Научная статья на тему 'Сущность, исторические предпосылки и цели создания предпринимательских объединений'

Сущность, исторические предпосылки и цели создания предпринимательских объединений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1451
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мичурина Ольга Юрьевна, Лебедев Олег Николаевич

Предпринимательство это особый вид хозяйственной деятельности, направленный на формирование и удовлетворение конкретных общественных потребностей посредством рыночного обмена и осуществляемый за счет завоевания конкурентных преимуществ и создания лучших условий хозяйствования. Ключевую роль в функционировании предпринимательских структур играет не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования в соответствии с тенденциями развития общественных потребностей и производства. Наибольший интерес в области экономического исследования представляют именно предпринимательские объединения, являющиеся одним из основных элементов рыночных отношений на современном этапе развития российской экономики. Единичная предпринимательская структура это не независимое предприятие, находящееся в собственном вакууме, а элемент более крупной предпринимательской структуры, звено в цепи более широких предпринимательских связей. Библиогр. 9. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship is a special type of economic activity directed to form and satisfy definite social needs by means of market exchange. It is realized through gaining competitive benefits and arranging better conditions for economic activities. The ability to change the conditions for economic activities in accordance with social needs and industrial development tendencies is prevailing over adaptation to changeable conditions in functioning of business organizations. The economic survey is mostly interested in entrepreneurial associations being one of the major market elements in the present state of the Russian economics. A business organization is not an independent unit existing in its own vacuum it is an element of a bigger business organization, and a unit in the chain of wider business connections.

Текст научной работы на тему «Сущность, исторические предпосылки и цели создания предпринимательских объединений»

ББК 65.292.3-3

О. Ю. Мичурина, О. Н. Лебедев*

Астраханский государственный технический университет ООО «ПО «Железобетон»

СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Процесс приватизации собственности, сдвиги в системе управления, в результате которых хозяйственное управление отделилось от административного управления, а контроль за выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятий, обусловили изменения в организации и методах функционирования субъектов хозяйствования российской экономики. Современная система хозяйствования, базирующаяся на предпринимательском типе экономической системы, выдвинула предпринимателя в ряды основных субъектов экономического процесса.

Изучение сущности предпринимательства в первую очередь связано с анализом различий в трактовках самого понятия «предпринимательство». Исследование накопленных в данной области знаний позволяет назвать имена классиков экономической теории, уделявших внимание сущности предпринимательства и предпринимателя в своих трудах: английские экономисты Р. Кантильон, А. Смит, Д. Рикардо, Д. Милль, немецкий экономист И. Г. Тюнен, французский экономист Ж. Б. Сей и др. Классики экономической теории первыми определили одно из важнейших свойств предпринимательства - рисковый характер деятельности. «В трудах классиков фактически изложена точка зрения о новаторской, инновационной функции предпринимательства, базирующейся на постоянном комбинировании факторов производства, на поиске новых возможностей для получения наилучших результатов» [1, с. 14].

Развитие представлений неоклассической теории в конечном итоге приводит к пониманию предпринимателя как менеджера, предпринимательства - как управленческой функции, к пониманию позитивной роли предпринимателей в экономической системе. Изначально внимание исследователей было сосредоточено на несении предпринимателем риска. Дальнейшее осмысление предпринимательства было связано с инновационностью как его отличительной чертой. Впоследствии исследователи сосредоточивают свое внимание на основной роли предпринимателя в урегулировании системы, которая обеспечила бы движение рынков к состоянию равновесия.

Современный этап развития теории предпринимательства связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя. «Не реализация использования ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования становится ключевым звеном предпринимательской деятельности. Целевые устремления связаны с обеспечением долгосрочной устойчивости хозяйственной организации, а не с максимизацией частного результата. Ключевую роль играет не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования в соответствии с тенденциями развития общественных потребностей и производства» [2, с. 29].

В соответствии с современным российским законодательством под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [3]. Данное определение позволяет выделить следующие признаки предпринимательства, зафиксированные в российском законодательстве:

- направленность деятельности на систематическое получение прибыли;

- наличие предпринимательского риска, т. е. не только наличие возможности получения прибыли, но и возможности возникновения убытков и даже банкротства;

- самостоятельность, как имущественную, так и организационную, связанную с самостоятельным выбором вида деятельности, организационно-правовой формы;

- регистрация субъектов в качестве предпринимателей.

