Научная статья на тему 'Сущность налоговой реформы в современной России'

Сущность налоговой реформы в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1800
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муллагалина Г.Р.

Статья посвящена раскрытию сущности налоговой реформы, рассмотрению основных, самых распространенных и общепринятых видов налоговых реформ, а также вопросов, касающихся преобразования налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность налоговой реформы в современной России»

деятельности плательщика, сбора за осуществление некоторых видов хозяйственной деятельности, сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Уплачивать единый налог могут организации со среднеучетным количеством наемных работников не больше 50 лиц и годовым объемом дохода не более 5 млн. гривен (около 475 тыс. евро). Основная ставка единого налога составляет 3% от дохода для плательщиков НДС и 5% - для неплательщиков НДС.

В Армении уплата упрощенного налога с оборота по реализации (ставка от 7% до 12%) заменяет уплату НДС, а также подоходного налога и налога на прибыль соответственно для физических лиц и организаций. Плательщиками данного налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых общая сумма оборота по реализации поставленных товаров и оказанных услуг (без НДС) в течение предыдущего года не превысила 50 млн. драмов (около 100 тыс. евро). Плательщики упрощенного налога исчисляют налог в отношении объекта налогообложения, определяемого за текущий год, по следующим ставкам к обороту по реализации: 7% - к сумме до 30 млн. драмов и 12% - к сумме свыше 30 млн. драмов.

Таким образом, мировая и отечественная практика показывает, что не существует единой системы налогообложения малого бизнеса: широкое распространение специальных налоговых режимов для малых предприятий получило в России и в странах ближнего зарубежья, тогда как в развитых странах применяются льготные ставки для малого бизнеса.

Список использованной литературы:

1. Вахитова З.Т. Некоторые аспекты финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. №10. С. 162-165

2. Вахитова З.Т. Значение малого бизнеса в производстве сельскохозяйственной продукции Тюменской области// Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3 (52-3). С. 339-342.

3. Вахитова З.Т. Роль малого бизнеса в структуре сельскохозяйственного производства России// Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 859-861.

4. Вахитова З.Т. Развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе// Научно-исследовательские публикации. 2015. №16(20). С. 31-37.

5. Вахитова З.Т. Оценка программ развития малого бизнеса на селе// Научно-исследовательские публикации. 2015. №16(20). С. 38-43.

6. Вахитова З.Т. Малый бизнес в сельском хозяйстве Тюменской области//Наука и мир. 2014. Т. 2. № 4(8). С. 20-21

7. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2014. - 321 с.

8. Ингман Н.И. Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса /Н.И. Ингман //Современная конкуренция.- 2015. - № 2. - С. 30 - 38

© Милоенко Е.В., 2016

УДК 336.22

Г.Р. Муллагалина, студентка Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ Научный руководитель: Р.Р. Яруллин, д.э.н., профессор, Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

ИНЭФБ, БашГУ

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена раскрытию сущности налоговой реформы, рассмотрению основных, самых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

распространенных и общепринятых видов налоговых реформ, а также вопросов, касающихся преобразования налоговой системы.

Ключевые слова

Налоговая система, налоговое бремя, результативные концепции, экономическая стратегия.

В современном мире, успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы и эффективностью функционирования налогового механизма страны. Достижение этих характеристик обеспечивается в результате налоговой реформы.

В результате реализации реформ обеспечивается эволюционное развитие налоговой системы и достигается временное ее соответствие текущей социально-экономической ситуации. Регулирование налоговыми реформами осуществляется, в первую очередь, в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами в области бюджетной и налоговой политики.

В России современная налоговая реформа прошла шесть этапов:

1) первый этап (1990-1991 гг.) - начальный, или подготовительный: выработка и принятие пакета законов об отдельных налогах.

2) второй этап (1991-1998 гг.) - становление налоговой системы.

3) третий этап (1999-2000 гг.) - вступление в действие части первой НК РФ: определение общих принципов налогообложения.

4) четвертый этап (2001 - октябрь 2008 гг.) - вступление в действие части второй НК РФ: отработка отдельных налогов, регулируемых главами НК РФ.

5) пятый этап (октябрь 2008 - 2011 гг.) - налоговая система периода кризисной экономики.

6) шестой этап (2012 г. - наст.в.) - период посткризисной экономики, выдвижение задачи модернизации, внедрения инновационной экономики.

