Научная статья на тему 'Сущность кредитно-модульной системы обучения в техническом и профессио-нальном образовании '

Сущность кредитно-модульной системы обучения в техническом и профессио-нальном образовании Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / кредитная система обучения / модульная система обучения / выпускники / работодатели / education / credit training system / modular training system / graduates / employers білім беру / кредиттік оқыту жүйесі / модульдік оқыту жүйесі / түлектер / жұмыс берушілер

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Ахметова Г.Б., Биржанова Д.Б.

В данной статье приводятся основные понятия медиаобразования, необходимые для изучения ключевых проблем формирования медиакомпетентности педагога и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Ахметова Г.Б., Биржанова Д.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A credit-modular system of education in technical and vocational education Техникалық және кәсіптік білім берудегі кредиттік-модульдік оқыту жүйесінің мәні

The article deals with the basic notions of media education which are necessary for studying the main problems of the teacher and student`s media competence formation. Бұл мақалада оқытушы мен студенттердің медиа құзыреттілігін қалыптастырудың негізгі мәселелерін зерттеуге қажетті медиабілім берудің негізгі тұжырымдамалары берілген.

Текст научной работы на тему «Сущность кредитно-модульной системы обучения в техническом и профессио-нальном образовании »

Ш

УДК 377.5 ГРНТИ 14.33.07

СУЩНОСТЬ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ацдатпа

Ма^алада кредитик-модульдж жYЙе-нщ аньщтамасы бертген жэне оныц функциялары аталган, болашак; маман-дарды о^ыту Ymrn ец тиiмдi жYЙе ретiнде техникалык; жэне кэсштж бiлiм беруде-ri кредитик-модульдж о^ыту жYЙесiнiц рeлi сипатталган.

Аннотация В статье дается определение кредит-но-модульной системы, названы её функции, описана роль кредитно-модульной системы обучения в техническом и профессиональном образовании как наиболее эффективной системы для обучения будущих специалистов.

Annotation The article defines the credit-modular system, names its functions, describes the role of the credit-modular training system in technical and vocational education as the most effective system for training future specialists.

Концепция развития системы образования Республики Казахстан способствовала внедрению в образование ТиПО кре-дитно-модульной технологии обучения.

Как показывает мировая практика, кре-дитно-модульная система обучения, распространенная в университетах США и большинства стран Европы, является наиболее гибкой и эффективной. Она обеспечивает академическую мобильность и

Ахметова Г.Б.,

магистр сельскохозяйственных наук, преподаватель специальных дисциплин, Костанайский политехнический высший колледж, г.Костанай

Биржанова Д.Б.,

преподаватель общеобразовательных дисциплин, Костанайский политехнический высший колледж, г.Костанай

Нег1зг1 свздер: б\л\м беру, кредиттж оцыту ЖYйесi, модульдт оцыту ЖYйесi, тYлектер, жумыс беруштер.

Ключевые слова: образование, кредитная система обучения, модульная система обучения, выпускники, работодатели.

Keywords: education, credit training system, modular training system, graduates, employers.

s

к

<

PQ О

CO

pq О

s

и ^

pq

0

01 С и

S «

и и tr S

1-4

о ^

о «

о н и

S и

S «

и е о и

о ^

S

е

1

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

востребованность выпускников в стремительно меняющихся условиях рынка труда. Во многом это обеспечивается за счет гибкого планирования рабочих программ, ориентированных на запросы рынка труда, повышением качества преподавания, так как возникает конкуренция, интенсификацией учебного процесса, внедрением информационных систем, повышением роли самостоятельной работы студента.

Система образования в Казахстане становится динамично развивающейся и способной адекватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации.

Одним из первых в Центрально-Азиатском регионе Республика Казахстан стала членом Болонской декларации и полноправным участником европейского образовательного пространства. С 2002 года с целью международного признания национальных образовательных программ, усиления академической мобильности студентов и преподавателей, а также для повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней образования в республике внедрена модульно-кредитная технология обучения[1].

Модульное обучение - это организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (законченные и самостоятельные единицы, части информации). Модуль - блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей. Понятие модуль содержит в себе такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки - модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу[2].

Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения.

Кредитно-модульная система - это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов как единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимых для усвоения содержательных модулей.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса предусматривает:

• модульную структуру образовательной программы;

• использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоемкости;

• использование балльно-рейтинго-вых систем оценки знаний;

• участие студента в формировании индивидуального учебного плана; увеличение доли самообучения в образовательном процессе;

• увеличение гибкости образовательных программ.

Целью введения кредитно-модульная системы является создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения, «гарантирующих удовлетворение потребностей, имеющихся в данный момент и определяющих вектор нового интереса».

Основная задача при кредитно-модуль-ной системе обучения - подбор новых

1

форм и методов обучения, позволяющих не просто дать необходимые знания, а включить студента в систему непрерывного профессионального образования и самообразования.

Кредитно-модульная система образования более адаптивна к социальной среде. В ней реализуются индивидуальные образовательные потребности человека, в отличие от классического образования. Здесь же, наоборот, происходит реализация коллективных потребностей человека, которые не всегда совпадают с индивидуальными.

Кредитно-модульная технология обучения направлена на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации подготовки студентов. В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специалиста, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую информацию и эффективно использовать ее в нужный момент[3].

В системе технического и профессионального образования создаются условия для реализации модульно-кредитного обучения, и, соответственно, вместо традиционной системы организации учебного процесса вводится кредитно-модульная система обучения, которая стимулирует активную самостоятельную работу студентов, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории[4].

Таким образом, кредитно-модульная система должна не только готовить специалистов, соответствующих требованию общества, но и культивировать, внедрять новые культурные ценности, активизировать мыслительную, познавательную деятельность студентов. Достичь этого возможно, если наряду с учебным прогрессом будет должное внимание уделено активизации личностного начала в про-

цессе обучения, духовно-нравственному становлению студента [5].

На наш взгляд, понятие «кредитно-мо-дульная система» наиболее точно отражает сущность новой образовательной системы, так как в основе рабочих учебных программ в Казахстане лежит модуль как «полный, логически завершенный блок», имеющий свою цель, содержание, методы и средства обучения, результат.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2020-2025 годы. https://strategy2050. kz/static/files/pr/p5.docx (дата обращения: 22.12.2021г.)

2.Омирбаев С.М. О ходе внедрения принципов Болонского процесса в Казахстане. (Болонский процесс: практика внедрения в вузах Республики Казахстан. Сборник статей). Астана, 2015.

3.Амреева Т.И. Болонский процесс: практика внедрения в вузах Республики Казахстан. Сборник статей. Астана, 2016.

4.https://www.altstн.ra/:media/f/Kreditao-modulnye-OOP.pdf (дата обращения: 22.12. 2021г.)

5.https://kaznmu.kz/press/2014/09/25/ (дата обращения: 22.12.2021г.)

<

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.