Обобщение современных трактовок предпринимательства приводят А. Н. Асаул, Е. Г. Скуматов, Г. Е. Локтева [2, с. 24], которые утверждают, что предпринимательство в различных источниках принято определять как:

- деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

- инициативную деятельность предпринимателей, заключающуюся в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль;

- процесс организационной новации;

- прямую функцию реализации собственности;

- действия, направленные на увеличение капитала и развитие производства;

- специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений;

- стиль хозяйствования;

- процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка;

- взаимодействие субъектов рынка и т. д.

Анализируя все приведенные выше утверждения, следует отметить, что в них перемешиваются как сущностные характеристики предпринимательства, так и внешние его черты и признаки. Предпринимательская способность, получение прибыли, особый вид деятельности, завоевание конкурентных преимуществ, удовлетворение общественных потребностей, синергетический эффект, инициатива, риск, новаторство, расширение рыночного спроса, нарушение рыночного равновесия - вот только некоторые термины, используемые в современной литературе при определении предпринимательства.

Объединяя содержательные и побудительные характеристики предпринимательства, его признаки и свойства, обобщая опыт российских и зарубежных исследователей в области предпринимательства, мы предлагаем использовать следующую принципиальную схему предпринимательской деятельности как открытой системы (рис.).

ВХОД

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

ВЫХОД

Энергия предпринимательской активности, знания и опыт предпринимателя (элементы предпринимательской способности)

Финансовые, материальные, трудовые, информационные ресурсы как результат обменных операций на входе

Материальные интересы предпринимателя, как побудительный мотив к предпринимательской деятельности

Рыночное равновесие, выровненные условия для производства и обращения

Предпринимательская деятельность, как особый вид хозяйственного поведения, связана с проведением производственных, коммерческих, финансовых и консалтинговых операций, эффективность которых зависит от эффективности управления предпринимательской структурой, в том числе от завоевания конкурентных преимуществ и создания лучших условий хозяйствования

Синергетический эффект от осуществления взаимодействия с внешней и внутренней средой

Смещение рыночного равновесия под влиянием инициативы предпринимателя

Удовлетворение социальноэкономических потребностей предпринимателя

Удовлетворение общественных _________потребностей__________

Прибыль как результат рыночного обмена

ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (ПРИЗНАКИ)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Инициатива, возникновение которой связано с экономической свободой предпринимателя и направлено на возможность получения выгоды.

2. Риск, связанный с изменчивостью внешний рыночных условий и реакцией на инициативу предпринимателя.

3. Новаторство, реализуемое через использование новых технических, технологических, организационных и иных достижений, ведущих к расширению рыночного спроса.

Принципиальная схема предпринимательской деятельности как открытой системы

Из предлагаемой схемы видно, что все сущностные характеристики предпринимательства, внешние его проявления, входные и выходные элементы являются не просто абстрактными определениями, а обладают экономической природой, что позволяет им реализовываться в практике хозяйствования современных российских предпринимательских структур. Так, например, предпринимательская инициатива следует из экономической свободы предпринимателя; нова-

торская функция через коммерциализацию новых достижений ведет к расширению спроса и, как следствие, рынков сбыта; предпринимательская выгода станет возможной лишь при достижении определенных конкурентных преимуществ и создании лучших условий хозяйствования.

Обменные операции являются специфическим, постоянным источником предпринимательства в том случае, если обмен - составное звено единого хозяйственного оборота. Роль обмена в предпринимательстве переоценить невозможно. «Во-первых, обмен выступает исходным и конечным пунктами предпринимательства. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. Наконец, изменение условий обмена выступает определяющим фактором развития предпринимательства» [2, с. 31]. Таким образом, именно через обмен проявляется экономическая сущность предпринимательства как особого вида хозяйственного поведения.

Выделив составные элементы понятия «предпринимательство», мы присоединяемся к точке зрения профессора А. Н. Асаула, считающего, что «изменения в трактовках понятия «предпринимательство» необходимо рассматривать только в процессе исторического развития рыночного хозяйства, которое вносило определенные акценты в содержательную часть термина «предпринимательство» [2, с. 34]. Таким образом, в настоящее время предпринимательство в российской экономике - это особый вид хозяйственной деятельности, направленный на формирование и удовлетворение конкретных общественных потребностей посредством рыночного обмена и осуществляемый за счет завоевания конкурентных преимуществ и создания лучших условий хозяйствования.

