленные связи в Конгрессе), используемое в то время [9].

В настоящее время в английском языке общепринятой является формулировка «defense industry» (рус. «оборонная промышленность»), которая используется в том числе «Большой четверкой» в определении данного сектора экономики. Таким образом, по мнению автора, целесообразно использовать только термин оборонно-промышленный комплекс, в том числе подчеркивающий оборонительный характер военной политики, закрепленный в верховных стратегических документах большинства стран мира. При этом термин «военно-промышленный комплекс» может быть признан синонимом, подчеркивающим наступательный, в некотором роде негативный для экономики характер данного сектора экономики.

Рассмотрим основные функции ОПК, определяющие значимость данного сектора экономики для государства.

Во-первых, это обеспечение военной безопасности в мирное и военное время. Современным вооруженным силам требуются множество различных сложных систем и оборудования. При этом темпы технологического прогресса в этой области значительно опережают многие другие отрасли.

Во-вторых, это поддержание необходимого политического влияния как внутри государства, так и за его пределами. Исключая различные формы политических угроз применения оружия, основным источником политической значимости ОПК является экспорт вооружений. Страны-лидеры в сфере военного производства имеют возможность влиять на политику своих союзников путем продажи или отказа от продажи современных вооружений.

В-третьих, это создание высокотехнологичной продукции со значительной добавленной стоимостью. В течение всего 20 века развитие ОПК являлось стимулом для экономик мира (примером может быть существенный промышленный рост СССР и США во время Второй мировой войны). По сравнению с другими отраслями экономики, ОПК гораздо менее подвержен влиянию макроэкономических циклов, сезонности и прочим факторам неопределенности.

В-четвертых, некоторые исследователи подчеркивают значимость ОПК для благосостояния населения страны. Перенос промышленных производств из Европы в Китай (особенно тяжелой промышленности), начавшийся во второй половине 20 века, освобождает значительное число рабочих, владеющих инженерными профессиями. ОПК создает для них рабочие места, оплачиваемые выше, нежели в других отраслях. Это позволяет повышать благосостояние населения.

При этом государство занимает центральное место в функционировании и развитии оборонно-промышленного комплекса. Правительство является основным покупателем (иногда единственными) военной техники (монопсония). Государство может использовать свою покупательную способность, чтобы определить масштаб и структуру собственности национальной оборонной промышленности, порог входа в отрасль, эффективность и рентабельность действующих предприятий. Государство может поддерживать свою оборонную отрасль множеством путей - начиная с выгодного приобретения товаров и заканчивая прямыми субсидиями ОПК.

В широком смысле государственные расходы на оборону включают в себя все виды расходов, связанных с военными целями, в том числе расходы на содержание личного состава вооруженных сил, объектов военной инфраструктуры, закупку вооружений и военной, специальной техники и расходных материалов, а также иные расходы, в том числе операционные издержки. Выделим три основополагающих блока, составляющие государственные оборонные расходы:

1) содержание армии, включающее в себя все связанные с обеспечением жизнедеятельности личного состава аспекты;

2) оснащение армии, включающее в себя закупки средств ведения боевых действий;

3) содержание инфраструктуры, включающее строительство и ремонт объектов капитального строительства и транспортной системы.

Очевидно, что государство всегда должно стараться достичь максимального результата при минимальных затратах ресурсов, обеспечить пропорциональное развитие всех отраслей экономики, поэтому объем расходов на разные отрасли экономики и методы их распределения - предмет регулярной корректировки и борьбы групп интересов из разных отраслей.

К сожалению, аргументы в пользу государственной поддержки (равно как и отказа от поддержки) национальной оборонной промышленности часто наполнены мифами, эмоциями и стремлением заинтересованных групп сохранить статус-кво. Поэтому руководство государства при принятии решений должно принимать во внимание только конкретно выраженные и эмпирически проверяемые аргументы, подвергая их критической оценке. В частности, должны учитываться альтернативные варианты расходования государственных средств и соответствующие им изменения в экономике.

В 2005 году профессор Йоркского университета К. Хартли обобщил исследования различных ученых о положительном и отрицательном влиянии государственных оборонных расходов на экономику и привела основные аргументы, систематизированные в таблице.

Оценка влияния государственных оборонных расходов (или любых государственных расходов) на экономику страны основывается на предположении о влиянии таких расходов на макроэкономические параметры страны. При этом в качестве основного инструмента оценки такого влияния выступает мультипликатор.