Исходя из укрупненной классификации этапов современной налоговой реформы, рассмотренной выше, следует понимать, что результативность российской налоговой системы требует резкого улучшения. Данное состояние не порождает значительных противоречий ни с чьей стороны, включая и нынешнее правительство. Разногласия начинаются скорее с вопроса о причинах низкой эффективности фискальной системы.

Низкую результативность выполнения государственных функций приходится возмещать повышенным размером расходов на его содержание, а реальный сектор экономики, в свою очередь, до такой степени слаб, что даже не очень высокое налоговое бремя является для него чрезвычайно высоким.

Стандартное снижение ставок означает только лишь сокращение налоговых поступлений - и ничего

более.

Настоящая же налоговая реформа в наших обстоятельствах - это не просто снижение ставок, это система мер, которые гарантируют: формирование результативной концепции антистимулов для неплательщиков, вплоть до практического блокирования их предпринимательской активности; трансформация в предельно прозрачные и не избегаемые формы обложения с упором на косвенные налоги (прежде всего на потребление) и рентные платежи; сокращение номинального налогового бремени до уровня фактического и затем - некоторое повышение фактического налогообложения до уровня, близкого к среднеевропейскому.

Естественно, одним из главных условий и важнейшей предпосылкой налоговой реформы является повышение эффективности налоговых служб, четкое определение их прав и полномочий, искоренение коррупции в их рядах, без чего расширение полномочий налоговых органов приведет к повышению собираемости не налогов, а взяток. Но помимо этого можно сформулировать основополагающие моменты возникновения налоговых реформ:

1) начальной точкой налоговой реформы должно быть понимание того, что современную налоговую систему в имеющихся обстоятельствах невозможно заставить функционировать результативно - ее

предпосылкой считается наличие высокоразвитого гражданского общества и зрелых рынков, чего в России пока нет.

2) налоговая система должна быть содержательно связана с промышленной политикой и экономической стратегией государства в целом.

3) налоговую систему необходимо рассматривать не просто как средство обложения бизнеса данью, а как важный рыночный институт, который нуждается в комплексном реформировании с учетом всех аспектов его воздействия на экономику.

4) структура и содержание налоговой системы должны быть адаптированы к ныне существующим в России условиям, так чтобы величина и значимость отдельных видов налогов для фискальной и бюджетной систем соответствовала их реальной собираемости на федеральном и местном уровнях.

5) необходима серьезная предварительная аналитическая работа по определению степени уклонения от тех или иных видов налогов как в отраслевом, так и в территориальном разрезах с привлечением к ней квалифицированных экспертов из частных структур и академической среды.

6) необходимо тщательно продумать систему мер для мотивации выполнения налогового законодательства субъектами хозяйствования.

7) необходимо также юридическое урегулирование в той или иной форме вопроса об ответственности за налоговые нарушения, совершенные в прошлом, для того чтобы система стимулов и наказаний в этой области реально функционировала

Итак, в результате текущего этапа реформы эволюционным путем преобразована налоговая система: ликвидированы практически все низкодоходные и трудноадминистрируемые налоги, обеспечена преемственность сохранением каркаса системы из основных видов налогов, признанных общемировой практикой налогообложения (НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, ресурсных налогов и налогов на имущество), снижена налоговая нагрузка на производителей, повышена эффективность налогового администрирования.

Список использованной литературы:

1. Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, СПС "КонсультантПлюс", 2015.

2. Лермонтов Ю.М. Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом. - Москва, 2014. - с. 68.

3. Останов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. - СПб, 2013. - с.112.

4.Яруллин Р. Р, Домрачева М. В. Меры налоговой политики России в период кризиса// Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №8. Ч. 1. С. 50 - 52.

5. Яруллин Р.Р., Насретдинов А.Г. Актуальные проблемы налоговой системы РФ. Современные проблемы финансово-кредитной системы: сборник научных статей / под общ. ред. профессора Р. Р. Яруллина.- Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 34-36.

© Муллагалина Г.Р., 2016

УДК 338

Муниров Д.Д. студент

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

Яруллин Р.Р.,д.э.н.,профессор, ИНЭФБ,БашГУ

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ Аннотация

Рассматриваются актуальные вопросы обеспечения финансовой безопасности как важнейшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.