При анализе сущностных характеристик предпринимательской деятельности, отображенных на рисунке, становится очевидным, что ряд из них может быть реализован только при осуществлении взаимодействия между многими субъектами рынка. Хозяйственные взаимоотношения являются неотъемлемой частью любой предпринимательской структуры. Весь «производственный» процесс не может быть сосредоточен в рамках одной компании: необходимы компании-поставщики, сбытовые компании. Само представление предпринимательской деятельности как открытой системы и выделение обменных операций как специфической черты предпринимательского поведения позволяют предположить, что единичная предпринимательская структура - это не независимое предприятие, находящееся в собственном вакууме, а элемент более крупной предпринимательской структуры, звено в цепи более широких предпринимательских связей. Современная предпринимательская структура без взаимодействия с другими предприятиями не имеет возможности выпускать собственную продукцию, насыщать общественные потребности, функционировать с прибылью.

Для закупки сырья и оборудования, получения и распространения информации, привлечения трудовых ресурсов, сбыта продукции предприятие взаимодействует с другими фирмами. Со временем нарабатываются определенные хозяйственные связи, которые позволяют стабильно функционировать, покупать ресурсы определенного качества по выгодной цене, иметь уверенность в завершении сделки. Именно это позволяет нам утверждать, что наибольший интерес в области экономического исследования представляют именно предпринимательские объединения, являющиеся одним из основных элементов рыночных отношений на современном этапе развития российской экономики. Объединения предпринимательских структур для достижения имущественных, политических и иных целей, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей - объективная закономерность общественного развития. Предпринимательские объединения имеют в настоящее время наибольшее распространение, т. к. обладают значительной устойчивостью и перспективами развития за счет способности к мобилизации финансовых, материальных, кадровых и интеллектуальных ресурсов.

Предпринимательское объединение - это не новое понятие в российской экономике. И. А. Покровский писал: «Уже всякое древнее общество характеризуется разнообразными формами коллективизма; оно все состоит из таких или иных союзов-родов, общин и т. д., вне которых индивид находиться не может, вне которых сама правоспособность его немыслима» [4, с. 144]. У В. Шретера читаем: «Товарищеское объединение нескольких лиц для совместного достижения определенной хозяйственной цели встречается уже в самой глубокой древности. Сама идея товарищеского соглашения там, где сил одного не хватает для разрешения какой-либо жизненной задачи, сама по себе настолько проста и естественна, что всюду, где мы встре-

чаем человека в общении, мы встречаем и договор товарищества. Нет такого гражданского законодательства в прошлом, которое не знало бы товарищества» [5, с. 149]. По сути, вся история развития российского предпринимательства - это история развития предпринимательских объединений, что наглядно подтверждает таблица.

Роль предпринимательских объединений в российской экономике

Период Примеры развития отечественного предпринимательства и предпринимательских объединений [2, с. 9-23; 6, с. 33-471

Самый благоприятный период в истории отечественного предпринимательства: 1861 (начало реформ) - 1917 гг. Российское законодательство того времени выделяло единоличные организации, торговые дома и акционернопаевые общества. Торговые дома организовывались двух видов: полные товарищества и товарищества на вере. К началу 20-го в. ведущую роль в промышленности России стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Акционерно-паевые предпринимательские структуры давали вместе 2/3 всей промышленной продукции страны. К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей, произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными организациями. В 1900 г. крупное предпринимательство составляло 83,1 % валового промышленного производства. Российские предприниматели объединялись в тресты, концерны, но в большинстве случаев - синдикаты. Наиболее активно образование синдикатов происходило в 1902-1904 гг. Например, объединение синдикатского типа «Продамет» объединило 30 металлургических заводов, монополизировав 4/5 всей дооктябрьской металлургической промышленности. В сельском хозяйстве развивалась крестьянская кооперация, производственные и торговые товарищества.

1917 - начало 20-х гг. Вытеснение предпринимательства из экономической жизни страны. Во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. Предпринимательской деятельностью, постоянно сужающейся, продолжали заниматься мелкие частные хозяева. В сельском хозяйстве жизнеспособность принципов кооперирования подтверждалась развитием высших форм кооперирования - колхозов. Складываются различные организационные формы колхозов: коммуны, артели, товарищества по совместной обработке земли. К концу 1925 г. артели составляли 2/3 всей численности колхозов. Развивались такие виды объединений, как тресты и синдикаты. Практически вся промышленность была трестирована. Трест рассматривался как промышленное предприятие, включавшее в свой состав фабрики, заводы. Синдикаты - крупные торговые объединения - брали на себя задачи организации сбыта, распределения заказов, ценообразования, снабжения, организации взаимных расчетов.