Таблица

Аргументы, описывающие влияние оборонных расходов на экономику[6]

Положительное влияние Отрицательное влияние

1. В периоды высокой безработицы повышение расходов на оборону сопровождается существенным ростом занятости. 2. Технологический прогресс в ОПК обеспечивает, в том числе, инновации в гражданском секторе через трансферт технологий. 3. В развивающихся странах оборонные расходы могут стимулировать дополнительный экономический рост, если строится социальная инфраструктура (военные госпиталя, дороги и проч.). 4. Оборонные расходы обеспечивают безопасность граждан внутри страны и за ее пределами, что способствует развитию рыночных отношений. 5. Поддержка и развитие человеческого капитала, поскольку основа ОПК - квалифицированные инженерные кадры с высшим образованием 1. Отвлечение ресурсов из частного сектора, который зачастую может развиваться (обеспечивать рост ВВП) быстрее, чем оборонная промышленность. 2. Перекос платежного баланса при импорте оружия - отрицательное сальдо не отражает новые возможности воспроизводства в связи со спецификой продукции ОПК. Вооружения практически не участвуют в дальнейших производственных цепочках и напрямую не создают экономические блага, кроме того их потребление ограничено и не относится к большей части населения. 3. Отвлечение направляемых на НИОКР средств от гражданской направленности к военной

Мультипликатор является коэффициентом, показывающим, на сколько денежных единиц вырастет ВВП при вложении одной денежной единицы в отдельно взятую отрасль. Если мультипликатор больше единицы - государственные средства, направленные в отрасль, обеспечивают рост ВВП и увеличение доли частного сектора в нем. Положительное значение мультипликатора меньше единицы свидетельствует о сокращении доли частного сектора при инвестициях государства в отрасль.

Считается, что мультипликатор оборонных расходов больше, чем во многих отраслях, и, соответственно, сокращение оборонных расходов существенно влияет не только на непосредственных поставщиков, но и на предприятия кооперации и прочих контрагентов, работников и их семьи и пр. [7]. Однако подобная аргументация может применяться к любым государственным расходам. В любом случае, довольно легко отследить прямое влияние государственных расходов на объем выпуска предприятий и уровень безработицы. Однако невозможно оценить, какими именно путями (зачастую косвенными) движение государственных средств в экономике оказывает это влияние. Таким образом, в настоящее время оценка влияния зачастую осуществляется лишь с точки зрения «мультипликатор больше или меньше единицы».

По мнению автора, помимо мультипликатора, отражающего прирост ВВП, количественными характеристиками влияния отрасли на экономику являются количество созданных рабочих мест на предприятиях и количество созданных высококвалифицированных рабочих мест.

Кроме того, по мнению автора, главным качественным параметром оценки инвестиций в долгосрочной перспективе выступает технологический прогресс, ведь именно благодаря трансферу технологий из военной в гражданскую промышленность рынок потребительских товаров (особенно электронных) развивается такими высокими темпами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vniiprim.ru/ shop/cat_show.php?cat_id=29 (дата обращения 24.04.2016).

2. Седов В.С. Роль оборонно-промышленного комплекса в инновационном развитии экономики страны: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 2014.

3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 23.07.2014. № 163.

4. Экономика. Теория и актуальные проблемы / Под ред. А.И. Пожарова. М.: Воениздат, 1999. 320 с.

5. Defense Industrial Base Sector. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dhs.gov/defense-industrial-base-sector (дата обращения 08.01.2016).

6. Hartley K. Defence spending and its impact on the national economy: A review of the literature and research issue, Centre for Defence Economics, University of York, 2005.

7. Fuller S. The Economic Impact of the Budget Control Act of 2011 on DOD and Non-DOD Agencies. Aerospace Industries Association. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aia-aerospace.org/assets/Fuller_II_ Final_Report.pdf (дата обращения 12.08.2016).

8. Eisenhower's Farewell Address to the Nation. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcadams.posc.mu. edu/ike.htm (дата обращения 24.04.2016).

9. The Military Industrial Complex was a phrase used by outgoing President Dwight Eisenhower when warning of a close relationship between the government and its defense industry. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.militaryindustrialcomplex.com/what-is-the-military-industrial-complex.asp (дата обращения 24.04.2016).

10. Staring Down the Barrel: the Rise of Guns in China. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wsj.com/articles/SB122394012224530655 (дата обращения 10.08.2016).

11. Stop Illegal Modern Arms Industry of Munger by Nationalising its Expert Arms Factories. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.change.org/p/ministry-of-defence-govt-of-india-stop-illegal-modern-arms-industry-of-munger-by-nationalising-its-expert-arms-factories (дата обращения 10.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.