Период нэпа: середина - конец 20-х гг. Предпринимательские функции в первую очередь стало выполнять государство, что проявилось через участие государства в концессиях, а также через содействие и прямое участие в акционерных обществах. Появились государственные и смешанные акционерные общества. Произошел переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т. д. В литературе тех лет такие объединения напрямую назывались капиталистическими. Произошло слияние системы главков и системы синдикатов в единую систему объединений, действующих на хозрасчете. В результате на базе синдикатов стали создаваться промобъединения, которые являлись хозрасчетными организациями по отраслям промышленности.

Самый драматичный период в истории отечественного предпринимательства: конец 20-х - вторая половина 80-х гг. Период господства административно-командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство было практически изгнано, в результате чего оно переместилось в теневую экономику. Предпринимательская деятельность реализовывалась через спекуляцию, частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. Однако хозяйственные объединения продолжали реализовываться через такие формы концентрации, как увеличение размеров действующих предприятий, строительство новых крупных предприятий. С 1934 г. промобъединения были ликвидированы, количество трестов сокращено. Были образованы главные производственные или производственно-территориальные управления, которые обладали всеми правомочиями для руководства подчиненными им предприятиями, хотя и сохраняющими хозяйственную самостоятельность. В 1934-1957 гг. преобладала «вертикальная» централизация по отраслевому принципу. С 1957 г. для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе был создан совнархоз, осуществлявший по отношению к подведомственным предприятиям такие функции, как утверждение организационной структуры, назначение руководителей, планирование и контроль за деятельностью. Законодательные акты 1974-1977 гг. способствовали развитию производственных и научно-производственных объединений, а также промышленных объединений. Именно они на рубеже 80-90-х гг. оказались наиболее жизнеспособной формой организации различных отраслей народного хозяйства.

Возрождение российского предпринимательства: со 2-й половины 80-х гг. Возрождение таких форм хозяйствования, как подряд, аренда, кооператив. К 1991 г. деятельность кооперативов охватывала более 20 видов производств и услуг: строительные работы, производство стройматериалов, сельскохозяйственные работы, оказание медицинских услуг и т. д. В это же время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. В 1990 г. в стране насчитывается 200 тыс. малых предприятий, а объем производимой ими продукции оценивается в 40 млрд руб. В 1993-1994 гг. с началом широкомасштабной приватизации появляется множество собственников, закладываются основы рыночных отношений, развивается свободная конкуренция. После 2000 г. начинают развиваться крупные предпринимательские объединения корпоративного типа. Малое предпринимательство и корпоративный сектор действуют параллельно и оказывают взаимное влияние друг на друга. На современном этапе развития российского предпринимательства быстро складывается самообразующийся корпоративный сектор экономики, субъектами которого являются такие формы объединений, как финансовопромышленные группы (ФПГ), ассоциации и т. д. «Принципиальная новизна объединений коммерческих организаций рыночного периода заключается в переходе от плановых процессов централизации управления к корпоративной самоорганизации, основанной на экономической зависимости, отношениях собственности, других рыночных формах, а также в договорном принципе объединения коммерческих организаций на добровольной основе» [6, с. 47].

Краткий анализ истории становления отечественного предпринимательства (табл.) позволяет сделать однозначные выводы о том, что практически на всех этапах развития отечественного предпринимательства образование предпринимательских объединений становилось высшей, наиболее развитой формой взаимоотношений экономических субъектов. Формирование и усиление предпринимательских объединений - одна из важнейших тенденций развития современной российской экономики. Именно крупные структуры составляют каркас развитой экономики и хозяйства в целом, повышают стабильность экономического сотрудничества, выступают в качестве партнеров государства в процессах модернизации экономики.

Для рыночной экономики важна не только рыночная конкуренция, но и «концентрация капитала». Именно поэтому при достижении определенных экономических результатов объективно необходимым становится создание крупных организаций корпоративного типа. По отношению к ним малое предпринимательство выступает как источник факторов производства, как рынок сбыта готовой продукции и источник личной предпринимательской инициативы [7, с. 125].

В российском экономике, помимо общемировых тенденций корпоративного развития, можно выделить специфические факторы, обосновывающие необходимость сдвига экономики к формированию корпоративных структур [8, с. 453]: обвальное падение спроса и объемов производства; нехватка инвестиций и оборотных средств; сокращение государственных заказов; неопределенность перспектив; рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого государственного управления; необходимость координации деятельности всех звеньев технологической цепочки, привлечения крупных финансовых ресурсов. Кроме этого, факторами, способствующими актуализации вопросов корпоративного управления, стали [9, с. 17-18]:

- увеличение количества социально и экономически активного населения;

- увеличение количества участников экономических отношений - как физических лиц, так и институциональных участников;

- изменение значимости отдельных ресурсов - зачастую не менее значимыми ресурсами, чем деньги становятся знания, уникальные умения и возможности отдельных людей и образований;

- лавинообразное увеличение вариантов взаимосвязей в экономической сфере, произошедшее в результате развития общества, демократических основ, упрощения миграционных процессов;

- развитие информационных технологий, увеличение пропускной способности каналов связи, скоростей обмена информацией, развитие виртуального информационного пространства, почти не имеющего национальных границ;

- новые научные открытия, обособление отдельных направлений науки и производства.

«Особенность предпринимательства в рамках корпоративной структуры заключается

в том, что, несмотря на хозяйственную независимость объединенных организаций, существуют сильные взаимные этические, организационные, финансовые, деловые и иные связи, делающие корпоративные структуры устойчивыми и надежными партнерами в предпринимательской деятельности» [2, с. 22].

Таким образом, на современном этапе развития российской экономики именно предпринимательские объединения приобретают главенствующую роль среди хозяйствующих субъектов рынка. Наиболее широко преимущества предпринимательских объединений в рыночной экономике по сравнению с неинтегрированными коммерческими организациями рассматривает И. С. Шиткина [6, с. 26-27]. Опираясь на ее анализ, сформулируем плюсы создания предпринимательских объединений.

1. Объединение используемых производственных, инвестиционных, трудовых, интеллектуальных, научных и других видов ресурсов.

2. Минимизация конкуренции для участников объединений по сравнению с обособленными производителями, т. к. участники объединений, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном рынке.

3. Централизация капитала, потоками которого становится возможно управлять, направляя их из одной сферы предпринимательской деятельности в другую.

4. Возможность создания вертикальной интеграции, включающей в себя предпроизводст-венную и послепроизводственную стадии, что позволяет снижать возмущающее воздействие внешней среды на организационную систему.

5. Возможность регулирования ценообразования для участников объединения, что позволяет обеспечить оптимальный уровень рентабельности каждому из участников объединения.

Проведя исследование сущности, предпосылок возникновения и целей создания предпринимательских объединений, мы можем констатировать, что объединение усилий предпринимательских структур дает значительные преимущества как в рационализации условий хозяйствования, так и наращивании конкурентных преимуществ. В связи с этим именно предпринимательские объединения выбраны нами в качестве основного объекта исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Предпринимательство: Учеб. / Под ред. М. Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 448 с.

2. Асаул А. Н., Скуматов Е. Г., Локтева Г. Е. Предпринимательские сети в строительстве / Под ред. А. Н. Асаула.- СПб.: Гуманистика, 2005. - 256 с.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Раздел 1. Подраздел 1. Гл. 1. Ст. 2.

4. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. - М.: Статут, 1998. - 354 с.

5. Шретер В. Советское хозяйственное право. - М.: Госиздат, 1928. - 332 с.

6. Шиткина И. С. Предпринимательские объединения: Учеб.-практ. пособие. - М.: Юристъ, 2001. - 384 с.

7. Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике перходного периода: анализ проблем и экономическая политика // Экономическая наука современной России. - 2002. - № 1. - С. 125.

8. Мильнер Б. З. Теория организации: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 720 с.

9. Самосудов М. В. Наблюдения природы корпоративных отношений // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 4. - С. 16-22.

Статья поступила в редакцию 11.10.2006

THE ESSENCE, HISTORICAL BACKGROUND AND OBJECTIVES OF ENTREPRENEURIAL ASSOCIATIONS

O. Yu. Michurina, O. N. Lebedev

Entrepreneurship is a special type of economic activity directed to form and satisfy definite social needs by means of market exchange. It is realized through gaining competitive benefits and arranging better conditions for economic activities. The ability to change the conditions for economic activities in accordance with social needs and industrial development tendencies is prevailing over adaptation to changeable conditions in functioning of business organizations. The economic survey is mostly interested in entrepreneurial associations being one of the major market elements in the present state of the Russian economics. A business organization is not an independent unit existing in its own vacuum; it is an element of a bigger business organization, and a unit in the chain of wider business connections.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.